Заседание № 111
08.07.2005
Вопрос:
О проекте федерального закона № 167003-4 "Об особых экономических зонах в Российской Федерации".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2954 по 3130 из 7074
Возвращаемся к законопроектам второго чтения. Проект федерального закона "Об особых экономических зонах в Российской Федерации". Доклад председателя Комитета по экономической политике, предпринимательству и туризму Валерия Гавриловича Драганова. Пожалуйста, Валерий Гаврилович. ДРАГАНОВ В. Г. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги, уважаемые представители правительства! Вашему вниманию предлагается проект федерального закона "Об особых экономических зонах в Российской Федерации", который мы с вами приняли в первом чтении 9 июня 2005 года. В соответствии с законопроектом особые экономические зоны создаются в целях развития обрабатывающих отраслей экономики, отраслей высоких технологий и производства новых видов продукции, развития транспортной инфраструктуры. В ходе работы над законопроектом от субъектов права законодательной инициативы поступило около двухсот поправок, а точнее, сто девяносто две. Основные проблемы, содержащиеся в поправках, ко второму чтению нам удалось решить. Первое: конкретизированы цели создания особых экономических зон. В перечень целей добавлено развитие транспортной инфраструктуры. Второе: изменено требование к размеру площади участка, занимаемого промышленно-производственной особой экономической зоной, с "не более 10" на "не более 20 квадратных километров". Далее. Учтено предложение, согласно которому на момент создания промышленно-производственной особой экономической зоны на ее территории могут располагаться объекты инженерной и транспортной инфраструктуры, принадлежащие гражданам и юридическим лицам. Аналогичное дополнение сделано и в отношении технико-внедренческих зон. Для координации деятельности органов исполнительной власти и хозяйствующих субъектов по развитию особой экономической зоны, контролю за выполнением соглашений о создании особой экономической зоны, а также для иных целей создается наблюдательный совет особой экономической зоны. Прописан механизм поступления и распределения средств, полученных за аренду государственного и (или) муниципального имущества, находящегося на земельных участках в пределах территории особой экономической зоны. В текст законопроекта включено положение, согласно которому территориальные органы управления особыми экономическими зонами для выполнения своей функции по управлению расположенными на территории особой экономической зоны объектами недвижимости, находящимися в государственной и муниципальной собственности, вправе привлекать управляющую компанию. Введено положение, согласно которому акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, законы субъектов Российской Федерации о налогах и сборах, нормативные правовые акты органов местного самоуправления, ухудшающие положение налогоплательщиков - резидентов особой экономической зоны, за исключением актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, касающихся налогообложения подакцизных товаров, не применяются в отношении резидентов особой экономической зоны в течение срока действия соглашения о ведении промышленно-производственной или технико-внедренческой деятельности. При доработке законопроекта ко второму чтению учтены положения заключения Президента Российской Федерации на проект федерального закона. В тексте законопроекта также учтены замечания и предложения Правового управления Аппарата Государственной Думы. По большинству поправок, поступивших к законопроекту, нам удалось достичь консенсуса. Вместе с тем следует сказать о том, что ряд интересных предложений субъектов права законодательной инициативы комитету пришлось отклонить. В частности, в поправках, поступивших к законопроекту, содержались предложения, касающиеся создания особых экономических зон курортно-рекреационного типа. Комитет концептуально поддержал данное предложение, однако в связи с тем, что внесение в законопроект особой экономической зоны нового типа нарушит концепцию законопроекта, принятого нами в первом чтении, комитет предложил правительству разработать и внести в Государственную Думу отдельный проект федерального закона, направленный на создание в России особых экономических зон курортно-рекреационного типа. Это предложение комитет предлагает зафиксировать в постановлении Государственной Думы о принятии данного проекта федерального закона во втором чтении. В розданных к законопроекту материалах содержатся таблицы поправок, рекомендуемых комитетом к принятию и к отклонению. Прошу перейти к рассмотрению данных таблиц. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Валерий Гаврилович. Коллеги, у нас есть две таблицы поправок. Таблица 1 поправок, рекомендуемых к принятию, состоит из семидесяти четырех поправок. Есть ли у депутатов желание вынести на отдельное голосование какие-то поправки? Нет. Кто за то, чтобы принять таблицу 1 поправок? Прошу проголосовать. Покажите, пожалуйста, результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 51 мин. 49 сек.) Проголосовало за 316 чел.70,2% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 316 чел. Не голосовало 134 чел.29,8% Результат: принято Принято. Есть ли вопросы по таблице поправок, рекомендуемых комитетом к отклонению? Есть у Ивановой Валентины Николаевны. Пожалуйста, включите микрофон. ИВАНОВА В. Н., фракция "Единая Россия". Спасибо, Любовь Константиновна. У меня просьба вынести поправку, указанную на странице 102, касающуюся статьи 7, пункта 2, на отдельное голосование. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Извините, номер поправки назовите. ИВАНОВА В. Н. Номера отсутствуют здесь, могу только указать номер страницы - 102-я. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет, Валентина Николаевна, у нас есть Регламент, поэтому я не принимаю ваше предложение. ИВАНОВА В. Н. Обратитесь к председателю комитета, Любовь Константиновна. Это комитет готовил поправки, в таблице не пронумерована ни одна поправка. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я сказала: в таблице сто двадцать девять поправок. У меня они все пронумерованы, я не знаю, какая у вас таблица. С 1-ой по 129-ю - таблица отклоненных поправок. Включите микрофон Драганову. ДРАГАНОВ В. Г. Валентина Николаевна, если поправка касается нашей беседы до моего появления на трибуне, то я готов депутатам сказать, что она инкорпорирована в текст. Я попрошу аппарат, чтобы вам об этом сообщили. Я думаю, что вы будете удовлетворены таким решением: она уже в тексте. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, кто за то, чтобы принять таблицу 2 поправок, рекомендованных к отклонению? Прошу проголосовать. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 54 мин. 01 сек.) Проголосовало за 306 чел.68,0% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 306 чел. Не голосовало 144 чел.32,0% Результат: принято Принято. Коллеги, кто за то, чтобы принять законопроект во втором чтении? Прошу проголосовать. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 54 мин. 33 сек.) Проголосовало за 370 чел.82,2% Проголосовало против 29 чел.6,4% Воздержалось 2 чел.0,4% Голосовало 401 чел. Не голосовало 49 чел.10,9% Результат: принято Принято. Валерий Гаврилович Драганов что-то хочет нам сказать. ДРАГАНОВ В. Г. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Законопроект прошел юридико-техническую, правовую и лингвистическую экспертизы и полностью подготовлен к рассмотрению в третьем чтении. Соответствующее заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы вам также роздано. Прошу поддержать законопроект в третьем чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, кто за то, чтобы принять законопроект в третьем чтении? Прошу проголосовать в рамках "часа голосования". Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 55 мин 32 сек.) Проголосовало за 375 чел.83,3% Проголосовало против 32 чел.7,1% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 407 чел. Не голосовало 43 чел.9,6% Результат: принято Принимается.
