Заседание № 131
22.11.2013
Вопрос:
О проекте федерального закона № 167619-6 "О статусе детей Великой Отечественной войны".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4958 по 4994 из 8151
39-й вопрос, проект федерального закона "О государственной социальной помощи детям войны". Олег Владимирович Лебедев, пожалуйста. ЛЕБЕДЕВ О. В. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Проектом федерального закона "О государственной социальной помощи детям войны" предлагается ввести в законодательство понятие "дети войны". В соответствии с проектом федерального закона детьми войны признаются граждане Российской Федерации, которым на 2 сентября 1945 года, на время окончания Второй мировой войны, было менее восемнадцати лет. Законопроектом предлагается установить для этой категории граждан ряд мер государственной социальной поддержки, я на них подробно останавливаться не буду, они указаны в тексте законопроекта. Я, как депутат Государственной Думы, представляющий в нашей организации Белгородскую область, хочу довести до вашего сведения, коллеги, что закон о детях войны принят Белгородской областной Думой 4 мая 2012 года и работает на территории области с момента принятия. Уважаемые коллеги, предлагаю и прошу поддержать наш законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, Совет Думы предложил по всем одиннадцати законопроектам сделать один содоклад в конце, после доклада по 49-му, так, Андрей Константинович? Да. И обсуждение будет общим, всех законопроектов. 40-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в федеральные законы "О ветеранах" и "О государственной социальной помощи". Пропускаем, без доклада. 41-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О ветеранах". Без доклада. 42-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О ветеранах". Докладывает Олег Леонидович Михеев. Докладчика нет? Пропускаем.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5023 по 6079 из 8151
42-й пункт порядка работы, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О ветеранах". Докладывает Олег Леонидович Михеев. МИХЕЕВ О. Л., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, на ваше рассмотрение выносится законопроект, который направлен на улучшение жизни детей войны, то есть граждан, родившихся в период с 4 сентября 1929 года по 3 сентября 1945 года, проживавших во время Великой Отечественной войны на территории СССР, которым на момент окончания Второй мировой войны не исполнилось восемнадцати лет. Мы часто принимаем законы в поддержку детей-сирот, у которых сегодня большое количество проблем, всячески стараемся им помочь, но, к сожалению, дети, которые пережили ужасы войны, лишились одного или обоих родителей, не имели тогда и не имеют сегодня, будучи пожилыми людьми, никаких льгот, не имеют возможности получать какие-либо компенсации от государства. Данный законопроект как раз направлен на то, чтобы эти люди, которым сегодня 68 лет и более, могли получать компенсацию, которая может быть использована на приобретение лекарств, оплату услуг ЖКХ, покупку продуктов, так как тарифы и цены растут сегодня практически ежеквартально. Ориентировочно таких граждан у нас около миллиона человек. Приняв данный закон, мы как-то сгладим их сегодняшние суровые будни. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Леонидович. 43-й пункт порядка работы, проект федерального закона "О внесении дополнений в статью 2 и статью 20 Федерального закона "О ветеранах". Докладывает Николай Васильевич Арефьев. АРЕФЬЕВ Н. В., фракция КПРФ. Уважаемые коллеги, если на проблему детей войны откликнулось одиннадцать субъектов права законодательной инициативы, значит, эта проблема действительно существует и требует незамедлительного решения. Своё выступление я хотел бы начать вот с чего. Существует хорошая французская поговорка "В стране, где не чтут мёртвых, не любят живых". Это, похоже, про Россию. Это у нас сносятся памятники, переименовываются улицы, покушаются на Мавзолей Ленина, это у нас переписывают историю, наглядно демонстрируя своё неуважение как к ушедшим из жизни людям, так и к своей истории. А как у нас относятся к живым? Если вы возьмёте статистический сборник, то увидите, что с 1990 года по 2011 год осуждено 19 миллионов человек, более миллиона человек покончили жизнь самоубийством и 760 тысяч человек погибли в криминальных разборках. Те, кто остались живы, жалеют, что не умерли, потому что средняя по регионам заработная плата в 15-17 тысяч рублей в месяц не даёт возможности нормально существовать. У нас самая распространённая зарплата сегодня 10 тысяч рублей в месяц, средняя пенсия - 10 тысяч рублей, а для детей войны - 7-8 тысяч рублей, - попробуйте в них уложиться с учётом всех тех новых платежей, которые наше правительство вводит! Половину из этой суммы дети войны отдают за лекарства, вторая половина уходит на коммунальные услуги, а на еду уже ничего не остаётся. Мало того, "заботливое" правительство навешивает на народ новые виды платежей, мы же сами в этом зале принимаем такие законы: например, ввели оплату ОДН (общедомовых нужд), по ней льгот нет, нет льгот и по платежам на капитальный ремонт жилого дома, нет льгот и по выплатам в ТСЖ, а это всё касается и детей войны, которые не могут осуществлять эти выплаты. Недавно с этой трибуны депутат от "ЕДИНОЙ РОССИИ" докладывал как о достижении о введении социальных норм потребления электроэнергии - это не достижение, это карточная система, доводящая до ручки, в государстве под названием "Россия". Откройте статистический сборник, и увидите, что электроэнергию нашему народу экономить не надо: мы 8 процентов электроэнергии продаём за границу, при этом в дальнее зарубежье по цене 1 рубль 66 копеек, в ближнее зарубежье - 1 рубль 82 копейки, Дерипаске продаём по 90 копеек, а рядовой москвич по однотарифному счётчику платит 4 рубля 10 копеек! За что же такое неуважение к российскому народу?! Почему мы уважаем западных потребителей больше, чем собственных? Причина одна - наше правительство не уважает собственный народ. В Ростове после экспериментального введения социальных норм потребления электроэнергии стоимость её возросла до 3 рублей 89 копеек. Для сведения скажу, что в США в пересчёте на рубли граждане платят 3 рубля 79 копеек. И сразу встаёт вопрос: почему в США при средней зарплате 140 тысяч в месяц они платят за электроэнергию меньше, чем платим мы? За последние полгода основные продукты питания подорожали на 15-18 процентов - откройте статистический сборник, вы там это увидите. За последние пять лет закрыта треть колхозных рынков - бедных лишили дешёвых продуктов, зато растут как грибы торговые центры, где высокие цены, а людям платят минимальную заработную плату. Введение социальных норм жилья и монетизация льгот привели к урезанию льгот с 50 процентов до одной трети, а Медведев сегодня торопит начать взимать налог на имущество с рыночной стоимости, а земельный налог - с кадастровой стоимости. Ну это уже какое-то безумие, когда, полностью разрушив экономику, стараются сформировать бюджет за счёт нищенской пенсии и совершенно безумной средней заработной платы! Сейчас правительство Медведева лихорадочно считает, как переселить жителей из провинциальных городов в мегаполисы и сколько надо дать переселенцу. Говорят, если один глава семьи переезжает, то ему надо заплатить 400 тысяч, а если вместе с семьёй - 800. Такого безумия страна ещё не знала: страна эвакуируется, закрываются вузы, ликвидируются академии наук, останавливаются алюминиевые и тракторные заводы - ну чем не военные действия?! Наши дети войны начинали жизнь с эвакуации и заканчивают тоже эвакуацией. Ну как сегодня прожить человеку в нашей стране? То, что получают дети войны, не гарантирует им права даже на существование. Я однозначно считаю, что на 7 тысяч рублей в месяц прожить нельзя, тем более с учётом тех возрастающих платежей, которые сегодня в том числе порождает здесь и Государственная Дума. Элементарный грипп обходится каждому заболевшему в 2 тысячи рублей, 5 тысяч стоит комплект сердечных лекарств на месяц! Коммуналка - тоже надо платить, а ещё бедным людям надо и крышу починить, и кусок мыла купить, а на всё это денег не хватает. Если