Заседание № 61

14.09.2022
Вопрос:

О проекте федерального закона № 164662-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и статью 3 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" (в части уточнения порядка исключения субъектов малого и среднего предпринимательства из ЕГРЮЛ).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2966 по 3127 из 4655
11-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в              
Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и              
индивидуальных предпринимателей" и статью 3 Федерального закона "Об обществах   
с ограниченной ответственностью". Докладывает официальный представитель         
Правительства Российской Федерации заместитель министра экономического          
развития Российской Федерации Татьяна Александровна Илюшникова.                 
                                                                                
ИЛЮШНИКОВА Т. А., официальный представитель Правительства Российской            
Федерации, заместитель министра экономического развития Российской Федерации.   
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! Сегодня представляется на          
рассмотрение проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный     
закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных           
предпринимателей"...". Законопроект разработан в рамках национального проекта   
по поддержке малого и среднего предпринимательства и индивидуальной             
инициативы и направлен на упрощение процедуры прекращения деятельности          
юридических лиц - субъектов МСП.                                                
                                                                                
В настоящее время прекращение деятельности юрлица по инициативе самого юрлица   
или собственника - это достаточно сложная, дорогостоящая и долгая процедура,    
которая занимает, ну, минимум шесть месяцев, максимум год. И это приводит к     
тому, что значительное количество субъектов МСП предпочитают просто принять     
решение и бросить компанию, не сдавая отчётности и не проходя установленных     
законом ликвидационных процедур. В этом случае компания может быть              
ликвидирована в административном порядке в рамках административной процедуры    
снятия с учёта и исключения из единого реестра юридических лиц. Вместе с тем    
такая процедура чревата последствиями для самих предпринимателей: помимо        
потери времени в течение трёх лет после процедуры административного снятия с    
учёта такие лица не могут быть учредителями других компаний, не могут быть      
участниками других хозяйственных обществ и компаний либо возглавлять и быть     
генеральными директорами таких лиц.                                             
                                                                                
Законопроект направлен на сокращение числа процедур, которые предприниматель    
должен осуществить, если принимает решение о ликвидации компании, и на          
сокращение временных издержек и юридических последствий, если такие             
собственники и предприниматели в дальнейшем принимают решение вновь заняться    
этим бизнесом или попробовать себя в других направлениях бизнеса. Упрощение     
процедуры предусматривает однократное обращение, как лично, так и в             
электронном виде, в налоговый орган с соответствующим заявлением. Далее по      
заявлению налоговый орган уже самостоятельно будет осуществлять процедуру       
прекращения деятельности. В отличие от года - срока текущей процедуры,          
который я назвала, - эта процедура будет длиться максимум три с половиной       
месяца. Налоговый орган самостоятельно будет смотреть данные отчётности и       
информацию, которая поступает в налоговые органы: задолженность перед           
работниками, среднюю списочную численность, есть ли незакрытые обязательства    
перед бюджетом и так далее и тому подобное - и при отсутствии таких             
стоп-факторов будет автоматически самостоятельно принимать решение о            
ликвидации компании и уведомлять собственника. Новый порядок будет доступен,    
как я уже сказала, юрлицам - субъектам МСП.                                     
                                                                                
В случае принятия закона до конца этого года предполагаемый старт процедуры -   
при необходимости доработки нормативных правовых актов и учётных систем         
Федеральной налоговой службы - возможен уже с середины следующего года.         
                                                                                
Законопроект согласован с Минфином России, Федеральной налоговой службой,       
Минюстом, Государственно-правовым управлением и ИЗиСПом.                        
                                                                                
Прошу поддержать.                                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Татьяна Александровна. Присаживайтесь.           
                                                                                
С содокладом выступает Даниил Владимирович Бессарабов.                          
                                                                                
БЕССАРАБОВ Д. В. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Прозвучал          
подробный доклад Татьяны Александровны об инициативе правительства.             
                                                                                
Заявленной целью предлагаемых проектом федерального закона изменений является   
упрощение порядка прекращения деятельности субъектов малого и среднего          
предпринимательства, исключение сведений о таких лицах из единого               
государственного реестра.                                                       
                                                                                
