Заседание № 87
О проекте федерального закона № 169353-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной регистрации некоторых актов гражданского состояния в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг".
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
6-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной регистрации некоторых актов гражданского состояния в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг". Доклад Игоря Вячеславовича Сапко. Пожалуйста, Игорь Вячеславович. САПКО И. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Комитетом Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления подготовлен к рассмотрению в третьем чтении проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной регистрации некоторых актов гражданского состояния в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг". Напомню, что данный законопроект был принят Государственной Думой во втором чтении 13 декабря, прошёл правовую, лингвистическую экспертизы. Комитет рекомендует принять данный законопроект в третьем чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, от фракций по мотивам есть желающие выступить? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной регистрации некоторых актов гражданского состояния в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг", вопрос 6 повестки дня. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 31 мин. 23 сек.) Проголосовало за 413 чел.91,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 413 чел. Не голосовало 37 чел.8,2 % Результат: принято Принимается федеральный закон единогласно.
Заседание № 86
О проекте федерального закона № 169353-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной регистрации некоторых актов гражданского состояния в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг".
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
ДИДЕНКО А. Н., председатель Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления, фракция ЛДПР. Вячеслав Викторович, просьба перенести рассмотрение 11-го вопроса на 20 декабря с целью синхронизации работы с другим комитетом: они над схожим законопроектом работают.
Диденко предлагает перенести рассмотрение 11-го вопроса на 20 декабря. Нет возражений? Нет возражений. Принимается.
Коллеги, по предложению Диденко мы приняли решение законопроект под 11-м пунктом перенести на 20-е.
Заседание № 84
О проекте федерального закона № 169353-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной регистрации некоторых актов гражданского состояния в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг".
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
30-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной регистрации некоторых актов гражданского состояния в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг". Пожалуйста, Алексей Николаевич Диденко. ДИДЕНКО А. Н. Уважаемые коллеги, этот проект закона был принят в первом чтении также 26 октября 2017 года. По смыслу он связан с предыдущим, поскольку вносятся изменения в тот же закон. Не буду напоминать суть законопроекта, скажу лишь, что в комитет поступило 24 поправки. Решением комитета 22 поправки рекомендованы к принятию, включены в таблицу поправок № 1, две поправки рекомендованы к отклонению. Нужно сказать, что здесь тоже существенных поправок нет, законопроект не претерпел серьёзных, концептуальных изменений. Проект закона прошёл все необходимые согласования. Комитет рекомендует принять его во втором чтении - прошу поддержать позицию комитета. В случае принятия во втором чтении также прошу включить законопроект для рассмотрения в третьем чтении в проект порядка работы Госдумы на 15 декабря. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Ставится на голосование таблица поправок № 1. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 33 мин. 13 сек.) Проголосовало за 385 чел.85,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 385 чел. Не голосовало 65 чел.14,4 % Результат: принято Принимается. Есть ли вопросы по таблице поправок № 2? Нет. Ставится на голосование таблица поправок № 2. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 33 мин. 38 сек.) Проголосовало за 374 чел.83,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 374 чел. Не голосовало 76 чел.16,9 % Результат: принято Принимается. Ставится на голосование проект закона во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 34 мин. 02 сек.) Проголосовало за 401 чел.89,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 401 чел. Не голосовало 49 чел.10,9 % Результат: принято Принят во втором чтении.
