Заседание № 244

23.05.2003
Вопрос:

О проекте федерального закона № 166294-3 "О порядке опубликования в Российской Федерации решений Европейского Суда по правам человека".

Стадия рассмотрения:

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5387 по 5605 из 6276
Пункт 26: о проекте федерального закона "О порядке опубликования в Российской   
Федерации решений Европейского Суда по правам человека". Доклад депутата        
Государственной Думы Владимира Евгеньевича Коптева-Дворникова. Содоклад Олег    
Васильевич Уткин будет делать вместо Гасана Борисовича Мирзоева.                
                                                                                
Пожалуйста, Владимир Евгеньевич.                                                
                                                                                
КОПТЕВ-ДВОРНИКОВ В. Е., фракция "Отечество - Вся Россия".                       
                                                                                
Уважаемый Артур Николаевич, уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается     
проект федерального закона "О порядке опубликования в Российской Федерации      
решений Европейского Суда по правам человека". Знаменательно, что мы сегодня    
обсуждаем этот законопроект, потому что год назад, 7 мая 2002 года, было        
принято первое и окончательное постановление Европейского Суда по правам        
человека по делу "чернобыльца" Анатолия Бурдова, жителя города Шахты            
Ростовской области, который по этому решению получил право на компенсацию,      
причитавшуюся ему по закону. И теперь, после того как это дело было решено в    
пользу гражданина Российской Федерации, все "чернобыльцы" получают              
компенсацию без соответственного обращения в суды.                              
                                                                                
Статья 46 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому право в          
соответствии с международными договорами обращаться в межгосударственные        
органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся           
внутригосударственные средства правовой защиты. Ратифицировав в 1998 году       
европейскую Конвенцию о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября      
1950 года и протоколы к ней, Россия признала себя частью юрисдикции             
Европейского Суда по правам человека, решения которого имеют прецедентное       
значение. Как говорится в статье 32 конвенции, в ведении Суда по правам         
человека находятся все вопросы, касающиеся толкования и применения положений    
конвенции и связанных с ней протоколов. Следовательно (и это неоднократно       
отмечалось в решениях Европейского Суда), каждый национальный суд по            
подсудному ему делу должен применять право сообщества во всей его полноте, то   
есть право, выраженное в практике Европейского Суда. Права, защищаемые          
конвенцией, должны соблюдаться так, как это определено судом, а                 
внутригосударственные положения, противоречащие этим определениям, должны       
отменяться.                                                                     
                                                                                
В федеральном законе "О ратификации Конвенции о защите прав человека и          
основных свобод и Протоколов к ней" от 30 марта 1998 года содержится            
заявление Российской Федерации о признании обязательной юрисдикции              
Европейского Суда. Таким образом, решения Европейского Суда имеют в             
государствах - членах Совета Европы (а Российская Федерация является членом     
Совета Европы), по сути, нормативную силу.                                      
                                                                                
Между тем согласно статье 15 российской Конституции любые нормативные           
правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и            
гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для       
всеобщего сведения. Следовательно, невозможно применение решений Европейского   
Суда без их официального опубликования в Российской Федерации. При ссылке       
стороны на какое-либо решение Европейского Суда, даже при весьма обоснованной   
ссылке, никто из российских судей не может принимать такой довод, пока          
решение, к которому апеллируют, официально не опубликовано. Наличие             
публикаций на официальных языках Совета Европы ничего для судьи не означает,    
ибо государственным в Российской Федерации является только русский язык.        
                                                                                
Надо сказать, что за последнее время в разных изданиях Российской Федерации     
опубликовано на русском языке более сотни постановлений Европейского Суда по    
правам человека. Наиболее авторитетным является издание, осуществленное в       
2000 году Институтом европейского права при МГИМО, в двух томах, которое        
распространялось среди депутатов. Выдержки из решений Европейского Суда         
публиковались и в некоторых других изданиях, в том числе и в бюллетене          
Верховного Суда. Но все эти публикации, во-первых, не являются официальными,    
а во-вторых, почти все привлечены в извлечениях.                                
                                                                                
С 1959 года, начиная с решения по делу Лоулеса против Ирландии, Европейским     
Судом вынесено почти полторы тысячи решений. Очевидно, что первостепенное       
значение для нас имеют те решения, которые принимаются в связи с исками,        
касающимися Российской Федерации. Они относятся к нашей правовой ситуации,      
обращены к нашему праву и нашему правоприменению. Эти решения должны            
официально переводиться и доводиться до сведения законодательных и              
правоприменительных органов, безусловно, в первую очередь. В отношении таких    
решений уместно установление фиксированных сроков их официального перевода и    
публикации. Мы предлагаем в законопроекте установить шестимесячный срок для     
таких документов.                                                               
                                                                                
