Заседание № 173

30.06.2006
Вопрос:

О проекте федерального закона № 168070-4 "О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации" (уточнение понятия "авиация общего назначения").

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1576 по 1592 из 7744
4-й вопрос. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Воздушный     
кодекс Российской Федерации". Доклад заместителя председателя Комитета по       
энергетике, транспорту и связи Юрия Петровича Сентюрина. Пожалуйста.            
                                                                                
СЕНТЮРИН Ю. П., фракция "Единая Россия".                                        
                                                                                
Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается   
законопроект "О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации".    
Законопроект прошёл все необходимые экспертизы. Замечаний правового,            
юридико-технического и редакционного характера по его тексту не имеется.        
Мнение комитета - рекомендовать пленарному заседанию принять законопроект в     
третьем чтении.                                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли замечания по докладу? Нет. Выносим законопроект на "час голосования".   
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1849 по 1867 из 7744
Пункт 4 порядка работы. О проекте федерального закона "О внесении изменений в   
Воздушный кодекс Российской Федерации".                                         
                                                                                
Включите, пожалуйста, режим голосования.                                        
                                                                                
Кто без карточки или не успел проголосовать? Нет.                               
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 00 мин. 46 сек.)                 
Проголосовало за              416 чел.92,4%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    416 чел.                                          
Не голосовало                  34 чел.7,6%                                      
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается закон в третьем чтении.                                             
                                                                                

Заседание № 172

28.06.2006
Вопрос:

О проекте федерального закона № 168070-4 "О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации" (уточнение понятия "авиация общего назначения").

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1807 по 2048 из 7027
Пункт 7. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Воздушный        
кодекс Российской Федерации". Доклад заместителя председателя Комитета по       
энергетике, транспорту и связи Юрия Петровича Сентюрина. Пожалуйста.            
                                                                                
СЕНТЮРИН Ю. П., фракция "Единая Россия".                                        
                                                                                
Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Вашему вниманию во втором      
чтении предлагается законопроект "О внесении изменений в Воздушный кодекс       
Российской Федерации". В первом чтении данный законопроект был принят 21        
сентября 2005 года. Он был внесён правительством во исполнение распоряжения     
Президента Российской Федерации, суть которого сводилась к тому, чтобы          
создать благоприятные условия для развития авиации малых форм, авиации лёгкой   
и сверхлёгкой.                                                                  
                                                                                
За время, прошедшее после первого чтения, к законопроекту поступило сорок       
девять поправок. В комитете по этому поводу была создана специальная рабочая    
группа с участием представителей исполнительной власти и экспертов,             
представляющих практиков-эксплуатантов авиации малых форм. Итогом работы        
рабочей группы и комитета стала рекомендация принять сорок одну из              
поступивших сорока девяти поправок, восемь поправок рекомендуется комитетом     
отклонить.                                                                      
                                                                                
Хотелось бы сказать о нескольких базовых, принципиальных вещах, которые         
предлагаются к введению в Воздушный кодекс. Во-первых, конкретизировано и       
стало более чётким определение авиации, гражданской авиации общего              
назначения. В классификацию воздушного пространства предлагается ввести         
уведомительный характер. Вводится понятие посадочных площадок, вертодромов,     
которые отсутствовали в Воздушном кодексе. Вводится понятие сверхлёгкой и       
лёгкой авиации по весовому критерию. Облегчаются требования к эксплуатантам,    
а также к юридическим и физическим лицам, использующим лёгкие и сверхлёгкие     
воздушные суда. Снижаются требования по подготовке соответствующего             
авиационного персонала, задействованного для эксплуатации вышеназванной         
техники.                                                                        
                                                                                
Уважаемые коллеги, вашему вниманию предлагаются две таблицы: таблица 1          
поправок, рекомендуемых к принятию (сорок одна поправка), и таблица 2           
поправок, рекомендуемых к отклонению. По таблице 2 краткий комментарий.         
Комитет рекомендует данные поправки отклонить, поскольку в них, по существу,    
приводятся варианты поиска наиболее оптимального определения вышеназванных      
базисных понятий - "авиация общего назначения", "эксплуатант", - а также        
требований к эксплуатанту гражданской авиации общего назначения.                
                                                                                
