Заседание № 162

12.05.2010
Вопрос:

О проекте федерального закона № 164989-4 "О внесении изменений в главу 23 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (о введении прогрессивной шкалы ставок налога на доходы физических лиц; внесён депутатами Государственной Думы А. С. Ивановым, С. И. Колесниковым, Г. К. Леонтьевым, а также А. Н. Белоусовым в период исполнения им полномочий депутата Государственной Думы).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5398 по 6298 из 6484
Переходим к рассмотрению альтернативных законопроектов. Пункт 19.1. О проекте   
федерального закона "О внесении изменений в главу 23 части второй Налогового    
кодекса Российской Федерации". Доклад депутата Государственной Думы Анатолия    
Семёновича Иванова.                                                             
                                                                                
Пожалуйста, Анатолий Семёнович.                                                 
                                                                                
ИВАНОВ А. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                          
                                                                                
Уважаемые коллеги, как известно, с 1 января 2001 года в Российской Федерации    
была установлена единая ставка налога на доходы физических лиц в размере 13     
процентов. Введение единой ставки налога мотивировалось необходимостью          
легализации доходов физических лиц и увеличением объёма налоговых поступлений   
в консолидированный бюджет Российской Федерации, однако ожидания авторов        
введения единой ставки налога не оправдались. Об этом говорят исследования      
многих специалистов в сфере налогообложения доходов физических лиц. Например,   
такие исследования по итогам действия единой ставки налога за первые четыре     
года были проведены Научно-исследовательским финансовым институтом Академии     
бюджета и казначейства Минфина России. При этом там пришли к следующему         
выводу: введение плоской шкалы налогообложения не способствовало сокращению     
теневой оплаты труда, а увеличение обёма поступления налога на доходы           
физических лиц связано преимущественно с ростом номинально начисленной          
заработной платы в результате действия факторов общеэкономического роста.       
Далее специалисты этого института говорят, что проблему вывода из тени оплаты   
труда следует решать иными путями, без манипулирования ставкой налога на        
доходы физических лиц, сохранение же плоской шкалы налогообложения доходов      
физических лиц представляется социально несправедливым.                         
                                                                                
Подобное же мнение в 2004 году было и у аудитора Счётной палаты Панскова,       
курирующего сферу бюджета и налогов. В своей аналитической записке о            
проблемах налогового законодательства он писал, что снижение налоговой          
нагрузки на фонд оплаты труда в результате введения единой пониженной ставки    
налога на доходы физических лиц и регрессивной шкалы отчислений от единого      
социального налога не оказало существенного влияния на легализацию не           
облагаемых ранее налогом доходов и что целесообразно вернуться к                
прогрессивной шкале налогообложения доходов физических лиц. Возвратиться к      
дифференцированной, то есть к прогрессивной, шкале налога на доходы             
физических лиц в начале 2005 года предлагала и Торгово-промышленная палата      
Российской Федерации.                                                           
                                                                                
Приведённые мной выводы и побудили авторов данного законопроекта выйти с        
инициативой о возвращении к прогрессивной шкале налога на доходы физических     
лиц. При этом, конечно же, главным нашим мотивом было то, что применение        
плоской шкалы налога на доходы физических лиц является несправедливым.          
Налоговые же ставки по рекомендации аудитора Счётной палаты Панскова нами       
были предложены следующие: при размере дохода до 300 тысяч рублей - 13          
процентов, потом идёт 18 процентов и верхняя шкала - 30 процентов.              
                                                                                
После внесения на рассмотрение Государственной Думы данного законопроекта       
наше убеждение о необходимости его принятия только укреплялось. Так, в 2005     
году я получил ответ на свой запрос из региональной налоговой службы, в         
котором говорилось, что основная цель введения плоской шкалы налога на доходы   
физических лиц не реализована. Увеличение поступлений НДФЛ за период            
2001-2004 годов было напрямую связано с увеличением заработной платы на         
крупных предприятиях, соблюдавших и ранее налоговую дисциплину и уплачивающих   
данный налог в полном объёме, тогда как ситуация с поступлением НДФЛ от         
индивидуальных предпринимателей, малых и средних организаций не изменилась.     
                                                                                
В 2006 году против плоской шкалы налога на доходы физических лиц высказался     
Международный валютный фонд. По его мнению, преимущества введения плоской       
шкалы налога несколько преувеличены, а те страны, которые её уже ввели, могут   
от неё отказаться.                                                              
                                                                                
За возвращение к прогрессивной шкале налога на доходы физических лиц в 2008     
году высказывался даже министр финансов Алексей Леонидович Кудрин. Не менее     
интересным является и мнение его заместителя - Сергея Дмитриевича Шаталова по   
вопросу вывода из тени доходов физических лиц. В одном из своих интервью в      
2008 году он сказал: "Отказ от налоговых злоупотреблений и выход из тени        
обусловлен не столько ставками налогов, сколько способностью государства        
пресекать противоправные действия и тем, как налогоплательщики оценивают        
риски того, что они будут привлечены к ответственности. Если же опасность       
привлечения к ответственности оценивается как крайне низкая, уклоняться от      
уплаты налогов будут даже при не слишком высоких ставках".                      
                                                                                
Как видите, уважаемые коллеги, нас, авторов данного законопроекта, нельзя       
обвинить в популизме. Наше убеждение в необходимости возвращения к              
прогрессивной шкале налога на доходы физических лиц основывалось на выводах и   
исследованиях серьёзных лиц и организаций. И такое убеждение у нас              
сохранялось до 20 апреля текущего года: как вы помните, в этот день против      
перехода к прогрессивной шкале налога в настоящее время высказался Владимир     
Владимирович Путин. При этом он сослался на то, что Правительство Российской    
Федерации пока ещё не научилось собирать налоги, то есть не научилось           
администрировать. Я, правда, сомневаюсь в этом, например в ситуации с           
"ЮКОСом" администрирование было очень эффективным. Тем не менее Владимир        
Владимирович всё же лучше знает возможности правительства, оснований ему не     
доверять у авторов законопроекта нет, даже если основываться только на          
доверии к нему народа, о чём говорят все социологические исследования, мы       
должны ему верить.                                                              
                                                                                
В такой ситуации, уважаемые коллеги, мы не будем призывать вас к поддержке      
нашего законопроекта, по отношению к нему вы должны определиться сами.          
Например, те из вас, кто доверяет Владимиру Владимировичу Путину, думаем, не    
проголосуют за законопроект, а те, кто доверяет Алексею Леонидовичу Кудрину,    
наверное, этот законопроект поддержат.                                          
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Анатолий Семёнович. Присаживайтесь.              
                                                                                
Пункт 19.2, проект федерального закона "О внесении изменений в главу 23 части   
второй Налогового кодекса Российской Федерации". Доклад депутата                
Государственной Думы Сергея Николаевича Решульского. Пожалуйста, Сергей         
Николаевич.                                                                     
                                                                                
РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. Спасибо, Надежда Васильевна.                                   
                                                                                
