Заседание № 144
О проекте федерального закона № 170257-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части распределения целевых отчислений от азартных игр).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Переходим к рассмотрению 10-го вопроса. О проекте федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Пожалуйста, Максим Анатольевич Топилин. ТОПИЛИН М. А., председатель Комитета Государственной Думы по экономической политике, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Законопроект, напомню, подготовлен во исполнение поручения Президента Российской Федерации, направлен на поддержку детского спорта. Основные нормы, которые в нём предусмотрены, - это увеличение с 1,5 до 2 процентов отчислений от букмекерской деятельности и азартных игр на спорт и увеличение с 20 до 30 процентов отчислений в этой сумме на детский спорт. Всего спортивные ассоциации получат дополнительно в следующем году 5 миллиардов рублей внебюджетного финансирования, в случае если мы примем закон. Просьба поддержать. Законопроект подготовлен к рассмотрению в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, есть желающие по мотивам высказаться? Нет. Ставится на голосование законопроект, 10-й вопрос нашей повестки, третье чтение. Пожалуйста, включите режим голосования. У нас, уважаемые коллеги, сегодня много законопроектов третьего чтения, предложенных к рассмотрению, надо будет на этом сосредоточиться. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 00 мин. 56 сек.) Проголосовало за 364 чел.80,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 364 чел. Не голосовало 86 чел.19,1 % Результат: принято Федеральный закон принят единогласно.
Заседание № 143
О проекте федерального закона № 170257-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части распределения целевых отчислений от азартных игр).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
30-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Докладывает Сергей Викторович Алтухов. АЛТУХОВ С. В. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Напомню, законопроект был принят в первом чтении в феврале этого года. Суть предложенных законодательных новелл - увеличение целевых отчислений на поддержку спорта от деятельности букмекерских контор и тотализаторов с 1,5 процента до 2 процентов. Напомню, сейчас оборот по этим видам деятельности составляет 1 триллион рублей, в данный момент отчисляется 1,5 процента. Мы предлагаем с января 2024 года сделать эти отчисления до 2 процентов. Это позволит увеличить внебюджетное целевое финансирование спорта от этих видов деятельности до 20 миллиардов рублей. 30 процентов пойдёт на поддержку детского и массового спорта, 70 процентов пойдёт на поддержку профессиональных лиг. Ко второму чтению в Комитет по экономической политике поступило пять поправок, четыре из них рекомендованы комитетом к принятию, они находятся в таблице поправок № 1, и одна рекомендована комитетом к отклонению, находится в таблице поправок № 2. Поправками, рекомендованными к принятию, предлагается уточнить порядок распределения средств, контроль эффективности распределения целевых средств на поддержку спорта. Поправка, которую Олег Николаевич Смолин внёс, рекомендуется к отклонению, поскольку возможность направления средств на спорт для инвалидов и адаптивную физкультуру должна быть реализована при подготовке подзаконных актов во исполнение данного закона. Соответствующая рекомендация правительству отражена в проекте постановления Государственной Думы. Законопроект полностью готов к рассмотрению во втором чтении, поэтому Комитет по экономической политике просит поддержать таблицу поправок № 1, таблицу поправок № 2 и законопроект во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Викторович. Коллеги, по таблице поправок № 1 есть вопросы? Нет. Таблица поправок ставится на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 29 мин. 18 сек.) Проголосовало за 368 чел.81,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 368 чел. Не голосовало 82 чел.18,2 % Результат: принято Принимается таблица поправок № 1. По таблице поправок № 2 есть вопросы? Нет. Таблица поправок ставится на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 29 мин. 45 сек.) Проголосовало за 321 чел.71,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 2 чел.0,4 % Голосовало 323 чел. Не голосовало 127 чел.28,2 % Результат: принято Принимается. Законопроект ставится на голосование во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 30 мин. 08 сек.) Проголосовало за 388 чел.86,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 389 чел. Не голосовало 61 чел.13,6 % Результат: принято Принимается во втором чтении. Пожалуйста, Сергей Викторович. Включите микрофон на трибуне. АЛТУХОВ С. В. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроект полностью готов к рассмотрению в третьем чтении. Комитет по экономической политике просит включить его в порядок работы на завтра, 21 июля. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, нет возражений? Нет. Принимается.
