Заседание № 118

09.10.2013
Вопрос:

О проекте федерального закона № 169904-6 "О внесении изменения в статью 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации" (в части установления ограничения на использование субъектами Российской Федерации, получающими дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности, собственных финансовых средств для решения вопросов, отнесённых к компетенции федеральных органов государственной власти).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3736 по 3885 из 6430
12-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменения в статью 85    
Бюджетного кодекса Российской Федерации".                                       
                                                                                
Дмитрий Иванович Савельев, пожалуйста.                                          
                                                                                
САВЕЛЬЕВ Д. И. Десять минут - это немного совсем.                               
                                                                                
Дорогие коллеги, уважаемый Сергей Евгеньевич! Данным законопроектом             
предлагается установить ограничения на использование субъектами Российской      
Федерации собственных финансовых средств для решения вопросов, находящихся в    
компетенции федеральных органов власти.                                         
                                                                                
Сегодня большинство регионов России получает дотации на выравнивание            
бюджетной обеспеченности, но на практике их часто не хватает, то есть размер    
обязательств федерального центра по отношению к жителям регионов нередко        
превышает размер получаемых из Москвы дотаций. И где же взять в таком случае    
деньги? Для того чтобы обеспечить финансирование переданных на региональный     
уровень федеральных полномочий, в результате длительного дефицита средств       
субъектам Федерации приходится отвлекать собственные материальные ресурсы и     
финансы. Это не только является нарушением принципа самостоятельности           
бюджетов, который гарантирует органам государственной власти право самим        
определять направления и формы расходования средств бюджетов, но это            
частичное перекладывание на региональные бюджеты федеральных обязательств,      
что также ставит под угрозу гарантии предоставления государственных услуг       
гражданам, проживающим в дотационных субъектах, а таких, как вы знаете, у нас   
очень много. Именно поэтому мы предлагаем в законодательной форме ограничить    
субъекты Российской Федерации в праве дополнительного использования             
собственных материальных ресурсов и финансовых средств на исполнение            
расходных обязательств, относящихся к компетенции федеральных органов           
государственной власти. При этом наша законодательная инициатива направлена     
не только на повышение эффективности исполнения Бюджетного кодекса и            
обеспечение гарантий жителям регионов на получение государственных услуг -      
подспудно мы решаем ещё ряд задач. В первую очередь это стабилизация            
региональных финансов, мы считаем необходимым исключить случаи, когда в         
результате расходования региональных средств по федеральным обязательствам      
возникает их недостаток для решения местных вопросов.                           
                                                                                
Предлагаемый законопроект также ставит дополнительный заслон возможным          
злоупотреблениям или даже коррупционным проявлениям со стороны руководителей    
органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Направляя         
сегодня средства региональных бюджетов на решение вопросов, отнесённых к        
компетенции федеральных органов власти, губернаторы получают возможность        
напрямую влиять на территориальные подразделения федеральных органов власти,    
в том числе на силовые структуры. Устранение такой возможности будет            
способствовать противодействию коррупции на региональном уровне.                
                                                                                
Просим поддержать данный законопроект в первом чтении.                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Дмитрий Иванович, присаживайтесь.                
                                                                                
Раиса Васильевна Кармазина, пожалуйста.                                         
                                                                                
КАРМАЗИНА Р. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                       
                                                                                
Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Предлагаемые законопроектом     
изменения статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации существенно         
ограничивают самостоятельность субъектов Российской Федерации в использовании   
собственных финансовых средств, поскольку дотации на выравнивание, как          
следует из статьи 47 Бюджетного кодекса, относятся к собственным доходам        
субъектов Российской Федерации и могут быть использованы субъектами             
Российской Федерации в соответствии с принятыми ими решениями.                  
                                                                                
Пункт 7 статьи 26-3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об     
общих принципах организации законодательных (представительных) и                
исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"   
прямо указывает на то, что "органы государственной власти субъекта Российской   
Федерации имеют право дополнительно использовать собственные материальные       
ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им полномочий в      
порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации". Законопроект     
вступает в противоречие с этой нормой, но её изменение законопроектом не        
предполагается.                                                                 
                                                                                
Как известно, межбюджетные трансферты из федерального бюджета,                  
предоставляемые бюджетам субъектов в целях финансового обеспечения переданных   
им расходных обязательств, распределяются между субъектами Российской           
Федерации в соответствии с методиками по установленным нормативам. Если в       
субъекте Российской Федерации его законом установлены более высокие             
нормативы, субъект имеет право финансировать переданные ему расходные           
обязательства Российской Федерации за счёт собственных доходов и источников     
финансирования дефицита бюджета субъекта - в абзаце втором части 4 статьи 85    
Бюджетного кодекса установлена прямая норма, где говорится об этом.             
                                                                                
