Заседание № 60

16.11.2012
Вопрос:

О проекте федерального закона № 16703-6 "О внесении изменений в главы 21 и 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 2 Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (об особенностях восстановления в составе доходов сумм расходов на капитальные вложения для целей исчисления налога на прибыль организаций).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2499 по 2516 из 8013
Пункт 18, проект федерального закона "О внесении изменений в главы 21 и 25      
части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 2 Федерального    
закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса         
Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".    
                                                                                
Надежда Сергеевна Максимова, пожалуйста.                                        
                                                                                
МАКСИМОВА Н. С. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! При доработке   
проекта закона к третьему чтению были учтены все поправки Правового             
управления юридико-технического характера. Законопроект подготовлен к           
третьему чтению, комитет предлагает его принять.                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Будут ли выступления от фракций по мотивам? Нет.                                
                                                                                
Выносим на "час голосования".                                                   
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 6715 по 6733 из 8013
18-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в главы 21 и 25    
части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 2 Федерального    
закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса         
Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".    
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 57 мин. 50 сек.)                 
Проголосовало за              237 чел.52,7 %                                    
Проголосовало против           91 чел.20,2 %                                    
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    328 чел.                                          
Не голосовало                 122 чел.27,1 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Закон принят.                                                                   
                                                                                

Заседание № 58

13.11.2012
Вопрос:

О проекте федерального закона № 16703-6 "О внесении изменений в главы 21 и 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 2 Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (об особенностях восстановления в составе доходов сумм расходов на капитальные вложения для целей исчисления налога на прибыль организаций; принят в первом чтении 19 июня 2012 года с наименованием "О внесении изменения в статью 258 части второй Налогового кодекса Российской Федерации").

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2684 по 2732 из 5796
10-й вопрос повестки, проект федерального закона "О внесении изменений в        
главы 21 и 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 2   
Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового    
кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской        
Федерации", второе чтение. Докладывает Надежда Сергеевна Максимова.             
                                                                                
МАКСИМОВА Н. С. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые депутаты! В процессе     
рассмотрения законопроекта было внесено двадцать четыре поправки, семнадцать    
из них принято и семь отклонено. Составлены таблицы поправок № 1 и № 2,         
просьба их утвердить.                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Ставлю на голосование таблицу          
поправок № 1.                                                                   
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 48 мин. 44 сек.)                 
Проголосовало за              247 чел.54,9 %                                    
Проголосовало против           40 чел.8,9 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    287 чел.                                          
Не голосовало                 163 чел.36,2 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Таблица поправок № 1 принимается.                                               
                                                                                
Есть ли вопросы и замечания по таблице поправок № 2? Ставлю на голосование      
таблицу поправок № 2.                                                           
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 49 мин. 14 сек.)                 
Проголосовало за              241 чел.53,6 %                                    
Проголосовало против           33 чел.7,3 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    274 чел.                                          
Не голосовало                 176 чел.39,1 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Таблица поправок № 2 принимается.                                               
                                                                                
Выносим законопроект на "час голосования".                                      
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5164 по 5182 из 5796
10-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в главы 21 и 25    
части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 2 Федерального    
закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса         
Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".    
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 59 мин. 09 сек.)                 
Проголосовало за              240 чел.53,3 %                                    
Проголосовало против           92 чел.20,4 %                                    
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    332 чел.                                          
Не голосовало                 118 чел.26,2 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Законопроект принят.                                                            
                                                                                

Заседание № 34

19.06.2012
Вопрос:

О проекте федерального закона № 16703-6 "О внесении изменения в статью 258 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (об особенностях восстановления в составе доходов сумм расходов на капитальные вложения для целей исчисления налога на прибыль организаций).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3195 по 3436 из 6692
12-й пункт повестки дня, проект федерального закона "О внесении изменения в     
статью 258 части второй Налогового кодекса Российской Федерации". Доклад        
официального представителя правительства статс-секретаря - заместителя          
министра финансов Сергея Дмитриевича Шаталова.                                  
                                                                                
Пожалуйста, Сергей Дмитриевич.                                                  
                                                                                