Заседание № 97
О проекте федерального закона № 170257-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части распределения целевых отчислений от азартных игр).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
12-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Докладывает Дмитрий Юрьевич Пирог. ПИРОГ Д. Ю. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Предлагаемый вашему вниманию законопроект предоставляет возможность общероссийским спортивным федерациям и профессиональным спортивным лигам направлять 30 процентов от общего объёма поступающих целевых отчислений на финансирование мероприятий по развитию детско-юношеского и массового спорта и соответственно 70 процентов - на развитие профессионального спорта и спорта высших достижений. Хочу, коллеги, напомнить, что действующий порядок предусматривает направление не 30 процентов, а 20 процентов, то есть на 10 процентов хотим увеличить отчисления на развитие именно детско-юношеского и массового спорта, ну и соответственно 80 процентов отчислений, которые сейчас идут на профессиональный спорт, сократить, перераспределить, чтобы больше шло на массовый и детско-юношеский спорт. Полномочием по установлению порядка распределения средств предлагается наделить Правительство Российской Федерации. При этом профессиональные спортивные лиги, о которых я уже сказал, продолжат самостоятельно определять порядок распределения целевых денег именно на профессиональный спорт. Мы предлагаем не вмешиваться в этот процесс и регулирование в данной части считаем избыточным. Законопроект также предусматривает последовательное увеличение целевых отчислений, что крайне важно. Сейчас это 1,5 процента от общих средств, предлагается увеличение до 2 процентов к 2030 году. И, забегая вперёд, скажу, что в комитете мы оговариваем вопрос, касающийся... мы пытаемся по этому вопросу прийти к консенсусу, но все поддерживают, что будет не такой длинный срок - до 2030 года, а планируется - до 2024-го. Но это при условии, что законопроект будет принят, и ко второму чтению уже будем дорабатывать со всеми заинтересованными участниками процесса. Данный механизм распределения целевых отчислений уже зарекомендовал себя с позитивной стороны в свете стратегических задач, которые были поставлены президентом в части перевода - и это важно - развития профессионального спорта на внебюджетные источники финансирования, чтобы как можно меньше бюджетных денег поступало на профессиональный спорт. Этим мы и занимаемся, соответствующий закон с 2021 года уже действует, но мы вносим определённые коррективы, потому как требуется более прозрачное, на наш взгляд, распределение указанных целевых отчислений. И в связи с этим законопроектом предлагается установить обязанность субъектов профессионального спорта направлять информацию о распределении отчислений от азартных игр в Министерство спорта и в комиссию по мониторингу. Законопроектом предлагается создать Комиссию по мониторингу и перераспределению целевых отчислений, которая будет создаваться на базе наблюдательного совета Единого регулятора азартных игр. Также Минспорт по законопроекту наделяется дополнительными полномочиями по направлению предупреждения общероссийских спортивных федераций и профессиональных спортивных лиг: сначала будет предупреждение, а затем приостановка целевых отчислений при повторном нарушении целевого использования тех средств, которые поступают на счета. Уважаемые коллеги, по итогам 2022 года - это информация, о которой, возможно, мало кто знает, но хочется напомнить - общий размер целевых отчислений, которые были направлены в Единый регулятор азартных игр, в 117 общероссийских спортивных федераций (не во все, только в 117) и в три профессиональные лиги, составил 13,7 миллиарда рублей. Указанный механизм уже доказал свою эффективность, и теперь необходимо работать над его развитием и совершенствованием, что мы сейчас и предлагаем делать. Уважаемые коллеги, мы предлагаем поддержать законопроект в первом чтении и надеемся на вашу поддержку. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Дмитрий Юрьевич. С содокладом выступает Артём Юрьевич Кирьянов. КИРЬЯНОВ А. Ю., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Комитет по экономической политике рассмотрел законопроект, и, что важно, это законопроект депутатский. Профессиональные спортсмены, собственно, приняли участие в обсуждении, а мы, как их коллеги, в экономическом комитете не можем не доверять такому видению. Ну и, собственно, докладчик достаточно чётко определил, какие будут параметры в дальнейшем, и даже, может быть, сроки по наращиванию вот этого финансирования будут сокращаться. Я хотел бы сказать, что с учётом заключения комитета, в котором имеется ряд замечаний, но эти замечания не носят концептуального характера, просьба поддержать в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Артём Юрьевич. Есть вопросы. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Останина Нина Александровна, пожалуйста. ОСТАНИНА Н. А. Спасибо. У меня вопрос к авторам. Действующим базовым федеральным законам исполняется 17 лет, то есть ровно 17 лет 20 процентов от игорного бизнеса направляется на развитие детского спорта. Сейчас предлагаете не 20, а 30. Скажите, пожалуйста, какие изменения за это время произошли у нас в укреплении материальной базы детского спорта? Что у нас со спортом, - с профессиональным спортом, со спортом высоких достижений? Потому что, ну, когда послушаешь наших профессиональных спортсменов, то, конечно, становится неудобно за то, что мы не можем на уровне федерального бюджета, учитывая ещё и вопрос международного престижа, выделить деньги на высокий спорт, на спорт высоких достижений, выделить деньги на развитие массового спорта для наших детей. Вот эти 20 процентов - какая это сумма, куда они уходят? Докажите нам эффективность использования этих средств. Не было ни одного созыва Государственной Думы, когда вы, прикрываясь детьми, то рекламу пива... всё это опять спорт высоких достижений, опять ради детей. То есть, с одной стороны, детей травим, с другой стороны, вроде как... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пирог Дмитрий Юрьевич, пожалуйста. ПИРОГ Д. Ю. Нина Александровна, спасибо за вопрос. Ну, постараюсь последовательно вам ответить, чтобы было понимание. 20 процентов - это внебюджетные деньги, это крайне важный показатель. И многие не знают, но Россия - одна из немногих стран в мире, где на профессиональный спорт бюджетные деньги выделяются. Я лично считаю, что это неправильно, не должны деньги налогоплательщиков выделяться, но так устроено, и мы пытаемся максимально приложить усилия, чтобы как можно меньше бюджетных денег выделялось на профессиональный спорт и спорт высших достижений. Вот есть такой механизм, который уже начинает действовать и о котором вы сейчас сказали. Эффективность какая? Да хотя бы то, что я вам озвучил, - что только за прошлый год, за 2022-й, поступило порядка 13,7 миллиарда рублей внебюджетных средств. И здесь уже наступает момент правильного перераспределения, которым занимается федерация непосредственно, понимая, куда необходимо вкладывать. Помимо тех денег, которые поступают на профессиональный спорт и спорт высших достижений, мы в позапрошлом году, когда принимался законопроект, действующий сейчас, заложили, что должно быть перераспределение: 20 процентов на детско-юношеский спорт и, соответственно, 80 процентов на профессиональный спорт. Сейчас мы вносим корректировки, понимая, что необходимо не только на детско-юношеский, но ещё и на массовый, и соответственно увеличиваем перераспределение с 20 до 30 процентов этих денег, а на спорт высших достижений и профессиональный сокращаем с 80 до 70. Эффективность есть. Есть полная отчётность, куда эти деньги поступают. Занимаются этим на сегодняшний момент непосредственно федерации, которые понимают, что и как необходимо делать. Ну и понятно, что это регулируется Министерством спорта. Более детально могу отдельно вам показать и рассказать, куда непосредственно направляются все эти деньги. Это есть в общем доступе. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Леонов Олег Юрьевич, пожалуйста. ЛЕОНОВ О. Ю. У меня вопрос к Дмитрию Юрьевичу. Подскажите, пожалуйста, а лотереи подпадают под действие этого закона? И если нет, то почему? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Дмитрию Юрьевичу включите микрофон. ПИРОГ Д. Ю. Олег Юрьевич, спасибо, хороший вопрос. Но опять же могу сказать, что в этом отношении законопроект уже прорабатывается, и есть чёткое понимание. Единственное, решили сейчас остановиться и сначала доработать данный законопроект, доурегулировать его в данной части, а потом переключиться на лотереи, что тоже крайне важно, потому что там - уже анализ есть - тоже есть поступления, которые точно так же необходимо направлять на развитие спорта в нашей стране. Ещё раз хочу, коллеги, подчеркнуть, забегая вперёд (может, кто-то ещё будет задавать вопросы), что есть глубокое убеждение, особенно у людей, которые пришли из спорта, в данном случае я, что деньги необходимо извлекать из внебюджетных источников. Если за рубежом развито телевидение, там можно и на спонсорские деньги, и на трансляции телевидения зарабатывать деньги, федерации могут их тратить, то у нас не так это развито, потому как ещё в советские годы профессиональный спорт считался происками капитализма. Сейчас всё поменялось, но ещё не изменилось отношение к зарабатыванию для спорта. У нас так выстроилась система, но мы должны постепенно от неё отходить. Данный законопроект, предусматривающий поправки к действующему законодательству, подразумевает, что именно в этом направлении мы и двигаемся. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Мархаев Вячеслав Михайлович, пожалуйста. МАРХАЕВ В. М. Уважаемый Дмитрий Юрьевич, должное финансирование спорта, несомненно, напрямую влияет на результаты наших спортсменов, участвующих в различных соревнованиях, в том числе и на международном уровне. Вообще, сама инициатива достаточно спорная. Вопрос следующий: с чем связано уменьшение с 80 до 70 процентов финансирования развития профессионального спорта и спорта высших достижений, притом что целевые отчисления вы предлагаете увеличить с 1,5 процента до 2 процентов только с 2025 по 2030 год? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Пирог Дмитрий Юрьевич. ПИРОГ Д. Ю. Спасибо за вопрос. По поводу процентного соотношения. Было, ещё раз повторю, 20 на 80, такое процентное соотношение, 20 процентов шло на детско-юношеский спорт, а 80 - на спорт высших достижений. Сейчас предлагаем 30 на 70, то есть больше денег направлять на детей и на массовый спорт. Но здесь хотелось бы внести определённую корректировку. Это не значит, что все 100 процентов, которые поступают на спорт высших достижений и на профессиональный спорт, составляют только эти деньги, плюсом идут, конечно, и бюджетные средства, которые перераспределяются, то есть профессиональный спорт не страдает никак в данном случае. Это первое. Ну и соответственно, хотелось бы отдельно отметить, что из этих внебюджетных денег, о которых идёт речь... 1,5 процента сейчас поступает именно от букмекерской деятельности, мы хотим увеличить до 2 процентов. Это достаточно большие деньги, судя по отчислениям, которые поступают от букмекеров, это будут достаточно приличные деньги. Но в нашей законодательной инициативе дано постепенное распределение, здесь я вам скажу даже по годам: если закон вступит в силу, на первом этапе, с нынешнего года по 2024 год будет 1,5 процента, затем с 2024-го по 2027-й размер будет постепенно увеличиваться до 1,7 процента, с 2028-го по 2029-й размер увеличится до 1,8 процента, ну и, соответственно, к 2030 году будет 2 процента. Я с трибуны уже говорил и хочу более детально обозначить, что есть предложение при доработке ко второму чтению сократить эти сроки, чтобы как можно быстрее деньги поступали в больших размерах, в большем количестве. Соответственно, есть предложение чуть ли не к 2024 году уже увеличить до 2 процентов, что, я считаю, очень позитивно скажется на спорте не только профессиональном, но и массовом, детском. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коломейцев Николай Васильевич, пожалуйста. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Дмитрий Юрьевич, безмерно уважаю ваши спортивные достижения и погружённость в тему, вы, вероятно, знаете, что и спортсмены вашего профиля, и футболисты, и хоккеисты платят значительно большие налоги с гонораров и зарплат, которые они получают в Америке, Канаде, европейских и других странах. Но у меня вопрос другой: вот смотрите, "Фонбет", "Пари", "Винлайн" сверхдоходы получают - не считаете ли вы, что 2 процента, скажем так, цифра чрезвычайно скромная? Вообще, с нашей точки зрения, надо 70 процентов брать на детский спорт, а 30 - оставлять на всё остальное. Я вам напомню, что в советское время детские спортивные школы, поездки на соревнования всех уровней были за счёт бюджета, а для людей бесплатными. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы А. Д. Жуков ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Пирог, пожалуйста. ПИРОГ Д. Ю. Николай Васильевич, большое спасибо за вопрос. Вы правильно сделали акцент на том, что, возможно, необходимо больше смещать наше внимание на массовый, детско-юношеский спорт. Я человек из спорта высших достижений, и, наверное, из десяти таких, как я, девять человек, понимая, что такое профессиональный спорт, конечно же, сделают акцент на детском спорте. Мы понимаем, что это важно и это в приоритете, поэтому я уверен, что вот эти поэтапные шаги, которые мы сейчас совершаем, для того чтобы больше денег отчислять на детско-юношеский спорт и на массовый спорт... Мы сейчас эти шаги совершаем, в дальнейшем будем совершать ещё больше. Я, например, считаю, что крайне важно как можно больше денег направлять именно сюда. Но мы не должны забывать и о профессиональных спортсменах, о спортсменах, которые добиваются результата на международной арене. Они как флагманы, на этом тоже необходимо сделать акцент. Они флагманы для наших детей, для наших подростков, они показывают, как и в каком направлении двигаться. Ребята могут вживую такого спортсмена увидеть, дети или подростки могут подойти познакомиться: вот он, такой же, как мы все, - руки, ноги, голова, то же самое, значит, если он добивается результата, и мы можем добиваться. К чему я говорю? К тому, что такое распределение в процентном соотношении для профессионального и детско-юношеского спорта... Конечно же, я считаю, мало того, что мы делаем, но это поэтапное движение к той цели, о которой вы также сказали, на которой сделали акцент. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Лантратова Яна Валерьевна. ЛАНТРАТОВА Я. В. Уважаемый Дмитрий Юрьевич, законопроектом установлена обязанность субъектов профессионального спорта ежеквартально направлять в федеральные органы исполнительной власти, комиссию информацию о распределении целевых отчислений. А есть ли понимание у авторов законопроекта, каким именно образом будет осуществляться проверка её достоверности, и будет ли? Ведь это уже сегодня работает. ПИРОГ Д. Ю. Яна Валерьевна, спасибо за вопрос. Здесь тоже есть определённая новелла в законопроекте, их там в общей сложности четыре, и одна из них касается именно того вопроса, который вы сейчас задали, по поводу того, как определять и кто, вообще, будет определять и отчисления, количество отчислений, и положение об этой комиссии, состав комиссии. Так вот, речь идёт о создании комиссии, которая будет этим заниматься, и об установлении порядка деятельности этой комиссии. Состав этой комиссии, которая будет создана при наблюдательном совете ППК "Единый регулятор азартных игр", будет формироваться правительством. Соответственно, в эту комиссию войдёт, ну назовём условно, профессиональное сообщество - представители федераций, представители лиг и многие другие, и регулятором будет Минспорт по распоряжению правительства соответственно. Минспорт, когда будут поступать определённые сигналы, что какие-то нарушения есть в перечислении или в связи с нецелевым использованием денежных средств, которые поступают на счета федераций, лиг, будет обращаться к этой комиссии для принятия решения, и на основании общего мнения уже будет приниматься решение. Если это разовое нарушение, то поступит предупреждение о нарушении порядка отчислений. Соответственно, повторное нарушение приведёт к тому, что будут приостановлены целевые отчисления, а это потеря денег или их замораживание на счетах. Коллеги, я вот уже говорил, хочу здесь немножко добавить. Те деньги, которые в прошлом году поступили на счета, а это, ещё раз напомню, 13,7 миллиарда, мы, имеется в виду отрасль спорта, не смогли полностью использовать. Почему? Потому что тот закон, который вступил в силу в 2021 году, - и вот сейчас в него поправки вносятся - не полностью отрегулирован. Соответственно, его необходимо доводить до логического завершения, что мы сейчас и делаем, чтобы по деньгам, которые поступают, была полная прозрачность в части не только их целевого использования, но и распределения, куда и как, правильно ли они распределялись, и в процентном соотношении, и чтобы было полное понимание, что эффективность этих денег максимальная. В данном случае регулированием будет заниматься правительство и... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В. Спасибо, Александр Дмитриевич. У меня к обоим докладчикам, наверное, вопрос по поводу экономической составляющей. Какова сегодня рентабельность вот этого бизнеса, поступлений от азартных игр? Насколько прозрачен, скажем так, сам процесс, как эти деньги поступают, как контролируются? Потому что 2 процента от прибыли, если она составляет 30, а может, и больше процентов, - это слишком мало, на мой взгляд во всяком случае. То есть насколько прозрачна, насколько контролируется и какова эта прибыль? Может быть, уже увеличить пора до совершенно другой цифры? ПИРОГ Д. Ю. Алексей Владимирович, спасибо за вопрос. Мне сложно сказать по поводу прозрачности, насколько я знаю, она есть - есть четкое понимание, сколько зарабатывается на букмекерской деятельности, лотереях. Соответственно, не просто так начисляются эти 2 процента, ну, это в будущем, сейчас 1,5 процента. На самом деле мы об этом говорили, и вся статистика, и понимание, и мониторинг были ещё в 2021 году. И мы здесь, в этом зале, кстати, называли эти цифры, они достаточно большие. Именно тогда сделали акцент на том, что часть должна поступать именно на развитие спорта. Вашу озадаченность я поддерживаю. Сейчас мы занимаемся тем, что увеличиваем, поэтапно увеличиваем отчисления на спорт из этих денег. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. КИРЬЯНОВ А. Ю. Коллеги, ну, что касается прозрачности - это, наверное, самый важный вопрос. По моему опыту и исходя из той картины мира, которая у меня складывается, те, кто в легальном поле работает на этом рынке, вот те самые букмекерские конторы, о которых мы сегодня говорим, очень боятся потерять эту свою легальность и эту нишу. Да, они много зарабатывают. Ну, собственно, 13,7 миллиарда - это сколько у нас? 1 процент, ну, 1,5 процента. Ну вот 100 миллиардов - это, что называется, объём, который у них есть. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) КИРЬЯНОВ А. Ю. Так, собственно, это прибыль и есть, оборот-то больше, конечно. Это первая часть. И есть вторая часть, она, конечно, более проблемная, но она выходит за рамки данного законопроекта, - это нелегальные, что называется, игры, нелегальные букмекеры, то, что происходит в Интернете, и то, с чем борется у нас ФНС, как курирующий орган, вот эти все вещи вычищает, но они плодятся как грибы и так далее. Это, конечно, чёрный сегмент. А то, о чём мы говорим, - это прозрачная история, она понятная, она счётная, что называется, с любой стороны подойдёшь, видно, сколько денег они отдадут. Ну а то, что вы говорите, по поводу увеличения процентов, вы знаете, я думаю, что надо тут двигаться постепенно. Вот смотрите, коллеги говорят, что ко второму чтению мы всё-таки не про 2030 год будем говорить, а про 2024-й, а там, глядишь, и 5 процентов к 2026-му. Будем надеяться на лучшее. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, будут ли желающие выступить по данному вопросу? Да. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Максимов Александр Александрович, пожалуйста. ИГОШИН И. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Игошин - по карточке Максимова. Уважаемые коллеги, очень подробно была высказана вся аргументация. Единственное, на что стоит, пожалуй, обратить внимание: по целеполаганию прозвучало вот у наших коллег в вопросе утверждение, что эти деньги используются неэффективно. В целом, несомненно, должно быть целеполагание в системе всех государственных трат, и вы знаете, что мы в своё время принимали такие принципы, и их действие на сегодняшний день приостановлено, потому что наша экономика, наша система оказалась к этому не готова. Но как раз спортивная сфера и траты спортивных федераций в этом плане существенно более эффективны, нежели во многих других сферах. Деньги выделяются спортивным федерациям, и как раз спортивные федерации публично защищают те принципы и те задачи, которые перед ними стоят. Как раз, наверное, в других