Заседание № 109

11.09.2009
Вопрос:

О проекте федерального закона № 164661-5 "О внесении изменений в статью 19 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" (об освобождении резидентов от обязанности по репатриации валютной выручки, причитающейся за услуги перестрахования, в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами; внесён депутатами Государственной Думы Н. В. Герасимовой, В. Г. Драгановым, В. М. Зубовым, Г. В. Куликом, а также А. П. Ковалем в период исполнения им полномочий депутата Государственной Думы).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5125 по 5427 из 7129
Пункт 20, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 19          
Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле".             
Докладывает депутат Государственной Думы Валерий Михайлович Зубов.              
                                                                                
ЗУБОВ В. М., фракция "Справедливая Россия".                                     
                                                                                
Уважаемые коллеги, вашему вниманию предлагается законопроект "О внесении        
изменений в статью 19 Федерального закона "О валютном регулировании и           
валютном контроле". Законопроект направлен на развитие финансовых рынков        
России, что способствует общепринятому намерению создать в России мировой       
финансовый центр, а также на увеличение сбора налогов и улучшение общих         
условий ведения бизнеса в стране. Авторы данного законопроекта исходят из       
того, что сейчас благоприятная ситуация для захвата чужих рынков. Рейтинговые   
агентства в момент кризиса немножко оплошали, значит, самое время формировать   
рейтинговые организации в России. Страховые и перестраховочные компании, в      
том числе самая крупная американская, провалились, самое время укреплять наш    
страховой бизнес и захватывать рынки - вот основная идеологическая цель         
закона.                                                                         
                                                                                
Что предлагается по существу? По существу предлагается перестраховочные         
компании освободить от обязанности репатриации валютного дохода, получаемого    
за рубежом, в день, который указан в договоре, учитывая специфику               
перестраховочных компаний. Суть заключается в том, что в 25 процентах           
случаев, когда наши компании, а их всего двадцать пять перестраховочных, не     
так уж много, семнадцать работают с зарубежными партнёрами... вот в 25          
процентах случаев зарубежные партнёры задерживают перевод средств в Россию.     
Естественно, после этого наступают санкции, должны наступить санкции по         
отношению к нашим перестраховочным компаниям. Правда, 80 процентов этих         
задержек носят незначительный характер: от одного дня до двух недель. Если -    
в 20 процентах случаев - задержки больше, то компании пересматривают договора   
и начинают судиться либо отказываются от партнёрства.                           
                                                                                
Обращаем ваше внимание на то, что согласно статье 284 Налогового кодекса        
налог в размере 20 процентов уплачивается перестраховочной компанией по факту   
начисления премии по договору перестрахования ещё даже до получения денег на    
свои счета. Вопрос не идёт о том, что выручка не возвращается в страну,         
перестраховочная компания заинтересована в возврате её вовремя. Вопрос в том,   
что контрагент не выполняет обязательств, но вне зависимости от этого, если     
даже контрагент не выполнил обязательства, наша компания всё равно налог        
уплачивает, поэтому она кровно заинтересована в том, чтобы как можно быстрее    
получить эти деньги.                                                            
                                                                                
Напомню ещё раз, в условиях кризиса мы внесли достаточное количество            
изменений в федеральные законы, направленных на дополнительное расходование     
бюджетных средств - сотни миллиардов рублей - для создания рабочих мест. В      
данном случае предлагается решение о дополнительных доходах в бюджет и          
сохранении уже существующих рабочих мест в перспективном для России секторе     
экономики.                                                                      
                                                                                
Прошу внимательно отнестись к данному законопроекту, который, на первый         
взгляд, охватывает незначительный объём финансовых ресурсов, но который         
касается как раз тех самых инновационных, высокотехнологичных мест на           
финансовом рынке, которые сегодня нам судьба дарит для захвата.                 
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
       Председательствует заместитель Председателя Государственной Думы         
                               Н. В. Герасимова                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо большое, Валерий Михайлович, присаживайтесь,      
пожалуйста.                                                                     
                                                                                
С содокладом выступает заместитель председателя Комитета по финансовому рынку   
Лиана Витальевна Пепеляева.                                                     
                                                                                