Прошу рассмотреть данные таблицы и принять решение. Доклад закончен.            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Юрий Петрович.                                   
                                                                                
Уважаемые коллеги, в таблице 1 поправок, рекомендованных комитетом к            
принятию, сорок одна поправка. Есть ли необходимость отдельного рассмотрения    
какой-либо поправки? Нет. Ставится на голосование таблица 1 поправок,           
рекомендованных комитетом к принятию. Кто за? Прошу голосовать.                 
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 11 мин. 17 сек.)                 
Проголосовало за              378 чел.84,0%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    378 чел.                                          
Не голосовало                  72 чел.16,0%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                
Таблица 2 поправок, рекомендованных комитетом к отклонению. Здесь восемь        
поправок, нужно ли обсуждать какую-либо отдельно? Резник Владислав Матусович,   
пожалуйста.                                                                     
                                                                                
РЕЗНИК В. М., председатель Комитета Государственной Думы по кредитным           
организациям и финансовым рынкам, фракция "Единая Россия".                      
                                                                                
Прошу вынести на отдельное голосование поправку 4 из таблицы отклонённых.       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Нет других предложений? Нет. Ставится на голосование таблица 2 поправок,        
рекомендованных комитетом к отклонению, без поправки 4. Кто за? Прошу           
голосовать.                                                                     
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 12 мин. 15 сек.)                 
Проголосовало за              376 чел.83,6%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    376 чел.                                          
Не голосовало                  74 чел.16,4%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                
Пожалуйста, Резник Владислав Матусович, по поправке 4.                          
                                                                                
РЕЗНИК В. М. Спасибо.                                                           
                                                                                
Глубокоуважаемые коллеги, суть поправки сводится к тому, чтобы допускать к      
государственной регистрации воздушные суда без обязательного наличия на         
момент регистрации сертификата лётной годности. В соответствии со статьёй 33    
Воздушного кодекса государственной регистрации подлежат воздушные суда,         
предназначенные для выполнения полётов, подчёркиваю, именно предназначенные,    
а не допущенные к эксплуатации. Важно отметить, что наличие государственной     
регистрации само по себе не даёт права эксплуатировать воздушное судно. Такое   
право в соответствии со статьёй 36 Воздушного кодекса возникает лишь в случае   
наличия сертификата лётной годности, выдаваемого на основании сертификата       
типа либо акта индивидуальной оценки экземпляра воздушного судна. Таким         
образом, требование о наличии сертификата лётной годности на этапе              
государственной регистрации абсолютно излишне. При необходимости именно         
сертификат типа либо акт индивидуальной оценки экземпляра могут подтвердить,    
что то или иное воздушное устройство, представленное к регистрации, является    
воздушным судном, предназначенным для выполнения полёта.                        
                                                                                
С учётом изложенного предлагаю поддержать предложенную поправку, тем более      
что регистрация связана ещё и с уплатой налогов и, не давая возможности         
регистрировать под тем или иным предлогом, мы не даём возможности ещё и         
собиранию денег в наш бюджет.                                                   
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
У нас присутствует статс-секретарь - заместитель министра транспорта            
Российской Федерации Сергей Алексеевич Аристов. Я попросил бы его               
прокомментировать предложение депутата Резника. Пожалуйста.                     
                                                                                
АРИСТОВ С. А., статс-секретарь - заместитель министра транспорта Российской     
Федерации.                                                                      
                                                                                
Уважаемые депутаты, этот вопрос обсуждался неоднократно. Очень коротко          
изложу, почему мы данную поправку предложили внести в таблицу отклонённых.      
Есть два вида регистрации воздушного судна. Первый - как объект                 
собственности, объект недвижимости в соответствии с Гражданским кодексом. Это   
совершенно самостоятельная регистрация, которая предусмотрена Гражданским       
кодексом и тем законопроектом, который принят в первом чтении Государственной   
Думой. Статья 33 предусматривает, по сути, приписку к флагу, приписку к         
государству, регистрацию в государственном реестре, и, как правильно отметил    
депутат Резник, это воздушные суда, предназначенные именно для выполнения       
полётов. Так вот сертификат лётной годности (удостоверение лётной годности),    
по сути, подтверждает то, что мы зарегистрировали в государственном реестре     
самолёт, воздушное судно, предназначенное для полётов, а не просто какой-то     
объект, скажем так, с крыльями и шасси, но не предназначенное для выполнения    
полётов.                                                                        
                                                                                
