Заседание № 106

17.07.2009
Вопрос:

О проекте федерального закона № 167805-5 "О внесении изменения в статью 178 Уголовного кодекса Российской Федерации" (новая редакция статьи).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 670 по 702 из 2562
Пункт 5, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 178          
Уголовного кодекса Российской Федерации". Доклад первого заместителя            
председателя Комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и               
процессуальному законодательству Владимира Сергеевича Груздева.                 
                                                                                
Пожалуйста, Владимир Сергеевич.                                                 
                                                                                
ГРУЗДЕВ В. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Спасибо, Борис Вячеславович.                                                    
                                                                                
Уважаемые коллеги, я хочу напомнить, что указанным законопроектом               
предлагается изложить в новой редакции статью 178 Уголовного кодекса            
"Недопущение, ограничение или устранение конкуренции". Предлагается             
установить ответственность за наиболее опасные виды запрещённых действий,       
признаваемых злоупотреблением доминирующим положением, в том числе за           
установление и поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены        
товара, ограничение доступа на рынок, необоснованный отказ или уклонение от     
заключения договора.                                                            
                                                                                
Текст полностью подготовлен к процедуре третьего чтения. Правовое управление    
Аппарата Государственной Думы замечаний правового, лингвистического и           
юридико-технического характера по данному законопроекту не имеет. Комитет       
Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и                
процессуальному законодательству рекомендует Государственной Думе принять       
проект федерального закона в третьем чтении.                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли желающие выступить по мотивам? Депутат Рохмистров.                      
                                                                                
Проект федерального закона выносится на "час голосования".                      
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1215 по 1253 из 2562
По пункту 5 по мотивам выступает Рохмистров Максим Станиславович.               
                                                                                
РОХМИСТРОВ М. С. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты! Наша         
фракция достаточно большое внимание уделяет антимонопольному регулированию, и   
сегодня это не последний вопрос в повестке дня, который этот аспект             
затрагивает. Наша фракция поддерживает предложения в части усиления             
ответственности за нарушение антимонопольного законодательства. В том числе     
хотелось бы обратить внимание на то, что борьба с коррупцией зависит именно     
от ответственности за нарушение антимонопольного законодательства, потому что   
зачастую чиновники используют дырки в законах, когда лишают предприятия и       
организации права участвовать в конкурсах, аукционах, заключая прямые           
договора, и не несут за это никакой ответственности.                            
                                                                                
Фракция поддержит настоящий законопроект. Считаем, что Государственная Дума     
должна больше уделять этому внимания и как можно серьёзней подходить к          
вопросам антимонопольного регулирования и защиты конкуренции.                   
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Ставится на голосование в третьем чтении проект федерального закона "О          
внесении изменения в статью 178 Уголовного кодекса Российской Федерации". Кто   
за? Прошу голосовать.                                                           
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 57 мин. 51 сек.)                 
Проголосовало за              441 чел.98,0%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    441 чел.                                          
Не голосовало                   9 чел.2,0%                                      
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                

Заседание № 105

15.07.2009
Вопрос:

О проекте федерального закона № 167805-5 "О внесении изменения в статью 178 Уголовного кодекса Российской Федерации" (новая редакция статьи; принят в первом чтении 22 мая 2009 года с наименованием "О внесении изменений в статью 178 Уголовного кодекса Российской Федерации").

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 6966 по 7039 из 10413
Переходим к пункту 9. Проект федерального закона "О внесении изменения в        
статью 178 Уголовного кодекса Российской Федерации". Докладывает Владимир       
Сергеевич Груздев, первый заместитель председателя Комитета по гражданскому,    
уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству.                    
                                                                                
ГРУЗДЕВ В. С. Спасибо, Олег Викторович.                                         
                                                                                
Уважаемые коллеги, проект федерального закона "О внесении изменения в статью    
178 Уголовного кодекса Российской Федерации" внесён Правительством России 27    
февраля 2009 года, рассмотрен Государственной Думой в первом чтении 22 мая      
2009 года.                                                                      
                                                                                
Указанным законопроектом предлагается изложить в новой редакции статью 178      
Уголовного кодекса "Недопущение, ограничение или устранение конкуренции".       
Предлагается установить ответственность за наиболее опасные виды запрещённых    
действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением, в том числе    
за установление и поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены     
товара, ограничение доступа на рынок, необоснованный отказ или уклонение от     
заключения договора. Указанные изменения обусловлены особенностями применения   
норм антимонопольного законодательства.                                         
                                                                                
