Заседание № 111
О проекте федерального закона № 164626-4 "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Лесной кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" и Федеральный закон "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" (в части уточнения порядка перевода земель сельскохозяйственного назначения, земель поселений, земель особо охраняемых территорий и земель лесного фонда в другие категории земель; принят в первом чтении 9 июня 2005 года с названием "О внесении изменений в Федеральный закон "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Коллеги, переходим к рассмотрению пункта 18. Проект федерального закона "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Лесной кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" и Федеральный закон "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации". Доклад председателя Комитета по аграрным вопросам Геннадия Васильевича Кулика. Пожалуйста, Геннадий Васильевич. КУЛИК Г. В., председатель Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам, фракция "Единая Россия". Спасибо, Любовь Константиновна. Уважаемые коллеги, к данному законопроекту поступило тридцать две поправки. Комитет их рассмотрел. Двадцать одну поправку мы рекомендуем к принятию, одиннадцать поправок мы предлагаем отклонить. В результате рассмотрения поправок из закона исключены все положения, связанные с регулированием особо охраняемых земель и заповедников. В связи с этим сняты и те разногласия, которые были при принятии проекта закона в первом чтении, с некоторыми комитетами. Прошу поддержать решение комитета и проголосовать за принятые поправки. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Геннадий Васильевич. Две таблицы поправок. Первая таблица состоит из двадцати одной поправки. Есть ли желание вынести на отдельное голосование? Кто за то, чтобы принять таблицу поправок, рекомендованных к принятию? Прошу проголосовать. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 08 мин. 46 сек.) Проголосовало за 292 чел.64,9% Проголосовало против 41 чел.9,1% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 333 чел. Не голосовало 117 чел.26,0% Результат: принято Принято. Есть ли вопросы по таблице поправок 2, которая состоит из одиннадцати поправок? Кто за то, чтобы принять таблицу рекомендованных к отклонению поправок? Прошу проголосовать. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 09 мин. 22 сек.) Проголосовало за 297 чел.66,0% Проголосовало против 34 чел.7,6% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 332 чел. Не голосовало 118 чел.26,2% Результат: принято Принимается. Коллеги, кто за то, чтобы принять законопроект во втором чтении? Прошу проголосовать. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 09 мин. 54 сек.) Проголосовало за 336 чел.74,7% Проголосовало против 44 чел.9,8% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 380 чел. Не голосовало 70 чел.15,6% Результат: принято Принимается. Коллеги, к этому законопроекту также имеется проект постановления о принятии его в третьем чтении. Есть ли возражения у депутатов, представителей правительства и президента? Нет. В рамках "часа голосования" прошу проголосовать за данный законопроект в третьем чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 10 мин. 33 сек.) Проголосовало за 344 чел.76,4% Проголосовало против 47 чел.10,4% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 391 чел. Не голосовало 59 чел.13,1% Результат: принято Принято.
Заседание № 104
О проекте федерального закона № 164626-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (в части уточнения порядка перевода земель сельскохозяйственного назначения, земель поселений, земель особо охраняемых территорий и земель лесного фонда в другие категории земель).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Пункт 7. Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую". Доклад председателя Комитета по аграрным вопросам Геннадия Васильевича Кулика. Пожалуйста. КУЛИК Г. В., председатель Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам, фракция "Единая Россия". Уважаемые коллеги, законопроект уточняет отдельные положения о порядке перевода земель сельскохозяйственного назначения в другие категории, прежде всего в категории, связанные с размещением на территориях сельскохозяйственных регионов, районов, областей объектов, которые инвестируются сегодня, и созданием различного рода предприятий. В связи с этим вам предлагается внести следующие поправки и следующие уточнения. Мы с вами строго ограничили перевод земель сельскохозяйственного назначения, если их кадастровая стоимость составляет средний показатель по району, в другие категории. Жизнь показала, что такое жесткое ограничение не вписывается в программу размещения промышленных, строительных и других объектов, которые должны строиться для решения определенных задач. Поэтому мы предлагаем данную норму уточнить и добавить, что на этих землях могут размещаться строительные объекты, естественно, при