Заседание № 116

14.10.2009
Вопрос:

О проекте федерального закона № 170133-5 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" (об установлении ответственности за деяния, причиняющие существенный вред правам и интересам граждан и юридических лиц на рынке ценных бумаг).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1412 по 1442 из 6498
Пункт 6, проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс    
Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской   
Федерации". Также докладывает Владимир Сергеевич Груздев.                       
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ГРУЗДЕВ В. С. Спасибо, Олег Викторович.                                         
                                                                                
Уважаемые коллеги, представляю вам законопроект "О внесении изменений в         
Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального     
кодекса Российской Федерации", внесённый Правительством России.                 
Законопроектом предлагается дополнить Уголовный кодекс статьями 185-2, 185-3    
и 185-4 (все статьи касаются манипулирования ценами на рынке ценных бумаг и     
воспрепятствования осуществлению или незаконного ограничения прав владельцев    
ценных бумаг), а также внести некоторые уточняющие изменения в статьи 169,      
185 и 185-1 Уголовного кодекса и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса    
(данные изменения предусматривают уголовную ответственность за                  
злоупотребление и недобросовестное поведение на рынке ценных бумаг).            
                                                                                
Законопроект полностью подготовлен к процедуре третьего чтения. Правовое        
управление Аппарата Государственной Думы замечаний правового,                   
лингвистического и юридико-технического характера по представляемому            
законопроекту не имеет. Комитет Государственной Думы по гражданскому,           
уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству рекомендует         
Государственной Думе принять указанный законопроект в третьем чтении.           
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, есть ли замечания и есть ли           
желающие выступить по мотивам голосования? Нет. Выносим на "час голосования".   
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1483 по 1500 из 6498
Пункт 6, проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс    
Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской   
Федерации".                                                                     
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 50 мин. 13 сек.)                 
Проголосовало за              312 чел.69,3%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    312 чел.                                          
Не голосовало                 138 чел.30,7%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2141 по 2148 из 6498
ОСАДЧИЙ С. Ю., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! По вопросу 6 повестки дня - это   
проект федерального закона № 170133-5 - Зеленский, Шаккум, Яковлева             
голосовали за.                                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, принимаем к сведению.                            
                                                                                

Заседание № 113

25.09.2009
Вопрос:

О проекте федерального закона № 170133-5 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" (об установлении ответственности за деяния, причиняющие существенный вред правам и интересам граждан и юридических лиц на рынке ценных бумаг; принят в первом чтении 8 мая 2009 года с наименованием "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации").

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2199 по 2296 из 8217
Блок законопроектов, рассматриваемых во втором чтении. Вопрос 10. О проекте     
федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской         
Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской              
Федерации". Доклад первого заместителя председателя Комитета по гражданскому,   
уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Владимира           
Сергеевича Груздева.                                                            
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ГРУЗДЕВ В. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Проект федерального закона     
"О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151      
Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" внесён правительством    
4 марта 2009 года. Законопроект принят Государственной Думой в мае 2009 года    
с наименованием "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации   
и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации".                         
                                                                                
Проектом предлагается дополнить Уголовный кодекс Российской Федерации статьёй   
185-2 "Нарушение порядка учёта прав на ценные бумаги", статьёй 185-3            
"Манипулирование ценами на рынке ценных бумаг", статьёй 185-4                   
"Воспрепятствование осуществлению или незаконное ограничение прав владельцев    
ценных бумаг", а также внести некоторые уточняющие изменения в статьи 169,      
185, 185-1 Уголовного кодекса Российской Федерации и статью 151                 
Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. Данные изменения         
предусматривают уголовную ответственность за злоупотребления и                  
недобросовестное поведение на рынке ценных бумаг.                               
                                                                                
Уважаемые коллеги, ко второму чтению в комитет поступило шесть поправок.        
Сформированы две таблицы: таблица 1 поправок, рекомендованных к принятию,       
содержит три поправки, и таблица 2 поправок, рекомендованных к отклонению,      
также содержит три поправки. Прошу перейти к рассмотрению таблиц поправок.      
                                                                                