К законопроекту поступило пятнадцать поправок, они разбиты на две таблицы:      
таблицу поправок, рекомендованных к принятию, и таблицу поправок,               
рекомендованных к отклонению. В первой таблице - поправок, рекомендованных к    
принятию, - одна поправка, я предлагаю её рассмотреть.                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, таблица 1 включает в себя одну        
поправку, которую комитет рекомендует принять. Нет желающих обсуждать эту       
поправку? Нет. Ставлю на голосование таблицу 1. Пожалуйста, голосуйте.          
                                                                                
Пожалуйста, покажите результаты.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 15 мин. 36 сек.)                 
Проголосовало за              389 чел.86,4%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    389 чел.                                          
Не голосовало                  61 чел.13,6%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Таблица принимается.                                                            
                                                                                
Таблица 2, четырнадцать отклонённых поправок. Никто не настаивает на            
обсуждении? Нет. Ставлю на голосование таблицу 2. Пожалуйста, голосуйте.        
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 16 мин. 09 сек.)                 
Проголосовало за              387 чел.86,0%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    387 чел.                                          
Не голосовало                  63 чел.14,0%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается таблица.                                                            
                                                                                
Ставлю на голосование во втором чтении проект федерального закона "О внесении   
изменения в статью 178 Уголовного кодекса Российской Федерации".                
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Пожалуйста, покажите результаты.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 16 мин. 43 сек.)                 
Проголосовало за              400 чел.88,9%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    400 чел.                                          
Не голосовало                  50 чел.11,1%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                

Заседание № 96

22.05.2009
Вопрос:

О проекте федерального закона № 167805-5 "О внесении изменений в статью 178 Уголовного кодекса Российской Федерации" (новая редакция статьи).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3590 по 4093 из 9892
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, мы проголосовали все законы, и у      
нас на фиксированное время поставлен пункт 29. О проекте федерального закона    
"О внесении изменений в статью 178 Уголовного кодекса Российской Федерации"     
докладывает официальный представитель Правительства Российской Федерации        
руководитель Федеральной антимонопольной службы Игорь Юрьевич Артемьев.         
                                                                                
Пожалуйста, Игорь Юрьевич.                                                      
                                                                                
АРТЕМЬЕВ И. Ю., официальный представитель Правительства Российской Федерации,   
руководитель Федеральной антимонопольной службы.                                
                                                                                
Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты Государственной Думы! Вашему      
вниманию представляется проект федерального закона "О внесении изменений в      
статью 178 Уголовного кодекса Российской Федерации", внесённый в                
Государственную Думу Правительством Российской Федерации. Основная цель         
внесения изменений в статью 178 Уголовного кодекса - сделать её более           
действенной и применимой, нежели это было раньше. Фактически после принятия     
статьи 178 в середине 90-х годов по целому ряду причин, заложенных в самой      
конструкции статьи, она не применялась. А это значит, что такие важные          
действия со стороны государства, как ограничение и пресечение картельных        
сговоров, то есть, по сути говоря, сговоров по ценам, когда ряд компаний,       
которые доминируют на рынке, сговариваются друг с другом и без всяких           
экономических обоснований повышают цены на свою продукцию для наших граждан,    
или, скажем, когда они занимаются разделом рынка, когда одна                    
компания-монополист торгует в Сибири, а другая - в европейской части России,    
что тоже неминуемо приводит к повышению цен, или, скажем, когда они             
сговариваются на тендерах за государственные закупки, когда цены не падают, а   
могут даже в некоторых случаях быть зафиксированы, и таким образом              
государство из бюджета вынуждено покрывать аппетиты монополистов и так далее,   
- вся эта практика картелей, которая зафиксирована в законодательствах разных   
стран (я могу привести в качестве примера Канаду, где эта практика прямо        
зафиксирована в статье о мошенничестве), оставалась непресечённой.              
                                                                                
Традиционно борьбой с картелями занимаются антимонопольные органы, потому что   
конечным итогом такой деятельности является монополизация рынка, повышение      
цен, снижение качества товаров, чем наносится огромный ущерб и потребителям,    
то есть прежде всего гражданам России, и государству. Для того чтобы эту        
ситуацию изменить, в течение последних четырёх лет российское правительство     
занималось разработкой статьи 178 Уголовного кодекса, которая сегодня и         
представляется вашему вниманию.                                                 
                                                                                
Предлагается по примеру других стран, у которых эта практика развита была       
достаточно давно, считать картельные сговоры или иные ограничивающие            
конкуренцию соглашения одними из наиболее опасных экономических преступлений    
и уголовную ответственность за это, которая была номинально введена ещё в       
90-е годы, сделать реальной, соответственно, эта деятельность при               
взаимодействии антимонопольного органа и правоохранительных органов должна      
пресекаться. Вот основная цель статьи 178 - это по двум квалифицирующим         
признакам, по размеру ущерба либо незаконно полученного дохода, определить в    
случае выявления картелей или ограничивающих конкуренцию согласованных          
действий соответствующие меры ответственности, поскольку это является           
преступлением уже и сейчас на основании старой статьи Уголовного кодекса (и     
везде в мире это так), то есть определить соответствующую степень наказания.    
                                                                                
