Заседание № 90

24.04.2009
Вопрос:

О проекте федерального закона № 165963-5 "О ратификации Второго протокола о внесении дополнений в Соглашение об основных принципах военно-технического сотрудничества между государствами - участниками Договора о коллективной безопасности от 15 мая 1992 года и Второго протокола о внесении дополнения в Протокол о порядке осуществления контроля за целевым использованием продукции военного назначения, поставляемой в рамках Соглашения об основных принципах военно-технического сотрудничества между государствами - участниками Договора о коллективной безопасности от 15 мая 1992 года".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 844 по 1318 из 6997
Блок "Ратификация международных договоров Российской Федерации". Пункт 2. О     
проекте федерального закона "О ратификации Второго протокола о внесении         
дополнений в Соглашение об основных принципах военно-технического               
сотрудничества между государствами - участниками Договора о коллективной        
безопасности от 15 мая 1992 года и Второго протокола о внесении дополнения в    
Протокол о порядке осуществления контроля за целевым использованием продукции   
военного назначения, поставляемой в рамках Соглашения об основных принципах     
военно-технического сотрудничества между государствами - участниками Договора   
о коллективной безопасности от 15 мая 1992 года". Доклад официального           
представителя Президента Российской Федерации первого заместителя министра      
обороны Российской Федерации Александра Петровича Колмакова.                    
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
КОЛМАКОВ А. П., официальный представитель Президента Российской Федерации,      
первый заместитель министра обороны Российской Федерации.                       
                                                                                
Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые товарищи депутаты! Вашему вниманию      
представляется на рассмотрение проект федерального закона "О ратификации        
Второго протокола о внесении дополнений в Соглашение об основных принципах      
военно-технического сотрудничества между государствами - участниками Договора   
о коллективной безопасности от 15 мая 1992 года и Второго протокола о           
внесении дополнения в Протокол о порядке осуществления контроля за целевым      
использованием продукции военного назначения, поставляемой в рамках             
Соглашения об основных принципах военно-технического сотрудничества между       
государствами - участниками Договора о коллективной безопасности от 15 мая      
1992 года".                                                                     
                                                                                
Законопроект вносится в целях правового урегулирования на межгосударственном    
уровне механизма обеспечения поставок продукции военного назначения воинским    
формированиям, не входящим в состав Вооружённых Сил, на условиях Соглашения     
об основных принципах военно-технического сотрудничества между государствами    
- участниками Договора о коллективной безопасности от 15 мая 1992 года.         
                                                                                
Протоколы подписаны президентами государств - членов Организации Договора о     
коллективной безопасности 6 октября 2007 года в городе Душанбе на сессии        
Совета коллективной безопасности.                                               
                                                                                
Положения настоящих протоколов не затрагивают права и обязательства             
государств - участников ДКБ по другим международным договорам, участниками      
которых они являются.                                                           
                                                                                
Проект федерального закона не предусматривает признания утратившими силу        
постановлений, изменения, дополнения или принятия новых нормативных правовых    
актов федерального законодательства. Реализация федерального закона не          
потребует дополнительных затрат из федерального бюджета, поскольку бюджетные    
ассигнования, необходимые для реализации соглашения, предусматриваются          
ежегодно в федеральном бюджете.                                                 
                                                                                
Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые товарищи депутаты! Учитывая             
изложенное, Министерство обороны предлагает принять рассмотренный               
законопроект. Со всеми необходимыми структурами данный законопроект             
согласован.                                                                     
                                                                                
Благодарю за внимание.                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Петрович. Присаживайтесь.              
                                                                                
Содоклад председателя Комитета по делам Содружества Независимых Государств и    
связям с соотечественниками Алексея Владимировича Островского.                  
                                                                                
ОСТРОВСКИЙ А. В., председатель Комитета Государственной Думы по делам           
Содружества Независимых Государств и связям с соотечественниками, фракция       
ЛДПР.                                                                           
                                                                                
Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые члены президиума, коллеги! Комитет на   
своём заседании всесторонне рассмотрел данный законопроект и хотел бы           
отметить, что настоящими протоколами расширяется сфера военно-технического      
сотрудничества между государствами - членами ОДКБ. Согласно их положениям       
льготный режим и контроль за поставками продукции военного назначения           
распространяются на воинские формирования, правоохранительные органы и          
специальные службы, не входящие в состав национальных вооружённых сил           
государств - членов ОДКБ.                                                       
                                                                                