                    Председательствует Первый заместитель                       
                      Председателя Государственной Думы                         
                                О. В. Морозов                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Сергеевич.                              
                                                                                
Уважаемые коллеги, две таблицы. Таблица 1 включает в себя три поправки,         
одобренные комитетом. Есть ли замечания по этой таблице? Нет. Ставится на       
голосование таблица 1.                                                          
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 31 мин. 19 сек.)                 
Проголосовало за              394 чел.87,6%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    394 чел.                                          
Не голосовало                  56 чел.12,4%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Таблица принимается.                                                            
                                                                                
Таблица 2 - три поправки, рекомендованные к отклонению. Настаивает ли кто на    
обсуждении какой-либо из них? Нет. Ставится на голосование таблица 2.           
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 31 мин. 58 сек.)                 
Проголосовало за              350 чел.77,8%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    350 чел.                                          
Не голосовало                 100 чел.22,2%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается таблица.                                                            
                                                                                
Ставится на голосование во втором чтении законопроект, обозначенный в пункте    
10 нашей повестки.                                                              
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 32 мин. 29 сек.)                 
Проголосовало за              406 чел.90,2%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    406 чел.                                          
Не голосовало                  44 чел.9,8%                                      
Результат: принято                                                              
                                                                                
Законопроект принят во втором чтении.                                           
                                                                                
По ведению - Федоткин Владимир Николаевич.                                      
                                                                                
ФЕДОТКИН В. Н. Олег Викторович, при рассмотрении вопросов докладчики            
пересказывают содержание законопроекта, но мы уже с ним знакомы. Может быть,    
этого не делать - сразу к поправкам? Мы сэкономим время, рассмотрим больше      
вопросов.                                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Докладчики вас слышат.                                    
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2811 по 2816 из 8217
ШОЙГУ Л. К., фракция "Единая Россия".                                           
                                                                                
По пункту 10 депутаты Язев и Шойгу голосовали за.                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                

Заседание № 92

08.05.2009
Вопрос:

О проекте федерального закона № 170133-5 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" (об установлении ответственности за деяния, причиняющие существенный вред правам и интересам граждан и юридических лиц на рынке ценных бумаг).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4066 по 4457 из 5290
Уважаемые коллеги, переходим к рассмотрению пункта 12. Проект федерального      
закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и          
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации". Доклад официального       
представителя Правительства Российской Федерации заместителя руководителя       
Федеральной службы по финансовым рынкам Александра Юрьевича Синенко.            
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
СИНЕНКО А. Ю., официальный представитель Правительства Российской Федерации,    
заместитель руководителя Федеральной службы по финансовым рынкам.               
                                                                                
Спасибо, Любовь Константиновна.                                                 
                                                                                
Добрый день, уважаемые депутаты! Правительство Российской Федерации             
представляет на ваше рассмотрение проект федерального закона "О внесении        
изменений в Уголовный кодекс и Уголовно-процессуальный кодекс Российской        
Федерации" в части установления наказаний за преступления в сфере рынка         
ценных бумаг.                                                                   
                                                                                
Почему возникла необходимость введения новых составов фактически уголовных      
преступлений за эти действия? Напомню о том, что государство предлагает         
ввести уголовную ответственность за какие-либо действия или бездействие в тех   
случаях, когда эти деяния отвечают критерию высокой степени общественной        
опасности. Существует ли, присутствует ли данный критерий в сфере обращения     
ценных бумаг? По нашему глубокому убеждению, да. Почему? Потому что рынок       
ценных бумаг сопряжён с рядом факторов и рисков. Например, такой, как           
массовость. Напомню, что акции и облигации - наиболее массовые ценные бумаги.   
В стране на сегодняшний день активно действует более трёхсот тысяч              
акционерных обществ. Далее, ценные бумаги, особенно эмиссионные ценные          
бумаги, такие как акции и облигации, имеют потенциально неограниченный круг     
инвесторов. Ценные бумаги отличаются достаточно простым и, самое главное,       
оперативным механизмом перехода прав собственности. И необходимо отметить       
достаточно высокий риск неисполнения обязательств по ценным бумагам. Именно     
все эти факторы всегда становились причиной как повышенного правового           
регулирования самого рынка ценных бумаг, так и специальных мер юридической      
ответственности за те правонарушения, которые допускаются в этой сфере.         
                                                                                
