Заседание № 161

07.05.2010
Вопрос:

О проекте федерального закона № 168742-5 "О внесении изменений в статьи 14.13 и 14.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 195 Уголовного кодекса Российской Федерации" (в части, касающейся ответственности за незаконное воспрепятствование деятельности арбитражных управляющих и временных администраций финансовых организаций; принят в первом чтении 20 мая 2009 года с наименованием "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 195 Уголовного кодекса Российской Федерации").

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3759 по 3898 из 5698
Пункт 17, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 14.13 и     
14.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и        
статью 195 Уголовного кодекса Российской Федерации". Александр Петрович         
Москалец докладывает этот вопрос.                                               
                                                                                
МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемые коллеги, понимая необходимость решения вопросов,       
касающихся ответственности за незаконное воспрепятствование деятельности        
арбитражных управляющих и временных администраций финансовых организаций, мы    
с вами приняли в первом чтении законопроект, который вносит изменения и в       
Кодекс об административных правонарушениях, и в Уголовный кодекс.               
                                                                                
Ко второму чтению от Правительства Российской Федерации и депутатов             
Государственной Думы поступило пять поправок. Все эти поправки уместны и        
обоснованны, и мы их предлагаем поддержать.                                     
                                                                                
С учётом изложенного Комитет по конституционному законодательству и             
государственному строительству рекомендует утвердить таблицу поправок и         
принять законопроект во втором чтении.                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, пять поправок, поддержанных комитетом. Есть      
замечания по таблице?                                                           
                                                                                
Ставлю на голосование таблицу 1. Голосуйте.                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 42 мин. 24 сек.)                 
Проголосовало за              408 чел.90,7%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    408 чел.                                          
Не голосовало                  42 чел.9,3%                                      
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается таблица.                                                            
                                                                                
Ставится на голосование обсуждаемый законопроект во втором чтении.              
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 42 мин. 54 сек.)                 
Проголосовало за              404 чел.89,8%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    404 чел.                                          
Не голосовало                  46 чел.10,2%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято, законопроект принят во втором чтении.                                  
                                                                                
Я услышал реплику Зубова, он говорит: "Уже никто не знает, за что голосует".    
А представляете, мне каково, если вы уже не знаете, за что голосуете, а?        
Москалец всегда знает, за что мы голосуем, поэтому я, чтобы не путаться,        
всегда смотрю на него.                                                          
                                                                                
Пожалуйста, слово вам, Александр Петрович.                                      
                                                                                
МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемые депутаты, законопроект в полном объёме подготовлен к   
последующему рассмотрению. Все материалы имеются и размещены в информационной   
системе. Замечаний Правового управления Аппарата Государственной Думы нет.      
Просим принять законопроект в третьем чтении.                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть ли замечания по предложению?.. Есть.        
Депутат Иванов. По мотивам? Вы берёте слово либо по мотивам, либо по ведению.   
По ведению, я так понимаю, депутат Иванов. Что-то мы нарушили?                  
                                                                                
ИВАНОВ С. В. Вы ничего не нарушили, поэтому я не знаю, по ведению вроде как и   
не положено мне слово предоставлять, но у меня, коллеги, вопрос на засыпку.     
Если у нас законопроекты к третьему чтению готовятся, то мы их в первую         
очередь и рассматриваем, с утра. А тут только второе чтение прошло, а,          
оказывается, уже всё готово к третьему. Когда успели?                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, ну, не знаю, что делал Иванов два с половиной    
года.                                                                           
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет, наоборот, в том-то и дело, что он очень              
дисциплинированный депутат и вместе со мной присутствует на всех практически    
заседаниях. Так вот, я хочу сказать, Сергей Владимирович, что у нас такая       
практика существует: если таблица поправок не подвергается какой-либо правке,   
то комитет заранее готовит законопроект к третьему чтению, обсуждает его с      
лингвистами, экспертами, Правовым управлением, вносит соответствующий           
документ.                                                                       
                                                                                
Как я понимаю, Александр Петрович, этот документ сейчас есть на руках у         
депутатов.                                                                      
                                                                                
