Заседание № 171
О проекте федерального закона № 164532-8 "О внесении изменений в статьи 20 и 30-3 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" и статьи 3 и 53 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации" (в части повышения эффективности использования объектов речных портов).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Переходим к рассмотрению 6-го вопроса. О проекте федерального закона "О внесении изменений в статьи 20 и 30-3 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" и статьи 3 и 53 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации". С докладом выступит Владимир Игоревич Самокиш. Пожалуйста. САМОКИШ В. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Прежде всего, хотел от имени комитета поблагодарить всех депутатов, которые вносили поправки к этому законопроекту. Напомню, что вчера мы его приняли, и он направлен на то, чтобы стимулировать частные инвестиции в развитие портовой инфраструктуры, что, в свою очередь, создаст серьёзные условия для того, чтобы возрождать отечественный речной транспорт. Все необходимые заключения на данный законопроект получены. Просим поддержать в третьем чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, по мотивам есть желающие высказаться? Есть. Пожалуйста, включите режим записи. Покажите, пожалуйста, список. Куринный Алексей Владимирович. Пожалуйста, Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В. Уважаемые коллеги, сначала в порядке справки. Те 32 миллиарда рублей, про которые говорил Андрей Михайлович, - это средства, предусмотренные на лечение больных с наличием одновременно ВИЧ-инфекции и хронического гепатита С, таких порядка 400 тысяч у нас в стране. А больных хроническим гепатитом С у нас около 5 миллионов, по данным экспертов, и вот на них как раз, на тех, кто страдает только хроническим гепатитом С, целевой статьёй действительно денег в бюджете не предусмотрено. Ну, мне неудобно, конечно, делать замечание председателю бюджетного комитета... Андрей Михайлович, ну, если бы вы внимательно посмотрели резервы Минфина... Я сегодня с утра разобрался: статьёй 21, пункт 42, эти резервы предусмотрены. Действительно, там есть нераспределённый резерв именно на эти цели, и он действительно будет, видимо, в ближайшее время использован, после того как программа будет утверждена. Это к вопросу о том, кто врёт или кто недостоверную информацию даёт. Надо всё-таки внимательнее изучать вопросы, особенно касающиеся таких тонких моментов. Второй момент, касаемо законопроекта, который мы будем принимать. Речь идёт о приватизации, причём порой за 1 рубль, инфраструктуры наших речных портов. И фракция КПРФ весьма настороженно, если не сказать негативно, относится к подобным процессам, к тому, чтобы инфраструктура (то, где причаливают те самые речные суда, о чём мы говорили неоднократно), места, где требуется участие государства, передавалась в частные руки, причём по весьма, скажем так, приблизительной цене. За 1 рубль некоторые объекты могут уходить - понятно, что на аукционе цена, может быть, повысится. Мы будем голосовать против, потому что считаем, что транспортная инфраструктура должна быть в руках государства. Мы уже по этому поводу имели огромное количество проблем. И сейчас задним числом прокуратура, в том числе Генеральная прокуратура Российской Федерации, в рамках судебных процессов эту инфраструктуру изымает - и аэропорты, и железнодорожные вокзалы, и ещё кое-где некоторые объекты, которые сегодня стратегически государству нужны, а их отдали частнику, который то ли хочет их использовать, то ли не хочет, и непонятно, как, вообще, потом будет с ними обращаться. Мы будем голосовать против по этому вопросу. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование законопроект, третье чтение, 6-й вопрос нашей повестки. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 24 мин. 01 сек.) Проголосовало за 315 чел.70,0 % Проголосовало против 53 чел.11,8 % Воздержалось 24 чел.5,3 % Голосовало 392 чел. Не голосовало 58 чел.12,9 % Результат: принято Федеральный закон принят.