Хотел бы особо обратить внимание на ещё одну причину введения именно            
уголовной ответственности за преступления в сфере рынка ценных бумаг.           
Необходимо отметить неэффективность тех мер юридической ответственности,        
которые на сегодняшний день применяются в этой сфере. Гражданско-правовая       
ответственность носит скорее компенсационный характер.                          
Административно-правовая ответственность также не является препятствием,        
например, для совершения повторных проступков в этой сфере. Для подтверждения   
данных слов достаточно привести статистику ФСФР России по количеству            
возбуждённых и рассмотренных административных дел за последние три года.        
Итак, 2006 год: общее количество правонарушений составило пять тысяч триста     
шестьдесят пять. В 2007 году это уже шесть тысяч четыреста два нарушения. В     
прошлом, 2008 году количество административных дел, которые были возбуждены и   
рассмотрены органами ФСФР России, составило уже девять тысяч семьсот            
восемьдесят четыре. Как вы видите, за три года практически двукратный рост.     
Это лишний раз подтверждает неэффективность мер, которые на сегодняшний день    
действуют, в том числе в административном законодательстве.                     
                                                                                
Теперь непосредственно о самом законопроекте. Условно его можно разделить на    
две части. Первая касается внесения технических изменений, которые не имеют     
принципиального значения и связаны с тем, что изменилось само материальное      
право, в частности закон "О рынке ценных бумаг". Там появились некоторые        
нюансы, которые требуют соответствующего корреспондирующего отражения и в       
уголовных нормах.                                                               
                                                                                
Думаю, что наибольшее внимание стоит уделить трём новым составам уголовных      
преступлений, которые предлагается ввести. Статья 185-2 предполагает введение   
уголовной ответственности за нарушение порядка учёта прав на ценные бумаги.     
Почему именно в этой части необходима ответственность, в том числе на           
уголовном уровне? Напомню, что специфика ценных бумаг, особенно эмиссионных     
бездокументарных ценных бумаг, - это обязательность учёта прав на ценные        
бумаги, а также фиксация перехода прав на собственность на ценные бумаги в      
специальных реестрах. Эти реестры ведутся либо регистраторами, либо             
депозитариями. Бездокументарные ценные бумаги, ещё раз напомню, могут           
существовать только в качестве записи именно в реестре. Именно реестры и        
депозитарный учёт по этой причине становятся очень часто предметом преступных   
посягательств со стороны всевозможных недобросовестных лиц. Наиболее часто      
встречающиеся нарушения, которые приводят к утрате собственниками ценных        
бумаг, - это незаконный отказ от внесения записи в реестр, это                  
несанкционированное вмешательство в электронные цифровые базы данных и          
списание ценных бумаг. И наиболее массовые случаи - это операции в реестре и    
в депозитариях на основании поддельных доверенностей, в том числе по            
предварительному сговору с сотрудниками самих регистраторов или депозитариев.   
Предполагается, что субъектами ответственности по данной статье будут лица, в   
должностные обязанности которых входит совершение операций по учёту прав на     
ценные бумаги. Ну, фактически речь идёт о сотрудниках специализированных        
регистраторов и депозитариев, поскольку, ещё раз обращаю внимание, именно в     
этих организациях происходит совершение операций, которые влекут переход прав   
или фиксацию прав на ценные бумаги. Особое внимание в связи с этим стоит        
обратить на тех эмитентов, которые вправе самостоятельно вести реестры          
владельцев ценных бумаг. В этом случае субъектами уголовной ответственности     
будут те должностные лица, которые назначены и работают в этих организациях.    
                                                                                
