Заседание № 137
О проекте федерального закона № 169329-4 "Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации".
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Пункт 6. Проект федерального закона "Об особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации". Доклад председателя Комитета по экономической политике, предпринимательству и туризму Валерия Гавриловича Драганова. Пожалуйста. ДРАГАНОВ В. Г., председатель Комитета Государственной Думы по экономической политике, предпринимательству и туризму, фракция "Единая Россия". Спасибо. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Законопроект прошел юридико-техническую, правовую и лингвистическую экспертизы и подготовлен к рассмотрению Государственной Думой в третьем чтении. Имеется также соответствующее заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы, оно вам роздано. Прошу поддержать законопроект в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, нет замечаний по докладу? Нет. Выносим на "час голосования".
Ставится на голосование в третьем чтении проект федерального закона "Об особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации". Кто за? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 35 мин. 25 сек.) Проголосовало за 434 чел.96,4% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 434 чел. Не голосовало 16 чел.3,6% Результат: принято Принимается.
Заседание № 136
О проекте федерального закона № 169329-4 "Об особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (принят в первом чтении 9 июня 2005 года с названием "Об Особой экономической зоне в Калининградской области").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Переходим к рассмотрению пункта 14. Проект федерального закона "Об особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации". Доклад председателя Комитета по экономической политике, предпринимательству и туризму Драганова Валерия Гавриловича. ДРАГАНОВ В. Г. Спасибо. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемый Виталий Геннадьевич, уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается проект федерального закона "Об особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", который был принят в первом чтении 9 июня 2005 года с названием "Об Особой экономической зоне в Калининградской области". Изменение названия законопроекта, принятого в первом чтении, связано с внесением в текст дополнительных статей, включаемых в Налоговый кодекс Российской Федерации, которые устанавливают особый порядок уплаты резидентами Особой экономической зоны в Калининградской области налога на прибыль организаций и налога на имущество организаций, а также в Таможенный кодекс Российской Федерации, в части освобождения от таможенных сборов за таможенное оформление товаров, ввезенных на территорию Калининградской области в соответствии с таможенным режимом свободной таможенной зоны, и продуктов их переработки, помещаемых под таможенный режим выпуска для внутреннего потребления. Рассматриваемый законопроект представляет собой принципиально новый подход к созданию благоприятных условий для ликвидации экономического отставания Калининградской области от остальных территорий России, повышению инвестиционной привлекательности региона. Основная идея законопроекта заключается в создании эффективно работающего механизма экономических отношений в Калининградской области, позволяющего обеспечить ускоренное развитие области и достижение в данном регионе уровня жизни населения, соответствующего показателям, сложившимся в странах Европейского союза. В ходе работы над законопроектом от субъектов права законодательной инициативы поступило сто семьдесят три поправки, семьдесят семь из которых были комитетом поддержаны. При доработке законопроекта ко второму чтению комитет руководствовался следующими основными, я бы сказал, концептуальными установками. Первое. Анклавное положение Калининградской области в Европейском сообществе должно рассматриваться не как недостаток, а как преимущество геополитического положения области. Второе. Калининградская область, используя свои территориальные преимущества, должна ориентироваться на производство экспортной продукции. Третье. Развитие Калининградской области должно предполагать в качестве фундаментального направления отказ от нынешнего положения Особой экономической зоны как механизма поставок импорта в Калининградскую область и далее в глубь России и превращения региона в зону экспортного производства. Четвертое. В отношении юридических лиц, которые на момент принятия новой редакции федерального закона осуществляют свою деятельность на основании закона № 13-ФЗ (он называется: "Об Особой экономической зоне в Калининградской области", то есть это тот закон, который сегодня действует, работает, он был принят в 1996 году), необходимо сохранить в течение десяти лет после принятия новой редакции закона режим, при котором при выпуске для свободного обращения товаров, ввезенных в соответствии с таможенным режимом свободной таможенной зоны, таможенные пошлины и налоги не уплачиваются, если товары соответствуют установленным критериям переработки. При доработке законопроекта ко второму чтению комитетом были учтены замечания и предложения Президента Российской Федерации, в том числе по средствам дополнения Налогового кодекса Российской Федерации новыми статьями, которые устанавливают особый порядок уплаты резидентами Особой экономической зоны в Калининградской области налога на прибыль организаций и налога на имущество организаций. К новеллам второго чтения можно отнести следующие. В текст законопроекта включено положение, в соответствии с которым порядок обязательной продажи части валютной выручки на внутреннем валютном рынке Российской Федерации не распространяется на поступления юридических лиц, зарегистрированных на территории Калининградской области и получающих выручку в иностранной валюте от экспорта товаров, работ и результатов интеллектуальной деятельности, созданных в особой экономической зоне. Предусмотренная законопроектом процедура предоставления земельных участков, необходимых для осуществления инвестиционного проекта, стала более прозрачной и предсказуемой, точнее, станет. Так, размер арендной платы, определенный в день заключения договора аренды на срок реализации инвестиционного проекта, не может изменяться в течение всего срока действия договора аренды. Ко второму чтению в текст законопроекта были внесены изменения, касающиеся порядка уплаты резидентами налога на имущество организаций с целью корреляции данных норм с нормами статьи, определяющей порядок уплаты налога на прибыль. Так, установлено, как и в случае, кстати, налога на прибыль, что резиденты зоны в период с 2007 по 2012 год со дня приобретения статуса резидента уплачивают налог на имущество организаций по пониженной на 50 процентов ставке. Кроме того, закрепляется, как и в случае налога на прибыль, что суммы, не подлежащие уплате и оставшиеся в распоряжении резидентов, не включаются в налоговую базу для расчета налога на прибыль. В целях недопущения возможности получения налоговых льгот, предусмотренных для резидентов Особой экономической зоны, хозяйствующими субъектами без осуществления ими реальных капитальных вложений, а лишь посредством передачи основных фондов от лица, не являющегося резидентом Особой экономической зоны в Калининградской области, лицу - резиденту Особой экономической зоны, то есть путем осуществления только соответствующих бухгалтерских проводок, в текст законопроекта внесены положения, согласно которым при определении объема капитальных вложений не учитывается безвозмездная и возмездная передача (включая передачу через третьих