Заседание № 96
О проекте федерального закона № 168319-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с сокращением количества подписей избирателей в поддержку выдвижения федеральных списков кандидатов на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и уточнением оснований для регистрации кандидатов, списков кандидатов на выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления".
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Законопроекты, рассматриваемые в третьем чтении. Вопрос 4. О проекте федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с сокращением количества подписей избирателей в поддержку выдвижения федеральных списков кандидатов на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и уточнением оснований для регистрации кандидатов, списков кандидатов на выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления". Доклад председателя Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Владимира Николаевича Плигина. Пожалуйста. ПЛИГИН В. Н. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Законопроект направлен на реализацию положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 5 ноября 2008 года, касающихся поэтапного сокращения количества подписей избирателей в поддержку выдвижения федеральных списков кандидатов на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания, а также освобождения от сбора подписей политических партий, списки кандидатов которых были допущены к распределению депутатских мандатов в законодательных (представительных) органах власти не менее чем в одной трети субъектов Российской Федерации. Законопроект принят во втором чтении 20 мая, в установленном порядке прошёл все необходимые экспертизы, замечаний не имеется. Подготовлен к принятию в третьем чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли какие-то замечания? По мотивам Жириновский Владимир Вольфович записался. Выносим проект федерального закона на "час голосования".
Пункт 4. Записался депутат Жириновский по мотивам голосования от фракции. Пожалуйста, включите микрофон депутату Жириновскому. ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Я рад, что представители фракции КПРФ ещё раз подтвердили, кто голосовал за позицию отменить единый государственный экзамен. Это тем более недопустимо, потому что мы являемся государственной властью, - закон принят Государственной Думой, он будет действовать, а депутаты предлагают его не исполнять! Что же касается голосования в третьем чтении проекта закона, по которому сокращается число подписей, то и при обсуждении в первом чтении мы говорили о том, что, конечно, это трудная процедура, она практически нереальная - нереально собрать сто двадцать тысяч подписей, даже сто тысяч. Выборы проходят у нас в марте, сбор подписей должен идти в основном в январе - это Новый год, праздники. Поэтому это сокращение практически ничего не даёт, сложность оформления очень большая - там нужен нотариус, паспортные данные. И никто не будет впускать к себе в дом человека, чтобы он полчаса сидел и записывал все необходимые данные. Но смысл был правильный на первом этапе - чтобы отфильтровать такие образовавшиеся партии, чьи руководители сидели дома со свидетельствами о регистрации, а никаких политических структур не было. Поэтому снижение - это вроде бы путь к демократии. Я думаю, в перспективе, когда устоится политическая система, подписей будет ещё меньше. В том числе и при выдвижении кандидатов в президенты. Ни в одной стране мира нет такого - миллион подписей. Миллион - это чудовищная цифра, это практически невозможно. Во Франции пятисот подписей достаточно на уровне глав местного самоуправления. Пятьсот и миллион - сравните! Конечно, это движение вперёд, но оно практически ничего не даёт тем, кто захотел бы собрать эти подписи. Вот я как раз и хочу, чтобы всем было ясно, ибо даже если мы когда-нибудь установим сто тысяч, их всё равно собрать будет невозможно. А самое главное - работа ЦИК. Ведь я же не зря хотел выступить при обсуждении проекта календаря работы, мы же хотели обсудить работу ЦИК. Ну как он работает? Ведь когда Вешняков был, два-три раза в год приглашали лидеров партий дать свою оценку итогам выборов, в том числе и высказать какие-то замечания по сбору подписей, если там участвовали партии, которые собирали подписи. Сейчас вообще ЦИК нет, они сидят там... хуже чем министерство, как почтовый ящик! Сейчас они собрали избиркомы Центрального федерального округа. И о чём они с ними говорят? А где позиция политических партий? Чиновники с чиновниками договариваются, как дальше регулировать процесс регистрации участников избирательного процесса... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Закончилось время. Ставлю на голосование вопрос, обозначенный в пункте 4. Третье чтение. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 54 мин. 56 сек.) Проголосовало за 412 чел.91,6% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 412 чел. Не голосовало 38 чел.8,4% Результат: принято Принято.
