Заседание № 213
О проекте федерального закона № 165121-3 "О внесении изменения и дополнения в статью 789 Гражданского кодекса Российской Федерации" (о заключении органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления договоров с перевозчиками на организацию перевозок пассажиров транспортом общего пользования).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Коллеги, переходим к пункту 10. Проект федерального закона "О внесении изменения и дополнения в статью 789 Гражданского кодекса Российской Федерации". Доклад представителя Волгоградской областной Думы Сергея Александровича Балаги. Пожалуйста, Сергей Александрович, на трибуну. БАЛАГА С. А., представитель Волгоградской областной Думы. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые депутаты Государственной Думы! Прошу вас обратить внимание еще на одну проблему не только города Волгограда, но и всех городов, имеющих большую территориальную протяженность. Как вы знаете, город Волгоград находится на берегу реки Волги, и его территория вытянута более чем на 105 километров по берегу Волги. Большую часть перевозок жителей осуществляет пассажирский транспорт общего пользования, который и является одной из важнейших и социально значимых отраслей экономики региона и муниципальных образований, он жизненно важен для возрастающей мобильности населения. Существующие в настоящее время проблемы связаны в первую очередь с отсутствием нормативных правовых актов федерального законодательства, которые регулируют перевозки пассажиров транспортом общего пользования. В первую очередь это городской транспорт: автобусы, троллейбусы, трамваи, коммерческие автобусы и маршрутные такси. Органы власти при организации перевозок пассажиров и перевозчики в своей деятельности руководствуются нормативными правовыми актами, принятыми еще во времена советской плановой экономики, когда не было понятия о коммерческих перевозках. В регионах принимаются местные нормативные правовые акты по организации пассажирских перевозок, которые в своей основе вступают в противоречие с федеральным законодательством, принятым и действующим в настоящее время. Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" дает возможность любому перевозчику, получившему лицензию на этот вид деятельности, самостоятельно организовывать перевозки и выбирать маршруты, формировать маршрутную сеть. И это приводит к недобросовестной конкуренции, то есть могут несколько маршрутов обеспечить транспортом, а несколько других, наоборот, не обеспечить, что приводит к срывам доставки пассажиров и другим негативным последствиям. Органы государственной власти и органы местного самоуправления лишены возможности выполнять одну из своих главных задач - организацию транспортного обслуживания. Одной из форм государственного регулирования перевозок пассажиров, на наш взгляд, является заключение договоров на организацию перевозок пассажиров, что и является основой нашего предложения. Эти договора позволят органам власти субъектов и органам местного самоуправления влиять на перевозчиков, обязав их согласно договору нести ответственность за выполнение графика движения транспорта в соответствии с порядком допуска перевозчика на установленные маршруты, позволит организовать единый диспетчерский контроль за пассажирскими перевозками. Предлагаемый проект закона определяет общие принципы регулирования и основные направления деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления по обеспечению прав граждан на обслуживание пассажирским транспортом. Скорейшее принятие данного законопроекта позволит создать правовую базу для дальнейшего развития федерального и регионального законодательства по организации транспортного обслуживания населения, что крайне необходимо в сложившейся ситуации. Особенно, на наш взгляд, это касается городов, имеющих большую протяженность. Законопроект не требует внесения изменений в федеральное законодательство. Законопроект также не потребует дополнительных расходов средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации. В заключение хочу просить вас поддержать данный законопроект и сказать, что наша идея нашла понимание у сорока с лишним субъектов Федерации. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Александрович. Присаживайтесь. С содокладом выступает председатель Комитета по законодательству Крашенинников Павел Владимирович. Включите микрофон Крашенинникову, пожалуйста. КРАШЕНИННИКОВ П. В., председатель Комитета Государственной Думы по законодательству, фракция "Союз Правых Сил". Уважаемые коллеги, поправка Волгоградской областной Думы предполагает необходимость заключения договора органа государственной власти и органа местного самоуправления с перевозчиками, а именно с транспортными организациями, которые осуществляют перевозку пассажиров транспортом общего пользования. Нашему комитету представляется, что в данном случае, если такой закон будет принят, это будет вмешательством в компетенцию органов местного самоуправления, поскольку в законе "Об общих принципах организации местного самоуправления..." организация транспортного обслуживания как раз относится к ведению местного самоуправления. Кроме того, то, что Волгоградской областной Думой предлагается в качестве существенных условий договора, нам представляется излишним, потому что у нас есть специальные нормы в Гражданском кодексе, которые устанавливают, что является существенным условием договора, в том числе это касается и договора о перевозке, постольку поскольку данный договор является публичным. Правительство данный законопроект также не поддерживает. Мы предлагаем данный законопроект отклонить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы к докладчику и содокладчику? Есть. Николай Васильевич Коломейцев, пожалуйста. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. К Сергею Александровичу вопрос. Сергей Александрович, а транспортное управление есть у вас в администрации области? Оно ведь дает лицензию автобусу. А в лицензии можете оговаривать всё, что хотите, ну, только не ущемляя, конечно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите микрофон в правительственной ложе. Пожалуйста. БАЛАГА С. А. Я хочу обратить ваше внимание на то, что Волгоград имеет очень большую протяженность и рядом находятся другие муниципальные образования. Лицензия выдается одним муниципальным образованием и действует на его территории, как правило. Но проблема состоит в том, что необходимо связать единый транспортный поток и обеспечить его правовое регулирование, то есть не ограничиваться одним каким-то муниципальным образованием, отдельным районом, а свести это всё в единый кулак и обеспечить бесперебойное движение транспорта и перевозку пассажиров. По этой причине, допустим... Вот есть город-спутник Волжский, часть его населения работает в Волгограде. Для того чтобы обеспечить это, необходимо упорядочить, на наш взгляд, вот этот процесс. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кибирев Борис Григорьевич, ваш вопрос. КИБИРЕВ Б. Г. Уважаемый Сергей Александрович, мне хотелось бы выяснить, как в вашем законопроекте решается проблема перевозки льготников - ветеранов труда, инвалидов и так далее, и так далее. Если заключается договор с перевозчиком, то вы же берете взаимные обязательства. Вот эта тема, как она там решается? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон, пожалуйста, включите в ложе Правительства. БАЛАГА С. А. На наш взгляд, здесь необходимо доработать законопроект. В каком плане? При заключении договора с перевозчиком и тогда, когда будет выдаваться лицензия, этот вопрос объединить, дав такие полномочия муниципальной организации, и в договоре отразить эти моменты. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли еще вопросы? Есть. Чехоев, пожалуйста. ЧЕХОЕВ А. Г. Сергей Александрович, я, честно говоря, не понимаю вообще сути данного закона только лишь потому, что... Ну, есть в Волгограде маршруты. Их утверждает мэрия города или как там... ну, глава местной администрации. Если вы в заключенных договорах будете отдельно указывать, какую категорию граждан проводить по льготному тарифу или как-то еще, - это один вопрос. А если просто-напросто вы хотите обеспечить транспортное обслуживание города, то это полностью в компетенции местного самоуправления. И зачем нам нужен этот федеральный закон? И зачем было нужно вообще выходить с таким законом в Государственную Думу? Областная Дума, кстати, может тоже принять такое решение, хотя и это тоже неправомочно. Есть городская дума, наверное, в Волгограде или городской совет. БАЛАГА С. А. Дело в том, что в настоящее время не все муниципальные формирования имеют достаточную правовую базу, которая позволила бы им реально регулировать эти вопросы. Я хочу подчеркнуть, что Федеральный закон "О лицензировании..." как раз дает больше прав перевозчику, а не пассажиру. То есть он сам вправе устанавливать... Муниципальная структура власти, по большому счету, также должна заботиться о пассажире в первую очередь. И на наш взгляд, данный федеральный закон как раз поддержит муниципальное подразделение, даст возможность сформировать более четкую единую систему законов, которая будет действовать во всех муниципальных формированиях. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли еще вопросы? Нет. Кто хотел бы выступить по данному законопроекту? Нет желающих выступить. На вопросы все ответили. Представители Президента, Правительства? Выступлений у нас не было, заключительного слова не требуется, поэтому, уважаемые коллеги, я ставлю на голосование проект федерального закона "О внесении изменения и дополнения в статью 789 Гражданского кодекса Российской Федерации". Кто за то, чтобы принять данный законопроект в первом чтении? Прошу определиться голосованием. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 13 мин. 43 сек.) Проголосовало за 119 чел. 26,4% Проголосовало против 8 чел. 1,8% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 127 чел. Не голосовало 323 чел. 71,8% Результат: не принято Не принимается.
Заседание № 195
О проекте федерального закона № 165121-3 "О внесении изменения и дополнения в статью 789 Гражданского кодекса Российской Федерации" (о заключении органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления договоров с перевозчиками на организацию перевозок пассажиров транспортом общего пользования).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Пункт 9 повестки дня: о проекте федерального закона "О внесении изменения и дополнения в статью 789 Гражданского кодекса Российской Федерации". Доклад представителя Волгоградской областной Думы Ивана Ивановича Рыженко. Здесь Иван Иванович? Нет Ивана Ивановича. Это первый раз ставится в повестку дня? Соответственно, тогда мы сегодня снимаем с рассмотрения. В случае если в следующий раз он опять не явится, будем рассматривать в его отсутствие.