Заседание № 82
О проекте федерального конституционного закона № 167598-6 "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон от 26.02.1997 года № 1-ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" (в части расширения перечня полномочий Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
17-й вопрос, проект федерального конституционного закона "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон... "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации". Докладывает Алексей Викторович Корниенко. КОРНИЕНКО А. В., фракция КПРФ. Глубокоуважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые депутаты! Согласно статье 33 Конституции Российской Федерации право на обращение в государственные органы относится к одному из основных прав граждан. Для обеспечения государственной защиты прав и свобод человека созданы институты, способствующие реализации их прав, - система судебных и правоохранительных органов. Дополнительной гарантией, обеспечивающей государственную защиту прав личности, стало создание института уполномоченного по правам человека. Несмотря на это в основном из-за формального отношения к разрешению поднимаемых в обращениях граждан вопросов в стране идёт немыслимый бумажный круговорот. Так, в течение пятого созыва в Государственную Думу поступило около 300 тысяч письменных обращений и принято в приёмной около 45 тысяч граждан, все обращения по принадлежности разосланы в различные органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностным лицам. По статистике, каждый год в России регистрируется свыше 2 миллионов потерпевших, чьи права хотя и плохо, но формально были соблюдены. Вместе с тем, согласно данным МВД России, в 2010 году, к примеру, рассматривалось свыше 20 миллионов заявлений и только по 10 процентам из них были приняты решения о возбуждении уголовного дела, остальные же миллионы россиян, реально пострадавшие от незарегистрированных преступлений, не получают от государства никакой правовой помощи и защиты. Никого не волнует, что после пережитого ужаса жертвы испытывают серьёзные психологические и материальные проблемы и потому чрезвычайно остро нуждаются в поддержке. В интервью "Российской газете" в январе прошлого года генеральный прокурор Чайка заявил, что в 2011 году в органы прокуратуры обратились более 3 миллионов граждан. В общественные объединения потребителей ежегодно поступает около 500 тысяч обращений. Меньше всего обращений, около 57 тысяч, в 2011 году поступило к уполномоченному по правам человека. Из 61 тысячи обращений, поступивших в 2010 году в Европейский Суд по правам человека, 40,5 тысячи, или 70,5 процента, поступило из России, причём количество подобных обращений ежегодно растёт. Всё это свидетельствует о пробелах в выполнении государством взятых на себя обязательств по защите прав человека и гражданина, провозглашённых Конституцией Российской Федерации. Содержание доклада уполномоченного за 2011 год сводится к анализу обращений по видам поставленных в них вопросов, материалов, собранных по итогам инспекций мест принудительного содержания, воинских частей, закрытых территориальных образований, психиатрических больниц, детских домов и других учреждений, специальных исследований и материалов научно-практических конференций и семинаров, сообщений неправительственных правозащитных организаций, большинство которых согласно недавно принятому закону являются иностранными агентами, публикаций средств массовой информации, а также переписки с государственными органами и органами местного самоуправления. Как видим, комплексного изучения работы с обращениями граждан в том или ином государственном органе, органе местного самоуправления, в организациях не проводится, что является одной из причин формального подхода чиновников к рассмотрению обращений, направлению отписок и соответственно потока обращений в различные органы и организации. Комитет в своём заключении в качестве оснований отклонения данного законопроекта указывает, что законопроект возлагает на уполномоченного вместо права обязанность рассмотрения жалоб и любых обращений граждан. Уважаемые депутаты, а для чего создан государственный - я подчёркиваю: государственный, а не общественный - орган с названием "уполномоченный по