Ну, и при таком подходе возникает целый ряд серьезных вопросов. Основная        
проблема в том, что конвенция предусматривает принятие Судом по правам          
человека нескольких видов постановлений и решений: о приемлемости либо          
неприемлемости жалобы, об исключении жалобы из списка подлежащих рассмотрению   
дел, о достижении дружественного урегулирования по делу, наконец, по существу   
дела, так называемое окончательное постановление. В соответствии со статьей     
44 конвенции именно это основное окончательное решение подлежит публикации.     
Поэтому наш законопроект исходит из необходимости обязательной публикации       
окончательных постановлений по делам, касающимся именно Российской Федерации.   
В связи с этим обращаю внимание, что авторы (а это депутат Баранников и         
депутат Коптев-Дворников) планируют ко второму чтению в статью 1 проекта        
внести уточнение, что под постановлением понимаются принятые в соответствии     
со статьей 44 конвенции именно окончательные решения, а не все постановления    
и решения.                                                                      
                                                                                
Второй важный вопрос - это порядок перевода решений на русский язык. Я просто   
на этом хочу остановиться, потому что это одно из замечаний со стороны          
Правительства. В проекте нами делается ссылка на порядок, определенный для      
перевода международных договоров, подлежащих ратификации, но, как справедливо   
отмечается в заключении Правительства, такой порядок до настоящего времени      
нами не определен, в связи с чем такая отсылочная позиция не совсем             
корректна. Совершенно здесь справедливо отмечает Правительство, что следует     
разработать проект нормативного акта, регламентирующего данный порядок.         
Повторяю, это проблема общая, не только этого закона, она касается и            
множества других уже опубликованных международных договоров, включая саму       
конвенцию о правах человека. И думаю, что решением данной проблемы вполне       
могут озаботиться как Министерство иностранных дел, так и Комитет               
Государственной Думы по международным делам.                                    
                                                                                
Что же касается всего комплекса решений Европейского Суда, то проект            
предполагает их публикацию в сроки и в порядке, которые определяются            
Правительством Российской Федерации. Здесь установить жесткие сроки для такой   
кропотливой работы невозможно, поэтому в первую очередь мы хотели бы, чтобы     
публиковались именно окончательные решения в отношении Российской Федерации.    
                                                                                
Бытует мнение о том, что очень много дел выносится против Российской            
Федерации в этом Суде по правам человека, и поэтому этот суд будет завален      
документами от граждан России и, соответственно, потребуется очень много        
переводов. Дело в том, что с 5 мая 1998 года по 2002 год через Европейский      
Суд прошло 8 199 заявлений, связанных с Российской Федерацией, в основном от    
граждан России или от иностранных граждан, которые обжалуют действия властей    
Российской Федерации, но только три жалобы признаны приемлемыми для             
рассмотрения в Европейском Суде по правам человека. Одна из них, как я уже      
говорил, была рассмотрена по существу с вынесением постановления в отношении    
российских "чернобыльцев". Подавляющее большинство жалоб на самом деле          
признается неприемлемым по формальным основаниям. Значительная часть            
остальных жалоб разрешается на предварительной стадии путем примирительных      
процедур, над чем работает специальный уполномоченный Российской Федерации      
при Европейском Суде Павел Лаптев.                                              
                                                                                
Поэтому, коллеги, я обращаюсь к вам с просьбой поддержать данный законопроект   
в первом чтении и обещаю, что все те замечания, которые Правительство и         
Администрация Президента могут высказать по нему, мы учтем при подготовке       
законопроекта ко второму чтению, если он будет принят в первом.                 
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Евгеньевич.                             
                                                                                
Содоклад заместителя председателя Комитета по государственному строительству    
Гасана Борисовича Мирзоева.                                                     
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
МИРЗОЕВ Г. Б., фракция "Союз Правых Сил".                                       
                                                                                
Артур Николаевич, уважаемые коллеги! Проект, о котором идет речь, - "О          
порядке опубликования в Российской Федерации решений Европейского Суда по       
правам человека" - внимательно и неоднократно рассматривался на заседаниях      
Комитета по государственному строительству. И комитет пришел к следующему       
выводу: несмотря на то, что в последнем заключении Правительство Российской     
Федерации как бы не поддерживает принятие данного законопроекта, Комитет по     
государственному строительству все-таки принял решение рекомендовать            
Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона "О      
порядке опубликования в Российской Федерации решений Европейского Суда по       
правам человека". Ну, докладчик уже объяснил ситуацию. Я поэтому докладываю     
лишь мнение и решение по этому вопросу комитета. Что же касается                
законопроекта, то, я так думаю, после принятия его в первом чтении              
соответствующая работа и всё, что необходимо для принятия законопроекта, в      
том числе его улучшение... я так думаю, во втором чтении такая работа будет     
проводиться.                                                                    
                                                                                
Если есть вопросы, я готов ответить.                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо, спасибо.                                          
                                                                                
Уважаемые коллеги, есть ли вопросы? Нет. Есть ли желающие выступить?            
                                                                                
Пожалуйста, Владимир Буткеев. По карточке Гартунга, пожалуйста.                 
                                                                                
БУТКЕЕВ В. А., депутатская группа "Регионы России (Союз независимых             
депутатов)".                                                                    
                                                                                