Уважаемые коллеги, жалко, вот Александр Петрович уходит, его ум, его опыт       
меня всегда вдохновляют, когда я здесь выступаю.                                
                                                                                
Предыдущий выступающий, Анатолий Семёнович Иванов, облегчил мне задачу,         
поскольку сделал действительно развёрнутый экскурс в историю этого вопроса,     
поэтому я не буду останавливаться на всех этих исторических моментах. Только    
скажу: Анатолий Семёнович, вы, наверное, обгоняете время, перегоняете время,    
Владимир Владимирович действительно не проникся ещё важностью этой проблемы.    
Поэтому, скорее всего, конечно же, в такой редакции, радикальной редакции,      
законопроект вряд ли будет здесь, в стенах Государственной Думы, сегодня        
поддержан.                                                                      
                                                                                
Мы предлагаем не вводить новые налоги в отличие от моего друга и товарища       
Анатолия Николаевича Грешневикова, который предлагал налог на роскошь, а        
просто предлагаем модернизировать ныне действующую систему взимания налога на   
доходы физических лиц - я подчёркиваю: модернизировать, это очень популярное    
сегодня слово, - учитывая нынешние реалии. Что же мы предлагаем как авторы и    
- дальше скажу - почему.                                                        
                                                                                
Во-первых, цена этого законопроекта, который мы предлагаем, - 63,5 миллиарда    
рублей, запомните эту цифру: 63,5 миллиарда рублей. Возьму на себя смелость и   
напомню всем депутатам, которые, конечно же, хорошо это знают, что налог на     
доходы физических лиц - это региональный налог, это те доходы, которые идут в   
бюджеты регионов, субъектов Российской Федерации.                               
                                                                                
Мы с вами сегодня внимательно слушали информацию министра здравоохранения,      
задавали вопросы, выступали. И я ни от одного выступившего, ни от одного        
депутата, задававшего вопросы, кстати, в том числе и от министра                
здравоохранения не услышал, что наши бюджеты субъектов Российской Федерации     
сейчас полны денег, а только были разговоры о том, что субъектовое и            
муниципальное здравоохранение плохо сегодня финансируется, поскольку денег      
нет. Вот пожалуйста - 63,5 миллиарда рублей, деньги, которые идут субъектам     
Российской Федерации.                                                           
                                                                                
А теперь конкретно - и не так радикально, как предлагал Анатолий Семёнович, -   
что предлагают авторы этого законопроекта. Мы предлагаем отказаться от плохо    
зарекомендовавшей себя плоской шкалы подоходного налога или налога на доходы    
физических лиц и ввести следующие ступени. Первая: там, где доход в течение     
года составляет до 52 тысяч рублей (а это просто считается: 4330 рублей -       
минимальный размер оплаты труда умножаем на 12, получается 52 тысячи рублей в   
год), мы предлагаем снизить ставку налога с 13 до 10 процентов, то есть на 3    
процента снизить налог для этой категории наших граждан. Вторая ступень:        
доход от 52 тысяч 1 рубля до 600 тысяч рублей в год - сохранить ставку 13       
процентов, так, как она сегодня и существует. Третья: доход от 600 тысяч 1      
рубля до 1 миллиона 400 тысяч рублей - установить ставку налога 15 процентов,   
то есть поднять на 2 процента всего. Четвёртая: доход от 1 миллиона 400 тысяч   
1 рубля до 1 миллиона 800 тысяч в год - установить ставку налога 18             
процентов, то есть поднять на 5 процентов, а там, где доход превышает 1,8       
миллиона рублей в год, установить ставку с налогооблагаемой базы 20             
процентов.                                                                      
                                                                                
Ну, историю, как я сказал, Анатолий Семёнович уже рассказал, я не буду на       
этом останавливаться, хочу только подчеркнуть, кого коснутся вот такие          
изменения, такая модернизация. Ответственно вам заявляю - расчёты приложены,    
можете посмотреть в материалах, которые вы получили, - что двух третей          
населения изменения эти абсолютно не коснутся. Вот на основании последних       
статистических данных заявляю вам ответственно, что у нас на данный момент      
численность работников организаций по размерам заработной платы                 
распределяется следующим образом. Имеют заработную плату до 52 тысяч в год      
14,25 процента от работающего населения или от людей, занятых в экономике;      
заработная плата в диапазоне от 52 тысяч рублей до 600 тысяч - 82,75            
процента; в диапазоне от 600 тысяч рублей до полутора миллионов рублей в год    
- 2,4 процента; в диапазоне от 1,5 миллиона до 1,8 миллиона рублей - 0,35       
процента; и в диапазоне свыше 1,8 миллиона рублей - 0,25 процента. То есть      
речь идёт о том, чтобы мы подняли максимально, скажем, на 7 процентов, от 3     
до 7 процентов, ставку налога для нашего работающего населения, составляющего   
примерно около 3 процентов от семидесяти миллионов человек.                     
                                                                                
Ну, теперь о тех мифах, о которых всё время всем твердят, в том числе и         
пугает Владимир Владимирович Путин, лидер "ЕДИНОЙ РОССИИ". Введение подобной    
прогрессивной шкалы налогообложения доходов физических лиц абсолютно не         
создаст дополнительные очереди для сдачи налоговых деклараций в налоговые       
службы, так как Налоговым кодексом Российской Федерации, как вы помните,        
представление этих деклараций возложено на налогоплательщиков-работодателей     
или на налоговых агентов в бумажном и электронном виде. Эта форма уже           
отработана.                                                                     
                                                                                
Второе. Опасения, что введение этой прогрессивной шкалы повлияет на уход в      
тень выплаты заработка в высокодоходных сферах - это финансово-банковская       
сфера, добыча и переработка нефти и газа, энергетика, торговля и так далее.     
Такие опасения, давайте согласимся, просто излишни. В настоящее время в         
налоговой системе сформированы электронные базы данных по учёту поступления     
этого налога в федеральный бюджет на всех налогоплательщиков - это первое.      
Второе, в случае уклонения работодателей-налогоплательщиков и налоговых         
агентов от уплаты налога на доходы физических лиц за своих работников к ним     
будут применяться нормы статей 198, 199 Уголовного кодекса. Вряд ли кто-то      
здесь рискнёт. Государственная регистрация налогоплательщиков производится в    
налоговых службах сегодня, как вы помните, а не в регистрационных органах       
субъектов Российской Федерации, как было ранее. И вообще-то, всё время          
заявляют об общем принципе социальной ответственности бизнеса... Поэтому        
уводить и скрывать нет никакого смысла, и выводить за пределы России            
абсолютно нет никакой необходимости, потому что во всех странах эта норма       
значительно выше 18 процентов.                                                  
                                                                                
Еще раз подчёркиваю, что цена этого законопроекта 63,5 миллиарда рублей - это   
деньги, которые пойдут в региональные бюджеты... (Микрофон отключён.)           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Николаевич. Присаживайтесь, пожалуйста.   
                                                                                
Содоклад члена Комитета по бюджету и налогам Надежды Сергеевны Максимовой.      
                                                                                
