Заседание № 217

22.03.2011
Вопрос:

О проекте федерального закона № 165082-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в целях повышения уровня материального обеспечения отдельных категорий граждан).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2758 по 3046 из 6337
Переходим к следующему вопросу. Пункт 23, законопроект "О внесении изменений    
в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Законодательное         
Собрание Свердловской области готово к рассмотрению данного законопроекта без   
участия своего представителя. Также от комитета выступает Фарида Исмагиловна    
Гайнуллина.                                                                     
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ГАЙНУЛЛИНА Ф. И. Уважаемые коллеги, данный законопроект предполагает внесение   
изменений в ряд законов и предусматривает уже большее количество изменений,     
поэтому и мне, и вам придётся немножко набраться терпения.                      
                                                                                
Первое. Законопроектом предлагается внести изменение в 173-й закон "О           
трудовых пенсиях...", предусматривающее включение в страховой стаж при          
определении права на трудовую пенсию периодов обучения в учреждениях            
начального профессионального, среднего профессионального, высшего               
профессионального, послевузовского профессионального и в учреждениях            
дополнительного образования взрослых. Мы неоднократно аналогичные               
законопроекты уже рассматривали, я надеюсь, что вы помните все наши             
аргументы. Единственное, я хочу подчеркнуть, что статья 11 обозначенного        
закона содержит исчерпывающий перечень так называемых иных периодов, при этом   
возможно и расширение этого перечня, но предполагается, что вытекающих,         
уважаемые коллеги, из трудовых отношений. Из трудовых отношений - вот главный   
аргумент, которому подчиняется логика принятия решения в нашем комитете.        
                                                                                
Второе. Коллеги предлагают размер базовой части трудовой пенсии устанавливать   
не ниже величины прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской         
Федерации. Уважаемые коллеги, прожиточный минимум в Российской Федерации        
может и увеличиваться, и снижаться, поэтому ставить пенсионное обеспечение в    
зависимость от размера прожиточного минимума в субъекте, думается,              
неправомерно. Мы с вами с принятием закона "О государственной социальной        
помощи" установили социальные доплаты, которые производим гражданам пожилого    
возраста, у которых материальное обеспечение не достигает прожиточного          
минимума, установленного в субъекте.                                            
                                                                                
Третье. Предлагается увеличить на соответствующий районный коэффициент размер   
базовой части трудовой пенсии лицам, проживающим не только в районах Крайнего   
Севера и приравненных к ним местностях, но и в районах с тяжёлыми               
климатическими условиями. Комитет также не смог согласиться с этими             
аргументами, поскольку действующее законодательство предусматривает повышение   
трудовой пенсии на соответствующий районный коэффициент только для              
получателей пенсий, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к      
ним местностях. Что касается разделения по климатическим условиям и так         
далее, это не предмет пенсионного законодательства.                             
                                                                                
Четвёртое изменение. Предлагается ввести беззаявительный порядок перерасчёта    
размера страховой части трудовой пенсии по старости, инвалидности и по другим   
основаниям. Мы с вами эту проблему разрешили, уважаемые коллеги.                
                                                                                
Пятое. Предлагается внести изменения в статью 30 закона "О трудовых             
пенсиях...", увеличив применяемый размер предельного отношения среднего         
заработка застрахованного лица к средней заработной плате в Российской          
Федерации с 1,2 по ныне действующей норме до 3. Ну, аргументы уже прозвучали    
в этом зале от имени комитета при обосновании предыдущего законопроекта.        
                                                                                
Шестое изменение направлено на расширение круга лиц, которым предоставлено      
право на одновременное получение двух пенсий. Для этого коллеги предлагают      
изменить категорию "участники Великой Отечественной войны" на "ветераны         
Великой Отечественной войны". Обращаем внимание, что в связи с изменениями,     
которые произошли в связи с принятием 213-го закона, отсутствуют уже те         
пункты, в которые коллеги предлагают внести изменения. То есть даже с точки     
зрения юридико-технической нормы мы не можем согласиться с этими                
предложениями. А с другой стороны, это расширяет круг получателей двух          
пенсий, что в какой-то степени, хотя это и не нравится порой коллегам слева и   
справа, приводит всё-таки к нарушению определённой социальной справедливости,   
достигнутой в этой среде.                                                       
                                                                                