правам человека"? Сам уполномоченный и его аппарат содержатся на деньги налогоплательщиков, в том числе тех, кто обращается за защитой от произвола, поэтому он обязан, а не вправе не только принять жалобу либо обращение под другим названием, но и рассматривать их. Более того, согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утверждённой правительством во исполнение Федерального закона "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", в числе одиннадцати признаков коррупционного законотворчества числится и определение компетенции под формулой "вправе". Таким образом, если в нормативном акте есть словечко "вправе", то дальше уже можно и не читать, ведь это означает, что в отношении граждан или организаций чиновник может принять любое решение, чем и пользуется чиновник из аппарата уполномоченного. Например, гражданке П. Мытищинским городским судом было отказано в принятии заявления о признании незаконными действий заместителя начальника отдела аппарата уполномоченного об отказе в принятии жалобы со ссылкой на пункт 3 статьи 20 Федерального конституционного закона "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации": отказ в принятии жалобы к рассмотрению обжалованию не подлежит. Этим же судом было отказано и в принятии заявления гражданина с жалобой на бездействие уполномоченного, выразившееся в том, что гражданин в течение полугода не может получить ответ на своё обращение. Исходя из определения компетенции в формуле "вправе", а также фактов отказа чиновников аппарата уполномоченного в принятии к рассмотрению жалоб в представленном законопроекте слово "вправе" исключено и заменено словом "обязан". Наряду с этим предусмотрен исчерпывающий перечень условий, при которых уполномоченный может отказать в принятии жалобы к рассмотрению. Не соответствует действительности высказанное в заключении комитета замечание, будто бы законопроект предлагает наделить уполномоченного правом и обязанностью по проведению проверок работы с жалобами и другими обращениями в государственных органах, органах местного самоуправления, организациях. Проверка жалоб уполномоченным предусмотрена пунктом 1 статьи 23 закона, а поправка в эту статью предусматривает изучение и анализ, а не проверку состояния работы с жалобами и другими обращениями в государственных органах, органах местного самоуправления, организациях. Почему уполномоченный может анализировать публикации СМИ, материалы научно-практических конференций и семинаров, а анализировать работу в указанных органах не может? Удивительно. Следует отметить, что согласно анализу статей 29-32 закона уполномоченный имеет право поставить вопрос о привлечении к дисциплинарной, административной и уголовной ответственности лиц, в решениях или в действиях (бездействии) которых усматривается нарушение прав и свобод человека и гражданина. Основной формой реагирования уполномоченного на обнаруженные им нарушения прав и свобод является представление. Вот и пусть направляет представление в соответствующий орган по результатам анализа работы с обращениями. Кроме того, в заключении комитета указано, что для защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации создана система органов - это правоохранительные органы, прокуратура, суды, включая Конституционный Суд. Однако судьи и прокуроры Российской Федерации представляют органы государственной власти и наделены властными полномочиями, а осуществляя свою деятельность по защите прав и свобод человека, они также могут оказаться в качестве субъектов, нарушивших своими решениями или действиями (бездействием) права человека. Поскольку уполномоченный не наделён властными полномочиями, то исключается возможность ему самому быть нарушителем. Дополнение статьи 23 рассматриваемого закона положением об изучении и анализе состояния работы в государственных органах, органах местного самоуправления и организациях усилит его роль и значимость при защите прав и свобод человека и гражданина в стране, а также повысит ответственность должностных лиц за состояние работы с обращениями граждан. Кроме того, данное дополнение (наряду с попыткой спасти конкретную жертву) даёт возможность оценить проблемы и предложить системные способы решения. В действующем конституционном законе