В этой связи хотелось бы отметить одну особенность практического выполнения     
протоколов. Обеспечение военной продукцией специальных сил, не входящих в       
состав национальных вооружённых сил государств - членов организации, основным   
предназначением которых является исполнение внутренних функций государства,     
вызывает, на первый взгляд, определённую настороженность. И эта                 
настороженность возникает только в том случае, если понимать их                 
предназначение в буквальном смысле слова, то есть по исполнению функций по      
наведению общественного порядка.                                                
                                                                                
По мнению комитета, есть два обстоятельства, определяющих значение настоящих    
протоколов для жизнедеятельности Организации Договора о коллективной            
безопасности. Первое из них вытекает из положений статьи 4 договора от 15 мая   
1992 года и статьи 3 устава организации, где наряду с оказанием военной         
помощи в случае агрессии и в целях укрепления мира, международной и             
региональной безопасности и стабильности, независимости, территориальной        
целостности и суверенитета государств государства-члены отдают предпочтение     
политическим средствам, иными словами, несиловым методам.                       
                                                                                
В конце прошлого года Государственная Дума ратифицировала Соглашение о          
миротворческой деятельности Организации Договора о коллективной безопасности.   
Согласно его положениям в проведении миротворческих операций совместно с        
боевыми частями принимают участие также и подразделения специальных служб,      
полиции, милиции, группы военных наблюдателей, экспертов и других               
представителей по обеспечению миротворческих отношений и операций. В            
условиях, когда велика вероятность возникновения новых и активизации старых,    
замороженных конфликтов, миротворческая миссия ОДКБ особенно важна.             
                                                                                
Второе обстоятельство определяется усилением в зоне ответственности ОДКБ        
террористической угрозы и необходимостью проведения на коллективной основе      
контртеррористических операций с участием специальных сил. Обеспечение          
продукцией военного назначения, формирование подразделений, подпадающих под     
действие настоящих протоколов, полагаю, повысит эффективность борьбы с          
терроризмом при проведении контртеррористических операций, особенно на стадии   
их привлечения.                                                                 
                                                                                
Комитет рекомендует Государственной Думе ратифицировать настоящие протоколы.    
Комитеты-соисполнители - комитеты по обороне и по безопасности - также          
поддерживают ратификацию.                                                       
                                                                                
Просим поддержать наше решение.                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Уважаемые коллеги, будут ли вопросы к докладчику и содокладчику?                
                                                                                
Прошу включить режим записи.                                                    
                                                                                
Покажите список записавшихся.                                                   
                                                                                
Коломейцев Николай Васильевич, пожалуйста.                                      
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо.                                                       
                                                                                
У меня вопрос к Александру Петровичу.                                           
                                                                                
Уважаемый Александр Петрович, скажите, пожалуйста, насколько вот эти            
протоколы соответствуют участию Армении в учениях НАТО в Грузии? Я понимаю      
так, что Договор о коллективной безопасности накладывает обязательства на       
членов ОДКБ в части их ответственности перед организацией, в которую они        
вступили, а так мы им даём с налоговыми освобождениями вооружение, всё          
остальное, а они с успехом передают это нашим врагам.                           
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
КОЛМАКОВ А. П. Я думаю, этот вопрос, конечно, обсуждается на встрече            
Президента Российской Федерации и Президента Армении, который в настоящее       
время находится с визитом в России. Считаю, что принципиально влиять            
ратификация данных протоколов на то, что вы сказали, не должна.                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Жириновский Владимир Вольфович.                                                 
                                                                                
ЖИРИНОВСКИЙ В. В. У меня к докладчику вопрос. Со словами "иных войск и          
формирований" не получится ли, что нам придётся сотрудничать и                  
взаимодействовать не только с теми, кто относится к государствам-членам, но и   
вообще с иностранными, допустим, если натовские войска там окажутся или ещё     
какие-либо? Такое хорошее слово "иных", то есть любых. Раньше была              
формулировка "национальные", - понятно, это те, которые относятся к этой        
стране, а "иных" - это можно двояко истолковывать.                              
                                                                                