МАКСИМОВА Н. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                       
                                                                                
Уважаемая Надежда Васильевна, уважаемые коллеги! Комитетом по бюджету и         
налогам мне поручено доложить заключение по двум альтернативным                 
законопроектам, которые внесены депутатами Государственной Думы, в четвёртом    
созыве это законопроект № 164989-4, и в пятом созыве это законопроект №         
310805-5. Оба они носят одно название: "О внесении изменений в главу 23 части   
второй Налогового кодекса Российской Федерации".                                
                                                                                
Как уже было доложено, авторы законопроекта предлагают внести изменения в       
главу 23 "Налог на доходы физических лиц" в части установления прогрессивной    
шкалы ставок налога на доходы физических лиц вместо действующей сегодня         
налоговой ставки в размере 13 процентов, которая применяется к основному виду   
заработка - заработной плате. Обоснование авторами здесь представлено,          
поэтому я повторяться не буду, однако Комитет по бюджету и налогам не           
поддерживает указанные предложения по следующим основаниям.                     
                                                                                
Прогрессивная шкала налоговых ставок действовала у нас на протяжении девяти     
лет, вплоть до 2001 года, и показала себя как неэффективная, потому что, с      
одной стороны, было стремление работодателей и работников минимизировать        
реально выплачиваемые и получаемые доходы в целях снижения налоговой нагрузки   
и, с другой стороны, мешали сложности в администрировании этого налога, когда   
существовала прогрессивная шкала налогообложения. Поэтому было принято          
решение, и с 1 января 2001 года стала действовать плоская шкала                 
налогообложения доходов физических лиц, и это позволило достаточно быстро       
увеличить долю поступления в доходы консолидированного бюджета с 9,5 процента   
в 2000 году до почти 13 процентов в 2004 году. Просто, видите, постепенно шло   
наращивание. Это говорит о том, что механизмы отрабатывались достаточно         
продолжительное время.                                                          
                                                                                
Надо сказать, что стабильность поступления этого налога по плоской шкале        
подтвердил и истекший 2009 год, когда, несмотря на кризисную ситуацию,          
несмотря на сокращение рабочих мест, сокращение заработной платы (вы знаете,    
на частичную оплату труда были переведены многие работники), тем не менее по    
итогам 2009 года налог на доходы физических лиц составил практически ту же      
сумму, что и в предыдущем, докризисном 2008 году: 1 триллион 665 миллиардов     
рублей.                                                                         
                                                                                
Комитет отмечает и ряд других позиций, которые могут повлечь за собой           
отрицательные последствия введения прогрессивной шкалы налогообложения. Это,    
во-первых, существенное увеличение расходов на налоговое администрирование.     
Это увеличение налоговой нагрузки на экономически активное население, средний   
класс, и отсюда сокращение покупательной способности граждан, а страна и так    
трудно из кризиса выходит. Это увеличение количества деклараций, которые        
должны будут представлять граждане, особенно работающие по совместительству,    
и, как следствие, снижение общей инвестиционной привлекательности Российской    
Федерации. Таким образом, комитет констатирует нецелесообразность принятия      
предлагаемой шкалы налоговых ставок.                                            
                                                                                
Вместе с тем комитет считает обоснованной постановку вопроса о том, что         
необходимо более справедливо распределять бремя подоходного налогообложения.    
Однако комитет считает, что нужно действовать другим путём, - так, как сейчас   
мы работаем. В соответствии со статьёй 224 Налогового кодекса приняты           
налоговые ставки в отношении нетрудовых доходов, они составляют 35, 30 и 15     
процентов в зависимости от вида доходов. И одновременно действующая налоговая   
система как раз ориентирована на то, чтобы снижать налоговую нагрузку на        
малообеспеченные слои населения, поэтому в соответствии со статьёй 217 целый    
ряд видов доходов физических лиц - здесь около пятидесяти позиций -             
освобождаются от налогообложения, то есть налогооблагаемая база сокращается     
на эти виды доходов.                                                            
                                                                                
По законопроектам имеется также ряд юридико-технических замечаний, и с учётом   
изложенного комитет рекомендует Государственной Думе отклонить проект           
федерального закона № 310805-5 и проект федерального закона № 164989-4 с        
одинаковым наименованием "О внесении изменений в главу 23 части второй          
Налогового кодекса Российской Федерации".                                       
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Надежда Сергеевна.                               
                                                                                
Уважаемые депутаты, есть ли вопросы? Три вопроса.                               
                                                                                
Депутат Апарина Алевтина Викторовна, ваш вопрос.                                
                                                                                
АПАРИНА А. В. У меня вопрос следующий. Анатолий Семёнович, хоть мы в одном      
комитете с вами, но я отказываюсь вас понимать. Я не поняла: вы всё-таки за     
свой законопроект предлагаете голосовать или против?                            
                                                                                
Надежда Сергеевна, и к вам вопрос. Вы сказали, что действовавшая до 2001 года   
прогрессивная шкала оказалась неэффективной. Что же получается: на Западе все   
глупые - и экономисты никудышные, и финансисты никудышные? Ведь везде           
прогрессивный налог, практически везде, за исключением нашей страны. А что ж,   
там не понимают, что это неэффективная форма? И почему тогда усиленно много     
лет ваша фракция выступает за восстановление справедливости?                    
                                                                                
Я бы просила Сергея Николаевича в заключительном слове коснуться вопроса,       
эффективно или неэффективно... (Микрофон отключён.)                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алевтина Викторовна.                             
                                                                                
Включите, пожалуйста, микрофон депутату Иванову Анатолию Семёновичу.            
                                                                                
ИВАНОВ А. С. Уважаемая Алевтина Викторовна, простите за то, что пошутил (вот    
Леонтьев тоже был недоволен моей шуткой), конечно, я и все авторы будем         
голосовать за.                                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Надежда Сергеевна, пожалуйста, ваш ответ.                                       
                                                                                
МАКСИМОВА Н. С. Уважаемая Алевтина Викторовна, уважаемые коллеги! На чём        
основывается наша позиция, что неэффективно сработала прогрессивная шкала       
налогообложения. Вы помните ситуацию до кризиса 98-го года, тогда у нас         
действовала прогрессивная шкала налогообложения, от 12 до 35 процентов были     
ставки установлены. При этом 98,9 процента налогоплательщиков платили по        
ставке 12 процентов или вообще не платили, то есть минимизация доходов была     
максимальная. Вот увеличение налога на 1 процент всего, когда ввели плоскую     
шкалу налогообложения, позволило увеличить, я уже цифры вам приводила, долю     
этих поступлений в общем объёме доходов за три года практически на 3,5          
процента, что очень существенно в суммовом выражении.                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сергей Николаевич Решульский.                             
                                                                                
РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. Я просто хочу дополнить ответ Надежды Сергеевны. Я тоже        
считаю, что действовавшая тогда система была неэффективной. Но почему           
неэффективной?                                                                  
                                                                                