Далее. Объективной стороной данного преступления предполагаются как раз те      
нарушения правил ведения реестров владельцев именных ценных бумаг или           
депозитарного учёта, которые урегулированы законом "О рынке ценных бумаг" и     
рядом постановлений Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг. Обязательным    
условием наличия состава преступления по этому составу предполагается           
причинение крупного ущерба гражданам, юридическим лицам или государству. Под    
крупным ущербом в данном случае предполагается ущерб в размере более 1          
миллиона рублей. Наказание, которое предполагается ввести за это                
преступление, - штраф от 300 до 500 тысяч рублей и (или) лишение свободы на     
срок до двух лет. Помимо этого, предлагается ввести часть вторую с              
квалифицирующим обстоятельством, если данное преступление совершено группой     
лиц по предварительному сговору. В этом случае повышенная уголовная             
ответственность предлагается: в том числе лишение свободы на срок от двух до    
шести лет.                                                                      
                                                                                
Следующий состав, который предлагается ввести в Уголовный кодекс, связан с      
уголовной ответственностью за манипулирование ценами на рынке ценных бумаг.     
Напомню, что это очень опасное правонарушение, за которое уголовная             
ответственность предусмотрена во всех развитых системах, где существует         
развитый рынок ценных бумаг. Манипулирование ценами посягает на отношения,      
связанные со справедливым формированием ценообразования на организованных       
рынках. Даже один случай манипулирования способен обрушить любой                
организованный рынок - чрезвычайно опасное явление! В соответствии с этим       
предлагается достаточно серьёзная уголовная ответственность. Напомню, что с     
13 апреля этого года действует новая, обновлённая статья 51 закона "О рынке     
ценных бумаг", в которой очень подробно прописано, что такое манипулирование    
ценами на рынке ценных бумаг, каковы ограничения и другие действия, в том       
числе компетенция ФСФР России в части предотвращения этих... (Шум в зале.)      
                                                                                
Коллеги, а самое интересное? Я понимаю, что манипулирование - это очень         
специфическое, тогда я сразу перейду к третьему составу, если позволите,        
потому что он наиболее интересен. Речь идёт о введении уголовной                
ответственности за воспрепятствование осуществлению прав владельцев ценных      
бумаг. Наиболее серьёзный, на наш взгляд, вопрос, потому что тот беспредел,     
который сейчас наблюдается в нашем корпоративном управлении, может быть         
прекращён исключительно, на наш взгляд, по нашему глубокому убеждению,          
уголовно-правовыми нормами. Речь идёт о введении ответственности уголовной,     
например, за незаконный отказ в созыве общего собрания акционеров, что          
происходит очень часто; введении уголовной ответственности за отказ в           
регистрации к участию в общем собрании акционеров или, например, проведение     
общего собрания акционеров в отсутствие кворума. Последнее обстоятельство       
очень часто используется в качестве одной из схем в рейдерских захватах. Мы     
полагаем, что это принципиальная вещь, хотел бы обратить внимание на этот       
состав в том числе и потому, что в этих вопросах ни гражданско-правовые, ни     
административные меры ответственности неэффективны. Почему? Потому что,         
конечно, заинтересованное лицо может обжаловать незаконно проведённое общее     
собрание акционеров, можно даже через год добиться положительного решения       
арбитражного суда, только за этот год, даже за меньший срок недобросовестные    
лица могут перехватить управление, назначить своих в органы управления,         
вывести акты, совершить другие преступные действия. Поэтому хотели бы           
обратить внимание на этот состав, в том числе и на тот размер уголовной         
ответственности, который предусматривается: штраф или лишение свободы на срок   
до двух лет.                                                                    
                                                                                
Уважаемые коллеги, Правительство Российской Федерации просит поддержать и       
принять в первом чтении данный законопроект.                                    
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Юрьевич, присаживайтесь.               
                                                                                
От комитета содоклад сделает Владимир Сергеевич Груздев. Пожалуйста, Владимир   
Сергеевич.                                                                      
                                                                                
ГРУЗДЕВ В. С. Спасибо, Любовь Константиновна.                                   
                                                                                
Уважаемые коллеги, Александр Юрьевич очень подробно изложил суть                
законопроекта, я добавлю буквально несколько фраз. Хочу подчеркнуть, что        
уголовная ответственность за манипулирование ценами на рынке ценных бумаг       
устанавливается в том случае, если такое деяние причинило крупный ущерб         
гражданам, организациям и государству, либо сопряжено с извлечением доходов в   
крупном размере, либо совершено с использованием средств массовой информации.   
                                                                                