мы говорим, что надо прибавить, а вы - что не надо прибавлять, то предложение такое: сядьте сами на 7 тысяч рублей, я посмотрю, как у вас получится достойно жить! Больше двух лет назад наша фракция внесла проект федерального закона "О внесении дополнений в статью 2 и статью 20 Федерального закона "О ветеранах". Он был разработан с целью устранить историческую несправедливость в отношении детей войны, которые лишились детства, в голоде и холоде наравне со взрослыми на заводах и фабриках, в колхозах и артелях ковали историческую победу над фашизмом. Их отцы оплатили свободу своей кровью, они не щадили себя и свято верили, что, если придётся погибнуть в бою, об их детях позаботится страна, ради которой они и пошли на смерть. Однако нынешняя власть, озабоченная распилом народного достояния, забыла про всех - и про отцов, и про детей. Поколение детей войны превратилось в поколение лишних людей. Закона о детях войны в России нет - и нет обеспечения достойной старости. Маленькая разгромленная Германия давно восстановила своё народное хозяйство, выплатила контрибуцию, заплатила за концлагеря, приняла закон о детях войны, и на сегодняшний день в Германии дети войны получают достойную пенсию и социальное обеспечение. С 2006 года закон о детях войны действует на Украине. В их законе предусмотрено кроме многочисленных гарантий право на бесплатный проезд на всех видах транспорта, право на двадцатипятипроцентную скидку при плате за пользование коммунальными услугами, а ведь в этой стране нет нефтегазовой кормушки. Но в огромной богатой России - победительнице военному поколению пришлось родиться в нищете и умирать уготовано тоже в нищете. Сегодня средняя пенсия в побеждённой Германии составляет около 50 тысяч рублей, а в богатейшей России - 10 тысяч, половину из которых дети войны должны отдавать за коммунальные услуги. В феврале 2012 года законопроект, посвящённый детям войны, обсуждался в Московской городской Думе, но спустя год законопроект отклонили депутаты "ЕДИНОЙ РОССИИ". Аналогичный законопроект заблокирован всё теми же господами-"единороссами" в Московской областной Думе, и по похожим схемам развивались события вокруг закона о детях войны во многих других регионах. Сегодня мы рассматриваем одиннадцать законопроектов о детях войны, они разные: три законопроекта определяют только статус детей войны, ещё три законопроекта предлагают детьми войны считать детей, которые потеряли родителей или одного родителя во время военных действий, в трёх законопроектах предлагается установить фиксированную доплату к пенсии, есть также предложение приравнять детей войны к ветеранам войны. Возраст детей войны предлагается установить самый разный. С одним нельзя согласиться - когда предлагают детьми войны считать только тех детей, которые родились во время войны, а не тех, кто был в подростковом возрасте, - именно эти дети и получили всё сполна! Законопроект "О внесении дополнений в статью 2 и статью 20 Федерального закона "О ветеранах", который я сегодня представляю, предусматривает категорию детей войны приравнять к труженикам тыла с предоставлением льгот, предусмотренных действующим законодательством, и это справедливо. Проект закона выделяет возрастную категорию граждан, родившихся в период с 22 июня 1928 года по 9 мая 1945 года, и приравнивает их к труженикам тыла. В эту категорию попадают граждане, которым на начало войны не исполнилось четырнадцати лет, то есть не наступил трудоспособный возраст, а также граждане, родившиеся в период войны. Есть мнение, что детьми войны необходимо считать граждан, родившихся до 4 сентября 1945 года, то есть дня окончания Второй мировой войны. Мы не возражаем, и ко второму чтению можно исправить конечную дату. Согласно данным Министерства труда и социальной защиты, на сегодня в России граждан этой категории насчитывается 13 миллионов человек, из них 2,3 миллиона не получают никаких льгот, только в пятнадцати регионах нашей страны дети войны пользуются полным комплектом льгот. Наихудшее положение в таких регионах, как Удмуртия, где только пятая часть детей войны получает льготы, в Адыгее - половина, в Забайкальском крае - одна треть, в Кировской области - две трети, в Курганской области - одна треть, в Свердловской и Тюменской областях только одна четвёртая часть детей войны пользуются мерами социальной поддержки. Вот и получается: невзгоды были для всех одинаковые, а вот будут ли льготы, зависит от политической воли губернатора или от экономического состояния региона. Учитывая, что треть граждан этой категории проживают в сельской местности, расходы на их льготы ограничиваются денежными компенсациями, которые значительно меньше, чем пятидесятипроцентный размер платы за жилищно-коммунальные услуги. Таким образом, компенсация за приобретение лекарств, за плату за пользование телефоном, транспортом, услугами ЖКХ для указанной категории граждан составит в расчёте на год около 2 миллиардов рублей - это десятая часть тех денег, которые разворовываются чиновниками нашего государства. К тому же если отказаться от совершенно никчёмных проектов, таких как строительство скоростной дороги Москва - Казань, строительство железнодорожного тоннеля под проливом Лаперуза, шести таможенных переходов в Сибири, то на детей войны хватит денег с избытком. Предлагается финансирование льгот данной категории граждан осуществлять из Фонда национального благосостояния - он для этого, собственно, и создан, - который на октябрь текущего года составил 2 триллиона 700 миллиардов рублей. Поскольку расходные обязательства по предоставлению льгот данной категории граждан относятся к субъектам Российской Федерации, увеличение расходов на эти цели будет осуществляться за счёт Фонда национального благосостояния посредством компенсаций из федерального бюджета. Предлагаю принять законопроект в первом чтении. Этот закон ждут миллионы самых достойных людей, оказавшихся в нищете, эти люди собрали 1 миллион 900 тысяч подписей в поддержку нашего закона. Только сегодня я получил по факсу тридцать два письма с требованием принять этот многострадальный закон. Все спорные вопросы можно отрегулировать ко второму чтению. Нельзя откладывать этот закон и ждать, когда вымрет это героическое поколение, - это будет не по-человечески, это будет по-людоедски! (Аплодисменты.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. 44-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О ветеранах". Законодательное Собрание Санкт-Петербурга просит рассмотреть законопроект без участия своего представителя. 45-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О ветеранах". Костромская областная Дума предлагает рассмотреть законопроект без участия своего представителя. 46-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 21 Федерального закона "О ветеранах". Докладывает Олег Леонидович Михеев. МИХЕЕВ О. Л. Уважаемые коллеги, данный законопроект стоит в ряду тех законопроектов, которые уже были представлены и мной, и предыдущим докладчиком. Я считаю, что всё уже сказано, поэтому просто прошу вынести законопроект на рассмотрение и поддержать его. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. 47-й вопрос, проект федерального закона "О статусе детей Великой Отечественной войны". Докладывает представитель Мурманской областной Думы Юрий Андреевич Паюсов. ПАЮСОВ Ю. А., представитель Мурманской областной Думы. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! От имени Мурманской областной Думы хочу выразить вам признательность за предоставленную мне возможность выступить перед этим высоким собранием и изложить позицию Мурманской областной Думы по вопросу о статусе детей Великой Отечественной войны. Наш законопроект несколько упрощает ситуацию. Почему? Потому что есть связь с возрастом - к так называемым детям войны мы относим родившихся начиная с 1923 года и по 3 сентября 1945 года. В Мурманской области проживает таких 65 тысяч человек, и они сегодня задавлены заботами. Понимая, что и в региональных бюджетах средств недостаточно, и в федеральном бюджете тоже с трудом средства удаётся найти для решения проблемы, которая сейчас уже налицо, как сказал предыдущий докладчик, мы считаем, что эти люди должны получить статус детей Великой Отечественной войны. Мурманская областная Дума, учитывая мнение тех, кого этот закон непосредственно касается, вынесла этот законопроект на рассмотрение. Нас поддержали не одиннадцать регионов - наш законопроект сорок пять регионов поддержали. Предыдущие докладчики очень хорошо, чётко сказали, для чего, как и что нужно, и тут трудно что-то возразить. Я что хотел бы сказать? Сидящие в этом зале, пожалуйста, вспомните, эти люди жили в оккупации, детьми работали за взрослых в колхозах, под открытым небом стояли у станков, выпуская оборонную продукцию, они же впоследствии восстановили разрушенное хозяйство Советского Союза, освоили атом, освоили космос - это уникальное поколение! Если сегодня, обсуждая этот законопроект, забыть историю, то мы просто действительно будем, как говорится, Иванами, не помнящими родства. Убедительная просьба принять этот законопроект в первом чтении, отметить этих людей, показать, что страна их не забыла! Поверьте, эти люди - настоящие государственники. Вот здесь обсуждался закон о гимне, флаге и так далее. Я понимаю, что это, конечно, важный закон и его надо принять, но эти люди, которым мы хотим присвоить статус "дети Великой Отечественной войны", - самые лучшие воспитатели патриотизма в России сейчас. Вы бы видели, да вы наверняка видели: приходит фронтовик, увешанный медалями, в школу, где, скажем, открывается кадетский класс, и одно дело, когда говорит, например, учитель или директор школы, и совсем другое, когда выступает фронтовик, - у детей слёзы на глазах! Эти люди - истинные воспитатели патриотизма сегодня, это поколение заслуживает того, чтобы мы обратили на него самое пристальное внимание и решили его проблемы, и политические, и экономические. Спасибо за внимание. Председательствует Председатель Государственной Думы С. Е. Нарышкин ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Следующий, 48-й вопрос, проект федерального закона "О статусе детей Великой Отечественной войны". Елена Витальевна Астахова, представитель Орловского областного Совета народных депутатов. Пожалуйста. АСТАХОВА Е. В., представитель Орловского областного Совета народных депутатов. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые депутаты! Сегодня так пламенно мы убеждаем друг друга в том, что необходимо поддержать наших ветеранов, тех, кто остался в живых. В Орловской области их на сегодняшний день проживает 48 тысяч. Понятно, что часть из них, конечно, имеет и получает льготы. Никто не говорит, что этим людям надо дать ещё что-то, мы говорим о тех 15 тысячах, которые не получают ничего. Для того и существует наше высокое собрание, чтобы мы здесь собирались и обсуждали, спорили, доказывали и находили всё-таки выход. Мы, так же как и другие субъекты Федерации, разработали законопроект и внесли его в Государственную Думу. Я не буду повторяться и называть те нормы, которые мы прописали в нём, - они подобны тем, что здесь уже обсуждались, - я только хочу сказать: мы сегодня должны позаботиться о тех, кто составляет ту часть нашего населения, которая приняла на себя обязанность по патриотическому воспитанию молодёжи. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь. 49-й вопрос, проект федерального закона "О мерах социальной поддержки граждан, пострадавших в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов". Андрей Константинович Исаев. Пятнадцать минут. Андрей Константинович, одновременно, я так понимаю, вы сделаете и содоклад. ИСАЕВ А. К. И содоклад, да. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Безусловно, все в этом зале с глубоким уважением относятся к тем нашим согражданам, чьё детство пришлось на годы Великой Отечественной войны. Принимая решение, комитет руководствовался следующими соображениями. Первое, законодательством Российской Федерации установлено, что к категории ветеранов относятся не только те, чья жизнь пришлась на тот или иной сложный период нашей истории, но и те, кто внёс личный вклад, личным трудом или ратным подвигом защищал нашу страну или способствовал её развитию, - отсюда ветераны войны и ветераны труда. Категория "дети войны" сформирована по иному принципу, возрастному, и в силу этого комитет не может поддержать законопроекты, в которых предлагаются поправки в закон "О ветеранах", - это не будет соответствовать концепции данного закона, дети войны должны рассматриваться в качестве отдельной категории. Второе важное соображение. У нас существует определённая система мер поддержки различных категорий заслуженных, уважаемых людей. Конечно, в наибольшей степени мы поддерживаем Героев Советского Союза, полных кавалеров ордена Славы, большой поддержкой пользуются ветераны Великой Отечественной войны, являющиеся инвалидами. Мы понимаем, что меры поддержки напрямую связаны с личным вкладом человека в дело защиты интересов Родины, в будущее Родины. В этой связи хочу обратить ваше внимание на то, что в соответствии с действующим законодательством забота о такой важной категории, как труженики тыла, отнесена к компетенции субъектов Федерации. Между тем многие из тружеников тыла сами были детьми в этот период, однако они личным трудом (и это подтверждено документально) ковали победу. Безусловно, отнести детей войны к уровню федеральной ответственности через голову тружеников тыла, за которых отвечают субъекты Федерации, означало бы разрушить существующую систему социальной поддержки и вызвать справедливые нарекания, недовольство и упрёки со стороны очень уважаемых людей. Третье важное соображение. В действующем законодательстве на сегодняшний день определено, что, в случае если человек имеет возможность получать социальную помощь по двум видам, по двум основаниям, он должен выбрать один из видов, который является для него наиболее приемлемым. Скажем, если человек одновременно ветеран труда и инвалид, то он выбирает ту форму социальной помощи, которая для него наиболее приемлема. Именно поэтому мы считаем, что помощь может оказываться не всем категориям детей войны, а только тем из них, кто не получает иных форм социальной поддержки. Наконец, ещё один важный момент. Когда мы говорим о детях войны, мы должны обратиться к опыту нашего государства, которое уже пыталось решать данный вопрос. Напомню, что в соответствии с постановлением Совета народных комиссаров СССР от 16 июля 1940 года к числу лиц, получающих поддержку, были отнесены только сироты - дети погибших участников финской войны, а потом - Великой Отечественной войны. Когда уважаемые коллеги-коммунисты спрашивают, почему мы берём только эту категорию, мы отвечаем: именно вы установили эту категорию постановлением Совета народных комиссаров, именно данная категория получала соответствующую поддержку до достижения последним из отнесённых к этой категории 18-летнего возраста, то есть до вхождения в категорию трудоспособных граждан. Исходя из этих критериев Комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов решил поддержать законопроект, обозначенный в нашей повестке дня под номером 49, он нацеливает на решение данной проблемы субъекты Федерации. Более того, могу сказать, что на сегодняшний день уже девятнадцать субъектов Федерации приняли соответствующие решения, эти решения разные, выбраны разные формы социальной поддержки, привести их к общему знаменателю не удастся: в некоторых субъектах Федерации эта поддержка носит скорее моральный характер, в некоторых - установлен гораздо более высокий уровень поддержки, чем тот, который предлагается в рассматриваемых нами проектах федеральных законов. Поэтому ещё раз подчеркну: комитет принял решение поддержать законопроект из пункта 49. Вместе с тем, уважаемые коллеги, я должен проинформировать вас о том, что фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" внимательно рассмотрела все одиннадцать законопроектов, вынесенных сегодня на обсуждение, и в своём решении исходит из следующего. Мы переживаем достаточно сложный экономический период времени, период, который связан с необходимостью экономии, с необходимостью свёртывания бюджетных расходов. Минимум на 5 процентов сокращаются расходы как федерального бюджета, так и бюджетов субъектов Федерации и муниципалитетов. Одновременно с этим в соответствии с указами президента на субъекты Федерации возложена очень важная задача повышения оплаты труда педагогических работников и работников здравоохранения. В этой ситуации фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" полагает, что крайне важно добиться того, чтобы существующие льготы были сохранены в полном объёме, проиндексированы в соответствии с инфляцией и граждане получали то, на что они рассчитывают и что установлено действующим законодательством. Фракция считает, что в нынешней ситуации принимать решение, которое вводило бы для субъектов Федерации новую категорию льготников, было бы неоправданно, поскольку целый ряд субъектов оказался бы к этому не готов и принимаемое решение оказалось бы профанацией. В этой связи фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" не будет поддерживать ни один из предложенных законопроектов, включая и проект, который поддержан Комитетом по труду, социальной политике и делам ветеранов. Выражаем надежду, что с изменением экономической ситуации нам удастся вернуться к решению вопросов, которым посвящён законопроект, обозначенный под номером 49, и найти их удачное решение. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кто хотел бы задать вопросы? Прошу записаться. Включите режим записи. Покажите список. Владимир Николаевич Федоткин, пожалуйста. ФЕДОТКИН В. Н. У меня вопрос к Андрею Константиновичу. Андрей Константинович, я получаю очень много писем от детей войны - вот за последние две недели много писем получил из Ставропольского края, и от отдельных ветеранов, и коллективные, - и все они просят вспомнить о них и помочь. Я отвечаю, что наша фракция постоянно добивается рассмотрения этого закона, его принятия, деньги в стране есть. Наверняка и вы получаете такие письма от детей войны, а скажите, пожалуйста, что вы им отвечаете, детям войны? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Андрей Константинович Исаев, пожалуйста. ИСАЕВ А. К. Я отвечаю им, уважаемый Владимир Николаевич, что Государственная Дума рассмотрит поступившие одиннадцать законопроектов, что мы всесторонне исследовали данную проблему - позиция комитета отражена в законопроекте, обозначенном под пунктом 49. Кроме всего прочего, я обращаю их внимание на то, что целый ряд субъектов Федерации уже пошёл на решение соответствующего вопроса: в девятнадцати субъектах приняты решения, которые касаются детей войны. Ещё раз подчёркиваю: с моей точки зрения, дети войны не могут быть поставлены по уровню социальной поддержки выше, чем труженики тыла. О тружениках тыла заботятся сегодня по действующему законодательству субъекты Федерации, поэтому я думаю, что субъектам Федерации и уместно рассмотреть вопрос о формах помощи детям войны, о тех категориях, которые должны быть в первую очередь отнесены к тем, кто может получать эту помощь. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Александр Георгиевич Тарнавский. ТАРНАВСКИЙ А. Г. Спасибо, Сергей Евгеньевич. У меня, пожалуй, вопрос к Николаю Васильевичу Арефьеву, и прежде всего потому, что тема, которую мы обсуждаем, с моей точки зрения, имеет совершенно, так сказать, другую тональность: это не сухая цифирь, а чувства, это касается людей в возрасте. Мне показалось, что Николай Васильевич лучше всех передал эту тональность, и у меня к нему вопрос такого содержания. Николай Васильевич, как мне кажется, вы чувствуете это лучше, чем остальные коллеги, вот не кажется ли вам, что если давать людям дополнительную поддержку, то было бы правильным, во-первых, не давать им подачку в виде какой-то небольшой суммы денег, а во-вторых, давать всем, не разделяя этих возрастных людей по каким-то категориям? Потому что когда читаешь проект закона коллег, тот, который под пунктом 49, и видишь эти формулировки: родители которых являлись военнослужащими... А если они были партизанами в районах боевых действий? Кажется, что... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Николай Васильевич Арефьев. АРЕФЬЕВ Н. В. Спасибо. Ну, ответ-то, в общем, простой, я, собственно говоря, в своём выступлении все эти аспекты затронул. Перед нами на сегодня вообще не стоял бы этот вопрос, если бы был Советский Союз и советская власть, но мы двадцать лет толчёмся непонятно в каком государстве, где изымаются все льготы у самых бедных слоёв населения и на сегодняшний день наши дети войны живут на 7 тысяч. Да, невольно возникает вопрос: а нужны ли им эти подачки - 300 рублей, 600 рублей, 700 рублей? Нужны, оказывается, очень даже нужны! Этот вопрос ставится с 96-го года - уже тогда стали возникать общественные организации, для того чтобы хоть как-то мы обратили внимание на детей войны. И когда сегодня говорят, что у нас нет денег, притом что миллиардами в год разворовываются бюджетные средства, - извините, я не могу принять эти аргументы. Запретите своим чиновникам воровать и отдайте детям войны всего-то 2 миллиарда - и они вам будут благодарны, для них это тоже деньги. Я, конечно, поставил бы вопрос о том, чтобы пенсионное обеспечение у нас было на уровне европейских стран, ну хотя бы порядка 40 тысяч рублей, но даже у вас, наверное, это вызовет смех, а ведь вы, депутаты и чиновники, получаете зарплату намного больше, чем пенсия детей войны, которые получают 7 тысяч! Я думаю, что самое время поставить вопрос о том, чтобы 40-50 тысяч у нас была пенсия для детей войны, да и для всех остальных слоёв населения. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Олег Анатольевич Нилов. НИЛОВ О. А. Андрею Константиновичу вопрос. Андрей Константинович, скажите, сколько будет стоить ваш законопроект, ну, если "ЕДИНАЯ РОССИЯ" согласится поддержать его? И если можно, дайте информацию, какие средства остаются, к великому нашему сожалению, в бюджете, за последние, например, пять-семь лет в связи с уходом из жизни ветеранов Великой Отечественной войны, которые действительно получают заметно большие пенсии, чем дети войны, и куда эти остающиеся, невостребованные по этой причине средства направляются бюджетом? Если у вас есть такая информация, дайте её, пожалуйста. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Андрей Константинович Исаев. ИСАЕВ А. К. Уважаемые коллеги, что касается нашего законопроекта, речь идёт о самых примерных оценках, потому что, ещё раз подчёркиваю, он предоставляет субъектам Федерации право самостоятельно установить степень поддержки детей войны. Мы можем предположить, что уровень поддержки будет соответствовать, скажем, уровню поддержки ветеранов труда, и по количеству лиц, которых касается законопроект, - это 2 миллиона 300 тысяч человек - мы можем примерно посчитать расходы, которые могли бы быть из федерального бюджета. Что касается заданного вами вопроса, то я хочу обратиться к словам коллеги Арефьева, который сказал, что у нас не было бы проблем, если бы сохранился Советский Союз. Увы, к сожалению, это не так. Хочу напомнить, что Советский Союз и советская власть, Коммунистическая партия не решили, например, такую проблему, как отдельное жильё для ветеранов Великой Отечественной войны, участников Великой Отечественной войны, и эту проблему решаем на сегодняшний день мы. Как оказалось, расчёты при принятии политического решения о том, что ветераны получат жильё, были занижены - потребовалось существенно больше денег. Поэтому мы не можем говорить о том, что в ближайшее время какие-то деньги по статье "Социальная поддержка ветеранов" останутся в бюджете невостребованными, наоборот, бюджет постоянно берёт средства из резервов, для того чтобы направить их в том числе на решение проблемы жилья для ветеранов Великой Отечественной войны. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Анатолий Евгеньевич Локоть. ЛОКОТЬ А. Е. Уважаемый Андрей Константинович, позвольте вам напомнить, что советская власть решала задачу переселения людей из землянок, из шалашей, из хибар хотя бы в минимально обустроенные коммунальные квартиры. Вопрос касается следующего. Когда мы наделяем субъекты Российской Федерации полномочиями - ваша позиция в этом заключается - оказывать социальную поддержку данной категории граждан, детям войны, нарушается фундаментальнейший конституционный принцип - конституционное равенство граждан Российской Федерации, потому что уровень этой социальной поддержки в разных субъектах разный, причём где-то эта поддержка носит только моральный характер, это звучало в вашем докладе. Тогда непонятно, чем отличаются ветераны в Новосибирской области, скажем, от ветеранов в Орловской области или в Красноярском крае? Почему нарушается этот принцип? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Андрей Константинович Исаев. ИСАЕВ А. К. Уважаемый Анатолий Евгеньевич, в данном случае я хотел бы обратить ваше внимание на то, что и дети войны разные: они живут в разных субъектах Федерации, где разный уровень прожиточного минимума, следовательно, требуется больше или меньше средств на то, чтобы им прожить, получить необходимые блага; они по-разному пережили Великую Отечественную войну - были те, кто жил в условиях, скажем, Сталинграда, Воронежа, а были те, кто жил в эвакуации, конечно же, они тоже сталкивались со сложностями, связанными с Великой Отечественной войной, но в меньшей степени, чем, например, дети, которые находились в блокадном Ленинграде. Поэтому решение вопроса субъектом Федерации, который имеет больше возможностей учесть все особенности, нюансы, мне представляется правильным. Опять-таки напомню, что субъекты Федерации сегодня успешно решают вопросы поддержки таких категорий, как труженики тыла и ветераны труда, это категории, близкие к категории детей войны. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Валентин Степанович Романов. РОМАНОВ В. С. Вопрос к депутату Исаеву. Андрей Константинович, вот вы считаете, что регионы должны решать сами эту проблему, а я вам докладываю, что везде в региональных законодательных собраниях фракция Компартии ставила этот вопрос и везде звучал аргумент: дайте федеральный закон, после этого мы начнём двигаться. В Самарской области шестьдесят тысяч человек записались в организацию "Дети войны", а вообще их несколько сотен тысяч. Мой вопрос заключается в следующем. На фоне того, что Следственный комитет и прокуратура нам говорят: группа Сердюкова - 10 миллиардов, министр финансов Московской области - 10 миллиардов, Скрынник - 39 миллиардов, на фоне ворованных или коррупционных десятков миллиардов рублей, - как же фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" будет это объяснять после сегодняшнего голосования двум миллионам человек, которые сейчас очень пристально следят за тем, что происходит? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Андрей Константинович, пожалуйста. ИСАЕВ А. К. Уважаемый Валентин Степанович, большое спасибо за ваш вопрос, он на самом деле чрезвычайно важен. Дело в том, что фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" за весь период своего существования в Государственной Думе принимала ответственные решения. Эти решения, может быть, не всегда популярны, но, уверяю вас, нам хотелось бы быть более щедрыми, нам хотелось бы решать более оперативно вопросы на более высоком уровне, но мы должны понимать одно: если мы приняли решение, оно не должно отыгрываться назад, государство должно жёстко отвечать за все обязательства, которые оно на себя взяло. Вы знаете, насколько непростая социально-экономическая ситуация складывается сегодня, и в этой ситуации фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" полагает крайне важным, чтобы все существующие социальные обязательства были сохранены в полном объёме и проиндексированы на уровне инфляции. Мы не должны возвращаться к ситуации 90-х годов, когда фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" не было в Государственной Думе и когда объём установленных законодателями льгот в шесть раз превышал совокупный бюджет страны, что означало фактически обман избирателей. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Николай Васильевич Арефьев. АРЕФЬЕВ Н. В. Спасибо. Андрей Константинович, вот вы сказали, что дети войны - это особая категория и регулировать меры социальной поддержки необходимо каким-то особым законом, потому что это не вписывается в концепцию закона "О ветеранах". Вот вы возглавляете комитет по делам ветеранов, скажите, пожалуйста, а кто же тогда будет писать этот закон? Вы не собираетесь его писать в ближайшее время и принимать? Вот вопрос в этом. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Андрей Константинович, пожалуйста. ИСАЕВ А. К. Николай Васильевич, я ценю ту заинтересованность в вашем собственном законопроекте, которую вы сегодня проявили, но хочу обратить внимание, что сегодня был рассмотрен законопроект под пунктом 49 повестки дня, который был как раз подготовлен комитетом, неоднократно им рассматривался. Мы внесли поправки в соответствии со статьёй 112 Регламента, и комитет поддерживает данный законопроект. Другое дело, что, к сожалению, ситуация сегодня такова, что реализовать заложенные там нормы не представляется возможным. Я выражаю надежду, что экономическая ситуация в нашей стране улучшится и что решить эти вопросы мы сможем. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Николай Васильевич Коломейцев. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо. Уважаемый Андрей Константинович, понятен ваш пафос. Скажите, пожалуйста, вот у нас всего тринадцать субъектов-доноров, в то же время за год на 300 миллиардов увеличился дефицит консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, которым вы передали девяносто пять полномочий, не обеспеченных деньгами. Не считаете ли вы, что нарушаются конституционные права граждан одной возрастной категории, когда в девятнадцати субъектах закон принят, у них деньги есть, а в остальных, дотационных, просто нет денег - они бы такие законы приняли, но не могут? И в это же время 10 триллионов раскассируются в оффшорных зонах! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Андрей Константинович. ИСАЕВ А. К. Спасибо большое, Николай Васильевич. Я не готов сейчас обсуждать вопросы, которые мы с вами обсуждаем в иных случаях, про оффшорные зоны, про меры борьбы с коррупцией, это, безусловно, важные вопросы, но давайте не будем мешать всё в одну кучу. Что касается субъектов Федерации, которые уже приняли законопроекты, касающиеся детей войны, то хочу обратить ваше внимание: там равное количество как тех субъектов, которые являются донорами, так и тех субъектов, которые являются получателями бюджетных средств, - есть субъекты, являющиеся донорами, которые не приняли такого решения, есть субъекты, которые не являются донорами, но приняли решение о поддержке детей войны. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Андрей Викторович Руденко. РУДЕНКО А. В. Спасибо, Сергей Евгеньевич. У меня вопрос к Андрею Константиновичу. Я внимательно ваш законопроект просмотрел и хотел бы задать вопрос: почему всё-таки вы, как автор, и комитет допускаете такую дискриминацию? Мои дети у меня спрашивают... У них прадеды погибли в 1943-1944 годах, три прадеда погибли, тогда моим маме и папе, то есть их дедушке и бабушке, было шесть и семь лет, причём один из них находился на оккупированной немцами территории, - почему нельзя им придать статус детей войны, нельзя хотя бы разовую выплату предусмотреть? У вас в законопроекте речь идёт только о гражданах, родившихся в 1941-1945 годах, получается, вы учитываете в своём законопроекте тех, кому год был, а тех, кому было два или три года, вы исключаете. Вот хотелось бы уточнить у вас: не предусматривали ли вы хотя бы разовую выплату, поскольку скоро будет 70-летие Победы в Великой Отечественной войне? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон включите Андрею Константиновичу. ИСАЕВ А. К. Спасибо, Сергей Евгеньевич. Я просто хочу напомнить, что по сложившейся практике разовые выплаты ко Дню Победы у нас устанавливаются указом Президента Российской Федерации. Уверен, что к 70-летию Победы такие выплаты обязательно будут. Теперь что касается отобранной категории. Я ещё раз хочу подчеркнуть, что в данном случае, готовя этот законопроект, мы действовали строго в соответствии с тем, что Россия является правопреемником Советского Союза. Эту категорию определили не мы, её определил Совет народных комиссаров СССР, он ограничил соответствующий срок - с 1940 года по 1945-й включительно, эта категория детей, потерявших родителей, получала до достижения трудоспособного возраста материальную помощь, иные категории не получали тогда материальной помощи. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Николай Фёдорович Рябов. РЯБОВ Н. Ф. Спасибо. Андрей Константинович, я как раз тоже хотел задать подобный вопрос: почему рождённых с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года вы сюда включаете? Оказывается, Совет народных комиссаров виноват - вот злодеи! То есть если бы не Совет народных комиссаров, то вообще мы могли бы не рассматривать эту категорию, да? Давайте всё-таки более серьёзно относиться к нашим решениям, при чём тут Совет народных комиссаров?! Мы сегодня живём практически уже по новым законам, и действительно это какое-то кощунство, что мы учитываем только детей, родившихся с 1941 по 1945 год. Более того, вы никогда статистику не изучали? Дети, родившиеся в 1943-м и в последующие годы, практически все жили с родителями, вы изучите эту статистику, а вот дети, которые родились с 1928 по 1941 год, как раз оказались... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Андрей Константинович Исаев. ИСАЕВ А. К. Уважаемый коллега Рябов, зря вы назвали Совет народных комиссаров злодеями. Именно в данном случае, когда речь шла об оказании помощи детям погибших участников Советско-Финской и Великой Отечественной войн, я думаю, Совет народных комиссаров действовал правильно. Это всё, что я могу ответить вам на ваш вопрос. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кто хотел бы выступить? Прошу записаться. Включите режим записи. Покажите список. По ведению - Раиса Васильевна Кармазина. Микрофон, пожалуйста, включите. КАРМАЗИНА Р. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, я предлагаю: по одному от фракции. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставлю предложение на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 48 мин. 29 сек.) Проголосовало за 237 чел.72,0 % Проголосовало против 92 чел.28,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 329 чел. Не голосовало 0 чел.0,0 % Результат: принято Предложение принимается. От фракции КПРФ выступает Николай Васильевич Коломейцев. Семиминутное выступление. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Семь минут по каждому из десяти законов? Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Вы знаете, вообще, это достаточно цинично выглядит, когда вы бюджеты Пенсионного фонда, фонда социального страхования, Фонда медицинского страхования, как и закон о детях войны, хотите рассматривать быстро-быстро и не даёте ни обсудить, ни задать вопросы. При этом вы совершенно не хотите рассматривать вопросы о деоффшоризации экономики, о снижении аппетитов и зарплат так называемых госкорпораций, коих даже постановлением правительства ваш премьер определил двадцать девять и кои, не стесняясь, себе рисуют по 100 миллионов дивидендов - это официальные цифры, понимаете?! Более того, вы не хотите рассматривать вопрос, а ведь именно вы 122-м законом как раз и сделали нищими этих самых детей войны. (Шум в зале.) Вот мои, к сожалению, ныне покойные родители... Я вынужден говорить громко, потому что вот здесь разговаривают и мешают. Вы понимаете, проблема в чём? Вот мои ныне покойные родители с девяти лет работали, они действительно работали в детстве, они работали всю свою юность, они проработали до старости, они очень износились, как и их товарищи и их сверстники, сейчас они умерли. Вот Андрей Константинович здесь, с моей точки зрения, достаточно некорректно поступил, сравнивая 1941 год и 2013-й. Сегодня мы с вами практически не в состоянии ничего построить, а в 1941 году шесть тысяч предприятий перевезли из одного конца страны в другой, за 6-7 тысяч вёрст, и за два месяца привели их в работоспособное состояние! Это, кстати говоря, делали в том числе и дети войны. Может быть, вы не знаете исторической статистики, кому любопытно, могу показать - у меня есть очень интересный юбилейный статсборник, где есть фактически все объёмы производства, в том числе и в годы войны. Так вот, я хочу вам сказать, что советская страна, которая некоторым ненавистна, самая разрушенная, потерявшая 27 миллионов своих лучших сыновей и дочерей, после войны первой восстановила промышленность, через пятнадцать лет первой покорила космос - первой, подчёркиваю, - первой из стран - участниц войны отменила карточки. А вы это хотите сравнить с периодом, когда вы фактически позволяете раскассировать страну! Вы посмотрите, куда вы дели антикризисные деньги, 12,6 триллиона рублей позволили что сделать - построить новые заводы или улучшить чьё-то благосостояние? Нет, они позволили вместо тридцати одного долларового миллиардера получить сто тридцать одного, вы понимаете?! Кроме того, я глубоко убеждён, что ненависть к этому поколению созидателей навязана извне, навязана нынешними СМИ, - и вы, к сожалению, идёте на поводу у этих ненавистников, потому что, мне кажется, если бы мы были объективны, мы не приняли бы Жилищный кодекс, из-за которого многие оказались в скотском положении. Уже здесь приводили пример: в Ростове-на-Дону, я скажу шире - в Ростовской области мало того, что с 1 июля увеличили тарифы на электроэнергию - подчёркиваю: с 1 июля, - так с 1 сентября ввели пилотный проект по так называемой плавающей цене. И что вы думаете? Подавляющая часть управляющих компаний посчитала тарифы по максимальной цене, по 4 рубля 10 копеек, не по минимальной, а по максимальной! Здесь говорили: ну что вы тут?.. Все вопросы, Андрей Константинович, должны в комплексе рассматриваться. Мы, безусловно, понимаем, что при неработающей экономике помогать никому невозможно, но что же мы с вами делаем?.. У вас есть некая нестыковка: первое, вот сегодня с этой трибуны выступал Андрей Михайлович Макаров (можете поднять стенограмму), который сказал, что курс правительства завёл страну в тупик и его надо менять, это почти дословно, это он признал - не я, хотя я об этом давно говорю; второе - мы от продажи сырья получаем 16 триллионов рублей, а на детей войны надо 112 миллиардов, - это же вообще копейки! - поэтому, мне кажется, мы с вами необъективны к этой категории граждан. И я вам скажу, что треть этих граждан сегодня живут в нищете. Не знаю, как вы, а я с ними регулярно встречаюсь, после этого прихожу домой разбитым и фактически не сплю пару ночей после этих встреч. Почему? Потому что приходят люди, во-первых, уже сильно обношенные, им просто не на что купить одежду, во-вторых, приходят люди, которые, кроме воды и хлеба, месяцами ничего не употребляют, которые в мусорках копаются. Вам разве это нравится? Вы посмотрите, кто возле мусорок стоит! В это же время у нас есть люди, которые, возглавляя госкорпорации со стопроцентным государственным участием, платят себе зарплату официальную по 15 миллионов долларов в год, 100 миллионов рублей дивидендов, имеют шубохранилища с климат-контролем, имеют личные бассейны длиной 50 метров, понимаете?! Мы с вами не имеем права смотреть на это равнодушно, взирать, так сказать, поэтому все мы, перед тем как голосовать, должны чётко понимать, что, во-первых, все эти одиннадцать или десять законопроектов, внесённых после нашего, внесены специально с одной целью - с целью затяжки рассмотрения, во-вторых, если мы уважаем свою историю и тех, кто созидал в стране, мы обязаны найти эти 112 миллиардов и принять законопроект фракции КПРФ, чтобы хотя бы немножко облегчить участь поколения созидателей! Предлагаю голосовать за наш закон. (Аплодисменты.