Я сразу хочу сказать, что в составах, которыми занимается антимонопольный       
орган, именно картели и согласованные действия являются самыми опасными         
нарушениями и преступлениями. И к сожалению, в силу самой монополизации         
экономики в каком-то смысле это связано с тем, что приватизация, которая        
проходила в 90-х годах, - она проводилась, так сказать, большими кусками и не   
сопровождалась демонополизационным эффектом. У нас действительно на очень       
многих рынках работают одна, две, три компании. И если руководители этих        
компаний встречаются и сговариваются о ценах, и если товар невозможно ничем     
заменить (а как заменить бензин, скажем, при низких температурах на             
российском Севере или чем можно заменить лекарство, которое для лечения         
именно конкретной болезни является единственно возможным?), то потребитель      
вынужден платить очень большую цену за эти товары. Соответственно, именно за    
эти нарушения предусматривается непосредственное наступление уголовной          
ответственности.                                                                
                                                                                
Что же касается такой очень широко распространённой практики нарушения          
антимонопольного законодательства, как злоупотребление доминирующим             
положением, то российское правительство предлагает специальный механизм,        
когда только в результате неоднократного нарушения руководителем, физическим    
лицом, статьи 10 антимонопольного закона и соответственно статьи 178 в части    
злоупотребления доминирующим положением будет наступать уголовная               
ответственность. Иными словами, за менее тяжкие, хотя и тоже очень опасные      
для экономики нашей страны, правонарушения и преступления ответственность       
будет наступать не сразу.                                                       
                                                                                
Таким образом, в текст Уголовного кодекса возвращается административная         
преюдиция, и спор вокруг административной преюдиции, насколько                  
административные нарушения могут служить прологом для введения в действие уже   
уголовного наказания, продолжался все эти четыре года, пока правительство       
обсуждало это с юристами, правоведами, самыми лучшими специалистами нашей       
страны. Могу сказать, что однозначной точки зрения по поводу возвращения в      
Уголовный кодекс административной преюдиции в настоящее время нет. И вот тот    
текст, который мы сегодня имеем, - он возвращает её, потому что так решило      
российское правительство, желая смягчить возможную ответственность              
предпринимателей за эти не самые страшные и не самые тяжёлые по своим           
последствиям нарушения антимонопольного законодательства. В остальном           
сохранена та конструкция, которая, собственно, и была принята в середине 90-х   
годов в статье 178 Уголовного кодекса. Сразу же хочу подчеркнуть, что           
антимонопольный орган не претендует на то, чтобы получить в своё распоряжение   
какие-то дополнительные права и полномочия, скажем, право на                    
оперативно-розыскную деятельность или право на обыски. Ничего мы такого себе    
не просим, мы как и были, так и останемся в этом случае экономическим           
ведомством, которое в случае выявления признаков преступлений будет             
обращаться в Генеральную прокуратуру, в Следственный комитет при прокуратуре    
Российской Федерации, в Министерство внутренних дел, которые в соответствии     
со своими процедурами дальше уже будут проводить всю эту процедуру на           
основании санкций судов и так далее. Наше дело остаётся прежним, мы будем       
заниматься тем же, чем мы занимаемся, а именно расследованием этой категории    
экономических преступлений, только, если вы это поддержите и, скажем, к осени   
эта статья заработает, у нас появится реальная возможность очень серьёзно       
добиваться снижения цен в результате пресечения вот этих самых картельных       
сговоров, которыми, мы убеждены, российская экономика поражена очень серьёзно   
и тяжело. Если в других странах ежегодно раскрываются несколько десятков        
крупных, в том числе транснациональных, картелей, то в существовании            
международных картелей на территории России сомневаться не приходится. Так      
получилось, что мы за пятнадцать лет фактически ничего не смогли предпринять    
ни в законодательной сфере, ни на практике для борьбы с этим огромным злом, а   
это действительно наша с вами ответственность. Поэтому просим поддержать        
проект, который внесло Правительство Российской Федерации, в первом чтении.     
                                                                                
Благодарю.                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь, Игорь Юрьевич.                   
                                                                                
Содоклад первого заместителя председателя Комитета по гражданскому,             
уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Груздева            
Владимира Сергеевича.                                                           
                                                                                
ГРУЗДЕВ В. С. Спасибо, Олег Викторович.                                         
                                                                                