Заседание № 95
О проекте федерального закона № 168319-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с сокращением количества подписей избирателей в поддержку выдвижения федеральных списков кандидатов на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и уточнением оснований для регистрации кандидатов, списков кандидатов на выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления".
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Вопрос 4, блок законопроектов, рассматриваемых во втором чтении. О проекте федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с сокращением количества подписей избирателей в поддержку выдвижения федеральных списков кандидатов на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и уточнением оснований для регистрации кандидатов, списков кандидатов на выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления". Доклад председателя Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Владимира Николаевича Плигина. Пожалуйста. ПЛИГИН В. Н., председатель Комитета Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Законопроект направлен на реализацию положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 5 ноября 2008 года, касающихся поэтапного сокращения количества подписей избирателей в поддержку выдвижения федеральных списков кандидатов на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания. Позвольте напомнить. По законопроекту на выборах депутатов Государственной Думы шестого созыва политическая партия, которая осуществляет сбор подписей избирателей в поддержку выдвинутого ею федерального списка кандидатов, обязана собирать не менее 150 тысяч подписей избирателей. На выборах депутатов Государственной Думы следующих созывов такая политическая партия обязана собирать не менее 120 тысяч подписей избирателей. То есть, таким образом, есть существенное сокращение по сравнению с действующим порядком. Также предусмотрено освобождение от сбора подписей политических партий, списки кандидатов которых допущены к распределению депутатских мандатов в законодательных (представительных) органах государственной власти не менее чем в одной трети субъектов Российской Федерации. В этом случае не будет необходимости собирать подписи в поддержку федерального списка кандидатов в депутаты на выборах в Государственную Думу, а также кандидата, выдвинутого политической партией, которая представлена не менее чем в одной трети субъектов Российской Федерации, и при выдвижении кандидата в Президенты Российской Федерации. Таблица поправок одна, в ней предлагается одна поправка, которая носит юридико-технический характер. Прошу проголосовать за таблицу и принять законопроект во втором чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, есть необходимость обсуждать поправку в таблице, она одна? Нет. Ставится на голосование таблица поправок, рекомендованных комитетом к принятию. Кто за? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 50 мин. 40 сек.) Проголосовало за 407 чел.90,4% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 407 чел. Не голосовало 43 чел.9,6% Результат: принято Принято. Ставится на голосование во втором чтении проект федерального закона в соответствии с пунктом 4 порядка работы. Кто за? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 51 мин. 15 сек.) Проголосовало за 407 чел.90,4% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 407 чел. Не голосовало 43 чел.9,6% Результат: принято Принято.
Заседание № 87
О проекте федерального закона № 168319-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с сокращением количества подписей избирателей в поддержку выдвижения федеральных списков кандидатов на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и уточнением оснований для регистрации кандидатов, списков кандидатов на выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Коллеги, переходим к рассмотрению пункта 16. Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с сокращением количества подписей избирателей в поддержку выдвижения федеральных списков кандидатов на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и уточнением оснований для регистрации кандидатов, списков кандидатов на выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления". Доклад полномочного представителя Президента Российской Федерации в Государственной Думе Гарри Владимировича Минха. Пожалуйста, Гарри Владимирович. МИНХ Г. В., полномочный представитель Президента Российской Федерации в Государственной Думе. Спасибо, уважаемая Любовь Константиновна. Уважаемые депутаты Государственной Думы, на ваше рассмотрение представляется ещё одна законодательная инициатива