соблюдении требований, связанных с экологией, требований по проведению рекультивации таких земельных участков. Дальше. Предлагается уточнить следующее положение. Мы с вами запретили использование сельскохозяйственных земель для строительства так называемых линейных объектов. Это линии электропередачи, линии трансформации газа, нефти, транспортировки газа и другие линейные объекты. Закон предусматривал, что они должны двигаться по границам севооборотов. Практически это сделать невозможно, тем более что данные земли занимаются под строительство временно, только на период строительства, а после этого должны быть рекультивированы, и дальше на них сельскохозяйственным производством будут заниматься организации. В общем-то, такая практика в большинстве случаев была и в прежние, так называемые советские годы, о чем здесь говорят, и правильная практика. Поэтому мы в данном случае такое ограничение считаем сегодня возможным опустить, записав жесткое требование, что временный перевод этих земель осуществляется для строительства линейных объектов с обязательной рекультивацией земель и передачей их владельцам в пригодном виде для сельскохозяйственного использования. Хочу сказать, что эта проблема очень долго обсуждалась с Министерством транспорта. Вы в принципе одобрили программу дорожного строительства. Если мы не решим эту проблему, мы просто затормозим всю эту программу и разработку проектной документации. Естественно сегодня стоит вопрос о расширении газификации села. То же самое строительство газоотводов, газопроводов невозможно, если мы не внесем соответствующую поправку в принятый нами закон. Поэтому я считаю, что мы нашли какое-то правильное решение этого вопроса, когда решили передать эти земли во временное, еще раз повторяю, пользование строительным организациям для сооружения линейных объектов с последующей рекультивацией этих земель. Следующая, третья поправка. Суть этой поправки состоит в том, что мы нашим законом, по существу, запретили добычу общераспространенных полезных ископаемых на сельскохозяйственных землях. Мы получили сейчас очень много предложений. Уточнить эту формулировку просят нас регионы, потому что во многих случаях это добыча гравия, это добыча песка, это добыча глины, это добыча того, что идет как раз на строительство дорог, да и вообще на строительство, во многих случаях это используется в больших объемах для жилищного и другого строительства. Поэтому мы предлагаем внести уточнение, смысл которого состоит в том, что это отдается на усмотрение местных органов в тех случаях, когда нет альтернативного решения. Если есть какой-то разведанный земельный участок с запасами, где можно вести добычу, он может быть предложен взамен, вместо того чтобы лезть на сельскохозяйственные угодья, - в этом случае принимается такое решение. Если альтернативной возможности нет, то можно разрешить использовать с последующей рекультивацией - подчеркиваю, с последующей рекультивацией! - эти земельные участки для добычи общераспространенных полезных ископаемых. Нам пришлось внести поправку и в отношении земель лесного фонда, связанную примерно с такой же практикой временного перевода их в другие категории. Очень остро встал этот вопрос весной нынешнего года, и мы вынуждены были дать временное разрешение на применение ранее действовавшего порядка. Речь идет о работе старательских артелей. Это весь Север нашей страны, Дальний Восток, где идет добыча золота, причем доля золота, добываемого старательскими артелями, составляет около половины от общей добычи в стране. Оформление перевода земель из одной категории в другую, - естественно, это очень длительный и сложный процесс, поэтому раньше действовал такой порядок: им отдавали на определенный период участок, когда они заканчивали добычу, приводили его в порядок, рекультивировали. И мы этот порядок предлагаем сохранить, чтобы, с одной стороны, не сократить добычу того, что мы считаем продуктом очень важным для экономики страны, а самое главное, сохранить занятость населения. Вот, собственно, те поправки, которые связаны с некоторым уточнением порядка отвода сельскохозяйственных земель для этих целей. Хочу особо остановиться на одной поправке, которая вызывает, так будем говорить, необходимость (еще раз я скажу об этом в конце) посмотреть и уточнить всяческие формулировки. Речь идет об особо охраняемых землях. Для сидящих в зале я напомню, что это земли природоохранного назначения, земли историко-культурного значения, земли, территория которых отведена под массовые лечебно-оздоровительные и курортные мероприятия, и категория земель, связанная с обороной. Сегодня не решен вопрос в законе, который мы приняли, о строительстве линейных объектов, проходящих по территории этих земель. Речь идет о дорогах, линиях электропередачи и объектах, которые связаны с транспортировкой газа и нефти. Мы предлагаем разрешить строительство линейных объектов, естественно с соответствующей экологической экспертизой, а главное, с соответствующими требованиями к специальному обустройству этих линейных объектов, в том числе и дорог, которые будут проходить по этим территориям. Вот такие поправки мы предлагаем внести в принятый нами закон. Всё, я закончил доклад. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Геннадий Васильевич.