Следующая норма, которая предлагается, - это установление права на              
дополнительное ежемесячное материальное обеспечение гражданам, удостоенным      
почётных званий СССР, РСФСР и Российской Федерации. Тем самым будет             
значительно расширен круг лиц, имеющих такое право согласно действующей         
редакции федерального закона о ДЕМО. Я тоже в этой аудитории уже не раз         
приводила аргументы комитета, когда мы не можем согласиться с этими доводами,   
которые приводят коллеги, по ряду причин. Но самое главное, что есть норма,     
согласно которой граждане, имеющие выдающиеся, исключительные заслуги перед     
Отечеством, перед Российским государством, в соответствии с указом президента   
могут претендовать на дополнительное единовременное материальное обеспечение.   
И к сожалению, законопроект не определяет источники и порядок исполнения        
расходных обязательств на его реализацию.                                       
                                                                                
Исходя из изложенного я хотела бы вас просить, коллеги, поддержать решение      
комитета и отклонить данный законопроект.                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли вопросы? Есть вопросы. Давайте запишемся.                               
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список записавшихся.                                                   
                                                                                
Локоть Анатолий Евгеньевич, пожалуйста.                                         
                                                                                
ЛОКОТЬ А. Е. Уважаемая Фарида Исмагиловна, вы абсолютно правы, наши             
избиратели постоянно спрашивают, почему в результате проведённой пенсионной     
реформы в страховой стаж совершенно не засчитываются периоды обучения в         
учреждениях начального профессионального, среднего профессионального, высшего   
профессионального, послевузовского профессионального образования, а также в     
учреждениях дополнительного образования взрослых. Что пытаются данным           
законопроектом компенсировать? Я подчеркиваю: обращения граждан по этому        
вопросу многочисленны. Я своей маме, допустим, не могу объяснить, почему то,    
что она во время войны училась и работала, у неё в пенсионный стаж не входит,   
совершенно не могу.                                                             
                                                                                
Хотелось бы ещё раз услышать... Несмотря на то что аргументы уже были           
произнесены, давайте ещё раз чётко аргументируем, почему комитет                
последовательно отказывает законодательным инициативам, которые пытаются        
решить эту проблему.                                                            
                                                                                
ГАЙНУЛЛИНА Ф. И. Ещё раз обращаюсь к заключению нашего комитета. Ну, вы могли   
бы и сами к нему обратиться, но сделаю это публично.                            
                                                                                
Итак, в статье 11 закона "О трудовых пенсиях..." закреплён исчерпывающий        
перечень иных периодов, засчитываемых в страховой стаж наравне с периодами      
работы или иной деятельности, за которые - вот главное! - не уплачивались       
страховые взносы на обязательное пенсионное страхование. При этом данный        
перечень включает в себя социально значимые периоды, обусловленные социальным   
страхованием и иными гарантиями, вытекающими из трудовых отношений, а также     
связанные с исполнением конституционного долга, такого как защита Отечества.    
Но решение у этой проблемы есть, и мы с вами в течение последних лет -          
сколько мы с вами занимаемся пенсионным обеспечением и законодательством в      
этой сфере - шаг за шагом всё-таки решаем эту проблему, но иным путём, иным     
образом. Мы с вами решили эту проблему для женщин, находящихся в отпуске по     
уходу за ребёнком в течение трёх лет, решили её для служащих в рядах            
Вооружённых Сил - до двух лет. Напомню вам, мы решили эту проблему для жён      
военнослужащих и дипломатов, которые в силу обстоятельств не могли              
трудоустроиться по месту службы мужа, сейчас у нас находится такой же пакет     
по военнослужащим, не выработавшим пенсию за выслугу лет. По мере изыскания     
источников, вероятно, мы с вами могли бы подступиться и к решению указанной     
вами проблемы, но механизм связан со стоимостью страхового года. Так что,       
Анатолий Евгеньевич, мы решаем шаг за шагом эти проблемы, и вот пять-шесть      
категорий я вам уже обозначила. Не исключено, что по мере улучшения             
финансово-экономической ситуации в стране мы подступимся к решению и этой       
проблемы.                                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, депутат Куликов Олег Анатольевич.             
                                                                                
КУЛИКОВ О. А., фракция КПРФ.                                                    
                                                                                
Уважаемая Фарида Исмагиловна, есть ряд профессий, которые важны для общества    
в целом и каждого в гражданина отдельности, требующие длительного вузовского    
и послевузовского обучения. Скажу о медиках: шесть-семь лет длится обучение в   
вузе, два года - в ординатуре, три года - в аспирантуре, всего одиннадцать      
лет, и эти люди ущемлены при выходе на пенсию. Какой механизм вы предлагаете,   
чтобы учесть интересы этих людей? Я думаю, что и 173-й закон, и любые законы    
о пенсии - это не догма и многое вы в комитете можете исправить.                
                                                                                