Заседание № 104
09.06.2005
Вопрос:
О проекте федерального закона № 167003-4 "Об особых экономических зонах в Российской Федерации".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 440 по 446 из 7872
ЕЛЬЦОВ В. Н., фракция "Единая Россия". Уважаемый Борис Вячеславович, я прошу предоставить слово для содоклада по пунктам 11 и 12 повестки председателю Комитета по промышленности, строительству и наукоемким технологиям Шаккуму Мартину Люциановичу, как соисполнителю по законопроектам.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2453 по 3764 из 7872
Переходим к рассмотрению вопросов в блоке "Экономическая политика". Пункт 11, он у нас поставлен на фиксированное время. Проект федерального закона "Об особых экономических зонах в Российской Федерации". Доклад официального представителя Правительства Российской Федерации заместителя министра экономического развития и торговли Российской Федерации Андрея Владимировича Шаронова. И мы с вами сегодня договорились, что будет два содоклада - Драганова и Шаккума. Пожалуйста, Андрей Владимирович Шаронов. ШАРОНОВ А. В., официальный представитель Правительства Российской Федерации, заместитель министра экономического развития и торговли Российской Федерации. Добрый день, Борис Вячеславович, добрый день, уважаемые депутаты! Позвольте представить вам проект федерального закона "Об особых экономических зонах...". Я хотел бы построить свое выступление таким образом: сказать о целях, которые ставит перед собой правительство в связи с этим актом, сказать о зарубежном опыте, который есть в этой сфере, и наконец, собственно о тех механизмах, которые закон предлагает субъектам Российской Федерации и субъектам предпринимательской деятельности для работы в этих зонах. Итак, правительство намеревается с помощью этого закона, во-первых, работать в направлении улучшения инвестиционного и предпринимательского климата в стране, работать по выравниванию условий межстрановой конкуренции. Во-вторых, мы собираемся посредством этих зон конкурировать со странами, которые имеют наилучшие условия предпринимательской деятельности в своих особых экономических зонах, как развивающимися (Индия, Китай), так и развитыми. В-третьих, это развитие новой экономики, наукоемкого производства и услуг в области высоких технологий, а также коммерциализация научно-технических разработок. И наконец, четвертая цель этого закона - это инструмент для развития депрессивных территорий. В законопроекте заложены следующие основные подходы: в первую очередь это упрощение процедуры выделения земельных участков и создание на них высококачественной инфраструктуры в целях привлечения инвесторов, во-вторых, это снижение административных барьеров и, соответственно, издержек на их преодоление, снижение возможности для коррупции, упрощение и опрозрачивание процесса общения бизнеса с властью и в-третьих, это снижение налоговой нагрузки и предоставление упрощенного таможенного режима. Вот три базовые позиции, на которых основывается этот законопроект. Теперь несколько слов о зарубежном опыте. Хочу сказать, что мы здесь далеко не пионеры, в мире существует примерно одна тысяча двести особых экономических зон, причем в самых разных странах, от Соединённых Штатов Америки и Великобритании до Индии и Китая. В мировой практике выделяется четыре типа особых экономических зон: это зоны свободной торговли, расположенные в основном в крупных транспортных узлах в развивающихся и развитых странах; это производственные или промышленно-производственные зоны, которые мы собираемся формировать (в нашем законопроекте это есть), они работают в таких странах, как Южная Корея, Бразилия, Мексика; это технико-внедренческие зоны (также это содержится в нашем законопроекте), или технополисы и технопарки, они работают в Японии, США, Западной Европе, Индии и в Юго-Восточной Азии; и наконец, это сервисные зоны, или зоны услуг, которые работают в Западной Европе, Юго-Восточной Азии, на Кипре и в странах Карибского бассейна. Опыт показывает, что развивающиеся страны используют эти зоны для достижения более высокого уровня индустриализации, встраивания в международное разделение труда, участия в международной торговле. И основным источником инвестиций в этом случае является, как правило, иностранный капитал. Напротив, в развитых странах институт особых экономических зон используется главным образом как инструмент региональной политики, для депрессивных регионов. И здесь показателен опыт Англии, где эти зоны располагались в основном в бывших шахтерских регионах. Здесь основным источником капитала являются национальный капитал, а также государственные дотации и кредиты. Скажу несколько слов о конкретных примерах работы промышленно-производственных и технико-внедренческих зон в зарубежных странах. Например, в Южной Корее компаниям, которые располагаются в таких зонах, дается освобождение от уплаты налогов на сырье, на импортируемое оборудование. Иностранные компании, которые инвестируют не менее 10 миллионов долларов США, освобождаются от налога на прибыль в течение периода от трех до семи лет либо до получения первой прибыли, а затем еще три года могут получать скидку на 50 процентов по этому налогу. Кроме того, они освобождаются от уплаты арендной платы в течение пятидесяти лет. И еще государство оказывает поддержку в создании социальной инфраструктуры в этих зонах, то есть медицинских, образовательных учреждений и жилья. Технику, а также производственные, лабораторные и офисные помещения во внедренческих зонах, которые создаются для развития наукоемких производств, государство, как правило, предоставляет компаниям в аренду на льготных условиях. Кроме того, государство обеспечивает широкополосный интернет-доступ, возможность централизованного пользования лабораториями, предоставляет жилье сотрудникам, создает инфраструктуру развлечений. Могут также предоставляться различные налоговые льготы, но в данном случае это практикуется не всегда. И дополнительно государство оказывает содействие в проведении экспертизы изобретений и обеспечении защиты прав интеллектуальной собственности. Здесь наиболее известен индийский опыт. Там в 1993 году начали с трех таких зон или так называемых технопарков для разработки программного обеспечения, сейчас их уже тридцать восемь и они занимаются не только программным обеспечением, но также электроникой и развитием биотехнологий. Индийское правительство создает высокачественную инфраструктуру в этих зонах, в том числе сети для передачи данных. Все органы сформированы в одно окно, и предприниматель общается только с одним органом практически по всем обязательным вопросам. Предоставляются налоговые и таможенные льготы, а также государство содействует экспорту услуг, информационно-технологических услуг, которые производятся в этих зонах. Что касается оценки экономического вклада этих зон, скажу, что, например, в Соединённых Штатах Америки на сегодня существует двести пятьдесят три зоны, через которые проходят 2 процента импорта, около 1,5 процента экспорта страны, в начале 90-х там обрабатывалось товаров почти на 100 миллиардов долларов, а в конце 90-х - уже на 150 миллиардов долларов США. В Великобритании существует тридцать зон, объем инвестиций туда составил более 2 миллиардов фунтов стерлингов, в них было создано порядка шестидесяти тысяч дополнительных рабочих мест. В Китае на территории особых экономических зон работает около сорока пяти тысяч предприятий, это примерно 18 процентов от общего количества предприятий в Китае. Объем иностранных инвестиций в эти предприятия составил 31 миллиард долларов США, и ежегодно они производят товаров примерно на 30 миллиардов долларов, одна треть из которых идет на экспорт. Ну и, наконец, собственно о законопроекте, который с учетом этого зарубежного опыта, с учетом наших особенностей, нашей предыстории в этой теме вам предлагает правительство. Прежде всего, что такое "особая экономическая зона" в нашем законе? Это определяемая постановлением правительства часть государственной и таможенной территории Российской Федерации, на которой действует особый режим ведения предпринимательской деятельности. Вот, собственно, главная особенность этой зоны - особый режим предпринимательской деятельности. И этот особый режим касается администрирования, налогообложения и таможенного режима - трех сфер государственной деятельности. Закон предполагает создание двух типов зон. Первый - промышленно-производственные. Они создаются в целях размещения промышленных объектов производственного назначения и могут занимать площадь не более 10 квадратных километров. Срок их действия - не более двадцати лет. Второй тип зон - технико-внедренческие. Они создаются для коммерциализации и научно-технических разработок, также не более чем на двадцать лет, и их площадь - не более 2 квадратных километров. Как предполагается создавать особые экономические зоны? Субъект Российской Федерации совместно с муниципальным образованием, на территории которого предполагается создание ими зоны, обращаются в правительство с заявкой о создании особой экономической зоны. Отбор заявок на создание зон одного и того же типа правительство осуществляет на основе конкурса. После принятия решения о создании особой экономической зоны правительство и субъект Российской Федерации подписывают соглашение, в котором четко указываются обязательства федеральных органов и региональных властей по срокам и объемам инвестиций в инфраструктуру. Закон предлагает следующие механизмы управления особыми экономическими зонами: правоустанавливающие функции, то есть нормативное обеспечение проведения политики в этом направлении осуществляет уполномоченное министерство, а для координации управления особыми экономическими зонами планируется создание специального федерального агентства, которое будет администрировать эти зоны через свои территориальные органы, они, собственно, и будут тем "одним окном", с которым будет общаться предприниматель. Теперь, что дают эти зоны предпринимателям и какие обязательства налагают на них согласно закону? В промышленно-производственных зонах неотъемлемым условием получения лицом статуса резидента особой экономической зоны является обязанность осуществить капитальные вложения в размере не менее 10 миллионов евро, причем в первый год с начала деятельности резидента в особой экономической зоне - не менее 1 миллиона евро. Как я уже