Уважаемые коллеги, проектом закона предусматривается возможность привлечения    
к уголовной ответственности за нарушения антимонопольного законодательства,     
которые повлекли недопущение, ограничение или устранение конкуренции,           
причинили крупный ущерб - на сумму свыше 1 миллиона либо повлекли извлечение    
дохода в крупном размере - на сумму свыше 5 миллионов рублей.                   
                                                                                
Законопроектом предлагается установить ответственность за злоупотребление       
доминирующим положением, в том числе за установление и поддержание монопольно   
высокой или монопольно низкой цены товара, ограничение доступа на рынок,        
необоснованный отказ или уклонение от заключения договора.                      
                                                                                
Согласно новой редакции статьи 178 Уголовного кодекса злоупотребление           
доминирующим положением признаётся уголовно наказуемым при условии, что такое   
нарушение имеет признак неоднократности, то есть лицом совершается более двух   
таких действий в течение трёх лет, за которые такое лицо было привлечено к      
административной ответственности. Тем самым предлагается исключить              
возможность привлечения к уголовной ответственности лиц, впервые совершивших    
подобные деяния.                                                                
                                                                                
Также предлагается добавить признак причинения особо крупного ущерба и          
извлечения дохода в особо крупном размере. Проект сохраняет размер крупного     
ущерба, который сегодня установлен статьёй 178 Уголовного кодекса, - 1          
миллион рублей. Вместе с тем проект определяет и размер особо крупного          
ущерба, под которым признаётся ущерб, сумма которого превышает 3 миллиона       
рублей.                                                                         
                                                                                
Кроме того, законопроектом предусматриваются специальные правила освобождения   
от уголовной ответственности лиц, которые своими действиями способствовали      
пресечению или расследованию, в том числе раскрытию, преступления при           
условии, что в таких действиях не содержится иного состава преступления.        
                                                                                
Хочу заметить, что темпы выхода экономики из кризиса зависят не только от       
принятия согласованных антикризисных мер, но и от поддержания честной           
конкуренции. Сегодня особенно велик соблазн воспользоваться слабостью           
конкурента, а дальше начинает действовать принцип домино: упадёт один и         
потянет за собой остальных. Введение уголовной ответственности за нарушение     
антимонопольного законодательства, на наш взгляд, будет превентивной мерой по   
недопущению подобных правонарушений.                                            
                                                                                
Необходимо, однако, отметить, что некоторые положения законопроекта требуют     
доработки ко второму чтению. Докладчик в своём выступлении уже сказал, что      
законопроект вводит административную преюдицию. При этом законопроект, говоря   
о совершении двух нарушений в течение трёх лет, чётко не соотносится с          
положением статьи 4.6 Кодекса об административных правонарушениях, согласно     
которому лицо считается подвергнутым административному наказанию в течение      
одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении              
административного наказания. Ну и вообще, любое административное                
правонарушение требует установления факта и даты правонарушения. Законопроект   
говорит о длящемся правонарушении.                                              
                                                                                
В своём заключении Верховный Суд также высказал ряд замечаний, но при этом      
считает, что необходимо поддержать принятие законопроекта в первом чтении и     
учесть эти замечания при его доработке ко второму чтению.                       
                                                                                
Наш комитет рекомендует Государственной Думе поддержать указанный               
законопроект в первом чтении.                                                   
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
       Председательствует заместитель Председателя Государственной Думы         
                               Н. В. Герасимова                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Сергеевич.                              
                                                                                
Уважаемые депутаты, будут ли вопросы к докладчику и содокладчику? Три           
вопроса: Багаряков, Федоткин и Рохмистров.                                      
                                                                                
Пожалуйста, Багаряков.                                                          
                                                                                
БАГАРЯКОВ А. В. Спасибо.                                                        
                                                                                
Уважаемый Игорь Юрьевич, название вашей службы очень такое грозное - ФАС,       
функции у неё вполне серьёзные. И сегодня в вашем выступлении несколько раз     
звучали слова "картельный сговор" и так далее. Могли бы вы привести пример из   
вашей работы: как вы расследовали картельные сговоры на рынке нефтепродуктов    
в конце прошлого года, когда цены на нефть упали, а цены на бензин стали        
высокими? Это первый вопрос.                                                    
                                                                                
И второй вопрос, подобный. Он касается валютного рынка, когда курс доллара      
рос, часть банков наживались, зная об этом, и толкали курс доллара вверх.       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста.                                               
                                                                                
АРТЕМЬЕВ И. Ю. Спасибо большое за ваши вопросы.                                 
                                                                                
