Заседание № 110
О проекте федерального закона № 166060-5 "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и статью 19 Федерального закона "О рекламе" (по вопросу о размещении наружной рекламы на многоквартирных домах).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Пункт 8. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и статью 19 Федерального закона "О рекламе". А где у нас докладчик? Докладчика нет. Может быть, он нас слышит? Павел Владимирович Крашенинников, вы не в коридоре? Нет, он не в коридоре. Фиксируем отсутствие докладчика.
Вот бежит к трибуне Вяткин. Вы от комитета? Коллеги, разрешим доложить по пункту 8 от комитета члену комитета? ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вы хотите доложить? ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Какой Андрей Геннадьевич? Павел Владимирович должен докладывать. Я обращаюсь к палате: есть представитель комитета, который готов доложить по пункту 8, третье чтение, разрешим или нет? Да. Кто на трибуне? Депутат Назаров. Проект федерального закона "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и статью 19 Федерального закона "О рекламе". НАЗАРОВ А. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Спасибо за то, что дали возможность от комитета доложить по данному законопроекту, которым вносятся изменения в Жилищный кодекс Российской Федерации и статью 19 Федерального закона "О рекламе". Данный законопроект направлен на уточнение процедуры принятия решения об установке рекламных конструкций, если такие конструкции предполагается устанавливать на многоквартирных домах. Как вы знаете, согласно нормам Жилищного кодекса в многоквартирных домах такое имущество, как крыши, фасады и так далее, принадлежит всем собственникам помещений в доме, и поэтому решение об использовании такого имущества должны принимать собственники этого имущества, а не орган местного самоуправления, как это происходит сегодня. Законопроект принят во втором чтении 11 сентября, полностью сегодня готов к третьему чтению. Имеется заключение Правового управления - замечаний по нему нет. Просим поддержать в третьем чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть возражения? В рамках "часа голосования" ставлю данный законопроект на голосование в третьем чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 56 мин. 46 сек.) Проголосовало за 406 чел.90,2% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 407 чел. Не голосовало 43 чел.9,6% Результат: принято Принято.
Заседание № 109
О проекте федерального закона № 166060-5 "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и статью 19 Федерального закона "О рекламе" (по вопросу о размещении наружной рекламы на многоквартирных домах; принят в первом чтении 15 мая 2009 года с наименованием "О внесении изменений и дополнений в Жилищный кодекс Российской Федерации и статью 19 Федерального закона "О рекламе").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Пункт 5. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и статью 19 Федерального закона "О рекламе". Доклад председателя Комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Крашенинникова Павла Владимировича. Пожалуйста. КРАШЕНИННИКОВ П. В. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Хочу просто напомнить, что данным законопроектом вносятся поправки в статью 19 закона "О рекламе", а также вносятся поправки в Жилищный кодекс. Речь идёт о тех ситуациях, когда на наших многоквартирных домах развешивается та или иная реклама, к сожалению, без согласия собственников. Вот здесь как раз, в данном законе, говорится о том, что требуется согласие собственника, устанавливается соответствующая процедура, говорится о том, что средства, полученные от рекламы на многоквартирных домах, идут собственникам жилых и нежилых помещений, и, соответственно, всё это в данных законодательных актах прописано. Пока мы приняли в первом чтении. Совсем недавно, уже в конце июля, Высший Арбитражный Суд высказался на эту тему - также сказал о том, что, безусловно, те средства, которые поступают от рекламы на многоквартирных домах и иных строениях (они выразились чуть-чуть шире), безусловно, должны идти собственникам этих помещений. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, таблица 1 содержит одиннадцать поправок. Есть ли необходимость какую-либо из них обсуждать отдельно? Нет. Ставится на голосование таблица 1 поправок, рекомендованных комитетом к принятию. Кто за? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 48 мин. 14 сек.) Проголосовало за 402 чел.89,3% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 402 чел. Не голосовало 48 чел.10,7% Результат: принято Принято. Ставится на голосование во втором чтении проект федерального закона "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и статью 19 Федерального закона "О рекламе". Кто за? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 48 мин. 53 сек.) Проголосовало за 409 чел.90,9% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 409 чел. Не голосовало 41 чел.9,1% Результат: принято Принято.