лиц) машин, оборудования и транспортных средств лицами, местом государственной регистрации которых на момент вступления в силу данного федерального закона являлась именно Калининградская область. Поскольку законопроектом предусматривается принятие целого ряда постановлений Правительства Российской Федерации, в отсутствие которых функционирование Особой экономической зоны в Калининградской области невозможно, при доработке ко второму чтению было предложено изменить срок вступления законопроекта в силу, с тем чтобы обеспечить своевременную подготовку, принятие и вступление в силу необходимых нормативных правовых актов. Согласно редакции, предложенной ко второму чтению, законопроект вступает в силу с 1 апреля 2006 года. В тексте законопроекта также учтены замечания и предложения Правового управления Аппарата Государственной Думы. По большинству поправок, поступивших к законопроекту, нам удалось достичь консенсуса. Вместе с тем следует сказать о том, что ряд интересных предложений субъектов права законодательной инициативы комитету пришлось отклонить в силу их вступления в противоречие с концепцией проекта федерального закона, принятого в первом чтении. В частности, это касается поправок об особом порядке уплаты налога на добавленную стоимость, налогообложения субъектов малого предпринимательства, уплаты земельного налога, энергообеспечения Калининградской области. Это, однако, не означает, что эти проблемы закрыты. Комитет продолжает над ними работать и будет рассматривать при поступлении законодательных инициатив поправки в другие смежные законы, за этим дело не станет. В розданных к законопроекту материалах содержатся таблицы поправок, рекомендованных комитетом к принятию и к отклонению. Предлагаю перейти к рассмотрению данных таблиц. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Первая таблица состоит из семидесяти семи поправок, рекомендованных к принятию. Есть ли по ней вопросы? У депутата Габдрахманова есть вопрос. Пожалуйста, включите микрофон. ГАБДРАХМАНОВ И. Н. У меня не вопрос. Я прошу вынести на отдельное голосование поправку 13. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Больше ни у кого нет замечаний? Кто за то, чтобы принять таблицу 1, за исключением поправки 13? Прошу проголосовать. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 37 мин. 07 сек.) Проголосовало за 326 чел.72,4% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 326 чел. Не голосовало 124 чел.27,6% Результат: принято Принято. Депутату Габдрахманову включите микрофон для обоснования поправки 13. ГАБДРАХМАНОВ И. Н. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Эта поправка касается одной технической ошибки в подпункте 8. Дело в том, что в законопроекте первого чтения была запись, что администрация Калининградской области обязана представлять ежегодный отчет не позднее 1 июля года, следующего за отчетным (имеется в виду отчет в уполномоченный федеральный орган). И это правильно - год закончился, и по истечении года до 1 июля следующего года такой отчет надо представить. К сожалению, в редакции, которую принял комитет, появилась запись, что такой отчет надо представить в тот год, за который нужно отчитаться, то есть получается: год еще не завершился, а отчет уже надо сдать. Я так пониманию, что это техническая поправка, точнее, технический сбой, и поэтому мы в своей поправке, которая внесена за подписью Резника, Хора и моей, предложили подпункт 8 сохранить в редакции, принятой Государственной Думой в первом чтении. А соответственно все остальные пункты мы предлагаем сохранить так, как предложил комитет. То есть это техническая правка. Просьба поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Валерий Гаврилович. ДРАГАНОВ В. Г. Я оставляю без комментария. Комитет уже высказался... Мы обсудили это на рабочем совещании после того, как комитет все решения принял, и оговорили, что если в зале будет внесена поправка, то мы возражать не будем. Может быть, правительство имеет другую точку зрения? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. У правительства есть какие-то возражения и комментарии по данной поправке? Пожалуйста. САВЕЛЬЕВ В. Г., заместитель министра экономического развития и торговли Российской Федерации. Спасибо, Любовь Константиновна. Мы предлагаем оставить так, как мы сформулировали, потому что правительство определяет и порядок, и срок. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вот у нас никто ничего не понял. Как голосовать за предложение Габдрахманова? Гайнуллина Фарида Исмагиловна, по ведению. ГАЙНУЛЛИНА Ф. И. Я обращаюсь к правительству: сформулируйте, пожалуйста, точнее, потому что, действительно, как можно отчитаться за период, который не истек? По логике моего коллеги Габдрахманова, надо отчитываться вслед за прошедшим периодом. Вы так ничего и не дали нам понять. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. САВЕЛЬЕВ В. Г. Если речь идет о том, чтобы поменять предлог, то есть "в соответствующий отчетный год" заменить на "за соответствующий отчетный год"... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) САВЕЛЬЕВ В. Г. Извините, извините. Хорошо. Мы не... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я прошу включить микрофон на трибуне. Валерий Гаврилович, пожалуйста. ДРАГАНОВ В. Г. Нет-нет, это я так, для Фариды Исмагиловны... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Но мы принимаем эту техническую поправку, которую внес депутат Габдрахманов? ДРАГАНОВ В. Г. Да, да. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, тогда я сформулирую так: мы не отклоняем эту поправку, а принимаем ее с учетом уточнения депутата Габдрахманова. Кто за это предложение? Прошу проголосовать. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 40 мин. 53 сек.) Проголосовало за 345 чел.76,7% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 345 чел. Не голосовало 105 чел.23,3% Результат: принято Принимается. Коллеги, у нас есть таблица 2 поправок, рекомендованных комитетом к отклонению. Она состоит из девяноста шести поправок. Есть ли замечания или желание вынести какие-либо поправки на отдельное голосование? Владимир Петрович Никитин, пожалуйста. НИКИТИН В. П. Спасибо, Любовь Константиновна. Поправки 1 и 4. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, кто за то, чтобы принять таблицу поправок, рекомендованных к отклонению, за исключением поправок 1 и 4? Прошу проголосовать. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 41 мин. 56 сек.) Проголосовало за 314 чел.69,8% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 315 чел. Не голосовало 135 чел.30,0% Результат: принято Принимается. Поправка 1. Владимир Петрович Никитин, пожалуйста. НИКИТИН В. П. Спасибо. Поправка 1 на первый взгляд может показаться чисто формальной: я предлагаю и в названии закона и по всему его тексту ту конструкцию, которая создается в Калининградской области, называть не особой экономической зоной, а специальной экономической зоной. Почему я это предлагаю? Дело в том, что мы приняли базовый закон "Об особых экономических зонах". Там сейчас уже есть два вида особых экономических зон, есть уже поправки по третьему типу - курортно-рекреационным, будут портовые зоны и так далее, то есть под общим названием "особые экономические зоны" окажутся совершенно разные экономические механизмы. Ведь Особая экономическая зона в Калининградской области распространяется на всю территорию области. Поэтому я и предложил термин "специальная", чтобы не столько в законах это разграничить, сколько в подзаконных актах, когда будут их издавать таможенники, налоговики и так далее. Вот там может возникнуть путаница. А то, что сейчас предложено с большой буквы писать "Особую экономическую зону в Калининградской области", по-моему, этого недостаточно. И хотелось бы знать мнение правительства. Почему они категорически против этого? Ведь может возникнуть проблема с управлением этой Особой экономической зоной, в том числе и по линии уполномоченного органа. Это совершенно другая структура. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Валерий Гаврилович. ДРАГАНОВ В. Г. Сначала правительство. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, правительство. САВЕЛЬЕВ В. Г. Уважаемые коллеги, мы рассматривали этот вопрос. Мы же пишем в законе: об Особой экономической зоне в Калининградской области. Мы считаем, что это название исчерпывающее и вносить сюда какой-то дополнительный вариант вроде "специальная" нецелесообразно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, кто за то, чтобы принять поправку 1? Правительство возражает. Прошу определиться голосованием. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 44 мин. 26 сек.) Проголосовало за 36 чел.8,0% Проголосовало против 1 чел.0,2% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 37 чел. Не голосовало 413 чел.91,8% Результат: не принято Не принимается. Поправка 4. Пожалуйста, Владимир Петрович Никитин. НИКИТИН В. П. Спасибо. Поправка 4 имеет более содержательный характер. Я хотел бы напомнить, как в 1996 году (может быть, многие депутаты не знают) принимался закон "Об Особой экономической зоне в Калининградской области", он принимался одновременно с другим документом, договором о разграничении полномочий между органами федеральной власти и органами власти Калининградской области. Что касается договоров о разграничении, вы знаете, что они теперь фактически не действуют, но в этом договоре были сформулированы принципы федеральной политики в отношении Калининградской области. Поэтому я предлагаю в статье 1, которая называется "Сфера действия настоящего Федерального закона", не только ограничиться тавтологией о том, что это закон об Особой экономической зоне, но и четко записать, что настоящий федеральный закон реализуется как часть федеральной политики в отношении Калининградской области, основными принципами которой являются: а) создание объектов производственной, погранично-таможенной, транспортной и социальной инфраструктуры, необходимой для функционирования Особой экономической зоны и социально-экономического развития области; б) компенсация хозяйствующим субъектам и населению Калининградской области дополнительных затрат, вытекающих из эксклавного положения региона, а конкретные объемы определяются при принятии федерального бюджета на соответствующий год и отражаются в соответствующих статьях бюджетной классификации. То есть речь идет о том, чтобы то, что мы уже сделали, - вы же помните, по паспортам мы принимали решение в прошлом году, в этом году закон о пошлине, связанной с загранпаспортом, отменен для Калининграда - получило законодательную основу. Пока что у нас ни в одном федеральном законе федеральная политика в отношении Калининградской области не фиксируется. Если мы в 1-й статье хотя бы ее обозначим, мы уже подведем базу под многие меры, которые принимаются, и в том числе под реализацию федеральной целевой программы по развитию Калининградской области. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Валерий Гаврилович. ДРАГАНОВ В. Г. Уважаемые коллеги, мы достаточно времени потратили на эту дискуссию с Владимиром Петровичем (и он согласится с этим) из уважения к его опыту, его знаниям и его отношению к Калининградской области, как депутата от этой области, но мы не пришли к согласию по поводу редакции, которую предлагает Владимир Петрович, по следующим основаниям. Нам представляется, то, что изложено депутатом Никитиным, может породить смешение правовых отношений с социально-политическими призывами и декларациями, ведущими к неким целям. И хочу еще раз подтвердить, Владимир Петрович, что даже ваши многочисленные точечные перечисления этих целей не исчерпывают всех возможных целей, к которым может привести этот закон, потому что они бесконечные. Но я хочу сообщить депутатам, что мы нашли воплощение ваших мыслей в словосочетании "специфическое положение Калининградской области". И закладывая в статью "Сфера действия настоящего Федерального закона" положения о создании, функционировании, изменении и прекращении действия особой зоны, то есть сугубо правовые отношения, мы дальше говорим: с учетом специфического положения Калининградской области (суть которого вы и раскрываете в своих предложениях). Комитет признал, что наша первоначальная редакция статьи была правильной, поэтому мы ее оставили без изменений. Поправку предлагается отклонить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кто за принятие данной поправки? Прошу определиться голосованием. Мнение комитета - отклонить. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 48 мин. 59 сек.) Проголосовало за 81 чел.18,0% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 81 чел. Не голосовало 369 чел.82,0% Результат: не принято Не принято. И, Валерий Гаврилович, сегодня в зале тоже розданы поправки, их две. Ваше мнение по этим поправкам. ДРАГАНОВ В. Г. В комитете неоднократно этот вопрос тоже дискутировался, мы отклоняли подобные предложения, но сегодня я предлагаю розданную в зале поправку поддержать, так как считаю незазорным, если депутаты Государственной Думы поддержат предложения правительства Калининградской области, которое считает все-таки, что продление сроков на ввоз автомобилей (суть поправки) будет сохранять некую социальную стабильность. В связи с тем, что ряд мер правительство Калининградской области планирует по социально-экономическому развитию и плюс закон начнет работать, постепенно эта проблема сойдет на нет. Почему я позволил себе такое разъяснение? Мы же всегда считали, что экспортная ориентированность (смысл этого закона) и создание условий для производства, в том числе и автомашин, будет большим стимулом для потребителей, чем ввоз не всегда качественных и неновых машин. Но в то же время считаю, что на данном этапе на указанные сроки можно поддержать предложение правительства области. Предлагаю согласиться. И хочу оговорить, уважаемая Любовь Константиновна, что, кажется, здесь депутаты ошиблись в цифрах. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да, 2006-й, а не 1006-й. ДРАГАНОВ В. Г. Тогда нужно иметь в виду, что указанный 1006 год надо считать 2006 годом. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да. Здесь две только поправки. Вы по двум поправкам высказали свое мнение, да? По двум. Нет оснований тогда высказываться по второй? ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, тогда вторая поправка автором снимается, да? Мы голосуем за поправку 1. Кто за? Прошу проголосовать. Она звучит так (пока идет голосование): признать утратившим силу Федеральный закон от 1996 года "Об Особой экономической зоне..." за исключением подпункта 2 части 1 статьи 7, который продолжает действовать до 1 июля 2006 года в отношении ввоза на территорию Особой экономической зоны Калининградской области легковых автомобилей. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 51 мин. 47 сек.) Проголосовало за 289 чел.64,2% Проголосовало против 2 чел.0,4% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 291 чел. Не голосовало 159 чел.35,3% Результат: принято Принято. Коллеги, кто за то, чтобы принять законопроект во втором чтении? Прошу проголосовать. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 52 мин. 18 сек.) Проголосовало за 409 чел.90,9% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 410 чел. Не голосовало 40 чел.8,9% Результат: принято Принято.