Во-первых, там шкала была такая, правильно сказала Надежда Сергеевна: свыше     
50 тысяч - уже 20 процентов, свыше 150 тысяч - уже 30 процентов. Это первое.    
                                                                                
Второе. Вы помните, а если не помните, скажу, что тогда регистрация             
налогоплательщиков проводилась в регистрационных органах субъектов Российской   
Федерации. Сегодня эта регистрация проводится в налоговых службах, где уже      
полностью отработана вся система учёта, начисления и взимания этих налогов.     
Ранее не было сложившейся, чёткой системы, сегодня такая система есть.          
Поэтому я, выступая, и говорил, что ныне есть варианты решения вопроса о        
мягком переходе к прогрессивной шкале налогообложения.                          
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Николаевич.                               
                                                                                
Депутат Плетнёва Тамара Васильевна, ваш вопрос.                                 
                                                                                
ПЛЕТНЁВА Т. В. Надежда Сергеевна, вы в своём докладе очень много внимания       
уделили тому, что у нас малообеспеченные слои населения имеют другие льготы и   
так далее. Мы сейчас говорим о подоходном налоге, говорим о пополнении нашего   
бюджета, поэтому, мне кажется, эти ссылки были неосновательны. Кроме того, вы   
сказали, что тогда, по той шкале, налог не платили в основном. Но вы же сами    
утверждаете, что с каждым годом у нас наводится порядок во всём. Вот ни         
одного аргумента я не сочла серьёзным в вашем протесте против принятия          
законопроекта, особенно законопроекта Сергея Николаевича, где, в общем-то,      
мягко, чётко прописывается, как можно получить доход. Мне кажется, что          
основной аргумент - просто не хочется, чтобы с тех, кто много получает,         
налогов брали больше. Может, я не права?                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Тамара Васильевна.                               
                                                                                
Пожалуйста, Надежда Сергеевна.                                                  
                                                                                
МАКСИМОВА Н. С. Я хочу сказать, что, конечно, один из аргументов - мы           
считаем, что сейчас не время менять ситуацию с взиманием налога на доходы       
физических лиц, - связан с тем, что кризис ещё продолжается, о чём сказал и     
председатель правительства в своём отчёте. Дело в том, я ещё раз повторю, что   
в кризисном году мы налог на доходы физических лиц собрали практически в        
таком же объёме, как и в докризисном, 2008 году. А этот налог, вы совершенно    
справедливо говорите, в основном формирует доходы региональных бюджетов, он     
составляет сегодня там почти 50 процентов. И сегодня вводить новый              
механизм... Вот вы себе представляете, что такое, когда меняется порядок, да?   
Это в лучшем варианте как ремонт, а в худшем - как пожар, то есть мы на         
какое-то время потеряем какую-то часть доходов обязательно, пока будем          
налаживать механизмы, вводить новые декларации, улучшать администрирование и    
так далее. Сегодня мы себе такой роскоши позволить не можем, понимаете?         
Потому что у нас сегодня доходы субъектов и муниципалитетов завязаны на 50      
процентов именно на налог на доходы. Да не получим! По этим расчётам можно      
спорить, приходите в комитет, мы вам покажем другие расчёты, потому что... Вы   
же знаете, я уже говорила, у нас есть ставки повышенные: 35 процентов мы        
берём от выигрышей, призов всевозможных и так далее, то есть в случае если      
материальная помощь какая-то оказывается сверх разумных пределов не             
малообеспеченным. У нас повышен налог, если долевое участие принимает           
нерезидент, для нерезидентов у нас идёт повышенная ставка налога - 30           
процентов. То есть, понимаете, есть ресурсы, которые в этом плане как бы        
изымают эти дополнительные доходы в бюджеты муниципалитетов и регионов.         
                                                                                
Вот вы осуждаете, говорите, что это ударит по малообеспеченным. Но разве не     
правильно, что из налогооблагаемой базы исключаются материальная помощь,        
которая семьям оказывается, детям оказывается, выплачиваемые стипендии? Разве   
это не правильно? Недавно мы с вами приняли закон об освобождении от            
налогообложения доходов сельхозпроизводителей, полученных в натуральной форме   
в качестве оплаты труда. Или вот недавно приняли закон о занятости населения:   
получил на малый бизнес - освободили, свои 13 процентов не плати. Вот о чём     
речь идёт.                                                                      
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
МАКСИМОВА Н. С. Да, вы совершенно правы, в этом отношении идёт некоторое        
снижение поступлений доходов в региональные бюджеты, но, с другой стороны,      
это поддержка населения.                                                        
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
МАКСИМОВА Н. С. Нет, а с чем вы не согласны? Не понимаю.                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Депутат Лекарева Вера Александровна, ваш вопрос.                                
                                                                                
ЛЕКАРЕВА В. А. Спасибо большое, Надежда Васильевна.                             
                                                                                
У меня вопрос к Анатолию Семёновичу Иванову.                                    
                                                                                
Уважаемый Анатолий Семёнович, может быть, я не очень хорошо разобралась в       
вашей инициативе, но мне кажется, что вы вторгаетесь как раз в финансы          
средней части населения, так называемой интеллигенции. Учитывали ли вы, когда   
при доходе в 400 тысяч рублей предлагали брать 18 процентов с суммы свыше 300   
тысяч рублей, количество иждивенцев, количество детей в семье и так далее?      
Ведь что получится? 40 процентов нашей обнищавшей интеллигенции, которая        
еле-еле сводит концы с концами... Что такое 400 тысяч рублей в год? Это всем    
всё понятно. И если там пять-шесть детей, то, мне кажется, как раз эта          
категория населения столкнётся с очень серьёзными проблемами в жизни.           
Разъясните, пожалуйста, Анатолий Семёнович.                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Надежда Сергеевна, присаживайтесь, пожалуйста.            
                                                                                
Включите, пожалуйста, микрофон депутату Иванову Анатолию Семёновичу.            
                                                                                
ИВАНОВ А. С. Уважаемая Вера Александровна, данный законопроект вносился в       
2005 году, в начале 2005 года, и в то время все эти цифры были корректны.       
Конечно, сейчас они устарели, и если будем принимать законопроект и             
дорабатывать его ко второму чтению, то нужно эти цифры менять.                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Анатолий Семёнович.                              
                                                                                
Уважаемые депутаты, есть ли желающие выступить по данному законопроекту? Два    
выступления от КПРФ...                                                          
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, поступило предложение: по одному от   
фракции. Есть возражения? Есть. Будем голосовать? Уважаемые депутаты, кто за    
данное предложение: по одному от фракции? Прошу определиться голосованием.      
                                                                                
Включите, пожалуйста, режим голосования.                                        
                                                                                
Покажите, пожалуйста, результаты.                                               
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 50 мин. 44 сек.)                 
Проголосовало за              296 чел.91,9%                                     
Проголосовало против           26 чел.8,1%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    322 чел.                                          
Не голосовало                   0 чел.0,0%                                      
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                
Кто от КПРФ? Определитесь, пожалуйста, кто: Апарина или Останина? Апарина.      
                                                                                