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Елена Владимировна Афанасьева. АФАНАСЬЕВА Е. В., фракция ЛДПР. Уважаемые коллеги, уважаемый Сергей Евгеньевич! Фракция ЛДПР поддержит все законопроекты, которые касаются детей войны и которые мы с вами сегодня рассматриваем, но мы, безусловно, отмечаем как наиболее удачные, как наиболее справедливые законодательные инициативы, которые стоят в повестке дня под пунктами 39 и 48. Вообще, те люди, которые жили в то время, те люди, которые посвятили своё детство, своё отрочество, свою юность труду, они, конечно, делали это в большинстве своём на подсознательном уровне. Мне очень часто приходилось беседовать с ветеранами Великой Отечественной войны, с участниками Великой Отечественной войны, да и моя бабушка, тогда молодая совершеннолетняя женщина, не имевшая детей, работавшая проводником, рассказывала, что даже совсем маленькие дети в возрасте до пяти-шести лет практически не плакали, потому что на подсознательном уровне у них срабатывал инстинкт самосохранения, так они помогали своим родителям, чтобы не выдать себя или не обременить собой, а дети в возрасте старше шести лет практически не играли в игры, потому что они всегда были заняты трудом, они помогали взрослым. Поэтому я и говорю, что они работали и всё делали на уровне подсознания, потому что так нужно было делать: нужно было помогать матери, бабушке, сестре, маленькому брату, находясь в это время в тылу врага. Мы должны гордиться тем, что эти люди выросли действительно хорошими гражданами своей страны, что они восстанавливали экономику, но, мне кажется, очень важно признать тот факт, что их подвиг состоит уже в том, что они сумели выжить в те суровые годы. Это действительно подвиг! Что касается законопроектов. Если рассматривать их вместе, то можно очертить круг вопросов, по которым идут споры. Первый вопрос - вводить ли в законодательство такую категорию, как дети войны. Все партии говорят: да, такая категория имеет право на существование! Единственное, сейчас "ЕДИНАЯ РОССИЯ" немножко сменила свою позицию (шум в зале), тем не менее вы не отказываетесь от идеи, что такая категория может существовать. А ответ регионов мы видим из отзывов на законопроект Мурманской областной Думы: в отзывах сорока трёх регионов говорится о том, что такая категория имеет право на существование. Второй вопрос - кого отнести к такой категории, как дети войны. Первый критерий - по возрасту, и во многих законодательных инициативах говорится о том, что в эту категорию нужно включить лиц, которые на момент окончания войны не достигли 18 лет, некоторые говорят, что тех, кто не достиг 16 лет, то есть несовершеннолетних. В законопроекте, который предложила "ЕДИНАЯ РОССИЯ", значительно сужены возрастные границы, потому что предложено включить в эту категорию лиц, которые родились с 41-го по 45-й годы. В этом законопроекте, в общем-то, по многим вопросам в сравнении с другими законодательными инициативами идут значительные сужения. Второй критерий для отнесения к такой категории, как дети войны: все ли граждане, которых мы с вами, законодатели, определяем как детей войны, могли бы получать пособия или только те дети войны, у которых родители или родитель погибли? В законопроекте "ЕДИНОЙ РОССИИ" говорится, что среди тех граждан, которые родились с 41-го по 45-й год, нужно выделить только тех, у которых погибли родители или родитель, то есть опять сужаются границы. Несмотря на то что этот законопроект и так сильно ограничивает и социальную категорию, и возможность получать социальные льготы, социальную поддержку со стороны государства, почему-то вы даже против него, мне это непонятно. Третий вопрос - какие меры соцподдержки определить для этих граждан. Понятно, что меры соцподдержки можно установить на уровне субъекта, и некоторые субъекты к этому пришли, но, к сожалению, многие субъекты ждут нашей реакции по этому вопросу. Вот передо мной лежит законопроект, который год пролежал в Законодательном Собрании Оренбургской области, - его и так и сяк пытались не рассматривать, в конце концов они его отклонили с формулировкой: отклонить и возвратиться к рассмотрению вопроса после принятия решения Государственной Думой, то есть мы целый год не давали возможности оренбургскому Законодательному Собранию принять решение, потому что они ориентируются - там большинство у "ЕДИНОЙ РОССИИ" - на нас, они с нашим комитетом в этом вопросе сотрудничают, председатель комитета тоже член "ЕДИНОЙ РОССИИ". Мне кажется, что мы сейчас неправильно поступаем, мне кажется, что вы, господа из "ЕДИНОЙ РОССИИ", товарищи из "ЕДИНОЙ РОССИИ", уходите от ответственности и даёте тем самым посыл в регионы поступить точно так же. Те регионы, которые могли бы принять соответствующие законодательные акты, теперь их не примут, потому что на вашем примере они научились... Если мы не можем определить даже категорию граждан "дети войны" по возрасту, не говоря уже о социальных привилегиях, то они тем более, они вообще откажутся от этих законодательных инициатив, все внесённые инициативы, независимо от фракции, они будут отклонять. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, завершим обсуждение этих вопросов и приступим к голосованию. А пока Василий Георгиевич Швецов выступает, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". ШВЕЦОВ В. Г., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемые депутаты, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", конечно же, будет голосовать за все внесённые законопроекты, в том числе и за тот единственный законопроект, который "ЕДИНАЯ РОССИЯ" сначала решила принять, но в последний момент отказалась. Но голосовать мы будем за него не потому, что это хороший законопроект, а потому, что другой, каким бы замечательным и справедливым он ни был, сегодня обречён. Я думаю, что внесение данного законопроекта в силу абсурдности ряда его положений является не столько проявляемой заботой о соответствующей категории наших граждан, лишённых и детства, и достойной старости, сколько попыткой уйти от реального решения проблемы, от реального решения вопроса, снять хоть на какой-то период градус накала общественного мнения по этой животрепещущей теме, сэкономить эти мизерные средства, но, видя, что и этой задачи решить не удастся, принято решение не голосовать. Возрастной критерий распространяется только на родившихся с 1 января 1941 года по 31 декабря 1945 года, а не на всех, кому тогда ещё не исполнилось 18 лет, права которых явным образом ущемляются. Меры социальной поддержки сводятся к ежемесячной доплате в размере 600 рублей, при этом авторы оговаривают, что доплата не будет распространяться на определённые категории граждан, к примеру на "чернобыльцев", то есть права этой категории заведомо нарушаются. Одновременно предлагается часть суммы доплаты направлять на финансирование социальных услуг. Предположим, что из 600 рублей 200 будут направлены на оплату услуг - какую услугу можно оплатить этой суммой? Предложение авторов создавать общественные объединения граждан запоздало: такие объединения давно уже созданы во многих регионах по инициативе самих детей войны. И даже на такой "хромой" законопроект вы пожалели сегодня денег! На протяжении многих лет законопроекты по данной тематике клали на полку. Вот мотивы отказа в их рассмотрении: нет критериев определения детей погибших фронтовиков, сложно определить круг лиц, форму и объём компенсаций - нет средств. Коллеги, нас с вами здесь четыреста пятьдесят человек, у каждого более сорока помощников - и мы не можем разработать эти критерии?! То, что нужно наконец придать законный статус сиротам войны, потерявшим одного или обоих родителей, является неоспоримой истиной, аксиомой. Слава богу, что сегодня участники Великой Отечественной войны, вернувшиеся с фронта, и члены их семей, блокадники, репрессированные имеют право на социальную поддержку, достойное пенсионное обеспечение, уважение и внимание. Слава богу, что многим из них государство выделяет жильё, автомобили, бытовые приборы, предоставляются другие льготы, и мы прекрасно понимаем, что, конечно же, этим пользуются и они, и их дети, и их внуки, и это правильно. Но почему же сироты с искалеченными и поломанными судьбами, дети погибших защитников Родины, давших возможность другим вернуться живыми, обделены вниманием государства?! А ведь это уже пожилые нетрудоспособные люди, нуждающиеся в помощи, в особой заботе, особом внимании. У меня в руках постановление Совета Министров РСФСР от 22 августа 1946 года, хочу зачитать из него цитату: "...