Заседание № 241
15.05.2003
Вопрос:
О проекте федерального закона № 166229-3 "О внесении изменений в статью 255 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (о предоставлении работодателям возможности самостоятельно определять в пределах совокупной суммы платежей, составляющей до 15 процентов от суммы расходов на оплату труда, объемы средств, направляемые на цели добровольного страхования).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3600 по 3899 из 7319
Пункт 12 - проект федерального закона "О внесении изменений в статью 255 части второй Налогового кодекса Российской Федерации". Пожалуйста, Сергей Иванович Колесников, докладчик. Содокладчик - Сергей Иванович Штогрин. Штогрина я прошу прийти в зал. Не вижу Сергея Ивановича. (Выкрики из зала.) Коломейцев будет? Хорошо. Пожалуйста. КОЛЕСНИКОВ С. И., депутатская группа "Народный депутат". Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые коллеги! Поправка, которую я предлагаю к статье 255, достаточно проста. Я объясню ее суть. Дело в том, что по сегодняшнему Налоговому кодексу в добровольном страховании позволено использовать 15 процентов фонда заработной платы. Это добровольное страхование, я еще раз напоминаю. Затем мы устанавливаем в Налоговом кодексе еще два ограничения в добровольном страховании: мы говорим, что 12 процентов можно тратить на пенсионное обеспечение и 3 процента - на остальные виды расходов. То есть совокупная сумма платежей - 15 процентов - остается, но там регламентируется, что и как мы должны добровольно страховать. Это напоминает мне ситуацию в магазине, когда вы получили зарплату, пришли, говорите: мне нужен пылесос за 3 тысячи рублей, но вам говорят: нет, пылесос мы вам продавать не будем, потому что вы должны купить комплект носков, купить зубные щетки, купить унитаз. А унитаз у меня уже дома есть, мне другой не нужен. Поэтому изменяется вся концепция добровольного страхования как такового. Почему это важно? Дело в том, что предприятия, которые страхуют своих работников, имеют совершенно разные профили работы. Есть, допустим, предприятия, которые занимаются охраной, - там нужно страховать жизнь. Есть предприятия горнодобывающие, где нужно страховать здоровье. Есть предприятия, где работают в основном пожилые люди, там, наверное, надо больше уделять внимания пенсионному страхованию. Поэтому ограничивать право работодателя и самого работающего страховаться по тому или иному виду страхования бессмысленно. Тогда не надо называть его добровольным, а надо называть его обязательным, и всё. (Шум в зале.) Подождите. Вы на трибуне? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сергей Иванович, не вступайте в полемику. Докладывайте. КОЛЕСНИКОВ С. И. Ну, просто это традиция группы определенной. И тогда получается, что это не добровольное страхование, а обязательное. В отзыве Правительства, а я искренне уважаю Правительство и всегда внимательно читаю отзывы и соглашаюсь чаще всего с ними, вдруг идет ссылка на то, что это нарушает концепцию пенсионной реформы. При чем тут пенсионная реформа? Дело в том, что пенсионная реформа касается социального налога преимущественно. Социальный налог к этому добровольному страхованию не имеет никакого отношения. То ли эксперты, так сказать, перепутали суть проблемы, то ли... Мне это непонятно. Мне кажется, что нужно восстановить право гражданина и право работодателя страховаться в добровольном страховании так, как они сочтут нужным. То есть, если человек хочет страховать здоровье, пусть страхует здоровье. А то создается ощущение, что Правительство не хочет, чтобы деньги направлялись на охрану здоровья, чтобы не продлевать жизнь нашему населению, иначе будут дополнительные траты в пенсионном страховании. Давайте мы отнесемся серьезно к этому закону. Я, может быть, говорю слишком эмоционально, но давайте не будем ограничивать право человека и работодателя в коллективном договоре устанавливать принципы добровольного страхования. В этом суть закона. Я очень признателен комитету по бюджету, который редко поддерживает бюджетников, честно говоря, за то, что он принял положительное решение по данному законопроекту, и призываю коллег проголосовать за его принятие. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь. Виктор Андреевич Коломейцев, содокладчик. Пожалуйста. КОЛОМЕЙЦЕВ В. А. Уважаемые коллеги, автор уже изложил основные моменты предлагаемого законопроекта. Я хочу только подчеркнуть, что Комитет по бюджету и налогам поддерживает данную законодательную инициативу, считает, что вот эти нормативы - 12 и 3 процента - фактически ограничивают возможности организаций по самостоятельному определению сумм, выплачиваемых по тем или иным видам страхования, и определению общей структуры осуществляемых страховых взносов. А рассматриваемым законопроектом предлагается снять эти ограничения, которые ставятся в зависимость от вида страхования. При этом предполагается сохранение общего ограничения по отнесению таких выплат к расходам в размере 15 процентов. То есть ничего дополнительно от фонда оплаты труда предприятия здесь не получают. По мнению комитета, данное предложение заслуживает поддержки, поскольку действующие положения не позволяют, как уже автор здесь говорил, с одной стороны, в