Включите, пожалуйста, микрофон депутату Апариной Алевтине Викторовне.           
                                                                                
АПАРИНА А. В. Спасибо. Я думаю, Нина Александровна выступала сегодня, поэтому   
она и уступила.                                                                 
                                                                                
Я хочу продолжить разговор о том, нужен ли этот законопроект, прежде всего я    
говорю о законопроекте Сергея Николаевича Решульского. Непонятно поведение      
Анатолия Семёновича Иванова: и горячо, и страшно. Ну, если вы вышли с этим      
законопроектом, вы говорите, что вы будете голосовать, а нас вы призываете      
голосовать или нет? Это первое.                                                 
                                                                                
Второе: в том, что этот налог давно нужен, нет сомнений. Надежда Сергеевна, я   
с глубоким уважением к вам отношусь, понимаю, вы вынуждены были здесь           
выступать, но ваши доводы на самом деле не просто неубедительны, они            
оскорбительны для той части наших граждан, которые имеют малый доход, для       
бедных. Почему? Как будто с барского плеча, так сказать, мы тут им помощь       
оказываем. Так это же оскорбительно - помощь, зачем помощь? Должна быть         
достойная пенсия, должна быть достойная заработная плата. Известно, что даже    
в Америке 25 процентов граждан не идут получать эти пособия, потому что это     
унизительно. Учитель сейчас вынужден чуть ли не побираться и врач, уйдя на      
пенсию, а мы говорим: зачем прогрессивный налог, когда они и так, дескать,      
много получают, имеют такую поддержку?!                                         
                                                                                
Мне думается, мы просто безнравственно ведём себя в это тяжёлое время. Вы,      
Надежда Сергеевна, здесь убеждали нас: как же так, разве можно, ведь кризис,    
как раз в это время нельзя правила игры менять и так далее. А если люди у нас   
голодают? А если люди в таком тяжёлом положении? Это как же так получается?     
Что у нас за налоговая система, если у нас в период кризиса в два раза          
увеличилось количество миллиардеров, и в это же время 30 процентов юношей не    
могут быть призваны в армию, потому что дефицит веса, потому что бедность? И    
вы говорите, что... Именно в это время в других странах принимают ряд мер,      
для того чтобы оказать помощь малообеспеченным, поддержать большую часть        
населения. А мы, депутаты Государственной Думы, систематически отвергаем        
такие предложения. Налог на роскошь - не надо! Ну ладно, налог на роскошь для   
всех не надо, давайте тогда налог установим только для тех, кто является        
миллиардерами, пусть поделятся. Прогрессивный налог - не надо, потому что,      
видите ли, неэффективен. А почему мы не коснулись здесь вопроса о том, что      
неэффективность сбора прогрессивного налога является результатом плохой         
работы государственных органов? Где же контрольные органы? Мы предлагали:       
давайте восстановим народный контроль, чтобы действительно был контроль.        
Вместо того чтобы принимать меры по улучшению контроля, собираемости налога,    
мы говорим, и Путин так говорил, что не будут, дескать, богатые платить         
налог. Я хотела бы посмотреть на членов "ЕДИНОЙ РОССИИ", тех, кто сегодня       
выступает против этого налога и аргументирует свою позицию, я хотела бы         
посмотреть на них, когда Путин вдруг внесёт предложение, скажет: смотрите, во   
всех странах мира прогрессивный налог, и нам надо его вводить, хотела бы        
посмотреть, как поведут здесь вот адвокаты-то, как экономисты себя поведут.     
Поэтому, мне кажется, не только наша обязанность, как законодателей, но и наш   
нравственный долг, как депутатов, как избранных народом, именно сейчас, в это   
сложное время принять меры по поддержке малообеспеченных, по поддержке бедных   
и, наконец, помочь руководителям, нынешнему президенту и Путину, выполнить      
свои обещания. Путин, будучи президентом, поднимал тему борьбы с бедностью. А   
как бороться с бедностью, если мы не будем совершенствовать налоговую           
систему?                                                                        
                                                                                
Я считаю, что Сергей Николаевич Решульский сегодня очень аргументированно,      
очень убедительно, доступно представил законопроект, и наша фракция призывает   
всех депутатов проголосовать за.                                                
                                                                                
Уважаемые товарищи, мы отвечаем перед избирателями и перед своей совестью.      
Этот вопрос очень актуальный - налог на роскошь, прогрессивный налог.           
Учитывая актуальность этих вопросов и заинтересованность наших избирателей, я   
предлагаю, чтобы обсуждение сегодняшнего вопроса и суть представленных          
законопроектов, суть выступлений и аргументов тех, кто против выступал, - всё   
это опубликовать в "Парламентской газете". И пусть наши избиратели знают нашу   
позицию, и посмотрим, каково будет их мнение.                                   
                                                                                
Я ещё раз призываю проголосовать за законопроект, предложенный от имени         
фракции Решульским Сергеем Николаевичем.                                        
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алевтина Викторовна.                             
                                                                                
Депутат Рохмистров Максим Станиславович, ваше выступление.                      
                                                                                
РОХМИСТРОВ М. С. Уважаемые депутаты, фракция ЛДПР концептуально поддерживает    
оба законопроекта, так как есть необходимость введения дифференцированной       
шкалы налогообложения физических лиц, наверное, это было бы правильнее.         
                                                                                
Другое дело, что мы не совсем согласны с той сеткой, которая предлагается в     
обоих законопроектах. Мы считаем, что она должна быть несколько иной. Надо      
сохранить действующую систему для большинства граждан, которые имеют            
нормальные доходы. Мы считаем, что 3-4 миллиона рублей в год - это нормальные   
доходы, которые соответствуют (ну, можно подвинуть в ту или иную сторону, это   
надо обосновывать)... Это так называемый средний класс. А для людей со          
сверхдоходами... Согласитесь, наверное, 31 миллиард годового дохода в период    
кризиса - это несколько многовато, нам так кажется почему-то, и для таких       
людей, наверное, должна быть повышенная ставка налогообложения. А вот других    
лиц, которые получают на грани прожиточного минимума, наверное, можно было бы   
и совсем освободить от налогообложения в части налога на доходы физических      
лиц, причём предел установить, может быть, хотя бы в районе 100 тысяч, 200      
тысяч рублей в год - их можно было бы освободить совсем от подоходного          
налога. Но не бывает, как говорится, универсальной таблетки от головы и от      
ноги.                                                                           
                                                                                
