Заседание № 167
13.05.2014
Вопрос:
О проекте федерального закона № 168754-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части, касающейся порядка определения доли обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5004 по 5394 из 5658
13-й пункт порядка работы, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Докладывает Александр Николаевич Абалаков. Пожалуйста. АБАЛАКОВ А. Н., фракция КПРФ. Добрый день, Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроектом, предложенным новосибирскими депутатами, предусматривается изменение способа расчёта оплаты за общедомовое имущество. Как мы знаем, Жилищным кодексом сегодня все затраты распределяются в соответствии с количеством квадратных метров, что вызывает достаточно справедливые нарекания со стороны многих жителей. Например, лифт: жители первого этажа им не пользуются, жители второго этажа пользуются очень даже умеренно, а платят все поровну. Возникают также вопросы, связанные с вывозом мусора, поскольку затраты на вывоз мусора у нас распределяются пропорционально квадратным метрам, но все знают, что мусорят не квадратные метры, а проживающие. Это вызывает, естественно, справедливое возмущение жителей. В частности, жители Новосибирска обратились в Законодательное Собрание Новосибирской области, и депутаты Заксобрания сочли возможным подготовить эту законодательную инициативу. Конечно, у нас уже были разные ситуации, когда затраты распределялись и пропорционально квадратным метрам, и пропорционально количеству проживающих, но любая система вызывает нарекания, поэтому законопроектом предлагается отдать принятие решения на откуп жителям. Здесь мы сталкиваемся с такой ситуацией: можно ли жителям, вернее, собственникам помещений доверить принятие некоторых решений? В последнее время тенденция такова, что всё больше и больше прав у собственников отнимается. Вот, например, у нас в первом чтении был принят проект закона о лицензировании, где права собственников практически сведены к нулю. Авторы этого законопроекта предполагают, что собственники - люди сознательные и будут принимать разумные решения при распределении затрат. В целом, учитывая общий курс на демократизацию общества, мне, как и депутатам Законодательного Собрания Новосибирской области, представляется разумным предложение передать часть прав собственникам, потому что мы знаем, что сегодня бюджеты жилищной системы и коммунальной системы, в общем-то, сопоставимы с бюджетами некоторых муниципальных образований, фактически в рамках именно коммунальной системы и жилищной системы формируется второй бюджет. Как мне представляется, очень разумно было бы наделить собственников правом самостоятельно принимать решение, как им поступать в этой ситуации, - платить с учётом квадратных метров или с учётом количества проживающих. С этой точки зрения это предложение представляется разумным, потому что люди принимали бы более ответственные решения, это распространялось бы не только на вопросы распределения затрат на вывоз мусора или обслуживание лифтов, собственники более ответственно относились бы к своим правам, кроме того, это был бы шаг, направленный на воспитание ответственности у собственников, о чём много говорили президент и представители правительства. Законопроект, видимо, вряд ли найдёт большую поддержку, потому что есть рекомендация комитета его отклонить. Это, на мой взгляд, не очень разумно, потому что мы опять вернёмся к тому, что у нас будет низкая явка, пассивность на выборах, но люди потому и не ходят на выборы, что не верят ни во что, и даже небольшого права в своём небольшом доме самостоятельно определять, как им расходовать свои деньги, они сегодня лишены, всё заформализованно. И чего мы хотим от людей, какой политической активности, каких разумных решений, когда мы отнимаем даже те крохи, которые есть у них?! Вот поэтому я призываю всех депутатов проголосовать за принятие этого проекта закона, потому что это тот маленький шаг, который приведёт нас к принятию разумных решений нашими ответственными собственниками, к повышению активности на выборах и вообще к процветанию нашей страны. Спасибо большое. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Николаевич. С содокладом выступает Александр Геннадьевич Сидякин. Пожалуйста. СИДЯКИН А. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Александр Николаевич, если бы только одно это решение сразу привело нас к процветанию страны, то, конечно, все мы сразу проголосовали бы за него, но, к сожалению, плата за лифты и за вывоз мусора напрямую не связана с этим вашим тезисом. Вот мы уже два с половиной года работаем в Государственной Думе, и примерно раз в два месяца появляется законопроект на эту тему, где предлагается жителей первых этажей освободить от платы за лифты, за чердаки и пересчитать плату за вывоз мусора исходя из количества проживающих, а не из количества квадратных метров. Каждый раз мы предлагаем палате одно и то же решение, это решение отрицательное, мы предлагаем подобного рода законопроекты отклонять, поскольку в