ПЕПЕЛЯЕВА Л. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                       
                                                                                
Уважаемые коллеги, статьёй 19 Федерального закона "О валютном регулировании и   
валютном контроле" предусмотрена обязанность резидентов обеспечить              
поступление валютной выручки от нерезидентов за переданные им товары и          
оказанные услуги. Сроки исполнения данной обязанности определяются условиями    
внешнеторгового договора.                                                       
                                                                                
Что предлагает законопроект? Он предлагает для одной группы - для резидентов,   
которые оказывают услуги в области перестрахования, - отменить необходимость    
исполнения данной обязанности. Авторы законопроекта обосновывают                
необходимость внесения данных изменений спецификой деятельности                 
перестраховочных компаний.                                                      
                                                                                
Перестраховочная премия, которая в данном случае составляет валютную выручку,   
до окончательного завершения расчётов и поступления резиденту в                 
перестраховочную компанию действительно проходит несколько этапов: расчёты      
страхователя, страхового брокера, страховщика, перестраховочного брокера.       
Именно поэтому, по мнению авторов законопроекта, перестраховочные компании не   
имеют возможности влиять на сроки окончательного завершения расчётов и не       
смогут в должной степени добросовестно выполнять требования статьи 19           
Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле".             
                                                                                
Комитет Государственной Думы по финансовому рынку не поддерживает концепцию     
проекта федерального закона по следующим основаниям. Валютным                   
законодательством не установлены конкретные сроки для репатриации резидентами   
валютной выручки. Резиденты-перестраховщики могут в своих внешнеторговых        
договорах установить любые сроки для завершения расчётов. Таким образом,        
действующие нормы законодательства не препятствуют добросовестным               
резидентам-перестраховщикам организовывать свою внешнеторговую деятельность в   
соответствии со всеми требованиями валютного законодательства.                  
                                                                                
Кроме этого, необходимо отметить ещё один факт. Наличие сложной цепочки         
взаиморасчётов характерно не только для деятельности в сфере перестрахования,   
но также для многих иных видов внешнеэкономической деятельности. Проект         
федерального закона ставит перестраховщиков в исключительное положение,         
практически выводя их из-под контроля органов валютного регулирования. Такой    
избирательный подход, по мнению комитета, не представляется обоснованным.       
Поэтому Комитет Государственной Думы по финансовому рынку рекомендует           
Государственной Думе не поддерживать законопроект при его рассмотрении в        
первом чтении.                                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Лиана Витальевна.                                
                                                                                
Уважаемые депутаты, имеются ли вопросы к докладчику и содокладчику?             
                                                                                
Депутат Емельянов, пожалуйста, ваш вопрос.                                      
                                                                                
ЕМЕЛЬЯНОВ М. В. У меня к докладчикам вопрос.                                    
                                                                                
Коллеги, объясните, пожалуйста, дилетанту. Вот исходя из обсуждения             
законопроекта не совсем понятно, что всё-таки раньше происходит: сначала наша   
компания предоставляет услугу зарубежной компании и потом уже идёт расплата     
за это, страховая премия, или всё-таки наоборот? От этого зависит тогда и       
смысл закона.                                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Лиана Витальевна.                             
                                                                                
ПЕПЕЛЯЕВА Л. В. Перестраховщик в данной ситуации - это фактически страховщик    
для специализированной страховой компании. Ну если говорить уж совсем           
откровенно, то сложная цепочка расчётов, конечно, имеет место быть, но она не   
так сложна, как во многих других видах деятельности. По сути, как только        
иностранная страховая компания понимает, что ей нужно, допустим, у нашей        
российской компании перестраховать свои риски, то есть она уже предполагает     
наличие этих рисков и имеет необходимые финансовые ресурсы, она обращается к    
нашим перестраховщикам - вот такая цепочка взаимоотношений.                     
                                                                                
И ещё важно сказать, что для перестраховщиков уже предусмотрены определённые    
льготы в той же самой статье 19 Федерального закона "О валютном регулировании   
и валютном контроле". У нас там есть шесть исключений, одно из них касается     
данного вида деятельности. Но говорить о том, что вообще необходимо вывести     
из-под контроля одну конкретную небольшую группу наших страховых компаний, по   
мнению комитета, не совсем корректно.                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, вопросов больше нет.                  
                                                                                
Присаживайтесь, пожалуйста.                                                     
                                                                                
Уважаемые депутаты, есть ли желающие выступить?                                 
                                                                                