Конечно, вот здесь говорил представитель комитета, принятие этого               
законопроекта приведёт к сокрытию доходов - да, приведёт, и поэтому вместе с    
ним необходимо принимать тот закон, о котором я сегодня говорил,                
необходимость принятия которого давно назрела, - о контроле над расходами. И    
вот тогда, наверное, человека, который не платит подоходный налог или платит    
его с явно заниженной суммы, а покупает себе особняки, яхты и всё остальное,    
можно будет спросить: господин, а где вы деньги взяли? Вы же задекларировали    
и заплатили налоги с одной суммы, а теперь вы вдруг совершаете такую покупку,   
которая не соответствует вашим доходам. В этом случае, наверное, люди           
всё-таки будут платить налог, потому что в конце концов деньги нужны, для       
того чтобы что-то себе приобретать. И я думаю, с принятием комплекта            
необходимых законопроектов, которые очень не хотят принимать люди, как раз      
имеющие миллиардные доходы, - это именно закон о контроле над расходами...      
Может, было бы правильнее перед вступлением в силу этих двух законопроектов     
провести реальную налоговую амнистию? За чисто символические деньги - не как    
у нас она объявлялась: вы, мол, покажите, докажите, заплатите налоги и          
легализуйте свои деньги, а ввести 2-3 процента, - пожалуйста, в ограниченный    
срок легализовать все деньги. Это тоже было бы правильно, потому что дало бы    
возможность привести в нашу страну дополнительные ресурсы.                      
                                                                                
Необходимо подходить к этой проблеме комплексно. Налог на роскошь и             
прогрессивная шкала налогообложения, наверное, должны иметь место, и ссылка     
на то, что сегодня, в кризис, нельзя менять правила игры, у нас кроме улыбки    
и смеха ничего не вызывает. Совсем недавно этот же комитет говорил, что мы      
меняем правила игры по транспортному налогу, аж два раза поменяли. Люди вышли   
на улицы. А субъекты загнали в такую ситуацию, когда в связи с большим          
дефицитом бюджета они вынуждены были поднимать ставку транспортного налога.     
Поэтому сегодня, может быть, правильнее было бы решить вопрос о принятии        
законопроекта о введении дифференцированной ставки налогообложения доходов      
физических лиц, параллельно, конечно, предусмотрев возможности налоговых        
вычетов, если оплачивается обучение детей, помимо того что сегодня              
предусмотрено лечение или ещё что-то. К сожалению, обучение и лечение детей     
стоит достаточно дорого, но пока у нас к вычету это не принимается.             
                                                                                
Фракция ЛДПР поддержит настоящие законопроекты в первом чтении и призывает      
депутатов их тоже поддержать и серьёзно поработать во втором чтении, с тем      
чтобы для большинства граждан сохранить действующую ставку, а прогрессивную     
шкалу ввести именно для тех, кто имеет сверхдоходы. Мы считаем, что в кризис    
в два раза увеличивать свои капиталы, наверное, неправильно.                    
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Максим Станиславович.                            
                                                                                
"СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Пожалуйста, Гудков Геннадий Владимирович.                
                                                                                
ГУДКОВ Г. В. Уважаемая Надежда Васильевна, уважаемые коллеги! Честно говоря,    
"СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" не понимает, что вы сейчас делаете, потому что вы сами    
себя загоняете в угол, я имею в виду коллег из "ЕДИНОЙ РОССИИ". Ведь то, что    
нам придётся принимать другой закон, то, что нам придётся вводить               
прогрессивную шкалу, - это совершенно очевидно, как дважды два - четыре. Как    
вы, когда будете вносить этот закон, будете себя вести? Ведь в отличие от       
сегодняшнего дня и СМИ будут, и прочие, и мы же будем вас критиковать за то,    
что сегодня мы проваливаем эти законы, потому что отрицать необходимость        
введения прогрессивной шкалы - это всё равно что отрицать закон Ньютона, силу   
тяготения, всё, что хотите. Это объективная реальность, которая существует во   
всём мире, и спрятаться за плоскую шкалу нам никак не удастся.                  
                                                                                
Да, действительно, здесь кто-то из выступавших говорил, что плоская шкала       
сыграла свою прогрессивную роль. Безусловно, это так, она позволила вывести     
зарплаты из тени, она действительно позволила увеличить доходы в бюджет, но,    
вы знаете, всему своё время. Абсолютная монархия была хороша в XIV веке, в      
XVII веке была уже оспариваема, а к XX веку она приводила к потрясениям,        
революциям и войнам. Поэтому каждому явлению своё историческое, как             
говорится, время. Это первое. Мы обязаны перейти на прогрессивный налог, если   
вообще хотим называться цивилизованной страной. Именно поэтому я вышел сюда,    
чтобы выступить даже перед теми оставшимися энтузиастами нашего                 
парламентского дела, которые здесь вечером находятся.                           
                                                                                
Второй вопрос. У нас существуют проблемы в обществе в отношениях богатых и      
бедных - бедные плохо относятся к богатым, и не только потому, что у них        
разные доходы, а потому, что мы все платим одинаково. У нас плохое отношение    
к бизнесу. Ведь бизнес тоже заинтересован в том, чтобы платить по нормальной    
прогрессивной шкале, сбалансированной, выверенной, уточнённой. Закон КПРФ, он   
очень неплохой, кстати говоря, просчитанный. И как только бизнес будет          
платить больше, отношение к бизнесу поменяется, у нас слово "коммерсант"        
перестанет быть ругательным, и это будет как раз шаг к социальной               
стабильности. Это тоже не надо упускать, это очень важный момент.               
                                                                                
Давайте мы отработаем это ко второму чтению, давайте мы переговорим с           
бизнес-сообществом, давайте мы поспорим, выверим ставки, суммы, и тогда у нас   
будет консолидированное решение, консенсус тот самый, который мы все ищем в     
стране. И я вас уверяю, что бизнес поддержит нас, если это будут разумные,      
щадящие, дающие возможность развиваться компаниям ставки налога на доходы.      
                                                                                
Следующий момент, который также чрезвычайно важен. На сегодняшний день мы       
вроде бы проводим муниципальную реформу, и вроде бы уже есть первые             
результаты, в том числе очень печальные, потому что бюджета у муниципалитетов   
нет: у них источников доходов нет, остался ключевой доход по НДФЛ, а сегодня    
НДФЛ очень невелик. Более того, из-за финансового кризиса, экономического       
кризиса муниципальные бюджеты раздеты, разуты регионами, которым тоже не        
хватает, у них тоже дефицит бюджета. И естественно, если мы сейчас добавим      
вот этот налог муниципалитетам, то у муниципалитетов появится возможность       
противостоять вот этим бурям и натиску экономических невзгод. Это чрезвычайно   
важный момент, мэры в этом все заинтересованы, депутаты муниципальные           
заинтересованы.                                                                 
                                                                                
Кстати говоря, у нас ведь в Думе есть ещё законопроект, который                 
предусматривает возврат НДФЛ на места. Мы его вот уже четыре или, по-моему,     
пять лет не рассматриваем, а такой законопроект есть. Давайте мы и его          
примем, и тогда у нас НДФЛ будет как во всём цивилизованном мире платиться -    
по месту жительства. Сегодня это в электронном виде, нужно ввести только        
индекс, и мы с вами тогда решим вопрос бюджетной обеспеченности                 
муниципалитетов. Вот это третий вопрос, который чрезвычайно важен, почему мы    
и пытаемся сегодня как бы...                                                    
                                                                                