Также предлагается ввести уголовное наказание за воспрепятствование             
осуществлению прав владельцев ценных бумаг или незаконное ограничение           
закреплённых в законодательстве Российской Федерации о ценных бумагах прав      
владельцев ценных бумаг, если эти деяния причинили гражданам, организациям      
или государству крупный ущерб либо сопряжены с извлечением доходов в крупном    
размере. Вот эти нормы как раз носят антирейдерский характер, и, мне кажется,   
принятие этих норм очень насущно и необходимо. Следует обратить внимание на     
то, что привлечение к уголовной ответственности за указные деяния               
предусматривается в случае, когда они были сопряжены с причинением крупного и   
особо крупного ущерба. При этом для целей вновь вводимых составов               
преступлений под крупным ущербом, доходом понимается ущерб, доход, размер       
которого превышает 1 миллион рублей, а под особо крупным - 2,5 миллиона         
рублей.                                                                         
                                                                                
Для определения подследственности вводимых в Уголовный кодекс составов          
преступлений предлагается также внести изменение в статью 151.                  
                                                                                
Принятие данного законопроекта будет способствовать в целом укреплению          
законности на финансовом рынке, повышению его привлекательности и               
прозрачности, а также увеличению инвестиций на фондовом рынке отечественной     
экономики.                                                                      
                                                                                
Комитет Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и        
процессуальному законодательству рекомендует Государственной Думе поддержать    
законопроект в первом чтении.                                                   
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Сергеевич.                              
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы к докладчику и содокладчику? Есть вопросы у            
депутатов Рохмистрова и Белякова. Два вопроса у нас. Пожалуйста, Рохмистров     
Максим Станиславович.                                                           
                                                                                
Пожалуйста, включите микрофон.                                                  
                                                                                
РОХМИСТРОВ М. С. У меня вопрос и к докладчику, и к содокладчику, хотелось бы    
услышать их мнение. Вот название очень хорошее, декларация хорошая, да,         
действительно надо, но будет ли работать? Это первый вопрос. И кого,            
например, посадили за народное IPO банка ВТБ, потому что там было в чистом      
виде манипулирование ценами и в итоге огромное количество граждан и бюджет      
Российской Федерации потеряли многие миллиарды рублей? Кого посадили            
конкретно, кто подпадает под статью?                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кто первый будет отвечать? Пожалуйста, Владимир           
Сергеевич.                                                                      
                                                                                
ГРУЗДЕВ В. С. Ну давайте я отвечу.                                              
                                                                                
Уважаемый Максим Станиславович, ну, я что хочу сказать? Что никого и не         
посадили: статьи нет. Вот примем закон - будет статья, а уже органы             
правопорядка будут разбираться, кто конкретно из ответственных лиц,             
причастных к манипулированию, на ваш взгляд, акциями Внешторгбанка, будет       
нести ответственность.                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Александр Юрьевич, вы тоже хотели бы ответить?            
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
СИНЕНКО А. Ю. Буквально два слова.                                              
                                                                                
Уважаемые коллеги, обращаю ваше внимание на то, что действующий Уголовный       
кодекс на самом деле предусматривает ряд общих составов, которые теоретически   
могут быть применены, например, к случаю неправомерного отказа в созыве         
общего собрания акционеров, только весь наш опыт показывает, что наши           
обращения в правоохранительные органы заканчиваются ничем. Почему? Потому что   
чрезвычайно неконкретные статьи, не связанные с теми реальными случаями, за     
которые нужно привлекать к ответственности. Поэтому, если отвечать на тот       
вопрос, который был задан, - что значит неправомерный отказ в созыве общего     
собрания акционеров, - скажу, что в законе "Об акционерных обществах" есть      
закрытый перечень оснований для отказа, где всё чётко перечислено. Если был     
незаконный отказ, значит, будьте любезны, отвечайте по статье Уголовного        
кодекса. То же самое с другими статьями: внёс неправильно запись в реестр, в    
нарушение требований постановления ФКЦБ, - это образует уголовное               
преступление. Мы практически уверены, что именно таким способом можно навести   
порядок в этих случаях.                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
И Беляков Антон Владимирович, пожалуйста, ваш вопрос.                           
                                                                                