сферах, где государственные деньги тратятся менее публично, должны ориентироваться на ту публичность, которая есть в спортивной сфере. Понятно, что надо увеличивать процент отчислений, достаточно очевидно, и фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ", конечно же, поддерживает данный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Останина Нина Александровна. ОСТАНИНА Н. А. Уважаемый Александр Дмитриевич, я хочу обратиться к Дмитрию Юрьевичу. Уважаемый Дмитрий Юрьевич, уважая ваши спортивные достижения, я просила бы вас всё-таки не бросать камень в огород того государства, которое дало возможность состояться спорту высоких достижений. Я сожалею, что в этом зале нет Владислава Третьяка, сожалею, что нет Ирины Константиновны Родниной. Печально было слышать, когда вы сказали, что спорт высоких достижений - это происки империализма, который... вот так он оценивался в нашей великой стране. Ведь даже в вашем боксе заслуги Валерия Попенченко, олимпийского чемпиона, двукратного чемпиона Европы, ну, мне кажется, были обществом восприняты с таким воодушевлением, что он чествовался наряду с героями. Мне кажется, что вы напрасно бросили этот камень политический, это не на пользу ни законопроекту, ни авторитету профессионального спорта. По законопроекту есть вопросы. Информация, которая направляется федерациями, лигами в Минспорт, информация по мониторингу, вообще, кем будет проверяться, в каком порядке? Должна ли комиссия, которая создаётся согласно этому законопроекту, осуществлять проверочные мероприятия в самих спортивных федерациях, в лигах? Нуждается ли вообще профессиональный спорт, о котором вы сегодня говорили, в такого рода финансировании? В любом случае спорт - это государственная политика в том числе, и выделение средств из нашего федерального бюджета на развитие спорта ни у кого сомнений не вызывает. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представитель президента? Правительства? Докладчик? Включите микрофон. ПИРОГ Д. Ю. Спасибо, Александр Дмитриевич. Нина Александровна, такое ощущение, что вы часть моих ответов не услышали или прослушали. Когда я говорил по поводу достижений наших советских спортсменов, то имел в виду, что это флагман, это высокие достижения. Когда я говорил, вы недопоняли. Я сказал, что, когда в советские годы у нас был запрещён профессиональный спорт, это была официальная позиция: профессиональный спорт - происки капитализма, и поэтому у нас не была развита индустрия телевидения, в этом контексте я говорил. Хочу ещё сделать акцент, повторить то, о чём я уже говорил: вы всё правильно говорите, необходима политика государства - большие деньги выделять на спорт. Я, как человек из спорта высших достижений, из профессионального спорта, могу сказать (прошёл всё, в том числе и детско-юношеский спорт), и все спортсмены подтвердят: да, необходимо это делать, это очень здорово, но это всё делается на деньги налогоплательщиков, на наши с вами деньги, и большие деньги выделяются. Но можно пойти и по другому пути, есть варианты, есть примеры в других странах, где на самом деле даже, ну, откровенно говоря, совсем не выделяются определённые деньги (может, только чуть-чуть на детско-юношеский спорт) на профессиональный спорт, спорт высших достижений, ни копейки не выделяется. Почему? Потому, что там индустрия телевидения развита, там есть источники финансирования. И если ты добиваешься определённых результатов (или твоя команда), у тебя и контракты подписываются, и деньги появляются внебюджетные. Мы только идём к этому, и мы обязательно придём. Но сейчас те бюджетные деньги, которые выделяются государством, необходимо сокращать, что законопроектом и делается в данном случае. А по поводу того, какое перераспределение, - да, мы все только за то, чтобы как можно больше внимания уделять детям, это крайне важно, но не забывать и про спорт высших достижений. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содокладчик? Нет. Коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", пункт 12. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 00 мин. 24 сек.) Проголосовало за 384 чел.85,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 385 чел. Не голосовало 65 чел.14,4 % Результат: принято Принимается в первом чтении.