Заседание № 100
О проекте федерального закона № 168615-5 "О внесении изменений в статью 20 Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" и статью 65 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (об установлении требований к кредитным организациям, в которых могут открываться банковские счета организациями, осуществляющими управление многоквартирными домами; принят в первом чтении 3 июня 2009 года с наименованием "О внесении изменений в статьи 20 и 21 Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Пункт 13, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 20 Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" и статью 65 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Докладывает Мартин Люцианович Шаккум, председатель Комитета по строительству и земельным отношениям. Пожалуйста. ШАККУМ М. Л., председатель Комитета Государственной Думы по строительству и земельным отношениям, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Законопроект принят в первом чтении 3 июня сего года. К законопроекту поступило шесть поправок, все их комитет рекомендует к принятию. Ко второму чтению законопроект доработан. Предусматривается, что счета для направления средств Фонда содействия реформированию ЖКХ на проведение капитального ремонта открываются и обслуживаются только в кредитных организациях, акции или доли в уставном капитале которых принадлежат Российской Федерации или Банку России. Это основное замечание. Комитет рекомендует Государственной Думе принять законопроект во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, шесть поправок в таблице 1. Никто не настаивает на отдельном обсуждении? Нет. Ставится на голосование таблица 1. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 41 мин. 36 сек.) Проголосовало за 314 чел.69,8% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 314 чел. Не голосовало 136 чел.30,2% Результат: принято Принимается таблица. Данный законопроект ставится на голосование во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 42 мин. 05 сек.) Проголосовало за 315 чел.70,0% Проголосовало против 87 чел.19,3% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 403 чел. Не голосовало 47 чел.10,4% Результат: принято Принимается законопроект во втором чтении. Пожалуйста, Мартин Люцианович. ШАККУМ М. Л. Уважаемые коллеги, законопроект в полном объёме прошёл правовую и лингвистическую экспертизы. Комитет предлагает принять его в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По мотивам - депутат Хованская. Присаживайтесь, Мартин Люцианович. ХОВАНСКАЯ Г. П. Спасибо. Уважаемые коллеги, мы не сможем поддержать этот законопроект в третьем чтении, он вносит существенные ограничения, с нашей точки зрения, неправомерные. У нас много банков в регионах, которые не менее надёжны, чем те банки, на которые нам сегодня указывает закон. Наша фракция будет голосовать против. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятно. Ставится на голосование данный законопроект в третьем чтении в рамках "часа голосования". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 43 мин. 26 сек.) Проголосовало за 312 чел.69,3% Проголосовало против 88 чел.19,6% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 400 чел. Не голосовало 50 чел.11,1% Результат: принято Законопроект принимается в третьем чтении.
ОСАДЧИЙ С. Ю. Олег Викторович, для протокола: по вопросу 13 - это о Фонде содействия реформированию ЖКХ - Зайцев, Комиссаров и Морозов голосовали за. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятно.
Заседание № 99
О проекте федерального закона № 168615-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" и статью 65 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (об установлении требований к кредитным организациям, в которых могут открываться банковские счета организациями, осуществляющими управление многоквартирными домами; принят в первом чтении 3 июня 2009 года с наименованием "О внесении изменений в статьи 20 и 21 Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
САГИТОВ Р. Ш., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый председательствующий, Комитет по строительству и земельным отношениям просит перенести вопрос 7 на 11 июня в связи с необходимостью проведения дополнительных консультаций с правительством. Спасибо.
Депутат Сагитов просит перенести рассмотрение пункта 7 повестки дня. Он дал мотивацию. Нет возражений? Не будем голосовать? Нет.
Заседание № 98
О проекте федерального закона № 168615-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" и статью 65 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (об установлении требований к кредитным организациям, в которых могут открываться банковские счета организациями, осуществляющими управление многоквартирными домами; принят в первом чтении 3 июня 2009 года с наименованием "О внесении изменений в статьи 20 и 21 Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
ШАККУМ М. Л., председатель Комитета Государственной Думы по строительству и земельным отношениям, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемая Любовь Константиновна, прошу снять с рассмотрения сегодня, исключить из повестки дня вопрос 14 в связи с необходимостью дополнительных консультаций с правительством.