Заседание № 104
О проекте федерального закона № 169329-4 "Об Особой экономической зоне в Калининградской области".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Пункт 13. Проект федерального закона "Об Особой экономической зоне в Калининградской области". Доклад официального представителя Правительства Российской Федерации заместителя министра экономического развития и торговли Российской Федерации Виталия Геннадьевича Савельева. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, из зала поступило предложение продлить нашу работу до рассмотрения тринадцатого вопроса, а потом уже объявить перерыв. Я ставлю на голосование такое предложение. Прошу голосовать. Кто за? Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 54 мин. 50 сек.) Проголосовало за 318 чел.70,7% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 318 чел. Не голосовало 132 чел.29,3% Результат: принято Принимается. Пожалуйста, Виталий Геннадьевич, проходите к трибуне. При обсуждении данного проекта федерального закона кроме представителей правительства присутствует губернатор Калининградской области Егоров Владимир Григорьевич. Пожалуйста, Виталий Геннадьевич. САВЕЛЬЕВ В. Г., официальный представитель Правительства Российской Федерации, заместитель министра экономического развития и торговли Российской Федерации. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты! На ваше рассмотрение представляется проект федерального закона "Об Особой экономической зоне в Калининградской области". Разработка данного проекта осуществляется с ноября 2001 года и связана с реализацией федеральной политики в отношении Калининградской области. В настоящее время на территории Калининградской области действует особая экономическая зона, правовые основы функционирования которой определены федеральным законом № 13-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Калининградской области". По своей сути данная экономическая зона в настоящее время представляет собой свободную таможенную зону. Ситуация, складывающаяся в хозяйственном комплексе Калининградской области в условиях вступления Латвии, Литвы и Польши в Европейский союз, потребовала разработки концепции основных направлений федеральной политики в отношении Калининградской области. Приоритетными направлениями этой концепции являются развитие области с учетом трансформации особой экономической зоны из компенсационной, с высокой долей импортозамещающей продукции, в зону, где активно развиваются инвестиционные процессы и создаются конкурентоспособные производства, в первую очередь ориентированные на экспорт. Основная идея проекта федерального закона "Об Особой экономической зоне в Калининградской области" заключается в создании эффективно работающего механизма экономических отношений в Калининградской области, позволяющего обеспечить ускоренное развитие области и достижение в данном регионе уровня жизни населения, соответствующего показателям, сложившимся в странах Европейского союза. Представленный законопроект регулирует отношения, возникающие при создании, функционировании, изменении и прекращении действия особой экономической зоны с учетом специфического географического положения Калининградской области, а также особенностей ведения производственно-инвестиционной и иной деятельности на ее территории. В соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации в отношении ввозимых товаров предполагается введение на территории области таможенного режима свободной таможенной зоны. Устанавливается особенность административного режима, порядок предоставления таможенных и налоговых преференций. Содержание специального правового режима на территории Калининградской области в соответствии с представленным законопроектом состоит в следующем. Во-первых, управление калининградской экономической зоной осуществляют уполномоченный орган и администрация. Уполномоченный орган - это уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, обеспечивающий функционирование специального правового режима особой экономической зоны в соответствии с требованиями законопроекта. Администрация особой экономической зоны - это структурное подразделение администрации Калининградской области, осуществляющее функции по администрированию специального правового режима особой экономической зоны, установленные законопроектом. Второе. На территории особой экономической зоны действует таможенный режим свободной таможенной зоны в Калининградской области, при котором иностранные товары ввозятся на территорию Калининградской области и потребляются на территории Калининградской области без уплаты таможенных пошлин и налогов, без применения запретов и ограничений экономического характера. Исключение составляют товары, запрещенные к ввозу на территорию Российской Федерации, подакцизные товары, а также товары, входящие в перечень, утверждаемый Правительством Российской Федерации. Третье. Инвесторы, у которых объем капитальных вложений в инвестиционный проект более 150 миллионов рублей, реализуемый в срок не более трех лет, имеют льготы по налогу на прибыль и налогу на имущество организаций: в первые шесть лет освобождаются от уплаты налога на прибыль и имеют нулевую ставку по налогу на имущество организаций, в последующие шесть лет уплачивают только 50 процентов от установленной ставки налога на прибыль. Четвертое. Инвесторам предоставляются гарантии по стабильности правового поля, определяющего совокупную налоговую нагрузку в его деятельности по реализации инвестиционного проекта. Так, в случае, если принятые федеральные законы и иные нормативные акты Российской Федерации изменяют размер федеральных налогов и взносов в государственные внебюджетные фонды, за исключением взносов в Пенсионный фонд, либо приводят к увеличению совокупной налоговой нагрузки на деятельность участника инвестиционного проекта, то такие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации не применяются в течение срока действия режима особой экономической зоны в отношении участника, который осуществляет инвестиционный проект, при условии выполнения участником требований данного законопроекта. Указанные положения не распространяются на федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, применяемые в целях защиты основ конституционного строя Российской Федерации, здоровья граждан, их прав и законных интересов, обеспечения обороны страны и безопасности государства, а также регулирующие установление, исчисление, взимание и уплату пошлин, налога на добавленную стоимость, акцизов и таможенных сборов в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации. Пятое. Для въезда в Калининградскую область иностранных граждан, представителей инвесторов, а также лиц, приглашенных для обсуждения возможностей сотрудничества в особой экономической зоне, законопроектом предлагается упрощенный порядок оформления въездной визы, предусматривающий возможность ее оформления непосредственно в пункте пересечения границы Российской Федерации при въезде в Калининградскую область. Указанное оформление производится представительством федерального органа исполнительной власти, ведающим иностранными делами, находящимся в пункте пропуска через госграницу Российской Федерации. Основание - это приглашение, оформленное в установленном порядке по ходатайству администрации. Шестое. Срок действия режима особой экономической зоны предполагает двадцать пять лет. Седьмое. В отношении российских юридических лиц, которые на момент принятия новой редакции федерального закона осуществляют свою деятельность на основании Федерального закона от 22 января 1996 года № 13-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Калининградской области" и зарегистрированных в Калининградской области в течение десяти лет после принятия новой редакции федерального закона, сохраняется режим, при котором при выпуске для свободного обращения товаров, ввезенных в соответствии с таможенным режимом свободной таможенной зоны, таможенные пошлины и налоги не уплачиваются, если товары соответствуют критериям достаточной переработки. По предварительным расчетам, при реализации проекта федерального закона "Об Особой экономической зоне в Калининградской области" общий приток инвестиций в течение первых трех лет обеспечит ежегодный прирост валового регионального продукта в Калининградской области на уровне 10-15 процентов. Доходы населения вырастут примерно в два раза, что в конечном итоге обеспечит уровень жизни населения области, сопоставимый с сопредельными европейскими странами. Уважаемые депутаты, в преддверии 750-летия города Калининграда принятие новой редакции Федерального закона "Об Особой экономической зоне в Калининградской области" явится весомым вкладом в достижение целей федеральной политики в отношении Калининградской области, которая, как следует из последнего Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, должна стать опорным регионом при сотрудничестве России с сопредельными европейскими государствами. Просим вашего активного участия при рассмотрении и принятии данного законопроекта. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Виталий Геннадьевич, присаживайтесь. Содоклад Валерия Гавриловича Драганова. Пожалуйста. ДРАГАНОВ В. Г. Благодарю вас. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемый Владимир Григорьевич (я обращаюсь к губернатору Калининградской области), уважаемые коллеги! Сегодня нам предстоит рассмотреть проект закона, который давно ждут не только жители Калининградской области, - хотя главным образом они, - но и деловые люди, причем не только калининградский или московский бизнес, но и представители крупных международных компаний. Затянувшаяся дискуссия о поиске дополнительных стимулов развития Калининградской области близка к завершению, и есть основание полагать, что по большинству вопросов нам удалось достигнуть правильного решения. Не стану подробно останавливаться на существующих политических, социальных и экономических издержках, связанных с Калининградской областью и вызванных ее эксклавным положением, отмечу лишь, что в складывающихся обстоятельствах необходимо задействовать самые эффективные механизмы, позволяющие решать острые проблемы социально-экономического развития области, используя, конечно, уникальное географическое положение данного региона. В этой связи предлагаемый вашему вниманию проект федерального закона "Об Особой экономической зоне в Калининградской области" представляет собой принципиально новый подход к созданию благоприятных условий для ликвидации как минимум экономического отставания Калининградской области от остальной территории России и повышения инвестиционной привлекательности региона. Процесс обсуждения законопроекта еще до его внесения в Государственную Думу нам удалось расширить по количеству и по качеству его участников. Было проведено более двадцати трех заседаний различного рода, в разном формате и разного содержания. В процессе обсуждения мы стремились выработать наиболее приемлемые экономические условия для решения основных задач региона. Конечно, мы считаем необходимым ликвидировать дельту издержек, которые накладываются на Калининградскую область в связи с ее отдаленностью, чтобы уравнять в возможностях с остальной территорией России. Однако основной акцент в работе над законопроектом мы сделали на следующих концептуальных положениях. Первое. Анклавное положение Калининградской области в европейском сообществе должно рассматриваться не как недостаток, а как преимущество геополитического положения области. Второе. Сотрудничество с Европейским союзом не является исключительной особенностью Калининградской области, курс на сближение с Европейским союзом является важнейшим направлением федеральной политики. Калининградская область в силу своего положения представляет собой лишь передовой отряд, если хотите, пилотный проект эффективного сотрудничества с Европой. Третье. Калининградская область, используя свои сравнительные преимущества, должна ориентироваться на производство экспортной продукции. Четвертое. Развитие Калининградской области должно предполагать в качестве фундаментального направления отказ от нынешнего положения особой экономической зоны как механизма привлечения импорта в Калининградскую область и далее в Россию и превращение региона в зону экспортного производства в первую очередь. Пятое. В отношении юридических лиц, которые на момент принятия новой редакции федерального закона осуществляют свою деятельность на основании федерального закона № 13-ФЗ от 22 января 1996 года, необходимо сохранить в течение десяти лет после принятия новой редакции закона режим, при котором при выпуске для свободного обращения продуктов переработки товаров, ввезенных в соответствии с таможенным режимом свободной таможенной зоны, таможенные пошлины и налоги не уплачиваются, если товары соответствуют установленным критериям переработки. При этом хотелось бы отметить, что действующий режим особой экономической зоны в Калининградской области, который мы с вами установили почти десять лет назад, строится главным образом на одной составляющей - функционировании свободной таможенной зоны. Этот односторонний подход вызвал в области в большей степени рост торговых операций, но при этом недостаточно стимулировал развитие и расширение производственных процессов. Нормы нового закона должны быть более полно ориентированы на реальный сектор областной экономики. Новый закон должен быть направлен на развитие области с учетом трансформации особой экономической зоны из компенсационной с высокой долей импортозамещающей продукции в зону, где активно развиваются инвестиционные процессы и создаются конкурентоспособные производства, ориентированные на экспорт. Большинство этих аспектов нашло отражение в рассматриваемом нами законопроекте. Вместе с тем ряд предложений, высказанных в рамках обсуждения, остался предметом дискуссий. Так, в законопроекте не нашли отражение, на наш взгляд, вопросы отвода земельных участков для осуществления инвестиционных проектов участниками особой экономической зоны и реализации прав на эти участки. Между тем вопрос правового режима земель - один из основных вопросов, влияющих на принятие потенциальным инвестором решения о вложении средств. Представляется, что в проекте федерального закона следовало бы установить особый, я бы сказал, упрощенный порядок отвода земельных участков для осуществления инвестиционных проектов. Как вариант земельные участки могли бы передаваться в собственность участника особой экономической зоны за плату, которая включалась бы в расчет капитальных вложений по всему инвестиционному проекту. Исходя из того, что одной из целей установления особого правового режима хозяйствования в рамках особой экономической зоны является стимулирование создания в Калининградской области высокотехнологичного промышленного производства, в том числе связанного с глубокой переработкой импортируемых товаров, целесообразно изменить правила уплаты налога на добавленную стоимость. С экономической точки зрения это очень привлекательно, мне кажется, коллеги меня поддержат. С практической точки зрения реализация этого небесспорна. Эту оговорку я делаю в адрес правительства, мы это понимаем. Тем не менее хотелось бы это предложение высказать. Например, предусмотреть, чтобы сумма начисленного по нормам Налогового кодекса Российской Федерации НДС разбивалась на две части. Первая часть состояла бы из сумм, рассчитанных на основании налогооблагаемой базы, в которую не включаются налоги и таможенная стоимость импортируемых сырья, материалов, комплектующих изделий, и представляла бы собой, таким образом, собственно налог на добавленную стоимость. Вторая часть начисленного НДС зачислялась бы на специальные счета налогоплательщика и использовалась бы им в рамках инвестиционного проекта. Альтернативный вариант - наделить органы государственной власти Калининградской области правом распоряжаться средствами, зачисленными на указанные специальные счета, для инвестиций в создание объектов инфраструктуры в Калининградской области. Полагаю, что высказанные предложения могли бы повысить эффективность законопроекта, сделать его более действенным инструментом привлечения инвестиций в регион. В то же время вполне уместным будет их включение в закон по истечении определенного периода его действия с учетом практики правоприменения, после того как мы посмотрим, что происходит. Замечания к законопроекту, высказанные в ходе его обсуждения на заседании комитета, носят в основном уточняющий характер и могут быть учтены при подготовке законопроекта к рассмотрению Государственной Думой во втором чтении. С учетом сказанного Комитет по экономической политике, предпринимательству и туризму рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона "Об Особой экономической зоне в Калининградской области" в первом чтении. Благодарю вас. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, будут ли вопросы к докладчику и содокладчику? Много вопросов. Включите режим записи на вопросы. Покажите список записавшихся. Пожалуйста, Кузнецов Виктор Егорович. КУЗНЕЦОВ В. Е. Если можно, хотелось бы задать вопрос губернатору области, потому что, скажем, непонятно, что за это время получило развитие, что было построено благодаря тому, что действовал закон, что предполагается дальше делать, какое движение должно произойти. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Владимир Григорьевич, вы готовы ответить? Пожалуйста. ЕГОРОВ В. Г., глава администрации (губернатор) Калининградской области. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты! Я могу хотя бы только несколькими цифрами, наверное, здесь убедить депутатов в том, что закон от 22 января 1996 года действует. За прошлый год рост промышленного производства составил 25,7 процента, за пять месяцев этого года - 25,4 процента. Фактически закон начал действовать так, как ему и положено, по прошествии четырех - пяти лет, когда были поняты участниками экономических процессов и механизмы, и преференции, да в конечном счете и власти пришли к пониманию того, как нужно обеспечивать работу. Что нового? Я могу сказать об инвестиционных проектах только этого года. Завод по переработке сои и рапса, причем рапс в основном калининградского производства: стоимость этого проекта - 125 миллионов евро, вступление в строй завода, перерабатывающего миллион тонн, - в июне следующего года. Завод по производству клееного бруса из лиственницы, поставляемой из Иркутской области, общим объемом 300 тысяч кубов в год: вложение - 55 миллионов евро, завод пускается сейчас, в конце июня, уже на пять лет заключены контракты в Европе на поставку этого бруса. Кардинальные изменения завода в Немане, целлюлозно-бумажного комбината: вложения - 450 миллионов евро, полное изменение технологического цикла, изменение технологии получения целлюлозы с бесхлорным отбеливанием, строительство очистных сооружений, в том числе строительство городских очистных сооружений. Инфраструктурные объекты, которые строятся, в том числе и для обеспечения независимости области от тех правил, которые диктует Европейский союз: в Балтийске строится железнодорожно-автомобильная грузопассажирская переправа Балтийск - Усть-Луга (введение в строй - в этом году, объект, стоимостью почти 2 миллиарда рублей, обеспечит определенную долю независимости транспортной компоненты, поскольку на один паром будет загружаться от пятидесяти двух до ста четырех вагонов), строятся таможенно-пограничные переходы, модернизируются дороги, всё, что связано с инфраструктурой. Здесь не только вложения государственные и областные, но мы также настойчиво пробиваемся к тому, чтобы и частные вложения можно было использовать. К сожалению, с большим трудом... (Микрофон отключен.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Григорьевич. Пожалуйста, Малышкин Олег Александрович. МАЛЫШКИН О. А. Валерий Гаврилович, доклад у вас хороший, готовились к нему основательно, но объясните, что такое деловые люди. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, по терминологии. Действительно, прозвучала эта пара слов. Включите микрофон, пожалуйста, Драганову. ДРАГАНОВ В. Г. Деловые люди - это те же граждане, на мой взгляд, которые взяли на себя бремя или ответственность за что-либо, причем самостоятельно. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Штогрин Сергей Иванович. ШТОГРИН С. И. Спасибо. У меня к Савельеву вопрос, касающийся налоговых каникул по налогу на прибыль - шесть лет. У нас такая практика была по малому бизнесу: два года работало предприятие, потом закрывалось, затем с новым названием, но на тех же мощностях и с теми же людьми снова не платило налог. Вот не получится ли таким же образом и у нас в Калининграде? Шесть лет проработает - потом новое название. Деньги будут вывозиться за границу и вкладываться в другие территории, а не в развитие Калининградской области. САВЕЛЬЕВ В. Г. Спасибо за вопрос. Много обсуждали, и в правительстве были разные мнения по поводу того, какие все-таки льготы предоставить, в частности рассматривалась амортизация. Мы все-таки пришли к тому, что налог на прибыль - это совершенно нормальная льгота, которая привлечет инвесторов. Не надо забывать, что мошенники не придут с инвестициями в 5 миллионов долларов, чтобы открывать бизнес, потом его куда-то переводить. Мы этот вопрос обсуждали, он на самом деле нас беспокоил, но мы считаем, что по данному закону это полностью исключено. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Гришуков Владимир Витальевич, пожалуйста. ГРИШУКОВ В. В. Благодарю вас. Спасибо губернатору, частично он ответил на вопрос, который я все-таки хочу поднять и поставить перед правительством. Виталий Геннадьевич, к вам вопрос: есть ли все-таки расчеты у правительства, как будет действовать новый закон, который мы сегодня рассматриваем, через пять лет, через десять лет, через двадцать пять лет? Что будет происходить в социальной сфере, в экономике? Как правительство прогнозируют ситуацию, связанную с улучшением жизни людей в Калининграде? Это первый блок вопросов. И второе. Мы действительно говорим много о свободных экономических зонах, мы более десяти лет об этом говорим. Можно привести в пример СЭЗ Находка. Ну, слава богу, Калининграду сделали, так сказать, шаг навстречу, а на Дальний Восток обращаем внимание или нет? Будет ли там создаваться что-то, что будет способствовать привлечению инвестиций?.. (Микрофон отключен.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте, пожалуйста, время на вопрос. ГРИШУКОВ В. В. Спасибо. И я убежден, что создание свободных экономических зон - это только один из инструментов создания необходимых условий для развития промышленности и сельского хозяйства. Понимает ли это представитель правительства? И что для этого делается? Спасибо. САВЕЛЬЕВ В. Г. Спасибо за вопрос. Безусловно, я отмечал это в докладе, прежде всего исключительное территориальное положение Калининградской области - о чем говорил и Валерий Гаврилович Драганов - заставляет нас выработать специальный подход к ней. Вот до меня мой коллега Андрей Шаронов докладывал законопроект "Об особых экономических зонах...", и там есть явные исключения, или специальные меры, которые применяются для калининградской зоны. В частности, вся зона без изъятий является свободной экономической территорией. Срок действия - двадцать пять лет. Что будет через двадцать пять лет? Ну, действие закона закончится, и, наверное, будет либо новый закон, либо мы подведем какие-то итоги. Что касается того, что мы, правительство, ожидаем от создания этой особой экономической зоны. Прежде всего, мы уже это отметили, мы делали глубокие расчеты. Законопроект несколько раз существенно перерабатывался при участии депутатов, комитетов (спасибо им за это большое), и мы внимательно изучали разные аспекты. Мы изучали возможность создания все-таки экспортно ориентированного производства. Мы создавали проект и предлагаем новый закон именно в развитие, в улучшение этого закона - закона № 13-ФЗ, который существует и, со слов губернатора и как показали реалии, действует. Другое дело, вы правы, что в России есть определенный печальный, негативный опыт внедрения тех или иных новшеств. Мы как раз надеемся, что данная ситуация улучшит в целом экономику как самого региона... Предварительные оценки показывают, что валовой региональный продукт все-таки будет прирастать в размере не менее 10-15 процентов в год. И предварительные разговоры с бизнес-сообществом - мы встречались с представителями РСПП - показывают, что мы на правильном пути. И мы все-таки ожидаем реальных улучшений от внедрения данного закона. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Никитин Владимир Петрович, пожалуйста. НИКИТИН В. П. У меня вопрос и к Виталию Геннадьевичу, и к Валерию Гавриловичу, и сразу хочу сказать, что в зависимости от ответа на этот вопрос я сниму или не сниму свое выступление по проекту закона. Вот вы сказали, что компенсационный подход 1996 года заменен здесь политикой инвестиционного роста, и по поводу этого у меня недоумение. Хорошо, льготы и какие-то преференции достанутся участникам зоны, еще какому-то кругу предприятий, а что получит всё население Калининградской области, те же бюджетники, ветераны, военнослужащие, которые там проходят службу? Ведь дополнительное бремя затрат для бизнеса калининградского и для жителей определено в 10-12 миллиардов рублей ежегодно. Через федеральный бюджет, через другие каналы, другие законы правительство и профильный комитет считают правильным покрыть эти издержки, пока экономический рост даст какие-то плоды и, главное, его результаты почувствует всё население области?.. (Микрофон отключен.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, ответ. САВЕЛЬЕВ В. Г. На самом деле этот вопрос поднимался, когда мы готовили законопроект. Мы считаем, что определенные компенсационные варианты существуют, в частности, по загранпаспортам какие-то вопросы наверняка будут урегулированы. Что касается того, что это даст населению в целом. Прежде всего, это рабочие места. Второе - то, что мы изучали, - началась положительная миграция, то есть в область начали прибывать люди, которые хотят там осесть, иметь постоянное место жительства и заниматься именно производством, работой. Мы предусматривали разные возможности для развития бизнеса. Мы будем дифференцированно подходить к тем или иным товарам, чтобы вводить некое ограничение, показывая бизнесу, что до какого-то момента мы вам позволяем пользоваться льготами, какими-то преференциями, а дальше мы будем этот товар вводить в особый перечень, тем самым давая возможность развивать производство. Мы считаем, что создаем рабочие места, даем бизнесу в этом регионе новые возможности, новые преференции для своего развития. Именно из этого складывается то, о чем мы говорим, - мы предполагаем примерно двукратное повышение жизненного уровня, увеличение доходности работоспособных граждан, находящихся в регионе. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Драганов Валерий Гаврилович. ДРАГАНОВ В. Г. Я ограничусь коротким добавлением. Доходность граждан, растущая доходность предприятий, деловая активность - всё это идет в копилку общего подъема Калининградской области. Но я, Владимир Петрович, буду просить вас поддержать меня и всех депутатов: мы не должны ограничиться сегодняшними мерами. Я вижу этот проект не только развивающимся сам по себе, центральное правительство и центральные власти должны создавать ему всё новые и новые лучшие условия в форме поддержки. Только тогда мы подтвердим понимание важности вот таких поступательных мер. Если мы сейчас ограничимся осознанием, что двадцать пять лет - и вы там разберетесь с этим законом, то я считаю, что через пять лет мы можем прийти к печальному ответу на этот вопрос. И мне бы хотелось, чтобы Владимир Григорьевич, например, через три года поставил вопрос или через два года, или мы его поставим, депутаты, или федеральное правительство, - давайте думать, в чем состоит процесс углубления и расширения этой помощи, этих условий, потому что этот процесс не на один год. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Иванов Сергей Владимирович. ИВАНОВ С. В. Уважаемый Виталий Геннадьевич, у меня вопрос все-таки по сроку. Двадцать пять лет - это четверть века, и если давать как бы иммунитет калининградским инвесторам на такой большой срок, например, по изменениям в налоговое законодательство, не сложится ли такая ситуация, что, грубо говоря (в самых черных тонах я рисую), допустим, Калининград превратится в офшор, в офшорную дыру, а мы в течение этого срока ничего уже не сможем, никаких мер предпринять, поскольку этим законопроектом предусматривается вот такой двадцатипятилетний иммунитет? Спасибо. САВЕЛЬЕВ В. Г. Спасибо за вопрос. Да, на самом деле существовала некая дилемма, какой все-таки срок для свободной экономической зоны предложить. И путем длительных переговоров, изучения данного вопроса и переговоров именно с инвесторами, потому что речь все-таки идет не о каком-то мелком бизнесе, все-таки 5 миллионов долларов, в пересчете это 150 миллионов рублей, - это серьезные деньги, которые будут вкладываться в развитие предприятий и производства, учитывая, что полностью Калининградская область, вся территория является свободной зоной, мы посчитали для себя возможным все-таки предложить срок двадцать пять лет, исходя из того, что для инвестора это будет и спокойней, и надежней, потому что он будет понимать, что он сюда приходит всерьез и надолго и что мы будем его поддерживать. В своем докладе я упоминал, что, если будут какие-то изменения, ухудшающее ситуацию с инвесторами, мы все-таки будем им сохранять тот режим, который сейчас предлагаем. Мы считаем, что двадцать пять лет - это нормальное предложение. И единственная оговорка, которую я хотел бы сделать: льготы действуют не все двадцать пять лет, первые шесть лет, как мы говорили, - это освобождение от налога на прибыль и налога на имущество, и следующие шесть лет - только на 50 процентов освобождение от налога на прибыль. Это некий старт-ап, стартовая возможность для развития бизнеса. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Лунцевич Валентин Васильевич, пожалуйста. ЛУНЦЕВИЧ В. В. Спасибо. Виталий Геннадьевич, скажите, пожалуйста, не рассматривался ли в правительстве вопрос о том, чтобы на территории Калининградской области сделать какие-то преференции и для развития инфраструктуры рыночного сектора? Я имею в виду развитие фондовых бирж, страховых компаний, финансовый капитал. Потому что к этой территории сегодня есть интерес инвесторов с точки зрения и вложения средств именно в этот сектор, и работы с акциями российских предприятий второго, третьего порядка. Таким образом, Калининградская область могла бы стать зоной, куда привлекались бы инвестиции на развитие предприятий именно второго, третьего сектора нашей экономики, не только крупных нефтяных или газовых компаний. Я понимаю, что это, может быть, не имеет отношения именно к этому закону, потому что здесь речь идет о стимулировании производства, но вот этот сектор тоже представляется интересным. Скажите, пожалуйста, вот есть ли какие-то мысли на этот счет? САВЕЛЬЕВ В. Г. Спасибо за вопрос. На самом деле дискуссия такая была, и из закона исключены именно страховые компании, банковские учреждения, кредитные учреждения и так далее, потому что на сегодняшний день были высказаны опасения, и мы с этим на данном этапе согласны, что мы можем создать некую ситуацию, когда банки будут регистрировать компании и страховые общества в Калининградской области и распространять свое влияние на Россию. Мы рассматривали этот вопрос и исключили из закона запрещающие меры, мы не можем пользоваться вот этой льготой при введении в действие закона "Об Особой экономической зоне...". Но такой вопрос существует, я думаю, что мы будем его изучать вместе с вами, и, если будет необходимость, мы вернемся к этому вопросу. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Драганов, уточнение еще. ДРАГАНОВ В. Г. Уважаемый Валентин Васильевич, уверяю вас, что и фондовый, и финансовый, и банковский секторы будут развиваться лучше и быстрее и будет в этом заинтересованность, если будет развиваться производство, будет иметь место устойчивый экономический рост и активность всего населения, граждан Калининградской области будет этому способствовать. Я считаю, что все условия для этого сектора созданы, сделан еще один последовательный шаг к укреплению экономики области. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, есть ли желающие выступить? Ну, наверное, начнем со Штогрина Сергея Ивановича. Пожалуйста. ШТОГРИН С. И. Спасибо, Борис Вячеславович. Я просто в порядке предложения, я думаю, что я его буду вносить и буду настаивать, чтобы оно было принято. Надо и вот в этот закон, и в закон по особым зонам ввести норму, по которой правительство обязано ежегодно по итогам прошедшего года, скажем, в апреле представлять в Государственную Думу отчет о функционировании тех же особых зон и особой зоны в Калининградской области, чтобы мы понимали, как функционирует то, что мы приняли, какие есть позитивы в этом деле, какие есть негативы, чтобы мы могли своевременно отреагировать и принять соответствующие решения именно в интересах России. Если в закон норма такая будет внесена, я думаю, мы будем иметь нормальную, объективную информацию о том, что происходит. Прошу коллег поддержать вот такую поправку ко второму чтению. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Гришуков Владимир Витальевич, пожалуйста. ГРИШУКОВ В. В. Благодарю вас. Первое. Я поддерживаю предложение Сергея Ивановича полностью и думаю, что это будет полезно для развития практики создания особых экономических зон, или свободных, как мы раньше называли. В 90-х годах, напомню, была попытка создания такой зоны в Находке, в советской Находке. Ну, вот теперь впереди у нас оказался Калининград - флаг ему в руки, будем смотреть, учиться, и, может быть, правительство обратит внимание и на Дальний Восток. Что еще хотел сказать? В принципе это мировая практика, безусловно, и мы можем видеть, как в Китае развиваются свободные экономические зоны, в Северной Корее, если брать Дальневосточный и Азиатско-Тихоокеанский регион в целом. И практика показывает, что действительно есть польза и в целом для государства там, где развиваются особые, или свободные, экономические зоны. С другой стороны, мы понимаем, что там создаются особые условия. И это как раз задача федеральной власти - создать такие условия, которые привлекут инвестиции. Ведь задача свободной экономической зоны прежде всего, на мой взгляд, - привлечь частные инвестиции, инвестиции иностранного капитала, поскольку всё остальное и без создания свободных экономических зон, подчеркиваю, должно брать на себя государство, то есть федеральная власть. Но это не панацея, я об этом уже говорил, когда задавал вопрос, это не панацея, это один из инструментов создания необходимых условий для развития промышленности и сельского хозяйства. Другими словами, - я бы подчеркнул и обращаюсь еще раз к правительству, пользуясь возможностью, что правительство здесь присутствует, министерство экономического развития, хотел бы, чтобы услышали мое выступление, - необходимо менять саму внешнюю политику, необходимо менять не только в зоне экономической, но и в целом условия, связанные с налоговой политикой, с энерготарифной политикой, с транспортными тарифами, для того чтобы развивать промышленность и сельское хозяйство. Вот в этом плане поработать не мешало бы и нам, депутатам Государственной Думы, и Правительству Российской Федерации. И при этом не забывать, что не только в особых зонах, но и в общем и целом, в том же Китае, например (он сильно, активно развивается), дают кредиты, скажем, на развитие производства под 3-4 процента годовых. У нас мы этого не видим. Там освобождают от налога на прибыль, ну, не полностью, может, частично. Об этом говорили мои коллеги. То есть я бы попросил, завершая свое выступление, обратить на это внимание - на создание условий для развития промышленности, для развития сельского хозяйства не только в свободных экономических зонах, но и в целом на территории Российской Федерации. Ну и просьба все-таки обратить внимание на Дальний Восток. Это перспектива нашей страны, это будущее, там геополитика закладывается. И если мы не обратим внимание на Дальний Восток, то я не исключаю, что скоро там не только шести миллионов девятисот тысяч не останется, а вообще населения гражданского не будет, я имею в виду российского. Вот это нужно иметь в виду. Давайте вспомним историю. И до советской власти, и при советской власти создавали условия, правительство прежде всего: чем дальше от Москвы был груз, тем дешевле, чем дальше человек уезжал от центра, тем больше ему платили - подъемные там, северные надбавки, дальневосточный коэффициент и прочее, и прочее. Сегодня мы от этого отказываемся - это как раз государственная политика и есть. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Иванов Сергей Владимирович. ИВАНОВ С. В. Спасибо, Борис Вячеславович. Это я руку поднимал, хотел предложить: по одному от фракции. Но коль скоро вы мне предоставили слово, я скажу, что фракция ЛДПР с удовольствием поддерживает данный законопроект. Мы уверены, что на территории Калининградской области это будет очень хорошо работать, учитывая, что в том окружении, в котором находится Калининград и его жители... Там прекрасное население, у которого высокий образовательный уровень, а вот уровень доходов гораздо ниже. Поэтому, если правительство действительно берет курс на создание такой экономики, как это следует из законопроекта, мы уверены, что там всё удастся. И единственное, о чем хотелось бы еще попросить правительство: чтобы учитывались больше интересы именно российских инвесторов, потому что нам надо развивать свою экономику. Я понимаю, что для экономики неважно, кто там пришел, русский инвестор или иностранный, - были бы деньги, но я считаю, что и наши были бы в более выгодном положении, если бы какие-то позитивные моменты были для них предусмотрены. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Никитин Владимир Петрович. НИКИТИН В. П. Спасибо, Борис Вячеславович. Я полагаю, что сегодня этот законопроект будет принят в первом чтении, но вижу много направлений, по которым придется действовать, готовя проект ко второму чтению. Я знаю, что такие поправки есть и у представителя Калининградской области, а не только у меня, как у депутата от этого региона. Самое главное, что это только один из вопросов функционирования Калининградской области и развития ее экономики, то, что мы сегодня рассматриваем. Требуется на уровне страны комплексный подход к проблемам Калининградского региона - особого, анклавного региона. Несколько лет назад Государственная Дума обращалась к президенту с предложением разработать основы такой федеральной политики. Сегодня представитель правительства нам сказал о концепции, которая есть. Она действительно есть, но ее нужно утвердить либо указом президента, либо федеральным законом, чтобы это стало законом для МИДа, законом для наших оборонных ведомств, для социальных министерств и ведомств, чтобы всегда Калининград был с этой точки зрения в центре внимания. Если мы будем понимать, что сегодня мы сделали только один шаг, а впереди у нас большая работа по комплексному решению постоянно возникающих проблем Калининградской области, тогда, я думаю, сегодня можно проголосовать за. Так проголосует и фракция "Родина". Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли необходимость выступить полномочному представителю президента? Есть ли необходимость выступить с заключительным словом докладчику? Пожалуйста. САВЕЛЬЕВ В. Г. Спасибо большое, Борис Вячеславович. Уважаемые коллеги, спасибо вам за конструктивный разговор. Я хотел бы сказать одно: мы хорошо понимаем, что данный законопроект - всего лишь один из инструментов, которые мы предлагаем для развития Калининградской области. Я хочу напомнить, что существует федеральная целевая программа по развитию Калининградской области. Мы ведем серьезные переговоры по "дорожным картам", по ситуации с калининградским транзитом. Поэтому спасибо, и я думаю, что вот этим законом мы не ограничимся, мы осознаем особый статус этой зоны. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Драганов Валерий Гаврилович. ДРАГАНОВ В. Г. Об этом сегодня не говорилось, но я думаю, что это уместно сказать: успешная реализация этого закона позволит власти в целом реализовывать более эффективно и целенаправленно нашу внешнеполитическую, внешнеэкономическую линию. Мне кажется, что это тоже очень важно. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставится на голосование в первом чтении проект федерального закона "Об Особой экономической зоне в Калининградской области". Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 37 мин. 32 сек.) Проголосовало за 373 чел.82,9% Проголосовало против 1 чел.0,2% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 374 чел. Не голосовало 76 чел.16,9% Результат: принято Принято.