Важно, что проектируемая норма позволит учредителям и участникам субъектов      
малого и среднего предпринимательства самостоятельно избрать порядок            
упразднения юридического лица: либо пойти путём ликвидации, который прописан    
нормами Гражданского кодекса Российской Федерации, либо воспользоваться         
новой, проектируемой нормой и пойти путём исключения субъектов малого           
предпринимательства из единого государственного реестра - это, как было         
рассказано, более лёгкий и менее затратный и по времени, и по финансам путь     
для субъектов предпринимательства.                                              
                                                                                
Что важно, здесь такой сбалансированный подход: речь идёт не только о           
возможностях, но и о том, чтобы не были нарушены права кредиторов, других       
участников хозяйственного оборота. Этому юрлицу, учредителям необходимо         
подтвердить полное завершение расчётов с кредиторами юридического лица и        
представить документы отчётности до исключения указанного юрлица из единого     
государственного реестра. Есть ряд условий. Предполагается, что в течение       
трёх месяцев с момента опубликования решения о предстоящем исключении           
субъектов малого и среднего предпринимательства у третьих лиц есть              
возможность подать мотивированное возражение, тем самым как бы остановив        
процесс исключения юридического лица из госреестра. Ну и есть возможность       
судебного обжалования принятых актов. Вот всё это в совокупности позволяет      
нам говорить о такой правильной концепции, достаточно проработанной и готовой   
к тому, чтобы мы могли поддержать в первом чтении, а дорабатывать будем ко      
второму чтению.                                                                 
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Даниил Владимирович.                             
                                                                                
Коллеги, будут ли вопросы? Есть вопросы.                                        
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Лантратова Яна Валерьевна, пожалуйста.                                          
                                                                                
ЛАНТРАТОВА Я. В. Спасибо.                                                       
                                                                                
Уважаемая Татьяна Александровна, законопроект поддерживаю.                      
                                                                                
У меня вопрос. Законопроектом устанавливается возможность подачи возражения     
на исключение лица из ЕГРЮЛ заинтересованным лицом в течение трёх месяцев с     
момента публикации. Я пообщалась с сообществом, почитала их форумы и вижу,      
есть опасения злоупотреблений со стороны третьих лиц. Может быть, нам здесь     
необходимо установить требования к возражению, как при добровольной             
ликвидации юридического лица, где необходимо, например, наличие судебного       
дела, не вступившего в законную силу, или запрета суда, пристава на             
осуществление регистрационных действий? Это может защитить малый и средний      
бизнес от препон и злоупотреблений. Вы поддержите такую инициативу?             
                                                                                
ИЛЮШНИКОВА Т. А. Спасибо за вопрос. Просто формат доклада не предполагает       
прямо уж сильного погружения в детали, но на самом деле сама процедура во       
избежание злоупотреблений как со стороны кредиторов, так и со стороны иных      
лиц предполагает, что Федеральная налоговая служба будет проверять не только    
по своим базам в части требований к уплате налогов или незавершённых процедур   
налоговых проверок, но и, соответственно, как вы и сказали, наличие судебных    
решений и прочих ограничений, которые применяются в том числе... ну,            
рассматриваются при процедуре ликвидации. Если я правильно понимаю, вы          
говорите о злоупотреблениях иных, третьих лиц, которые могут высказать          
возражение на процедуру прекращения деятельности. Правильно я понимаю?          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, да.                                                  
                                                                                
ИЛЮШНИКОВА Т. А. Соответственно, я предлагаю... Конечно, тут со всех сторон -   
и лицо, которое добросовестно, в добровольном порядке хочет прекратить          
деятельность, тоже должно быть защищено. Мы готовы обсуждать в рамках           
поправок ко второму чтению.                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, будут ли желающие выступить? Нет.                                      
                                                                                
Законопроект ставится на голосование в первом чтении.                           
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
                    Председательствует Первый заместитель                       
                      Председателя Государственной Думы                         
                                 А. Д. Жуков                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Покажите результаты.                                      
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 35 мин. 06 сек.)                 
Проголосовало за              404 чел.89,8 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    404 чел.                                          
Не голосовало                  46 чел.10,2 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается в первом чтении.