БЕЛЯКОВ А. В. У меня также вопросы к докладчику и к содокладчику. Мне очень     
приятно, что коллега Рохмистров меня отчасти опередил, но тем не менее, как в   
том числе лидер движения пострадавших инвесторов, я бы хотел ещё раз задать     
тот же вопрос, но более конкретный.                                             
                                                                                
Народное IPO, когда акции были выставлены по заведомо завышенной цене и был     
нанесён ущерб и государству, и ста восьмидесяти тысячам граждан, которые        
купили акции Внешторгбанка, - эта ситуация подпадает под законопроект,          
который сейчас обсуждается, она описана или здесь речь идёт только о            
манипулировании акциями, которые уже выпущены и находятся в обороте? И          
соответственно, если это подпадает, то каким образом это наказывается?          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Срок исковой давности надо... и обратной силы закон не    
имеет.                                                                          
                                                                                
ГРУЗДЕВ В. С. Уважаемый Антон Владимирович, данный законопроект конкретно не    
устанавливает уголовную ответственность за первичное завышение цены, при        
первичном размещении акций. Мы с вами рассматриваем концепцию законопроекта в   
первом чтении, поэтому, конечно же, если у вас есть поправки, которые вы        
готовы подготовить ко второму чтению, мы их с удовольствием рассмотрим. Но      
закон начнет действовать с момента его официального опубликования либо с той    
даты, которую мы укажем в законе, поэтому обратной силы, видимо, он иметь не    
будет.                                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Вопросы закончились. Есть ли желающие выступить? Один желающий, двое.           
Учитывая, что у нас осталось ещё несколько вопросов, сколько минут мы           
определим для выступлений? По три минуты Сергей Владимирович Иванов             
предлагает.                                                                     
                                                                                
Пожалуйста, Коломейцев Николай Васильевич.                                      
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо, я уложусь и в три минуты.                             
                                                                                
Вот, мне кажется, на примере этого закона видно всё лицемерие нашего            
комитета, который, если это касается интересов крупных собственников и          
денежных магнатов, впереди паровоза: и внесём, и поддержим. А вот то, что       
касается морали, - это комитет не интересует. Но я о другом хотел бы сказать.   
                                                                                
К сожалению, все присутствующие в зале, или подавляющее большинство,            
прекрасно знают, что технология рейдерского захвата состоит отнюдь не в         
недоработке закона, там высокое крышевание в правоохранительных органах и       
преднамеренно незаконное решение суда, о котором здесь ничего не говорится,     
потому что без решения суда никаких рейдерских захватов совершить нельзя.       
Вообще-то, правительство наверняка знает не хуже нас об этом, но по ключевым    
проблемам поправки как раз не вносит, потому что вот этот закон должен бы был   
содержать и нормы об отстранении от должности и привлечении к ответственности   
принявшего неправомерное решение судьи, крышующих прокурора и милиционера,      
незаконно действующего судебного исполнителя, который в принципе, зная о том,   
что решение незаконное, торопится его реализовать быстрее, чем законное         
решение, которое годами не реализовывается, и суд вынужден выносить несколько   
решений по исполнительному производству.                                        
                                                                                
Мы в принципе концепцию поддержим, но я обращаюсь к правительству: вообще-то,   
надо на проблему смотреть глубже, и не только в части защиты 15 процентов       
людей, ставших сказочно богатыми, надо подумать и о людях, которые не имеют     
ценных бумаг, но хотели бы работать на предприятиях, которые из-за рейдерства   
останавливают свою работу.                                                      
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
И Рохмистров Максим Станиславович, пожалуйста.                                  
                                                                                