И ещё к докладчику вопрос. Вот тут подписи есть, в том числе "за Кыргызскую     
Республику", вы как бы на киргизском языке это пишете. Всё остальное            
по-русски, вы же пишете "за Республику Таджикистан", хотя на таджикском языке   
это "Тоджикистон". Давайте всё по-русски, а то все республики вы по-русски      
написали, а Киргизию почему-то на киргизском языке. Сделайте замечание МИДу:    
у нас государственный язык - русский, в русском языке нет такой нормы -         
Кыргызстан, есть Киргизия, тысячу лет называли Киргизия, как и Таджикистан, а   
не Тоджикистон. (Микрофон отключён.)                                            
                                                                                
КОЛМАКОВ А. П. Уважаемый Владимир Вольфович, речь идёт только о силовых         
структурах стран - участников ДКБ, о Втором протоколе о внесении дополнений в   
Соглашение об основных принципах военно-технического сотрудничества, а также    
о Втором протоколе о внесении дополнения в Протокол о порядке осуществления     
контроля за целевым использованием продукции военного назначения,               
поставляемой в рамках Соглашения об основных принципах военно-технического      
сотрудничества между государствами - участниками ДКБ. Это два документа,        
которые мы сегодня должны принять, - сам протокол и протокол о порядке          
осуществления контроля.                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Апарина Алевтина Викторовна.                                                    
                                                                                
АПАРИНА А. В. К Александру Петровичу, заместителю министра, у меня вопрос.      
                                                                                
Недавно Президент США Обама выступил с предложением о сокращении                
определённого вида вооружений. Скажите, уже поступило официальное предложение   
или это просто заявление? И как к этому относятся наше Министерство обороны,    
государства - члены Организации Договора о коллективной безопасности? Или это   
было просто его заявление, никак не оформленное ещё?                            
                                                                                
КОЛМАКОВ А. П. Уважаемая Алевтина Викторовна, это не тема моего выступления     
сегодня на пленарном заседании Госдумы, но скажу, что соответствующие           
проработки в Министерстве обороны идут.                                         
                                                                                
Благодарю за внимание.                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Лебедев Игорь Владимирович.                               
                                                                                
ЛЕБЕДЕВ И. В., руководитель фракции ЛДПР.                                       
                                                                                
У меня вопрос к докладчику.                                                     
                                                                                
Уважаемый Александр Петрович, вы в своём выступлении, а также в пояснительной   
записке говорите о том, что принятие данного закона не повлечёт за собой        
дополнительных расходов из федерального бюджета, однако при этом говорится о    
том, что для обеспечения поставок продукции военного назначения требуются       
средства. Как известно, Государственная Дума федеральный бюджет на три года     
уже приняла, и изменения в него вносятся преимущественно, наоборот, с целью     
сокращения в связи со сложившимися экономическими условиями в России.           
Скажите, за счёт каких средств всё-таки планируется финансирование в случае     
принятия данного законопроекта?                                                 
                                                                                
КОЛМАКОВ А. П. По данному вопросу конкретно по каждой поставке вооружения       
отрабатывается договор, который согласовывается на паритетной основе по         
вкладам государств при поставке конкретных видов вооружения, и это забивается   
в годовой бюджет соответствующих ведомств.                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Багдасаров Семён Аркадьевич.                              
                                                                                
БАГДАСАРОВ С. А. У меня вопрос к представителю президента.                      
                                                                                
Александр Петрович, вот само соглашение подписано в 92-м году, протокол - в     
2003 году. За это время произошли серьёзные изменения. Скажите, пожалуйста,     
не кажется ли вам, что надо было внести какие-то изменения в этот протокол?     
Это первый вопрос.                                                              
                                                                                
И второй. Я внимательно посмотрел протокол и не увидел там механизма, как же    
мы будем контролировать, чтобы такой вид военно-технического имущества, как     
боеприпасы, не уходил, скажем так, из этих стран куда-то в другие страны. Как   
это можно сделать? Большую, крупногабаритную технику контролировать - это я     
понимаю, а вот боеприпасы, которые зачастую больше всего запрашивают, - я не    
очень понимаю, как здесь контроль можно осуществить.                            
                                                                                
