Заседание № 129

23.11.2005
Вопрос:

О проекте федерального закона № 167438-4 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с созданием Российского международного реестра судов".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1224 по 1267 из 5437
Блок "Законопроекты, рассматриваемые в третьем чтении". Вопрос 3, о проекте     
федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты      
Российской Федерации в связи с созданием Российского международного реестра     
судов". Доклад заместителя председателя Комитета по энергетике, транспорту и    
связи Виктора Александровича Клюса. Пожалуйста.                                 
                                                                                
КЛЮС В. А., фракция "Единая Россия".                                            
                                                                                
Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Комитет по энергетике,         
транспорту и связи представляет подготовленный к третьему чтению проект         
федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты в    
связи с созданием Российского международного реестра судов". Законопроект       
прошел правовую и лингвистическую экспертизы. Согласно заключению Правового     
управления в проекте закона нет внутренних противоречий и неправильной          
взаимосвязи статей. Комитет по энергетике, транспорту и связи считает           
законопроект подготовленным к принятию в третьем чтении и просит вас,           
уважаемые коллеги, поддержать это решение.                                      
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Виктор Александрович.                            
                                                                                
Есть ли дополнения к докладу?                                                   
                                                                                
Резник Владислав Матусович, пожалуйста.                                         
                                                                                
РЕЗНИК В. М., председатель Комитета Государственной Думы по кредитным           
организациям и финансовым рынкам, фракция "Единая Россия".                      
                                                                                
Глубокоуважаемые коллеги, я хотел бы отметить, что в данном законе есть         
норма, позволяющая страховать суда у иностранных страховщиков. Вместе с тем в   
базовом Законе "Об организации страхового дела..." данная тема сформулирована   
иначе. Я для протокола хотел бы отметить, что мы с Министерством финансов,      
обсуждая вчера создавшуюся ситуацию, решили внести поправку в базовый закон,    
не трогая этот.                                                                 
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, информация принимается к сведению. Виктор        
Александрович, присаживайтесь.                                                  
                                                                                
Уважаемые коллеги, выносим данный проект федерального закона на "час            
голосования".                                                                   
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1306 по 1324 из 5437
Уважаемые коллеги, объявляется "час голосования". Ставится на голосование в     
третьем чтении проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные     
законодательные акты Российской Федерации в связи с созданием Российского       
международного реестра судов". Кто за? Прошу голосовать.                        
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 43 мин. 20 сек.)                 
Проголосовало за              412 чел.91,6%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    412 чел.                                          
Не голосовало                  38 чел.8,4%                                      
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1345 по 1352 из 5437
ЧИЛИНГАРОВ А. Н., заместитель Председателя Государственной Думы, фракция        
"Единая Россия".                                                                
                                                                                
Борис Вячеславович, я хотел бы поздравить разработчиков законопроекта о         
создании Российского международного реестра судов. Восемь лет мы шли к этому    
дню. Этот закон дает возможность Российскому флоту вернуться в Россию, под      
российский флаг. Спасибо.                                                       
                                                                                

Заседание № 125

09.11.2005
Вопрос:

О проекте федерального закона № 167438-4 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с созданием Российского международного реестра судов" (принят в первом чтении 15 июня 2005 года с названием "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части, касающейся создания Российского международного реестра судов").

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1384 по 1503 из 6289
Блок "Законопроекты, рассматриваемые во втором чтении". Пункт 8. Проект         
федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты      
Российской Федерации в связи с созданием Российского международного реестра     
судов". Доклад председателя Комитета по энергетике, транспорту и связи          
Валерия Афонасьевича Язева.                                                     
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ЯЗЕВ В. А. Спасибо, уважаемый Борис Вячеславович.                               
                                                                                
Уважаемые депутаты, Комитет по энергетике, транспорту и связи представляет      
подготовленный ко второму чтению проект федерального закона "О внесении         
изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части,        
касающейся создания Российского международного реестра судов" с новым           
наименованием "О внесении изменений в отдельные законодательные акты            
Российской Федерации в связи с созданием Российского международного реестра     
судов". Изменение вызвано необходимостью более грамотно с юридико-технической   
точки зрения сформулировать наименование законопроекта.                         
                                                                                