для принятия к рассмотрению уполномоченным предусмотрен один вид обращения - жалоба, это даёт возможность чиновнику аппарата отказать в принятии другого обращения, например, заявления либо обращения без названия. Конституционное право граждан на обращение означает возможность без каких-либо препятствий направить обращение в компетентный орган или должностному лицу, и никто, включая уполномоченного, не должен устанавливать никаких предпочтений при приёме и рассмотрении обращений граждан. Замечания Правового управления не по содержанию законопроекта, а, скорее, технические, связанные с уточнением нумерации пунктов, ко второму чтению мы всё уладим, устраним эти недоработки. Считаю необходимым отметить, что, по сообщениям СМИ, в текущем году при правоохранительных ведомствах должны заработать новые структуры - оперативные штабы, специалисты которых будут решать проблемы бизнесменов. Председатель Высшего Арбитражного Суда Иванов выступил за создание в системе исполнительной власти административных палат - специальных органов для рассмотрения жалоб на решения чиновников. В Генпрокуратуре есть подразделение, занимающееся защитой прав предпринимателей, и нет подразделения, которое бы надзирало за соблюдением прав потерпевших граждан. Незадолго до сегодняшнего дня глава МВД Колокольцев подписал соглашение о взаимодействии в этой области с уполномоченным при президенте по защите прав предпринимателей, он назвал защиту прав предпринимателей приоритетным направлением в работе правоохранительных органов. А вот защите прав граждан уделяется незаслуженно мало внимания. Считается, что потерпевшие не нуждаются в особой защите, поскольку их интересы отстаивает само государство, и, хотя наше законодательство провозглашает человека, его права и свободы высшей ценностью, а в соответствии со статьёй 52 Конституции Российской Федерации именно государство обеспечивает жертвам доступ к правосудию, к нарушенным правам потерпевших правоохранительные органы относятся, мягко говоря, не слишком внимательно. А если не созданы условия для занятия бизнесом, наукой, политикой, стоит ли удивляться желанию наиболее продвинутых граждан России покинуть нашу страну? Уважаемые депутаты, для многих граждан уполномоченный по правам человека является последней надеждой на защиту своих прав, так давайте хотя бы частично оправдаем эту надежду и проголосуем независимо от партийной принадлежности за принятие законопроекта в первом чтении. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Дмитрий Фёдорович Вяткин. ВЯТКИН Д. Ф., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Комитет очень внимательно рассмотрел данную законодательную инициативу, и надо сказать, что не первый раз вносится предложение наделить дополнительными властными полномочиями уполномоченного по правам человека. Комитет рекомендует отклонить данную законодательную инициативу. По каким основаниям? С моей точки зрения, надо отметить несколько моментов. Первое. Предлагается наделить уполномоченного по правам человека, аппарат уполномоченного совершенно не свойственными, не характерными для подобного института в европейской и в мировой практике в целом полномочиями. По сути дела, предлагается наделить уполномоченного дополнительным властным рычагом, который корреспондирует с обязанностью рассматривать те или иные жалобы. Надо понимать, что институт уполномоченного по правам человека является лишь дополнительной гарантией, обеспечивающей государственную защиту прав личности. В то же время юридические гарантии государственной защиты прав и свобод человека обеспечиваются законодательными актами, принимаемыми в соответствии с Конституцией, а также для защиты прав и свобод человека создана система органов государства: это суды, это прокуратура, это правоохранительные органы, которые должны, исполняя обязанности, возложенные государством, осуществлять государственную защиту прав и свобод наших граждан. Второе. Обязанности и функция уполномоченного по правам человека заключаются в том, чтобы выявлять те факты, которые свидетельствуют о систематическом нарушении прав и свобод человека и гражданина в нашей стране, - в частности, если речь идёт об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации, - и провести