А вот дальше - процедура выступлений по мотивам, она существует (вон кивает     
Асеев). Зубов просит слова по мотивам.                                          
                                                                                
Присаживайтесь, Александр Петрович.                                             
                                                                                
Зубов от фракции по мотивам.                                                    
                                                                                
ЗУБОВ В. М., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                     
                                                                                
Нет, у меня не по мотивам, а у меня по ведению.                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да что ты будешь делать! Тогда подождите, Зубов, тогда    
подождите.                                                                      
                                                                                
ЗУБОВ В. М. Почему? Вы мне... (Микрофон отключён.)                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Тогда по ведению, правильно.                              
                                                                                
Да, включите микрофон депутату Зубову.                                          
                                                                                
ЗУБОВ В. М. Вы говорите: размещено в какой-то информационной системе. Надо      
дойти, посмотреть, может быть, с кем-то посоветоваться, может быть, кому-то     
задать вопрос, а вы говорите: голосуйте. Я не видел, за что голосовать. Я       
убеждён, что большинство не видели. По вопросу 13 мы проголосовали в третьем    
чтении. Вы хоть знаете цену вопроса этого?! Так нельзя, так нельзя! Есть        
определённая технология первого, второго чтения, а не всё скопом... (Микрофон   
отключён.)                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну, я промолчу.                                           
                                                                                
Это было выступление по ведению. По мотивам никто не выступает, поэтому         
ставлю на голосование.                                                          
                                                                                
Объявляю "час голосования". И в рамках "часа голосования" голосуется            
законопроект под пунктом 17 в третьем чтении.                                   
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 46 мин. 20 сек.)                 
Проголосовало за              372 чел.82,7%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    372 чел.                                          
Не голосовало                  78 чел.17,3%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                

Заседание № 158

23.04.2010
Вопрос:

О проекте федерального закона № 168742-5 "О внесении изменений в статьи 14.13 и 14.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 195 Уголовного кодекса Российской Федерации" (в части, касающейся ответственности за незаконное воспрепятствование деятельности арбитражных управляющих и временных администраций финансовых организаций; принят в первом чтении 20 мая 2009 года с наименованием "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 195 Уголовного кодекса Российской Федерации").

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 786 по 790 из 6215
МОСКАЛЕЦ А. П., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Борис Вячеславович, в связи с необходимостью уточнения редакции и текста        
законопроектов прошу перенести рассмотрение 11-го и 12-го пунктов на 7 мая.     
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 849 по 851 из 6215
Рассмотрение 11-го и 12-го вопросов профильный комитет просит перенести на 7    
мая. Не будет возражений? Нет необходимости голосовать? Соглашаемся.            
                                                                                

Заседание № 95

20.05.2009
Вопрос:

О проекте федерального закона № 168742-5 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 195 Уголовного кодекса Российской Федерации" (в части, касающейся ответственности за незаконное воспрепятствование деятельности арбитражных управляющих и временных администраций финансовых организаций; внесён депутатами Государственной Думы В. М. Резником, Ю. О. Исаевым, Л. В. Пепеляевой, а также А. П. Ковалем в период исполнения им полномочий депутата Государственной Думы).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5436 по 5670 из 7453
Пункт 14 повестки дня, проект федерального закона, рассматриваемый в первом     
чтении, "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об                  
административных правонарушениях и статью 195 Уголовного кодекса Российской     
Федерации". Докладывает депутат Государственной Думы Владислав Матусович        
Резник.                                                                         
                                                                                
РЕЗНИК В. М., председатель Комитета Государственной Думы по финансовому         
рынку, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                                 
                                                                                
Глубокоуважаемые коллеги, действующие редакции Кодекса об административных      
правонарушениях и Уголовного кодекса Российской Федерации предусматривают       
ответственность за воспрепятствование деятельности арбитражного управляющего    
и временной администрации только кредитной организации. Вашему вниманию         
представлен законопроект, которым предусматривается дополнение указанных выше   
кодексов положениями, устанавливающими административную и уголовную             
ответственность за незаконное воспрепятствование деятельности не только         
управляющих и временных администраций кредитных организаций, но и иных          
финансовых организаций, когда функции руководителей этих финансовых             
организаций возложены на руководителя временной администрации финансовой        
организации. Это такие организации, как страховые организации,                  
профессиональные участники рынка ценных бумаг, негосударственные пенсионные     
фонды и так далее.                                                              
                                                                                