Что изменит эта поправка? Конечно, она облегчит государственную регистрацию.    
Изменит ли она в целом подход? Я думаю, что её принятие, по большому счёту,     
только упростит регистрацию, но не изменит сам подход к выполнению полёта.      
Это требование к самолёту как к объекту.                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Юрий Петрович, каково мнение комитета?                                          
                                                                                
СЕНТЮРИН Ю. П. Мнение комитета, сформированное по рекомендации рабочей          
группы, сводится к тому, чтобы отклонить названную поправку исходя из тех       
аргументов, которые только что прозвучали. Комитет на своём заседании           
разбирал эту ситуацию достаточно подробно. Исходили из того, что регистрация    
в Государственном реестре гражданских воздушных судов без такого сертификата    
приведёт к пополнению данного реестра воздушными судами, которые не способны,   
не могут летать. И кроме того, за основу был принят и второй аргумент -         
связанный с позицией отнесения данного воздушного судна, или объекта, к         
понятию, охарактеризованному Гражданским кодексом.                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
По ведению - Резник Владислав Матусович. Пожалуйста.                            
                                                                                
РЕЗНИК В. М. Я по мотивам.                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста.                                               
                                                                                
РЕЗНИК В. М. Спасибо.                                                           
                                                                                
Глубокоуважаемые коллеги, говорят, в реестр воздушных судов будут вносить       
трактора, мотоциклы, явно непригодные к эксплуатации самолёты, - вот такой      
прозвучал аргумент. Я полагаю, что специалисты уполномоченного органа должны    
отличить воздушное судно, имеющее соответствующий сертификат типа либо акт      
индивидуальной оценки экземпляра, от иных устройств. Ну, наверное, можно        
отличить трактор от воздушного судна. Кроме того, даже если гипотетически       
предположить, что некое лицо захочет зарегистрировать трактор вместо            
воздушного судна, или что-нибудь заведомо непригодное к полётам, не надо ему    
мешать, потому что летать не будет, а налоги платить будет. Только покажите     
мне хоть кого-нибудь, кто будет регистрировать заведомо непригодное к полётам   
устройство, за которое ему надо будет платить большие налоги. Это не            
аргумент.                                                                       
                                                                                
Есть ещё ряд позиций. Правительство, я хотел бы на этом тоже специально         
остановиться, внесло в 2003 году законопроект, которым предлагалось выделить    
регистрацию права на воздушные суда, то есть регулировать это отдельным         
законом. Мы изучили эту ситуацию внимательно. В этом законопроекте от 2003      
года в соответствии с формулировкой, предложенной правительством,               
указывалось, что государственной регистрации подлежат права исключительно на    
воздушные суда, которые подлежат государственной регистрации в соответствии     
со статьёй 33 Воздушного кодекса. То есть там была отсылочная норма на          
Воздушный кодекс, законопроект о внесении изменений в который мы сейчас с       
вами рассматриваем, поэтому нам обязательно надо принять изменения.             
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли необходимость ещё кому-либо выступить с комментариями, потому что       
мнения разделились? Нет. Ставится на голосование поправка 4 из таблицы          
отклонённых. Кто за? Прошу голосовать.                                          
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 18 мин. 59 сек.)                 
Проголосовало за              306 чел.68,0%                                     
Проголосовало против            4 чел.0,9%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    310 чел.                                          
Не голосовало                 140 чел.31,1%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Мы рассмотрели таблицы поправок.                                                
                                                                                
Спасибо, Юрий Петрович.                                                         
                                                                                
Уважаемые коллеги, ставится на голосование во втором чтении проект              
федерального закона "О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской         
Федерации". Кто за? Прошу голосовать.                                           
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 19 мин. 41 сек.)                 
Проголосовало за              402 чел.89,3%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    402 чел.                                          
Не голосовало                  48 чел.10,7%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                

Заседание № 116

21.09.2005
Вопрос:

О проекте федерального закона № 168070-4 "О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации" (уточнение понятия "авиация общего назначения").