Кворум имеется. Можем продолжать нашу работу. Мы остановились на пункте 7 повестки дня. Геннадий Васильевич Кулик доклад сделал уже. Есть ли вопросы к докладчику? Есть. Три вопроса... Нет, больше. Включите, пожалуйста, режим записи на вопросы. Покажите, пожалуйста, список. Тамара Васильевна Плетнёва, ваш вопрос. Пожалуйста. ПЛЕТНЁВА Т. В. Спасибо. Уважаемый Геннадий Васильевич, когда вас слушаешь, думаешь, прямо сразу надо за голосовать, и всё, так вы аргументированно, так вы убедительно всё говорите. Но, к сожалению, в жизни всё с точностью до наоборот. Во-первых, Земельный кодекс ведь предусматривает теперь куплю-продажу земель. Если бы речь шла о государственных землях, о том, что надо строить дороги, надо строить газопроводы, я бы двумя руками голосовала за. Всё, что надо было, строили, теперь только бы еще и содержать в должном порядке. Сейчас ведь будут строить и в этих лесах первой категории, и везде всевозможные особняки, будут проводить туда газ и всё прочее. Вы мне скажите, пожалуйста: а как расчеты будут производиться? Предусматривает ли, вообще, закон процедуру расчетов? Ведь может проходить это и по землям личным, и по землям кооперативным, муниципальным. Как вот это будет? Эти расчеты предусмотрены по закону или нет? КУЛИК Г. В. Тамара Васильевна, сегодня ваш день, вы буквально по каждой теме очень правильные задаете вопросы. А у меня очень несчастный день... Теперь по существу. Никакого отношения предложенный вашему вниманию законопроект к лесным делам, ко всему прочему не имеет. Он имеет отношение только к одному вопросу: можно ли сельскохозяйственные угодья перевести в другую категорию, чтобы там построить тракторный завод, убойный цех, дорогу, газовую линию, линию электропередачи. Я объяснил, что в том законе, который вы не поддержали, к сожалению, а Дума поддержала, мы ужесточили требования, запретили использовать сельскохозяйственные земли для этих целей. Сейчас к нам обратились из очень многих регионов с тем, чтобы мы внимательно посмотрели, как быть в этой ситуации со строительством дорог, линий электропередачи, о чем я вам и сказал. И мы делаем некоторые послабления в наших требованиях. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) КУЛИК Г. В. То, о чем вы говорите, - минутку! - никакого отношения не имеет к тому, частная это собственность или не частная. Даже если вы имеете сельхозземлю в частной собственности, то для того, чтобы перевести ее и отдать под строительство, вы будете строго руководствоваться (дай бог, вы примете) этим законом. А дальше вы обязаны использовать эту землю для производства сельхозпродукции. Вот о чем законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Апарина Алевтина Викторовна, пожалуйста. АПАРИНА А. В. Спасибо. Геннадий Васильевич, я заранее приношу извинения, разубедите меня. Как только вы стали председателем комитета по земельным вопросам, вы стали вносить такие законопроекты, которые идут во вред крестьянам, сельскому хозяйству. Разубедите меня. Вы нас убеждали, что от Земельного кодекса все плачут от счастья на селе, такой он хороший. Сейчас уже разбазариваются эти земли, скупают их вовсе не крестьяне, крестьяне же вынуждены за бесценок их отдавать перекупщикам и так далее, и так далее. Что касается нынешнего законопроекта, то объясните мне, зачем же земли сельскохозяйственного назначения, за которые мы должны бороться, которых должно быть побольше, которые мы должны беречь?.. Для чего же осваивали целину, распахивали землю?! (Микрофон отключен.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Геннадий Васильевич. КУЛИК Г. В. Алевтина Викторовна, что касается вашего первого вопроса, я готов ответить или сейчас, или в любое удобное для вас время. Хочу только сказать, что то, что мы с вами правильно - не правильно, возражали - не возражали, но напринимали до этого... Нынешняя ситуация такая. Из собственников земли, которыми мы хотели сделать крестьян, двенадцать миллионов четыреста восемьдесят тысяч человек, смогли оформить землю в собственность меньше 1 процента, остальные земли растаскиваются, как вы правильно говорите. Если вас такая ситуация устраивает, чтобы хапуги, банки, богатые люди купили эти паи и получили землю, то меня она не устраивает. Я хочу, чтобы в конце концов стал собственником крестьянин, пытаюсь это решить. Позиции у нас разные: вас нынешняя ситуация устраивает, меня нет. Поэтому эту дискуссию давайте перенесем. Что касается вашего вопроса, то я совершенно объективно вам доложил. Почему комитет пошел на это? По следующим причинам: строятся объекты в селе - занятость будет хоть какая-то, может быть, дай бог, какого безработного из сельхозорганизации возьмут туда на работу, люди будут жить чуть богаче. А вы уж решите! Другой земли нет, есть только сельскохозяйственная земля и лес. В лесу строить невозможно. Только на этих землях. Поэтому мы, сохранив жесткие требования, чуть-чуть ослабляем планку, я назвал, по каким вопросам. Дело Думы, как она распорядится. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Тюлькин Виктор Аркадьевич, ваш вопрос. ТЮЛЬКИН В. А. Геннадий Васильевич, у нас позиции действительно разные относительно сегодняшней ситуации. Только разница в том, что вы ее создали, а мы, как могли, сопротивлялись. Наверное, плохо. Но у меня вопрос всё тот же. Если опросить весь наш народ в связи с упрощенными переводами земель из одной категории в другую, в том числе и сельхозземель, то всех волнует, конечно, перспектива появления на этих землях замка маркиза Карабаса и прочего, и прочего. Вы нас сейчас заверили в том, что вроде бы достаточно есть всяких блоков, преград и не появится на тех землях, о которых мы сейчас говорим, под благовидным сначала предлогом просто коттеджей, дачных поселков, замков и так далее, и тому подобное. Вот если можно, еще раз: какие вы видите достаточные гарантии сегодня... (Микрофон отключен.) КУЛИК Г. В. Можно один раз фракции вникнуть в этот вопрос? Что вы против, это понятно, тогда лучше не трепать нервы. Я вам ведь объясняю... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) КУЛИК Г. В. Минуточку, вы только успокойтесь, успокойтесь, пожалуйста, я вас очень прошу, госпожа Апарина. Я вам говорю о строительстве дорог, линий электропередачи, линейных объектов. Какое отношение это имеет к замкам? Я вот, с моей богатой фантазией, никак не могу понять: строят линию электропередачи - и замок. К замку строят, может быть? Мы говорим о том, что облегчаем эту ситуацию, предлагаем временно, на период строительства, эту землю передать, они должны провести это всё, провести рекультивацию и вернуть землю собственнику для дальнейшего использования в интересах сельского хозяйства. У вас есть другая схема, как тут быть? Ко второму чтению мы ее примем. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) КУЛИК Г. В. Не надо, госпожа Плетнёва... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Махмудов Махмуд... КУЛИК Г. В. Теперь второй вопрос - о промышленных предприятиях... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) КУЛИК Г. В. Точно так, мы вам говорим... (Микрофон отключен.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Геннадий Васильевич, сейчас, одну секундочку... Геннадий Васильевич, одну секунду... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Тамара Васильевна, я вас очень прошу, уважайте, пожалуйста, всех своих коллег. Тамара Васильевна, я вас очень прошу... вы задаете вопрос, умейте выслушать на него ответ. Я вас прошу. Спасибо. Пожалуйста, Махмудов Махмуд Гаджулаевич, ваш вопрос. МАХМУДОВ М. Г. Геннадий Васильевич, вы меня, пожалуйста, извините, но такое ощущение, что вы обиду имеете на нашу фракцию - каждый вопрос воспринимаете в штыки. Наверняка за землю мы не меньше болеем. Вы прекрасно понимаете, что идет резкое сокращение сельхозугодий, я уж не говорю о том, что многие земли в связи с изменением собственника не обрабатываются. Было бы понятно, если бы с трибуны отстаивал эту идею председатель комитета по промышленности и строительству, а вы, наоборот, защищали бы сельхозугодья. Вы прекрасно понимаете, что временное пользование - это прямой обман, что временное, то и постоянное, никто обратно ничего не вернет. Хотел бы узнать все-таки, есть ли у нас какая-то программа не резкого сокращения сельхозугодий, а наращивания их? В советское время лесополосы сажали, вводили новые сельхозугодья. Сейчас что, кроме сокращения... мы скоро сельхозпродукцию... (Микрофон отключен.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Геннадий Васильевич. КУЛИК Г. В. Такая программа есть. Она была предложена комитетом в прошлом году в виде комплексного законопроекта, который гарантирует селянам поддержку со стороны государства, в том числе и связанную с повышением плодородия, мелиорацией, осушением и другими мерами, которые обеспечивают лучшее использование земли. К сожалению, пока не удается до конца доработать этот законопроект с правительством. Есть поручение президента, чтобы к четвертому кварталу такой законопроект был внесен в Государственную Думу. Таким образом, такая программа есть. Есть и программа повышения плодородия, но, к сожалению, средства, которые выделяются на эту программу... в текущем году выделено на 2 миллиарда 400 миллионов меньше, чем было предусмотрено в программе. Поэтому многое зависит от нас, депутатов, многое зависит от того, сможем ли мы убедить наше правительство смотреть на аграрный комплекс не просто как на сферу приложения какого-то капитала и производства продукции, а как на сферу, где живут люди, тридцать семь миллионов человек. Поэтому в этом смысле есть... Но процессы идут негативные. Мы забросили за эти годы, не обрабатываем порядка 20 миллионов гектаров сельхозугодий. Сегодня проблема обсуждается очень небольшая, частная: не сдерживать развитие там промышленности, дорожного строительства и другого, найти какой-то выход из этой ситуации. Мы его предлагаем. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Локоть Анатолий Евгеньевич, пожалуйста, ваш вопрос. ЛОКОТЬ А. Е. Спасибо. Геннадий Васильевич, ну, во-первых, насколько я понимаю, речь в законопроекте идет не только о землях сельскохозяйственного назначения, но также о природоохранных зонах, лесных, то есть перечень гораздо шире, чем то, что вы отметили в ответе на вопрос Тамары Васильевны. А второе - вопрос конкретный: делался ли анализ, не противоречит ли в чем-либо этот проект закона российскому законодательству? Вот такой анализ делался или нет? Мне просто... (Микрофон отключен.) КУЛИК Г. В. Спасибо. Обязательно делался, и я зачитаю вам, каким образом регулируется оборот земель так называемых особо охраняемых территорий. Читаю: порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий федерального значения, порядок использования и охраны земель особо охраняемых территорий федерального значения устанавливается правительством на основании федеральных законов. Если мы примем соответствующие федеральные законы и поправки - а мы как раз рассматриваем проект федерального закона, - этот порядок будет действовать. Теперь что касается того, о чем вы задаете вопрос. Я на это специально, когда делал доклад, обратил внимание. Да, мы предлагаем в порядке исключения разрешить использовать часть этих земель для строительства линейных объектов, предлагаем с соблюдением всех норм и требований законодательства. Если этого недостаточно, мы ко второму чтению готовы вместе с вами поработать и учесть любые поправки, внести соответствующие поправки в другие законы. Скажем, мы с вами отвели землю для национального парка. Встает вопрос: там дорога должна быть или нет? Туда люди едут отдыхать, это площадь примерно 200-300 тысяч гектаров. Во всем мире так делается, там обязательно есть дороги, к которым предъявляются особые требования, например, по защите животных, то есть различные средства используются, чтобы животные переходили, переползали, если хотите, через эту дорогу и так далее. Мы требования оговариваем, мы говорим о том, что такие объекты могут там строиться после проведения соответствующих экспертиз и заключений. Вот такой подход. Я вам приведу один пример. (Я не бываю там, в этом районе, по ряду причин уже тридцать лет.) Скажем, мы строим сейчас, финансируем строительство дороги в Красную Поляну в Сочи. Значит, формально, если не будет такой поправки, надо строительство закрыть, потому что она проходит через территорию ряда заповедников и заказников. Возьмите Горно-Алтайский заповедник, там проходит известный Чуйский тракт, построенный еще в годы советской власти, который разделяет всю территорию и дает возможность людям как раз побывать в этом заповеднике. И так в любом случае. Вот такое предложение и вносится для того, чтобы мы могли в законном порядке требовать правильного проектирования, строительства и так далее. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Гришуков Владимир Витальевич, ваш вопрос, пожалуйста. ГРИШУКОВ В. В. Спасибо. Геннадий Васильевич, вот логика рассуждений и вопрос. Когда земельный кодекс принимали, уверяли нас, что сельхозугодья трогать не будем. Я помню, и вы выступали в этом же русле: раз нет - давайте принимать. Потом тронули сельхозугодья, отдали в частную собственность и сказали: мы не будем перепрофилировать, это сельхозугодья и пусть там занимаются... Сейчас говорим: давайте отступление сделаем, там надо вести строительство, поэтому давайте их переведем в другую категорию, построим и так далее. То есть постоянно мы идем на уступки. Вот до каких пор мы будем уступать тем, кто предлагает сделать и уже сделал фактически землю частной? Хотя мы, я напомню, коммунисты, всегда были последовательны и говорили, что земля должна быть общенародной собственностью, и в этом, на наш взгляд, на мой взгляд в том числе, выход из этой ситуации. Государством... (Микрофон отключен.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Геннадий Васильевич. КУЛИК Г. В. Спасибо вам за вопрос. Но я вас, коллеги, прошу меня хоть в этом-то не обвинять. Я, по-моему, внося закон о порядке перевода земель из одной категории в другую, руководствовался только тем, чтобы перестать строить на сельскохозяйственных землях вот эти коттеджи, о которых вы говорите, и на это направлен весь закон. Но я вам говорю, что в данном случае мы настолько ужесточили нормы, что затормозили нормальные инвестиционные процессы, и даже называю вам, по каким объектам, это объекты, которые нам и селу нужны. Я назвал, какие послабления делаются в этом законопроекте, чтобы мы совсем не дошли до абсурда и не прекратили совершенно развитие сельских территорий. Да и земли-то другой нет, к сожалению, сегодня, чтобы размещать и строить эти объекты. Ну а главное - село. Чтобы мы там ничего не строили - это же тоже