КОЛМАКОВ А. П. С 1992 года уже был проведён ряд корректировок основных          
законов, на основе которых строится деятельность государств - членов ОДКБ, в    
том числе в 2004 году были внесены серьёзные изменения в первоначальные         
соглашения. Сейчас вносятся поправки, и в дальнейшем по мере необходимости      
такая работа будет проводиться. Мы стараемся следить за теми изменениями,       
которые происходят в отношениях как между государствами, так и внутри стран -   
участниц ДКБ.                                                                   
                                                                                
Что касается механизма контроля, то существует институт контрольных проверок    
соответствующими группами. У нас этим занимается Главное управление             
международного военного сотрудничества с привлечением необходимых               
специалистов. По каждой партии вооружения также оговаривается, как будет        
проходить контроль непосредственно при поставке вооружений или боеприпасов.     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
По ведению - Муцоев Зелимхан Аликоевич.                                         
                                                                                
МУЦОЕВ З. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                          
                                                                                
Борис Вячеславович, я по первому вопросу голосовал за, а кнопка у меня, к       
сожалению, не сработала. Это для протокола.                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Всё, вопросы заданы.                                                            
                                                                                
Спасибо, Алексей Владимирович, присаживайтесь.                                  
                                                                                
Желающие выступить есть? Двое. Жириновский Владимир Вольфович, потом            
Багдасаров.                                                                     
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ЖИРИНОВСКИЙ В. В. В зарубежных парламентах больше всего внимания уделяют        
международным договорам и их ратификации, у нас наоборот: доложили,             
проголосовали и забыли.                                                         
                                                                                
В мае будут учения НАТО, они будут проходить на военной базе в Азиане, под      
Тбилиси. Когда-то мы её тоже хорошо оснастили, потратили огромные деньги.       
Теперь мы ратифицируем дополнение к соглашению, чтобы ещё раз возложить на      
себя обязанность оснащать, перевооружать и готовить вооружённые силы ОДКБ. Я    
вас уверяю: через пятнадцать - двадцать лет на тех базах, которые мы сейчас     
подготовим, будут находиться войска НАТО, они получат хорошее для себя          
подспорье. У нас вся внешняя политика - одни расходы. Мы создали мощное         
укрепление на Украине - теперь оттуда приезжают товарищи в Тбилиси и сбивают    
наши самолёты нашими же ракетами. Вот об этом должны думать в Генеральном       
штабе, а также те, кто создаёт такую конструкцию государства, как создали у     
нас в 22-м году. А позавчера возлагали цветы к мавзолею основателя вот такого   
государства. Россия постоянно несёт на себе финансовое бремя, развивая          
национальные регионы, поднимая их от феодального уровня до космического,        
строит там всё, создаёт вооружённые силы, а потом медленно отступает к          
границам Московии. Вот к таким основателям государства такого, с цветочками     
так сказать, я не могу положительно относиться. Это не государственный          
подход, это в чистом виде антигосударственный подход. Но самое главное, что     
это продолжается. Пока мы несём цветы к Ленину на Красную площадь, мы           
продолжаем оснащать те армии, оружие которых сразу же в любой ситуации будет    
повёрнуто против русских солдат. Был такой город Ленинабад, русский город,      
теперь это Ходжент - таджикский город. А где русские, где сотни тысяч           
русских, проживавших в Таджикистане? Хвалятся у нас, что восстановили           
Грозный. Это был чисто русский город - там сейчас нет ни одного русского,       
триста тысяч русских беженцев гуляют по России. То есть ошибки, которые         
делали в СССР, мы сейчас продолжаем, оснащая их.                                
                                                                                
Я ведь не зря задал вопрос про слова "иных войск". Русское слово "иные"         
означает "любые другие". Значит, мы берём на себя обязанность помогать в        
оснащении любых вооружённых формирований, которые будут находиться на           
территориях стран, входящих в ОДКБ. Вот чтобы ваши юристы в Генштабе            
понимали, что такое русский язык. Должны были написать: любые вооружённые       
формирования данного государства - члена ОДКБ, и тогда вы были бы правы. А вы   
пишете абстрактную формулу. Как в СССР, где была маленькая сноска, что любая    
республика может выйти из состава СССР, - вот вам государство. Так и здесь:     
маленькое такое слово "иных", которое означает "любых". Значит, придётся        
платить за все их формирования, а потом наших солдат будем эвакуировать в       
спешном порядке. Почему? Объясняю.                                              
                                                                                