Этим законопроектом предусмотрены следующие полномочия временной                
администрации финансовой организации: дача обязательных к исполнению            
распоряжений сотрудникам финансовой организации, получение от органов           
управления финансовой организации необходимой информации и документов,          
касающихся деятельности этой финансовой организации, обеспечение сохранности    
имущества, проведение анализа финансового состояния финансовой организации,     
естественно, обеспечение также сохранности активов и контроль за выполнением    
финансовой организацией мер по предупреждению банкротства.                      
                                                                                
Естественно, что эффективное исполнение указанных полномочий возможно только    
в случае своевременного и надлежащего исполнения обязанностей руководителем     
финансовой организации, поэтому нам и потребовался данный закон. Мы хотим,      
чтобы к этим организациям применялись такие же санкции по нарушениям, как и в   
связи с воспрепятствованием деятельности руководителя временной администрации   
кредитной организации. То есть понятна цель законопроекта.                      
                                                                                
Хочу отметить, что данный законопроект прошёл предварительное согласование с    
правительством, Верховным Судом. Комитет-соисполнитель - это Комитет по         
финансовому рынку - также дал положительное заключение.                         
                                                                                
Просьба поддержать.                                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Содоклад делает первый заместитель председателя           
Комитета по конституционному законодательству и государственному                
строительству Александр Петрович Москалец.                                      
                                                                                
МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты! Рассматриваемый   
законопроект, хотя и направлен на установление ответственности в системе        
финансовых организаций, но имеет при этом заведомо определённые, я бы даже      
сказал, строго определённые объёмы регулирования. Я на это обстоятельство       
указываю для того, чтобы очертить концептуальное его содержание, вытекающее     
именно из этих двух правовых норм, которые изменяются. Это нормы статьи 14.13   
Кодекса об административных правонарушениях и статьи 195 Уголовного кодекса.    
                                                                                
В целях понимания мотивов внесения законопроекта уточню, что в январе           
текущего года мы с вами приняли в первом чтении проект федерального закона "О   
внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового      
дела в Российской Федерации" и некоторые другие законодательные акты            
Российской Федерации" и этим проектом как раз предусматривается, что            
воспрепятствование осуществлению функций временной администрации влечёт за      
собой ответственность в соответствии с федеральным законом.                     
                                                                                
Совершенно обоснованно и в полном соответствии с логикой действия вниманию      
законодателей сегодня предложен настоящий законопроект, который направлен на    
установление уголовной и административной ответственности за незаконное         
воспрепятствование - а вот теперь прошу быть особо внимательными, - за          
воспрепятствование деятельности временной администрации финансовой              
организации в случаях, когда функции руководителя финансовой организации        
возложены на руководителя временной администрации. Вы, наверное, отметили,      
что уголовная и административная ответственность и её нормы, которые здесь      
предложены, имеют почти одинаковые диспозиции, но их разница именно в размере   
причинённого ущерба, а определение понятия ущерба, как мы знаем, находится в    
Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации.                        
                                                                                
Поддерживая в целом рассматриваемый законопроект, мы отмечаем необходимость     
возложить ответственность за воспрепятствование деятельности не только на       
руководителя, но и на других должностных лиц. Также считаем, что предлагаемое   
административное взыскание в 2-5 тысяч рублей следует значительно повысить.     
Тут скромничать, мы полагаем, нечего, так как и объект, и субъект воздействия   
в данной схеме представляют люди, вполне подготовленные и знающие свои права    
и обязанности, и если они и будут допускать нарушения закона, то явно будут     
нарушать его умышленно, и в этих случаях бить по рукам нужно ощутимо.           
                                                                                