очень серьёзный анализ в части того, какие меры, в том числе законодательного характера, необходимо предпринять для того, чтобы ситуацию исправить. Если мы превратим институт уполномоченного по правам человека в некую государственную - а речь уже будет идти о государственной - властную структуру, то тогда мы будем подразумевать в том числе и возможность нарушения самим уполномоченным по правам человека прав человека в процессе осуществления своей деятельности, что, согласитесь, нонсенс. Ну и последний аргумент. Всё-таки, с моей точки зрения и по мнению комитета, необходимо прислушаться и к мнению самого уполномоченного. Владимир Петрович Лукин в своём заключении, в своём ответе в отношении данного законопроекта высказался категорически против наделения его какими бы то ни было властными полномочиями, равно как и обязанностью рассмотрения всех поступающих к нему жалоб. Уважаемые коллеги, у нас есть закон, который обязывает всех служащих, чиновников, руководителей, да и нас с вами в том числе, как лиц, занимающих выборные должности, рассматривать жалобы, обращения, заявления, принимать все возможные предусмотренные законом меры, вести приём, и, поверьте, создавать дублирующий механизм, создавать дублирующую структуру, наделяя её властными полномочиями... Функции у уполномоченного как на уровне Российской Федерации, так и на уровне регионов совершенно иные, а именно - обобщать практику и указывать на те проблемы, которые существуют. Если уполномоченный займётся совершенно другой работой, он перестанет исполнять ту функцию, которая возложена на него в соответствии с конституционным законом. Предлагаем данный законопроект отклонить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы по докладу и содокладу? Прошу записаться. Включите режим записи. Покажите список. Анатолий Евгеньевич Локоть. ЛОКОТЬ А. Е. Уважаемый Дмитрий Фёдорович, я допускаю, что, наверное, я не самый внимательный депутат, но, честно говоря, за годы работы в Государственной Думе, я так и не понял, в чём вот эта вот дополнительная гарантия, которую обеспечивает уполномоченный по правам человека в деле защиты прав личности и так далее, и так далее наших граждан, граждан Российской Федерации? Достаточно декоративная, на мой взгляд, должность: он раз в году перед нами выступает с отчётом - мы не принимаем никаких решений по его отчёту. Собственно говоря, из его отчёта не очень понятно, так сказать, в чём суть его деятельности. А вопрос в следующем. В соответствии с законом об уполномоченном по правам человека у него есть право обращаться к субъектам права законодательной инициативы, с тем чтобы вносить какие-то изменения в законодательство. За время действия вот этого института были ли такие инициативы со стороны уполномоченного по правам человека или же их не было? ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Анатолий Евгеньевич, в силу своих обязанностей, которыми я наделён палатой, - я представляю интересы Государственной Думы в Конституционном Суде - я регулярно встречаю на практике, изучаю заключения нашего российского уполномоченного по правам человека Лукина Владимира Петровича по тем или иным законодательным актам, в том числе и его предложения об их изменении, его суждения о конституционности того или иного федерального закона. В то же время вы прекрасно помните, что в соответствии с Конституцией есть определённый круг субъектов права законодательной инициативы, которые вправе вносить непосредственно законодательную инициативу. Вот, собственно, и всё. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Валентин Степанович Романов. РОМАНОВ В. С. Уважаемый Дмитрий Фёдорович, я думаю, что инициатива депутата Корниенко заслуживает поддержки вот почему (и хотел бы ваше мнение услышать). Разве для нас секрет, что у нас уже в Конституции заложен перекос в сторону полномочий президента в сравнении с законодательной властью? Разве для комитета секрет, что у нас права десятков миллионов людей попираются каждый день? Есть проблема, которую сам коллега Лукин должен был бы поднимать, - что его зажимают, что исполнительная власть оттирает, что бюрократизация и коррупция буквально не дают дыхнуть простому человеку. Любой опытный депутат знает по тысячам жалом, что творится в стране. На этом фоне надо было бы поддержать коллегу Корниенко и подумать, какие ещё дополнительные коррективы можно было бы ко второму чтению сделать, а не просто наотмашь отбивать, да ещё ссылаться, что Лукин... (Микрофон отключён.) ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Валентин Степанович, ну, аргументы для отклонения закона я уже привёл, я не буду их повторять. В то же время я ещё раз объясню одну простую мысль. Уполномоченный по правам человека обобщает практику, в том числе на основании поступающих к нему жалоб, обращений, и вот квинтэссенцией обобщения вот этой практики является отчёт. И я вас уверяю, если мы все будем чуть более внимательно относиться к изучению этого отчёта, просто хотя бы прочитаем его... Я почему-то уверен, что далеко не все наши коллеги читают ежегодный отчёт уполномоченного по правам человека, а там, поверьте, есть очень много неприятных, но тем не менее интересных фактов, моментов и выводов, которые в том числе мы, как законодатели, органы исполнительной власти, Президент Российской Федерации могут использовать в своей работе. Вот в чём предназначение уполномоченного по правам человека, а не в дублировании других ветвей власти! Уполномоченный по правам человека не может выполнять функции суда, прокурора, депутата или Федерального Собрания в целом, не может дублировать полномочия органов исполнительной власти - его функция в другом, вот в чём суть! Да, мы говорим о том, что нарушаются права человека, такие факты есть, но у каждой ветви власти свои полномочия в плане того, каким образом защищать наших сограждан, и каждый должен делать своё дело. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Тамара Васильевна Плетнёва. ПЛЕТНЁВА Т. В. Дмитрий Фёдорович, у меня к вам вопрос. Вы сами понимаете, если бы у нас всё было хорошо, то не было бы таких предложений - работали бы фискальные наши органы замечательные, и всё, но вы знаете, что люди наши обращаются, к стыду нашему, в Страсбургский суд. Объяснить им, что там ничего не решат, я тоже не могу, но они ищут этой помощи. Конечно, Лукин - прекрасный юрист и может давать рекомендации по законам и прочее, но у него абсолютно никаких полномочий нет, и вы это тоже знаете. И тут попытка не заменить кого-то, а именно поставить выше над кем-то, чтобы уполномоченный по правам человека мог хотя бы потребовать решения какого-то вопроса. Хорошо, этот закон отклоняем, но как вы думаете, что надо сделать для того, чтобы люди могли найти защиту своих прав? ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемая Тамара Васильевна, я знаю, вы знаете, наверное, все коллеги знают, что простых решений не бывает. И принятием этого закона, очень интересного по форме и по содержанию, не решатся проблемы десятков миллионов человек, о которых наши коллеги говорили в том числе и сейчас, при обсуждении этого вопроса, - ну не решатся! Мы что, поставим уполномоченного выше суда? Он сможет отменить решение суда - тогда зачем нам суд? Он сможет отменить решения, которые мы с вами здесь принимаем, - нет! Он сможет взять тогда, если следовать этой логике, - и, допустим, лишить любого депутата полномочий. Тамара Васильевна, понимаете, эту ситуацию можно довести до абсурда! Каждый должен заниматься своим делом. Система, в которой каждая ветвь власти и каждый человек на своём месте занимаются своим делом и стараются сделать его максимально эффективно и в соответствии с законом, - вот такая система будет работать, и нарушений прав граждан будет меньше, значительно меньше, но это зависит от работы системы в целом, а не только от дополнительных полномочий уважаемого уполномоченного по правам человека - мы же все это прекрасно понимаем! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Андрей Анатольевич Андреев. АНДРЕЕВ А. А., фракция КПРФ. Уважаемый Дмитрий Фёдорович, как прозвучало в выступлении депутата Корниенко, доклад, отчёт уполномоченного по правам человека составлен в том числе по материалам инспекций воинских частей и так далее, и так далее. В связи с этим вопрос: чем, собственно говоря, отличаются инспекции уполномоченного по правам человека от проверок, которые предлагаются? ВЯТКИН Д. Ф. Ну, по-моему, вы сами прекрасно понимаете, что уполномоченный по правам человека наблюдает и делает выводы. Вот он приезжает и видит - ситуация такая, такая, такая. Не так давно в связи с событиями в исправительной колонии в городе Копейске Челябинской области туда точно так же приезжали самые различные уполномоченные, в том числе Владимир Петрович. Он смотрел, разговаривал с людьми, с участниками конфликта и так далее и на основании собранной информации сделал определённые выводы, которые представил. Но мы прекрасно понимаем, что далее должны включаться другие органы и другие должностные лица: прокуратура, суд, следствие - вот они уже должны действовать непосредственно на основании в том числе собранных фактов, на основании информации, которую предоставил уполномоченный по правам человека. Но уполномоченный не вправе приехать и сказать: так, вот этот прав, этот виноват, надо сделать это, надо сделать то. Он наблюдает и делает выводы именно как независимый представитель... государства - да, согласен, действительно, его деятельность финансируется за счёт государства, но он не зависит от государства. Как только появляются властные полномочия, как только появляется обязанность рассматривать все поступающие обращения, давать ответы... ни один аппарат, сколько его ни раздувай (и мы прекрасно это понимаем), не справится с таким валом жалоб - ну не справится один-единственный уполномоченный на всю страну! А кстати, региональные уполномоченные не входят в эту систему, каждый из них занимается своей работой, они ему не подчиняются. Мы понимаем прекрасно, что если создать ещё один аппарат по рассмотрению жалоб именно с вынесением каких-то властных решений и так далее, то появится дополнительная властная структура со всеми её плюсами и минусами. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желающие выступить? Прошу записаться. Включите режим записи. Покажите список. Валентин Степанович Романов, пожалуйста. РОМАНОВ В. С. Уважаемые депутаты, я коротко. Взглянув на историю России за эти двадцать с небольшим лет, мы не можем не признать, что это был страшно тяжёлый период перехода от одной системы к другой. Неужели на таком фоне у вас есть иллюзии, что наша Конституция, под грохот танковых орудий продавленная, или наши законы сразу окажутся совершенно идеальными, не потребуются корректировка и улучшение? Конечно, всё наоборот. Надо трезво всё оценить и объективно признать, что общество в тяжелейших условиях ищет баланс, скажем, в полномочиях ветвей власти, в соотношении проблем собственности и так далее. А что происходит у нас? Если взять Государственную Думу, то ведь реально идёт процесс, так сказать, вымывания наших прав. Вспомните только, что происходит с бюджетом! Разве мы с вами не видим, что исполнительная власть сильно перетягивает одеяло на себя и баланс всё больше ухудшается?! Могла бы повлиять на этот процесс фракция большинства - "ЕДИНАЯ РОССИЯ"? Могла бы, если бы имела свою политическую точку зрения и самостоятельность, но этого нет! Можно ли считать, что институт уполномоченного по правам человека с самого начала в идеальном виде заложен в том базовом законе? Нет, конечно! Реальная жизнь гораздо суровее: безработица, коррупция, преступность, наркомания, алкоголизм, сколько направлений, где жизнь человека, права человека, в том числе права и маленьких, и больших, взрослых, попираются?! А почта наша - она же подтверждает, что адски трудно простому человеку пробиться сквозь бюрократический частокол! В почте депутатов Компартии огромную долю составляют жалобы на то, что тонут в бюрократической канители любые обращения - будь то в прокуратуру, будь то в суды, будь то в полицию-милицию. На этом фоне, повторяю, прав депутат Корниенко, предпринявший некую попытку взглянуть критически на то, насколько совершенен закон "Об Уполномоченном по правам человека...", а мы вместо этого просто отбиваем, так сказать. Ссылки на то, что сам коллега Лукин не хочет изменений, меня не убеждают. Я помню то время, когда мы здесь назначали коллегу Миронова, а потом и критиковали, хотя он наш товарищ, - мы и в те времена считали, что от уполномоченного по правам человека требуются высокое мужество, высокий профессионализм, огромная настойчивость. Это, знаете ли, должность довольно тяжёлая: не так сделал, не так сказал - и в каком-то высоком кабинете постучат пальцем. Так что тот, кто за это берётся, соглашается на эту должность, должен из этого исходить. Одним словом, сожалею... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Тамара Васильевна Плетнёва. ПЛЕТНЁВА Т. В. Спасибо. Вы знаете, уважаемые коллеги, когда принимался закон "Об Уполномоченном по правам человека...", я, например, голосовала за этот закон и думала, что человек, который займёт эту должность, будет самым лучшим, самым умным, самым достойным, ведь от него будет зависеть судьба человека, с которым, ну, несправедливо обошлись, неправильно обошлись, который не нашёл правды нигде, и вот он придёт или напишет уполномоченному, и всё будет хорошо. У меня такое было представление. Прошло много лет - и эта структура превратилась в такую же, как другие, ничего не значащую структуру: люди туда обращаются, когда уже и все инстанции исходили, и суды прошли, пишут и надеются, что уполномоченный по правам человека всё решит, а он, так же как и мы, депутаты, даёт им ответ, и на этом заканчивается вся его помощь, потому что у него нет никаких рычагов. Дмитрий Фёдорович сейчас, отвечая на мой вопрос, говорил: это что же, ещё одну целую структуру создавать или что, он будет отменять решение, что ли? Да не отменять решение, но дать ему хотя бы возможность влиять на то, что, как он считает, решено несправедливо, а то, что у нас сегодня несправедливость на каждом шагу, это абсолютно точно. И суды - что, у нас просто вот суд? Я бессильна, когда иногда смотрю, с какими приходят жалобами на решения судов, бессильна, я говорю человеку: ну не знаю, я не могу, у меня нет никаких прав вмешиваться ни в дела следствия, ни в решения судов. Ну я же вижу, что там тоже коррумпированная система, что там тоже зачастую принимаются абсолютно несправедливые решения, и на это никто не может повлиять. Вот это неправильно! Я считаю, что если мы доверяем такому человеку и назначаем его на долгий срок на такую должность, то он и какие-то права должен иметь, поэтому я сейчас удивлена тем, что, говорят, сам Лукин против. Как это - сам против?! Сам же работает, понимает, что, кроме отчёта, он ничего не может, и сам же против - это что, получается, не хочется ничего делать?! Я недаром упомянула Страсбургский суд, куда пишут... Это позор наш, понимаете?! Не должны наши граждане обращаться никуда, не должны нигде, кроме как в своей стране, решать их вопросы. Это стыдно, когда они туда пишут, да ещё иногда и говорят, что вот, мол, наш вопрос там решили. Если и решили, то я уверена, что назло нам, не верю я в их доброту, не верю я в их справедливость по отношению к нашей стране, не верила никогда и не поверю. Сегодня какая-то попытка предпринимается - ну давайте подумаем тогда, как это сделать! А то ведь у комитета нет никаких предложений, у них всё идёт как идёт, всё нормально. Если поднимают депутаты вопрос, значит, есть проблемы... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представители президента и правительства? Не выступают. Докладчик и содокладчик? Нет. Ставлю законопроект на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 49 мин. 53 сек.) Проголосовало за 197 чел.43,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 197 чел. Не голосовало 253 чел.56,2 % Результат: не принято Законопроект отклонён.
АНДРЕЕВ А. А. Уважаемый Сергей Евгеньевич, по 17-му вопросу депутаты Арефьев, Кашин Борис, Никитчук и Смолин голосовали за. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Прошу учесть.
Заседание № 79
О проекте федерального конституционного закона № 167598-6 "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон от 26.02.1997 года № 1-ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" (в части расширения перечня полномочий Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
РЕШУЛЬСКИЙ С. Н., фракция КПРФ. Спасибо, уважаемый Сергей Евгеньевич. Я прошу пункт 15 перенести на 22-е число, докладчиком будет Корниенко Алексей Викторович, поскольку он больше всех занимался этим законопроектом. Ну и по времени, я думаю, 22-го, в пятницу, мы его действительно могли бы рассмотреть. Прошу перенести на 22-е.
Сергей Николаевич Решульский просит перенести рассмотрение пункта 15 на 22 февраля. Нет возражений? Нет.