Заседание № 189
31.01.2024
Вопрос:
О проекте федерального закона № 169649-8 "О внесении изменений в статью 219 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (в части расширения оснований для предоставления налоговых вычетов).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2126 по 2254 из 4395
7-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 219 части второй Налогового кодекса Российской Федерации". Докладывает Александр Александрович Ремезков. Следующим будем рассматривать 14-й вопрос. Я прошу докладчика и содокладчика подготовиться. РЕМЕЗКОВ А. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ". Добрый день, уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! В настоящее время порядка 5,7 миллиона семей в России арендуют жильё, и практически каждая десятая семья в нашей стране ежемесячно отдаёт значительную часть своего семейного бюджета на аренду жилых помещений и, конечно же, ограничивает себя в расходах, которые жизненно необходимы: на продукты, лечение, дополнительное обучение. И получается, что для тех граждан, кто вынужден арендовать жильё, средняя доля затрат на наём жилых помещений сегодня составляет половину заработной платы. Эта доля постоянно растёт, потому что стоимость аренды обгоняет рост заработной платы, и в таких условиях миллионы наших сограждан. Прежде всего это молодые семьи с детьми, которые не могут позволить себе накопить средства для внесения первого взноса и заключения ипотечного жилищного договора. Они, конечно же, вынуждены безвозвратно тратить средства на наём и отдавать их всё больше и больше за крышу над головой. В связи с этим наша фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ" считает необходимым предложить новые формы поддержки государством наших сограждан и ввести новый социальный налоговый вычет по расходам на наём жилого помещения. Для этого мы предлагаем дополнить статью 219 Налогового кодекса Российской Федерации новыми подпунктами, которыми будут расширены основания для предоставления налоговых вычетов - в сумме, которую уплачивает налогоплательщик в налоговый период из своих средств по договору аренды жилья. Ну, данный вычет будет предоставляться в пределах уже установленной величины социального налогового вычета по всем основаниям - не более 150 тысяч рублей в год. Для получения нового вычета налогоплательщику будет необходимо представить договор найма помещения, а также документы, подтверждающие фактические расходы по этому договору. И в результате этого граждане смогут получить значительную социальную поддержку, это примерно 19,5 тысячи рублей. Такая практика существует в различных странах. И основные плюсы этого законопроекта в том, что, первое, это социальная поддержка граждан, которые не имеют своего жилья, второе, это создание материального стимула, который будет стимулировать граждан оформлять договоры аренды и тем самым защищать права обеих сторон, ну и это новая возможность вывести из тени рынок аренды, получить дополнительные доходы, НДФЛ, от тех лиц, которые сдают своё жильё в аренду. Очевидно, что арендаторы будут стремиться узаконить отношения и факт передачи денежных средств, потому что именно это будет являться основанием для того, чтобы получить налоговый вычет. На этот законопроект получены заключения правительства, Счётной палаты, Правового управления. Все замечания, которые там высказаны, мы можем учесть ко второму чтению. Хотелось бы на некоторых остановиться. В данном случае вот существенного снижения доходов бюджетов субъектов Российской Федерации, о котором говорится в замечании, на наш взгляд, не будет, так как исходя из расчётов на основании экспертных данных, например, "ЦИАН.Аналитики" дополнительные доходы от легализации рынка аренды жилья почти вдвое превышают затраты, которые будут направлены на возвращение средств гражданам в виде налогового вычета. Ну и в процессе второго чтения необходимо будет уточнить новый срок вступления в силу этого закона - с 1 января 2025 года. Мы полагаем, что вычет по расходам на наём жилья будет так же востребован и популярен, как и вычет по расходам на занятия спортом, который был введён в 2021 году. Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ПАТРИОТЫ - ЗА ПРАВДУ" предлагает поддержать данный законопроект и принять его в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Александрович. С содокладом выступает Валентина Николаевна Артамонова от Комитета по бюджету и налогам. АРТАМОНОВА В. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Комитет по бюджету и налогам внимательно рассмотрел данный проект федерального закона в части внесения поправок в статью 219 части второй Налогового кодекса и не поддерживает принятие данного проекта федерального закона по следующим основаниям. Во-первых, предлагаемая авторами законопроекта поправка направлена на решение вопросов социального характера, вместе с тем, если мы обратимся к пояснительной записке к законопроекту... комитет обращает внимание, что при разработке любой инициативы, которая направлена на введение социально-экономических мер поддержки граждан, должны в обязательном порядке учитываться критерии адресности и нуждаемости. Данным же законопроектом новый социальный налоговый вычет распространяется на неопределённый круг граждан, то есть не устанавливаются критерии нуждаемости этим законопроектом. С учётом этого момента принятие данного закона как социально адресного является необоснованным, авторами данного законопроекта налоговый вычет предоставляется физическим лицам независимо от уровня их доходов. Второй момент, на который обращает внимание Комитет по бюджету и налогам, - это выпадающие доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. В финансово-экономическом обосновании и в пояснительной записке не указано, что при принятии данного закона будут выпадающие доходные источники, и соответственно не указаны источники компенсации. С этим Комитет по бюджету и налогам тоже не может согласиться, поскольку принятие данного закона приведёт к выпадающим доходам бюджетов бюджетной системы. Ну и третий момент. Как уже было сказано, имеются отрицательные заключения Правительства Российской Федерации, Счётной палаты, Комитета Совета Федерации по социальной политике. С учётом изложенного Комитет по бюджету и налогам рекомендует Государственной Думе отклонить данный законопроект. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Валентина Николаевна. Коллеги, переходим к голосованию. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 02 мин. 57 сек.) Проголосовало за 103 чел.22,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 103 чел. Не голосовало 347 чел.77,1 % Результат: не принято Отклоняется законопроект.