Заседание № 129

23.11.2005
Вопрос:

О проекте федерального закона № 16674-4 "О признании утратившей силу статьи 15.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (об исключении ответственности должностных лиц за невыполнение обязанностей по контролю за соблюдением предприятиями правил ведения кассовых операций; принят в первом чтении 30 июня 2004 года).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1355 по 1452 из 5437
Переходим к блоку законопроектов, принятых в первом чтении и предлагаемых к     
отклонению. Есть у нас один такой вопрос - это пункт 5, проект федерального     
закона "О признании утратившей силу статьи 15.2 Кодекса Российской Федерации    
об административных правонарушениях". Докладывает первый заместитель            
председателя Комитета по конституционному законодательству и государственному   
строительству Александр Петрович Москалец. Пожалуйста.                          
                                                                                
МОСКАЛЕЦ А. П., фракция "Единая Россия".                                        
                                                                                
Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты! Чтобы правильно               
сформировать свою позицию по отношению к рассматриваемому законопроекту, по     
данному вопросу, предлагаю всем вместе совершить ретроспективный, но быстрый    
ход на полтора года, с тем чтобы напомнить вам, что в июне 2004 года мы с       
вами приняли в первом чтении проект федерального закона "О признании            
утратившей силу статьи 15.2 Кодекса Российской Федерации об административных    
правонарушениях ".                                                              
                                                                                
О чем же эта статья? Она очень короткая по содержанию, и я ее зачитаю почти     
дословно: "Невыполнение должностным лицом учреждения банка обязанностей по      
контролю за выполнением организациями или их объединениями правил ведения       
кассовых операций влечет наложение административного штрафа...". Мы с вами      
тогда приняли решение эту статью исключить из кодекса. Чем же мы                
руководствовались при принятии данного решения? Тем, что в последующем будут    
внесены изменения в соответствующие федеральные законы и другие нормативные     
акты. Однако на сегодня ситуация такова, что требуется возвращение к            
первоначальному состоянию. Так, статья 34 действующего Федерального закона "О   
Центральном банке..." гласит, что в целях организации на территории             
Российской Федерации наличного денежного обращения на Банк России возлагаются   
соответствующие функции, и под номером четвертым указана функция определения    
порядка ведения кассовых операций. Действует на сегодня и пункт 41 письма       
Центрального банка о том, что банки систематически проверяют соблюдение         
предприятиями требований порядка ведения кассовых операций, действуют и         
"Порядок ведения кассовых операций...", и правила организации наличного         
денежного обращения на территории Российской Федерации. С учетом этого,         
безусловно, требуются гарантии соблюдения федерального закона и других          
нормативных актов в этой области.                                               
                                                                                
В связи с изложенным, а также с учетом мнения авторов данного законопроекта     
Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству   
полагает целесообразным оставить без изменения статью 15.2 Кодекса об           
административных правонарушениях, а рассматриваемый законопроект, хотя он и     
был принят в первом чтении, сегодня отклонить.                                  
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Петрович. Присаживайтесь.              
                                                                                
Уважаемые коллеги, есть ли необходимость выступить представителям депутатских   
объединений? Нет. Полномочному представителю президента? Полномочному           
представителю правительства?                                                    
                                                                                
Есть все-таки желающий выступить, от "Единой России". Резник Владислав          
Матусович, пожалуйста.                                                          
                                                                                
РЕЗНИК В. М. Спасибо.                                                           
                                                                                
Глубокоуважаемые коллеги, я являлся и являюсь одним из авторов этого            
законопроекта и хотел бы для протокола дать следующие пояснения. Когда мы       
вносили данный законопроект, мы предполагали снять с банков обязанность         
контролировать кассовую дисциплину своих клиентов. Вместе с тем после           
детального обсуждения стало очевидно, что передача данных функций налоговой     
службе, видимо, все-таки нецелесообразна по следующим причинам. Первое -        
кассовый план может сдаваться только банку, только банк может контролировать    
в ежедневном режиме исполнение этого кассового плана. Второе - возможность      
для налоговой службы контролировать кассовую дисциплину клиента приведет к      
тому, что налоговая служба получит возможность для ежедневных визитов к         
налогоплательщикам, потому что только так можно контролировать кассовую         
дисциплину. Удаленным контролем это сделать будет невозможно. В этой связи мы   
посчитали необходимым оставить ситуацию такой, как она есть на сегодняшний      
день, - сохранить эту функцию за банками.                                       
                                                                                