Было возбуждено в общей сложности более двухсот дел в отношении нефтяных        
компаний, причём против четырёх из них, крупнейших, по каждой компании, было    
возбуждено по два дела: первое - за монопольно высокие цены весной и летом      
прошлого года, когда ещё не было серьёзного снижения, а вторая четвёрка самых   
крупных дел, где границами рынка были определены границы Российской             
Федерации, - за неснижение цен. Эти дела сейчас находятся в судебных органах.   
Что касается этих крупных дел, соотношение выигранных и проигранных дел, пока   
в первых инстанциях, примерно равное. Штрафные санкции, начисленные нефтяным    
компаниям, в общей сложности измеряются примерно 5 миллиардами рублей.          
Естественно, они пойдут не в Федеральную антимонопольную службу, если удастся   
победить, а в федеральный бюджет. Всего из этих двухсот дел в регионах мы уже   
сегодня имеем порядка тридцати положительных решений судов по локальным         
рынкам, когда согласованным образом компании сговаривались и повышали цены.     
Есть также и проигранные дела.                                                  
                                                                                
Поэтому в общем количестве таких дел... Мы, правда, в большей степени из-за     
отсутствия такой статьи 178 квалифицируем их часто не по статье 11 о сговоре,   
потому что очень трудно предоставить доказательства при отсутствии именно       
уголовных составляющих и возможностей со стороны наших смежников - я имею в     
виду силовые структуры - проводить оперативно-розыскные мероприятия, а по       
статье 10 "Запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим       
положением". Примерно две трети идёт по статье 10, а одна треть - по статье     
11. В целом она применяется. В общем, из известных дел, кроме нефтяного         
рынка, я могу напомнить вам дела по крупнейшим телефонным компаниям мобильной   
связи, например так называемое дело "Мегафона".                                 
                                                                                
Что касается валютного рынка, то в данном случае этот рынок является            
абсолютно конкурентным либо в силу федерального законодательства этот рынок     
контролируется Центральным банком. Поэтому там просто нет нашей компетенции,    
Федеральной антимонопольной службы. К сожалению или нет, но это так сегодня.    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Игорь Юрьевич.                                   
                                                                                
Депутат Федоткин. Ваш вопрос, Владимир Николаевич.                              
                                                                                
Включите, пожалуйста, микрофон.                                                 
                                                                                
ФЕДОТКИН В. Н. Уважаемый Игорь Юрьевич, вопрос это не новый, он звучал в        
стенах Думы многократно, и в нынешнем созыве, и в прежние годы. Вы правильно    
говорите, что есть отдельные положения в законопроектах, вы сказали такую       
фразу (я даже записал ее): эти положения не применялись государством. Вы не     
сказали почему. Про Канаду вы сказали, что там причина - мошенничество, а       
какая причина у нас?                                                            
                                                                                
В связи с этим второй вопрос: а где гарантия, что, если сегодня мы, допустим,   
поддержим этот законопроект, вы хорошо говорили, то же мошенничество или        
другая какая-нибудь причина позволят ему работать? То есть: причины, почему     
не использовались, и где гарантии.                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Николаевич.                             
                                                                                
Пожалуйста, отвечайте.                                                          
                                                                                
АРТЕМЬЕВ И. Ю. Большое спасибо, Владимир Николаевич, за этот вопрос.            
                                                                                
Суть в том, что дело по старой редакции статьи 178 не может быть возбуждено,    
если антимонопольный орган либо правоохранительные органы не докажут            
нанесения прямого непосредственного ущерба компанией в процессе                 
противоправной деятельности. По соответствующей норме                           
Уголовно-процессуального кодекса под непосредственным ущербом подразумевается   
непосредственное повреждение имущества, ну, то есть кто-то взял топором         
разрубил там, я не знаю, стол, стул, телефон, уничтожил что-то, повредил,       
уничтожил имущество. В наших же с вами составах, которые мы обсуждаем           
сегодня, когда компании сговариваются и повышают цены, они ничего топором не    
рубят, иными словами, непосредственный ущерб равен нулю. А статья так           
написана, что, раз ущерб равен нулю, возбудить уголовное дело невозможно - и    
ни Следственный комитет МВД, ни прокуратура не имели такой возможности. В       
этом была причина. После того как мы это осознали, мы в течение четырёх лет     
занимались подготовкой новой редакции, которой теперь, помимо критерия ущерба   
иного, вводится ещё так называемый критерий незаконно полученного дохода. Мы    
умеем его считать, то есть если компания сговорилась, повысила цену, то мы      
возьмём разницу между сговорной ценой и реальной у конкурентов, умножим на      
оборот проданных товаров и предъявим вам, покажем эту сумму. И если она будет   
превышать порог, будет возбуждаться уголовное дело, и здесь ничего сложного     
мы не видим. Естественно, на всех стадиях у компании будет возможность          
защищать свои интересы. Здесь это делается достаточно чётко и понятно, по       
ясной совершенно методике и процедуре.                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Депутат Кашин Борис Сергеевич, ваш вопрос.                                      
                                                                                