ШАТАЛОВ С. Д., официальный представитель Правительства Российской Федерации,    
статс-секретарь - заместитель министра финансов Российской Федерации.           
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты! Уже на протяжении           
нескольких лет в Российской Федерации в плане налога на прибыль действует       
специальный механизм - так называемая амортизационная премия. Суть состоит в    
том, что, приобретая основные средства или вкладываясь в модернизацию           
производства, налогоплательщик получает возможность единовременно, до того,     
как будут применяться правила амортизации, отнести на расходы от 10 до 30       
процентов стоимости приобретаемого имущества.                                   
                                                                                
Для того чтобы не было злоупотреблений в отношении этого механизма,             
разработаны специальные правила, которые предусматривают, что, если такое       
имущество реализуется в течение пяти лет после того, как был применён режим     
амортизационной премии, эти суммы амортизационной премии подлежат               
восстановлению. В то же время этот механизм является обременительным в тех      
случаях, когда это обычные сделки с амортизируемым имуществом, не связанные     
со сделками между взаимозависимыми лицами и направленные на то, чтобы ещё       
быстрее проводить модернизацию производства, поэтому правительство предлагает   
сделать эти ограничения более мягкими и предусмотреть, что соответствующие      
расходы не восстанавливаются в том случае, если реализация происходит           
независимым лицам.                                                              
                                                                                
Добавлю ещё, что механизм амортизационной премии достаточно востребован и по    
итогам 2010 года им воспользовались больше одиннадцати тысяч                    
налогоплательщиков, а общая сумма расходов составила 560 миллиардов рублей.     
                                                                                
Мы просим поддержать этот законопроект.                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Дмитриевич.                               
                                                                                
Содоклад заместителя председателя Комитета по бюджету и налогам Надежды         
Сергеевны Максимовой.                                                           
                                                                                
МАКСИМОВА Н. С. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Сергей       
Дмитриевич достаточно подробно изложил суть этого законопроекта, поэтому я      
просто хочу подчеркнуть, что комитет считает, что указанный законопроект        
разработан в соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской           
Федерации о бюджетной политике в 2012-2014 годах, где была отмечена             
необходимость последовательно устранять те элементы налоговой системы,          
которые препятствуют инновационному развитию. И вот законопроектом              
предусматривается, что капитальные расходы будут подлежать восстановлению       
только в том случае, если основные средства реализованы лицу, которое           
является взаимозависимым по отношению к налогоплательщику. Таким образом, для   
всех остальных налогоплательщиков не увеличиваются ни налогооблагаемая база,    
ни налог на прибыль, то есть дополнительные ресурсы остаются на модернизацию    
и развитие производства.                                                        
                                                                                
Вместе с тем из текста законопроекта неясно, когда становится известной дата    
признания дохода в виде восстановленных расходов, и поэтому комитет считает,    
что при подготовке законопроекта ко второму чтению необходимо будет             
разработать вот эту норму.                                                      
                                                                                
Уважаемые коллеги, учитывая, что указанный законопроект направлен на            
стимулирование инновационной и инвестиционной деятельности и в то же время      
сохраняет нормы, которые препятствуют злоумышленникам, недобросовестным         
налогоплательщикам воспользоваться вот этой нормой, Комитет по бюджету и        
налогам рекомендует поддержать в первом чтении указанный законопроект.          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли вопросы к докладчикам? Есть.                                            
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Савельев Дмитрий Иванович.                                                      
                                                                                
САВЕЛЬЕВ Д. И. Сергей Дмитриевич, скажите, пожалуйста, существует ли            
какая-либо достоверная статистика по случаям перепродажи основных средств       
взаимозависимыми лицами друг другу в целях получения амортизационной премии?    
И какой практический механизм предлагается для выявления данного вида           
злоупотреблений?                                                                
                                                                                
ШАТАЛОВ С. Д. У нас отсутствует какая бы то ни было статистика в отношении      
того, каков объём сделок с имуществом, которое использовалось для               
модернизации производства и в отношении которого была получена                  
амортизационная премия сделок со взаимозависимыми лицами. Инструмент для        
определения взаимной зависимости и, соответственно, сделок, по которым          
возможны злоупотребления, у нас существует, в частности, в прошлом году         
приняты новые нормы о трансфертном ценообразовании, где взаимная зависимость    
определяется достаточно чётко.                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ищенко Антон Анатольевич.                                 
                                                                                
ИЩЕНКО А. А., фракция ЛДПР.                                                     
                                                                                