неправильно. Поэтому я предлагаю сделать эти послабления, которые я назвал, они незначительные. Ну, например, у нас с вами было записано в законе, что, если кадастровая цена земли выше среднерайонного уровня на 30 процентов, нам ее трогать нельзя. Проанализировав всё, сейчас регионы просят: давайте сделаем 50 процентов. То есть можно будет чуть-чуть больше использовать земель, но то, что превышает 50 процентов, не трогать. Мы согласились. Дальше. Вы разместили объект, часть этого объекта находится на земле, которая имеет кадастровую цену ниже, а часть - на земле с более высокой ценой. Мы говорим: ну в исключительном случае, если нет другого решения, этот кусок земли тоже можно использовать, чтобы зону общую создать для строительства промышленного объекта. Вот поправки на что направлены. И вы меня критикуете и подозреваете в чем-то! Ради Христа!.. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Малышкин Олег Александрович, пожалуйста, вас вопрос. МАЛЫШКИН О. А. Геннадий Васильевич, вы сказали, что контролировать перевод земель будут органы местного самоуправления. Кто именно? Вы отработали эту схему, кто именно там будет контролировать? Или заместитель главы будет по сельскому хозяйству, который наверняка денежку возьмет за перевод, или же коллегиальный орган там из депутатов местного самоуправления? Кто именно? Вы это отработали или это на стадии доработки будет сделано? КУЛИК Г. В. Здесь порядок такой. Главный контролер этого - собственник, потому что тот, в чьей собственности земля находится, переводит ее в другую категорию. Он главный контролер с точки зрения соответствия требованиям этого закона, а техническое и юридическое оформление этого вопроса будет находиться в введении тех органов, на территории которых находится землевладение. Скажем, если эта территория передана в ведение муниципалитета, значит, он будет рассматривать предложение собственника земли, рассматривать обоснование, все остальные документы и принимать решение о том, как оформить этот перевод. Вот так построено всё законодательство и по лесу, и по земле, и по воде. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Геннадий Васильевич. Присаживайтесь, пожалуйста, вопросы закончены. Есть ли желающие выступить? Включите режим записи на выступления, пожалуйста. Покажите, пожалуйста, список записавшихся. Уважаемые коллеги, может быть, по одному выступлению от фракции? Не будет возражений? Нет. До пяти минут. От фракции КПРФ кто будет выступать? Локоть. Пожалуйста, Локоть Анатолий Евгеньевич. ЛОКОТЬ А. Е. Спасибо. Данный законопроект... (Микрофон отключен.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон вас испугался, Анатолий Евгеньевич. Пожалуйста. ЛОКОТЬ А. Е. Спасибо. Данный законопроект, который рассматривает сейчас Государственная Дума, предлагает разрешить перевод земель особо охраняемых территорий или земельных участков в составе таких земель в другую категорию в случае строительства дорог и других линейных объектов при отсутствии иных вариантов размещения этих объектов, о чем докладывал нам Геннадий Васильевич Кулик. То есть ситуация такая. Вчера я видел проект строительства дороги, которую Соединённые Штаты с Западом предлагают провести через всю территорию Российской Федерации по кратчайшей прямой с Запада на Восток, или с Востока на Запад. Она пройдет через все наши заповедники, через все наши поля, угодья, невзирая ни на что: закон позволит им это сделать. Когда Геннадий Васильевич сказал, что сегодняшняя ситуация тормозит развитие дорог, развитие системы газопроводов, я считаю, что он здесь не прав, или лукавит намеренно, или как-то не совсем в курсе, потому что на самом деле это вопрос денег. Да, когда дорога упирается в заповедник, в какую-то заповедную лесную зону или сельскохозяйственное угодье, надо затратить дополнительные средства, надо обойти эту территорию, а так сэкономится масса средств: проведут по прямой - и пройдут, что называется, по живому. Вы знаете, когда докладывался этот законопроект, мне вспомнилась повесть Бориса Васильева "Не стреляйте в белых лебедей". Там был главный герой... Ну, достаточно гротескно показано: главный герой копал траншею под водопровод и откопал там муравейник, уперся в муравейник и обкопал. Его за это выгнали с работы. Вот я полагаю, что, вообще говоря, представитель аграрного комитета должен выступать с позиции этого главного героя. Однако получается наоборот у нас почему-то. Я задал вопрос: нарушается ли действующее законодательство этим законопроектом? Последовал ответ: нет. Я насчитываю четыре, вообще говоря, противоречия действующему российскому законодательству. Первое: Федеральный закон "Об охране окружающей среды", статья 59, запрещает хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду и ведущую к деградации и уничтожению природных объектов, находящихся под особой охраной. Второе: Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" запрещает любую хозяйственную деятельность на территориях государственных природных