Пакистан на уровне уничтожения находится, на пределе, всё. Это государство      
может существовать только в рамках военной диктатуры, а Обама - демократ, он    
не даст ЦРУ команду вновь привести какого-то генерала пакистанского к власти.   
Без этого весь Пакистан превращается в зону влияния талибов. Приблизительно     
сто семьдесят миллионов население - больше, чем вся Россия. Сто семьдесят       
миллионов! Даже если один процент будет служить в вооружённых силах             
"Талибана", то это миллионная армия, и вы её никогда не удержите, а деньги      
потратите. Я понимаю: сегодняшней власти надо как-то сдерживать... Ну, что      
делать, мы эту ошибку совершаем с 17-го года. Стараемся удержать, хотя уже      
потеряли 5 миллионов квадратных километров. Понимаете, это через десять лет     
произойдёт, и я буду рад, когда где-нибудь в Генштабе вы вспомните моё          
выступление здесь 24 апреля. Только у вас ещё одни погоны будут, и мы ещё раз   
вам всем повысим военные пенсии, как тут в среду повысили пенсии чиновникам,    
которые гробят экономику страны. Их сорок четыре тысячи, и их нужно всех        
изолировать от общества, а им Государственная Дума дала ещё дополнительное      
пенсионное обеспечение: ребята, сидите ломайте экономику страны, высшие         
государственные чиновники, а мы вам ещё пенсию за это заплатим. Вот такая       
хорошая страна.                                                                 
                                                                                
И содокладчик депутат Островский почему-то испугался ответить на мой вопрос.    
Посмотрите подписи участников ратификации. Всё идёт нормально: за Республику    
Армения, за Республику Беларусь и вдруг - за Кыргызскую Республику. Это же      
тоже не случайно всё. Это малограмотность дипломатов в МИДе или наших военных   
в Министерстве обороны. Мы должны писать только на русском языке! На русском    
языке - государство Киргизия. Кыргызская Республика - это на кыргызском         
языке. Это полное противоречие нормам русского языка. Тогда пишите: за          
Республику Тоджикистон. Вы скоро ещё на арабском будете писать! То есть это     
всё не случайно, это всё ошибки, которые делают наши военные и дипломаты, а     
за всё это рассчитывается своей жизнью русский солдат и русский рабочий, за     
которого партия большевиков всё выступала, но он сегодня не имеет работы,       
зато работа есть там у них у всех.                                              
                                                                                
Ведь мы же видим положение дел на всех наших бывших южных окраинах. Они вроде   
бы все там безработные, но все сытые, все довольные, все хорошо одетые,         
потому что всё вытягивается из России. И мы их содержим сегодня. Это новое      
татаро-монгольское иго. С востока держала Орда, всё вытягивала из России,       
теперь с юга такая же орда держит нас от Кавказа до Памира. И всё за счёт       
русского народа! И ещё не смей ничего сказать про русский народ, его нет в      
Конституции.                                                                    
                                                                                
А снабжаем и готовим новые вооружённые силы. Ну, я же привёл пример. Мы же      
сделали военную базу в Азиане много лет назад. Теперь натовские войска 7 мая    
там начнут учения по нападению на Российскую Федерацию. Что же мы делаем?!      
Сталин готовил немецких лётчиков и танкистов и потом 22 июня ужасался, что      
бомбят полстраны. А зачем готовили немцев-то к войне? Теперь вы нам             
предлагаете здесь ратифицировать соглашение, потратить деньги, а потом будете   
заниматься эвакуацией оттуда, из Средней Азии, ибо США не удержит Пакистан,     
он соединится с Афганистаном. Это один народ, пуштуны, Пуштунистан. Это         
всегда будет наркотрафик, контрабанда оружия. Они обязательно хлынут в          
Среднюю Азию, и все ваши базы будут заняты за три часа. Ничего не удержите, и   
потом ратификации никакой не будет нужно. Ещё примем миллионы беженцев          
оттуда, как приняли сто шестьдесят тысяч афганцев - сторонников Наджибуллы.     
Не умеете планировать внешнюю политику! И всё это от слабого кругозора, от      
плохого понимания, что такое этнические проблемы.                               
                                                                                