КАШИН Б. С., фракция КПРФ.                                                      
                                                                                
Игорь Юрьевич, сейчас вся страна встала на уши из-за ситуации с тарифами на     
электроэнергетику, которые Чубайс протолкнул, а потом сам ушёл. Но среди        
массы проблем, связанных с этим регулированием цен, возникает новая: есть       
опасность монополизирования рынка сбытовых услуг, значит, электроэнергии. И я   
просто столкнулся с этим в Вологодской области: сильная компания, которая       
хочет и могла бы этим заниматься, не может фактически из-за монополизации.      
Как вы собираетесь с этой проблемой бороться?                                   
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
АРТЕМЬЕВ И. Ю. Я прежде всего хочу поблагодарить Государственную Думу и Совет   
Федерации. Как законодатели, вы нам дали достаточные возможности. Если          
источником такой монополизации являются властные структуры, то есть они не      
выпускают на рынок конкурентов, ставят административные барьеры, то согласно    
статье 15 нашего закона "О защите конкуренции" такого рода действия             
(бездействие) являются противоправными и подлежат соответственно судебному      
преследованию и по искам антимонопольного органа. Я вам могу сказать, мы        
очень много делаем сегодня в этом отношении. Около тысячи судебных процессов    
мы проводим ежегодно в отношении энергетических компаний.                       
                                                                                
Если источником монополизации является само юридическое лицо, компания,         
которая, может быть, прямо и не поддерживается властями, может, это носит       
характер скрытой поддержки, но она не пускает всеми силами, не даёт точек       
присоединения другим компаниям и так далее, то это просто злоупотребление       
доминирующим положением, это статья 10 нашего закона, что влечёт за собой       
оборотный штраф от 1 до 15 процентов годовой выручки компании. Это такой        
штраф, который сейчас заставляет всех совершенно нормально подключать и         
работать. Иными словами, практика сложилась, судебная практика положительная,   
российские суды поддерживают в данном случае антимонопольный орган. Нам нужны   
просто ваши заявления, и мы будем охотно с ними работать.                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Депутат Рохмистров Максим Станиславович, ваш вопрос.                            
                                                                                
РОХМИСТРОВ М. С. Уважаемый Игорь Юрьевич, в своём выступлении вы сказали о      
предприятиях, занимающих доминирующее положение, что их ценовая политика для    
вас не будет являться самым тяжким преступлением и что их будут привлекать к    
ответственности только после неоднократных нарушений, то есть никогда. Вот      
это является концептуальной позицией законопроекта или это не является          
концептуальной позицией законопроекта?                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
АРТЕМЬЕВ И. Ю. Спасибо большое за этот вопрос.                                  
                                                                                
Это позиция Правительства Российской Федерации, которое рассматривало этот      
законопроект и решило следующим образом: в настоящее время при наличии уже      
очень многих других составов в Уголовном кодексе, которые могут быть            
смежными, в отношении наших составов, антимонопольных, нужно прежде всего       
установить прямые и ясные правила привлечения к уголовной ответственности за    
самые опасные преступления - за картель и согласованные действия, просто        
потому что страна вся очень сильно картелизована, и именно здесь нужно          
приложить максимум усилий.                                                      
                                                                                
Также обсуждалось, что делать со злоупотреблением доминирующим положением       
монополиями, в том числе естественными монополиями. Пришли к выводу, что тот    
штраф, который был введён, от 1 процента до 15 процентов, административный,     
на юридическое лицо, он сегодня работает достаточно твёрдо, жёстко. Он          
приводит к тому, что монополисты опасаются нарушать антимонопольное             
законодательство, и такой перелом мы сегодня наблюдаем. Это тот закон,          
который вы дали нам в руки 13 мая 2007 года. Значит, с той поры уже можно       
проанализировать некоторые результаты. Я думаю, что вы по ценам на бензин       
видите некоторую тенденцию: именно под угрозой этих штрафов всё это             
происходит - снижение цен.                                                      
                                                                                
Такую позицию заняло Правительство России. Я, как официальный представитель,    
её разделяю, естественно.                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо большое, Игорь Юрьевич.                           
                                                                                
Уважаемые депутаты, есть ли желающие выступить по данному вопросу? Есть один    
желающий выступить.                                                             
                                                                                
Рохмистров Максим Станиславович, пожалуйста. С места.                           
                                                                                
Включите микрофон.                                                              
                                                                                
