Заседание № 166
О проекте федерального закона № 167856-5 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления повышенной административной ответственности за нарушение трудовых прав несовершеннолетних" (внесён депутатами Государственной Думы В. В. Жириновским, И. В. Лебедевым, С. В. Ивановым).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Переходим к блоку "Государственное строительство и конституционные права граждан". У нас под пунктами 6.1 и 6.2 идут альтернативные законопроекты. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" докладывает депутат Государственной Думы Максим Станиславович Рохмистров. РОХМИСТРОВ М. С., фракция ЛДПР. Уважаемые коллеги, законопроект достаточно простой, и в связи с этим вызывает удивление, почему он с декабря 2006 года находился без рассмотрения. Суть законопроекта заключается в том, чтобы дополнить статью 5.27 частью третьей, предусмотрев в ней административную ответственность за нарушения при использовании труда лиц в возрасте до восемнадцати лет на работах с вредными или опасными условиями труда, на подземных работах, а также на работах, которые по своему характеру и условиям, в которых они выполняются, могут нанести вред их здоровью, безопасности или нравственности, установив повышенный по сравнению с действующей нормой размер административных штрафов за данные нарушения. То есть достаточно в тему, потому что в последнее время мы очень много говорим о детях, о здоровье нации, уделяем большое внимание Минздравсоцразвития. Нашу фракцию, ЛДПР, удивляет, почему до сегодняшнего момента у нас не предусмотрено никакой ответственности за нарушение трудовых прав детей. Это не предусмотрено ни Уголовным кодексом, ни Кодексом об административных правонарушениях. Мы считаем, что эта ситуация должна была быть положительно рассмотрена ещё три года назад, потому что наша страна участвовала в огромном количестве всяких международных конвенций, которые ратифицировало огромное количество стран - например, Конвенцию ООН о правах ребёнка сто девяносто стран ратифицировало. Я не буду перечислять все эти конвенции, я думаю, о них все знают. Но вот то, что в нашем законодательстве не предусмотрено отдельное положение о защите трудовых прав детей, - ну, наверное, это тот прокол, который мы просто обязаны устранить в самое ближайшее время, так как исследования показывают, что на сегодняшний день трудовые права детей нарушаются повсеместно. Самое простое - это когда принимают на работу, не требуя медицинского освидетельствования. При этом у работодателя нет никакой ответственности, даже когда он привлекает детей на опасные производства. Это происходит по всей стране, и Москва тоже не является исключением. Мы считаем, что это просто преступно - не уделять этому сегодня должного внимания. Тем более, что комитеты в своих заключениях по законопроектам - два абзаца, а заключения комитетов на многих листах... Я понимаю: всегда очень сложно написать отрицательное заключение на нужный, необходимый законопроект, но раз есть установка - значит, есть, и можно назвать бредом труд ведущих учёных страны, чтобы сказать, что мы сделаем лучше. Ну, это уже стало практикой, когда необходимые, нужные законы в угоду личным либо политическим амбициям у нас запаздывают с принятием. По настоящему законопроекту хотелось бы отметить, что, например, у меня лично вызывает удивление заключение Комитета Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству, в котором указывается, что увеличение размера штрафа за нарушение прав работника в возрасте до восемнадцати лет может привести к обратному эффекту - повсеместному отказу использовать труд детей. Эта формулировка, вообще, странная немножко, мне почему-то так кажется. А то, что сегодня детей используют иногда в три смены... Не надо далеко ходить - зайдите в "Макдоналдс" и посмотрите, как там работают дети, и вы увидите, какие у них права и сколько они получают. Не защищать права несовершеннолетних сегодня, когда!.. Спросите у военных, которые призыв ведут, - у нас уже 30 процентов детей имеют профессиональные заболевания, такие, которые раньше появлялись после сорока лет. Поэтому в армии у нас пригодны служить, ну, может быть, процентов 15-20 без ограничений, остальные уже имеют те или иные ограничения при прохождении военной службы, а уж о состоянии здоровья детей и говорить не приходится. Поэтому я думаю, что хотя бы вот такой небольшой шаг - дать возможность защитить детей (я же не говорю о том, чтобы всех привлечь завтра, но хотя бы дать возможность привлекать работодателей к административной ответственности), наверное, стоило бы поддержать и принять настоящий законопроект. И я думаю, что в связи со сложившейся ситуацией следующим законопроектом, инициированным, естественно, "ЕДИНОЙ РОССИЕЙ", должен стать законопроект о введении уголовной ответственности за нарушение трудовых прав детей. Уважаемые депутаты, я прошу вас поддержать настоящий законопроект, несмотря на то что он три года лежал без рассмотрения, - лучше поздно, чем никогда. Ситуация с привлечением детей на рынке труда сегодня просто ужасная, поэтому, уважаемые депутаты, хватит говорить, как говорил ваш председатель, пора что-то делать, хотя бы что-то. Спасибо. Председательствует заместитель Председателя Государственной Думы Н. В. Герасимова ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Максим Станиславович. Присаживайтесь, пожалуйста. Пункт 6.2. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления повышенной административной ответственности за нарушение трудовых прав несовершеннолетних". Доклад депутата Государственной Думы Сергея Владимировича Иванова. Пожалуйста. ИВАНОВ С. В. Спасибо. Уважаемые коллеги, я коротко. Практически аналогичный законопроект. Разница в том, что он внесён, как говорится, на три года позже, уже в этом созыве, и здесь предлагается выделить из перечня нарушений трудового законодательства нарушение трудовых прав несовершеннолетних в самостоятельный состав административного правонарушения. То есть в том законопроекте это прописано в общем виде - увеличение наказания за эти нарушения, а здесь мы выделяем статью 5.27.1 как бы в особенную часть. В принципе то, что было сказано по первому законопроекту, относится и к этому тоже. Единственное, хотелось бы, чтобы, когда содокладчик будет выступать, были указаны причины того, почему этот или первый законопроект нужно будет отклонить. Вот нам тут в вину ставится, что мы предлагаем меры ужесточения, но не приводим никакой статистики, поэтому принимать вроде как не стоит. Хотелось бы услышать от представителя комитета, который будет делать содоклад, о том, что у нас всё хорошо, всё замечательно, трудовые права несовершеннолетних не нарушаются, и тогда мы, может быть, отзовём эти законопроекты. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Владимирович. Присаживайтесь, пожалуйста. С содокладом выступает первый заместитель председателя Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Александр Петрович Москалец. МОСКАЛЕЦ А. П., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемая Надежда Васильевна, уважаемые депутаты! Тема внесения изменений в Кодекс об административных правонарушениях в части установления ответственности за нарушение трудовых прав несовершеннолетних была предметом обсуждения, заметьте, в шести комитетах Государственной Думы, и ими выработаны следующие решения: Комитет по охране здоровья предлагает законопроект в представленной редакции не поддерживать, Комитет по вопросам семьи, женщин и детей рекомендует авторам изменить предлагаемый текст, Комитет по физической культуре и спорту предложение авторов не поддерживает, Комитет по делам молодёжи считает целесообразным внесение законопроекта в новой редакции, Комитет по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству предлагает законопроект отклонить, а Комитет по труду и социальной политике не поддерживает и саму концепцию законопроекта. И вот обобщая выводы комитетов-соисполнителей, а также анализируя представленные авторами законопроектов материалы, Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендует оба рассматриваемых законопроекта к отклонению, сводя при этом наши доводы к следующему. Первое. Уважаемые коллеги, действующая на сегодня статья 5.27 Кодекса об административных правонарушениях и так уже устанавливает ответственность за нарушение законодательства о труде и об охране труда, и указанный состав охватывает составы правонарушений, предлагаемые законопроектами. При этом, конечно же, данных, свидетельствующих о неэффективности применения существующих сегодня санкций за нарушение законодательства о труде и об охране труда в отношении работников, не достигших восемнадцати лет, не имеется. Кроме того, мы с вами уже выработали устойчивый подход, при котором необходимость ужесточения ответственности требует веских обоснований, в том числе наличия статистических данных об устойчивой тенденции увеличения роста числа соответствующих административных правонарушений, ввиду несоответствия правонарушения и установленного за него наказания. Такие сведения и обоснования в пояснительной записке к законопроекту не представлены, по сути дела, они заменены гипотетическими рассуждениями по теме детского труда, а отсюда и законодательные предложения носят искусственный характер. Теперь второе. Представляется необоснованным предлагаемое авторами законопроекта многократное увеличение размера административного штрафа, налагаемого на должностных и юридических лиц, так как, по мнению комитета, соблюдение работодателями трудовых прав работников в возрасте до восемнадцати лет должно обеспечиваться претворением в жизнь принципа неотвратимости наказания за допущенные административные правонарушения. И третье. Представляется нецелесообразным обособление категории несовершеннолетних работников при установлении повышенной административной ответственности за нарушение их прав из группы лиц, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите, поскольку нарушение различных прав указанных категорий граждан также потребует внесения в кодекс новых составов административных правонарушений, устанавливающих повышенную ответственность виновных в данных нарушениях. По мнению комитета, вот эти недостатки носят концептуальный характер и делают невозможным принятие законопроектов в первом чтении. Учитывая изложенное, Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендует указанные законопроекты отклонить. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Петрович. Уважаемые депутаты, вопросы. Вопросов, уважаемые депутаты, много. Депутат Останина, пожалуйста, ваш вопрос. ОСТАНИНА Н. А. Уважаемый Александр Петрович, не кажется ли вам, что отсутствие официальной статистики об эксплуатации детского труда и есть тот самый повод, который обязывает нас, депутатов, законодательно рассмотреть вопрос об увеличении наказания должностных лиц и юридических лиц за эксплуатацию детей? В связи с этим не считаете ли вы, что существующие административные нормы - 20, 50 тысяч рублей для должностных лиц, 150 и 250 тысяч рублей для юридических лиц - никогда не остановят их, не остановят использование детского труда? Но вы-то не должны закрывать глаза на то, что в любом торговом центре, в игорных заведениях используется труд детей, при этом наносится ущерб не только их физическому, но и нравственному здоровью. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Александр Петрович. МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемые коллеги, уважаемая Нина Александровна! Наш основной довод, комитета, в пользу отклонения данных законопроектов состоит в том, что сегодня статья 5.27 есть в кодексе, она так и называется - "Нарушение законодательства о труде и об охране труда". И она не выделяет женщин, стариков, несовершеннолетних, инвалидов или другую категорию, а объединяет проблемы всех категорий граждан. И какие здесь санкции? Они достаточно приличные, вплоть до приостановления деятельности на срок до девяноста суток. А если это повторно, то даже режим повторности включён: если повторно совершено такое административное правонарушение, то может быть и дисквалификация на срок до трёх лет. Если заглянуть в Уголовный кодекс, то и там мы найдём по этой теме очень много ответов. Наше законодательство не оставляет без реагирования эту проблему, а искусственное выделение - вот давайте теперь несовершеннолетних выделим с этими же санкциями, но статью обозначим не 5.27, а 5.27 со значком "прим"... А смысл какой? В этом плане комитет не видит никакой необходимости в том, чтобы сегодня делить статью по объектам правонарушений. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Петрович. Депутат Кашин Владимир Иванович, ваш вопрос. КАШИН В. И., фракция КПРФ. Спасибо. Александр Петрович, скажите, пожалуйста, - всё-таки не один день готовилось рассмотрение этого законопроекта - есть ли у вас данные, сколько же у нас сегодня детей привлекается к профессиональному труду, вообще к труду, статистика по гибели и так далее? Мы знаем, что сто тысяч сегодня травмируются за год на производстве, три с половиной тысячи трудящихся гибнут. Но ведь дети - особая часть. Что здесь происходит в этом плане? И какие в конце концов дополнительные законодательные меры мы собираемся тогда вместе с этими шестью комитетами, которые выступили против этого законопроекта, предпринять, для того чтобы изменить ситуацию в лучшую сторону? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Иванович. Пожалуйста, Александр Петрович. МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемые коллеги, уважаемый Владимир Иванович! Ну, вообще-то, вот так оперировать цифрами - сто тысяч травмированы, три с половиной тысячи погибли... Это цифры не о детском травматизме, не о детской проблеме, всё-таки не надо сводить здесь всё в одно. Там цифры совершенно другие. Авторы признались, когда выступали, что у них нет этой статистики и они хотели бы услышать её от комитета. Я не хотел бы, чтобы сегодня мы пошли на поводу у авторов законопроекта и комитет отчитывался за недоработки авторов законопроекта. Давайте вот дадим им слово - я заканчиваю свой ответ на ваш вопрос, - и пусть они ответят. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Депутат Федоткин Владимир Николаевич, ваш вопрос. ФЕДОТКИН В. Н. Александр Петрович, с наступлением весны, лета каждый год я наблюдаю, что резко возрастает число детей на рынках и в Москве, и в Рязани, детей двенадцати, четырнадцати, пятнадцати лет. Они просто зарабатывают деньги: с родителями или без таскают ящики с морковкой, ягодами, торгуют сами, принимают деньги, обвешивают порой, обманывают порой. Рядом пьют, рядом грязь - какой ущерб, мне, наверное, говорить не надо, вы согласитесь, что из такого ребёнка большой личности не вырастет. Отвергая эти два законопроекта (которые действительно нужны, потому что всё, что вы перечислили, не работает, к сожалению, положение ухудшается), что вы сами, ваша партия, фракция, предлагаете, чтобы это безобразие - рабский труд детский - остановить как-то, детей вернуть в русло культуры, образования, чтобы они отдыхали, читали? Или вы, отвергая, ничего не делаете? Законы нынешние не работают, вы спорить не будете. Что предлагается взамен этих законов реально сегодня, чтобы летом... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Александр Петрович. МОСКАЛЕЦ А. П. Здесь, уважаемые коллеги, ничего особенного и придумывать не нужно, да и вообще, здесь придумывать что-то даже и вредно. И я очень доволен тем, что комитеты именно в таком ключе высказали своё мнение, потому что существует на сегодня нормативное регулирование, гарантии соблюдения законов о труде и об охране труда существуют, они достаточно решают все вопросы. Эти рычаги спокойно могут сегодня использовать и инспекции по охране труда, и профсоюзы, прокуратура при осуществлении своей надзорной деятельности. Поэтому тут проблем никаких и нет. Абсолютно детально вопрос проработан: кто рассматривает такие вопросы, кто составляет протоколы, кто должен привлекать к ответственности, какой вид этой ответственности - всё есть. Другое дело, что, может быть, стоит работать над вопросом правоприменительной практики, но это уже за пределами этого здания, этого помещения. А если внимательно почитать все заключения комитетов, то в принципе этот тезис там идёт как основной. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Петрович. Депутат Лебедев Игорь Владимирович, ваш вопрос. ЛЕБЕДЕВ И. В. Уважаемый Александр Петрович, вы в своём выступлении сказали, что не видите логики в предложении фракции ЛДПР о повышении административной ответственности за нарушение трудовых прав несовершеннолетних. Но, с другой стороны, не так давно Государственная Дума приняла поправки в Уголовный кодекс, когда повысили уголовную ответственность за преступления против несовершеннолетних. Объясните тогда, в чём, с вашей точки зрения, логика? Мы отказываем в повышении административной ответственности за нарушение прав несовершеннолетних и повышаем при этом уголовную. Ведь зачастую нарушение трудовых прав в отношении несовершеннолетнего наносит вред здоровью ребёнка чуть ли не больший, чем уголовное преступление против него. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Александр Петрович. МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемый Игорь Владимирович, ну, вообще-то, таких слов, с которых вы начали свой вопрос, я не говорил. Слово "логика" я вообще не употреблял в своём выступлении, и словосочетания "не вижу логики" тоже не было. Это вы так свой вывод просто сделали, стыкуя доклад и содоклад. А что касается принципиального решения вопроса, уважаемые коллеги, давайте, если уж на то пошло, сопоставим тогда действующие сегодня санкции и предлагаемые санкции. Ну, вот, например, нарушение трудовых прав несовершеннолетних. Авторы предлагают санкцию (максимальную беру): "приостановление деятельности на срок до девяноста суток". Смотрим существующий закон - то же самое: "приостановление деятельности на срок до девяноста суток". А что нового? А ничего нового, в общем-то, и нет, просто диспозиция статьи с такими же санкциями выделена в самостоятельный номер. Поэтому я и говорил тогда не о логике, а всё-таки об искусственности данной законодательной инициативы, а законодатель по такому пути работать, в общем-то, не может и не должен. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Петрович. У фракции ЛДПР есть ещё желающие задать вопрос? Нет. Присаживайтесь, Александр Петрович. Уважаемые коллеги, все вопросы заданы. Кто желает выступить? Трое желающих выступить. Плетнёва Тамара Васильевна, ваше выступление. ПЛЕТНЁВА Т. В. Спасибо. Уважаемые коллеги, Александр Петрович нам сейчас здесь сказал, что аж шесть комитетов рассмотрели и все высказались против, но никто из вас, наверное, не удивился: даже если бы все комитеты Государственной Думы рассмотрели, то все были бы против, потому что они все возглавляются "ЕДИНОЙ РОССИЕЙ" и это единая позиция, а как там думают другие фракции - это неважно. Я уверена, что в каждом комитете, где рассматривался этот законопроект, всё равно была другая точка зрения, потому что вопрос очень важный. Кроме того, Александр Петрович - профессионал высокого класса, и то, о чём сейчас он говорил: мол, посмотрите, вот девяносто суток и вот тут девяносто суток... Ну, извините, мягко говоря, он просто лукавил. В законе предусмотрены разные наказания за разные деяния и разным предпринимателям. Там учтено даже то, что если предприниматель не имеет лицензии, то другое ему наказание за использование детского труда, и так далее. Можно придраться по юридическим вопросам, но тема-то очень важная, Александр Петрович, мы ведь говорим о детях. Вы знаете, когда в первой Думе Ельцин рассказывал о том, как замечательно, что дети стали мыть машины, что даже у него внук заработал какие-то денежки, потому что он вымыл машину... Даже не знаю, как он это говорил, в каком состоянии: в обычном своём или в нормальном. Понимаете, поэтому паспорт, который выдаётся детям с четырнадцати лет, - это тоже преступление. В шестнадцать лет паспорт выдавался, с пятнадцати лет возможно было принимать на работу, но было очень много условий в трудовом договоре. Я вот специально их выписала, эти условия, посмотрите: продолжительность рабочего дня - она должна быть строго оговорена для детей, обязательность ежегодных бесплатных медицинских осмотров - тоже должно быть оговорено, работы, где запрещается детский труд вообще, должны быть перечислены. А я вам напоминаю, ведь все вы, наверное, учились в советской школе и помните учебники истории, где был такой рисуночек (я просто преподавала этот предмет): дети везут тележку в шахтах, в шахтах! Вот там даже детский труд использовался в первый период, так сказать, становления капитализма. Наверное, и у нас сегодня становление, и мы закрываем глаза на всё, что делается с нашими детьми. Нельзя отправлять ребёнка несовершеннолетнего, даже если он устроился на работу, в командировку по трудовому