полной мере учесть специфику каждого предприятия для соблюдения интересов всех работников при оплате тех или иных страховых услуг, а с другой - создают необоснованные препятствия на пути развития рынка страховых услуг в сфере именно добровольного страхования, это особо подчеркивается. Комитет рекомендует Госдуме принять проект этого федерального закона в первом чтении. На законопроект получено 11 отзывов субъектов Федерации, восемь из них поддерживают его принятие, три не поддерживают. Замечание Правового управления, в частности о сроках введения в действие данного закона, может быть устранено ко второму чтению. Другое замечание нашего Правового управления - о якобы возможном влиянии этого закона на уменьшение бюджета Пенсионного фонда, - ну, оно не совсем обоснованно, так как речь в данном случае идет о добровольном пенсионном страховании, а не об обязательном, которое осуществляется в соответствии с иными нормативными актами. Нельзя согласиться и с отрицательным заключением, которое дало Правительство Российской Федерации. Я процитирую отрывок из этого заключения: "При принятии главы 25 "Налог на прибыль организаций" особое внимание было уделено созданию для негосударственных пенсионных фондов и страховых компаний, занимающихся пенсионным и медицинским страхованием, равных условий деятельности". Какие же тут равные условия деятельности, если на один вид страхования разрешено расходовать до 12 процентов от фонда оплаты труда, а на медстрахование - только 3 процента?! Но если так, по-простонародному, говорить, то прежде чем человека довести до пенсии, надо его нормально лечить и дать возможность уже самому работодателю определять в интересах коллектива, какую сумму направлять на добровольное медицинское страхование, обеспечивая здоровье сотрудников своих, а какую - на страхование пенсионное. Кстати, туда и страхование жизни входит. Поэтому, еще раз подчеркиваю, комитет предлагает принять этот законопроект в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Виктор Андреевич, оставайтесь на трибуне. Уважаемые коллеги, будут ли у вас вопросы к докладчикам? Романов Валентин Степанович. Кому вопрос? РОМАНОВ В. С., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. Геннадий Николаевич, я хотел бы, чтобы Сергей Иванович сказал, каково мнение субъектов Федерации по этой проблеме. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Он сказал. РОМАНОВ В. С. Я, может быть, не расслышал, прошу извинить. Тогда просьба повторить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сергей Иванович, повторите. Или это Виктор Андреевич говорил? Виктор Андреевич, тогда вы скажите. КОЛОМЕЙЦЕВ В. А. Я говорил об этом. 11 отзывов получено, восемь - за, три субъекта в некоторой степени не поддерживают, ссылаясь на заключение Правительства. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ясно. Еще есть вопросы? Тогда присаживайтесь, Виктор Андреевич. Есть ли желающие выступить? Пожалуйста, Фарида Исмагиловна. Включите микрофон депутату Гайнуллиной. ГАЙНУЛЛИНА Ф. И. Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые коллеги! Я не злоупотреблю вашим вниманием, но, на мой взгляд, именно авторы законопроекта и, к сожалению, уважаемый нами Комитет по бюджету и налогам, наоборот, подменили некоторые понятия. Конечно же, речь идет о добровольном, но дополнительном страховании, уважаемые коллеги. И обращаю внимание: не из прибыли, а из фонда оплаты труда, на который, безусловно, должен начисляться социальный налог. И эта часть, выведенная из фонда оплаты труда конкретного работника, конечно же, не подлежит тогда обложению социальным налогом и, таким образом, выводится из суммы страховых взносов, перечисляемых на пенсионное обеспечение, пенсионное страхование, и на медицинское страхование. Поэтому, конечно, нельзя согласиться, на мой взгляд, с аргументами авторов. Это первое. Второе. Правильно в том числе и соотношение 12 и 3, ибо именно в таком соотношении у нас и в социальном налоге начисляются страховые взносы... вернее, социальный налог на страховые взносы. Поэтому я убедительно прошу прислушаться к позиции Правительства, это действительно было бы справедливо. И далее хочу апеллировать и к высказыванию Сергея Ивановича Колесникова. В данном случае речь идет не о покупке пылесоса в магазине, когда действительно вы собственной заработной платой, на которую уже начислены страховые взносы, можете распорядиться, купить пылесос или нет, речь идет о фонде оплаты труда, которым работодатель не может распорядиться так, как ему хотелось бы, а распорядиться может только в рамках, установленных законом. Поэтому я прошу не поддерживать данный законопроект. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Паршенцева Галина Васильевна, от Правительства. ПАРШЕНЦЕВА Г. В., статс-секретарь - заместитель министра труда и социального развития Российской Федерации. Уважаемые коллеги, уважаемый Геннадий Николаевич! Я не буду повторять слова Фариды Исмагиловны, по-моему, она достаточно веско аргументировала, почему сегодня Правительство не поддерживает данный законопроект. Но хочу вам напомнить, что законопроект предусматривает возможность направления средств из всей совокупной суммы платежей на один вид добровольного страхования. Этого нельзя допустить. Если мы вспомним с вами Федеральный закон "Об основах обязательного социального страхования", то там предусмотрено, что каждому виду социального страхования, каждому виду страхового социального риска соответствует свой вид социального обеспечения. Это у нас и возмещение ущерба, и необходимость получения медицинской помощи, и временная нетрудоспособность, и инвалидность, и наступление старости, как сегодня говорилось, и по случаю потери кормильца, и по случаю признания безработным. Работодатель может сегодня самостоятельно, куда бы он ни пожелал, направить эти средства. А этого, конечно, нельзя допустить. И еще я вам хочу сказать: когда первично рассматривался этот законопроект, я напомню вам, что Правовое управление Аппарата Государственной Думы тоже отрицательно относилось к этой позиции. И они говорили о том, что произвольное определение работодателем определенных видов страхования не исключает возможности направления всей суммы на один вид страхования: либо на медицинское, либо на пенсионное. Но если на медицинское, то это будет в ущерб пенсионному страхованию. И напомню вам, что не только надо затрагивать баланс бюджета Пенсионного фонда. Мы же с вами помним прекрасно, что в софинансировании пенсионного обеспечения работников в части страхового и накопительного элементов трудовой пенсии участвуют и негосударственные пенсионные фонды, и страховые компании. И если мы сегодня примем этот законопроект, то мы все-таки нарушим эту систему добровольного социального страхования. Еще раз вам напомню: позиция Правительства - не поддерживать данный законопроект. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представители Президента хотели бы высказаться? Нет. Пожалуйста, Сергей Иванович Колесников. Заключительное слово. (Выкрики из зала.) Ну вот только что, значит, подняли руку. Пожалуйста, Дмитриева. Ну вы же не можете выступать... Я же спрашивал, кто из депутатов хотел бы выступить. Пожалуйста, на карточку Безбородова Николая Максимовича включите, пожалуйста, микрофон. ДМИТРИЕВА О. Г. Спасибо. Просто не было карточки. Уважаемые коллеги, мне кажется, что здесь есть абсолютное недопонимание. До 15 процентов работодатель имеет право относить на себестоимость и не платить с этих средств социальный налог. Это уже заложено в законе. Другое дело, что здесь совершенно необоснованное ограничение, перегородка, внутри этих 15 процентов: на медицинское страхование не может быть больше 3 процентов. Никакого влияния на обязательные платежи снятие этой перегородки не оказывает, потому что это уже 15 процентов, а внутри перегородка. Когда мы принимали этот закон, то очень многие депутаты, в том числе и я, выступали за то, чтобы этой перегородки не было, потому что это дело работодателя. На каком-то предприятии будет больше процент на пенсионное страхование, на каком-то - на медицинское страхование. Это их дело. А исключение до 15 процентов, исключение из налогооблагаемой базы по социальному налогу, уже дано. Я считаю, что здесь имеет смысл снять эту перегородку. Поэтому бюджетный комитет за это и выступил. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Сергей Иванович Колесников. Заключительное слово. КОЛЕСНИКОВ С. И. Уважаемый Геннадий Николаевич, большое спасибо моим коллегам за то, что прошло очень продуктивное обсуждение. Я повторю, что мы не должны путать, лишать гражданина права выбирать вид страхования, если это страхование называется добровольным, иначе это нарушает в том числе и Конституцию. Мы вводим одно ограничение в виде 15 процентов, и мы с ним согласны, никто против него не протестует, это исключение из налогообложения. Но мы не должны нарушать право работодателя вместе с трудовым коллективом в соответствии с коллективным договором направлять требуемые на тот или иной вид страхования суммы в пределах этих 15 процентов. Иначе это уже называется дискриминацией, это называется лоббированием в пользу той или иной формы страхования, это лоббирование. Давайте называть это откровенно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, всё. Хотел выступить от комитета по бюджету Виктор Андреевич, да? Пожалуйста, Коломейцев. КОЛОМЕЙЦЕВ В. А. Уважаемые коллеги, я хотел бы еще раз привлечь ваше внимание к тому, что данный законопроект говорит о добровольном страховании. А все аргументы, которые приводятся, касаются обязательного медицинского, пенсионного страхования. Поэтому ни о каком, ну, может быть, косвенном затрагивании бюджета Пенсионного фонда в данном случае не может идти речь. Более того, почему мы не доверяем работодателям, почему мы не доверяем трудовым коллективам, во многих из которых подписываются еще коллективные договоры? Я предлагаю поддержать этот законопроект в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, я ставлю на голосование. Кто за то, чтобы данный законопроект принять в первом чтении? Пожалуйста, голосуйте. Обмен мнениями состоялся. Кто без карточки? Оксана Генриховна - за. Безбородов тоже за. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 39 мин. 21 сек.) Проголосовало за 195 чел. 43,3% Проголосовало против 4 чел. 0,9% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 199 чел. Не голосовало 251 чел. 55,8% Результат: не принято 196.