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4228 по 4368 из 6196
Пункт 13, проект федерального закона "О внесении изменений в Воздушный кодекс   
Российской Федерации". Доклад официального представителя Правительства          
Российской Федерации заместителя министра транспорта Российской Федерации       
Сергея Алексеевича Аристова.                                                    
                                                                                
АРИСТОВ С. А., официальный представитель Правительства Российской Федерации,    
заместитель министра транспорта Российской Федерации.                           
                                                                                
Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые депутаты! По поручению Президента    
Российской Федерации от 6 июля 2002 года был разработан и утвержден план        
первоочередных мероприятий по государственному регулированию деятельности       
авиации общего назначения. Сегодня вам представляется проект федерального       
закона - это один из пунктов данного поручения - о внесении изменений в         
Воздушный кодекс Российской Федерации, в частности в статьи 21, 36 и 37         
Воздушного кодекса.                                                             
                                                                                
Законопроект разработан в связи с тем, что действующий Воздушный кодекс         
Российской Федерации содержит нормы, которые сдерживают развитие авиации        
общего назначения. В частности, пункты 2 и 3 статьи 21 действующего             
Воздушного кодекса содержат определения коммерческой гражданской авиации и      
авиации общего назначения. Исходя из определений сегодняшнего Воздушного        
кодекса следует, что коммерческая гражданская авиация осуществляет              
деятельность в виде воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов, почты и     
авиационных работ за оплату, а авиация общего назначения - на безвозмездной     
основе. Такая норма препятствует развитию авиационных общественных              
организаций, объединяющих любителей и осуществляющих подготовку спортсменов     
по авиационным видам спорта к участию в авиационных спортивных мероприятиях.    
Эта деятельность не финансируется из государственного бюджета,                  
соответственно, она должна иметь свое содержание. Получается, что компенсация   
аэроклубом расходов, понесенных для проведения, например, показательных         
выступлений на празднике города, ставит этот аэроклуб вне закона, поскольку     
он не может получить даже компенсацию за тот полет, который производился.       
Соответственно, это сдерживает развитие авиационных видов спорта в стране.      
                                                                                
Исходя из того, что Гражданский кодекс Российской Федерации различает           
коммерческие и некоммерческие организации в зависимости от цели их              
деятельности (извлечение прибыли и неизвлечение прибыли в качестве цели),       
предлагается внести соответствующие изменения в определения коммерческой        
гражданской авиации и авиации общего назначения.                                
                                                                                
Далее, изменения в статью 36. Воздушный кодекс в действующей редакции           
устанавливает следующий порядок допуска к эксплуатации гражданских воздушных    
судов: вначале сертификация типа, затем сертификация каждого экземпляра         
воздушного судна, затем государственная регистрация и далее допуск к            
эксплуатации. Такой порядок допуска судов к эксплуатации, совершенно            
необходимый для коммерческой авиации, излишне обременителен для авиации         
общего назначения.                                                              
                                                                                
В настоящее время на учете общественных объединений, федераций любителей        
авиации, объединений и федераций сверхлегкой авиации, федераций                 
воздухоплавания стоят суда, принятые в эксплуатацию в бывшем Советском Союзе    
без сертификатов типа. В частности, к ним относятся спортивные самолеты:        
"Су-26", "Як-52", "Як-55" и другие, на которых в разные годы наши спортсмены    
побеждали на международных соревнованиях, в том числе и в других странах, и     
которые являются сегодня гордостью отечественной спортивной авиации. Они        
вполне пригодны для обучения и осуществления спортивных мероприятий, но их      
нельзя зарегистрировать из-за отсутствия сертификата типа. По аналогичной       
причине граждане, желающие иметь воздушные суда в личном пользовании,           
приобретают их и регистрируют в иностранных государствах, а наша                
промышленность не получает такие заказы.                                        
                                                                                