Приведу пример по Красноярскому краю. Вы знаете, что партия "ЕДИНАЯ РОССИЯ"     
ставит своей задачей, чтобы граждане платили от экономически обоснованных       
затрат в жилищно-коммунальной сфере примерно до 18 процентов. В Красноярском    
крае давно установлена такая норма - наши граждане платят именно до 18          
процентов от экономически обоснованных затрат. Кроме того, в Красноярском       
крае введена норма, касающаяся оплаты отпуска по уходу за ребёнком: везде       
платят до полутора лет - это средства Фонда социального страхования, а в        
Красноярском крае давно, ещё при губернаторе Хлопонине, ввели норму - до трёх   
лет платить, то есть дольше. Правда, есть и граждане - те, кто работает в       
федеральных структурах, - которым по первой норме платят, до полутора лет. Я    
могу привести ещё очень много примеров по Красноярскому краю.                   
                                                                                
Сегодня Бюджетный кодекс чётко запрещает напрямую финансировать учреждения,     
которые финансируются из федерального бюджета, это грубейшее нарушение. Я вам   
приведу пример. В прошлом созыве мы с сенатором Новиковым предложили принять    
в Красноярском крае норму - и ряд депутатов Думы тоже подписались под нашим     
законопроектом - выделять средства на оплату коммунальных услуг                 
педагогическим работникам в сельской местности, так прокуратура несколько раз   
выступала с протестом, и нам пришлось принять закон, чтобы эту норму            
отменить, так как мы не имели права её устанавливать, поскольку была норма      
федерального закона, поэтому нам предъявляли протест и мы отменяли эту норму    
в заксобрании, мы вынуждены были это сделать. Но почему я к этому               
возвращаюсь? Только что мы здесь, в Думе, по сокращённой процедуре              
рассматривали этот законопроект, авторами которого являемся мы с Новиковым, с   
тем чтобы отменить эту норму, то есть отклонить законопроект, потому что с 1    
сентября вступил в действие закон "Об образовании..." и эта норма там           
урегулирована, мы делегировали полномочия. Вот в связи с этим данный            
законопроект нельзя принять, потому что и сегодня Бюджетный кодекс запрещает    
финансировать те обязательства, которые должны финансироваться из               
федерального бюджета. А социально защищать своих граждан - граждане не          
делятся по уровню бюджета - можно в рамках тех программ, которые принимаются    
в субъектах Российской Федерации. На основании этого я прошу, уважаемые         
коллеги, отклонить данный законопроект, не принимать его.                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли вопросы у коллег? Прошу записаться.                                     
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Сергей Михайлович Катасонов, пожалуйста.                                        
                                                                                
КАТАСОНОВ С. М. Раиса Васильевна, вот примеры, которые вы приводили по своему   
краю, они связаны с дополнительными расходными обязательствами, которые         
субъект взял на себя сверх нормы, установленной федеральным центром, - это и    
ЖКХ, и выплаты по уходу за ребёнком, и так далее. У нас же в законопроекте      
немножко другое: мы говорим, что если на те обязательства, которые передаются   
из федерального центра, деньги не дают, то в этом случае субъект не может       
тратить свои, - это совершенно разные вещи.                                     
                                                                                
Вопрос в следующем: вы сослались, что мы не можем этот закон принять, потому    
что не вносится поправка одновременно в одну статью Бюджетного кодекса, а       
каково ваше личное мнение, если мы внесём такую поправку ко второму чтению,     
этот закон будет логичен, правилен и корректен с точки зрения субъектов?        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Раиса Васильевна, пожалуйста.                             
                                                                                
КАРМАЗИНА Р. В. Уважаемый коллега, я уже сказала, что и сегодня в Бюджетном     
кодексе есть статьи, которые категорически запрещают финансировать мандаты,     
которые по Конституции должны финансироваться из федерального бюджета,          
поэтому те нормы, которые вы вносите, излишни. Финансирование федеральных       
структур не относится к полномочиям субъекта, прокуратура однозначно выйдет с   
протестом - это нецелевое использование средств субъекта.                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4170 по 4243 из 6430
Завершим обсуждение 12-го вопроса повестки, начатого до перерыва. Кто хотел     
бы выступить? Прошу записаться.                                                 
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Сергей Михайлович Катасонов.                                                    
                                                                                