договору, нельзя его в праздничные дни заставлять работать, нельзя в ночное время заставлять работать. И в советское время был ещё такой пункт, где было записано, что он имеет право на дополнительный отпуск во время учёбы. Сейчас он почему-то исчез, этот пункт, наверное, в связи с тем, что мы приняли закон, по которому работодатель теперь решает, куда можно отпустить ребёнка, заочно учиться, а куда нельзя, наверное, с этим связано. Влияет ли труд на учёбу? Безусловно, влияет. Послушайте, родители некоторые говорят: ребёнок нас кормит. И так очень многие говорят: он получает даже больше, чем я, я вообще не могу устроиться на работу, а его вот взяли, потому что ему платить надо меньше, а взрослому больше, вот его и берут как гастарбайтера. И везде дети работают - уже сегодня это говорили - и на рынках, и в казино. Я уже не говорю о том, что делают с детьми негодяи, которые используют их, так сказать, в порнографии и прочем. Поэтому мы будем за этот законопроект голосовать. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПЛЕТНЁВА Т. В. Ну, за оба, какой наберёт большинство, за тот мы будем голосовать. И когда представитель комитета нам говорит о том, что нет данных и что мы всё это типа того что выдумали, я считаю, что это цинизм. Кто эти данные даст, скажите? Может быть, власть предоставит? Она не предоставит эти данные. Может быть, сами дети будут рассказывать, где они работают? Тоже не будут. Но, я думаю, мы с вами все родители и мы с вами видим прекрасно, что наши ребятишки сегодня, вместо того чтобы учиться, занимаются вот чем. Учителя все говорят, что те дети, кто подрабатывает, учатся плохо. Даже студенты и то... Мы жизнь знаем, мы студентами все подрабатывали, и сейчас они тем более подрабатывают, даже на них это влияет, но они совершеннолетние, а тем более влияет на детей. Я помню, если в класс кто-то не пришёл утром, то мы вечером должны были идти домой к родителям и узнавать причину, почему ребёнок не учится. Сегодня ничего подобного учителя делать не заставляют, никакого всеобуча нет. Поэтому все наши рассуждения о Международном дне защиты детей, которых вчера так чествовали, все наши рассуждения о том, что это приоритетные законы, остаются только разговорами, потому что сегодня мы с вами, особенно фракция правящей партии, защищаем работодателей, но ни в коем случае не рабочих, и тем более таких дешёвых, которые для работодателя очень выгодны. Наша фракция за этот законопроект будет голосовать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Тамара Васильевна, присаживайтесь. Депутат Лебедев Игорь Владимирович, ваше выступление. Пожалуйста, включите микрофон. ЛЕБЕДЕВ И. В. Спасибо. Уважаемые коллеги, что касается сути представленных законопроектов, то здесь, наверное, ни у кого из сидящих в этом зале не вызывает сомнения, что требуется их принятие, поскольку вопрос защиты трудовых прав несовершеннолетних граждан - это, наверное, один из самых важных вопросов для развития общества в целом и нашего государства в частности. Я хотел бы несколько слов сказать всё-таки по форме нашей работы. На первый взгляд, вроде парадоксальная ситуация: два альтернативных законопроекта представлены депутатами одной и той же фракции - казалось бы, могли договориться между собой и принять общее решение. Но ситуация выглядит следующим образом. Первый законопроект, о котором докладывал коллега Рохмистров, был внесён в Государственную Думу в 2006 году. Действительно, как сказал Александр Петрович, все профильные и остальные комитеты были в то время против принятия данного законопроекта и высказали свои замечания и пожелания по его усовершенствованию. В течение нескольких лет шла его доработка, и вот в 2009 году появился второй законопроект, в котором были учтены все замечания, представленные на тот момент. Но и этот законопроект постигает та же участь: он предлагается к отклонению. Возникает вопрос: в чём же дело, если авторы второго законопроекта учли все замечания, которые были высказаны? Мне кажется, что секрет кроется в другом: секрет заключается в том, что, видимо, авторы данного законопроекта - представители не той фракции. На мой взгляд, вот такой, так сказать, однопартийный подход к принятию законопроектов, когда идеи, предлагаемые оппозиционными фракциями, отвергаются только потому, что они предлагаются оппозиционными фракциями, не совсем хороший и вряд ли имеет положительную перспективу для нашего парламента в целом. Поэтому я обращаюсь к депутатам и предлагаю всё-таки поддержать представленные законопроекты, потому что ни у кого не вызывает сомнения, что вопросы, которые в них поднимаются, заслуживают достойного отражения в Кодексе об административных правонарушениях. Что касается выступления Александра Петровича, того, что нет статистики, я хотел бы всё-таки обратиться к нему с вопросом, может быть, в заключительном слове он ответит: уважаемый Александр Петрович, а какая нужна статистика? Если существует хотя бы один пример нарушения трудовых прав несовершеннолетних, это уже, на наш взгляд, заслуживает того, чтобы законодатели обратили на это внимание и усилили меру ответственности за данное правонарушение. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Игорь Владимирович. Депутат Шеин Олег Васильевич, ваше выступление. С места. Включите микрофон. ШЕИН О. В. Я хотел дополнить, сказать как раз о статистике, причём сослаться на такой авторитетный, я полагаю, для коллеги Москальца и других коллег из фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" источник, как Андрей Константинович Исаев. Дело в том, что два с половиной года назад здесь, в Думе, проходил "круглый стол", посвящённый теме детского труда, и как раз коллега Исаев был одним из основных докладчиков. И приводилась тогда коллегой Исаевым из фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" следующая статистика: общее количество работающих детей в стране составляет 3,4 миллиона человек; только за первые полгода 2007 года выявлено более восьми тысяч незаконных случаев привлечения детей к тяжёлому, опасному, вредному труду и производству (это за полгода, за шесть месяцев); за эти же полгода, за эти же шесть месяцев, пять детей погибли, семнадцать получили тяжёлые увечья и стали инвалидами. Это та статистика, которая здесь, у нас в Думе, озвучивалась, причём представителями правящей фракции. Мы, что абсолютно справедливо и правильно, обсуждаем в этом зале очень много вопросов, касающихся удочерения, усыновления детей из Российской Федерации американскими усыновителями, но абсолютно очевидно, что цифры, связанные с гибелью, цифры, связанные с получением тяжёлых травм и увечий на работе, которые до конца жизни у этих детей будут, абсолютно сопоставимы, если не превышают, с теми цифрами по случаям зверского, жестокого обращения с детьми, о которых мы говорим применительно к усыновлению не всегда порядочными, нормальными людьми за рубежом. Что касается заработной платы, официальная статистика такая: детский труд оплачивается в четыре раза дешевле, чем труд взрослых людей. Это тоже официальная статистика. Мы подписали соответствующие конвенции Международной организации труда, у нас есть наши законы, включая Трудовой кодекс, в которых на самом деле есть соответствующие ограничения, но у нас только санкции толком в законах не прописаны. Нам говорят о том, что существуют государственные структуры и ведомства. Давайте посмотрим ситуацию не по детям, а по взрослым: что, у нас эффективно работает Роструд, защищая права взрослых работников? Я думаю, неэффективно. Я полагаю, что мы можем смело сегодня говорить о необходимости вообще распустить Роструд, потому что во всех конфликтах между работниками и работодателями эта трудовая инспекция (в кавычках) поддерживает именно начальство. А что, эффективно работает прокуратура? Слава богу, в прошлом году, в мае, была инициатива президента, который наконец-то поддержал "СПРАВЕДЛИВУЮ РОССИЮ" и ЛДПР. Мы выступали, Жириновский и наша фракция, за то, чтобы прокуратуре вернуть право судиться в интересах населения, - и прокуратура сегодня такое право получила в отношении споров по трудовым правам граждан. Но что, этого достаточно? Недостаточно, потому что, как только любой работник начинает туда обращаться, его сразу начинают дожимать приказами про выговоры, взыскания, после первой жалобы на отсутствие условий по охране труда, человека вышвыривают на улицу. А мы с вами о ребёнке говорим - ребёнок куда будет жаловаться, кому?! Мы не говорим о профсоюзах, потому что сегодня законодательством запрещено профсоюзам даже вступать в переговоры, если профсоюз объединяет менее 50 процентов работников. А представьте себе любую строительную компанию, у которой пять - семь бригад раскидано в двух-трёх регионах. Чтобы люди имели элементарное право выйти на переговоры с работодателем, необходимо, чтобы в их профсоюз объединилось более 50 процентов персонала. Поэтому сегодня система не работает. Что может работать? В этих условиях только ужесточение наказания, то есть предоставление прокуратуре возможности более жёстко, нежели административными штрафами, дожимать тех, кто незаконно использует труд, не дожидаясь, пока кто-то из детей погибнет или получит травму, увечье на работе. Сработает ли это? Сработает. Я приведу небольшой пример: введение уголовной ответственности за задержку заработной платы. Об этом разговор шёл в парламенте пятнадцать лет, в том числе я застал из этого цикла, наверное, лет семь. Нам говорили: не надо уголовной ответственности, есть административная, люди могут подать в суд, судиться, получить пеню в размере 10 процентов в год, 0,03 процента в месяц, в сутки, вернее. И что в итоге получилось? В итоге получилось, что именно введение уголовной ответственности за нарушение сроков выплаты заработной платы сработало. И сегодня, когда прокуратурой возбуждаются уголовные дела даже по анонимным заявлениям людей, реакция совершенно другая, потому что никто не хочет сидеть, ходить под уголовкой, никто из работодателей не хочет серьёзно подпортить свою биографию, и они начинают уже по-другому смотреть на жалобы людей, там, конечно, где работают органы прокурорского надзора и люди в них обращаются. Наша фракция, бесспорно, будет поддерживать данную законодательную инициативу. Мы уверены, что она будет принята, она будет принята рано или поздно - через год, через два. Она будет принята по инициативе, может быть, президента или правительства, самая большая фракция нам здесь расскажет, как нам рассказывали по поводу 0,3 промилле, что