Заседание № 141

20.01.2006
Вопрос:

О проекте федерального закона № 164799-4 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации" (в части усиления ответственности за преступления, совершенные на территории закрытого административно-территориального образования).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2893 по 3069 из 4605
Переходим к пункту 17 повестки дня. Проект федерального закона "О внесении      
изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации". Доклад депутата             
Государственной Думы Анатолия Александровича Козерадского.                      
                                                                                
КОЗЕРАДСКИЙ А. А., фракция "Единая Россия".                                     
                                                                                
Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Проект закона "О внесении         
изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации" направлен на повышение       
ответственности потенциальных преступников за антиобщественные действия на      
территории закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО). Как     
известно, на территории ЗАТО расположены промышленные предприятия по            
разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения,     
переработке радиоактивных материалов, военные и иные объекты, для которых       
устанавливается особый режим безопасного функционирования и охраны              
государственной тайны.                                                          
                                                                                
Также известно, что для ЗАТО установлены контролируемые и (или) запретные       
зоны по определенной границе, а также ограничения на въезд и (или) постоянное   
проживание граждан на его территории.                                           
                                                                                
Первая поправка, предлагаемая проектом, предусматривает принятие нормы об       
отнесении факта совершения ряда преступлений на территории ЗАТО к отягчающим    
обстоятельствам и позволит судам назначать более строгое наказание, чаще        
связанное с лишением свободы без условного осуждения. Такого рода               
преступления описаны в разделе IX кодекса "Преступления против общественной     
безопасности и общественного порядка" (статьи 205-274). Среди преступлений,     
описанных в этом разделе, такие, как захват заложника, организация              
незаконного вооруженного формирования или участие в нем, бандитизм,             
организация преступного сообщества, массовые беспорядки, нарушение правил       
безопасности на объектах атомной энергетики, незаконное приобретение, сбыт,     
хранение оружия, боеприпасов, незаконное изготовление оружия и так далее.       
Основанием для принятия такой нормы является возможность наступления особо      
тяжких последствий при совершении некоторых преступлений в ЗАТО.                
                                                                                
Вторая поправка направлена на усиление ответственности за совершение актов      
терроризма на территории ЗАТО, она переводит такие преступления из категории    
тяжких в категорию особо тяжких. Обоснованием необходимости принятия такой      
поправки, такого дополнения является то, что осуществление акта терроризма на   
территории закрытого административно-территориального образования создает       
опасность, причем беспрецедентную опасность массовой гибели людей,              
радиоактивного или химического заражения значительных участков территории       
России.                                                                         
                                                                                
Третья поправка предлагает считать уголовным преступлением незаконное           
пересечение контролируемой или запретной зоны закрытого                         
административно-территориального образования, совершенное группой лиц по        
предварительному сговору или организованной группой либо с применением          
насилия или с угрозой его применения. Я подчеркиваю: уголовным преступлением,   
а не административным правонарушением, которое сейчас предусматривает           
законодательство.                                                               
                                                                                
Обоснованием необходимости принятия такого дополнения в Уголовный кодекс        
является то, что незаконное пересечение контролируемой или запретной зоны       
ЗАТО, совершенное группой лиц по предварительному сговору или организованной    
группой либо с применением насилия или с угрозой его применения, конечно,       
грубо нарушает установленный в ЗАТО особый режим безопасного функционирования   
предприятий и также представляет очень серьезную опасность для общества и       
страны в целом.                                                                 
                                                                                
Уважаемые оппоненты данного законопроекта настаивают на тезисе достаточности    
устрашения потенциальных нарушителей нормами действующего законодательства,     
не принимая во внимание быстро меняющихся в настоящее время представлений о     
достаточности превентивных мер.                                                 
                                                                                
С недавних пор весь мир в прямом смысле этого слова босиком ходит в             
аэропортах. Турникеты, металлоискатели, автоматическое оружие в руках           
блюстителей порядка и охранников, камеры наружного наблюдения уже стали         
нормой нашей жизни. Мы содержим - это известно - дополнительную охрану          
практически каждого учреждения, требуем наличия "тревожных кнопок" в школах,    
детских учреждениях. Поэтому мы считаем необходимым, своевременно               
законодательно оформив, подчеркнуть особую социальную значимость превентивных   
мер, то есть мер, которые должны предотвратить угрозу возможных                 
беспрецедентных, по сути, последствий. Предупреждение совершения                
правонарушений, преступлений на территории ЗАТО, и, конечно же, в частности,    
на объектах ядерного комплекса страны, - вот это кажется нам особенно важным    
сегодня.                                                                        
                                                                                
Должен отметить (и согласиться), что проект закона имеет юридико-технические    
неточности, которые могут быть исправлены ко второму чтению. Поэтому прошу      
поддержать принятие законопроекта в первом чтении.                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Присаживайтесь, Анатолий Александрович.                   
                                                                                
Для содоклада слово предоставляется Валерию Васильевичу Гребенникову.           
                                                                                