Уважаемые коллеги из "ЕДИНОЙ РОССИИ", вот я понял бы вашу тактику, если бы вы   
сказали, что да, идея правильная, мы обязательно её проведём, мы обязательно    
это сделаем, но так, как вы предлагаете, как предлагают коммунисты, как         
предлагает Иванов, - это плохо, это технически неверно, напутано, слишком       
много понятий и так далее, и тому подобное. Но вы же просто сейчас втупую       
сносите важнейший и абсолютно правильный закон, который, по большому счёту,     
как раз и служит тому принципу социальной справедливости, который записан в     
Конституции Российской Федерации. Вы же сами себя загоняете в угол, потому      
что мы завтра пойдём и скажем, что "ЕДИНАЯ РОССИЯ" защищает интересы богатых.   
А у нас после кризиса действительно удвоилось число миллиардеров и число их     
состояний увеличилось. Кто это сделал? Власть всегда в чьих-то интересах        
работает, на какой-то социально-общественный слой.                              
                                                                                
Вы, ещё раз повторяю, подумайте, сегодня важный момент. Если бы действительно   
мы могли с вами договориться по принципиальной идее проведения в жизнь налога   
с прогрессивной шкалой - это было бы очень важное политическое решение, и вам   
было бы с чем выходить на выборы, и мы бы вас не критиковали, и у вас была бы   
возможность всегда сказать, что действительно мы проводим и реализуем принцип   
социальной ответственности.                                                     
                                                                                
И скажу в отношении налога на роскошь. Тут просто в кулуарах я уже              
переговорил: люди многие не понимают, что мы не против роскоши, мы считаем,     
что роскошь - это очень хорошо, и чем больше людей имеют роскошь, тем лучше     
для страны, социальной стабильности, экономики и так далее, и тому подобное.    
                                                                                
Мы против того, чтобы у нас нулевые или символические ставки налога,            
специально существующие для того, чтобы обеспечить неимущие слои, поддержать    
их, помочь им, чтобы эти минимальные, нулевые или символические ставки          
платили те, кто способен платить больше. Вот, собственно говоря, против чего    
был направлен наш так называемый закон против роскоши. Там можно было           
варьировать цифры, понятия, критерии и так далее, но сама идея была             
правильная.                                                                     
                                                                                
Уважаемые коллеги, я, честно говоря, не очень понимаю, зачем мы сейчас          
политически губим абсолютно неопровержимую идею, такую же, как идеи             
справедливости, братства и так далее, и тому подобное. Мы с вами сейчас         
совершаем очень большую политическую ошибку. Ещё есть возможность остановить    
этот процесс, и мы, "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", призываем вас всё-таки поддержать    
эти законопроекты в первом чтении. А ко второму чтению мы с вами в              
согласованном варианте доработаем, проведём парламентские слушания, пригласим   
бизнес-сообщество, вынесем на обсуждение наших коллег из Общественной палаты    
и действительно всем миром, всем скопом примем нормальное, правильное и         
политически выверенное решение, к чему я вас и призываю.                        
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Геннадий Владимирович.                           
                                                                                
"ЕДИНАЯ РОССИЯ", кто-то будет выступать? Нет. Полномочный представитель         
президента? Не желает. Правительство также. Заключительное слово докладчику?    
Содокладчику? Иванову не требуется.                                             
                                                                                
Решульский Сергей Николаевич, пожалуйста, ваше заключительное слово.            
                                                                                
РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. Уважаемые коллеги, спасибо, что остались в зале, поскольку     
вопрос, я считаю, очень актуальный для нашей страны. Я ответственно вам         
заявляю, что нам осталось работать полтора года и что в эти полтора года в      
этом зале этот состав будет принимать подобный закон, который внесли сейчас     
два представителя или два депутата Государственной Думы - Иванов и              
Решульский. Концепция будет та же самая, и поясню почему. Вы знаете, что        
подушка безопасности сжимается и идёт к нулю. Знаете? Знаете прекрасно. Вы      
знаете, что формирование бюджета 2011 года идёт с большим трудом и надо         
находить где-то бюджетные источники. Вы знаете, что приближается 2012 год,      
год больших выборов, и вряд ли правительство вместе с "ЕДИНОЙ РОССИЕЙ" пойдёт   
на то, чтобы сокращать, или урезать, расходы, да это и не получится.            
                                                                                
Какие источники у нас с вами остаются? Первый источник - это масштабная         
приватизация оставшейся госсобственности, а её не так уж много. Второй          
источник - люди, занимающиеся бюджетом, прекрасно его знают - это внешние       
заимствования. Мы с вами уже обожглись на этом, до сих пор чихаем по этому      
поводу. И третий источник - это увеличение налоговой нагрузки. Так вот этот     
законопроект (и концептуально аналогичный, который предлагал мой коллега        
Иванов) как раз так и решает этот вопрос. Ещё раз напоминаю: просчитанный       
нами вносимый законопроект даёт 63,5 миллиарда рублей региональных денег. Вы,   
конечно, можете дождаться, пока проникнется пониманием этого вопроса            
председатель правительства, а я уверен, что это случится в течение этих         
полутора лет (как бы не в этом году это произошло), это будет стопроцентно.     
                                                                                
Я уверен, что присутствующие в этом зале на 99 процентов поддерживают этот      
законопроект, потому что других вариантов у России, у нашего общества, у        
нашего правительства просто нет.                                                
                                                                                
Если кто-то говорит, что у нас куда-то за границу уведут деньги, я просто вам   
напоминаю официальные данные. Берём любую страну. В Бразилии максимальная       
ставка - 27,5 процента. Кто туда повезёт? В Германии 45 процентов               
максимальная ставка. Кто туда полезет с наших 20 процентов, которые мы          
предлагаем, под 45 процентов? Япония - 50 процентов. Ну ближе кто? Как-то на    
Португалию мы, помните, равнялись, вот Геннадий Васильевич Кулик хорошо это     
помнит, так там 42 процента. Какую ещё страну взять? Франция - 40 процентов,    
Швеция - 57 процентов, Италия - 43 процента, Индия - 30 процентов, Китай - 45   
процентов. Ну кого ещё взять? Соединённые Штаты - по-моему, я уже говорил -     
35 процентов. Никто никуда не убежит.                                           
                                                                                
Теперь кого это касается, вот то, о чём сказал мой друг и коллега Рохмистров.   
Касается это 3 процентов всего работающего населения, в экономике               
работающего. 3 процентов! А сверхдоходы, которыми мы считаем доходы свыше 1     
миллиона 800 тысяч рублей, вообще имеют, ну, если всё сложить и перемножить,    
четыреста двадцать тысяч человек. Так что же у нас за власть, которая не        
может установить нормальный контроль за четырьмястами двадцатью тысячами        
бизнесменов, предпринимателей и так далее? Тем более что они и сами будут       
заинтересованы прийти вовремя, заплатить налоги и спать спокойно.               
                                                                                