Хотел бы отметить, что в развитие этой ситуации правительство внесло            
несколько месяцев назад, по-моему в апреле, соответствующий закон с передачей   
этой функции Федеральной налоговой службе. Соответственно, нам надо будет       
принять решение либо о том, чтобы попросить правительство отозвать данный       
законопроект, либо же отклонить его.                                            
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Уважаемые коллеги, ставится на голосование проект постановления об отклонении   
данного проекта федерального закона. Кто за? Прошу голосовать.                  
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 50 мин. 03 сек.)                 
Проголосовало за              332 чел.73,8%                                     
Проголосовало против           42 чел.9,3%                                      
Воздержалось                    1 чел.0,2%                                      
Голосовало                    375 чел.                                          
Не голосовало                  75 чел.16,7%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                

Заседание № 38

30.06.2004
Вопрос:

О проекте федерального закона № 16674-4 "О признании утратившей силу статьи 15.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (об исключении ответственности должностных лиц за невыполнение обязанностей по контролю за соблюдением предприятиями правил ведения кассовых операций; внесен А. Д. Жуковым в период исполнения полномочий депутата Государственной Думы и депутатами Государственной Думы В. М. Резником, В. С. Плескачевским, М. Л. Шаккумом, Г. В. Куликом, В. Г. Драгановым, В. М. Зубовым, П. А. Медведевым, В. А. Тарачёвым).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1354 по 1496 из 2751
Переходим к рассмотрению пункта 7, проекта федерального закона "О признании     
утратившей силу статьи 15.2 Кодекса Российской Федерации об административных    
правонарушениях". Доклад Владислава Матусовича Резника. Пожалуйста.             
                                                                                
РЕЗНИК В. М., председатель Комитета Государственной Думы по кредитным           
организациям и финансовым рынкам, фракция "Единая Россия".                      
                                                                                
Глубокоуважаемые коллеги, вашему вниманию представляется законопроект,          
вносящий поправку в Кодекс об административных правонарушениях, касающуюся      
его статьи 15.2. Необходимость внесения такой поправки обусловлена тем, что     
целью этого законопроекта является отмена нормы об административной             
ответственности кредитных организаций за невыполнение обязанностей по           
осуществлению контроля за кассовыми операциями клиентов. Действующее            
законодательство возлагает на банки ряд обязанностей, посредством которых       
реализуются различные необходимые для общества функции. К таким функциям        
относятся, в частности, валютный контроль, противодействие легализации          
доходов полученных преступным путем, контроль за кассовой дисциплиной           
клиентов. В то же самое время расходы, связанные с исполнением публичных        
функций, покрываются за счет прибыли банка, и тем самым затрудняется доступ к   
кредитным ресурсам, то есть кредиты получать труднее, они дороже.               
                                                                                
Контроль за соблюдением клиентами банка правил ведения кассовых операций        
является одной из наиболее затратных функций, причем особенно остро данная      
проблема стоит перед крупными банками, которые обслуживают сотни тысяч          
клиентов, а соответственно, контроль требует достаточно большого                
документооборота, и этим заняты многие сотни или тысячи, если учесть большое    
количество банков, людей. Более того, в настоящее время обязанность банков      
осуществлять контроль за соблюдением кассовой дисциплины устанавливается не     
только не на законодательном уровне, а именно актами Центрального банка         
Российской Федерации. Понятно, что, принимая данный законопроект, мы должны     
будем, безусловно, внести поправку и в законы, связанные с Центральным          
банком. Такая поправка будет подготовлена, и, после того как этот закон будет   
принят в первом чтении, к моменту его рассмотрения во втором чтении мы уже      
сумеем рассмотреть и поправку к закону "О Центральном банке...".                
                                                                                
Хотелось бы еще отметить, что необходимость возложения на банки обязанности     
по контролю за кассовой дисциплиной клиентов опровергается и опытом             
деятельности иностранных банков практически во всех странах. То есть я хочу     
сказать, что исключительно у нас, в Российской Федерации, на банки возложена    
такая обязанность.                                                              
                                                                                
Комитет просит поддержать данный законопроект в первом чтении с учетом того,    
что будут подготовлены и на этой неделе внесены соответствующие поправки в      
закон "О Центральном банке...". И кроме того, будут учтены те замечания,        
которые есть у комитета по конституционному законодательству, они будут         
учтены ко второму чтению. Просим поддержать.                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Присаживайтесь, пожалуйста.                               
                                                                                
Содоклад по данному законопроекту сделает Александр Петрович Москалец.          
                                                                                
МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые депутаты! По          
существу законопроекта, предлагающего признать статью 15.2 Кодекса Российской   
Федерации об административных правонарушениях утратившей силу, необходимо       
сказать следующее.                                                              
                                                                                
Во-первых, в 1994 году указом Президента Российской Федерации была              
предусмотрена обязанность банков проводить проверки соблюдения предприятиями,   
учреждениями и организациями порядка ведения кассовых операций и условий        
работы с денежной наличностью. В настоящее время данный указ признан            
утратившим силу. Таким образом, законодательная база, возлагающая на            
кредитные организации обязанность по контролю за выполнением организациями      
или их объединениями правил ведения кассовых операций, отсутствует.             
                                                                                
Также следует отметить, что и в соответствии с Федеральным законом "О           
Центральном банке Российской Федерации..." Банк России не вправе требовать от   
кредитных организаций выполнения несвойственных им функций.                     
                                                                                
Кроме того, осуществление кредитными организациями контрольно-надзорных         
полномочий в отношении клиентов не соответствует юридической природе            
взаимоотношений кредитной организации и клиента. По этой причине статья 15.2    
кодекса практически и не применялась. Исходя из этого представляется            
целесообразным поддержать предложение о признании ее утратившей силу.           
                                                                                
В то же время мы полагаем, что не следует допускать образования пробелов в      
правовом регулировании и контроле за соблюдением организациями или их           
объединениями правил ведения кассовых операций. И видимо, следует согласиться   
с мнением о том, что такого рода функции могут быть возложены на налоговые      
органы. При этом эффективность осуществления проверок порядка ведения           
кассовых операций организациями (за исключением кредитных организаций),         
проводимых представителями налоговых органов, будет существенно выше            
эффективности проверок, которые проводятся кредитными организациями в           
отношении собственных же клиентов, с которыми они состоят к тому же и в         
гражданско-правовых отношениях.                                                 
                                                                                
Одновременно представляется целесообразным предложить профильному комитету      
Государственной Думы рассмотреть вопрос о внесении дополнения в статью 7        
Закона Российской Федерации "О налоговых органах Российской Федерации",         
предусматривающего наделение налоговых органов правом проводить проверки        
соблюдения налогоплательщиками порядка работы с денежной наличностью и          
порядка ведения кассовых операций.                                              
                                                                                
И еще конкретно по законопроекту. Следует иметь в виду, что в связи с данным    
проектом необходимо внести изменения в статьи Кодекса Российской Федерации об   
административных правонарушениях, содержащие ссылки на статью 15.2. Это         
статьи 23.5, 23.6 и 28.3 кодекса. Сделать это можно, мы полагаем, и в           
процессе доработки законопроекта ко второму чтению.                             
                                                                                
С учетом изложенного Комитет по конституционному законодательству и             
государственному строительству рекомендует указанный законопроект принять в     
первом чтении и в последующем доработать его с учетом сделанных замечаний.      
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли вопросы к докладчику и содокладчику? Нет вопросов. Желающие             
выступить? Со стороны представителей правительства и президента? Пожалуйста,    
Косопкин Александр Сергеевич.                                                   
                                                                                
КОСОПКИН А. С., полномочный представитель Президента Российской Федерации в     
Государственной Думе.                                                           
                                                                                
Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые депутаты! Президентская сторона в    
отношении этого законопроекта действительно готовила свое заключение,           
действительно мы высказывали ряд замечаний, замечаний достаточно серьезных и    
в какой-то мере даже носящих концептуальный характер. Но с учетом того, что     
мы услышали от Вячеслава Матусовича, что ко второму чтению наши замечания       
будут учтены, - а они касаются как раз того, что то, что сейчас предлагается    
отрегулировать в административном кодексе, необходимо параллельно решить и в    
сопутствующем законодательстве, в частности в законе о Центральном банке,       
который как раз статьей 34 и наделен правом регулировать кассовые операции...   
Вот если такие поправки будут подготовлены, то тогда мы сейчас пропускаем с     
этим условием законопроект, но во втором чтении мы на это будем обращать        
очень серьезное внимание. Спасибо.                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. То есть ко второму чтению комитет должен         
подготовить поправки в закон "О Центральном банке...".                          
                                                                                
Коллеги, кто за то, чтобы принять данный законопроект в первом чтении? Прошу    
проголосовать.                                                                  
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 05 мин. 57 сек.)                 
Проголосовало за              341 чел.75,8%                                     
Проголосовало против           16 чел.3,6%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    357 чел.                                          
Не голосовало                  93 чел.20,7%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.