Заседание № 100

11.06.2009
Вопрос:

О проекте федерального закона № 168050-5 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (об усилении ответственности за проезд на запрещающий сигнал светофора или на запрещающий жест регулировщика и ряд других нарушений Правил дорожного движения).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5301 по 5451 из 6728
Пункт 29. О проекте федерального закона "О внесении изменений и дополнений в    
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях".               
Представитель Законодательного Собрания Санкт-Петербурга просит рассмотреть     
вопрос без своего участия, а содоклад делает Александр Петрович Москалец.       
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты! В феврале         
текущего года Законодательное Собрание Санкт-Петербурга внесло предложение об   
изменении ряда статей Кодекса об административных правонарушениях в целях       
усиления ответственности за проезд на запрещающий сигнал светофора или жест     
регулировщика, а также за непредоставление преимущества в движении пешеходам    
и за нарушение Правил дорожного движения пешеходом или иным лицом,              
действующим в процессе дорожного движения или участвующим в этом процессе.      
Однако, уважаемые коллеги, вы помните, в мае текущего года уже нами принят      
(он, кстати говоря, подписан президентом) федеральный закон № 86-ФЗ, которым    
мы и так по этим статьям кодекса в десять раз повысили ответственность          
водителей и в два раза - ответственность пешеходов. Несмотря на то что авторы   
настоящего законопроекта предлагают ещё больший размер санкций, мы тем не       
менее полагаем, что вначале следует проанализировать и оценить уже внесённые    
изменения. И если они окажутся явно недостаточными, то только в этом случае     
можно будет вернуться к проблеме вновь.                                         
                                                                                
Что же касается предложения об усилении ответственности водителей за проезд     
на запрещающий сигнал или жест, а также предложения об усилении                 
ответственности пешеходов при пересечении проезжей части при таких же           
сигналах, могу отметить, что и сегодня имеющийся для водителей штраф в 700      
рублей, я полагаю, не так уж и мал, а авторы к тому же ничем не опровергли      
его эффективность. А что касается пешеходов, то опять же предлагаем пожить в    
режиме установленной в мае текущего года ответственности.                       
                                                                                
С учётом изложенного Комитет по конституционному законодательству и             
государственному строительству рекомендует вам, уважаемые депутаты,             
рассматриваемый законопроект отклонить.                                         
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть вопросы. Депутаты Иванов и Беляков считают, что      
надо ужесточить.                                                                
                                                                                
Пожалуйста, Иванов Сергей Владимирович.                                         
                                                                                
ИВАНОВ С. В. Спасибо, Олег Викторович.                                          
                                                                                
Я вовсе так не считаю, а просто хотел Александра Петровича чисто                
по-человечески спросить. Как вы считаете, если человек на красный сигнал        
пролетает перекрёсток и его за это штрафуют на 700 рублей, неужели это менее    
опасно, чем когда он пересекает при повороте левым колесом сплошную линию и     
его за это лишают прав?                                                         
                                                                                
МОСКАЛЕЦ А. П. Сергей Владимирович, если, как вы говорите, пролетает, то        
здесь сразу совокупность нарушений. Это, во-первых, и проезд на красный         
сигнал светофора или на запрещающий жест регулировщика, это, как правило, и     
превышение скорости и тому подобное, а там не 700 рублей, там вплоть до         
лишения водительских прав и штрафы совершенно другие, поэтому там будет         
применяться просто другой режим ответственности.                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, депутат Беляков.                              
                                                                                
БЕЛЯКОВ А. В. Спасибо.                                                          
                                                                                
Уважаемый Александр Петрович, вы действительно правы в том, что не столько      
важно, будет ли 700 рублей или 800, но здесь есть ещё одна составляющая. Дело   
в том, что сегодня есть вилка: можно предупредить, а можно оштрафовать, и,      
насколько я понимаю, часть инициативы заключается в том, чтобы исключить        
возможность предупреждения, оставить только штраф. Вот прокомментируйте,        
пожалуйста.                                                                     
                                                                                
МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемый Антон Владимирович, вот давайте посмотрим на авторов   
данного законопроекта. Это кто? Это Законодательное Собрание                    
Санкт-Петербурга. Это город федерального значения, такой же мегаполис, как и    
Москва. И представьте себе, какая сложилась практика дорожного движения в       
этих мегаполисах. У нас сегодня движение по этим городам - это, по сути дела,   
медленно передвигающаяся автостоянка. Где-то идёт накопление в режиме           
зелёного света светофора, он загорается красным - как быть? Формально надо      
штрафовать, и, представьте себе, без каких-то там всяких вилок. Каждый может    
оказаться в силу разных причин в той или иной ситуации, и, понимаете, если      
действует наглец или хам за рулём, его видно и, думаю, с ним разберутся. Если   
человек попал в эту ситуацию, - а многие, вообще-то, сегодня только-только      
сели за руль - ну и сразу браться закручивать здесь гайки, я думаю, не стоит.   
Поэтому я думаю, что законодательство сегодня правильно оценивает и дорожную    
ситуацию, и вообще жизненную ситуацию, и не вижу необходимости менять           
что-либо пока на данном этапе в этом плане.                                     
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь, Александр Петрович.              
                                                                                
Настаивает ли кто-то на выступлении? Настаивает Беляков.                        
                                                                                
БЕЛЯКОВ А. В. Спасибо.                                                          
                                                                                
Уважаемые коллеги, я очень коротко, как всегда. Вы знаете, действительно        
ответ, который я сейчас получил от Александра Петровича, возможно, и имеет      
право на существование, но всё-таки посмотрите. Когда на дороге пробка и люди   
не успели покинуть перекрёсток, горит красный свет - это одно, но вот здесь     
есть два момента, которые принципиальны. Первый всё-таки касается вилки,        
когда человека, не уступающего пешеходам, не дающего возможности пройти, или    
отпускают, или предупреждают. Что значит "не уступил пешеходу"? Значит,         
поехал, когда идут пешеходы через дорогу, - в этом и есть вот эта неуступка.    
И когда такой человек отделывается предупреждением, - а здесь прямая угроза     
жизни людей - хотя есть возможность его оштрафовать, и значительно, то вот      
эта вилка неправильная. Может быть, это неудачное сравнение, но я некоторое     
время назад пытался разобраться, почему у нас проституция существует, - вот     
так получилось, что пришлось разбираться, много обращений было, - оказалось,    
что есть вилка: сутенёра, который организовывает притон, можно оштрафовать, а   
можно посадить на длительный срок. Как вы думаете, почему его отпускают, а не   
сажают? Потому что есть вилка и с ним просто договариваются. Вот в данном       
случае вилка эта тоже очень вредна. Я полагаю, что правильно было бы всё-таки   
принять этот законопроект в первом чтении, может быть, отрегулировать в нём     
те случаи, когда действительно есть спорные ситуации - проезжают на             
запрещающий сигнал, - но вилку убирать, безусловно, надо. Это моя позиция, и    
фракция наша проголосует за. Это первое.                                        
                                                                                
И второе. Вспомните, какая культура вождения в Европе. Чтобы кто-нибудь         
проехал, когда на переходе стоит человек, неважно кто - женщина, мужчина,       
ребёнок, - никто не хочет рисковать, всегда дают возможность пройти. У нас      
эта культура отсутствует, и, как следствие, люди идут, водитель им не           
уступает, и он знает при этом, что может в том числе отделаться                 
предупреждением. Я полагаю, вот эту ситуацию - когда не уступают дорогу         
пешеходам - обязательно нужно отрегулировать, отрегулировать самым жёстким      
образом. И вот только ради того, чтобы убрать возможность выбора - либо         
отпустить, либо сильно оштрафовать, то есть убрать двойное толкование, когда    
не уступают дорогу, не дают возможности пешеходам перейти, то есть, по сути,    
человек едет на переходящих дорогу людей, - только ради этого этот              
законопроект надо принимать, и мы, я уверен, уже в следующем после его          
принятия году увидим хорошую статистику в виде сохранённых нескольких тысяч     
жизней. Только ради этого его стоит принять.                                    
                                                                                
Поэтому мы проголосуем за, и я предлагаю уважаемым коллегам поддержать этот     
законопроект. Ко второму чтению можно убрать лишнее.                            
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, никто не настаивает больше на выступлении,       
поэтому я ставлю на голосование пункт 29, первое чтение. Комитет против.        
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 52 мин. 29 сек.)                 
Проголосовало за               38 чел.8,4%                                      
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                     38 чел.                                          
Не голосовало                 412 чел.91,6%                                     
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Отклоняется законопроект.