Ну и в заключение, чтобы потом никто нас не обвинил в том, что мы, депутаты,    
сами уходим от такой прогрессивной системы, я вам назову цифру. Мы с вами,      
депутаты, за прошлый год получили 1 миллион 958 тысяч 595 рублей 68 копеек.     
Не верите - пойдите возьмите... Да декларацию же заполняли - возьмите и         
посмотрите. Мы с вами заплатили 254 тысячи 617 рублей налог за прошлый год.     
Так вот, мы подпадаем под самую, буду говорить так, тяжёлую в кавычках          
категорию - мы будем платить 20 процентов. Насколько изменится сумма? Мы к      
этим 254 тысячам с небольшим должны будем доплатить дополнительно ещё 45        
тысяч, то есть 3,5 тысячи в месяц. Если кто не помнит, могу напомнить, что      
наше ежемесячное довольствие составляет порядка 140 тысяч рублей. Ну и что,     
если 3,5 тысячи мы дополнительно должны будем платить, мы побежим скрывать      
свои доходы куда-то за границу, что ли?                                         
                                                                                
Тут упоминали известную сумму - 31 миллиард долларов получила супруга           
нынешнего мэра столицы. С 31 миллиарда рублей дохода она должна заплатить 4     
миллиарда налог, если 13-процентная шкала. По предлагаемой шкале она заплатит   
6 миллиардов. Ну посмотрите: 31 минус 6 - остаётся 25. По-моему, этого          
хватит, больше, чем положено.                                                   
                                                                                
Поэтому я ещё раз благодарю вас за участие, за то, что вы дождались             
голосования. Надеюсь, что поддержите хотя бы концептуально, ну а не             
поддержите, тогда работайте со своим лидером Владимиром Владимировичем          
Путиным. Я готов с ним встретиться и на цифрах, по каждой цифре - я отвечаю     
за каждую цифру - рассказать, объяснить, доказать. Если у него нет людей,       
которые обеспечат ему сбор по прогрессивной шкале налога, готов сам пойти и     
показать, как это делать. Взять несколько товарищей из любых фракций, которые   
здесь присутствуют и грамотно могут работать, и мы обеспечим этот сбор, 63,5    
миллиарда рублей добавим в региональные бюджеты.                                
                                                                                
Спасибо. Прошу поддержать. (Аплодисменты.)                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Николаевич.                               
                                                                                
Заключительное слово предоставляется Максимовой Надежде Сергеевне.              
                                                                                
Пожалуйста, включите микрофон.                                                  
                                                                                
МАКСИМОВА Н. С. Спасибо, Надежда Васильевна.                                    
                                                                                
Уважаемые коллеги, нельзя сказать, что фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" не озадачена     
проблемой введения такой прогрессивной шкалы налогообложения. Что нас сейчас    
сдерживает, мешает поддержать эту позицию, эти законопроекты? Практика          
прошлых лет, когда у нас действовала прогрессивная шкала налогообложения,       
показала, что за девять лет её работы десять раз в неё вносились изменения.     
Понимаете, в разные годы от трёх до шести диапазонов совокупного дохода эта     
шкала составляла. Представляете: девять лет - и десять раз вносились            
изменения. То есть нужно очень взвешенно ещё раз подойти к этой позиции,        
определить, с какого объёма, с какого совокупного дохода нужно взимать и по     
какой ставке.                                                                   
                                                                                
Кстати говоря, меня удивила позиция Алевтины Викторовны, которая говорила,      
что мы как бы работаем против бедных, хотя в законе уважаемого Сергея           
Николаевича, который вы поддерживаете, как раз 13 процентами облагается         
совокупный доход именно этой категории населения. Так ведь, Сергей              
Николаевич?                                                                     
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
МАКСИМОВА Н. С. Да, да. Слушали. Нет, читали.                                   
                                                                                
Следующее, что я хочу сказать. У нас с вами сейчас на рассмотрении находится    
законопроект о налоге на недвижимость, мы хотим сейчас поменять имущественные   
налоги, ориентировочно с 1 января 2012 года. Нам тоже вместе надо посмотреть,   
как будут работать имущественные налоги вместе с подоходным налогом, потому     
что, вы сами понимаете, до бесконечности налоговую нагрузку увеличивать тоже    
нельзя.                                                                         
                                                                                
И третья позиция, основная, наверное. Когда у нас представляются такие          
законопроекты, они представляются односторонне, то есть мы говорим только об    
изменении ставки налога и не говорим о том, что у нас есть и другие статьи,     
которые сформулированы именно под плоскую шкалу налогообложения, у нас с вами   
есть другие проценты, другие ставки налога других видов доходов, у нас с вами   
есть огромная статья, которая высвобождает от налогообложения, как я уже        
говорила, до пятидесяти видов доходов. Поэтому если мы говорим о том, что       
нужно вводить вот такую новую шкалу, то тогда нужно пересматривать и две        
другие статьи. Вот такой версии законопроекта у нас нет, поэтому мы готовы      
дальше работать в этом направлении, точнее, работать взвешенно по всем          
направлениям, в связке со всеми другими законопроектами.                        
                                                                                
Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ", конечно, не поддерживает в этой редакции эти           
законопроекты, но работа у нас с вами должна продолжаться в этом направлении.   
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Надежда Сергеевна.                               
                                                                                
Уважаемые депутаты, ставится на голосование в первом чтении законопроект,       
обозначенный в пункте 19.1, - проект федерального закона "О внесении            
изменений в главу 23 части второй Налогового кодекса Российской Федерации".     
Кто за данный законопроект? Прошу определиться голосованием.                    
                                                                                
Включите, пожалуйста, режим голосования. (Идёт голосование.)                    
                                                                                
Переходим к голосованию по пункту 19.2. Ставится на голосование в первом        
чтении проект федерального закона "О внесении изменений в главу 23 части        
второй Налогового кодекса Российской Федерации". Кто за данный законопроект?    
Прошу определиться голосованием.                                                
                                                                                
Включите, пожалуйста, режим голосования. (Идёт голосование.)                    
                                                                                
У нас рейтинговое голосование, поэтому покажите результаты голосования по       
пункту 19.1.                                                                    
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 19 мин. 45 сек.)                 
Проголосовало за              108 чел.24,0%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    108 чел.                                          
Не голосовало                 342 чел.76,0%                                     
                                                                                
За - сто восемь.                                                                
                                                                                
Покажите результаты голосования по пункту 19.2.                                 
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 20 мин. 21 сек.)                 
Проголосовало за              136 чел.30,2%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    136 чел.                                          
Не голосовало                 314 чел.69,8%                                     
                                                                                
За - сто тридцать шесть.                                                        
                                                                                
Законопроект, обозначенный в пункте 19.2, вновь ставится на голосование, как    
получивший наибольшее число голосов. Кто за данный законопроект? Прошу          
определиться голосованием.                                                      
                                                                                
Включите, пожалуйста, режим голосования.                                        
                                                                                
Покажите, пожалуйста, результаты.                                               
                                                                                
         РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 21 мин. 13 сек.)                       
Проголосовало за              136 чел.30,2%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    136 чел.                                          
Не голосовало                 314 чел.69,8%                                     
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принято.