Я вот начал сегодняшний день с того, что напомнил вам, что в 1915 году самая    
страшная этническая чистка произошла, такого не было в истории человечества:    
полтора миллиона армян вырезали. Без всякой армии, просто заходили в сёла,      
где живут армяне, и вспарывали животы, вешали, отрезали головы. Тихо,           
спокойно полтора миллиона за две недели, и никто не понёс ответственности,      
никто не наказан. Кто пострадал? Русский народ. Мы принимаем беженцев из        
Армении. И сегодня будем вынуждены охранять армяно-турецкую границу и           
армяно-иранскую. Армения наш союзник, это бесспорно. Но незнание ситуации это   
было, в том числе и у русского правительства, которое всё помогало нашим        
братьям-славянам, а сегодня все они в строй выстроились, так сказать,           
вступить в НАТО, не веря в наш союз. Наплевать им на русских, и на              
православие, и на нашу солидарность. Совершаете ошибки, потому что до сих пор   
вы все ещё рабоче-крестьянская власть. Как закончатся рабоче-крестьянские       
кадры, пойдут специалисты, уйдут шариковы, придут профессора, тогда будет       
другая внешняя и внутренняя политика и будем жить лучше. Надеюсь, что так       
произойдёт.                                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Багдасаров Семён Аркадьевич.                              
                                                                                
БАГДАСАРОВ С. А. Данное соглашение... наша фракция будет голосовать за, но      
хотелось бы остановиться на нескольких действительно серьёзных вопросах.        
                                                                                
Во-первых, и соглашение, и протокол явно устарели. Я уж не говорю о самом       
соглашении 92-го года, даже протокол - 2003 года, а ведь с тех пор произошли    
большие изменения. Если в 2003 году ряд стран, такие как Армения,               
Таджикистан, вели себя весьма лояльно по отношению к России, и у нас            
создалась иллюзия, что эти страны будут и дальше проводить союзническую         
политику, то на сегодняшний день этого нет. Там говорится о возможности         
поставки различного вооружения. Ну, допустим, завтра Таджикистан запросит       
некое вооружение, о котором мы не хотели бы, чтобы знали американцы, о его      
устройстве, или ещё кто-то. Вопрос был задан очень правильно на самом деле.     
Для того чтобы узнать, что это такое, его не надо вывозить с территории         
Таджикистана или с территории какого-то другого государства, для этого просто   
надо, чтобы с ним поработали специалисты, то есть это даёт уникальную           
возможность для военно-технического шпионажа странам НАТО, и в первую очередь   
США. А на сегодняшний день - и на этом я остановлюсь уже в следующем вопросе    
- эта страна проводит антироссийский курс, и явно проамериканский и             
проиранский, как ни парадоксально.                                              
                                                                                
Второе. Я не просто так задал вопрос по боеприпасам - это такой вид             
военно-технического имущества, который наиболее часто запрашивается, и тут      
есть два момента.                                                               
                                                                                