Пожалуйста, включите микрофон депутату Гартунгу.                                
                                                                                
ГАРТУНГ В. К., фракция "Справедливая Россия".                                   
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
К сожалению, вопрос моего коллеги депутата Емельянова остался без ответа. Я     
хотел бы пояснить всем депутатам, что в страховом деле, так же как и в          
перестраховочном бизнесе, сначала вы уплачиваете страховую премию и только      
потом возникает обязанность по перестрахованию, а никак не наоборот.            
                                                                                
Закон о валютном регулировании говорит о том, что если вы поставили товары      
или услуги за рубеж, то вы обязаны вернуть выручку в страну. В данной           
ситуации услуг не возникает, если не оплачена страховая премия. Что             
получается? Заключён договор перестрахования, но деньги по нему вовремя не      
поступают. Санкции, скажем так, по недействующему договору уже возникают, так   
как выручка не поступила. Перестраховщик обязан заплатить налоги, мало того,    
если просрочка составляет больше семи дней, он подпадает под санкции, а         
фактически денег он не получил.                                                 
                                                                                
Вот эту коллизию предложенный законопроект и устраняет. Он даёт возможность     
российским страховым компаниям работать на рынке перестрахования, но не         
подпадать под действие вот таких жёстких санкций, если вдруг по вине            
зарубежного партнёра договор не будет выполнен, потому что не поступит          
выручка, - вот только об этом идёт речь.                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо большое, Валерий Карлович.                        
                                                                                
Полномочный представитель президента не желает высказаться? Правительства?      
Нет. Ставится на голосование...                                                 
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Заключительное слово, пожалуйста.                         
                                                                                
Пожалуйста, Зубов Валерий Михайлович.                                           
                                                                                
ЗУБОВ В. М. Я не знаю, по Регламенту кто первым должен выступать?               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Докладчик.                                                
                                                                                
ЗУБОВ В. М. Потому что у нас Регламент часто меняется, трактовка Регламента     
очень часто меняется. Сегодня мы умудрились снять законопроект без согласия     
авторов, поэтому давайте как положено.                                          
                                                                                
Первое. Насчёт исключений. Правительство приняло, я посчитал, - у вас это       
есть в розданных документах - пятнадцать решений, избирательно снижающих        
импортные пошлины до 5 процентов, и пятнадцать решений - до 10 процентов. Вот   
вам и исключение из общих правил!                                               
                                                                                
Второе. Насчёт того, что в договоре установлены сроки. Они установлены, и,      
как правило, теми, с кем уже установлены длительные доверительные отношения,    
они всегда выполняются. Но когда наши компании набирают новых партнёров,        
расширяют рынок, они не сразу могут определить, кому можно доверять, а кому     
нет, - только в процессе работы это определяется. И я назвал цифру: в           
основном до 80 процентов всё происходит в срок. Естественно, от                 
сотрудничества с теми партнёрами, которые не будут в срок выполнять договора,   
заключённые с нашими компаниями, наши компании откажутся, но вот как            
расширять бизнес?                                                               
                                                                                
Теперь что касается того вопроса, который задали. Мне тоже показалось, что      
мой оппонент от комитета просто не может объяснить суть законопроекта. Почему   
можно сделать исключение в этом законе, подчеркнуть отличие страховой,          
перестраховочной деятельности от деятельности по производству товаров? Товар    
производится, и пока за него не заплатили из-за рубежа, наш производитель       
кредитует товаром зарубежного партнёра. В данном случае даже не имеет           
значения, на сколько дней будет задержка, но если деньги поступают сюда, то     
кредитует зарубежный партнёр страховую, перестраховочную компанию. Почему от    
этого отказываться? Не будет выполнять условия по выплате по страховому         
случаю наша компания, если деньги не поступили в соответствии с договором в     
срок либо на несколько дней задержались. Наступит страховой случай между тем    
днём, который указан в договоре, и тем днём, когда деньги поступили, и наша     
компания не будет предоставлять услугу и выплачивать. Мы абсолютно ничего не    
теряем в этой ситуации, мы только теряем возможность расширения рынка.          
                                                                                