ГАЙНУЛЛИНА Ф. И. Я полностью с вами согласна и, более того, подтвердила, что    
мы шаг за шагом подступаемся к решению этой проблемы. Не исключено, ещё раз я   
повторяю, что по мере изыскания средств для решения этой проблемы... Я просто   
должна подчеркнуть: это будет стоить немалых денег. Как только они будут        
изысканы в нашем бюджете, мы с вами, конечно же, вернёмся к решению этой        
проблемы, а свидетельством тому - те пять-шесть категорий, решения по которым   
приняты нами в последнее время.                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Шеин Олег Васильевич.                             
                                                                                
ШЕИН О. В. Фарида Исмагиловна, на самом деле мы имеем в рамках свердловского    
законопроекта инициативу по всему спектру вопросов, касающихся пенсионного,     
социального законодательства. И я хотел понять вот в рамках вашей позиции и     
позиции, соответственно, парламентского большинства, которое вы здесь           
представляете параллельно: все инициативы свердловцев, с вашей точки зрения,    
не только по техническим и юридическим, но и по смысловым причинам должны       
быть отвергнуты или всё-таки есть какие-то позиции, которые нельзя принять в    
рамках данного законопроекта, но можно принять отдельно по идеологическим       
мотивам?                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста.                                               
                                                                                
ГАЙНУЛЛИНА Ф. И. Мне кажется, я достаточно привела аргументов, и повторяться    
считаю излишним. То, что возможно решение впоследствии, я тоже отметила. Я      
отметила даже пути решения ряда проблем сегодня. Я не вижу необходимости        
отдельно выхватывать здесь какие-то проблемы, которые, на взгляд наших          
коллег, требуют решения, ибо подход... В принципе, если посмотреть на все       
семь предложений, они уже неактуальны сегодня: или уже найден иной механизм     
решения этих проблем, или иной механизм предполагается.                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Рябов Николай Фёдорович.                          
                                                                                
РЯБОВ Н. Ф., фракция КПРФ.                                                      
                                                                                
Фарида Исмагиловна, вы сказали, что предложение того, кто внёс законопроект,    
о том, что базовая часть пенсии должна быть на уровне прожиточного              
минимума... Вы сказали, что эта величина и увеличивается, и уменьшается и в     
связи с этим вроде бы такую привязку устанавливать не нужно, потому что         
размер гуляет туда-сюда. Я как-то не убедился в том, что это аргумент веский.   
Это первое.                                                                     
                                                                                
И второе. Всё-таки ещё раз поясните: а почему нельзя поменять коэффициент       
1,2, увеличить его, я не говорю, что до 3?.. Ущемляем же права наших граждан!   
То, что денег не хватает, пенсионеров не волнует, мы должны работать над тем,   
чтобы в Пенсионном фонде было достаточно средств. А так человек                 
работает-работает, а пенсия минимальная, порой даже меньше, чем... (Микрофон    
отключён.)                                                                      
                                                                                
ГАЙНУЛЛИНА Ф. И. Николай Фёдорович, вот если мы с вами будем исходить из        
предложения наших коллег: всем по прожиточному минимуму в субъекте, - как раз   
мы уйдём от норм социальной справедливости, то есть это будет означать, что     
мы не должны учитывать ни стаж трудовой, дающий право на пенсионное             
обеспечение, что учитывается при расчёте пенсионного капитала, ни тем более     
заработок. Ну просто вы противоречите сам себе! Это первое.                     
                                                                                
Второе. Да, действительно, прожиточный минимум пенсионера теоретически может    
в целом по Российской Федерации разниться, то есть он может на каком-то этапе   
увеличиваться, а на каком-то этапе и снижаться. Но это один из критериев, по    
которому мы не можем согласиться с коллегами из Свердловской области. А         
главный критерий состоит в том, что эта проблема разрешена в связи с            
принятием изменений в закон "О государственной социальной помощи", где мы с     
вами уже установили социальные доплаты исходя из материального обеспечения      
пенсионера в том или ином субъекте.                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Все вопросы заданы. Есть ли желающие выступить по обсуждаемой теме? Есть -      
Шеин. Одна рука, подводим черту.                                                
                                                                                
Присаживайтесь, Фарида Исмагиловна.                                             
                                                                                
Шеин Олег Васильевич, пожалуйста.                                               
                                                                                
ШЕИН О. В. Наша фракция, естественно, будет голосовать за данный законопроект   
по причинам далеко не юридико-техническим, ведь у нас очень часто отклоняются   
и те инициативы, которые имеют достаточно серьёзную, проработанную              
юридическую форму, юридическое очертание. О чём в данном случае мы говорим?     
Мы говорим здесь об учёбе, а позиция "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ" всегда заключалась   
в том, что время учёбы необходимо возвращать в стаж. Что касается нашей         
дискуссии по поводу страхового, нестрахового периода, то в то время, в тот      
период нашей отечественной истории такого понятия, строго говоря, не            
существовало вообще. Конечно, можно ссылаться на право выбора, которое было     
дано десять лет назад, но мы все хорошо помним, что это право выбора было       
предоставлено людям с достаточно серьёзными перекосами по деньгам с точки       
зрения выплат, которые они тогда получали.                                      
                                                                                