Заседание № 105
О проекте федерального закона № 166060-5 "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и статью 19 Федерального закона "О рекламе" (по вопросу о размещении наружной рекламы на многоквартирных домах; принят в первом чтении 15 мая 2009 года с наименованием "О внесении изменений и дополнений в Жилищный кодекс Российской Федерации и статью 19 Федерального закона "О рекламе").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
ЛОГИНОВ А. В., полномочный представитель Правительства Российской Федерации в Государственной Думе. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Мы просим перенести рассмотрение пункта 11, с комитетом согласовано. Поступили с запозданием, к сожалению, поправки правительства, и есть необходимость разобраться в ряде норм, касающихся изменений в Жилищный кодекс. Просим рассмотреть этот законопроект на первых же заседаниях осенней сессии.
Логинов Андрей Викторович выступил с единой позицией комитета и правительства - перенести пункт 11 на сентябрь. Нет возражений ни у кого? Есть возражение. Пожалуйста, Решульский Сергей Николаевич. РЕШУЛЬСКИЙ С. Н., фракция КПРФ. Спасибо, Борис Вячеславович. У нас складывается какая-то интересная практика: мы определяем сроки подачи поправок, мы все вроде бы одинаковы и должны в эти сроки укладываться. Комитет, насколько я понимаю, всё сделал по Регламенту. И вдруг в день заседания у правительства появляются дополнительные какие-то поправки. Почему? Почему делается им такое исключение, не пойму. Мы все законопослушные люди, в том числе, я надеюсь, и правительство, и все должны жить по одним законам. Я возражаю против переноса рассмотрения этого законопроекта, поскольку, на мой взгляд, он подготовлен очень грамотно, очень квалифицированно, с соблюдением всех регламентных норм. Прошу его оставить в порядке работы, обсудить и принять во втором чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть возражение по предложению, которое было высказано ранее. Я ставлю на голосование совместное предложение Комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству и полномочного представителя правительства снять сегодня с повестки пункт 11 и перенести на первое заседание сентября. Депутат Решульский выступил против. Кто за? Пожалуйста, прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 46 мин. 08 сек.) Проголосовало за 316 чел.70,2% Проголосовало против 114 чел.25,3% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 430 чел. Не голосовало 20 чел.4,4% Результат: принято Принято.
Заседание № 94
О проекте федерального закона № 166060-5 "О внесении изменений и дополнений в Жилищный кодекс Российской Федерации и статью 19 Федерального закона "О рекламе" (по вопросу о размещении наружной рекламы на многоквартирных домах).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Пункт 18, проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Жилищный кодекс Российской Федерации и статью 19 Федерального закона "О рекламе". Докладывает председатель Комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Павел Владимирович Крашенинников. КРАШЕНИННИКОВ П. В. Спасибо большое. Уважаемый Олег Викторович, первоначально я по повестке хотел бы сказать. Наш комитет предлагает законопроекты из пунктов 32, 33, 34 и 36 поставить на 3 июня, прямо сейчас зафиксировать. Мы всё равно не дойдём, но чтобы не скапливалось и каждый раз из повестки в повестку... На 3 июня. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Никто не возражает, я так понимаю, из участников? КРАШЕНИННИКОВ П. В. Спасибо большое. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пункты 32, 33, 34 и 36, а 35-й мы уже перенесли. Пожалуйста, Павел Владимирович. КРАШЕНИННИКОВ П. В. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Данный законопроект, на мой взгляд, достаточно важен, и он является одновременно и социальным, и экономическим. В нём мы предлагаем следующую конструкцию: реклама, которая размещается на рекламных щитах, рекламных конструкциях, вывешиваемых на многоквартирных домах, должна согласовываться с собственниками жилых помещений многоквартирных домов. Я напоминаю, что в соответствии с Гражданским кодексом, главой 18, и с Жилищным кодексом наряду с правом собственности на жилые помещения собственникам принадлежат на праве общей собственности объекты общего пользования, в том числе несущие конструкции, соответственно внешние стены многоквартирных домов. Соответственно, при любом использовании общей собственности всё-таки нужно у собственников спрашивать согласие. В настоящее время такое согласие, как правило, испрашивается у чиновников местной администрации, и, соответственно, соглашения заключаются с этими чиновниками, при этом собственники жилых помещений с этого ничего не имеют. А право иметь имеют, потому что всё-таки владение, пользование и распоряжение - это три правомочия собственника, которые в полной мере принадлежат в том числе собственникам квартир. Соответственно, поправки