Депутат Шаккум Мартин Люцианович предлагает из повестки сегодняшнего заседания исключить пункт 14. Есть ли возражения у депутатов, представителей правительства и президента? Нет.
Заседание № 97
О проекте федерального закона № 168615-5 "О внесении изменений в статьи 20 и 21 Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (об установлении требований к кредитным организациям, в которых могут открываться банковские счета организациями, осуществляющими управление многоквартирными домами).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну, так мы договорились. Я слышу вопрос "почему так?". Так договорились. Проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 20 и 21 Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства". Докладывает депутат Государственной Думы Владислав Матусович Резник. РЕЗНИК В. М., председатель Комитета Государственной Думы по финансовому рынку, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Глубокоуважаемые коллеги, представляю внесённый мной законопроект "О внесении изменений в статьи 20 и 21 Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства". Необходимость реформирования ЖКХ ни у кого не вызывает сомнений, а актуальность предлагаемых изменений в законодательство вызвана следующими событиями. Средства для долевого финансирования капитального ремонта многоквартирных домов и переселения граждан из аварийного жилищного фонда направляются фондом в субъекты Российской Федерации и размещаются там на счетах в коммерческих банках. В результате финансового кризиса у некоторых российских коммерческих банков были отозваны лицензии. В трёх банках после отзыва лицензий зависли значительные средства фонда, уже перечисленные в субъекты Российской Федерации для софинансирования реформирования ЖКХ. Я даже назову эти банки: в Тверской области это Эконацбанк (порядка 14,5, точнее, 14 миллионов 300 тысяч рублей); в Ханты-Мансийском автономном округе - Урайкомбанк (8 миллионов 283 тысячи рублей); в Тюменской области - Тюменьэнергобанк (162 миллиона 229,8 тысячи рублей). Законопроект направлен на предотвращение таких случаев в будущем. Для этого круг банков, в которых субъекты имеют право размещать средства фонда, предлагается ограничить наиболее надёжными - только теми, в депозиты и депозитные сертификаты которых может размещать временно свободные средства сам фонд. Критерии таких кредитных организаций по действующему законодательству устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным правительством. В случае если кредитная организация, в которой уже размещены денежные средства, полученные от фонда, перестала удовлетворять указанным критериям, товарищество собственников жилья или управляющая организация, по сути, распорядители средств должны в течение тридцати дней обеспечить перевод средств в иную кредитную организацию, соответствующую установленным критериям. Одновременно законопроектом на фонд возлагается обязанность размещать на своём официальном сайте перечень кредитных организаций, которые отвечают установленным критериям. В завершение могу только повторить, что, поскольку ситуация в ЖКХ является одной из наиболее острых социальных проблем, средства, направляемые на реформирование ЖКХ, должны быть потрачены с максимальной эффективностью, с максимальной отдачей. В связи с этим предлагаю поддержать внесённый мной законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь. Содоклад от комитета сделает Мартин Люцианович Шаккум. ШАККУМ М. Л. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Владислав Матусович подробно изложил цели законопроекта. Я хочу сказать только то, что наш комитет поддерживает принятие данного законопроекта в первом чтении. На законопроект получен положительный отзыв правительства, и мы просим коллег поддержать данный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо за лаконичный доклад. Мартин Люцианович, секундочку, задержитесь, есть вопросы. Депутат Федоткин хочет вас о чём-то спросить, а также депутат Свистунов и депутат Хованская. Всё, да, коллеги, три руки? Подводим черту. Федоткин, пожалуйста. ФЕДОТКИН В. Н. Я не о чём-то, а по теме вопроса. Скажите, пожалуйста, для получения денег, как известно, необходимо выполнить ряд условий: наличие ТСЖ в этих домах, процент частных управляющих компаний и так далее. У нас в области около 8 процентов домов ещё до... им больше ста лет, аж со времён царской России, около 30 процентов - довоенные, то есть это дома сверхаварийного типа, но там нет частных компаний, эти дома невыгодно брать, там пока нет ТСЖ. Так что, эти дома не будут ремонтировать, а будут ремонтировать довольно новые, на них деньги будут выделять, только там, где ТСЖ есть? Где же тогда здесь справедливость? Или механизм будет меняться после вступления в силу этого закона? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Мартин Люцианович. ШАККУМ М. Л. Уважаемый Владимир Николаевич, уважаемые коллеги! Владимир Николаевич, вопрос, который вы задаёте, не имеет никакого отношения к данному законопроекту. Данный законопроект касается правовых отношений в части размещения средств, которые получены ТСЖ или управляющей компанией в кредитных организациях, он регулирует только это. Вопрос, который вы ставите, давно урегулирован в законе: только те организации, которые образовали ТСЖ, или те, которые выбрали управляющую компанию, включаются в программу, субъект Федерации включает их в программу, и они получают средства. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Свистунов. СВИСТУНОВ А. Н., фракция ЛДПР. У меня вопрос к Владиславу Матусовичу. Уважаемый Владислав Матусович, как, на ваш взгляд, решается правовая коллизия, связанная со следующим: указать собственнику средств, где ему размещать временно свободные средства, возможно, тем более что в законе как раз об этом собственнике речь и идёт, о фонде реформирования ЖКХ, но вот когда эти средства приходят к получателям, в данном случае это ТСЖ и так далее, к тем, кто должен использовать эти денежные средства, и им даётся указание, в каких банках держать средства, более того, эта поправка вносится в статью, которая называется "Порядок расходования средств Фонда", - вот как с этим противоречием быть? По-моему, здесь Гражданский кодекс нарушается в части свободы права. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Резник. РЕЗНИК В. М. Глубокоуважаемый Аркадий Николаевич, Гражданский кодекс не нарушается, мы с юристами это обсуждали, и здесь нет никакого противоречия. Дело в том, что данным законом мы просто устанавливаем критерий для всех банков, в которых могут держать средства фонда те, кто пользуется этими деньгами, неважно, на каком уровне - либо на федеральном уровне, когда они депозиты размещают или покупают депозитные сертификаты, либо на других. Временно свободные средства в целях их сохранности они должны будут держать в банках, отвечающих тем же критериям, которым отвечают банки, в которых держит средства фонд. То есть мы не указываем конкретные банки, где они могут или не могут держать средства, мы говорим о критериях категорий банков. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Хованская, ваш вопрос. ХОВАНСКАЯ Г. П., фракция "Справедливая Россия". Вопрос тоже к Владиславу Матусовичу. Скажите, пожалуйста, всё-таки, чтобы была ясна картина: какие именно банки будут рекомендованы и почему эти банки? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Резник. РЕЗНИК В. М. Я не могу перечислить вам названия банков, я просто на данный момент не помню их, но в принципе это абсолютно неважно. Можно посмотреть сайт фонда, на сайте фонда указаны те банки, в которых сделаны размещения. Правительство определило критерии для этих банков, то есть определило, какие банки попадают в эту категорию. И закон направлен на то, чтобы деньги, перечисляемые, как я говорил уже, ТСЖ, если ТСЖ или управляющая компания их держит как свободные остатки, не размещали неизвестно куда, а размещали в такие банки, которые соответствуют тем же критериям, что и банки, в которых размещает средства сам фонд. Только в этом суть закона. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, настаивает ли кто-нибудь на выступлении? Одна рука есть: депутат Свистунов. Одно выступление - и подводим черту. Пожалуйста. СВИСТУНОВ А. Н. Уважаемые депутаты, я всё-таки прошу обратить более пристальное внимание на этот момент. Дело в том, что поправка вносится в статью 20 указанного федерального закона, эта статья так и называется - "Порядок расходования средств Фонда". И она гласит, что получатель этих средств должен открыть специальный счёт в банке (специальный, я подчёркиваю) и на этот счёт будут перечисляться эти средства. После того как они перечислены, получатель эти средства использует в соответствии с их назначением, то есть по прямому назначению - на ремонт дома. Но это ни в коем случае никакие не временно свободные средства. Временно свободными средствами они могут быть, пока они у фонда находятся, и совершенно правильно мы принимали решение о том, в каких банках можно их размещать. А вот когда они дошли до получателя, то всё, это уже не временно свободные средства, к тому же не средства фонда, вот в такой редакции, - это средства получателя, которые должны использоваться по прямому назначению - на ремонт. Поэтому, видимо, и поправку пытались внести сюда, в эту статью, но тут-то противоречие и возникает. Это отдельные юридические лица, и закон о фонде реформирования жилищно-коммунального хозяйства не может им предписывать, где им иметь счета, в каких банках, будь это тридцать банков, пятьдесят или неизвестно сколько, по любым критериям отобранные, - все банки равноправны на нашем правовом поле. Если банк обладает лицензией, он имеет равные права. И любое товарищество собственников жилья точно так же обладает равными правами, может открывать свои счета в том банке, где его будет удовлетворять тарифная политика или, я не знаю, какие там ещё предпочтения могут быть. В конце концов, наш Центральный банк, поскольку у него есть лицензия, следит за тем, чтобы все банки удовлетворяли критериям и могли работать. Таким образом, на мой взгляд, мы нарушим, впрямую нарушим Гражданский кодекс в части равноправия субъектов и впрямую нарушим закон "О защите конкуренции" внесением такой поправки в статью, тем более в закон о фонде реформирования ЖКХ. Я согласен, если эти средства всё ещё принадлежат фонду реформирования ЖКХ, то тогда да, законом таким правительство может определить, в каких банках, в каких инструментах держать эти средства как временно свободные, чтобы защитить и так далее. Но, когда они пошли получателю, предписывать юридическим лицам, где они должны открывать счета, - ну это, по-моему, избыточное правовое регулирование, в данном случае совершенно ненужное, совершенно. Более того, там есть абсолютно чёткие процедуры. Вот вы перечислили три банка. Есть абсолютно чёткая процедура, когда наступает банкротство этих структур, эти средства взыскиваются, есть агентства по страхованию вкладов, которые этим занимаются. И в конце концов, это уже риски, которые принимают на себя вот эти товарищества, кооперативы, товарищества собственников жилья и так далее. Это, в конце концов, уже их риски. И более того, этот закон построен на софинансировании, то есть это не только средства вот этого фонда реформирования жилищного, там есть ещё и доля средств муниципалитета, там есть ещё и доля средств самих собственников этого жилья. Мы им тоже предпишем отдельные счета иметь или как? Вот это как будет регулироваться в данном случае? На мой взгляд, в этой части закон совершенно не соответствует действующему законодательству и требует ещё отдельной доработки. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я обращаюсь к представителям президента и правительства: не настаиваете на выступлении? Нет. Владислав Матусович, вы хотите выступить с заключительным словом? Шаккум? Также нет. Уважаемые депутаты, ставлю на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 20 и 21 Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства". Первое чтение. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (19 час. 21 мин. 54 сек.) Проголосовало за 313 чел.69,6% Проголосовало против 37 чел.8,2% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 351 чел. Не голосовало 99 чел.22,0% Результат: принято Принимается законопроект в первом чтении.
СВЕРДЛОВ Ю. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо, Олег Викторович. По 23-му вопросу депутат Сутягинский голосовал за. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Принимаем во внимание и фиксируем в протоколе.