говорил, вводится специальный административный режим, принцип "одного окна", который будет олицетворять все органы власти - и местные, и региональные, и федеральные, - за исключением налоговых и таможенных. Налоговое и таможенное администрирование осуществляется соответственно налоговыми и таможенными органами. Особенности налогообложения. Для резидентов промышленно-производственных зон устанавливается ускоренный порядок признания расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, ускоренный порядок амортизации с коэффициентом 2, снятие 30-процентного ограничения, связанного с переносом убытков, полученных в одном налоговом периоде, на последующие налоговые периоды. Для резидентов технико-внедренческих зон планируется пониженная ставка единого социального налога - в размере 14 процентов, с сохранением принципа регрессивности. Резиденты обеих зон получают право не платить налог на имущество и земельный налог в течение пяти лет с момента регистрации в качестве резидента. Еще одна привилегия, которой пользуются резиденты, - это таможенный режим свободной таможенной зоны, который устанавливается на ее территории. Согласно этому режиму иностранные товары, попадающие на эту территорию, идут без уплаты таможенных пошлин и НДС, а российские товары идут туда в режиме экспорта, то есть уплачивается только акциз, а вывозные таможенные пошлины не уплачиваются. При вывозе переработанного товара с территории особой экономической зоны на остальную часть России уплачиваются налоги и ввозные таможенные пошлины, а при вывозе на экспорт ввозные таможенные пошлины и налоги не взимаются, а уплачиваются только вывозные таможенные пошлины. Таким образом, на наш взгляд, принятие этого закона позволит снизить издержки бизнеса на преодоление административных барьеров, удешевить начало бизнеса и стоимость инвестиционного проекта. И по оценкам правительства, создание одной промышленно-производственной зоны, правда, по оптимистическим оценкам, позволит привлечь иностранных и российских инвестиций на сумму не менее 9 миллиардов рублей, ежегодно дополнительно производить продукцию на сумму не менее 6 миллиардов рублей и дополнительно создать порядка четырнадцати тысяч рабочих мест, обеспечить поступление в бюджетную систему Российской Федерации и внебюджетные фонды порядка 1 миллиарда рублей. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Владимирович. Присаживайтесь. Содоклад председателя Комитета по экономической политике, предпринимательству и туризму Валерия Гавриловича Драганова. Пожалуйста. ДРАГАНОВ В. Г., председатель Комитета Государственной Думы по экономической политике, предпринимательству и туризму, фракция "Единая Россия". Благодарю вас, уважаемый Борис Вячеславович. Уважаемые коллеги, думаю, не надо скрывать, что отношение к рассматриваемому законопроекту, даже не столько к самому законопроекту, сколько к тому, нужны ли вообще в России особые экономические зоны, весьма неоднозначное. Одни говорят, что этот закон нужен, это один из способов увеличить приток инвестиций в страну и активизировать инвестиционную деятельность, о чем Андрей Владимирович еще раз сегодня сказал, другие считают, что особые экономические зоны связаны, как правило, с предоставлением налоговых льгот, а налоговые льготы предоставлять рискованно, ну, во всяком случае, из-за опасения их нецелевого использования. В определенном смысле подобные высказывания, конечно, имеют право на существование, потому что мы с вами имеем соответствующий опыт, однако мне кажется, что если мы будем продолжать так рассуждать, то ничего у нас в экономике так и не будет получаться. Боясь сделать шаг вперед, мы рискуем вернуться в текучку, так и не перейти к практической реализации наказов, скажем, не только наших избирателей, но и Президента России, который еще раз в своем послании напомнил о необходимости диверсифицировать экономику, ликвидировать отраслевые диспропорции и так далее. Экономический подъем в России тесно связан именно с развитием промышленности. Об этом мы часто говорим, в том числе и в этом зале. При этом необходимо не только преодолеть структурную деградацию и низкие темпы роста, хотя они по отношению к другим странам и высокие, но мы-то были бы довольны такими темпами роста, если бы состояние нашей экономики было хорошим. Важно, чтобы развитие производства перешло на принципиально иной качественный уровень, происходило на основе улучшения менеджмента, эффективного использования достижений в области высоких технологий, высококвалифицированных трудовых ресурсов. Мировой опыт использования особых экономических зон свидетельствует, что они являются одной из эффективных форм поддержания конкурентоспособности на мировом рынке, развития экономического и научного потенциала. Об этом представитель правительства Андрей Владимирович Шаронов говорил только что. Действительно, в России этот инструмент применялся в большинстве случаев неэффективно. Мы с вами пошли в последние годы на решительные меры и ликвидировали квазизоны, хотя и юридически обоснованные, но не приносящие ожидаемого эффекта. На первых этапах создания таких особых экономических зон в нашей стране, конечно же, были допущены серьезные ошибки. Не были четко сформулированы принципы их построения, недостаточно проработаны законодательные основы их формирования и функционирования, не был создан эффективный механизм управления и контроля за деятельностью предприятий в этих особых экономических зонах. Зоны охватывали обширные территории, целые области и края. Как вы могли убедиться, в нашем законопроекте они имеют ограниченные площади. Проект федерального закона "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" во многом свободен, на мой взгляд, от недостатков прошлых неудачных попыток в данной области. Комитет считает, что он имеет все шансы стать действенным инструментом социально-экономического развития регионов, окажет содействие в решении проблем выравнивания уровней их развития, создаст секторы экономического роста. То, что в законопроекте решение целого ряда вопросов по созданию и функционированию особых экономических зон возлагается на исполнительные органы власти (это практически все начальные статьи закона), - это комитет считает вполне оправданным. Предлагаемый проектом федерального закона механизм особых экономических зон пока не испытан на практике, что потребует разработки дополнительной нормативно-правовой базы, постоянного совершенствования процедур в ходе правоприменения. В этой связи в целях сохранения правовой конструкции закона такие вопросы, как определение видов деятельности на территории особой экономической зоны, общие подходы к выбору территории в ходе конкурсного отбора заявок на создание особых экономических зон и другие, должны регулироваться нормативными актами Правительства Российской Федерации. В то же время, по мнению комитета, при доработке законопроекта ко второму чтению необходимо обратить внимание на некоторые вопросы, часть из них я предлагаю вашему вниманию. В пункте 2 статьи 5 законопроекта предусматривается, что на момент создания технико-внедренческой особой экономической зоны на земельных участках, образующих ее территорию, могут быть расположены только объекты государственной и (или) муниципальной собственности, не находящиеся во владении и (или) пользовании граждан и юридических лиц, за исключением образовательных и (или) научно-исследовательских организаций. В ходе заседаний двух комитетов, прошедших в течение мая, а также парламентских слушаний, которые имели место 23 мая, высказывались различные точки зрения по данному условию создания особых экономических зон. С одной стороны, реализация этого положения исключит возможность использования на территории особой экономической зоны уже имеющихся негосударственных производственных площадей и инфраструктурных объектов, что повлечет за собой необходимость значительных финансовых вложений на создание инфраструктуры и увеличит сроки начала полноценного функционирования проектов. С другой стороны, это будет способствовать созданию новых высокотехнологических производств, внедрению передовых технологий, развитию перерабатывающих отраслей экономики. В части 2 статьи 12 законопроекта устанавливается, что резидент особой экономической зоны обязан осуществить капитальные вложения в рублях в сумме, эквивалентной не менее чем 10 миллионам евро (за исключением нематериальных активов) по курсу Центрального банка Российской Федерации на день представления заявки в территориальный орган. При этом резидент особой экономической зоны обязан осуществить капитальные вложения в размере не менее 1 миллиона евро в течение года с даты заключения соглашения. Считая вышеуказанную сумму капитальных вложений вполне приемлемой, комитет тем не менее обращает внимание на то, что средний объем инвестиций в создание современного среднего промышленного производства, соответствующий европейскому уровню, составляет порядка 6 миллионов евро. Статья 41 законопроекта "Гарантии от неблагоприятного изменения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" предусматривает, что в течение срока действия соглашения о введении промышленно-производственной или технико-внедренческой деятельности акты законодательства о налогах и сборах, изменяющие элементы налогообложения, не применяются в отношении резидентов особой экономической зоны. Однако в течение периода действия заключенных соглашений принятие актов законодательства о налогах и сборах, изменяющих элементы налогообложения, может привести к снижению налоговой нагрузки на нерезидентов особой экономической зоны, в то время как налоговая нагрузка на резидентов останется неизменной и теоретически может оказаться даже выше, чем на нерезидентов особой экономической зоны. По мнению комитета, название статьи 41 "Гарантии от неблагоприятного изменения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" необходимо привести в соответствие с ее содержанием, при этом установить, что в случае снижения налоговой нагрузки на нерезидентов особой экономической зоны в соглашение вносится изменение, снижающее соответствующие пропорции, налоговую нагрузку на резидентов особой экономической зоны. Еще до рассмотрения законопроекта в первом чтении в комитет поступило очень много предложений и замечаний по этому законопроекту. Концептуальные расхождения имеют место в отдельных случаях, но очень много правовых, экономических, финансовых, организационных вопросов, которые должны быть решены ко второму чтению. Некоторые субъекты ставят под сомнение вопрос об исключительной компетенции федерального центра, другие сомневаются, что система финансирования внедрения зон должна быть такой, а не другой. Некоторые депутаты и субъекты считают, что, скажем, проведение экспертизы за счет резидента неправомерно, считают, что экспертиза должна проводиться за счет бюджета. Есть еще достаточно много, я бы сказал, проблем, которые мы надеемся, создав уже работоспособный экспертный совет и опираясь на мнение депутатов, решить ко второму чтению. Некоторые из депутатов считают, что месячный срок подготовки законопроекта ко второму чтению мал в силу обилия и сложности предложений. Я считаю, уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты, что этого срока достаточно для того, чтобы через месяц в соответствии с Регламентом рассмотреть законопроект во втором чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь. Содоклад председателя комитета по промышленности и наукоемким технологиям Мартина Люциановича Шаккума. Пожалуйста. ШАККУМ М. Л., председатель Комитета Государственной Думы по промышленности, строительству и наукоемким технологиям, фракция "Единая Россия". Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Ну, не ставя под сомнение необходимость принятия такого важного закона, который действительно может послужить катализатором промышленного и экономического роста в Российской Федерации, не могу не отметить все-таки качество этой законодательной инициативы. На взгляд нашего комитета, она представляется весьма слабой. Я попробую, все-таки пройтись по существу текста данного законопроекта. В первую очередь это вопросы создания самой экономической зоны. Коллеги, чрезвычайно слабо прописана эта часть. И мы сразу, с первых шагов, с момента создания особой экономической зоны уже... В законопроекте больше вопросов, чем ответов на них. Для того чтобы создать особую экономическую зону, необходимо соглашение между федеральным правительством, субъектом Федерации и муниципалитетом. При этом не предусмотрена заинтересованность муниципалитетов и субъектов Федерации во внесении финансовых средств и необходимого имущества. Более того, совершенно странной представляется идея создания особых экономических зон исключительно с чистого листа, более чем странной. Получается так, что все промышленно развитые регионы, промышленно развитые территории с развитой инфраструктурой исключаются из перечня возможных участков под такие экономические зоны, и только участки в чистом поле, без коммуникаций, без строений, на освоение которых понадобятся как минимум несколько лет и огромные средства, - вот именно они почему-то будут предоставляться под особые экономические зоны. Это совершенно непонятно, я считаю, что это нужно поправить. Но даже если мы это поправим, то необходимо внесение зданий, сооружений, которые принадлежат муниципалитетам, субъектам Федерации... Как заинтересовать их в том, чтобы они выделяли привлекательные участки в особые экономические зоны? Как заинтересовать бизнес, который может быть на территории особых экономических зон? Ведь там могут находиться и какие-то производственные помещения акционерных обществ. У нас сегодня, скажем, огромные предприятия, в первую очередь оборонного комплекса, авиастроения и автомобилестроения, в частности "Авиастар" в Ульяновске, "КамАЗ", работают с огромной недогруженностью мощностей, они не могут по этому закону стать частью этой территории, не могут стать особой экономической зоной. То есть мы изначально упираемся в определенные барьеры, которые поставлены в данном законопроекте. Хочу сказать, что и субъекты Российской Федерации ставят эти вопросы. Так, в частности, в письме на имя Председателя Государственной Думы Бориса Вячеславовича Грызлова губернатор Московской области пишет, что законопроект во многом не учитывает интересы субъектов Российской Федерации. Недостатком законопроекта является невозможность включения в число резидентов уже существующих предприятий, что исключает использование потенциала, например, наукоградов, и это совершенно непонятно. Мы должны пять лет ждать, пока это всё построится с чистого листа, в то время как у нас простаивают огромные, колоссальные невостребованные мощности. Плюс рядом с этими мощностями у нас уже есть жилье, есть инфраструктура, в том числе и социальная, а в чистом поле рядом с этими особыми экономическими зонами мы должны выстраивать еще целые города-спутники для социального обслуживания, скажем так, этих экономических зон. Кроме того, коллеги, представляется странным критерий капитальных вложений - в сумме, эквивалентной не менее чем 10 миллионам евро, значит, малый и средний бизнес мы сразу из резидентов особых экономических зон автоматически исключаем. Необходимо принять реальные льготы для резидентов особых экономических зон. Так, например, пятилетнее освобождение резидентов от уплаты земельного налога и налога на имущество представляется какой-то слабой льготой, потому что имущество-то будет арендованным, то есть на самом деле эта льгота действовать никоим образом не будет. Ну и тем более странна позиция о консервации системы налогообложения для резидентов особых экономических зон. Мы с вами ежегодно совершенствуем налоговое законодательство, преследуя одну цель - прозрачность, что понятно, и снижение налогового бремени. А резиденты свободных экономических зон, получается, у нас так и будут работать по старой схеме, то есть их это касаться не будет. Сразу возникает вопрос: а нужно ли быть резидентом, если на него не распространяется более совершенное, более продвинутое законодательство? Поэтому я хочу сказать, коллеги, больше не отвлекая ваше внимание, что перед комитетом по экономической политике стоит чрезвычайно серьезная и чрезвычайно важная задача. И я, Валерий Гаврилович, конечно, еще призадумался бы, сумеем ли мы в месячный срок решить эту задачу и сделать закон об особых экономических зонах, за который в первую очередь будет отвечать Государственная Дума, потому что именно она принимает этот закон, сумеем ли мы в такой короткий срок сделать его реально качественным и решающим те задачи, которые продекларированы в первых строках этого закона. Спасибо, коллеги. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь. Уважаемые коллеги, сейчас мы приступаем к вопросам, и я попрошу включить режим записи на вопросы. Покажите список записавшихся. Иванов Анатолий Семёнович, пожалуйста. И сразу назовите, кому вопрос. ИВАНОВ А. С., фракция "Единая Россия". Уважаемый Андрей Владимирович, вызывает сомнение, что предлагаемые законопроектом льготы для резидентов особых экономических зон будут инвестиционно привлекательны. Вы приводили примеры из зарубежного опыта, где льготы значительно шире. В связи с этим прошу дать ответ на вопрос: как будут относиться представители правительства к тем поправкам, которые направлены на расширение льгот для резидентов особых экономических зон? Спасибо. ШАРОНОВ А. В. Мы находимся в ситуации, когда нам надо избежать двух крайностей. Первая крайность состоит в том, что льготы будут настолько мизерны, что практически не дадут преимуществ по сравнению с общим экономическим режимом, и поэтому зона выродится. Другая крайность состоит в том, что мы дадим такое огромное количество льгот, что простимулируем приход в зону компаний, которые не собираются заниматься предпринимательской деятельностью, а будут как минимум оптимизировать свои налоговые схемы. Мы находимся вот между этими двумя крайностями, и предлагаемое решение, на наш взгляд, все-таки дает ощутимые преимущества резидентам по сравнению с условиями работы в общем экономическом режиме. Могу сказать, что правительство готово рассматривать предложения по увеличению преференций для компаний. Вместе с тем и в правительстве, и в Государственной Думе, если посмотреть заключение комитета по финансам и бюджету, есть представители, которые считают, что существующих в законе льгот уже много и, наоборот, надо идти по пути сокращения этих льгот. Но могу, например, сказать, что у нас есть заключение Всемирного банка, в котором тоже говорится о том, что преференции должны быть более выраженны, для того чтобы привлечь большее количество компаний с большим количеством инвестиций. Поэтому правительство готово рассматривать предложения. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Драганов Валерий Гаврилович. Уточнение ответа по этому вопросу, да? ДРАГАНОВ В. Г. Да, я хочу добавить к ответу коллеге Иванову, коротко. Налоговые льготы, налоговый режим хотелось бы рассматривать в сочетании с административным режимом. Это очень важно для бизнеса. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Баржанова Маргарита Валерьевна, пожалуйста. БАРЖАНОВА М. В., фракция "Единая Россия". Андрей Владимирович и Валерий Гаврилович, у меня к вам два вопроса, на которые я хотела бы услышать ответы (для стенограммы). Ну, необходимость принятия данного законопроекта не вызывает, конечно, сомнений. Единственное, что вызывает большие сомнения, - это вопрос о коррупционности закона и о том, как бы не наступить на коррупционные грабли 90-х годов. В связи с этим у меня два вопроса. Первый вопрос, по поводу того, что все функции - функции и управления, и регистрации, и надзора, и контроля - будут сосредоточены в одном лице, в одном органе - в новом агентстве. Не возникают ли у вас сомнения относительно возможности коррупции в данном едином органе? К тому же надо обратить внимание на заключение самого правительства, в котором сказано, что сосредоточение административных полномочий разных органов власти в едином территориальном... (Микрофон отключен.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте, пожалуйста, время. БАРЖАНОВА М. В. ...приведет к повышению коррупционного риска. Это первый вопрос. Дело в том, что у меня есть, конечно, предложения, как развести эти функции с учетом рыночных механизмов. И второй вопрос. Вы говорили о международном опыте и о том, что экспертиза проектов проводится за счет государства. Так вот, в статье 17 данного законопроекта написано о том, что территориальный орган обеспечивает проведение экспертизы и согласования проектно-технической документации за счет резидента, даже не за счет резидента, а за счет соискателя на звание резидента. Не является ли это узаконенной взяткой? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Андрей Владимирович. ШАРОНОВ А. В. Начну с ответа на второй вопрос: не является, хотя бы потому, что это прописано в законе, значит, это уже норма, а не взятка. Теперь что касается сути. Это обязательства резидента, на этих условиях он идет в эту зону. Он должен выполнить ряд условий: внести инвестиции, представить заключение надлежащего экспертного института по установленной форме. Взамен он получает привилегии в виде развитой инфраструктуры, сниженных налоговых и таможенных платежей и возможности общаться с как можно меньшим количеством администраторов. Это условия, на которых он соглашается или не соглашается вести бизнес. Что касается вашего первого вопроса, то на самом деле здесь мы воспроизводим общий зарубежный опыт по снижению административных барьеров, когда существует один администратор, который отвечает за всё оформление, принятие заявок и вынесение решений. Исключает ли это взяточничество? Нет, не исключает. Наверное, такой риск остается, но, на наш взгляд, такой риск существенно снижается, в том числе тем, что даже в самом законе эти процедуры прописаны: что в течение пяти дней он должен дать такой ответ, в течение семи - такой, в течение тридцати дней - такой. Он не сможет заволокитить этот вопрос, и, кроме того, перечень причин отказов тоже прописан в этом законе. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Никитин Владимир Петрович, пожалуйста. НИКИТИН В. П., фракция "Родина". Спасибо. Уважаемый Андрей Владимирович, скажите, есть ли у правительства утвержденная программа экономического роста, промышленной, технической политики в масштабе всей страны и в рамках этой политики все-таки какую нишу занимает идея об особых экономических зонах? Не окажется ли так, что, в общем-то, возникнет бюрократическая игрушка, которая создаст видимость, что у нас что-то сдвинулось в нужном направлении? Ведь, согласитесь, странно: десятки миллиардов нефтедолларов не можем переварить в стране, не может правительство переварить - и здесь вот эта идея привлечения в ограниченных точках, тем более чуть ли не в пустом поле. ШАРОНОВ А. В. Программные документы существуют, в том числе и проект среднесрочной программы. Это обязательство правительства - иметь такие документы. Этот закон, этот механизм, который предлагается ввести через закон, - особые экономические зоны - не является панацеей и не является средством, которое решит все проблемы. Вместе с тем закон имеет свою целевую направленность - на ту группу, на те инвестиции, которые находятся прежде всего на международном рынке, включая и отечественные инвестиции, которые не остаются в России, а уходят из страны. Вот этот закон создает инструмент, позволяющий нам побороться, например, с Индией, с Китаем, даже с Соединёнными Штатами Америки за этот тип инвестиций, которые придут в страну только в случае очень привлекательных, понятных и стабильных условий. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Махмудов. Пожалуйста, Махмуд Гаджулаевич. МАХМУДОВ М. Г. Уважаемый Андрей Владимирович, опыт каких стран все-таки изучался? И опыт какой страны считаете наиболее приближенным, подходящим для того, чтобы мы могли на него сориентироваться? И чтобы вот эти свободные экономические зоны наши не превратились в "черные дыры", не считаете ли вы, что можно было бы в некоторых территориях, которые наиболее подготовлены к введению такого режима, провести как бы эксперимент, чтобы на результаты этого эксперимента могли ориентироваться и другие территории, чтобы сразу всю страну вот в такой эксперимент как бы не забрасывать и чтобы не получилось как всегда? ШАРОНОВ А. В. Но я говорил, когда начал презентовать закон, о том, что мы изучили опыт стран, и о том, что одна тысяча двести зон работает в мире, причем как в развитых, так и в развивающихся странах. Кроме того, очень важно, что мы изучили опыт самой России, у нас есть такой опыт, и он достаточно печальный, прямо скажем. И как нам представляется, мы сделали выводы, почему мы в середине 90-х получили очень негативный опыт в жанре под названием "Особые экономические зоны". Вот тех ошибок, которые были тогда, мы не сделали, как нам кажется, в этом законопроекте. Что касается эксперимента, то даже для проведения его в одной зоне нам всё равно понадобится закон, поскольку предполагается иной режим ведения хозяйственной деятельности, чем по общей юрисдикции. А что касается намерений правительства, то мы тоже не начнем со ста зон и даже с двадцати, речь пойдет о меньшем количестве зон. И де-факто мы будем находиться в состоянии эксперимента с первой, со второй зоной, чтобы посмотреть, помогает или мешает этот закон вести экономическую деятельность. Я думаю, что, если мы почувствуем какие-то узкие места, мы вновь выйдем в Государственную Думу с поправками к этому закону. Что касается "черных дыр", то я сказал, что мы изучили наш российский опыт, как нам кажется, достаточно подробно и сделали выводы. Я могу их прокомментировать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Лунцевич Валентин Васильевич. ЛУНЦЕВИЧ В. В., фракция "Единая Россия". Спасибо, Борис Вячеславович. Андрей Владимирович, у меня три вопроса к вам. Первый - в продолжение сказанного Мартином Люциановичем Шаккумом об использовании тех производственных мощностей, которые у нас сегодня гуляют по стране. Я абсолютно согласен с ним и прошу вас ответить: готовы ли вы принять поправки, по которым можно было бы хотя бы законсервированные мощности использовать для налаживания производства в новых зонах? Я просто приведу вам пример. Многие судоремонтные заводы, особенно военно-судоремонтные, сегодня пустуют, никому не нужны, цеха холодные. Но там развита инфраструктура, их можно было бы использовать. В каком качестве и как - надо обсудить. Второй. Почему - при обсуждении на заседании комитета правительственного варианта я задавал вопрос - не использовать территории портов как зоны, которые, собственно, уже наиболее подготовлены для этой работы? И третий. Я считаю, что можно было бы снизить по отдельным видам деятельности сумму - не 10 миллионов евро в течение трех лет, а немножко меньше. Готовы ли вы принять эти поправки для того, чтобы... (Микрофон отключен.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вопрос понятен? Пожалуйста, время добавьте. ЛУНЦЕВИЧ В. В. Это очень важно, потому что этот законопроект надо поддерживать, безусловно, но он страдает вот такими серьезными огрехами. И если вы готовы от имени правительства его дорабатывать, то, соответственно, и у нас есть готовность включиться в эту работу и принять закон, который действительно был бы нужен для нашей экономики. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. ШАРОНОВ А. В. Уважаемые коллеги, сейчас первое, а не второе чтение, и, конечно, правительство абсолютно готово принять поправки. Мы вчера с Мартином Люциановичем это обсуждали, многие из тех предложений, о которых говорил комитет по промышленности, правительство готово рассматривать и учитывать. Что касается использования действующих мощностей, особенно законсервированных мощностей, то я сначала объясню, почему мы стремились этого избегать и как мы отнесемся к таким поправкам Государственной Думы. Дело в том, что территория зоны не должна быть обременена действующими проектами и действующими обязательствами уже существующего бизнеса. Если мы говорим о каком-то законсервированном заводе или о заводе, на котором ведется производство, не факт, что это производство готово будет развивать проект, удовлетворяющий требованиям особой экономической зоны. Более того, мы не хотели обременять будущих резидентов зоны какими-то обязательствами перед частными инвесторами, которые будут владельцами той или иной инфраструктуры в виде зданий, сетей и так далее. Для максимальной безопасности этих инвесторов они будут иметь дело только с государством - либо в лице федерального, либо в лице этого специального органа. Тем не менее мы согласны, что у нас существуют участки территорий, уже оснащенные государственной инфраструктурой, прежде всего в виде сетей (электричество, вода, тепло, дороги), в виде каких-то производственных корпусов, которые не обременены обязательствами перед третьими лицами. Конечно, отказываться от этого и строить в десяти метрах новую недешевую инфраструктуру мы не будем. Поэтому правительство готово рассматривать такого рода поправки. Что касается территорий портов, то надо помнить, что свободная экономическая зона - это не только таможенные привилегии, это еще и необходимость организовать переработку, это записано в законе. Поэтому там должна вестись переработка товаров, там должна быть производственная программа, инвестиционный план. Вот в этом отношении нужно смотреть, при чем здесь порт. Если есть аргументы, я думаю, что при отборе территорий особой зоны может стать и порт. И по размеру инвестиций. Скажу сразу, что это инструмент, особенно в промышленно-производственной зоне, не для малого бизнеса, то есть он не задумывался как инструмент для малого бизнеса. У нас сейчас много программ для малого бизнеса. Посмотрите, в этом году правительство запустило четыре программы, выделив на это деньги, в регионах сейчас начинается конкурирование. Это инструмент для довольно существенных инвестиций. С другой стороны, в технико-внедренческих зонах не устанавливается размер инвестиций и туда могут прийти очень небольшие, дешевые, но эффективные и интересные проекты. В этом отношении мы там можем поддерживать и малый бизнес, и средний бизнес. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ельцов Виктор Николаевич, пожалуйста. ЕЛЬЦОВ В. Н. Спасибо, Борис Вячеславович. У меня вопрос к Андрею Владимировичу. Очень хорошо, что этот законопроект появился в Государственной Думе, он очень своевременен, актуален, но в то же время, Андрей Владимирович, как видите, из всех вопросов явствует, что все депутаты готовы сотрудничать с вами в плане расширения сферы регулирования этого законопроекта. И обеспокоены они не зря, потому что в каждом регионе - наследие советского периода, так сказать, огромная незавершенка. Допустим, Елабужский автомобильный завод - в него вложено около 1,5 миллиарда долларов, построен, приращен город Елабуга на шестьдесят тысяч населения под этот проект, вся инфраструктура существует. Завод сегодня, по сути говоря, является государственной незавершенкой. Может ли он стать предметом регулирования этого закона в результате внесения поправок? У нас две атомные станции, допустим. Их, вообще-то, больше, но я совершенно точные сведения... (Микрофон отключен.