Этот законопроект был принят нами в первом чтении 15 июня этого года со         
сроком подачи поправок до 15 июля. Реально поправки принимались до 15           
сентября. При подготовке ко второму чтению комитет решил включить в текст       
законопроекта только поправки, находящиеся в пределах принятой концепции. Наш   
комитет считал своей задачей подготовить законопроект, обеспечивающий           
создание реально работающего Российского международного реестра судов.          
Важность такого закона была подробно показана при рассмотрении законопроекта    
в первом чтении.                                                                
                                                                                
К законопроекту поступило пятьдесят поправок, тридцать три из них сведены в     
таблицу поправок, рекомендуемых комитетом к принятию, а семнадцать поправок     
комитет отклонил (таблица 2). Эти поправки находятся у вас в раздаточном        
материале. По результатам работы законопроект стал существенно чище с           
юридико-технической точки зрения. Например, законопроектом внесены уточнения    
в ряд статей Кодекса торгового мореплавания, упущенные разработчиками, учтены   
также новации в налоговом законодательстве, тоже упущенные разработчиками       
законопроекта в свое время.                                                     
                                                                                
В законопроекте расширены возможности для судов, зарегистрированных в           
реестре: эти суда получили право в случаях, установленных Правительством        
Российской Федерации, осуществлять каботажные перевозки в России; расширены     
возможности использования этих судов путем сдачи в аренду (плавание между       
зарубежными портами без захода в отечественные воды).                           
                                                                                
В то же время усилена роль государства. Теперь технический надзор за судами,    
зарегистрированными в Российском международном реестре судов, и их              
классификация в случае выбора судовладельцем иностранного классификационного    
общества будут осуществляться только таким обществом, которое наделено          
Правительством Российской Федерации соответствующими полномочиями в             
соответствии с международными договорами Российской Федерации.                  
                                                                                
Законопроект прошел правовую и лингвистическую экспертизы. Согласно             
заключению Правового управления Аппарата Государственной Думы не осталось       
неучтенных замечаний на сегодня. Комитет по энергетике, транспорту и связи      
считает законопроект подготовленным к принятию во втором чтении и просит вас,   
уважаемые коллеги, поддержать позицию комитета.                                 
                                                                                
Благодарю за внимание.                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Валерий Афонасьевич.                             
                                                                                
Уважаемые коллеги, есть ли необходимость вынести на отдельное голосование       
какие-либо поправки из таблицы 1 поправок, рекомендуемых комитетом к            
принятию? Здесь тридцать три поправки. Нет.                                     
                                                                                
Ставится на голосование таблица 1 поправок, рекомендуемых комитетом к           
принятию. Кто за? Прошу голосовать.                                             
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 48 мин. 48 сек.)                 
Проголосовало за              343 чел.76,2%                                     
Проголосовало против            1 чел.0,2%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    344 чел.                                          
Не голосовало                 106 чел.23,6%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Уважаемые коллеги, есть ли необходимость отдельно обсудить какие-либо           
поправки из таблицы 2 поправок, рекомендуемых комитетом к отклонению? Нет.      
                                                                                
Ставится на голосование таблица 2 поправок, рекомендуемых комитетом к           
отклонению. Кто за? Прошу голосовать.                                           
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 49 мин. 32 сек.)                 
Проголосовало за              334 чел.74,2%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    1 чел.0,2%                                      
Голосовало                    335 чел.                                          
Не голосовало                 115 чел.25,6%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Уважаемые коллеги, ставится на голосование: принять во втором чтении проект     
федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты      
Российской Федерации в связи с созданием Российского международного реестра     
судов". Кто за? Прошу голосовать.                                               
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 50 мин. 12 сек.)                 
Проголосовало за              416 чел.92,4%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    416 чел.                                          
Не голосовало                  34 чел.7,6%                                      
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято. Спасибо.                                                               
                                                                                

Заседание № 106

15.06.2005
Вопрос:

О проекте федерального закона № 167438-4 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части, касающейся создания Российского международного реестра судов".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3759 по 3987 из 5508
Пункт 11, о проекте федерального закона "О внесении изменений в отдельные       
законодательные акты Российской Федерации в части, касающейся создания          
Российского международного реестра судов". Доклад официального представителя    
Правительства Российской Федерации, заместителя министра транспорта             
Российской Федерации Аристова Сергея Алексеевича.                               
                                                                                