РОХМИСТРОВ М. С. По данному законопроекту. Такой законопроект надо было         
принимать ещё в начале 90-х, потому что сама приватизация у нас шла таким       
образом, что у нас начали образовываться монополии и так называемые картели,    
как сейчас модно называть. Несмотря на то, что закон концептуально в нашем      
понимании нужен, его надо бы принять, но с учётом ответа на наш вопрос          
фракция не может поддержать настоящий законопроект, поскольку на сегодняшний    
день самые опасные и тяжкие преступления против всего народа в этой части       
совершают как раз предприятия, занимающие доминирующее положение. Это           
охватывает все области жизни и деятельности наших граждан и напрямую            
сказывается на их кошельках. Это касается и сельского хозяйства. Мы много       
говорим, что его поддерживаем, но не секрет, что, например, у нас одному        
предприятию принадлежит 85 процентов производства фосфорных удобрений, и они    
неоднократно нарушали антимонопольное законодательство, но доходы этого         
предприятия таковы, что плевать они хотели на все штрафы. Наверное, Игорь       
Юрьевич скажет, что там были и биржи какие-то организованы, и аффилированные    
лица были, и так далее. Я говорю про "Апатит", на этом предприятии было         
украдено у государства 25 процентов акций, которые до сих пор непонятно где     
находятся, их так и не вернули назад, хотя решения судов есть.                  
                                                                                
Это касается и электричества, с которым имеют дело каждый день наши люди.       
Сегодня бабушки сознание теряют, когда получают счета за электричество. А       
"входной билет" за право подключения к сетям? Вот все говорят о доступном       
жилье. Да не будет его никогда: 30 процентов коррупция в каждом метре жилья,    
30 процентов - электричество, 20 процентов - вода! И всё это цены, которые      
устанавливают предприятия, занимающие доминирующее положение. Где вы ещё        
возьмёте воду, кроме "Мосводоканала"? Где вы возьмёте электричество? Где вы     
возьмёте ещё что-то? И всегда повышение тарифов ЖКХ, о котором кричат все у     
нас, - это на 99,99 процента повышение, связанное с повышением цен на услуги.   
Что, у нас электричество стало другое? Какое-то оно, электричество, очень       
хорошее у нас стало, что вдруг поднимают цены? Необходимость? Что, у нас газ    
стал более качественный - цены поднимают на газ? Трубы вон взрываются сейчас,   
трубы не перекладывались с советских времён, с 75-го года даже не               
мониторились. Что, у нас тепло какое-то... батареи горячее стали? Почему цены   
на всё это поднимаются? Вот это как раз то, что каждый день каждого             
гражданина касается. И, извините, наша антимонопольная служба говорит, что      
это не особо тяжкие преступления, когда предприятия, занимающие доминирующее    
положение, делают так, что у нас сегодня сельскохозяйственные производители     
могут покупать удобрений в четыре раза меньше и в два раза дороже, чем          
сельскохозяйственные производители в той же самой Европе, потому что,           
во-первых, и на рынок не поступает должное количество, так как выгоднее на      
Запад везти, и на Запад почему-то поставляется дешевле, чем продают на          
внутреннем рынке предприятия, занимающие доминирующее положение.                
                                                                                