именно она является тем элементом в политическом устройстве Российской Федерации, который наконец-то кого-то защитил. А сегодня, я думаю, очень важно отметить, как на самом деле голосует парламент Российской Федерации. Я просил бы всех коллег из трёх фракций Госдумы Российской Федерации, а также тех из четвёртой фракции, кто не побоится нарушить дисциплину, проголосовать за данный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Васильевич. Полномочный представитель президента не желает выступить? Нет. Представитель правительства? Также. Заключительное слово докладчикам необходимо? Включите, пожалуйста, микрофон депутату Рохмистрову Максиму Станиславовичу для заключительного слова. РОХМИСТРОВ М. С. Уважаемые депутаты, несмотря на то что наверняка есть какие-то команды, всё-таки я попробую в заключительном слове убедить депутатов поддержать настоящий законопроект, и связано это, ну, не с тем, наверное... Не на всё надо смотреть с партийной точки зрения, а то ведь сегодня во время пятиминуток уже прозвучало, что оппозиция вам мешает. Ну примите закон, введите опять 6-ю статью Конституции, никто мешать не будет, но если мы говорим всё-таки о демократическом обществе... Я понимаю, после стольких лет монархии, стольких лет однопартийного режима очень тяжело укладывается в сознании, что кто-то может иметь другую точку зрения. И ещё более тяжело, когда умные, талантливые люди вынуждены наступать на собственное убеждение и писать либо выступать против даже собственных убеждений. Это касается не только этого законопроекта, это касается очень многих инициатив, которые выносятся оппозицией, и в частности фракцией ЛДПР. Обвинять в глупости, тупости, давать указания, кому-то показать не в том свете - ну, можно, наверное, уже перейти к нормальному диалогу, потому что - что душой кривить - кроме зала, где высказывается официальная позиция, есть ведь и другие места, где по многим законам люди говорят совсем другое. Почему они вынуждены поступать так? Можно понять, когда вопрос экономический, я могу понять вот эту позицию в ситуации, которая нагнетается вокруг транспортного налога, я понимаю, что не хочется отдавать деньги, не хочется ущемлять интересы пяти крупных монополистов, там есть какая-то экономика, но я не понимаю, когда вопрос касается детей. Я не понимаю, когда логика в установлении повышенной уголовной ответственности за преступления против детей есть, а в установлении повышенной ответственности за нарушение трудового законодательства в отношении детей её нет. И то, что здесь говорил Александр Петрович, талантливый, умный человек, дружит со словом русским иногда... Но вопрос в том, что выдёргивать из законопроекта, что приостановка предприятий на девяносто дней... А почему же тогда вы про штрафы не сказали? Мы пытаемся увеличить материальную ответственность работодателя за нарушение прав детей, увеличить её в разы, считаем, что это необходимо делать. Мало того, мы считаем, что и этого ещё недостаточно, наверное, следующим шагом должно быть введение уголовной ответственности по отдельным фактам нарушения прав детей. Здесь было сказано о статистике. Ну есть эта статистика! Ну что ж мы тут начинаем придумывать то, что лежит на поверхности?! Посмотрите заключения медицинских комиссий по призыву на военную службу. Я уже говорил о том, что на протяжении пяти-шести лет в докладах отмечается, что помимо общей потери здоровья призывников существенно возросли - по некоторым регионам даже порядка 30 процентов - и признаки профессиональных заболеваний. К сожалению, обобщённой статистики нам никто не даёт, поэтому приходится собирать статистику по каждому региону в отдельности. Я в своём докладе это отмечал. Ну какая ещё статистика нужна? Понимаете, когда восемнадцатилетний человек вместо нормального здоровья уже имеет профессиональное заболевание, которое проявлялось раньше в сорок лет, о какой статистике мы говорим?! Можно говорить о том, что у нас плохо работают контролирующие органы. Плохо работают, но в этом случае мы им даже повода не даём работать хорошо, потому что мы не вводим специальную ответственность за нарушение прав детей. И если когда-то это хоть как-то контролировалось... Да, были нарушения и в советское время, что здесь говорить, и многие из депутатов, я думаю, если пороются в своём детстве, найдут эти нарушения. Я тоже в своё время ездил: вместо четырёх часов работы, что мне было положено, можно было так работать до четырнадцати лет, мы работали и шесть, и восемь часов, потому что работа была сдельная и больше хотелось заработать. Но с тем беспределом, который творится в последние годы, надо что-то делать! И пускай это маленький шаг, пускай это недостаточный шаг, но закон надо принимать. Я ещё раз призываю депутатов: вы всё-таки сами себя поддержите. Вы доказывали, что повышенную ответственность в Уголовный кодекс необходимо ввести, а здесь говорите, что в Трудовой кодекс, вернее, в Кодекс об административных правонарушениях не надо вводить дополнительную повышенную ответственность. Где же логика? За любые преступления либо нарушения прав детей необходимо устанавливать повышенную ответственность. Это, конечно, не панацея от всего. Но если мы не будем лечить болезни нашего общества, наше общество окончательно загнётся. Не бывает универсальной таблетки от головы и от левой ноги, не бывает. Но это не повод, чтобы не лечить ни голову, ни ногу, лечить надо и то, и другое. Поэтому я ещё раз обращаюсь к депутатам: подумайте о том, что скоро вам идти к своим избирателям и скоро вам говорить о том, что вы сделали в этом здании. Поэтому нажмите кнопки не так, как вам сказали, а так, как у вас на душе лежит. Спасибо. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы О. В. Морозов ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Иванов Сергей Владимирович. ИВАНОВ С. В. Раз вы настаиваете, Олег Викторович, я с удовольствием. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет, мне сказали, что вы записались. Максим Станиславович выступал шесть минут. Поэтому пожалуйста. ИВАНОВ С. В. Я коротко, Олег Викторович. Спасибо. Уважаемые коллеги, меня очень расстроило, что Александр Петрович не стал употреблять в своём выступлении... И вообще, оно как-то не связано с логикой... Поэтому вот три момента, на которых хотелось бы остановиться. Александр Петрович сказал, что есть три основные претензии по данному законопроекту. Во-первых, есть уже статья 5.27, которой регулируется ответственность за нарушения в области охраны труда, и выделять в самостоятельный вид нарушения в сфере труда несовершеннолетних не стоит. Отсюда логично предположить, что для "ЕДИНОЙ РОССИИ" в принципе равнозначно, если работодатель создаёт нехорошие условия труда для взрослого человека и для человека, который ещё таковым не считается. Второй момент. Александр Петрович опять же сказал, что данных вроде как нет, вернее, он сказал так: не имеется данных, которые свидетельствуют о неэффективности применяемого наказания в настоящий момент. Отсюда опять же логично предположить, что все меры, которые предусмотрены в действующем кодексе, - они работают очень эффективно, и подобных правонарушений у нас практически нет. И третий момент. Он говорил, что незачем так кардинально повышать ответственность, ведь должны бояться не самой ответственности, а неотвратимости наказания, хотя потом он, правда, приводил примеры, что никакого увеличения ответственности нет, всё остаётся на прежнем уровне, что не соответствует действительности. Поэтому, уважаемый Александр Петрович, всё понятно, логика ваша тоже понятна, она состоит как раз в том, что если бы правительство дало положительное заключение, то всё было бы нормально: и логика была бы, и ответственность была бы не очень велика, ну и всё остальное. Но поскольку правительство даёт не положительное заключение, а отрицательное, тут можно говорить о чём угодно. Кстати, коллеги, хочу вам напомнить. Помните, как мы принимали обращение Государственной Думы к правительству по поводу аэропорта Шереметьево-1, -2, -3? Посмотрите, как нас уважает правительство: нам кинули отписку. Вы можете прочитать её, она в базе данных находится. Это говорит о том, как нас правительство любит, ценит, уважает и насколько прислушивается к мнению Государственной Думы. Поэтому что тут говорить?! Голосуйте. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Настаиваете, Александр Петрович? Нет. Я так понимаю, что представители правительства и президента также не настаивают. Ставлю на рейтинговое голосование законопроект, обозначенный в пункте 6.1. Включите режим голосования. (Идёт голосование.) Ставлю на рейтинговое голосование законопроект, обозначенный в пункте 6.2. Голосуйте, коллеги. Включите режим голосования. (Идёт голосование.) Покажите результаты голосования по пункту 6.1. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 46 мин. 14 сек.) Проголосовало за 134 чел.29,8% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 134 чел. Не голосовало 316 чел.70,2% Покажите результаты голосования по пункту 6.2. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 46 мин. 40 сек.) Проголосовало за 132 чел.29,3% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 132 чел. Не голосовало 318 чел.70,7% Ставится на итоговое голосование законопроект из пункта 6.1 повестки дня, который набрал в рейтинговом голосовании большее число голосов. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 47 мин. 27 сек.) Проголосовало за 134 чел.29,8% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 134 чел. Не голосовало 316 чел.70,2% Результат: не принято Отклоняется законопроект.
Заседание № 165
О проекте федерального закона № 167856-5 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления повышенной административной ответственности за нарушение трудовых прав несовершеннолетних" (внесён депутатами Государственной Думы В. В. Жириновским, И. В. Лебедевым, С. В. Ивановым).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
ЛЕБЕДЕВ И. В., руководитель фракции ЛДПР. Уважаемые коллеги, есть просьба автора по пункту 25.1: перенести рассмотрение данного законопроекта на следующее пленарное заседание. Прошу поддержать. Ну и соответственно, видимо, рассмотрение альтернативного законопроекта (пункт 25.2) тоже надо перенести на следующее заседание.
Лебедев Игорь Владимирович - по поводу переноса пункта 25.1 на следующее заседание. У нас два альтернативных законопроекта - пункты 25.1 и 25.2. Возражений нет? Переносим пункт 25 целиком на следующее заседание.