Уважаемый Сергей Дмитриевич, в пояснительной записке к законопроекту сказано,   
что сохраняется механизм, предотвращающий злоупотребления данной налоговой      
преференцией со стороны недобросовестных налогоплательщиков, многократно        
применяющих указанную премию к одним и тем же основным средствам при их         
перепродаже между взаимозависимыми лицами. Соответственно, я так понимаю, что   
речь идёт не о каких-то маленьких предприятиях, которые приобретали основные    
средства и потом, чтобы получить преференции по налогу на прибыль, их           
перепродавали, а речь идёт о крупных, крупнейших налогоплательщиках, вы         
правильно говорите, наверное, о тех, в отношении которых применяется            
законодательство о трансфертном ценообразовании. Назовите, пожалуйста,          
конкретные примеры, конкретные предприятия, которые таким образом уклонялись    
от уплаты налога на прибыль.                                                    
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ШАТАЛОВ С. Д. У нас нет таких примеров по той простой причине, что был сразу    
же задействован механизм, препятствующий злоупотреблению амортизационной        
премией. Сейчас мы говорим, что тот механизм, который был ранее предусмотрен,   
распространялся не только на зависимых лиц, но и на сделки с независимыми       
лицами, и мы предлагаем сделать эти жёсткие правила чуть более мягкими.         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Никитчук Иван Игнатьевич, пожалуйста.                     
                                                                                
НИКИТЧУК И. И., фракция КПРФ.                                                   
                                                                                
Спасибо, Александр Дмитриевич.                                                  
                                                                                
Сергей Дмитриевич, я хотел просто уяснить для себя: этот закон связан как-то    
с выпадающими доходами федерального бюджета? Если да, то каких сумм может       
недосчитаться федеральный бюджет с реализацией этого закона?                    
                                                                                
ШАТАЛОВ С. Д. Нет, не связан.                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли желающие выступить? Есть.                                               
                                                                                
Включите запись на выступления.                                                 
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Ищенко Антон Анатольевич, пожалуйста.                                           
                                                                                
ИЩЕНКО А. А. Уважаемые коллеги, наверное, законопроект, внесённый               
Правительством Российской Федерации, носит в большей степени технический        
характер, но он показывает, как правительство готовится к таким значимым, я     
бы сказал, реформам в сфере налогообложения.                                    
                                                                                
30 мая в стенах Государственной Думы, в Малом зале, проходили парламентские     
слушания по налоговой политике Российской Федерации, и тот подход, который      
показало правительство, свидетельствует о том, что мы не понимаем, что будет    
происходить завтра или послезавтра в налоговой системе. У нас нет чёткой        
концепции, постоянно меняются правила игры, постоянно меняются вводные, и       
именно поэтому качество принятых решений о том или ином способе модернизации    
нашего налогового законодательства оставляет желать лучшего.                    
                                                                                
К сожалению, на этих парламентских слушаниях внимание было уделено в основном   
нефтяным компаниям, газовым компаниям, регионам, которые являются нефте- и      
газодобывающими, и в меньшей степени - проблемам непосредственно                
производителей, малого, среднего бизнеса, да и вообще экономической             
стабильности в стране. Мы видим, что Россия проигрывает в борьбе с соседними    
странами за привлечение инвесторов, и отток капитала это только подтверждает.   
Ситуация с Казахстаном, где у нас сейчас прозрачные границы, подтверждает,      
что в ближайшее время огромное количество налогоплательщиков уйдёт в            
близлежащие страны, где ставки налогов в несколько раз ниже, чем в Российской   
Федерации.                                                                      
                                                                                
Именно поэтому фракция ЛДПР внесла предложение выработать наконец-то            
стратегию развития налоговой системы в стране. Наверное, есть смысл             
задуматься уже об изменениях в отношении таких концептуальных налогов, как      
налог на добавленную стоимость, - мы предлагаем его отменить и ввести налог с   
продаж. Наверное, стоит отменить транспортный налог, потому что он на самом     
деле является задвоенным, поскольку сейчас население платит и акциз, который    
включается в стоимость ГСМ, и одновременно платит за каждую единицу             
принадлежащего ему транспорта отдельные деньги.                                 
                                                                                