соответствии с существующими нормами Гражданского кодекса и Жилищного кодекса всё общее имущество в многоквартирном доме является общедолевой собственностью пропорционально количеству квадратных метров, которыми владеет конкретный собственник, - это не только лифты, это и инженерное оборудование, и трубы, и чердаки, и подвалы. И этот принцип заложен у нас и в Налоговом кодексе, и в Гражданском кодексе, и в Жилищном кодексе. Это логично: ты владеешь определённым количеством метров, и в соответствии с этим количеством метров твоё право на общую долевую собственность в многоквартирном доме является неотъемлемым, и ты несёшь бремя содержания этого общего имущества. Логика, мне кажется, здесь прослеживается совершенно чёткая, и нарушать этот принцип можно только в случае, если все собственники об этом договорились. Вот вы говорите, что этот законопроект даёт возможность собраться на общем собрании и зафиксировать перераспределение расходов, которые несут собственники по лифтам. Но, Александр Николаевич, вы работаете в нашем комитете, и, конечно, вам хорошо известно, что статьи 44-46 Жилищного кодекса позволяют принять на общем собрании любое решение. Единственное, что мы можем здесь чётко утверждать, что такого рода решение, которое перераспределяет бремя несения расходов, должно быть принято всеми собственниками, то есть должно быть стопроцентное участие в кворуме. Это довольно сложно, но выполнимо, и там, где собрание принимает такое решение, собственники верхних этажей начинают платить за лифты больше, а собственники нижних освобождаются от платы. Поэтому вот такая излишняя регламентация, которую предлагает Законодательное Собрание Новосибирской области, проблему не решает, есть путь, установленный в законодательстве, нужно по нему идти. Что касается вывоза мусора, то вы тоже хорошо осведомлены, что сейчас мы вместе с правительством рассматриваем возможность отнесения этой услуги к жилищной, исключив её из коммунальных услуг. Вот такой способ решения этого вопроса, возможно, в самое ближайшее время будет предложен палате для рассмотрения. Ну а законопроект, который вы представляли, Александр Николаевич, внесённый Законодательным Собранием Новосибирской области, исходя из текущей ситуации не может быть поддержан комитетом, комитет предлагает указанный законопроект отклонить. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Геннадьевич. Есть ли вопросы, коллеги? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Решульский Сергей Николаевич. РЕШУЛЬСКИЙ С. Н., фракция КПРФ. Спасибо. Александр Николаевич, уважаемый, я понимаю, что вы только представляете законопроект Законодательного Собрания Новосибирской области, но всё-таки вопрос: а как будем считать проживающих - по регистрации или будем еженедельно проводить какой-то поквартирный обход и считать их? У нас же есть много квартир, где, в общем-то, никто не зарегистрирован, а люди там живут. У нас же сейчас нет вопроса прописки, что ты обязан жить именно в этой квартире, ты можешь быть прописан на одном конце Москвы, а жить на другом конце Москвы. Авторы, вообще-то, думали, как перейти на подушевой учёт каждого человека? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Александр Николаевич. Депутату Абалакову включите микрофон. АБАЛАКОВ А. Н. Уважаемый Сергей Николаевич, дело в том, что порядок определения количества проживающих может быть урегулирован постановлением правительства. Ну а если рассуждать, как это делается, то на сегодняшний день практика такова: если не зарегистрировано ни одного человека, то считается, что один человек, если больше, то составляется акт комиссией, которая состоит из председателя совета дома, старшего по подъезду, и вопрос обычно решается общим собранием. Да, этот вариант тоже несёт в себе некоторый конфликт, но тем не менее вопрос так решается, есть такая практика. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Савельев Дмитрий Иванович. Снимаете вопрос? Снял вопрос. Романов Валентин Степанович. РОМАНОВ В. С. Вопрос депутату Сидякину. Уважаемый Александр Геннадьевич, это, в общем-то, не только к вам вопрос, это и к правительству. Видите, мы даже в одной фракции немножко по-разному на проблемы смотрим. Что такое "расход воды" - он связан с квадратными метрами? Нет, он связан с числом жителей. Что такое "канализационные сбросы"? То же самое. Что такое "бытовые отходы"? То же самое. И даже число лампочек горящих: если один человек живёт в трёхкомнатной квартире, он во всех трёх комнатах редко зажигает всё на свете, поэтому не так всё однозначно, как вы говорили. Налоговый кодекс гласит: по метрам, а вы говорите, жители могут на собрании всё решить. Сам пробовал жителей небольшого старого дома собрать, три раза пытался это сделать, чтобы пришли примерно 60 процентов жителей. Это адски трудная задача - собрать людей, но ведь у нас несовершенна и управляемость самими... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Сидякину включите микрофон. СИДЯКИН А. Г. Большое спасибо, Валентин Степанович, за вопрос, но то, о чём вы сейчас говорили, касается коммунальных услуг, и начисление платы за пользование коммунальными услугами в каждом конкретном случае происходит по своим правилам. А что касается законопроекта, который мы сейчас рассматриваем, то законопроектом предусматривается изменение порядка несения бремени расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Это не какие-то коммунальные услуги, это не вода, не газ, не тепло, это имущество, находящееся в подъезде у каждого из нас, а именно мусорные шахты, лифты, подвалы и чердаки. Мы исходим из того, что это общая долевая собственность всех собственников, живущих в многоквартирном доме, и она принадлежит им ровно в соответствии с метрами, которыми собственники владеют, и ровно в этом объёме у них возникает бремя содержания общего имущества. Именно поэтому мы последовательно отвергаем все попытки перераспределять расходы по лифтам, по чердакам на жителей этажей, которые ими не пользуются. Ещё раз повторяю: принцип, который заложен, мне кажется правильным и отступать от него не нужно. Это общее имущество, и его содержание - это обязанность каждого собственника. Что касается поднятой вами темы по воде, по мусору, хочу вам сказать, что на сегодняшний день эта услуга является жилищной, но мы как раз говорим о том, что её теоретически можно перевести в коммунальную, тогда исчисление платы за вывоз мусора будет происходить по другим правилам, но это вопрос другого законопроекта. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Рябов Николай Фёдорович. РЯБОВ Н. Ф. Александр Геннадьевич, этот вопрос уже задавал Валентин Степанович Романов, но в вашем ответе на него не было логики, а логика заключается в следующем. Квадратные метры общего имущества распределяются в соответствии с квадратными метрами жилплощади, занимаемой конкретными жильцами, но, согласитесь, эти квадратные метры общего имущества не увеличивают стоимость квартиры при продаже, а за общее имущество всё равно приходится платить, и это несправедливо. Всё-таки было бы справедливее установить критерии оплаты за лифт именно не с квадратного метра, а с количества жителей. Почему? Потому что - вы же сами это проследили - один житель есть один житель, а много... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Сидякину включите микрофон. СИДЯКИН А. Г. Николай Фёдорович, спасибо большое за вопрос. Стоимость продаваемой квартиры исчисляется с учётом стоимости общей долевой собственности, и это уже сложившаяся практика, есть, кстати говоря, решение Верховного Суда на эту тему. Мне кажется, что, отвечая на предыдущий вопрос, я достаточно подробно объяснил, что у собственника помимо права распоряжения собственностью есть обязанность по её содержанию. Каждый раз, возвращаясь к этому вопросу, мы говорим о том, что квартиру приватизируют для того, чтобы ею владеть, пользоваться, распоряжаться и в том числе нести бремя ответственности по содержанию этого имущества. Если вы не хотите владеть квартирой, пожалуйста, переходите на соцнайм, и тогда совершенно другие платежи возникнут. Ни у кого же не возникает вопроса по поводу того, менять летнюю резину на зимнюю на своей машине или нет, вы же не обязываете кого-то менять вам эту резину, ведь это ваша машина и ваша обязанность содержать имущество так, чтобы оно было безопасным в том числе для других субъектов правоотношений, и то же самое и с квартирой: кто будет содержать ваше общедомовое имущество - государство, муниципалитет? Нет! Вы собственники в этом доме, вы владеете там квартирой, поэтому, будьте добры, несите бремя содержания общего имущества. То же и в отношении лифтов. Если мы сейчас пойдём по этому порочному пути и освободим жителей первых этажей от платы за лифт, они потом скажут, что чердаками тоже не пользуются, и попросят освободить их от платы за чердаки. А жители верхних этажей скажут, что им подвалы не нужны, и попросят освободить их от содержания подвалов, и получится такой кавардак в системе начислений, что в нём уже потом никто не разберётся. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, время - 17 часов 56 минут. Есть предложение завершить рассмотрение этого вопроса и потом рассмотреть три законопроекта по сокращённой процедуре. Нет возражений? Нет. Договорились. Есть ли желающие выступить по этому законопроекту? Есть. Включите режим записи на выступления. Я думаю, длительность выступлений будет всё-таки с учётом того, сколько осталось времени. Покажите список. Рябов Николай Фёдорович. РЯБОВ Н. Ф. Хорошо, я коротко. Александр Геннадьевич, и всё-таки ваши рассуждения алогичны. Ещё раз повторяю: живущие на первом этаже не требуют полной отмены, хотя есть такая идея, но мы её как раз с вами и не обсуждаем. Мы говорим: распределить квадратные метры на каждого жителя. Но ведь не метры пользуются лифтами, а жители, и сколько бы жителей в доме ни было, условно говоря, сто или пятьдесят человек, все они в равной степени несут бремя содержания лифтового хозяйства. Что касается мусора, здесь вообще никакой логики нет. Квадратные метры и количество жителей... Не квадратные метры мусорят, и нет никакого общего имущества при уборке мусора - что там, контейнер, что ли, распределяется как общее имущество? Ещё раз повторяю: вы упёрлись в стенку, не хотите её обойти со стороны и логично поразмыслить. Правильное предложение у новосибирцев, надо, по всей видимости, отдать данное решение на откуп самим жителям, пусть они решают, а решать это сверху - квадратные метры, лифт, мусор - вообще не логично, а глупо даже. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Фёдорович. Катасонов Сергей Михайлович. КАТАСОНОВ С. М., фракция ЛДПР. Александр Геннадьевич сказал в своём выступлении, что тема эта поднималась уже многократно, вот, наверное, в этих словах и заложен корень всех проблем. Действительно, не одна область присылала такие законопроекты, я вам больше скажу: ещё когда я был депутатом Заксобрания в Оренбурге, года, наверное, четыре назад, мы вам тоже такую инициативу отправляли. Понимаете, раз такие инициативы с территорий идут, значит, что-то здесь не так, - ваша уверенность в том, что мы запутаемся, и поэтому давайте перейдём к метрам, не будем морочить людям голову и так далее, она всё-таки критики не выдерживает. Вы понимаете, может заблуждаться один человек, в этом зале могут заблуждаться десять или двадцать человек, но когда целые области заблуждаются, такого не может быть, ну вы поймите! Поэтому, когда вы выходите с таким предложением, всё-таки надо обратить внимание, что это не конкретно какая-то одна область говорит о проблеме на своей территории, а уже много территорий говорят о том, что вопрос нужно решить. И посмотрите, как вопрос-то стоит: дело не в том, чтобы категорически перейти с метров на количество людей, дело в другом - дайте людям право принять решение самим, вот и всё! Мы-то говорим не о том, что будем считать только по количеству прописанных людей, а о том, что есть нюансы в каждой территории, в каждом доме, многое зависит от числа живущих, от их структуры, там от возраста и так далее, а вот дать возможность принимать решение самостоятельно - это важно. Сегодня во время доклада были ссылки на лицензирование, и я вам скажу, что сейчас Минстрой тоже понял, куда он пришёл со своим предложением о том, что принимать решение об управляющей компании вообще будет чиновник, назначенный субъектом. Как это так, ведь жителей устраивают управляющие компании! И сегодня мы видим, что идёт отступление, говорят, что, наверное, право вето должно быть у людей, понимаете? То есть мы всё равно идём к тому, что решение - за людьми. Мы им говорим: вы хотите крышу ремонтировать - делайте капитальный ремонт. Таким образом, там, где нужно, скажем, вместо государства что-то делать, мы даём им права, а там, где можно решить элементарный вопрос и снять нагрузку с муниципалитетов, с субъектов, с депутатов, мы говорим, что не нужно, что нам виднее. Я считаю, что всё-таки нужно ещё раз в комитете подумать. Вы сегодня принимаете решение в отношении, допустим, коммунальной услуги по вывозу мусора, завтра - в отношении коммунальной услуги по лифту, но это всё какие-то промежуточные решения. Дайте людям самим это определять - и забудем эту тему! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Михайлович. Александр Николаевич, будете выступать с заключительным словом? Депутату Абалакову включите микрофон. Пожалуйста. АБАЛАКОВ А. Н. Я всё-таки призываю очень внимательно отнестись к этому предложению, ведь прозвучали разумные аргументы за принятие этого законопроекта. У нас впереди рассмотрение законопроекта о капитальном ремонте, и там тоже необходимо будет подумать о том, чтобы более гибко определять расходы по капитальному ремонту, потому что у нас получается, что мы всех под одну гребёнку, и не даём совершенно никаких прав нашим собственникам. Я вообще всех призываю внимательно отнестись к этому вопросу, потому что это инициатива не только Новосибирской области, как правильно сказал Сергей Михайлович, такие инициативы возникают примерно раз в два месяца, и это говорит только об одном - о том, что проблема существует и надо её решать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Николаевич. Александру Геннадьевичу Сидякину включите микрофон. Пожалуйста. СИДЯКИН А. Г. Я очень коротко. Коллеги, зачем ломиться в открытую дверь? В соответствии со статьями 44, 45 и 46 Жилищного кодекса у общего собрания жильцов - собственников помещений в многоквартирном доме есть право принять решение, в том числе по изменению платы, взимаемой с жителей первого этажа за лифты, или за вывоз мусора. Зачем это снова прописывать в Жилищном кодексе? Вы говорите: дайте людям возможность самим решать, но такая возможность у людей уже есть. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Геннадьевич. Ставлю на голосование законопроект. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 02 мин. 30 сек.) Проголосовало за 104 чел.23,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 104 чел. Не голосовало 346 чел.76,9 % Результат: не принято Отклоняется законопроект.