Президента Российской Федерации, направленная на реализацию тех положений, которые были заявлены в ежегодном Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию 5 ноября 2008 года. Как видно из названия законопроекта, предлагается две группы поправок. Первая группа поправок направлена на то, чтобы обеспечить поэтапное сокращение количества подписей избирателей в поддержку федеральных списков кандидатов на выборах депутатов Государственной Думы. Вторая группа поправок посвящена тому, чтобы освободить от сбора подписей политические партии, списки кандидатов которых были допущены к распределению депутатских мандатов в не менее чем одной трети законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Для того чтобы эти две идеи реализовать, предлагается ряд взаимосвязанных системных поправок в три избирательных федеральных закона: во-первых, Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", во-вторых, закон "О выборах Президента Российской Федерации" и, наконец, закон "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации". В настоящее время по действующему законодательству, как вы знаете, без сбора подписей избирателей осуществляется регистрация кандидата либо списка кандидатов только тех, которые выдвинуты парламентскими партиями, то есть теми партиями, которые допущены по итогам официально опубликованных результатов ближайших предыдущих выборов к распределению депутатских мандатов. Я в связи с этим хочу вам напомнить, что вы в конце марта текущего года приняли в первом чтении проект федерального закона о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с повышением представительства избирателей в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, где мы с вами начинаем постепенно легализовывать так называемые малые партии, то есть те политические партии, которые недобрали до 7 процентов, но преодолели пятипроцентный барьер по количеству голосов избирателей, поданных в их поддержку. В отношении этих политических партий, я напомню, мы используем термин "партии, которым переданы депутатские мандаты". Это тоже, можно сказать, в определённом смысле политические партии, которые будем считать парламентскими, и, соответственно, они у нас тоже подпадают под тот правовой режим, который предлагается на ваше рассмотрение. Законопроектом предлагается установить, что без сбора подписей избирателей на всех уровнях выборов, включая выборы Президента Российской Федерации, осуществляется регистрация кандидатов либо списков кандидатов, выдвинутых не только политическими партиями, которые в соответствии с сегодняшним законодательством допущены к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе, но и теми политическими партиями, списки которых были допущены к распределению депутатских мандатов не менее чем в одной трети законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации. Причём это допущение к распределению депутатских мандатов должно быть зафиксировано применительно к действующим региональным парламентам на день официального опубликования решения о назначении тех или иных выборов законодательных органов государственной власти. Кроме того, когда мы говорим о том, что без сбора подписей избирателей осуществляется регистрация кандидатов либо списков кандидатов применительно к партиям, то следует иметь в виду, что это касается также и тех кандидатов или списков, которые выдвинуты соответствующими региональными или иными структурными отделениями (подразделениями) этих политических партий, если таковая возможность предусмотрена уставом этих политических партий. И регистрация таких кандидатов или списков кандидатов на выборах всех уровней осуществляется на основании решения, принятого либо политической партией в целом, либо её региональным отделением или иным структурным подразделением. Данная новелла позволит расширить перечень политических партий, которые смогут в таком, скажем, облегчённом варианте зарегистрировать соответствующих кандидатов или списки кандидатов. Таким образом, это позволит, опять же в облегчённом варианте, привлечь к политической деятельности на уровне избирательных кампаний большее число участников политической жизни и, безусловно, повысит возможность участия в политической деятельности большего числа избирателей. Вторая новелла законопроекта, которую я уже озвучивал частично, когда отвечал на вопросы депутатов при представлении других инициатив Президента Российской Федерации, заключается в том, что предусматривается поэтапное снижение количества подписей избирателей, необходимых для регистрации списка кандидатов в депутаты Государственной Думы. В данном случае речь идёт только о выборах