Мы считаем необходимым учёбу вернуть обратно в стаж, это в том числе будет      
стимулом учиться. Я напомню, что человек, имеющий высшее образование,           
показывает, по разным оценкам, на 30 процентов более высокую                    
производительностью труда в соответствующих сферах, нежели самоучки. Мы         
считаем необходимым, естественно, поддержать коллег из Свердловской области и   
в части, касающейся более тесной привязки пенсии к увеличению потребительской   
корзины, кстати, в отношении инвалидов мы такой шаг и сделали.                  
                                                                                
Что касается климатических условий, то это не только Крайний Север, но и        
крайний юг. Я напомню, как у нас прошлым летом зашкаливало по температурному    
режиму, скажем в Калмыкии доходило до 45 градусов по Цельсию. Там когда-то,     
кстати говоря, в той же самой Калмыкии, в ряде районов Астраханской области,    
работникам бюджетной сферы были отдельные надбавки за пустынность, за           
безводность, которые сегодня у нас отменены в соответствии со 122-м законом,    
ибо поглощены так называемыми индексациями по заработной плате.                 
                                                                                
Возникает всегда большой вопрос: откуда взять деньги? Я в этой связи хочу ещё   
раз напомнить о том, что, во-первых, мы большую часть средств Пенсионного       
фонда хороним в так называемых накопительных обязательных системах. Мы          
считаем необходимым накопительные фонды сделать добровольными, чтобы человек    
сам решал, накапливать ему на будущую пенсию либо этого делать не стоит. И      
соответствующие резервы можно тогда направить действительно на увеличение       
пенсионных выплат тем, кто сегодня является пенсионерами. Это, конечно, порог   
отсечения по заработным платам. Получается, что, если заработная плата свыше    
37 тысяч рублей в месяц, соответственно, сверх того, с этого излишка уже        
отчисления в Пенсионный фонд не идут. Да, давно идёт дискуссия о том, что в     
этом случае надо и пенсию этим людям повышать, но у нас же есть другие          
потолки, пороги, которые как раз препятствуют повышению пенсий исходя из        
высокой заработной платы человека, их же можно сохранить.                       
                                                                                
Наконец, давайте не забывать о размере заработной платы в нашей стране. Я       
напомню официальные цифры Правительства Российской Федерации: размер фонда      
оплаты труда в России на текущий год составляет порядка 10 триллионов рублей    
при ВВП в 40 триллионов рублей. То есть у нас заработная плата составляет 25    
процентов от внутреннего валового продукта, в то время как в Европе - порядка   
50-60 процентов. И даже по тем отраслям, где наша производительность ничуть     
не хуже - это и авиадиспетчеры, это и докеры, это и моряки, это и те же самые   
работники супермаркетов, абсолютно одинаковая производительность труда, -       
заработная плата отличается в разы в худшую сторону. Правда, при этом в разы    
в лучшую сторону отличается количество миллиардеров на душу населения у нас     
по сравнению с зарубежными соседями.                                            
                                                                                
Мы считаем необходимым данный законопроект поддержать и призываем это сделать   
также и других коллег по пока ещё парламентскому меньшинству.                   
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, оставьте политические дискуссии до     
декабря, вам они пригодятся в другом месте.                                     
                                                                                
Выносим данный вопрос на "час голосования", поскольку, я так понимаю, ни        
представитель президента, ни представитель правительства не настаивают на       
выступлении, докладчик тоже не настаивает на заключительном слове.              
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5288 по 5306 из 6337
Пункт 23 порядка работы Государственной Думы. Ставится на голосование проект    
федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты      
Российской Федерации". Кто за данный законопроект? Прошу определиться           
голосованием.                                                                   
                                                                                
Включите, пожалуйста, режим голосования.                                        
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 08 мин. 58 сек.)                 
Проголосовало за              130 чел.28,9 %                                    
Проголосовало против            1 чел.0,2 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    131 чел.                                          
Не голосовало                 319 чел.70,9 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принято.                                                                     
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5688 по 5695 из 6337
ГАРТУНГ В. К., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                   
                                                                                
Надежда Васильевна, дело в том, что у нас не сработали кнопки. По пункту 23     
Гартунг, Емельянов, Музыкаев голосовали за. Кнопки не сработали, не могу        
объяснить почему.                                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.