Предлагаемая редакция статьи 36 предусматривает допуск к эксплуатации           
воздушных судов на основании индивидуальной оценки конкретного экземпляра       
воздушного судна, подтверждающей соответствие этого воздушного судна            
действующим в Российской Федерации требованиям к летной годности гражданских    
воздушных судов и охране окружающей среды, что позволит устранить указанный     
недостаток. Естественно, такое изъятие не распространяется на коммерческую      
гражданскую авиацию.                                                            
                                                                                
Изменение третье в пункт 5 статьи 37 Воздушного кодекса предлагается внести в   
соответствии с новой редакцией статьи 36, чтобы привести их в полное            
соответствие. В целом новая редакция статьи 36 и пункта 5 статьи 37             
Воздушного кодекса предлагаемого законопроекта позволит путем снятия            
существующих барьеров создать условия для развития авиации общего назначения,   
привести ее деятельность в соответствие с российским законодательством и тем    
самым выполнить поручение президента и определить пути дальнейшего развития     
авиации общего назначения в нашей стране.                                       
                                                                                
Предлагаемые изменения не противоречат стандартам Международной организации     
гражданской авиации и не ограничат международные полеты воздушных судов         
авиации общего назначения. Прошу поддержать.                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь.                                  
                                                                                
Доклад сделан. С содокладом выступает первый заместитель Комитета по            
энергетике, транспорту и связи Горбачёв Владимир Лукич. Пожалуйста, Владимир    
Лукич.                                                                          
                                                                                
ГОРБАЧЁВ В. Л., фракция "Единая Россия".                                        
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Официальный представитель   
Правительства Российской Федерации достаточно подробно изложил суть             
законопроекта. Проблемы, решаемые проектом, очень злободневные. В комитет       
постоянно поступают обращения по данной проблематике. Мы считаем, что           
уточнение понятия "авиация общего назначения" очень важно для аэроклубов и      
всех любителей авиации. Создается правовая основа, дается возможности           
аэроклубам самим зарабатывать деньги на свое существование и развитие за счет   
платного обучения летному мастерству и платных экскурсионных и                  
демонстрационных полетов. Сейчас такой законной возможности организации         
авиации общего назначения лишены.                                               
                                                                                
Вторым принципиальным моментом является возможность допуска к эксплуатации в    
авиации общего назначения гражданских воздушных судов на основе актов           
индивидуальной оценки конкретного экземпляра воздушного судна. По действующей   
редакции Воздушного кодекса требуется исключительно сертификат типа             
воздушного судна. Получение такого сертификата требует длительной и             
дорогостоящей процедуры. Только на испытании на прочность должно быть           
разрушено несколько экземпляров воздушных судов, к примеру. Соответственно,     
существующая процедура неприемлема для воздушных судов единичной постройки,     
любительских, например, или восстановленных.                                    
                                                                                
Принятие закона создаст условия для развития авиационных спортивных клубов,     
авиационных общественных организаций, позволит ввести в правовые рамки          
деятельность многочисленных любителей авиации.                                  
                                                                                
В связи с вышеизложенным Комитет по энергетике, транспорту и связи считает      
принятие законопроекта целесообразным и рекомендует Государственной Думе        
принять указанный проект федерального закона в первом чтении. Прошу вас         
поддержать позицию комитета.                                                    
                                                                                
Благодарю за внимание.                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли вопросы к докладчику и содокладчику? Нет          
вопросов. Кто хотел бы выступить? Нет желающих выступить. Представитель         
президента? Коллеги, кто за то, чтобы принять в первом чтении данный            
законопроект? Прошу проголосовать.                                              
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 18 мин. 21 сек.)                 
Проголосовало за              378 чел.84,0%                                     
Проголосовало против           15 чел.3,3%                                      
Воздержалось                    1 чел.0,2%                                      
Голосовало                    394 чел.                                          
Не голосовало                  56 чел.12,4%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.