депутатов Государственной Думы. И напомню, что в настоящее время требование по минимальному количеству равняется двумстам тысячам, при этом необходимо в каждом субъекте набрать не более десяти тысяч голосов, или подписей, в поддержку соответствующего списка избирателей. Предлагается по следующим выборам, в шестую Государственную Думу, минимальную планку снизить до ста пятидесяти тысяч человек, а на последующих выборах эту цифру довести как минимум до ста двадцати тысяч подписей избирателей. При этом требования применительно к субъекту Российской Федерации снижаются и в том, и в другом варианте до пяти тысяч: не более пяти тысяч подписей избирателей должно быть собрано на территории одного субъекта, и место жительства избирателей также должно находиться на территории данного субъекта Российской Федерации. Естественно, остаётся требование о том, что данные подписи должны быть собраны не менее чем в половине субъектов Российской Федерации. И аналогичное сокращение предлагается применить также и в отношении тех избирателей, которые проживают постоянно за пределами Российской Федерации. В настоящее время их количество составляет не более десяти тысяч. Предлагается эту цифру уменьшить в два раза. Таким образом, в целом, как вы видите, предлагается с двухсот тысяч избирателей снизить планочку до ста двадцати тысяч, почти в два раза, что, на наш взгляд, позволит менее затратно с точки зрения не только финансовой, но и ресурсной, организационной организовать выдвижение списка кандидатов на выборах депутатов Государственной Думы. Ну и естественно, снижение количественных требований к подобным спискам не означает, что мы предполагаем... Наоборот, мы полагаем, что это позволит повысить требования к качеству, которые и сейчас предъявляются к этим спискам кандидатов. С учётом того, что я вам кратко доложил об основных идеях данных законодательных инициатив президента, предлагаю поддержать и принять данный законопроект в первом чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Гарри Владимирович. Содоклад от Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству сделает председатель комитета Владимир Николаевич Плигин. Пожалуйста. ПЛИГИН В. Н., председатель Комитета Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Гарри Владимирович подробно остановился на законопроекте. Действительно, законопроект направлен на реализацию положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию и предполагает как бы две новеллы. Прежде всего, систематизируется институт сбора подписей избирателей в поддержку федеральных списков кандидатов на выборах депутатов Государственной Думы. Как вы знаете, институт сбора подписей достаточно широко распространён в мировой практике. Он реализуется в таких странах, как, например, Великобритания, Франция, Германия, Финляндия, Китай и многие другие. Второе. Предполагается освобождение от сбора подписей политических партий, списки кандидатов которых допущены к распределению депутатских мандатов в законодательных (представительных) органах государственной власти не менее чем в одной трети субъектов Российской Федерации. Анализируя данный законопроект, мы полагаем, что первое и второе предложения направлены на развитие институтов демократии в нашем обществе, а также на укрепление партийной системы в нашей стране. Я не буду останавливаться на количественных показателях. Если возникают какие-то вопросы, буду готов на них ответить. Предлагаем принять данный законопроект в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Николаевич. Оставайтесь пока на трибуне. Есть ли вопросы у коллег? Два, три вопроса, четыре уже. Первый вопрос. Пожалуйста, Локоть Анатолий Евгеньевич. ЛОКОТЬ А. Е. Спасибо. Уважаемый Гарри Владимирович, понятна цель данного законопроекта - это демократизация института выборов, и с этой точки зрения, я думаю, вряд ли кто-то будет критиковать в этом зале данный законопроект. Но мы с вами люди совершенно конкретные. Как вы считаете, каких партий прежде всего коснётся данный законопроект? Он не касается впрямую сидящих в этом зале. А каких политических структур в нашей стране он коснётся, на взгляд президентской администрации, или хотя бы какое количество партий заинтересовано в данном законопроекте и воспользуется им? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Гарри Владимирович. МИНХ Г. В. Уважаемый Анатолий Евгеньевич, с одной стороны, я бы не хотел выступать пророком, вопрос достаточно оценочный, но, насколько я понимаю логику процесса... Я забыл ещё об одной вещи сказать - о том, что, если закон вступит в силу, список политических партий, которые будут подпадать под этот критерий - не менее чем в одной трети субъектов будут допущены к распределению депутатских мандатов в законодательных (представительных) органах государственной власти, - должен будет размещаться Центральной избирательной комиссией в течение пяти дней со дня вступления в силу данного федерального закона. Центризбирком на своём сайте в сети Интернет опубликует список политических партий, по сути дела, чисто технически, технологически проведёт эту работу. Таким образом, мы с вами не будем гадать и прогнозировать, а просто прочитаем об итогах той работы, которую проделает Центральная избирательная комиссия, и с учётом этого первого шага поймём, какое количество политических партий у нас останется неохваченным этой новеллой и должно будет на соответствующих выборах обеспечивать сбор подписей избирателей. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Жириновский Владимир Вольфович, пожалуйста. ЖИРИНОВСКИЙ В. В. У меня вопрос к представителю комитета. Вы так легко заметили, что эта процедура существует в некоторых европейских странах, но хотелось бы о количественных показателях услышать. Насколько я понимаю, самый высокий показатель в России, во всех странах Европы речь идёт, может быть, о пятистах подписях или о тысяче. Вот эти параметры всё-таки нам скажите: где, в каких странах мира сбор подписей приближается к российским показателям, где, например, пятьдесят тысяч, или сто тысяч, или десять? Насколько я знаю, нигде не выходит за пределы одной-двух тысяч, а бывает даже пятьсот подписей. ПЛИГИН В. Н. Уважаемый Владимир Вольфович, в Германии право выдвигать кандидатов на выборах в Бундестаг имеют политические партии. При этом, если они не представлены в Бундестаге, дополнительно требуется поддержка двух тысяч избирателей, но в каждой федеральной земле. Таким образом, эти цифры значительно выходят за те пределы, которые вы только что назвали. В Финляндии, если мы говорим о президентских выборах, требуется двадцать тысяч подписей избирателей, то есть с учётом населения страны это очень существенно. Мне подсказывают, что около пяти миллионов население страны. Таким образом, это представляется очень существенной цифрой. Я не говорю о Китае, потому что здесь как бы несколько другие особенности. И может быть, вам будет это интересно: на выборах президента Польши выдвижение кандидатов осуществляется непосредственно избирателями, для чего необходимы подписи не менее ста тысяч избирателей. Таким образом, при населении страны, по-моему, семьдесят миллионов человек... Не берусь точно сказать. То есть вот это соотношение с Российской Федерацией совершенно адекватное. Однако одновременно должен сказать, что, допустим, в Бельгии необходимо представить пять тысяч подписей, на муниципальных выборах - от ста до четырёхсот подписей. Я могу продолжить статистику. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коломейцев Николай Васильевич, ваш вопрос. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо. Вопрос и Гарри Владимировичу, и Владимиру Николаевичу. Вопрос такого порядка. Я не могу понять, вроде как регистрационное управление Минюста проверяет на соответствие закону "О политических партиях", вообще-то, все параметры партии, а оглашает списки почему-то Центризбирком. Может, правильнее было бы поручить Минюсту оглашать списки тех, кто может и кто не может? И второй вопрос. Гарри Владимирович, скажите, пожалуйста, это президент тормозит во втором чтении проект закона о реализации его же инициативы в его президентском послании в части расширения возможностей выборов по спискам в муниципалитетах? С октября после первого чтения Владимир Николаевич не вносит законопроект на второе. Вы тормоз или комитет? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кто будет отвечать по первому вопросу? ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Гарри Владимирович, пожалуйста. МИНХ Г. В. Уважаемый Николай Васильевич, если вести речь о том, что Минюст регистрирует политические партии, то это, безусловно, так. Однако здесь речь идёт не о регистрации политических партий с точки зрения того, соответствуют ли они тем количественным и качественным параметрам, которые содержатся в законе "О политических партиях". Здесь речь идёт о том, что необходимо проанализировать по итогам выборов в соответствующие законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации вопрос о том, кто, какие политические партии допущены к распределению, какое количество этих политических партий, в каких субъектах. Эта информация имеется в системе избирательных комиссий. И абсолютно логично, что эти вопросы отнесены к компетенции Центральной избирательной комиссии. Министерство юстиции этим не занимается, это не вопрос о политических партиях, а это вопрос о политических партиях, допущенных к распределению депутатских мандатов в законодательных (представительных) органах. Это ответ на первый вопрос. На второй вопрос, как вы полагаете, будет ли... Я могу ответить вопросом на вопрос: логично ли полагать, что Президент Российской Федерации тормозит свои собственные инициативы? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. ПЛИГИН В. Н. Возвращаюсь к первому вопросу. У меня, честно говоря, вызывает удивление вопрос: зачем член фракции в Государственной Думе, чей представитель есть в Центральной избирательной комиссии, хотел бы ограничить компетенцию этого органа и передать его полномочия в несколько другой орган - орган исполнительной власти? Это действительно не очень понятная постановка вопроса. Что касается второго вопроса, то я рад изощрённости ваших попыток вернуться к обсуждению того вопроса, которому нет места в рамках обсуждения этого предмета. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Николаевич. Высветилось: Стальмахов Владимир Александрович. Ошибка? Вопрос хотите задать? Да, пожалуйста. Включите микрофон по карточке Стальмахова. ЦВЕТОВА Л. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Любовь Константиновна, уважаемая, при регистрации... прошу считать Стальмахова присутствующим. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь, пожалуйста, Владимир Николаевич. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Всё. Надо было раньше сосредоточиться, Николай Фёдорович. Ну задайте свой вопрос, с места вам ответит кто-то. Пожалуйста, включите микрофон депутату Рябову. РЯБОВ Н. Ф. Владимир Николаевич, вы произнесли в своём выступлении коротком такую фразу: укрепление института демократии и укрепление института наших партий, которые будут участвовать, естественно, в политическом процессе страны. Что касается укрепления института демократии, тут действительно можно поспорить, а вот каким образом этот закон повлияет на укрепление института наших партий? Мне не совсем это понятно. Мне кажется, наоборот, мы, скажем так, растворим политические партии в этих маленьких партийках. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Владимир Николаевич. ПЛИГИН В. Н. Николай Фёдорович, благодаря тому законодательству, которое было принято Государственной Думой, с моей точки зрения, произошла достаточно интересная структуризация политических партий, политического поля России. Мы очень предметно в прошлый раз при обсуждении вопроса об увеличении доступа избирателей решали и обсуждали это применительно к демократическим институтам, поэтому я сегодня специально не говорил об этих вопросах. Что касается укрепления роли политических партий, то, с моей точки зрения, создаются дополнительные достаточно интересные стимулы для повышения активности политических партий на региональном уровне и конкретизации работы на региональном уровне. Вот тем партиям, которые участвуют в распределении мандатов в одной трети законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации, это даёт достаточно интересные дополнительные возможности. Кто воспользуется этими дополнительными возможностями (возвращаюсь к вопросу, который первым здесь был задан)? В данной ситуации норма рассчитана на неопределённый круг лиц. В настоящее время в политическом поле Российской Федерации представлены семь политических партий, три находятся в стадии ликвидации, четыре партии являются парламентскими партиями. Но тем не менее политическое поле динамично, оно меняется. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Вопросы закончились. Присаживайтесь, пожалуйста. По ведению - Кармазина Раиса Васильевна. КАРМАЗИНА Р. В. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемый Иван Иванович! Я предлагаю: выступление от партии - до пяти минут, потому что очень большая у нас повестка. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет возражений, коллеги? Не требуется голосование? Не требуется. Так, от фракции КПРФ нет желающих? От ЛДПР? Жириновский Владимир Вольфович, пять минут. ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Вот как раз нам представитель партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" показывает, кто за демократию. Чего же вы мешаете обсуждать важнейший вопрос - о политических партиях? Что значит - времени мало у вас? В пятницу будем обсуждать и потом ещё. Сколько раз мы заканчивали в три часа дня рассматривать повестку дня?! Не хочется слышать, видимо, критику в свой адрес. А законы принимаем якобы для развития демократии. Давайте прекратим ломать регламент нашей работы! Ведь для того, чтобы пропустить вот то, что предложила депутат Кармазина, мы должны вернуться к утверждению повестки дня и сказать, что по такому-то пункту регламент будет другой. Но мы должны следовать жёстко Регламенту. В этом проблема. То же самое вот здесь со сбором подписей. Я ведь задал вопрос председателю комитета - он обошёл его, Владимир Николаевич любит обходить. Если реально просчитать сбор подписей в европейских странах, то мы собираем в десять раз больше, вот так взять пропорционально население и их нормы - в десять раз! А вы говорите нам, что приблизительно то же самое. Две тысячи в одной земле в Германии, а там земель всего семь, допустим, четырнадцать тысяч, а мы сто сорок тысяч закладываем. Ну, девятнадцать там, сто девяносто... Всё равно это намного меньше. В Финляндии при выборах президента - это будет триста тысяч по нашим параметрам, а мы заставляем собирать в семь раз больше, два миллиона подписей. Надо отвечать всё-таки более объективно, что пока, к сожалению, в Российской Федерации сбор подписей имеет крепостнический такой оттенок. Поэтому с удовольствием поддержим снижение, но самое главное, что и в этом случае будут мешать собирать подписи. И наши граждане ввиду роста криминала боятся открывать двери своих домов. И здесь присутствует коррупция, когда вынуждены прибегать к денежному вознаграждению за дачу подписи. И когда нужно какую-то партию отстранить от участия в выборах, начинают граждан, которые поставили подпись, вызывать в отделение милиции и заставлять силой отказаться от подписи. И потом этот отказ от подписи является аргументом, что не все подписи собраны так, как обозначено в законе, и эту политическую партию лишают возможности участвовать в выборах в целом в России или в каком-то из регионов. Мы парламентские партии не можем защитить. Если парламентским партиям не надо собирать подписи, то сколько было случаев попыток не зарегистрировать партийный список в регионах! И даже в центре мы препятствовали тем законом, которым пытались из-за неправильных данных об имуществе какую-то партию не допустить к выборам. Поэтому мы рады, что идёт зачистка этого законодательства, чтобы освободить его от лишних пут. И надо снижать количество подписей, потому что это ни к чему хорошему не приводит, только к унижению и коррупции. И очень часто подписи не собираются реально, а студентов сажают и дают им переписывать домовые книги или другие данные с адресами, и изображают подписи граждан. Выборочная проверка, естественно, не может всё это выявить. И всё чаще это зависит от избиркома! Вкусовые позиции: если партия вызывает угрозы для каких-то политических сил, то там найдут якобы недостоверные подписи, даже если они и полностью достоверные, а ту партию, которая в основном собрала подписи через студентов за деньги, просто переписав какое-то количество избирателей по спискам, пропустят, не заметив, что нет там реальных подписей избирателей. Вот этого мы должны избегать и практически в перспективе перейти к этим европейским стандартам, пусть постепенно сокращают. Это распространяется только на три партии: "ПАТРИОТЫ РОССИИ", "ЯБЛОКО" и новые правые. На "ЯБЛОКО" и на "ПАТРИОТОВ РОССИИ" наплевать некоторым политическим центрам, их как бы списали. Это против коммунистов делали - "ПАТРИОТОВ РОССИИ", - а "ЯБЛОКО" не могло объединиться с демократами, они могут быть наказаны за это. Поэтому это в основном помощь новым правым, которые хотели бы стать ещё одной, уже третьей пропрезидентской партией: "ЕДИНАЯ...", "Справедливая..." и вот "Правое дело". Рейтинг показал, что у них всего 1 процент. При 1 проценте рейтинга как им собрать подписи? Ну, они и сто двадцать, и сто пятьдесят тысяч не соберут, поэтому, видимо, нам придётся ещё раз к этому закону возвращаться и ради этой партии спускать планку до двадцати тысяч. Пусть они попробуют собрать, и вот сколько они смогут собрать, наверное, эту норму мы установим им перед выборами. И надо подумать о выборах в Государственную Думу. Нам нужно всё-таки развести выборы президента и... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Вольфович. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Депутат Яровая. Пожалуйста, включите микрофон. ЯРОВАЯ И. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, обсуждаемый сегодня законопроект представлен в рамках реализации тех идей, которые впервые были озвучены президентом в своём послании. Конечно же, речь идёт о совершенствовании политической системы и повышении её конкурентоспособности. Несомненно, что выстраивается единая логика - логика соотнесения с той численностью, которая предполагается при регистрации партий, с теми полномочиями, которые имеются сегодня у партий, а, как вы помните, главное полномочие и главная задача любой политической партии - это участие в выборах и участие в формировании органов власти. И несомненно, что вот этот признак соотносимости выдерживается и сегодня в тех новеллах, которые предложены Президентом Российской Федерации, поскольку на минимальном уровне на момент выдвижения своих кандидатов партии должны заручиться поддержкой своих избирателей. Политическая система России, конечно, совершенствуется и развивается. И мы понимаем, что сегодня речь идёт об одних партиях, но в процессе развития, в процессе того, как будет активизироваться гражданская позиция, будут развиваться и гражданские институты общества, будут появляться новые партии. Вместе с тем крайне важно обеспечить конкурентные условия и обеспечить доступность граждан к формированию политической системы уже на том этапе, когда партии не только заявляют о своей политической позиции, но и высказывают публичное намерение участвовать в выборах. Очень важной видится та новелла, которая связана с предоставлением возможности партиям, которые имеют свои фракции в региональных законодательных органах власти в одной трети регионов Российской Федерации, участвовать в федеральных выборах уже без сбора подписей. Почему эта новелла важна? Прежде всего потому, что она как раз расширяет возможность более свободной конкуренции и более активного участия именно в региональных и местных выборах, что является, несомненно, той базовой основой, которая и формирует политическую систему России. Вместе с тем снижение того уровня подписей, который сегодня установлен и действует в законодательстве, тоже видится существенным дополнением, которое расширяет возможности и для действующих партий, а самое главное, создаёт возможности для того, чтобы расширить круг тех партий, которые могут участвовать в федеральных выборах. В целом законодательная инициатива поддерживается партией "ЕДИНАЯ РОССИЯ", и мы полагаем, что в логике всех тех действий, которые уже предлагались президентом и поддерживались Государственной Думой, данная законодательная инициатива также будет способствовать расширению демократических институтов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Фракция "Справедливая Россия". Депутат Емельянов, пожалуйста. ЕМЕЛЬЯНОВ М. В., фракция "Справедливая Россия". Уважаемые коллеги, мы поддерживаем этот законопроект. Мы считаем эту инициативу очень важной в части либерализации нашей политической системы. В этом зале, и не только в этом зале, часто звучат выступления по поводу излишних административных барьеров в бизнесе, но такие же излишние административные барьеры есть и в политике. Двести тысяч подписей - этот ценз был необходим в те времена, когда у нас были десятки партий, когда партию могли создать любые десять человек, когда общественные организации могли принимать участие в выборах и список партий и общественных объединений, желающих участвовать в выборах, достигал почти сотни. В последние годы мы с вами предприняли шаги по совершенствованию политической системы, по приданию ей зрелости. У нас осталось меньше десятка партий, причём партию теперь создать не так легко. Организаторы уже на стадии создания партии должны подтвердить серьёзность общественной поддержки. Сейчас надо пятьдесят тысяч подписей, через некоторое время нужно будет сорок тысяч подписей. Таким образом, мы уже на стадии создания партий заложили определённые механизмы по блокированию маргинальных тенденций в политической системе. Оставлять ещё один барьер в виде высокого ценза по сбору подписей, видимо, нерационально, поэтому те предложения, которые сделал президент, своевременны и правильны. Действительно, я согласен с предыдущими выступавшими, очень интересная инициатива по облегчению выдвижения представителей от партий, которые имеют фракции в одной трети законодательных собраний субъектов. Действительно, зачем им опять собирать подписи, если они уже доказали, что пользуются общественной поддержкой? В этой связи мы будем голосовать за данный законопроект и призываем вас последовать нашему примеру. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желание выступить с заключительным словом у докладчика и содокладчика? Нет. Коллеги, кто за то, чтобы принять данный законопроект в первом чтении? Прошу проголосовать. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 37 мин. 50 сек.) Проголосовало за 447 чел.99,3% Проголосовало против 1 чел.0,2% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 449 чел. Не голосовало 1 чел.0,2% Результат: принято Принято.