Пожалуйста, Сергей Алексеевич.                                                  
                                                                                
Это законопроекты, рассматриваемые в первом чтении, уважаемые коллеги.          
                                                                                
АРИСТОВ С. А., официальный представитель Правительства Российской Федерации,    
заместитель министра транспорта Российской Федерации.                           
                                                                                
Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые депутаты! Законопроект "О внесении   
изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части,        
касающейся создания Российского международного реестра судов" разработан во     
исполнение поручения Президента Российской Федерации с целью повышения          
конкурентоспособности морского торгового флота России на международном рынке    
судоходства.                                                                    
                                                                                
В современных рыночных условиях судоходные компании России реально              
проигрывают в конкурентной борьбе на мировом рынке транспортных услуг. В этой   
связи была поставлена задача обеспечить равные конкурентные условия для         
российских судовладельцев путем создания специального налогового режима для     
судов, зарегистрированных специально созданным Российской Федерацией            
Российском международном реестре судов.                                         
                                                                                
К сожалению, динамика развития флота за последние десять лет показывает, что    
морской торговый флот под российским флагом сократился в четыре раза.           
Изменился не только количественный состав флота, но и качественный. Сегодня в   
составе флота под отечественным флагом практически нет таких                    
высокопроизводительных специализированных судов, как контейнеровозы,            
рефрижераторы, паромы. Нет современных, удовлетворяющих мировым стандартам      
крупнотоннажных танкеров для экспорта сырой нефти, крупнотоннажных балкеров     
для перевозки зерна, угля, руды, минеральных удобрений. Отсутствуют газовозы    
и суда для перевозки жидких химических грузов. А между тем объем перевозок      
внешнеторговых грузов России морем непрерывно растет. Соответственно, для       
удовлетворения потребности внешней торговли в перевозках грузовладельцы         
вынуждены фрахтовать иностранный тоннаж, что приводит к удорожанию              
транспортной составляющей.                                                      
                                                                                
Одной из главных причин сокращения количества судов под российским флагом       
является высокая доля налогов, включая сборы, пошлины и другие отчисления, в    
стоимости транспортных услуг. Особенно она высока в сравнении с компаниями,     
зарегистрированными в так называемых странах открытой регистрации или в         
странах, имеющих аналогичные международные реестры. При регистрации в России    
судов, приобретенных за рубежом, сумма единовременной выплаты налогов и         
таможенных пошлин составляет 24 процента от стоимости судна, то есть            
стоимость увеличивается на четверть. Как результат, из двухсот одиннадцати      
судов, построенных для российских судовладельцев с 1992 по 2004 год, более 90   
процентов имеют иностранный флаг.                                               
                                                                                
Анализ зарубежного опыта показывает, что многие ведущие морские державы за      
последнее десятилетие для преодоления аналогичных трудностей создали            
международные судовые реестры, которые являются наиболее эффективным            
средством государственной поддержки национальных судовладельцев, позволяющие    
конкурировать с "удобными" флагами. Международные реестры сегодня созданы в     
таких морских державах, как Норвегия, Дания, Великобритания, Нидерланды,        
Франция, Италия, Германия, Португалия, Турция, Китай, Бразилия и так далее.     
Наиболее успешно действуют сегодня реестры в Норвегии, где уже 90 процентов     
флота - под национальным флагом, в Дании - 97, в Турции - 84.                   
                                                                                