Сегодняшние ответы представителя Министерства финансов, к сожалению,            
показывают, что принятые решения абсолютно не подготовлены: нет статистики,     
нет данных по тем предприятиям, которые пользовались такими льготами и в        
отношении которых, собственно, и были введены вот такие ограничения. Это        
лишний раз подтверждает, что необходимо всё-таки вернуться к выработке          
серьёзной, глобальной стратегии развития налогового законодательства как        
минимум на период до 2020 года. Но конечно, учитывая, что этот законопроект     
может иметь определённое позитивное влияние на экономику, мы, фракция ЛДПР,     
поддерживаем этот законопроект, будем за него голосовать и будем просить        
поддержать его в первом чтении.                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Анатолий Геннадьевич Аксаков.                             
                                                                                
АКСАКОВ А. Г. Поскольку этот законопроект направлен на то, чтобы смягчить       
требования к организациям при работе с лизингом, то, очевидно, такой            
законопроект требует поддержки. Я бы предложил распространить применение        
страховой премии, вернее, вернуть использование страховой премии для первой -   
третьей амортизационных групп, что, к сожалению, было задним числом отменено    
несколько лет назад, и это очень больно ударило в том числе по лизинговым       
компаниям, да и по модернизации, поскольку многие не смогли использовать эту    
очень современную и эффективную форму инвестиционной деятельности и даже были   
вынуждены, поскольку это решение было принято задним числом, переписывать       
свои бухгалтерские документы, нести убытки, связанные с отчётностью по этим     
видам деятельности.                                                             
                                                                                
Хотел бы предложить ко второму чтению включить первую - третью                  
амортизационные группы в число тех видов имущества, на которые                  
распространяется использование страховой премии. А в целом, на мой взгляд,      
это абсолютно правильное движение, движение в верном направлении, хотя          
законопроект требует доработки.                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Михаил Иванович Сердюк.                                   
                                                                                
СЕРДЮК М. И., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                    
                                                                                
В целом я согласен, что тренд законопроекта верен, в то же время непонятна      
логика этого закона. Возникает вопрос: с одной стороны, это стимулирующая       
мера, но, с другой стороны, она по факту является карательной. Вот, скажем,     
инвестировал человек на пять лет, но прошло четыре года, изменилась             
конъюнктура, поменялись рыночные обстоятельства: кризис, ещё что-то, - он       
вынужден продать этот объект инвестиций и, собственно говоря, теряет            
какое-либо право на эту премию. Но в отношении того периода, в течение          
которого он этот объект использовал, давайте это право оставлять.               
                                                                                
Давайте рассмотрим другой инструментарий. В частности, можно, собственно        
говоря, принимать вычет по проценту Центрального банка, по ставке               
рефинансирования за период использования. Нельзя полностью лишать возможности   
инвестировать, тем более возможности защищать инвестора, ведь риски могут       
возникнуть и случайно в период использования этого имущества. Да и не грех      
инвестировать на три, на четыре года, не только на пять, иначе мы вводим        
некий дополнительный риск, который сознательный инвестор сначала обдумает: а    
действительно ли пять лет у меня будет это имущество или ситуация поменяется    
и я вынужден буду через два года продать его и, соответственно, буду наказан?   
                                                                                
Карательных мер в данном законе быть не должно, и я считаю, что стоило бы в     
дальнейшем доработать этот момент и как вариант рассмотреть предложенную мной   
возможность применения ставки рефинансирования за период использования,         
поскольку это гарантировало бы тем инвесторам, которые уже осуществили свои     
инвестиции, что в течение этого периода они смогут выйти из данной ситуации.    
А так, собственно говоря, по существующей концепции законопроекта, хоть он и    
разработан в положительном ключе, получается, что амортизационная премия        
несколько сомнительна. Это всё равно что мы даём человеку премию и говорим:     
если ты её захочешь потратить - подумай пять лет, иначе мы её себе обратно      
заберём. Поэтому давайте всё-таки посмотрим, как можно улучшить этот            
законопроект, и учтём все рекомендации.                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
У представителей президента и правительства есть желание высказаться? Нет.      
Выносится законопроект на "час голосования".                                    
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5538 по 5554 из 6692
В первом чтении голосуется проект федерального закона "О внесении изменения в   
статью 258 части второй Налогового кодекса Российской Федерации", пункт 12.     
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 05 мин. 37 сек.)                 
Проголосовало за              439 чел.97,6 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    439 чел.                                          
Не голосовало                  11 чел.2,4 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Законопроект принят в первом чтении.