У нас вся экономика построена таким образом, что она полностью зависит от       
этих предприятий. И не регулировать ценообразование и считать их преступления   
преступлениями не особо тяжкими - вот это, я считаю, самая главная              
коррупционная составляющая данного законопроекта, потому что эти предприятия,   
занимающие доминирующее положение, могут пролоббировать всё что угодно. И в     
данном законопроекте пролоббировано то, что их привлекать к ответственности     
не будут никогда. Да плевать они хотели на миллион рублей штрафов!              
Посчитайте, какая прибыль у "Мосводоканала" или "Мосэнерго" только за право     
подключения. Посчитайте! Конечно, для них эти деньги ничего не значат в         
принципе. И единственное, чем можно было их обуздать, - это уголовной           
ответственностью. Насколько я понял исходя из ответа на мой вопрос, это         
является концепцией законопроекта, то есть не будет это изменяться во втором    
чтении. На этом основании наша фракция не может поддержать настоящий            
законопроект, потому что с той концепцией и в той редакции, в которой он        
представлен, он не решит проблему ценообразования в нашей стране. У нас и       
так, извините, всё поставлено с ног на голову. Во всех странах во время         
кризиса цены падают - у нас они растут. На всё растут. На всё! И хотя           
добились на 3 процента снижения цен на бензин, или на 4, точно не могу          
сказать, всё равно у нас бензин стоит дороже, чем в Соединённых Штатах. Когда   
цены росли, нам говорили, что они растут пропорционально, а когда цена на       
нефть снижается, что-то они пропорционально не падают у нас. Хорошо,            
добиваются, но что-то я не видел, чтобы у нас так же упали цены на              
электроэнергию. Почему они не падают? И привлечь нельзя к ответственности. На   
воду, на тепло, на всё что угодно.... У нас самая энергоёмкая экономика в       
мире. О какой конкуренции в мировом масштабе мы можем говорить? Конкурентная    
безопасность страны равна нулю, потому что у нас сегодня предприятия,           
занимающие доминирующее положение, делают с ценами то, что они хотят. Они не    
хотят сворачивать свою доходную часть. И об этом говорят каждый день каждому    
человеку в нашей стране цены в магазинах, потому что все повышают цены.         
Почему? Потому что выросли цены на энергоносители, а это основная               
составляющая цены любой продукции, которую у нас производят, и поэтому они      
будут расти. И не понизит антимонопольная служба эти цены кардинально, потому   
что себестоимость товара возрастает. Как они понизят, что, ниже себестоимости   
будут продавать? Что, если один глупый депутат сказал в правительстве:          
давайте не будем кредитовать строительный сектор - они продадут жильё           
дешевле... Да не продадут они ниже себестоимости никогда, потому что они не     
сумасшедшие! И появятся несколько миллионов обманутых вкладчиков. Вот это       
говорит о том, что глупость одного человека, который не знает, что в            
себестоимости каждого метра 60 процентов - это как раз коррупция и цены         
предприятий, занимающих доминирующее положение, входные билеты так              
называемые, бандитские... В 90-е годы перед рынком стояли: хочешь торговать     
на рынке, давай денег, а там будешь платить за аренду. Вот у нас с 91-го года   
предприятия, занимающие доминирующее положение на рынке, используют те же       
методы - бандитизм, по-другому назвать это никак нельзя.                        
                                                                                
И, принимая концепцию сегодняшнего законопроекта, мы говорим, что бандиты в     
нашей стране в экономической части к ответственности привлечены быть не         
могут. Концептуально, я считаю, должно быть прописано в законопроекте, что в    
первую очередь к уголовной ответственности привлекаются предприятия,            
занимающие доминирующее положение, потому что иначе ничего мы не сделаем.       
Будет отчитываться правительство и говорить нам: мы понизили цены на 0,3        
процента, а всё остальное - вот у нас себестоимость возросла, поэтому не        
можем. И будут цены расти, уровень жизни людей будет падать, будем мы           
коверкать бюджет, увеличивая социальную составляющую, пенсии увеличивать, а в   
реальном выражении наши люди не получат ничего. И это проблема данного          
законопроекта, концепция данного законопроекта.                                 
                                                                                
Наша фракция законопроект поддержать не может, потому что основные враги как    
раз эти предприятия, которые занимают доминирующее положение во всех            
отраслях. Во всех отраслях есть предприятия, которые занимают доминирующее      
положение, они диктуют цены, и все остальные цены, там даже, где есть           
конкуренция... Ну как конкурировать, если у них цены на энергоносители          
одинаково высокие? У всех вырастет себестоимость, и будут повышать цены         
дальше. Мы голосовать за этот законопроект не будем.                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Максим Станиславович.                            
                                                                                
Уважаемые представители президента и правительства не желают выступить по       
данному законопроекту? Нет. Заключительное слово нужно докладчику? Нет.         
Содокладчику? Тоже нет.                                                         
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в      
статью 178 Уголовного кодекса Российской Федерации".                            
                                                                                
Включите, пожалуйста, режим голосования.                                        
                                                                                
Покажите, пожалуйста, результаты.                                               
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 39 мин. 28 сек.)                 
Проголосовало за              407 чел.90,4%                                     
Проголосовало против            1 чел.0,2%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    408 чел.                                          
Не голосовало                  42 чел.9,3%                                      
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4945 по 4950 из 9892
САМОЙЛОВ Е. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
По вопросам с 7-го по 15-й, а также по 17-му и по 29-му я голосовал за.         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Евгений Александрович.                           
                                                                                

Заседание № 92

08.05.2009
Вопрос:

О проекте федерального закона № 167805-5 "О внесении изменений в статью 178 Уголовного кодекса Российской Федерации" (в части усиления ответственности за нарушение антимонопольного законодательства).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 451 по 457 из 5290
КРАШЕНИННИКОВ П. В., председатель Комитета Государственной Думы по              
гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству,      
фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                                        
                                                                                
Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Мы просим перенести            
рассмотрение 11-го вопроса в связи с отсутствием официального представителя.    
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 591 по 594 из 5290
Крашенинников Павел Владимирович, как председатель комитета, просит перенести   
обсуждение 11-го пункта. Нет возражений? Нет. Сегодня мы 11-й вопрос не         
обсуждаем.