И поэтому позвольте мне всё-таки сказать то, что надо сказать. Мы так много     
говорим о развитии финансового рынка, о создании финансового центра в России.   
Вот случай, когда можно по копейке прибавлять, - почему, когда до дела          
доходит, мы должны голосовать против? Как вы хотите создавать финансовый        
центр на одном из самых конкурентных рынков в мире, не давая преференций, не    
поддерживая, просто выталкивая наши компании, которые попадают в таких          
условиях под юрисдикцию других стран? Это же факт. Надо тогда прекратить        
разговоры о том, чтобы создать в стране финансовый центр. Надо думать о своём   
бизнесе, который единственный создаёт рабочие места и даёт налоги, которые      
потом мы можем через бюджет делить, а не заменять целенаправленную финансовую   
политику, основанную на заинтересованности поддерживать свой отечественный      
бизнес, формальными отписками, по существу, что продемонстрировал наш Комитет   
по финансовому рынку в данном случае. Предлагаю всё-таки принять этот закон.    
                                                                                
Недавно один из моих коллег заявил в средствах массовой информации, что всё у   
нас известно, что уже известно, как проголосуем, и можно не выступать, и        
можно не задавать вопросы, и вообще можно не ходить. И он спрашивает: а         
почему же вы тогда пишете законопроект, который отклоняется? Отвечаю. Четыре    
года назад вам был представлен законопроект "Об образовательных кредитах".      
Правительство сказало: не надо его принимать, мы проведём эксперимент. Не       
приняли. Эксперимент провалился. Предупреждали, почему он провалится.           
Согласились теперь, что провалился именно по тем причинам. Четыре года          
потеряли! Вот сейчас правительство приняло решение, которое фактически, по      
смыслу совпадает с решением по тому законопроекту, который мы четыре года       
назад отклонили. Мы теряем время на принятие необходимых решений, к этому       
вопросу придётся вернуться! Поэтому я предлагаю всем быть как тот мой           
коллега-депутат, который сказал: "Ну, сегодня не приняли, завтра подумают,      
послезавтра примут. Мы романтики". И я тоже романтик. Но лучше делать всё       
вовремя и упреждая.                                                             
                                                                                
Прошу проголосовать за закон.                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Валерий Михайлович.                              
                                                                                
Включите, пожалуйста, микрофон депутату Пепеляевой. Заключительное слово,       
Лиана Витальевна.                                                               
                                                                                
ПЕПЕЛЯЕВА Л. В. Уважаемые коллеги, хотела бы обратить ваше внимание на три      
обстоятельства.                                                                 
                                                                                
Первое обстоятельство. Любой, абсолютно любой внешнеэкономический договор       
несёт в себе риски расчёта не вовремя. Договор по перестрахованию не является   
исключением, где-то отношения добросовестные, где-то не очень.                  
                                                                                
Второе обстоятельство. Как я уже сказала, и это принципиально, в этом           
внешнеэкономическом договоре перестраховщик может установить абсолютно любые    
условия завершения расчёта. Предполагает он, что будут расчёты в марте, -       
пусть ставит март, посчитает необходимым май - пусть ставит май. Самое          
главное, что сроки расчётов должны быть определены и в соответствии с этими     
сроками должна быть перечислена валютная выручка в нашу страну.                 
                                                                                
Третий момент. У каждого вида отношений есть своя специфика. Например, на       
финансовом рынке тоже непростые, сложные цепочки взаимоотношений. Тем не        
менее мы не освобождаем все компании от необходимости привлечения валютной      
выручки. Мы требуем, чтобы валютная выручка поступала в страну, и мы говорим    
о том, что у нас есть специальные органы, которые контролируют её               
поступление. Никакой романтики в данном законопроекте нет, есть конкретное      
выделение определённого вида деятельности, перестраховочной деятельности,       
которую предлагается вывести полностью из-под контроля органов валютного        
регулирования. Мы считаем, что в данной ситуации такой избирательный подход     
является некорректным, поэтому мы не поддерживаем данный проект федерального    
закона.                                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Лиана Витальевна.                                
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в      
статью 19 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле".   
Кто за данный законопроект? Прошу определиться голосованием. Комитет против.    
                                                                                
Включите, пожалуйста, режим голосования.                                        
                                                                                
Покажите, пожалуйста, результаты.                                               
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 51 мин. 09 сек.)                 
Проголосовало за               38 чел.8,4%                                      
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                     38 чел.                                          
Не голосовало                 412 чел.91,6%                                     
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принято.