Первый момент. А как это проконтролировать? Да это невозможно                   
проконтролировать! Ну, отстреляли мы якобы на учении сто тысяч снарядов, а на   
самом деле продали в сопредельные государства с хорошим наваром, извините,      
заработком для той или иной страны. Как это контролировать? Я вам приведу в     
пример такую ситуацию, которая была уже, кстати, после подписания соглашения    
92-го года, - в 93-м, 94-м, 95-м годах в том же Таджикистане. Когда там шла     
гражданская война, с завидной периодичностью господин Рахмонов и другие         
руководители Таджикистана слали нашим руководителям телеграммы с просьбой       
оказать срочную помощь военно-техническим имуществом, в первую очередь          
боеприпасами и стрелковым оружием. Эшелон за эшелоном шёл! До тех пор пока      
один из руководителей правительства - из деликатности не буду называть его      
фамилию - не пригласил на беседу, и по своей старой, стёртой карте он           
показал, по каким тропам на каких вьючных животных оппозиция перебрасывает      
оружие, и какой это объём, и для сравнения тот объём, который мы поставляем     
Таджикистану. У него стали круглыми глаза, и он спросил: а куда же всё это      
девается? Ответ был очевиден: продаётся. Поэтому, если сейчас возникнет тот     
или иной конфликт, то же самое будет с боеприпасами - мы не сможем это          
проконтролировать. Наконец, мы что, дойная корова? Давайте откровенно           
говорить: откуда будет поступать военное имущество? Из так называемых запасов   
Министерства обороны. Я очень сильно сомневаюсь, что наши союзники по           
Договору о коллективной безопасности будут запрашивать новое имущество с        
наших промышленных предприятий. В этом случае мы бы сказали: ну хорошо, мы      
хоть по себестоимости продадим и работа какая-то будет, то есть что-то будет    
происходить в промышленности, куда до сих пор деньги не поступают, несмотря     
на принятие оборонного заказа в декабре, о чём с этой трибуны сказал Сергей     
Борисович Иванов (это, кстати, вызывает тоже очень много вопросов). Но этого    
же не будет. Они будут запрашивать запасы Министерства обороны. А что такое     
запасы Министерства обороны? В 92-м году, когда мы подписывали это              
соглашение, это были огромные запасы, достаточно неплохими они ещё были в       
2003 году, а сейчас... Эти запасы, извините, распродавали, безвозмездно         
поставляли и бог знает куда ещё дели - эти запасы сейчас резко сокращены.       
Мало того, срок хранения основных боеприпасов, уважаемые товарищи, пятнадцать   
лет, после чего они должны уничтожаться. Пятнадцать лет наша промышленность     
не выпускает в полном объёме нужных боеприпасов, и по некоторым видам           
боеприпасов у нас уже ситуация, так сказать, за минусом, есть определённые      
документы... Нам самим, проще говоря, не хватит на случай войны, но несмотря    
на это, мы должны будем поставлять их нашим псевдосоюзникам. Меня удивляют      
такие вещи.                                                                     
                                                                                
И вообще, создаётся впечатление, что на сегодняшний день в Министерстве         
обороны Главного управления международного военного сотрудничества не           
существует: я не вижу чёткости и ясности военно-политического анализа. На       
основании чего к нам приходят представитель президента, представитель           
правительства и говорят: вот очередное соглашение по ОДКБ, давайте мы его       
ратифицируем. Они наивно полагают, что таким образом сослужат хорошую службу    
администрации президента, правительству. Нет, мы как раз делаем прямо           
противоположное, мы их рано или поздно поставим в очень затруднительное         
положение, когда придётся выполнять эти соглашения, которые на самом деле       
виртуальны, это некая пирамида, которая рухнет в любой момент. И мы потом       
спрашиваем: а кто это делал? Мы берём на себя обязательства, которые зачастую   
не можем выполнить, а если сможем выполнить, то в ущерб интересам Российской    
Федерации. Может быть, пора заканчивать с этим? Может быть, пора один раз       
развернуть наших представителя президента (я имею в виду того, который будет    
потом выступать) и представителя правительства и сказать: идите доработайте,    
идите доложите главнокомандующему - президенту страны, председателю             
правительства о том, что вы нам вносите виртуальные документы, ничего           
реального под собой не имеющие? Я более подробно остановлюсь на следующем       
вопросе. Но я хочу сказать, товарищи: как же мы сейчас проголосуем? Пора с      
этой практикой заканчивать.                                                     
                                                                                
Я много лет, так получилось, тесно работал с Главным управлением                
международного военного сотрудничества. Там были всякие времена, но то, что     
сейчас там... Извините меня, там просто нет людей, которые в состоянии дать     
военно-политический анализ ситуации на территориях стран СНГ и состояния        
наших дел. Нет их, вот поэтому достали какие-то документы, которые десять или   
семнадцать лет лежали, стряхнули пыль и принесли нам на ратификацию.            
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, мы обсудили данный проект              
федерального закона, выносим его на "час голосования".                          
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1641 по 1657 из 6997
Я объявляю "час голосования". Ставится на голосование проект федерального       
закона под пунктом 2 порядка работы. Кто за? Прошу голосовать.                  
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 16 мин. 38 сек.)                 
Проголосовало за              408 чел.90,7%                                     
Проголосовало против            1 чел.0,2%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    409 чел.                                          
Не голосовало                  41 чел.9,1%                                      
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.