Рассматриваемый законопроект поддержали и Верховный Суд, и правительство, и     
три комитета Государственной Думы. С учётом изложенного Комитет по              
конституционному законодательству и государственному строительству              
рекомендует Государственной Думе рассматриваемый законопроект принять в         
первом чтении, тем более что отмеченные нами недостатки вполне устранимы ко     
второму чтению.                                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Первое чтение. Есть вопросы? Есть, у депутата Рохмистрова, других вопросов      
нет, подводим черту.                                                            
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
РОХМИСТРОВ М. С. У меня такой вопрос к представителю комитета.                  
                                                                                
Я сегодня уже приводил этот пример, с которым внимательно ознакомился, потому   
что в первый раз столкнулся с такой вещью, когда в рамках судебного следствия   
было доказано, что преступление совершалось, был доказан ряд сопредельных       
преступлений, таких как подделка документов, ещё что-то, но был вынесен         
оправдательный приговор. И основанием является то, что, хотя доказано           
совершение преступления, у судьи отсутствует убеждённость в том, что человек    
это действительно умышленно сделал, и судья выносит оправдательный приговор.    
Понятно, что затем вмешались и депутатское сообщество, и другие, потому что     
громкое дело было. Ну, вот что делать с таким делом, когда у нас есть в         
процессуальном кодексе ссылка на то, что... (Микрофон отключён.)                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Отвечайте на то, что услышали.                            
                                                                                
МОСКАЛЕЦ А. П. Если отвечать на то, что услышал, то я услышал следующее.        
Максим Станиславович говорит о каком-то судебном следствии. Честно говоря, я    
не представляю, что это за форма деятельности суда. Есть судебные               
разбирательства - это другая форма суда, и убеждённость судьи в правомерности   
и полноте представленных материалов - это уголовно-процессуальный принцип,      
это требование закона, поэтому тут ничего плохого я не вижу.                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Переходим к выступлениям. Есть ли желающие? Есть.         
                                                                                
Присаживайтесь, Александр Петрович.                                             
                                                                                
Депутат Багаряков и депутат Рохмистров. Я правильно понял, да? Других нет       
желающих? Нет. Подводим черту.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, депутат Багаряков.                                                  
                                                                                
БАГАРЯКОВ А. В. Спасибо.                                                        
                                                                                
За последнее время в России коррупция достигла небывалых размеров, и с этим     
никто не спорит. В этих условиях представляется целесообразным принятие         
рассматриваемого закона, который устанавливает ответственность за незаконное    
воспрепятствование деятельности временной администрации. Временная              
администрация по закону выполняет многие важные функции, в числе которых сбор   
необходимой информации об организации, обеспечение сохранности её активов и     
имущества, контроль за выполнением финансовой организацией плана мер по         
предупреждению банкротства.                                                     
                                                                                
Хотел бы подробнее остановиться именно на этом пункте. За последние восемь      
месяцев было проведено несколько десятков санаций банков, некоторые из          
которых вызвали широкий общественный резонанс. Случаи санации таких банков,     
как Банк ВЕФК, СвязьБанк, банк "ГЛОБЭКС", не только потрясли специалистов       
небывало высокой стоимостью процедуры санации, но и сопровождались множеством   
нарушений. Так, по информации СМИ, в период, когда проводилась санация Банка    
ВЕФК, бывшие менеджеры банка предпринимали различные действия по выводу         
активов из-под контроля АСВ, проводившего санацию. Государственные средства,    
суммы в миллиарды рублей, были потрачены, но не всегда эффективно. Как в        
России обычно случается, главные виновники, вероятнее всего, не понесли         
наказания.                                                                      
                                                                                
Теперь же, с принятием нового закона, будут введены некоторые меры              
ответственности за подобные нарушения, что вселяет надежду на сокращение        
количества подобных случаев в будущем. Вместе с тем хотелось бы отметить, что   
предполагаемые проектом закона меры никак нельзя назвать достаточными.          
Непонятно, на что рассчитывают авторы законопроекта, предлагая за               
воспрепятствование деятельности управляющего максимальный штраф в размере 5     
тысяч рублей, хотя убыток может быть на миллиарды рублей. Для любого            
человека, разбирающегося в бизнесе, очевидно, что сумма штрафа должна           
исчисляться намного большими цифрами с нулями. Как можно рассчитывать на        
победу над коррупцией и на решение этих проблем, вводя столь мизерные штрафы?   
                                                                                