забота о семьях погибших воинов, семьях военнослужащих и инвалидов Великой Отечественной войны в условиях мирного времени должна систематически возрастать..." Но что же на самом деле? Сироты военных лет просят об одном - о признании заслуг их погибших в боях отцов перед человечеством, перед страной, но чем государство обеспечивает сегодня это признание? Книгой памяти, зачастую скромными стелами, возложением гвоздик к памятникам, если они есть? Да, это нужно, но это может стать фарсом, имитацией памяти без реальной помощи и реальной заботы о тех, о ком болела душа солдата, когда он шёл на гибель, а шёл он за Родину, которой для него была и родная земля, и его дети, и его семья. Он рассчитывал на то, что уж если не придётся жить, то Родина не оставит в беде его детей. И как же горько было бы этому солдату, если бы у него была возможность посмотреть, как же теперь живут его потомки, ради которых он сложил свою голову! А не задумался ли бы этот солдат о том, что жизни, отданной за счастливое будущее его потомков, оказалась недостаточно? Отношение государства к этой категории граждан - это не только дань памяти и уважения, это возможность воспитания патриотических чувств у нашей молодёжи, о дефиците которых у этой самой молодёжи мы так часто с вами говорим. Но сколько бы мы ни говорили, патриотические качества, вплоть до самопожертвования во имя своей Родины, можно воспитать только реальной заботой о потомках тех, то отдал за неё жизнь. Мне ещё раз хочется сказать об абсурдности устанавливаемых некоторыми законопроектами временных рамок. Предлагается присвоить статус детей войны только детям, родившимся с 1941 по 1945 год, - а что, ребёнок, которому было шесть, десять, двенадцать, пятнадцать лет, не пережил этот ужас?! Это тот возраст, когда психика человека особенно уязвима, когда ребёнок начинает осознавать весь ужас происходящего, а физические и психические раны, нанесённые в этом возрасте голодом, потерей любимых людей, унижениями, не забываются уже никогда. Посмотрите в глаза этих людей - при одном только упоминании о том страшном времени они не могут сдержать слёзы и эмоции. Несколько дней назад я общался с активистами Союза детей - сирот войны (кстати, сегодня они уже с шести часов утра находятся в Москве и сейчас наблюдают за нами). Они в недоумении спрашивают: "Как такое может быть? Нас было четверо детей, двое родились в 1941 и 1942 годах, а двое - в 1938 и 1940 годах. Отец погиб на фронте в 1944-м. Мы уже всё понимали, понимали весь ужас произошедшего, на нас легли заботы по уходу за младшими. И что, теперь двоим присвоят статус детей погибших воинов, а двоим нет?" Сегодня есть хорошие примеры ответственной позиции ряда регионов, принявших свои законы и нашедших средства, пусть и небольшие, для того чтобы выразить своё уважение и оказать почёт этим людям, - это Новосибирская, Ульяновская области и ряд других регионов. Однако вряд ли эту проблему можно назвать региональной, это общегосударственная проблема, и решать её должно государство, установив единые критерии для всех детей погибших воинов. Нередко мы слышим заявления политиков об отсутствии средств для решения этой проблемы, но не кощунственно ли это, притом что разворовываются миллиарды государственных средств, без проблем находятся деньги на масштабные проекты, о необходимости которых можно спорить, старательно выплачиваются сомнительные долги СССР многим странам и одновременно огульно прощаются долги нашим должникам? Это, конечно, не может не оскорблять миллионы тех наших граждан, правами которых мы пренебрегаем, потому что делается это за счёт их нерешённых проблем и, к сожалению, очень и очень скромной жизни, мизерной пенсии, не позволяющей даже посетить могилу отца, погибшего в этой самой кровавой в истории войне. Ежегодно уходят из жизни 150 тысяч наших уважаемых граждан, пользовавшихся мерами социальной поддержки, на которую ежегодно закладываются средства в бюджете, и не 1 миллиард рублей. Почему же сегодня мы хотим урезать бюджет и сэкономить эти средства, хотя можно было бы по крайней мере перевести их на тех, кто до сих пор не получал никакой государственной поддержки? Сохранив эти затраты бюджета, мы могли бы предоставить особый статус не только детям погибших воинов, но и просто детям войны, жизнь которых сегодня вряд ли можно назвать достойной. Я глубоко убеждён, что какой бы законопроект сегодня ни был принят в первом чтении, ко второму чтению мы должны внести в него поправки, которые позволили бы обеспечить потомкам погибших воинов, детям войны не только материальное, но и моральное, нравственное удовлетворение, дать им возможность спокойно и достойно прожить отпущенные им годы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выносим законопроекты под пунктами 39-49 на "час голосования".
Фрагмент стенограммы:
Строки с 7496 по 7682 из 8151
39-й вопрос, проект федерального закона "О государственной социальной помощи детям войны". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 00 мин. 32 сек.) Проголосовало за 207 чел.46,0 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 208 чел. Не голосовало 242 чел.53,8 % Результат: не принято Законопроект отклонён. 40-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в федеральные законы "О ветеранах" и "О государственной социальной помощи". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 00 мин. 57 сек.) Проголосовало за 208 чел.46,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 209 чел. Не голосовало 241 чел.53,6 % Результат: не принято Законопроект отклонён. 41-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О ветеранах". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 01 мин. 21 сек.) Проголосовало за 211 чел.46,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 211 чел. Не голосовало 239 чел.53,1 % Результат: не принято Законопроект отклонён. 42-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О ветеранах". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 01 мин. 45 сек.) Проголосовало за 208 чел.46,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 208 чел. Не голосовало 242 чел.53,8 % Результат: не принято Законопроект отклонён. 43-й вопрос, проект федерального закона "О внесении дополнений в статью 2 и статью 20 Федерального закона "О ветеранах". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 02 мин. 10 сек.) Проголосовало за 213 чел.47,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 213 чел. Не голосовало 237 чел.52,7 % Результат: не принято Законопроект отклонён. 44-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О ветеранах". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 02 мин. 33 сек.) Проголосовало за 211 чел.46,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 211 чел. Не голосовало 239 чел.53,1 % Результат: не принято Законопроект отклонён. 45-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О ветеранах". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 02 мин. 57 сек.) Проголосовало за 213 чел.47,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 213 чел. Не голосовало 237 чел.52,7 % Результат: не принято Законопроект отклонён. 46-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 21 Федерального закона "О ветеранах". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 03 мин. 21 сек.) Проголосовало за 209 чел.46,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 209 чел. Не голосовало 241 чел.53,6 % Результат: не принято Законопроект отклонён. 47-й вопрос, проект федерального закона "О статусе детей Великой Отечественной войны". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 03 мин. 45 сек.) Проголосовало за 208 чел.46,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 208 чел. Не голосовало 242 чел.53,8 % Результат: не принято Законопроект отклонён. 48-й вопрос, проект федерального закона "О статусе детей Великой Отечественной войны". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 04 мин. 09 сек.) Проголосовало за 212 чел.47,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 212 чел. Не голосовало 238 чел.52,9 % Результат: не принято Законопроект отклонён. И 49-й вопрос, проект федерального закона "О мерах социальной поддержки граждан, пострадавших в период Великой Отечественной войны...". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 04 мин. 36 сек.) Проголосовало за 179 чел.39,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 6 чел.1,3 % Голосовало 185 чел. Не голосовало 265 чел.58,9 % Результат: не принято Законопроект отклонён.