РОХМИСТРОВ М. С. Уважаемые депутаты, концепция законопроекта как бы хорошая,    
правда, опоздала на несколько лет, но будет ли этот закон работать и решать     
те проблемы, с которыми сталкиваются у нас сегодня? Я думаю, что основными,     
главными ответчиками по этому законопроекту станут, должны были бы стать наши   
великие руководители. У нас вот господин Кудрин выступал здесь, в               
Государственной Думе: когда он начал своё выступление, акции на 10 процентов    
поднялись, когда закончил выступление - упали в два раза ниже того уровня, на   
котором были изначально. Некоторые компании на этом очень хорошо заработали,    
которые вчера купили, зная, о чём он здесь будет говорить, на подъёме их        
продали, а к вечеру все потеряли. Вот вам манипулирование теми самыми ценами.   
                                                                                
Не случайно я задал вопрос и по банку ВТБ. Крупнейшая афера в нашем             
государстве, которой ещё раз людей отвадили от банковского сектора. Ну просто   
реально бабушки и дедушки, которые приходили туда, несли свои последние         
деньги, сегодня со слезами на глазах спрашивают: что мне с этим делать? Опять   
в сферу регулирования законопроекта эта деятельность не попадает. Кроме того,   
по имеющейся информации, сейчас банк ВТБ проведёт допэмиссию, и у этих          
бабушек вообще ничего не останется, к сожалению. Вот призыв на фондовый рынок   
прийти миноритарным акционерам! К сожалению, проблему защиты основных           
пострадавших и страдающих, защиты миноритарных акционеров тоже законопроект     
не решает. Как они не обладали никакими правами, так они никакими правами и     
не обладают, и нести ответственность не будут.                                  
                                                                                
Также вынужден согласиться с мнением предыдущего выступающего, потому что       
зачастую один из способов рейдерских захватов, как здесь говорили, это когда    
под то или иное уголовное дело, которое у нас сегодня старший лейтенант         
возбуждает (за что и как - непонятно), изымается целый реестр. Я сам            
неоднократно был свидетелем этого, когда к реестродержателю просто приходят и   
без описи всё в коробках забирают, носитель электронный забирают, три месяца    
держат, а потом отдают другому реестродержателю с другими данными. И это        
происходит постоянно при любом рейдерском захвате.                              
                                                                                
Судьи тоже - мы неоднократно становились свидетелями, когда при полной          
доказательной базе суд в конце пишет одну фразу: суд не установил наличия       
глубокого убеждения при совершении преступления, то есть умысла, и даёт         
оправдательный приговор. И никакие жалобы в квалификационные комиссии и так     
далее, и так далее не приводят ни к какому успеху. А обжаловать решение суда    
вряд ли у кого-то поднимется рука, то есть... (Микрофон отключён.)              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли у представителей правительства, президента желание высказаться? Не      
желают. Есть ли желание высказаться от комитета?                                
                                                                                
Пожалуйста, включите микрофон с места депутату Груздеву Владимиру Сергеевичу.   
                                                                                
ГРУЗДЕВ В. С. Спасибо, Любовь Константиновна.                                   
                                                                                
Уважаемые коллеги, я вас благодарю за столь пристальное внимание к работе       
нашего комитета и к работе над уголовным законодательством. К сожалению, в      
нашем комитете не представлен ни один... нет представителей от фракции КПРФ.    
Вот Николай Васильевич уже большой специалист по Уголовному кодексу, поэтому    
я предлагаю ему перейти для работы в наш комитет. Это позволит ему хотя бы      
читать предлагаемые законопроекты.                                              
                                                                                
Вот, например, в статье 169 говорится о чём? О воспрепятствовании законной      
предпринимательской или иной деятельности. Например, при неправомерном отказе   
в государственной регистрации индивидуального предпринимателя или               
юридического лица возникает уголовная ответственность у должностного лица,      
которое допускает такие деяния. И весь законопроект из этого состоит.           
                                                                                
Николай Васильевич, пожалуйста, читайте документы, после этого давайте их       
обсуждать концептуально.                                                        
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, коллеги. Обсуждение состоялось.                  
                                                                                
На голосование ставится законопроект "О внесении изменений в Уголовный кодекс   
Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации".    
Кто за то, чтобы принять законопроект в первом чтении? Прошу проголосовать.     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 47 мин. 03 сек.)                 
Проголосовало за              435 чел.96,7%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    435 чел.                                          
Не голосовало                  15 чел.3,3%                                      
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.