заповедников и национальных парков, статьи 9 и 15. Третье: Земельный кодекс Российской Федерации, пункт 7 статьи 95, запрещает на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения строительство федеральных автомобильных дорог, трубопроводов, линий электропередачи и других коммуникаций, а также строительство и эксплуатацию промышленных, хозяйственных и жилых объектов, не связанных с функционированием особо охраняемых природных территорий. Четвертое: действующий Федеральный закон "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", статья 10, разрешает такой перевод только в случае, если их использование по целевому назначению невозможно ввиду утраты ими особого природоохранного, научного, историко-культурного, оздоровительного и иного особо ценного значения. Вот четыре позиции, по которым нарушается федеральное законодательство. Таким образом, предлагаемый законопроект противоречит действующему федеральному законодательству. Кроме того, при эксплуатации объектов, о строительстве которых идет речь, безусловно, будет наноситься ущерб этим природоохранным зонам, потому что у нас сегодня не придумано полностью, стопроцентно чистых экологически двигателей, все они выбрасывают тяжелые металлы, серу и другие сопутствующие продукты, и всё это будет наносить, безусловно, биологической среде существенный ущерб. Если хотят сказать, что это всё может быть поправлено во втором чтении, то уверяю, что это не так. Концептуально законопроект, вообще говоря, противоречит всем основам, всем нашим взглядам сегодняшним и, как я сказал, федеральному законодательству. Честно говоря, от данного законопроекта попахивает очень большими деньгами, очень большими деньгами. Это, наверное, один из тех законопроектов, который должен стать объектом анализа комиссии Гришанкова. Именно поэтому наша фракция голосовать за этот законопроект не будет. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Малышкин Олег Александрович, я так понимаю, от ЛДПР, да? Пожалуйста, время ваше уже идет. МАЛЫШКИН О. А. Уважаемые коллеги, очень нужный и правильный законопроект, но механизм реализации этого закона - вот о чем нужно говорить. Вы говорите: да, не пойдет. Но газ в деревню нужно вести или нет? Вот они углем топят, а шахты закрыли. Что нужно делать? Газ вести. Газопровод через поле идет, через поле газопровод идет. Нужно вести обязательно, ведь они уже лес этот вырубили, на дрова уже вырубили, газ нужен. Но механизм, как это делать, - контроль нужен. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) МАЛЫШКИН О. А. Вот поэтому рекультивация. Что такое рекультивация? Засыпать, засыпать яму. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Олег Александрович, пожалуйста, в микрофон говорите. МАЛЫШКИН О. А. Вот эту канаву нужно должным образом засыпать и разровнять хорошо, чтобы дальше, когда сеять будут, не мешало этому всему. Вот что нужно делать. И я не зря спросил у Геннадия Васильевича: Геннадий Васильевич, а кто ж контролировать-то будет? Или заместитель главы по селу, который денежку наверняка возьмет и расскажет, как всё это нужно делать, что альтернативы нет, или же местное самоуправление, депутаты? Вот сделайте коллегиальный орган, человек шесть, и пусть они следят за всеми этими вопросами, вот тогда будет нормально. Вот, допустим, к примеру, говорят, что нужно, необходимо, какую-то МТС даже поставят на каких-то землях. Делайте, ради Бога, но решайте вопрос с собственником. Деньги - всё должно зависеть от собственника, хозяина этой земли. Вот пусть он решает, пусть он посчитает упущенную выгоду и скажет: оплатите мне столько-то и делайте. Но пусть занимается этим местное самоуправление. Что вы сразу всё это отпихиваете: нет, не пойдет?! Вы же сами ездите, гляньте вправо, влево, и увидите, сколько земли необработанной стоит! Не обрабатывается земля, поэтому в первую очередь нужно говорить: "Стоп, почему не обрабатывается? Почему не работают? Давайте сделаем, ну чего она пропадает-то?" Давайте это делать будем. А так легче всего сказать: да не нужно... Но чтобы не было лазеек для аферистов, нужен обязательно контроль. Я вам пример приведу. Элеватор. Ведь сейчас, к примеру, на элеваторах сидят 80 процентов грамотных аферистов. Вот вы туда зернецо сдаете продовольственное... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) МАЛЫШКИН О. А. Подожди, Тамара, не шуми! Потом будешь рассказывать. Продовольственную пшеницу сдаете туда, а принимаете оттуда уже фуражную. И говорят: иди судись, если ты недоволен. И они перестают возить туда, на элеватор, крестьяне перестают возить. А потом появляются аферисты и говорят: вот элеватор купили французы. И даже флаг вывесили и по-французски говорят. А что такое это для деревни? Сразу колхозник говорит: "Ну, там, наверное, порядок". И даже, говорят, негра завезли, негр ходит туда-сюда. И снова зерно повезли, и снова их обули. Чтобы вот так не обували, нужен контроль, Геннадий Васильевич. Хороший закон, нужный, но обязателен контроль, надо посмотреть, кто будет контролировать этот перевод земель. Вот тогда будет всё нормально. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, фракция "Родина". Не будет выступать. Фракция "Единая Россия". Лунцевич будет выступать. Пожалуйста, включите Лунцевичу Валентину Васильевичу микрофон. ЛУНЦЕВИЧ В. В. Спасибо. Уважаемые коллеги, надо отвлечься от эмоций и рассматривать внесенный законопроект как продукт понимания того, что действующее законодательство действительно сегодня препятствует решению многих вопросов, которые в той или иной степени, с опозданием, может, с какими-то искривлениями всё равно находят свое решение. Я просто приведу пример. Когда речь идет о прокладке коммуникаций, дорог, линий электропередачи, строительстве новых рудников... А, скажем, сегодня даже в Мурманской области, где земля никакой ценности с точки зрения сельского хозяйства, как правило, не представляет, это длится по полтора-два года, и в конечном итоге всё равно вопрос решается. Так вот, предлагаемый законопроект упрощает эту процедуру, ставит ее под контроль и предлагает механизм решения в целях развития народно-хозяйственного комплекса. Особо охраняемые территории - да, это очень важный и тонкий инструмент, для того чтобы не навредить природе там, где ее надо сохранить. Ну, я просто приведу вам, уважаемые коллеги, примеры отношения к особо охраняемым территориям, национальным паркам. Это, скажем, Мурманская область, Карелия - и Финляндия, где развили сеть дорог, обустроили инфраструктуру и сегодня в национальных парках собственных получают большие доходы за счет развития туризма, экологического туризма. А мы сегодня не можем построить дороги, потому что согласовать прокладку автодороги через Лапландский заповедник - это очень сложная позиция, практически невозможно через правительство даже с долгими трениями решить эту проблему. Поэтому, конечно, должен присутствовать здравый смысл, как это делать, какие требования соблюдать при прокладке коммуникаций. Но это делать надо, мы не можем остановить прогресс и закрывать глаза на то, что всё равно какими-то кривыми, левыми путями эти вопросы решаются. И предлагаемый вариант как раз делает прозрачной, нормальной процедуру перевода земель, когда того требует развитие народно-хозяйственного комплекса, какие-то социальные проблемы людей. Это должно делаться, конечно, прозрачно, под общественным контролем, и там такой механизм предусматривается, в частности, в виде привлечения депутатов всех уровней при принятии решений исполнительными властями. Поэтому я прошу поддержать этот законопроект. Закон очень нужен, и его принятие позволит разрешить многие проблемы, которые сегодня приводят именно к коррупции. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли необходимость выступить полномочному представителю президента? Правительства? Есть ли необходимость в заключительном слове? Пожалуйста, включите микрофон Геннадию Васильевичу Кулику. КУЛИК Г. В. Я понимаю, что непростой закон, я просто всех депутатов приглашаю к активному сотрудничеству. Мы самым внимательным образом рассмотрим каждое предложение и замечание ко второму чтению, с тем чтобы нам выработать такой закон, который действительно и снял бы напряжение в решении этих вопросов, и в то же время не навредил бы ни делу, ни природе. Спасибо за обсуждение. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо большое. По ведению, пожалуйста, Алевтина Викторовна Апарина. АПАРИНА А. В. По ведению. Георгий Валентинович, я хочу выразить уважение к вам и к тому, как вы ведете. И хочу сказать, что правильно нам замечания делаете, надо нам делать выводы, тем, кто выступает с места. Но пожелание такое выступавшим - вот вчера об этом говорили, и еще раз: прекратите говорить "госпожа", "господин". Это вы там на своих тусовках говорите так. Мы - депутаты, коллеги. Это первое. Второе. Раз вы нам делаете замечания, Георгий Валентинович, или кто ведет заседание, вы делайте замечания и тем, кто стоит на трибуне. Когда выходит Кулик, то дрожь берет, потому что он как выйдет, так, значит, во вред селу что-нибудь сделает. И он использует трибуну не для того, чтобы аргументированно подать законопроект, а для того, чтобы показать, как он всласть этой властью пользуется, как он продает, по сути, село... И комментирует наши вопросы. Задача каждого, кто выходит на эту трибуну, - это аргументировать свой законопроект, и... (Микрофон отключен.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, все выступления прозвучали, аргументы прозвучали. Ставится на голосование: принять данный проект федерального закона в первом чтении. Комитет рекомендует его принять. Включите, пожалуйста, режим голосования. Кто без карточки или не успел проголосовать? Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 34 мин. 48 сек.) Проголосовало за 359 чел.79,8% Проголосовало против 49 чел.10,9% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 409 чел. Не голосовало 41 чел.9,1% Результат: принято Принимается в первом чтении данный законопроект.