Тем не менее, учитывая важность борьбы с коррупцией, в целях улучшения          
прозрачности финансовой системы наша фракция считает возможным поддержать       
законопроект в первом чтении, однако мы настаиваем на его последующей           
доработке.                                                                      
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, пожалуйста, Рохмистров.                              
                                                                                
РОХМИСТРОВ М. С. Подобный законопроект, на мой взгляд, должен был быть принят   
лет пятнадцать назад, потому что все мы столкнулись с тем, что идёт             
непонятное противодействие назначенным арбитражным управляющим, и многие        
временные администрации не могут приступить к своим обязанностям, ну, если не   
годами, то уж точно месяцами. За это время производится вывод всех ликвидных    
активов, и, собственно говоря, иногда управляющим достаётся шкурка от той       
рыбы, которую съели уже без них. И должников уже удовлетворять можно только     
сломанными стульями и подержанными столами.                                     
                                                                                
Вынужден согласиться с предыдущим выступавшим депутатом, что ответственность,   
конечно, должна быть более серьёзной. И не всегда в этой ситуации применимо     
уголовное законодательство, поэтому в части оперативности административные      
нормы, которые предусматриваются настоящим законопроектом, надо каким-то        
образом менять. И вот о том, что меня не понял выступающий: я говорил, что      
есть статья в Уголовном кодексе, вернее, в Уголовно-процессуальном кодексе об   
умышленности преступления. Вот у нас имеется, к сожалению, одна очень           
коррупционная норма: судью надо убеждать в рамках судебного разбирательства в   
том, что данное преступление было совершено умышленно. И если судья не          
убеждён, он может оправдать стопроцентного преступника, потому что его не       
убедили в рамках судебного разбирательства (на другом языке - судебного         
следствия) в том, что подозреваемый был убеждён, что совершает преступление,    
то есть не было умышленности. И здесь, я думаю, надо всё-таки ужесточать меры   
и в Уголовном кодексе в этом плане, потому что данный законопроект              
затрагивает интересы непосредственно граждан, он особенно актуален в период     
сегодняшней экономической ситуации, когда под действие этого законопроекта      
(как он будет осуществляться на местах) может подпасть большое количество       
граждан. И важно, чтобы не повторились события 94-го года, 95-го года, 98-го    
года, когда люди даже после решений судов ничего не получали. Я сам просто      
попал в ситуацию, когда после ликвидации банка "Национальный кредит" всё, что   
мне предложили, это два сломанных стула. Не хотелось бы, чтобы в такой          
ситуации оказались наши граждане сегодня из-за несовершенства                   
законодательства, чтобы у них, грубо говоря, не осталось никаких шансов на      
то, чтобы компенсировать собственные потери.                                    
                                                                                
Я считаю, что во втором чтении законопроект надо как-то усиливать, надо         
вводить, наверное, более жёсткую систему мер ответственности в                  
административном плане, может быть, и более чётко прописать изменения в         
Уголовном кодексе. В целом фракция поддерживает принятие настоящего             
законопроекта, считает его не только своевременным, но и опоздавшим лет на      
десять. Поэтому рекомендация: ко второму чтению всё-таки учесть и принять       
более стройную систему (наверное, не 5 тысяч рублей) в плане                    
административного наказания.                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Состоялись выступления. Представители президента,         
правительства? Не настаивают. Докладчик, содокладчик? Нет. Ставится на          
голосование проект федерального закона, который мы рассматривали, пункт 14.     
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 36 мин. 05 сек.)                 
Проголосовало за              376 чел.83,6%                                     
Проголосовало против            1 чел.0,2%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    377 чел.                                          
Не голосовало                  73 чел.16,2%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принят законопроект.