ГРЕБЕННИКОВ В. В., фракция "Единая Россия".                                     
                                                                                
Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Я на самом деле один из           
оппонентов коллеги Козерадского, несмотря на то что поднимаемая им проблема     
действительно всех нас волнует. Эта проблема в принципе формулируется как       
"усиление криминогенной ситуации в стране", однако решение, предлагаемое в      
данном проекте, не вызывает поддержки у нас в комитете по следующим             
основаниям.                                                                     
                                                                                
Предложение включить в состав обстоятельств, отягчающих преступление,           
совершение его в закрытом административно-территориальном образовании на        
самом деле не согласуется с логикой Уголовного кодекса, поскольку в статьях     
61 и 63 соответственно сформулированы обстоятельства, смягчающие и отягчающие   
ответственность. Подчеркиваю, речь идет о смягчении и отягчении                 
ответственности. И когда коллега Козерадский говорит о том, что мы вынуждены    
содержать огромную армию охранников и проверяльщиков и применять всё более и    
более детальные процедуры, - это же не относится к ответственности, это         
превентивные меры, меры, которые направлены на то, чтобы предотвратить          
возможность совершения преступления, а проект предлагает изменение подходов к   
определению меры ответственности.                                               
                                                                                
И поскольку кодекс исходит из квалификации мер ответственности по признакам     
квалификации преступлений, квалификации личности преступника и не содержит      
такого принципа, как привязка к определенному месту или объекту, определяя      
тяжесть по иным признакам, то, на наш взгляд, было бы неверно вводить такой     
подход специально для закрытых административно-территориальных образований, и   
не потому, что это какие-то неважные, скажем, территории, а просто в силу тех   
принципов, которые уже в закон заложены. Если мы установим это сейчас для       
ЗАТО, то завтра надо будет устанавливать для чего-то еще, для каких-то,         
скажем, административных образований или объектов промышленности, социальных    
объектов, военных объектов, и это наверняка разрушит логику построения          
закона.                                                                         
                                                                                
Второе. Предлагая дополнить статью Уголовного кодекса о терроризме указанием    
об отнесении этого преступления к особо тяжким преступлениям и соответственно   
о применении предусмотренной меры ответственности, авторы не учли того, что     
этот вопрос уже в принципе в кодексе решен и согласно статье 15 это             
преступление отнесено к особо тяжким, оно таким образом и квалифицируется, и    
исходя из этого будет определяться мера ответственности.                        
                                                                                
И наконец, третье. Предлагая установить уголовную ответственность за            
нарушение режима - проникновение и нахождение в закрытом                        
административно-территориальном образовании, - автор должен был бы, конечно,    
сочетать это с той нормой, которая уже имеется в законодательстве, а именно в   
Кодексе об административных правонарушениях, об установлении административной   
ответственности за нарушение режима пребывания на территории закрытого          
административно-территориального образования. Если мы оставим                   
административную ответственность и введем еще и уголовную, мы, конечно,         
столкнем эти нормы, и наверняка это будет неправильно, потому что моментально   
создастся какая-то... ну, в общем, мешанина в правоприменительной практике. Я   
не берусь сейчас оценивать, нужно ли устанавливать уголовную ответственность,   
но, по крайней мере, по нашему мнению, нельзя вводить и то и другое             
одновременно.                                                                   
                                                                                
И есть еще ряд вопросов, которые справедливо относятся к юридико-техническим,   
в частности вопрос о порядке исчисления штрафов исходя из минимального          
размера оплаты труда, что сейчас не применяется, но это уже действительно       
вопросы второстепенные.                                                         
                                                                                
С учетом трех принципиально важных моментов, которые я осветил в своем          
выступлении, мы пришли все-таки к выводу, что законопроект следует отклонить.   
Соответствующее заключение комитета у вас имеется. Просим поддержать нашу       
позицию, хотя в целом на самом деле мы разделяем озабоченность автора           
проекта.                                                                        
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Валерий Васильевич. Пожалуйста,                  
присаживайтесь.                                                                 
                                                                                
Уважаемые коллеги, процедура первого чтения. Вопросы есть к докладчику и        
содокладчику? Нет вопросов. Есть ли желающие выступить по данному               
законопроекту? Нет. У представителя президента есть какие-то вопросы? У         
представителя правительства? Тоже нет. Заключительное слово требуется? Нет.     
Уважаемые коллеги, ставлю на голосование пункт 17 повестки дня - о проекте      
федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской         
Федерации". Комитет предлагает данный законопроект отклонить.                   
                                                                                
Включите, пожалуйста, режим голосования.                                        
                                                                                
Покажите, пожалуйста, результаты.                                               
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 57 мин. 12 сек.)                 
Проголосовало за               10 чел.2,2%                                      
Проголосовало против           21 чел.4,7%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                     31 чел.                                          
Не голосовало                 419 чел.93,1%                                     
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Отклоняется законопроект.