вносятся и в Жилищный кодекс, и в закон "О рекламе", и устанавливается в том числе процедура принятия соответствующего решения. То есть после принятия данных поправок хозяйствующий субъект, который намерен повесить на многоквартирный дом какой-то щит рекламный или конструкцию рекламную, должен, конечно, испросить соответствующее согласие. А дальше, если такое согласие получено, значит, эта процедура может быть произведена, если нет, то нельзя этого делать. Соответственно доходы от этого будут также идти собственникам. Если общим собранием собственников будет решено, что это будет идти на какие-то вещи, связанные с охраной многоквартирного дома, с вывозом мусора и так далее, это тоже всё не возбраняется, это тоже всё вытекает из данного законопроекта. Уважаемые коллеги, мы предлагаем поддержать в первом чтении данный законопроект. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, есть ли вопросы к докладчику? Есть. Депутаты Хахичев, Останина, Рябов, Иванов. Вот Иванов первый и будет задавать. Депутат Иванов, пожалуйста. ИВАНОВ С. В. Уважаемый Павел Владимирович, прекрасно, конечно, что в кои-то веки вы заботитесь о жильцах дома, а не о чиновниках, которые получают от этого доход. Единственное, вопрос такой: представьте, если все дают свои разрешения, на что будет походить то или иное муниципальное образование? Оранжевое там всё будет, заляпано и так далее, и так далее... То есть это не скажется на внешнем облике наших городов, посёлков и так далее? КРАШЕНИННИКОВ П. В. Спасибо. Я рад, что вы рады за закон, но мне кажется, что здесь как раз не стоит опасаться, что всё будет завешено рекламными щитами. Если вы ездите по России - ну, судя по выступлениям, вы это постоянно делаете, хорошо хоть сюда заглядываете, - значит, вы видите, что даже те рекламные конструкции, которые есть в Российской Федерации, пустые на сегодняшний день. И в данном случае я, конечно, с удовольствием ратовал бы за то, чтобы на всех домах эти конструкции были и все собственники получали какие-то доходы от этого. Но, к сожалению, это будет касаться исключительно только крупных городов и центральных улиц наших городов, возьмите нашу столицу или другой крупный город, и поэтому, конечно же, всё в рекламных конструкциях, к сожалению, не будет, потому что не настолько у нас экономика развитая и не настолько много предложений. Теперь что касается архитектурного облика. Я с вами полностью согласен, конечно же, органы местного самоуправления должны следить за архитектурным обликом. Если щит будет в три раза больше, чем сам дом, конечно, этого никто не позволит, согласование архитектурного облика всё-таки потребуется, но это решается не в Жилищном кодексе. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) КРАШЕНИННИКОВ П. В. Да. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, депутат Останина. ОСТАНИНА Н. А. Уважаемый Павел Владимирович, исходя из предмета регулирования, всё-таки главная задача закона - это защитить интересы собственников помещения, и в этом смысле, конечно, правильнее, если не чиновник, а собственник будет давать это разрешение. Ну а вот если обратный процесс предусмотреть - политическая реклама? Часто приходится сталкиваться с тем, что собственник даёт разрешение на размещение рекламы, но вдруг приезжают какие-то люди, как правило, направленные местной властью, и говорят: сними, пожалуйста, этот баннер или этот щит, потому что здесь требуется разрешение администрации, власти. Вот здесь как быть? Какого рода документы должен оформить собственник помещения, если это только его право? Спасибо. КРАШЕНИННИКОВ П. В. Ну, у нас в законе "О рекламе" указывается, что политическая реклама не регулируется законом "О рекламе", вот так вот. Нормы существуют, но специального закона, как мы знаем, нет, поэтому и существуют различные нормы в различных нормативных актах. И конечно, товарная реклама и политическая реклама - это принципиально важные вещи. Если порассуждать и следовать логике Жилищного кодекса и Гражданского кодекса, которые регулируют право собственности, то, конечно, любая реклама и любые действия, связанные с владением, пользованием и распоряжением любым имуществом, должны быть согласованы с собственником. Тут вопросов нет. Если исходить из избирательного законодательства, то там есть соответствующие ограничения, так ведь? Если исходить из законодательства жилищного и рекламного, то, конечно, мы можем вывешивать рекламу политическую, за исключением случаев, предусмотренных избирательным законодательством. Я бы вот это сделал, потому что я знаю, что у нас были случаи во многих городах, когда на балконах граждане просто вывешивали соответствующие плакаты с политическими лозунгами. Но, конечно же, в первую очередь здесь надо исходить из избирательного законодательства, надо выяснить, кто проплатил, кто заказчик, где договор и так далее. Если сами, то, значит, напишете, что вот вам так охота. Но я сомневаюсь, что это пройдёт. Это уже избирательное законодательство. Этим законопроектом эти вопросы не решаются. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Хахичев. ХАХИЧЕВ В. Д. Павел Владимирович, у меня два вопроса к вам. Первый вопрос. В каком виде должно быть дано согласие, в устном или письменном, и должен ли каждый собственник давать согласие на то, чтобы на стенах его дома была размещена реклама? И второй вопрос. Ведь реклама бывает обычной, электронной, световой и так далее. И может ли, условно скажем, бабушка, собственник помещения, знать, что её будет ожидать вечером, ночью и так далее и тому подобное? КРАШЕНИННИКОВ П. В. Спасибо большое. Ну как раз в кодексе-то эта процедура прописана, но в какой форме должен давать согласие собственник и какой собственник - это должно определить уполномоченное лицо. И, соответственно, уполномоченное лицо при заключении договора как раз все эти существенные условия и должно знать: что это за реклама, какой размер, на какой срок, светится она или не светится, а также какая будет цена, естественно, какие платежи будут идти, в какой срок и так далее. Поэтому, конечно, вот это лицо, которое является уполномоченным, все существенные условия договора, в общем-то, и проверяет, так это или не так, и уже затем подписывается соответствующий договор. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, пожалуйста, депутат Рябов. РЯБОВ Н. Ф. Павел Владимирович, вроде бы законопроект действительно учитывает интересы жителей, но на сегодняшний день ещё не все дома приватизированы на сто процентов, есть дома (во всяком случае, в Нижнем Новгороде), где более 50 процентов квартир принадлежит ещё муниципалитету. И соответственно, по закону муниципалитеты, обладая, так сказать, большим пакетом владения, вправе распоряжаться. Вот данный законопроект регулирует эту норму или нет? КРАШЕНИННИКОВ П. В. Вы правы. И конечно, это вполне нормальная ситуация, когда, условно говоря, в стоквартирном доме пятьдесят квартир приватизировано, а пятьдесят квартир, допустим, остались муниципальными. Соответственно, собственников сколько? Пятьдесят один, да? Пятьдесят граждан и ещё один собственник - муниципалитет, который является собственником оставшихся пятидесяти квартир. Конечно же, все эти вопросы будут решаться, и если у муниципалитета, как вы говорите, пакет, что вполне возможно, то, конечно, в данном случае у нас законодательство и Конституция защищают все формы собственности одинаково. Поэтому если количество муниципальных квартир преобладает и собственник - муниципалитет - говорит, что будет размещено то-то и то-то, то, значит, будут считаться с его правом собственности, так же как и с правом собственности жильцов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я никого не забыл? По-моему, я всем дал возможность задать вопрос. Спасибо, Павел Владимирович, присаживайтесь. Далеко не уходите, у вас там дальше ещё будет работа. Есть ли желающие выступить? Есть. Депутат Хованская - одно выступление. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет, Иванова я не видел. Какой Иванов? Вы не вводите меня в заблуждение. Пожалуйста, Галина Петровна. ХОВАНСКАЯ Г. П., фракция "Справедливая Россия". Уважаемые коллеги, документ, который нам представлен, безусловно, нуждается в поддержке, и наша фракция будет голосовать за принятие этого документа в первом чтении. Нашим собственникам осталось только повесить рекламу на стены, потому что проданы даже подвалы, кое-где проданы чердаки и парадные. И всё это делается при попустительстве чиновников из департамента имущества в различных регионах, я не только Москву сейчас имею в виду. Так что давайте дадим собственникам возможность использовать хотя бы стены, на которые ещё не покушаются, которые не оформляют в собственность муниципалитеты или субъекты Федерации, как это происходит в Москве, и дадим им возможность действительно реализовать своё право надлежащим образом содержать свой дом, потому что все доходы, которые они получают, идут исключительно на уставные цели, то есть на цели содержания и текущего ремонта дома. Наша фракция будет голосовать за. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представители президента и правительства не настаивают. Я думаю, что Павел Владимирович тоже не настаивает на заключительном слове. Ставлю на голосование в первом чтении проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Жилищный кодекс Российской Федерации и статью 19 Федерального закона "О рекламе". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 14 мин. 56 сек.) Проголосовало за 404 чел.89,8% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 404 чел. Не голосовало 46 чел.10,2% Результат: принято Принимается.
ПУГАЧЁВА Н. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Олег Викторович, прошу для протокола учесть: по пункту 13 Якимов голосовал за и по пункту 18 Шихсаидов голосовал за. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо, учтут в протоколе.