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время, пожалуйста. Я прошу укладываться в минуту. ЕЛЬЦОВ В. Н. Башкирская атомная станция, Татарская атомная станция, там созданы города по двадцать тысяч населения, а перспектив у атомных станций пока... у Башкирской еще есть, у Татарской нет. Потом, уже создано огромное количество технопарков до вступления в действие этого закона, и они хотят, конечно же, так сказать, быть предметом регулирования этого закона. Вот такие вопросы. Если мы вместе начнем работать в этом русле, то, конечно, закон будет значительно полезнее для экономики, и мы быстро его сделаем. Спасибо. ШАРОНОВ А. В. Ну, я только могу повторить ответ на предыдущий вопрос. Мы готовы рассматривать возможность использования существующей инфраструктуры для создаваемых, новых технопарков. Но вместе с этим нужно понимать, что мы должны найти инвестора, который придет на эту площадку, каким-то образом будет ее использовать в своем инвестиционном проекте. Мы не можем создать площадку, обремененную конкретным заводом, и ждать, когда придет инвестор, чтобы его достраивать. У него может быть другой интерес, ему просто, может быть, нужна инфраструктура. Еще раз повторяю, что это не единственный инструмент поддержки инвестиций, который остается у нас в России, есть другие механизмы, другие преференции и способы государственного участия, в том числе через госинвестиции. Поэтому давайте не складывать всё в одну корзину. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ковалёв Николай Дмитриевич, пожалуйста. КОВАЛЁВ Н. Д., председатель Комитета Государственной Думы по делам ветеранов, фракция "Единая Россия". Спасибо. Андрей Владимирович, я уже во фракции говорил и сейчас хотелось бы попросить, чтобы правительство быстрее реагировало на предложения депутатов. Вот я с горечью должен констатировать, что предложение о создании свободных экономических зон было сформулировано в форме законопроекта пять лет назад. Мы это время, к сожалению, потеряли. Но меня волнует сейчас другой вопрос, и я хотел бы его задать. По сути дела, есть опасность создания параллельных институтов власти. Практика последних лет показывает, что в Российской Федерации неизбежно в таком случае противостояние. Мне хотелось бы услышать ответ под стенограмму о готовности правительства продумать форму более активного участия органов исполнительной власти регионов в создании свободных экономических зон. И еще одно. Хотел сказать вам спасибо за фразу, которая прозвучала в вашем ответе, о том, что... (Микрофон отключен.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, ответ. Я прошу укладываться в минуту. ШАРОНОВ А. В. Спасибо. Я не буду повторять эту фразу, это действительно правда, мы, к сожалению, в конце 90-х годов имели другую моральную обстановку и отношение к этому жанру, так скажем, и пройти этот закон тогда не мог, так как было много негатива вокруг этой темы. Что касается опасности создания параллельных институтов власти, то на самом деле это просто территориальный орган федерального агентства, не более того, с очень ограниченными полномочиями, прописанными в этом законе. Что касается участия субъектов Российской Федерации, то они в полной мере будут участвовать при подписании соглашения с Федерацией о создании зоны, будут иметь свой сектор ответственности и будут взаимодействовать с этим территориальным органом. Но полномочия этого органа считанные, там ничего нового придумать нельзя. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Драганов Валерий Гаврилович. Ваше дополнение по данному вопросу. ДРАГАНОВ В. Г. Спасибо. Очень короткое дополнение. Николай Дмитриевич, соглашение является публичным договором. Если это еще не гарантия, то очень хорошая возможность отслеживать, анализировать в том числе и поведение властей, в котором могут проявляться какие-то противоречия. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Амиров Курбан-Али Амирович. АМИРОВ К.-А. А., фракция "Единая Россия". Уважаемый Андрей Владимирович, конечно, любые новации, в том числе и правительства, способные привлечь в экономику России инвестиции, хороши. Но в процессе нашего обсуждения у меня сложилось мнение, что это будет очень забюрократизированная структура, под жестким контролем государства, не будет там настоящей экономической свободы, соответственно, не будет и эффективного развития экономики. У меня вопрос по тем резидентам, которые будут работать в этих экономических зонах. Предполагается ли у вас отбор этих резидентов или вы ограничитесь только формальными какими-то требованиями, вложениями инвестиций в инфраструктуры и так далее? И будете ли вы учитывать, есть ли у них опыт в области развития инновационных технологий, есть ли какие-то другие параметры, или любые предприниматели, которые захотят там работать и выполнят формально ваши условия, могут стать резидентами? ШАРОНОВ А. В. Спасибо. Я, честно говоря, не могу согласиться с тезисом о том, что это будет забюрократизированная структура и там не будет экономической свободы. Если вы поговорите с предпринимателями... Вот позавчера у меня был один предприниматель, который сказал, что для утверждения инвестиционного проекта он получил сто сорок семь подписей. Сто сорок семь подписей! На это ушло семь месяцев, про затраты я не говорю. В данном случае все визы, за исключением виз налогового и таможенного органов, будет давать один орган, поэтому говорить о том, что здесь мы усиливаем бюрократию, нельзя. Более того, полномочия этого органа будут жестко расписаны. Что касается отбора резидентов, то они будут отбираться по условиям, прописанным в законе. Для промышленно-производственных зон - они должны внести соответствующие инвестиции, о них я говорил, и показать жизнеспособность своего бизнес-плана, который должен оценить квалифицированный рыночный институт. Это не оценка чиновника, там написано, что территориальный орган организует эту экспертизу, это должна быть оценка инвестиционного банка либо аналогичного института, который подпишется под тем, что он, условно говоря, готов профинансировать, что это не химера. Что касается производств технико-внедренческих зон, то там также будет экспертная структура, которая будет рассматривать предложения из области высоких технологий, ну, скажем, на предмет того, что это не попытка изобрести вечный двигатель, что это предложение имеет смысл и коммерческую перспективу. Все эти процедуры максимально прописаны в законе. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Максимова Надежда Сергеевна. МАКСИМОВА Н. С., фракция "Единая Россия". Спасибо, Борис Вячеславович. Уважаемый Андрей Владимирович, у меня вопрос несколько в другой плоскости. Скажите, пожалуйста, рассматривалась ли правительством возможность наделения территорий статусом особых туристско-рекреационных зон? И есть ли такая мировая практика? Есть какие-то прецеденты? Спасибо. ШАРОНОВ А. В. Ну, есть, если мне не изменяет память, всего две страны, которые попытались это сделать, в том числе и Украина, которая сейчас в спешном порядке ликвидирует свои особые экономические зоны. В принципе мы получили ряд запросов от территорий, в частности от Краснодара, по внесению в этот закон нового типа зон - туристско-рекреационных. Пока предложения такие: мы договорились в правительстве о том, что это должен быть отдельный закон. То есть мы не исключаем того, что нам нужны зоны третьего типа - туристско-рекреационные, но набор мер, преференций, который содержится в этом законе, на самом деле не интересен для тех бизнесов, которые будут заниматься туристско-рекреационной сферой. Там не ограничишь территорию, не обнесешь ее колючей проволокой, там нет производственной программы, там не производятся товары, как в этих двух зонах, там есть небольшой интерес по таможенным льготам, скажем, на завоз лифтов (как мне все говорят, для современных гостиниц нужны лифты), на завоз лечебного оборудования. Но главное, видимо, там должны облегчаться условия и действия следующим образом: государство должно делать больший вклад в инфраструктуру - дороги, электроэнергия, береговая полоса - и, возможно, предоставлять преференции по земельному налогу и налогу на недвижимость. Окончательный ответ такой: есть поручение Ростуризму подготовить концепцию отдельного закона по туристско-рекреационным зонам. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Басыгысов Виталий Николаевич, пожалуйста. БАСЫГЫСОВ В. Н., фракция "Единая Россия". Вот у меня вопрос в развитие того, что говорил Лунцевич. У нас на Крайнем Севере есть крупнейшие производственные горнодобывающие комплексы, которые были в свое время заброшены. И там есть аэропорты, вся инфраструктура, вплоть до крупных горняцких поселков. Вот почему считается, что не могут в особых экономических зонах добываться полезные ископаемые? На некоторых территориях расположены месторождения твердых полезных ископаемых, и они могли бы тоже каким-то образом быть вовлечены в производство. Вы в своем докладе говорили об опыте Англии, когда они, для того чтобы каким-то образом поддержать депрессивные... (Микрофон отключен.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, ответ. ШАРОНОВ А. В. Мы не исключаем, я еще раз говорю, возможность создания зон в местах с действующей инфраструктурой. Но нам нужно понимать, что после того как и Федерация, и субъекты Федерации вложатся в развитие инфраструктуры, туда кто-то придет со своими инвестициями. Вот этот момент очень важно учитывать. Я понимаю интерес каждой территории, но мы должны здесь проводить оценку рынка, оценку привлекательности конкретной предполагаемой зоны. Что касается запрета на добычу полезных ископаемых, то мы здесь исходили из того, что это, как правило, высокодоходный вид бизнеса, это сфера наибольшего привлечения инвестиций и собственных, и иностранных, это сфера, где действуют другие стимулы и есть возможности, например, снижения налога на добычу полезных ископаемых, его дифференциации для тех месторождений, которые находятся в падающем режиме добычи. То есть там достаточно существующих инструментов, чтобы стимулировать эти виды деятельности. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Иванова Валентина Николаевна. И потом - Горячева Светлана Петровна. Это уже мы превысим регламент. Пожалуйста. ИВАНОВА В. Н., фракция "Единая Россия". Спасибо, Борис Вячеславович. Уважаемый Андрей Владимирович, у меня два коротких вопроса. Суть в следующем. Мы сейчас в законодательстве идем по пути разграничения полномочий по предметам ведения: Федерация, субъекты, местное самоуправление. В проекте этого закона уполномоченный федеральный орган практически будет осуществлять управление территорией, а субъекты, подающие заявку, финансирующие, несущие определенные обязательства, практически от этого управления отстраняются. В чем суть, почему такая концепции предложена? Можно ли здесь рассчитывать на определенное продвижение с точки зрения участия субъекта? Это первое. И второй - конкретный вопрос, по технико-внедренческим зонам. Известно, что в законодательстве, в частности о наукоградах, у нас серьезно прописаны критерии привлечения организаций в деятельность и наукоградов. На мой взгляд, такие же критерии должны быть четко прописаны и для технико-внедренческих зон. Написано пока только... (Микрофон отключен.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятны вопросы. Пожалуйста. ШАРОНОВ А. В. Я все-таки не говорил бы, что вот этот территориальный орган федерального агентства по особым экономическим зонам управляет территорией. На самом деле более точно я бы определил это как администрирование особых режимов хозяйственной деятельности. Он должен отслеживать точность выполнения правил работы в этой зоне субъектами предпринимательской деятельности. Но если мы хотим сделать "одно окно", то мы просто по определению обязаны заменить все органы власти - вот все те сто сорок семь, условно говоря, к которым приходится ходить за подписью, вместо того чтобы заниматься предпринимательской деятельностью, - одним, который бы олицетворял все согласующие инстанции и этим создавал основное преимущество для предпринимателей. В принципе давайте посмотрим, как усилить интерес субъектов, хотя, судя по количеству обращений, которые мы имеем сейчас, у них интерес существует, он очень устойчивый, они готовы работать в этой конструкции. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Драганов, уточнение по вопросу. ДРАГАНОВ В. Г. Так же коротко. Уважаемая Валентина Николаевна, эти участки являются изъятием из таможенной территории, там имеют место особенности юрисдикций, нескольких юрисдикций, и поэтому наличие там подобного органа на самом деле никакой администрации не угрожает и не мешает ей оказывать влияние на то, что происходит там. Мне кажется, что это несколько эмоциональная реакция на то, что власти теряют полномочия. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Горячева Светлана Петровна, пожалуйста. ГОРЯЧЕВА С. П., депутат Государственной Думы, не состоящий в депутатском объединении. Спасибо, Борис Вячеславович. Вопрос у меня к Шаронову. Уважаемый Андрей Владимирович, в законопроекте очень неясно прописан механизм создания свободных экономических зон. Вот на практике это привело к тому, что, например, в Приморском крае, несмотря на обращение администрации края, администрации города Находки, в течение последних десяти лет так и не решался правительством вопрос о создании свободной экономической зоны. Не кажется ли вам, что должны быть больше отрегулированы действия субъекта Федерации и муниципалитета, который подает заявку? А главное, как должно приниматься постановление правительства? Когда оно вправе, а когда не вправе отказать? Как обжаловать решение правительства, если субъект Федерации не соглашается с принятым решением? И вот здесь интересно, каков всё же мировой опыт, как в мире решаются споры, аналогичные существующим между субъектами Федерации и высшим органом власти - правительством? ШАРОНОВ А. В. На самом деле природа этих споров, видимо, будет гражданско-правовая, поскольку они заключают договор о создании свободной экономической зоны и вопросы должны решаться, если такой конфликт есть, наверное, в судебном порядке. Что касается самого вопроса. Я с вами абсолютно согласен, чем больше прямых норм по принятию решения о создании самой зоны и по выбору инвестиционных проектов в уже созданной зоне будет, тем более понятной и прозрачной процедура окажется. Тем не менее мы насчитали порядка двадцати подзаконных нормативных актов, которые правительство должно принять после вступления в силу этого закона, с тем чтобы запустить его в действие. И скажу, что мы действительно рассчитываем на принятие этого закона в весеннюю сессию, с тем чтобы потом в течение примерно двух месяцев львиную долю этих актов принять (не все, это сложно) и тем самым запустить процесс отбора территорий. Сейчас порядка тридцати субъектов уже к нам обратились, и мы должны представить все правила подготовки заявок, подведения итогов и принятия решения. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, мы тридцать минут уже задаем вопросы. Есть еще шесть записавшихся депутатов. Кто-либо настаивает на своих вопросах? Штогрин Сергей Иванович, пожалуйста. ШТОГРИН С. И., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. Андрей Владимирович, у меня два вопроса. Первый. Почему вы в качестве инструмента, стимулирующего приток инвестиций в эти зоны, использовали не налог на прибыль, а другие налоги? И второй вопрос. Сколько денег вы предполагаете выделить в следующем году из федерального бюджета, чтобы этот закон начал работать? Спасибо. ШАРОНОВ А. В. Популярный вопрос, и здесь я вынужден обратиться к нашему печальному опыту российскому. Как раз в нашей предыдущей попытке создать особые экономические зоны были предусмотрены исключительно налоговые льготы, никаких обязательств для инвестора, никаких обязательств по оформлению самой зоны и введения режима в этих зонах не было - и мы получили то, что получили. На самом деле мы должны - Валерий Гаврилович уже об этом сказал - в комплексе рассматривать вопрос, не только налоговые льготы, они, действительно, так скажем, не такие уж потрясающие в этом законопроекте. Инвестор приходит на готовую инфраструктуру, которую он не должен строить, он ни копейки своих денег на это не тратит, он сразу, так сказать, садится в готовый поезд, который его уже везет и предоставляет ему все инфраструктурные услуги. Инвестор сокращает расходы и время на получение тех самых ста сорока семи подписей, необходимых для запуска своего инвестиционного проекта. Инвестор не платит таможенных платежей, чтобы ввезти новое оборудование. То есть на самом деле, если внимательно посмотреть, огромное количество преимуществ добросовестный инвестор получает. Если ему просто не хочется платить налог на прибыль, то этот закон не про это. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. И Гальченко просит тоже дать ему возможность задать вопрос. Гальченко Валерий Владимирович, пожалуйста. ГАЛЬЧЕНКО В. В., фракция "Единая Россия". Спасибо, Борис Вячеславович. Уважаемый Андрей Владимирович, вопрос следующий. Я сторонник особых экономических режимов, их необходимо вводить на территории страны, но возникает вопрос, каким будет сухой остаток для страны в результате введения этого режима. Речь идет о толчке для развития экономики, для получения какой-либо финансовой прибыли в бюджет или о чем-то другом? Пока создается впечатление, если внимательно читаешь законопроект, что в результате будут созданы офшорные зоны для западного капитала, для капитала нашего вывезенного, а также для наших экспортеров. Стране достанутся проблемы экологии, социальная нагрузка, и через двадцать лет мы получим полуразрушенные предприятия, которые в этих зонах были созданы. Итак, вопрос: какой экономический результат для страны, экономики в целом или бюджета вы предполагаете получить, если?.. (Микрофон отключен.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, ответ. ШАРОНОВ А. В. На самом деле в своем выступлении я уже сказал, что примерно, по нашим оценкам, исходя из площади зоны и количества предприятий, которые там будут, в одной промышленно-производственной зоне можно будет привлечь инвестиции на сумму не менее 9 миллиардов рублей, ежегодно производить продукцию на сумму не менее 6 миллиардов рублей, дополнительно создать порядка четырнадцати тысяч рабочих мест и уплатить налогов порядка миллиарда рублей. На самом деле я немножко не понимаю вот тех угроз, о которых вы говорите, потому что на территории зоны будет действовать экологическое законодательство и резиденты будут уплачивать налоги и создавать рабочие места для тех, кто живет вокруг этой зоны, вот поэтому такого риска я не вижу. Говорить о том, что останутся полуразрушенные предприятия, на мой взгляд, тоже, в общем, не совсем правильно, поскольку зачем инвестору разрушать? Если он вложит туда 10 миллионов, зачем он разрушит все свои активы? И я прошу прощения, я не ответил на концовку предыдущего вопроса депутата Штогрина по поводу денег, которые правительство предполагает вложить. Ну, вообще говоря, под идею закона ни правительство, ни Государственная Дума деньги не закладывают в федеральный бюджет по конкретным позициям. Тем не менее мы оцениваем расходы федерального бюджета следующим образом: на особую экономическую зону промышленно-производственного характера - примерно 88 миллионов долларов и на технико-внедренческую - порядка 2 миллионов долларов. Вот такие расходы... У нас есть соображения по источникам финансирования в 2006 году... Я прошу прощения, я не смогу сейчас об этом сказать, поскольку это пока наметки, но если закон будет принят, то мы сможем профинансировать начало создания этих зон в 2006 году. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. И уточнение Драганова Валерия Гавриловича. Пожалуйста. ДРАГАНОВ В. Г. Мне кажется, что я сделаю очень важное короткое уточнение по прогнозам снижения издержек: административные барьеры, инфраструктура, концентрация производства, налоги - по совокупности до 29 процентов. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, кто желает выступить? Я думаю, что имеет смысл записаться, а потом принять решение. Пожалуйста, включите режим записи. Покажите список записавшихся. Записались двенадцать человек. Вот уже поступило предложение из зала дать представителям депутатских объединений возможность выступить. Нет возражений? Пожалуйста, кто от фракции КПРФ? Останина Нина Александровна, пожалуйста. ОСТАНИНА Н. А. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Я не знаю, как у вас, но у меня создалось такое устойчивое впечатление, когда выступал Андрей Владимирович, когда отвечал на наши вопросы, что правительство вначале продумало перечень особых экономических зон, а потом уже под него предлагает нам принять этот закон. Посмотрите внимательно статьи этого законопроекта: он практически исключает возможность для территорий иметь у себя особые экономические зоны. Замечательный международный опыт привел Андрей Владимирович и при этом сказал, что первыми были угледобывающие регионы, шахтерские, и создание там особых зон позволило им выйти из депрессивного состояния. Но, как всегда, как плохие двоечники, с точностью до наоборот наше правительство в наш закон не вписало шахтерские территории, то есть исключило их из перечня тех территорий, где можно иметь особые экономические зоны. Почему я так говорю? Обратитесь к статье 4, пункт 5: не допускается добыча и переработка полезных ископаемых. Андрей Владимирович, переработка полезных ископаемых - это уже последний цикл в большом-большом перечне технологических процедур, который предполагает поиск, разведку, требует дополнительных средств. Вы говорите, что есть другие механизмы. Но вы же не станете обвинять глав сырьевых территорий в том, что они уже сейчас механизмы эти используют. Поверьте, уже не на сто, на все двести процентов механизмы эти задействованы! Если бы была возможность убрать вот эту позицию из статьи 4 и если бы это не считалось изменением концепции закона, конечно, можно было бы согласиться с той редакцией, которую предложило правительство. Но мне хотелось бы привести еще одну очень значимую позицию, чтобы мотивировать свое предложение изъять этот пункт из статьи 4. Дело в том, что переработка полезных ископаемых имеет не только собственно эту цель, но еще и извлечение попутных ископаемых, которые по цене иногда не уступают профильным ресурсам, переработку "хвостов", отходов и так далее... И наконец, последнее. Особая экономическая зона позволит провести стопроцентную утилизацию ресурсов полезных ископаемых, чего сейчас не делает никто, ни один добывающий регион. Вот это только небольшой набросок проблем, которые способны решить особые экономические зоны в сфере природопользования. Поэтому представляется, что добыча и переработка полезных ископаемых необоснованно исключены из деятельности особых экономических зон, особенно тех, которые находятся на территориях интенсивного природопользования. Позиция наша будет определяться вашим отношением к предлагаемым нами поправкам и формату нашего сотрудничества. Если вы снова хотите повторить опыт печально известного алкогольного закона, о котором мы сегодня с раннего утра говорили, то, безусловно, в таком формате наша работа не пойдет. Если вы действительно готовы к конструктивному сотрудничеству и не будете считать наши поправки изменением концепции закона, то, безусловно, этот законопроект следует поддержать в первом чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. От ЛДПР будут ли выступающие? Пожалуйста, Иванов Сергей Владимирович. ИВАНОВ С. В., фракция ЛДПР. Спасибо. Уважаемые коллеги, я думаю, в принципе мы зря так долго ломаем копья. Если концепция законопроекта не вызывает ни у кого сомнений, а отдельные детали будут учтены при доработке к рассмотрению во втором чтении, то, по-моему, особо и выступать-то нечего. Поэтому фракция ЛДПР будет голосовать за. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. От фракции "Единая Россия" - Иванова Валентина Николаевна. Пожалуйста. ИВАНОВА В. Н. Спасибо. Уважаемые коллеги, конечно, этот закон нужный, важный, и ждали мы его более пяти лет. И я хочу сказать, что внедрение и реализация данного закона - это серьезная поддержка всех наукоградов: и тех, которые уже получили этот статус, и тех, которые пока только на пути к этому. Конечно, вариант развития технико-внедренческих зон на базе наукоградов вполне может быть реализован. Я высказывала ряд замечаний в ходе парламентских слушаний, и сегодня здесь уже говорили о необходимости усилить стимулирование субъектов Российской Федерации, о критериях отбора научных организаций, вовлекаемых в технико-внедренческие зоны. Но все эти вещи, конечно, можно учесть в ходе подготовки ко второму чтению. И еще один вопрос, который, несомненно, тоже требует проработки. Это вопрос, связанный с тем, что предоставляются земельные участки и в промышленно-производственной зоне, и в технико-внедренческой зоне. Затем могут быть расторгнуты соглашения, но земельные участки в ведении резидентов могут остаться. И вот эта коллизия требует соответствующей серьезной доработки. Ну а в целом, я еще раз подчеркну позицию нашего Комитета по образованию и науке, поддержка технико-внедренческих зон в этом законопроекте видна, и мы, конечно, просим голосовать за. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть еще желающие выступить? Мы достаточно кратко выступаем. Пожалуйста, Леонтьев Георгий Карпеевич. Две минуты. ЛЕОНТЬЕВ Г. К., фракция "Единая Россия". Я очень коротко, для стенограммы. Основываясь на опыте, уже накопленном в нашей стране, я предлагаю к рассмотрению несколько концептуальных предложений, которые после обсуждения могут быть оформлены в виде поправок в законопроект. Первое. Особые экономические зоны следует рассматривать как инструмент для продвижения наукоемких технологий. Второе. Для особых экономических зон следует сформировать систему приоритетов и оформить государственный заказ на конкретные технологии, отнесенные к приоритетным. Всем особым экономическим зонам следует оформить государственный заказ на формирование новых технологий управления прежде всего организациями, поселениями, человеческими и материальными ресурсами. Установить в качестве обязательного партнерское участие субъекта Федерации и муниципального образования в деятельности особых экономических зон и в управлении их деятельностью. Уйти от чисто административной неэффективной схемы и перейти к современным схемам управления, например с использованием элементов программного управления, сделав акцент на сохранении инициатив при жесткой системе отчетности, это так называемый контролируемый современный менеджмент. Максимально использовать уже имеющиеся ресурсы инфраструктурные - закрытые административно-территориальные образования, наукограды - и кадровые, малый бизнес. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Штогрин Сергей Иванович, пожалуйста. ШТОГРИН С. И. Спасибо, Борис Вячеславович. Я почему задавал вопрос про прибыль? Дело в том, что конечная цель любого коммерческого предприятия - получение максимальной прибыли. В той концепции, которую предложило правительство в законопроекте об особых зонах, прибыль можно уменьшить только за счет издержек, за счет себестоимости. Мировая практика совершенно иная: там стимулируется вложение средств, инвестиции за счет того, что уменьшается ставка налога на прибыль и таким образом реализуется цель, которую преследует инвестор. Уменьшение единого социального налога, налоговые каникулы по налогу на имущество и на землю - это всё равно выражается в конечном итоге в прибыли. Поэтому главный стимул нужно вот такой делать, на мой взгляд, и это будет более существенно, потому что инвестор получит то, что он хочет получить, оправдает свои вложения. Я боюсь, что, если примем в этом варианте, получится, что в зонах будут собирать пылесосы, собирать из комплектующих, которые привезли, например, автомобили, может, какую-то бытовую технику, а реально поддержки нашему машиностроению, нашим обрабатывающим отраслям не будет. Поэтому считаю, что надо, конечно, поддержать законопроект в первом чтении, хотя бы какую-то точку роста, так сказать, сделать, но главную задачу - вывод экономики страны на более высокие рубежи - мы не решим. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли необходимость выступить полномочному представителю президента, полномочному представителю правительства? Ну, я все-таки, Андрей Владимирович, вам, как докладчику, позволяю выступить с заключительным словом, изложите позицию по тем возможным поправкам, которые озвучили депутаты, в частности Останина Нина Александровна. ШАРОНОВ А. В. Меня радует - вот по выступлениям - такой консенсус в отношении поддержки этих зон как инструмента привлечения инвестиций. Хочу сказать, что мы внимательно рассмотрим все замечания, и успокоить в том плане, что на самом деле шахтерские территории не исключаются из этого инструмента по определению. Та же Англия создавала в шахтерских регионах не новые шахты, не добычу полезных ископаемых, а внедряла новые виды деятельности, потому что в шахтах уже нечего было добывать, они становились неэффективными. И в нашей ситуации мы тоже можем применять этот механизм в депрессивных, в том числе шахтерских, территориях, развивая новые виды деятельности, создавая новые рабочие места. Что касается налогов, то на самом деле даже налог на прибыль как раз означает возможность перенесения убытков на будущий период, потому что предприниматель имеет возможность сократить свою прибыль за счет убытков, а значит, и налог на прибыль - за счет убытков, понесенных при старте этого проекта. Еще раз скажу, что при внимательном прочтении законопроекта у нас уже сейчас обнаруживается довольно много преференций, мы готовы этот вопрос рассматривать и дальше. Считаю абсолютно справедливым замечание по поводу использования существующей инфраструктуры. Я объяснил, почему мы сначала не принимали во внимание этот момент, но совершенно согласен, что у нас большое количество и достроенных, и недостроенных объектов, которые являются или могут стать государственной собственностью, федеральной или региональной, и могут послужить стартовой инфраструктурой (она действительно дорогая), для того чтобы ускорить создание особой экономической зоны в конкретном регионе. Еще раз хочу поблагодарить за это обсуждение и надеюсь, что мы сможем все-таки доработать этот законопроект перед вторым чтением и принять его. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставится на голосование в первом чтении проект федерального закона "Об особых экономических зонах в Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 49 мин. 39 сек.) Проголосовало за 397 чел.88,2% Проголосовало против 8 чел.1,8% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 406 чел. Не голосовало 44 чел.9,8% Результат: принято Принимается.