Законопроект "О внесении изменений в отдельные законодательные акты             
Российской Федерации в части, касающейся создания Российского международного    
реестра судов", предусматривает применение к зарегистрированным в реестре       
судам особого налогового режима, аналогичного режимам, действующим в            
зарубежных странах, и вносит изменения в Кодекс торгового мореплавания,         
Налоговой кодекс, Федеральный закон "О таможенном тарифе". Рассматриваемый      
законопроект предусматривает освобождение судовладельцев, зарегистрировавших    
суда в Российском международном реестре судов, от оплаты налога на прибыль,     
налога на имущество, транспортного налога, налога на добавленную стоимость и    
таможенной пошлины при импорте судов. При реализации судов, построенных на      
российских верфях, предусматривается применение нулевой ставки налога на        
добавленную стоимость, что, безусловно, повлечет повышение интереса к нашим     
судоверфям. При этом судовладельцами оплачивается государственная пошлина за    
первичную регистрацию и ежегодное продление регистрации судна в реестре. Как    
и во всем мире, основной целью создания реестра является не получение доходов   
от регистрации судов, а мультипликативный эффект для экономики страны в         
целом, включая защиту внешней торговли от резких колебаний фрахтового рынка,    
обеспечение экономической безопасности государства, оживление связанных с       
судоходством отраслей экономики.                                                
                                                                                
По экспертным оценкам, принятие закона о реестре позволит в перспективе         
увеличить состав российского флота на 750 судов. Благодаря применению нулевой   
ставки НДС при реализации судов, построенных на российских верфях,              
прогнозируется оживление национальной судостроительной и судоремонтной          
промышленности и связанных с ними смежных отраслей, увеличение численности      
рабочих мест, безусловно.                                                       
                                                                                
Поэтому прошу поддержать данный законопроект, который направлен на              
возрождение российского флота и подтверждение статуса России как морской        
державы. Спасибо.                                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Алексеевич. Присаживайтесь.               
                                                                                
Содоклад сделает Виктор Александрович Клюс, заместитель председателя Комитета   
по энергетике, транспорту и связи. Пожалуйста.                                  
                                                                                
КЛЮС В. А., фракция "Единая Россия".                                            
                                                                                
Добрый день, уважаемая Любовь Константиновна, добрый день, уважаемые коллеги!   
Официальный представитель Правительства Российской Федерации достаточно         
подробно остановился на целях и задачах предлагаемого к принятию проекта        
закона. Еще раз хочу подчеркнуть, что основной причиной кризисного положения    
российского флота сегодня является неравность нашей законодательной базы и      
конкурирующих флотов на международных фрахтовых рынках. Достаточно сказать,     
что сегодня грузовая база Российской Федерации осваивается нашим флотом не      
более чем на 5 процентов. Имея огромные потенциальные возможности для           
развития флота, мы его на сегодняшний день практически потеряли.                
                                                                                
Проблема, обсуждаемая нами сегодня, не нова. К разработке этого закона          
депутаты разных созывов приступали начиная с 1997-1999 годов. Еще в 2000        
году, 10 октября, на парламентских слушаниях были вынесены рекомендации:        
Правительству Российской Федерации ускорить внесение закона о втором реестре    
в Государственную Думу и представить его не позднее первого квартала 2001       
года. На парламентских слушаниях в октябре 2004 года аналогичное предложение    
прозвучало вновь. Усилиями очень многих депутатов, членов Совета Федерации,     
глав администраций субъектов Федерации, правительства, Минтранса, наконец,      
этот закон поступил к нам, в Государственную Думу. Принятие этого закона        
позволит уравнять условия работы судоходных компаний, эксплуатирующих суда      
под российским флагом, работающих сегодня на внешнем рынке и использующих       
флаги стран "удобного" флага.                                                   
                                                                                
Данный законопроект рассматривался на заседании Комитета по энергетике,         
транспорту и связи и получил положительную оценку. У меня просьба, коллеги,     
поддержать решение комитета.                                                    
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли вопросы? Есть вопросы. Тюлькин Виктор Аркадьевич и Решульский Сергей    
Николаевич. Пожалуйста, Тюлькин Виктор Аркадьевич.                              
                                                                                
ТЮЛЬКИН В. А. Да, у меня вопрос представителю министерства. Во-первых,          
сравните абсолютные показатели по количеству судов и тоннажу с советскими       
временами, когда государство было владельцем и не было этих проблем, успешно    
конкурировали. И если можно, скажите, есть ли сейчас какая-то доля в            
государственной собственности? И какова эта доля в тоннаже, в штуках судов и    
тому подобное?                                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста.                                               
                                                                                