КАТАСОНОВ С. М. Уважаемые коллеги, я хотел бы поддержать законопроект,          
который внесли мои коллеги по фракции депутаты Вайнштейн и Савельев. Дело в     
том, что те обоснования, которые мы услышали от представителя бюджетного        
комитета, Раисы Васильевны, и то, о чём мы во время перерыва говорили... В      
общем, мы нашли понимание. Речь шла о том, что нельзя использовать деньги       
субъекта для осуществления им федеральных полномочий. Мы рассуждали,            
приводили примеры. Законопроект, который коллеги внесли, именно так это и       
трактует, ничего другого, кроме запрета, в нём нет. Поэтому когда пытаются      
сослаться на противоречие со 184-м законом - это, наверное, не основание для    
отклонения. Раз мы понимаем, что субъекту нельзя тратить собственные средства   
на исполнение федеральных полномочий, а это допускает 184-й закон... Давайте    
посмотрим заключение комитета. Там написано дословно следующее: комитет         
отмечает, что предлагаемое законопроектом дополнение статьи вступает в          
противоречие со 184-м законом, согласно которому органы государственной         
власти субъекта Российской Федерации имеют право дополнительно использовать     
собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления        
переданных им полномочий в порядке, установленном законом субъекта. То есть     
здесь речь идёт не о той ситуации - вы приводили пример, - когда субъект        
меняет федеральные нормативы, например по ЖКХ, норма как раз позволяет...       
Депутаты написали, что это касается федеральных структур, они говорят о         
правоохранительных органах. Я могу привести как пример Росприроднадзор и так    
далее. То есть меняется оценка деятельности этих структур, потому что           
финансирование идёт неравное, разное. И кроме того, у губернаторов есть         
возможность влиять на эти структуры. Здесь речь идёт о дотационных субъектах,   
которые получают средства на выравнивание. В законопроекте чётко эта норма      
прописана: если ты получаешь субсидии на выравнивание, ты не имеешь права       
собственные средства использовать для осуществления федеральных полномочий.     
                                                                                
Мне кажется, с точки зрения логики здесь всё абсолютно чисто и ссылка на то,    
что 184-й закон нам мешает принять этот законопроект, не совсем корректна.      
Давайте мы в 184-м законе это уберём, и тогда у нас всё будет более-менее,      
так сказать, в ёлочку.                                                          
                                                                                
Ещё один момент, на котором я хотел бы остановиться. Мы все сейчас              
ознакомились с проектом бюджета, который получили, и там есть интересные        
цифры: если, например, федеральный бюджет сокращает расходы на социалку на      
300 миллиардов, то расходы субъектов увеличиваются на 800 миллиардов; если в    
здравоохранении падает на 65 миллиардов, у субъектов идёт рост расходов на      
145 миллиардов, то есть мы видим, что где-то на 1,7 триллиона расходы           
субъектов реально увеличиваются, притом что идёт секвестирование по этим        
федеральным статьям. О чём это говорит? Это говорит о том, что полномочий,      
может быть, и нет, но есть указы президента. Откуда у нас берутся эти           
расходные полномочия? Они берутся из указов о том, что мы должны, например,     
заработную плату установить для учителей - такую-то, для врачей - такую-то и    
так далее. Таким образом, есть ещё один момент, который тоже, я считаю, этим    
законом не покрывается, но он имеет место. Фактически полномочия по зарплате    
- наши, а указания нам даёт федеральный центр. Но по методике выравнивания мы   
полностью не получаем этих средств.                                             
                                                                                
Поэтому надо и этот закон принимать, и вносить новый. Когда федеральный центр   
диктует, он должен и расходы полностью покрывать. Я представляю, что сейчас     
начнётся в субъектах. Что такое 2 триллиона использовать? Максимум ещё 1        
триллион они смогут добавить по дефициту, а остальное... Они просто свернут     
свои производственные инвестиционные программы, и всё! У нас бюджеты            
субъектов превратятся просто в расходную кассу, ни о каком развитии             
субъектов, ни о каком строительстве вообще речи не будет. Поэтому, повторяю,    
надо не только этот закон принимать, но и вносить другой. Когда мы даём им      
поручение платить такую заработную плату и строить при этом больницы, школы и   
детские сады, то нужно считать это своими, федеральными полномочиями и на это   
давать деньги в полном объёме.                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Выносим на "час голосования".                                                   
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5068 по 5084 из 6430
12-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 85       
Бюджетного кодекса Российской Федерации".                                       
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 06 мин. 49 сек.)                 
Проголосовало за              142 чел.31,6 %                                    
Проголосовало против            1 чел.0,2 %                                     
Воздержалось                    3 чел.0,7 %                                     
Голосовало                    146 чел.                                          
Не голосовало                 304 чел.67,6 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Законопроект отклонён.