Спасибо, Артур Николаевич.                                                      
                                                                                
Важный, на мой взгляд, законопроект, который мы с вами, уважаемые коллеги,      
должны поддержать. Здесь приводилось несколько примеров, когда права граждан    
России были защищены Европейским Судом по правам человека. Я могу продолжить    
этот перечень, который касается вопросов, связанных с индексацией               
дореформенных вкладов. Вы знаете, недавно была показана по телевидению          
передача, как российские граждане в Европейском Суде по правам человека         
выиграли иски по индексации дореформенных вкладов и получили высокие суммы      
индексации - как раз те, о которых мы говорим и которые мы предлагаем           
Правительству включать в бюджет и выплачивать гражданам. Правда, зачастую о     
решениях Европейского Суда мы узнаем из средств массовой информации спустя      
полгода, а то и год. А иногда и вовсе знаем о них понаслышке.                   
                                                                                
Я думаю, что после того, как наша страна подписала международное соглашение и   
взяла на себя обязательства по выполнению решений Европейского Суда, как я      
уже сказал, по тем искам, где ответчиком выступает государство, вполне          
логично и правильно авторы законопроекта ставят вопрос о том, что необходима    
процедура опубликования этих решений, чтобы не только стороны, которые          
судятся в этом Европейском Суде, участники процесса, но и все граждане России   
знали, какие решения выносятся, в том числе и в отношении Министерства          
финансов, в отношении Правительства, когда те выступают ответчиками по этим     
искам. И я думаю, что информация, доступность информации - один из признаков    
правового демократического государства. А все мы заявляем, что мы его строим,   
так что сегодняшнее голосование - это шаг к строительству такого государства,   
где граждане имеют равный доступ к информации, тем более той, которая           
касается их в первую очередь. Поэтому прошу коллег поддержать данный            
законопроект.                                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Представитель Правительства? Президента? Докладчики?                            
                                                                                
Голосуем. Кто за то, чтобы принять данный законопроект в первом чтении?         
                                                                                
Прошу включить режим голосования.                                               
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 14 мин. 39 сек.)                 
Проголосовало за              170 чел.             37,8%                        
Проголосовало против            0 чел.              0,0%                        
Воздержалось                    0 чел.              0,0%                        
Голосовало                    170 чел.                                          
Не голосовало                 280 чел.             62,2%                        
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принят законопроект.                                                         
                                                                                

Заседание № 241

15.05.2003
Вопрос:

О проекте федерального закона № 166294-3 "О порядке опубликования в Российской Федерации решений Европейского Суда по правам человека".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5939 по 5956 из 7319
Так, пункт 25 Коптев-Дворников просил перенести на следующую неделю.            
                                                                                
Включите микрофон Владимиру Евгеньевичу.                                        
                                                                                
КОПТЕВ-ДВОРНИКОВ В. Е., фракция "Отечество - Вся Россия".                       
                                                                                
Уважаемые коллеги, авторы просят перенести этот законопроект на одну неделю,    
чтобы завершить консультации с правовым управлением Администрации Президента    
и с Правительством в связи с тем, что закон объективно признается нужным, но    
там есть некоторые детали, которые хорошо было бы подкорректировать,            
предварительно договорившись. Доклад будет достаточно долгим, я не хотел бы     
занимать просто ради отклонения ваше время сейчас вот, вечером.                 
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, не возражаете, если мы его перенесем на 23-е     
число, для того чтобы провести согласование? На 23 июня. Мая, мая, виноват!     
                                                                                

Заседание № 168

17.05.2002
Вопрос:

О проекте федерального закона № 166294-3 "О порядке опубликования в Российской Федерации решений Европейского Суда по правам человека".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 629 по 635 из 6396
КОПТЕВ-ДВОРНИКОВ В. Е., фракция "Союз Правых Сил".                              
                                                                                
Уважаемые коллеги, я бы просил перенести на более поздний срок обсуждение       
пункта 17 сегодняшней повестки дня. Обоснование - при обсуждении.               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Перенести с сегодняшнего заседания, да?                   
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 851 по 871 из 6396
Пункт 17 депутат Коптев-Дворников просит перенести. Он является автором,        
поэтому мы, наверное, согласимся с его предложением.                            
                                                                                
Включите микрофон, пожалуйста, депутату Коптеву-Дворникову.                     
                                                                                
Пожалуйста, Владимир Евгеньевич.                                                
                                                                                
КОПТЕВ-ДВОРНИКОВ В. Е. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги!      
Речь идет о пункте 17 сегодняшней повестки дня, о проекте федерального закона   
"О порядке опубликования в Российской Федерации решений Европейского Суда по    
правам человека". Закон, с нашей точки зрения, очень важный. И на него было     
получено много положительных заключений, в том числе заключение                 
Правительства. Но нам пока не удалось добиться положительного заключения        
правового управления Президента Российской Федерации. Мы договорились           
согласовать наши позиции, и поэтому просим перенести законопроект на более      
поздний срок.                                                                   
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Не будет возражений у депутатов? Принимается.