Заседание № 104
14.06.2013
Вопрос:
О проекте федерального закона № 166225-6 "О ратификации Протокола о внесении изменений в Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Республикой Казахстан от 25 мая 1992 года".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1433 по 1698 из 7168
3-й вопрос, о проекте федерального закона "О ратификации Протокола о внесении изменений в Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Республикой Казахстан от 25 мая 1992 года". Докладывает Григорий Борисович Карасин. КАРАСИН Г. Б., официальный представитель Президента Российской Федерации, статс-секретарь - заместитель министра иностранных дел Российской Федерации. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые депутаты Государственной Думы! Представляется на ратификацию Протокол о внесении изменений в Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Республикой Казахстан от 25 мая 1992 года. Договор вступил в силу 10 октября 1992 года, а 10 октября 2012 года истёк срок его действия, поскольку заключён он был на десять лет с последующим автоматическим продлением всего на один десятилетний срок, таким образом, возникла необходимость продлить действие договора. Вместе с тем в ходе переговоров с Президентом России Владимиром Владимировичем Путиным Президент Республики Казахстан Нурсултан Абишевич Назарбаев предложил обновить договор, с тем чтобы некоторые статьи выглядели более современно, поскольку возникли новые реалии. По результатам проработки казахстанского предложения было решено внести изменения в договор через Протокол о внесении изменений в Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Республикой Казахстан от 25 мая 1992 года, подписанный 7 июня прошлого года в Астане Президентом Российской Федерации и Президентом Республики Казахстан. Документ отвечает политическим интересам Российской Федерации, более того, готовящийся к подписанию в этом году новый всеобъемлющий договор не будет отменять действие нынешнего, а будет лишь развивать и дополнять его, так как многие положения старого договора сохраняют для нашего стратегического партнёрства с Казахстаном свою актуальность. Уважаемые депутаты, прошу принять закон "О ратификации Протокола о внесении изменений в Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Республикой Казахстан от 25 мая 1992 года". Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Григорий Борисович, присаживайтесь. Татьяна Николаевна Москалькова, пожалуйста. МОСКАЛЬКОВА Т. Н. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Григорий Борисович Карасин подробнейшим образом осветил основные положения данного договора, он в большей степени является техническим, вместе с тем содержит положения, которые направлены на углубление сотрудничества в сфере безопасности, в сфере участия России и Казахстана в совместных интеграционных объединениях - ОДКБ, ЕврАзЭС, Таможенный союз, ЕЭП, и, наконец, предусматривает дальнейшее развитие в рамках экономического интеграционного проекта - Евразийского экономического союза. Комитет по делам СНГ и связям с соотечественниками рекомендует ратифицировать данный международный документ. Просим вас поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Татьяна Николаевна. Есть ли вопросы у депутатов? Прошу записаться. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Владимир Николаевич Федоткин. ФЕДОТКИН В. Н. Григорий Борисович, у меня к вам вопрос. Вот за последние месяцы в двух финансово-экономических журналах я встретил одну и ту же информацию, что Казахстан и Киргизия, которые традиционно вели внутреннюю документацию на русском языке, законодательно запретили вести документацию на русском языке и теперь ведут её только на национальных языках. Действительно ли это так и если так, то как этот шаг можно расценивать? Мы идём на сближение, а они запрещают русский язык. Как это может отразиться на выполнении вот такого широкого протокола, который сегодня мы будем ратифицировать? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Григорий Борисович. КАРАСИН Г. Б. Спасибо большое, Владимир Николаевич, за вопрос, он абсолютно актуален. Дело в том, что в течение двадцати лет после провозглашения независимости многие государства - бывшие республики Советского Союза, естественно, пытаются укрепить позиции своих национальных государственных языков и предпринимают для этого определённые шаги. Часто это носит довольно чувствительный характер, на что мы обращаем внимание, поскольку в этих государствах живут миллионы российских соотечественников - граждан и Киргизии, и Таджикистана, и Казахстана, и других стран, - для которых русский язык является родным, но я не могу сказать, что укрепление позиций национального языка идёт за счёт ущемления позиций русского языка. Последний пример: попытка некоторых парламентариев Киргизии внести новый закон о национальном языке, в котором действительно были бы более ограничены позиции русского языка, не была одобрена президентом Алмазбеком Атамбаевым, и русский язык в Киргизии фактически является вторым государственным языком, переписка, документация ведутся на нём. В Казахстане ситуация приблизительно такая же, есть свои проблемы, но они решаются в духе сотрудничества, союзнических отношений - мы этот вопрос держим под контролем. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Анатолий Евгеньевич Локоть. ЛОКОТЬ А. Е., фракция КПРФ. Спасибо. Уважаемый Григорий Борисович, в последнее время очень много говорят о таком очередном большом проекте, как Евразийский союз, даже Татьяна Николаевна его упоминала. Некоторые даже пытаются противопоставить его Союзному государству, Союзу Беларуси и России, чего я лично не понимаю, но дело не в этом. Насколько мы проинформированы, там произошло определённое торможение, и именно из-за особой позиции Казахстана. Несмотря на то что в экономике мы интеграционные процессы развиваем, например в рамках Таможенного союза, говорим о Едином экономическом пространстве, но вот именно идеи Евразийского союза уткнулись в особую позицию Казахстана. Вы не могли бы пояснить в двух словах, в чём эта, так сказать, особливость заключается? КАРАСИН Г. Б. Я с удовольствием это сделаю, начав с того, что движение к созданию Евразийского союза в начале 2015 года никоим образом не означает отмену или ликвидацию Союзного государства, Союза Беларуси и России, это категорично. Наше Союзное государство продолжает развиваться, расширяется сфера взаимодействия между двумя братскими государствами. В том, что касается Таможенного союза, движения в сторону Евразийского союза и позиции отдельных стран-участниц, я не употреблял бы слово "торможение", я, наверное, употребил бы слово "сложности", так как они всегда возникают, когда мы от деклараций переходим к практическим делам. Поскольку, как вы знаете, на многонациональной основе у нас создана Евразийская экономическая комиссия, которую возглавляет Виктор Борисович Христенко, все вопросы, связанные и с Таможенным союзом, и с Единым экономическим пространством, решаемы, хотя решаются они, естественно, в дискуссиях, в спорах, в сопоставлении позиций, но бояться этого не надо. Я думаю, что у нас очень хорошие перспективы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кто хотел бы выступить? Прошу записаться. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Дмитрий Вадимович Саблин. САБЛИН Д. В. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает данный законопроект, тем более мы знаем, как много в средствах массовой информации в последнее время проскакивает моментов, показывающих непростые отношения между Россией и Казахстаном: то проблемы по Байконуру, то ещё какие-то проблемы возникают. И это вот, наверное, ответ на все такие происки: нет, Таможенный союз существует, развивается, и отношения между Казахстаном и Россией крепнут. Протокол является не просто продолжением договора от 1992 года, он внесён с изменениями, которые действительно подсказало время и которые соответствуют интересам Российской Федерации, поэтому просьба поддержать данный законопроект. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Владимир Вольфович Жириновский. ЖИРИНОВСКИЙ В. В., руководитель фракции ЛДПР. Я вышел сюда, потому что мне эта тема наиболее близка - в этом зале нет больше никого, кто родился бы и жил в Казахстане. И когда здесь депутаты из левой фракции начинают говорить о трудностях или о проблемах, я им отвечаю: трудности и проблемы возникли тогда, когда создали эти республики, - их ни одной не было в Российской Империи, ни одной! Город, в котором я родился, назывался Верный - верный форпост царской России в Азии, и создали его русские в степи на голом месте. И это вот проблема! Нам до сих пор продолжают голову морочить, - вот Кох, Авен выпустили книжонку "Революция Гайдара..." - якобы экономические проблемы привели к распаду СССР. Не экономические, а преступная ленинская национальная политика, ленинско-сталинская, так я сказал бы. Сталин в Кремле чертил карандашом: вот Казахстан... отдал Сибирь и Урал - берите! Это же далеко, он же не ездил туда, понятия не имел... А казахи с узбеками бились за Ташкент: чья столица это будет? Где Ташкент и где южная Сибирь?! Ну отчертил - не жалко же, малограмотный грузин, чего ему не отдать, так сказать, просторы русские, он там сидел в лагерях, ненавидел всё русское, всё царское. Вот это проблема: пораздавали русские земли, а теперь начинаем искать формы союза! Вы когда-нибудь слышали про договор о дружбе между штатами Техас и Калифорния? Что за понятие вообще - "договор о дружбе"? Если договора нет, то мы воюем, что ли? Это осталось от советского периода - "давайте дружить". Как можно понятие "дружба" облечь в правовую форму? Дружба - это же внутренние чувства, это переживания людей. И по этой "дружбе" миллионы русских выгнали из Средней Азии, с Кавказа, из Прибалтики и частично с Украины, и везде давят на язык, потому что единственный инструмент - это заставить русских забыть русский язык. Конечно, мы поддержим ратификацию протокола, - чего же не поддерживать? - но проблемы остаются, и связаны они с тем, что... А виновата-то Москва: они же не хотели уходить... Они и приходить-то не хотели! Мы всё время всё делаем насильно, за что нас и не любят: к нам не хотят - мы затягиваем силой (конница то царская, то красная конница), не хотят уходить - мы выталкиваем, так сказать. Все эти бурбулисы Ельцину на ушко шептали: давайте отцепим четырнадцать лишних вагонов. Вагоны - это треть страны, а для него, для Бурбулиса, это вагоны!.. (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Четыре минуты добавьте, так как выступление от фракции. ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Да, добавьте, я от фракции, вы что, не видите, спите там? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавили, Владимир Вольфович. ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Хорошо, но меня расстроили, прервали. Я и так ждал, Григорий Борисович, из уважения к вам я не стал критиковать, но в 10.40 вопрос должен был рассматриваться, я полчаса здесь нахожусь... То есть здесь вот эта проблема есть - не надо разбивать сосуд, в котором живём, а потом склеивать осколки. Вот Евросоюз. Была бы у нас царская Россия, мы бы наблюдали, как там, в Европе, копошатся. Сейчас видим, что не получается Евросоюз, не получается: нищие сидят там эти Греция, Италия, Португалия, Испания и вытягивают всё из Германии. К чему это приведёт? Там появится новый товарищ, который захочет наказать тех, кто Германию истощал все эти пятьдесят лет. Зачем немцы должны кормить бедную южную Европу? Кто провоцирует опять? Вот такой неправильный Евросоюз! А почему они так сделали? Боятся Америки. Вот это проблема. Плюс проблема Китая, который тоже мы создали: не должно было быть сегодняшнего Китая, все эти предприятия должны были у нас работать, и монополия была бы на металл, на машины, на всё только у нас - теперь, наоборот, у них монополия, у китайцев монополия на продукцию машиностроения, хотя это мы построили - своих бросили, а им построили сотни и сотни предприятий. То есть это всё ошибки. Никаких экономических причин для распада СССР не было! Везде бывают очень тяжёлые экономические проблемы, но нигде ни одно государство не распалось, кроме этого неправильно сформированного СССР. И в Конституции заложили норму о праве выхода - вы видели в конституции какой-либо страны мира норму о праве выхода штата, провинции, области из этой страны? На электрический стул посадят, если кто-то потребует отделения штата от США, или двадцать пять лет тюрьмы в Швейцарии дадут, если попробует кто-то поставить вопрос об отделении кантона, у них двадцать шесть кантонов! А это всё добрячки сидели, брежневская мафия: давайте, можете выйти. И они вышли, вышли! Так что, думаете, учли ошибки? Конституцию Российской Федерации откройте - что написано? Российская Федерация состоит из областей, краёв и республик, при слове "республика" в скобках - "государство". Что вы опять сделали?! Ведь уже распался СССР, и вы уже заложили основы распада Российской Федерации, ибо заложено, что республики - это государства, а раз государства - вы им дали герб, дали флаг, дали, так сказать, эмблемы, символы, государственным языком считается русский, и в каждой республике в сегодняшней России второй язык, местный, тоже государственный, осталось только ввести валюту и закрыть границы - всё! И продолжаем строить там стадионы, строить там заводы, всё там, посмотрите: больше всего инвестиций идёт в национальные регионы уже внутри России! В своё время, когда я жил в Казахстане, я думал, какая богатая Россия: газ дали пятьдесят лет назад, газифицировали весь Казахстан и Среднюю Азию, - а Россия до сих пор без газа, половина русских населённых пунктов без газа! Всё отдали туда - асфальт туда, университеты туда, всё туда, космодром построили там же, - потому что без ума, безумцы, старцы эти сидели в Кремле, географии не знали, не понимали, что можно сто раз ратифицировать договор о дружбе, но за пять минут порвут все договора и начнут любую войну против России, как только новый хозяин им скажет: "Давай, ребята, мы вас защитим!" Как с Сирией, вот уже сегодня орут: "Крылатые ракеты дадим!" Оказывается, это сирийское руководство применяет газы! Уже сказали даже на Западе, что газы применяет оппозиция, бандиты собрались со всего мира, - нет, виноват Асад! Это чудовищно, и всё на наших глазах происходит, поэтому давайте умнеть быстрее и побольше думать о своих интересах... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Гарри Владимирович, вы хотите выступить после Владимира Вольфовича? Не хотите. Александр Юрьевич, а вы? Нет. Докладчик, Григорий Борисович, нет? Ну и содокладчик не хочет. Спасибо. Выносим на "час голосования".
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4984 по 5001 из 7168
3-й пункт порядка работы, проект федерального закона "О ратификации Протокола о внесении изменений в Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Республикой Казахстан от 25 мая 1992 года". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 59 мин. 12 сек.) Проголосовало за 447 чел.99,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 447 чел. Не голосовало 3 чел.0,7 % Результат: принято Принято.