АРИСТОВ С. А. Сегодня в государственной собственности в соответствии с          
действующим законодательством у нас ледокольный флот, атомный и дизельный.      
Далее, есть соответствующая доля акций в ряде компаний, в том числе 100         
процентов в компании "Совкомфлот". Непосредственно в федеральной                
собственности как таковой, я уже сказал, только ледокольный флот,               
приватизация которого запрещена.                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Сергей Николаевич Решульский, ваш вопрос.                                       
                                                                                
РЕШУЛЬСКИЙ С. Н., фракция Коммунистической партии Российской Федерации.         
                                                                                
У меня к Сергею Алексеевичу вопрос. Мы внимательно ознакомились с               
представленными документами, вашим докладом, вашей информацией. И вопрос        
простой, Сергей Алексеевич: а почему пятнадцать лет мы не принимали такого      
решения, не вносили такой законопроект? Да и сейчас он, мне кажется,            
выравнивает только условия, но если у нас трагедия действительно с морским      
торговым флотом, то, может, ко второму чтению выйти с предложением о том,       
чтобы более льготные условия создать? Почему все-таки пятнадцать лет мы не      
могли решить эту проблему?                                                      
                                                                                
АРИСТОВ С. А. Я начну, наверное, с ответа на вторую часть, где вы говорите о    
поправках ко второму чтению. Наверное, могут быть поправки, которые             
дополнительно что-то изменят с точки зрения налогооблагаемой базы или иных      
направлений, позволяющих нашим грузовладельцам, судовладельцам использовать     
какой-то льготный режим, но надо помнить всегда, что мы говорим не о            
преференциях для собственных судовладельцев, а в первую очередь о равной        
конкурентной борьбе, в том числе и на мировом рынке. Если мы для себя только    
сделаем, это не значит, что на международном рынке это будет воспринято         
надлежащим образом.                                                             
                                                                                
Что касается первой части, почему пятнадцать лет не принимали закон, я думаю,   
что те нормативные акты, которые сейчас принимаются, как раз и направлены на    
стабилизацию в обществе и восполнение пробелов, допущенных за пятнадцать лет.   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли желающие выступить? Тюлькин Виктор Аркадьевич. С места.                 
                                                                                
Включите микрофон.                                                              
                                                                                
ТЮЛЬКИН В. А. Мы будем голосовать, конечно, за этот закон, но отметить          
хотелось бы следующее. Опять звучат слова: за десять лет потеряли, скатились    
на такой уровень и дальше это терпеть нельзя. И спрашивается: а где             
ответственные? У нас только этот президент уже второй срок, так сказать,        
дотягивает и сплошь и рядом лица в правящей партии, которые занимали            
соответствующие посты.                                                          
                                                                                
Я не зря вас спросил про долю государственной собственности и,                  
соответственно, заинтересованности государства. У нас в России только - эта     
доля РСФСР в имуществе СССР - было девятьсот пятьдесят судов общим              
водоизмещением почти 15 миллионов тонн, а сейчас на эти цифры только когда-то   
где-то собираются выйти. Сначала форсированно приватизировали, создавали        
условия, обанкротили, а теперь разобрали по частным лавочкам и предпринимают    
героические усилия, чтобы спасти! Ну понятно, может быть, назад уже это не      
воротишь (по крайней мере, не хотят, наоборот, только экономические амнистии    
объявляют), но те же самые процессы продолжаются и в других отраслях            
транспорта. Например, что касается авиации, сегодня унитарное государственное   
предприятие "Пулково", его аэропорт и летный состав, реорганизуют, разделяют,   
и всё это делается со ссылкой (прямо смешно!) на указ президента по улучшению   
перевозок ВИП-персон: его, Председателя Думы, премьер-министра и так далее, и   
тому подобное. Поэтому, голосуя за данный законопроект, мы все-таки просили     
бы представителя транспортного министерства обратить внимание на те процессы,   
которые сейчас еще происходят, в том числе в отношении того имущества,          
которое еще является государственным, это унитарные предприятия и так далее.    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Представитель президента не хотел бы высказаться? Нет. Коллеги, кто за то,      
чтобы принять данный законопроект в первом чтении? Прошу проголосовать.         
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 55 мин. 58 сек.)                 
Проголосовало за              413 чел.91,8%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    413 чел.                                          
Не голосовало                  37 чел.8,2%                                      
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.