Заседание № 72
О проекте федерального закона № 169353-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной регистрации некоторых актов гражданского состояния в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
11-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной регистрации некоторых актов гражданского состояния в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг". Докладывает Савва Витальевич Шипов. ШИПОВ С. В. Уважаемые депутаты, 11-й вопрос связан с 10-м, этот законопроект также направлен на повышение качества оказания государственных и муниципальных услуг. В настоящее время, если вы приходите в многофункциональный центр для того, чтобы получить, например, свидетельство о рождении ребёнка, вам необходимо подать заявление, а потом какое-то время подождать, потому что МФЦ передаст это заявление в органы ЗАГС, там проведут все необходимые процедуры, выдадут свидетельство о рождении, свидетельство о рождении придёт в МФЦ, где вы и сможете его забрать. В законопроекте предусматривается возможность наделить полномочиями по записи актов гражданского состояния непосредственно многофункциональные центры. Благодаря этому государственные услуги по регистрации рождения и смерти будут предоставляться непосредственно в момент обращения в МФЦ без дополнительных бюрократических процедур, связанных с обращением в органы записи актов гражданского состояния. Надо сказать, что перед тем, как разработать законопроект, Министерство экономического развития совместно с регионами, с Москвой, Тюменской, Воронежской областями, проводило эксперимент в течение нескольких лет. Там эта практика была внедрена в пилотном режиме и показала себя как полезная, востребованная гражданами. Просим поддержать законопроект в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. С содокладом выступает Алексей Николаевич Диденко. ДИДЕНКО А. Н. Спасибо, Иван Иванович. Уважаемые коллеги, докладчик также довольно подробно изложил суть законопроекта. По юридической технике он не такой сложный. Смысл заключается в том, что теперь непосредственно МФЦ смогут оказывать соответствующие услуги и не только выдавать свидетельства, но и в случае, если гражданин за этим обратился, сделать запись акта гражданского состояния в отношении двух событий - одного позитивного, связанного с рождением ребёнка, и другого, которое связано с не очень приятными обстоятельствами, но это жизнь, такие записи делаются ежедневно и выдаются свидетельства. Разумеется, это позволит сделать услугу более доступной. Допускается вариативность, выбор характера и способа предоставления услуги, и здесь, я надеюсь, будет наведён порядок. На данный момент регистрация смерти, в случае если гражданин находился за пределами постоянного места жительства, происходит по месту его нахождения, то есть органами записи актов гражданского состояния по месту смерти вносится соответствующая запись и потом свидетельство отправляется родственникам, и это очень часто вызывает сложности. Те, кто работает с большим объёмом данных, допустим с базами данных членов партии или избирателей, наверняка сталкивались с ситуацией, когда неоперативно отражаются данные о смерти, то есть человек мог умереть 10-20 лет назад, а по месту его регистрации никаких сведений об этом нет. Я надеюсь, что с цифровизацией вот этого процесса подобные, очень неприятные случаи будут исключены. Бывает, что приходят уведомления, в том числе связанные с какими-то событиями, приглашения, а человека уже давно нет в живых, и это очень часто вызывает у родственников волну недовольства, возмущения, хотя корень зла, причина этого в том, что у нас законодательством предусмотрены разные процедуры регистрации рождения, регистрации смерти. Законопроект, конечно же, необходимо поддержать, он был предметом рассмотрения в нашем комитете, и уважаемым коллегам-депутатам предлагается принять его в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Николаевич. Коллеги, есть ли вопросы? Есть вопросы. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Андрейченко Андрей Валерьевич. АНДРЕЙЧЕНКО А. В., фракция ЛДПР. Уважаемый Савва Витальевич, скажите, пожалуйста, а будут ли в будущем объединяться базы паспортных столов, МФЦ? Что я имею в виду? Вот мы говорим о рождении, а сейчас, например, чтобы запросить информацию в департаменте имущества до 98-го года, нужно взять справку из паспортного стола о предыдущих паспортах, предоставить её в МФЦ... Ну и таких ситуаций можно перечислять много. Будет ли создана, планируете ли вы создание единой базы, когда сам МФЦ сможет брать эти данные и формировать запрос уже непосредственно в органы госвласти, к которым хочет обратиться заявитель? ШИПОВ С. В. Большое спасибо за вопрос. Это очень правильно! Действительно, уже сейчас многофункциональные центры наделены правом через систему межведомственного электронного взаимодействия обращаться непосредственно в орган власти, который является держателем конкретных данных, но проблема заключается в том, что не все данные оцифрованы и, соответственно, не всегда их можно получить по этой системе. Что касается паспортов, в Министерстве внутренних дел работа по оцифровке ведётся, но понятно, что это большой массив, и она ещё не завершена. В то же время мы считаем, что следующим шагом должно стать в принципе применение подхода, когда электронные данные имеют большую юридическую значимость, чем бумажный вариант, и любой информации из государственных систем достаточно для того, чтобы получить государственную услугу. Мы считаем, что такие инициативы должны сейчас постепенно распространяться по всем сферам, и есть законопроект, в котором, например, в сфере лицензирования определяется большая юридическая значимость электронных данных по сравнению с бумажными лицензиями. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Боева Наталья Дмитриевна. БОЕВА Н. Д., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Савва Витальевич, скажите, пожалуйста, а нельзя объединить законопроекты под пунктами 10 и 11? Они практически об одном и том же. ШИПОВ С. В. Спасибо за вопрос. Конечно, они похожи, у них одна и та же цель - сделать государственные (муниципальные) услуги доступнее, но дело в том, что по предмету правового регулирования это всё-таки разные законопроекты, и обращаю внимание на то, что изменения вносятся в разные законодательные акты. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Тумусов Федот Семёнович. ТУМУСОВ Ф. С. У меня вопрос к представителю Правительства Российской Федерации. Уважаемый Савва Витальевич, у меня технический вопрос, но перед этим маленькое лирическое отступление. Буквально час назад у моего помощника Горюнова Фёдора Андреевича родился сын, и я подумал, что свидетельство о рождении своего сына он, наверное, будет получать по новым правилам, но вот размер этого свидетельства сегодня - формат А4, это очень большой размер, и он очень неудобен. Можно ли сделать это свидетельство - это на самом деле очень острый вопрос - размером с паспорт, чтобы было удобно применять его в жизни? ШИПОВ С. В. Спасибо за вопрос. Я думаю, что это действительно рациональное предложение, но, наверное, надо идти дальше и думать о том, чтобы всё-таки было достаточно какой-то единой электронной записи и не нужно было обязательно носить с собой эту неудобную большую бумагу. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Митина Елена Анатольевна. МИТИНА Е. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Савва Витальевич, вот мы сейчас приняли в первом чтении предыдущий законопроект - это ещё один закон, который увеличивает нагрузку на работников МФЦ. В связи с этим вопрос. Если мы каждый раз при принятии очередного закона будем нагружать работников МФЦ, то, наверное, либо должен увеличиваться фонд оплаты труда, для того чтобы расширялся штат, либо должна увеличиваться заработная плата действующих сотрудников. Вот при подготовке этих законопроектов рассматривался вопрос о том, найдут ли регионы средства на увеличение фонда заработной платы, либо будет какая-то помощь из федерального бюджета? ШИПОВ С. В. Спасибо большое за вопрос. Если говорить о первом законопроекте, то надо сказать, что сейчас, когда в МФЦ приходит человек, у которого родился ребёнок, он подает восемь заявлений, и в МФЦ эти восемь заявлений точно так же отрабатывают, то есть здесь будет экономия сил и средств, потому что сократится масштаб работы и бумажного взаимодействия. Это с одной стороны. С другой стороны, что касается записи актов гражданского состояния, то возложение этих функций на многофункциональные центры должно рассматриваться одновременно с переносом туда этих функций полностью, то есть не нужно будет, чтобы ещё в органах записи актов гражданского состояния сидели люди и оказывали эти услуги. Соответственно, можно будет перераспределить средства, для того чтобы оптимизировать расходы и сэкономить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, будут ли желающие выступить? Есть желающие. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Плетнёва Тамара Васильевна. ПЛЕТНЁВА Т. В. Уважаемые коллеги, вы знаете, когда появились вот эти центры, мне кажется, это облегчило жизнь тысячам людей в городах. Правда, у нас в области, например, впервые они появились даже не в городах, а в некоторых районных центрах, это называлось "одно окно" - очень удобно: человек приходит и в одном месте решает все проблемы. Вот тут говорили, что это всё-таки увеличит расходы из бюджета и штат сотрудников. Конечно, увеличит, это безусловно - нельзя на одного и того же вешать столько всевозможных заданий, - но ведь другие-то организации сократятся, те, которые были. Вот сейчас добавляется регистрация актов гражданского состояния, в МФЦ можно будет выписывать и свидетельства о рождении, и паспорта, и прочее - но ведь у нас же были организации, ответственные за это, и они будут сокращаться. А вот в этом огромном многофункциональном центре можно будет всё это получить в одном месте. Мне кажется, это очень удобно, я сама летом пользовалась много раз. Первый раз пришла туда и потом пользовалась много раз всевозможными услугами - всё происходило буквально в течение часа. Так что мы поддерживаем, наш комитет тоже поддерживает законопроект, мы были соисполнителями. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Тамара Васильевна. Сапко Игорь Вячеславович. САПКО И. В. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Этот законопроект, как и предыдущий, направлен на совершенствование системы предоставления государственных и муниципальных услуг. Каждый день за консультациями и услугами обращается порядка 350 тысяч россиян. Чаще всего регистрируются рождение и смерть (а также брак), именно эти акты гражданского состояния, так как с этим люди сталкиваются чаще всего, и, наверное, не случайно именно это стало предметом совершенствования. Сеть многофункциональных центров сейчас уже достаточно широка, я об этом уже говорил в своём выступлении, она всё шире охватывает места жительства граждан. В 2016 году МФЦ оказали более 60 миллионов услуг. Сеть загсов объективно не такая разветвлённая, и для многих возможность получить эти услуги в МФЦ, вместо того чтобы ехать через полгорода в загс, будет, безусловно, хорошим подспорьем. Ну а для тех, кто хочет по старинке проводить регистрацию, - пожалуйста, никаких запретов в законопроекте не предусматривается. Законопроект направлен на расширение перечня услуг, а именно устанавливается возможность возложения законом субъекта Российской Федерации на МФЦ полномочий по регистрации рождения и смерти. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" будет голосовать за принятие законопроекта в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Игорь Вячеславович. Савва Витальевич, заключительное слово? Нет. Алексей Николаевич? Депутату Диденко включите микрофон. ДИДЕНКО А. Н. Спасибо, Иван Иванович. Совсем коротко. Ну вот задавали вопрос, что, может быть, какой-то единый документ предоставлять - и потом все услуги сразу будет оказывать МФЦ или какая-то другая структура. На самом деле вот за этим будущее. Растёт цифровизация и экономических процессов, и государственного управления, конечно же, всё это скоро будет происходить, но мы, как депутаты, должны максимально этому содействовать, вести разъяснительную работу. Например, биометрические паспорта, вы помните, или вот введение ID, маленького паспорта, карточки, и отход от традиционного паспорта в виде книжки вызвали волну протеста граждан, которые не готовы были от этого отказаться, - нужно вести разъяснительную работу и уважать права меньшинства, тех, кто хочет вести традиционный образ жизни и не отказываться от того, к чему сильно привык. Федот Семёнович тоже очень правильный вопрос поднял: нужно делать документ не только универсальным, но и удобным в обращении. Вот возьмём сегодняшнее свидетельство о рождении: родители, особенно когда они перемещаются по стране или выезжают за рубеж, конечно, испытывают колоссальный дискомфорт из-за того, что эти бумажки полиграфические - правда, формата А5 - очень непрактичны в использовании, приходится их ламинировать, класть в какие-то корочки, доставать; их забывают, теряют. Конечно, нужно от этого также отходить, переходить к какому-то единому универсальному документу или отражать эту информацию в идентификационном средстве - мы называем его паспортом, но в разных странах его называют по-разному, - где вся эта юридически значимая информация будет автоматически отражаться и считываться электронными устройствами. Законопроект, я повторю ещё раз, и фракция ЛДПР поддержит, и комитет тоже выражает поддержку и просит депутатов принять его в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Николаевич. Коллеги, ставлю законопроект на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 43 мин. 24 сек.) Проголосовало за 397 чел.88,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 397 чел. Не голосовало 53 чел.11,8 % Результат: принято Принимается в первом чтении.