По ведению - Останина Нина Александровна. По ведению, Нина Александровна. ОСТАНИНА Н. А. По ведению. Уважаемый Иван Иванович, я прошу отметить для стенограммы: по 6-му вопросу я голосовала против. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
Заседание № 170
О проекте федерального закона № 164532-8 "О внесении изменений в статьи 20 и 30-3 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" и статьи 3 и 53 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации" (в части повышения эффективности использования объектов речных портов; принят в первом чтении с наименованием "О внесении изменений в статьи 3 и 53 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации и статью 30-3 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
13-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 20 и 30-3 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" и статьи 3 и 53 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации". Докладывает Владимир Игоревич Самокиш. САМОКИШ В. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Мы год назад приняли в первом чтении законопроект, который призван стимулировать инвестиции в развитие инфраструктуры речных портов, в том числе в модернизацию гидротехнических сооружений и так далее, им устанавливаются критерии, которые связаны с определением износа и состояния тех или иных объектов речных портов, их востребованности, а также порядок отчуждения и восстановления, вовлечения в хозяйственный оборот. К законопроекту поступило 17 поправок, из них три - к принятию, 14 - к отклонению. Отмечу, что из 14 поправок, рекомендованных к отклонению, пять поправок содержательно учтены в тексте законопроекта, который сегодня представлен. С Правительством Российской Федерации и Правовым управлением данная редакция согласована. Просим поддержать таблицы поправок и принять законопроект во втором чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Игоревич. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Таблица поправок ставится на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 04 мин. 06 сек.) Проголосовало за 308 чел.68,4 % Проголосовало против 55 чел.12,2 % Воздержалось 19 чел.4,2 % Голосовало 382 чел. Не голосовало 68 чел.15,1 % Результат: принято Принимается таблица поправок. Есть ли вопросы по таблице поправок № 2? Нет. Таблица поправок ставится на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 04 мин. 32 сек.) Проголосовало за 290 чел.64,4 % Проголосовало против 17 чел.3,8 % Воздержалось 22 чел.4,9 % Голосовало 329 чел. Не голосовало 121 чел.26,9 % Результат: принято Принимается. Законопроект ставится на голосование во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 04 мин. 56 сек.) Проголосовало за 314 чел.69,8 % Проголосовало против 55 чел.12,2 % Воздержалось 18 чел.4,0 % Голосовало 387 чел. Не голосовало 63 чел.14,0 % Результат: принято Принимается во втором чтении. Пожалуйста, Владимир Игоревич. САМОКИШ В. И. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Все экспертизы по данному законопроекту проведены. Предлагаем включить его в порядок работы на завтра, на 17-е число, на пятницу, для рассмотрения в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, нет возражений? Я думаю, мы уложимся в те два часа, в течение которых планируем завтра работать, это третье чтение. Принимается. Сегодня он не готов пока.
Заседание № 86
О проекте федерального закона № 164532-8 "О внесении изменений в статьи 3 и 53 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации и статью 30-3 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" (в части повышения эффективности использования объектов речных портов).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Пункт 36, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 3 и 53 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации и статью 30-3 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества". Доклад официального представителя правительства статс-секретаря - заместителя министра транспорта Дмитрия Станиславовича Зверева. Пожалуйста. ЗВЕРЕВ Д. С., официальный представитель Правительства Российской Федерации, статс-секретарь - заместитель министра транспорта Российской Федерации. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты! На ваше рассмотрение представляется проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 3 и 53 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации" и статью 30-3 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества". Законопроект разработан во исполнение поручения Президента Российской Федерации по итогам заседания Президиума Государственного Совета. Цель законопроекта - это создание условий для упрощённого и ускоренного вовлечения в хозяйственный оборот объектов речных портов, принадлежащих казне Российской Федерации, находящихся в неудовлетворительном состоянии и не востребованных в качестве объектов внутреннего водного транспорта. При вашей поддержке в 2012 году были внесены изменения в Кодекс внутреннего водного транспорта, которые позволили осуществлять приватизацию объектов имущества речных портов. В 2016 году была внесена поправка о возможности отчуждения из федеральной собственности объектов инфраструктуры речного порта. Тем не менее все эти процедуры были лишь первыми шагами, и до настоящего времени приватизация носит единичный характер. Основными препятствиями для принятия потенциальными инвесторами инвестиционных решений сначала о покупке, а потом и о развитии объектов речных портов являются невостребованность, неудовлетворительное состояние и зачастую завышенная стоимость. Законопроектом предлагается включить в Кодекс внутреннего водного транспорта новый механизм, позволяющий инвестору привлекать денежные средства для развития порта, при этом инвестор должен взять на себя обязательства по развитию порта в достаточно короткий период - за два года, - обеспечить выполнение поставленных задач по восстановлению порта и выйти на заданные показатели именно по грузам и пассажирам. Предлагается внести в Кодекс внутреннего водного транспорта изменения - новации, направленные на установление возможности применения сокращённой процедуры торгов для объектов речных портов, уже включённых в программу приватизации, за символическую стоимость при условии их приведения новым собственником в удовлетворительное состояние. Что взамен предлагает государство? В первую очередь это средства на содержание внутренних водных путей, то есть обеспечение судоходства. И на это в соответствии с федеральным законом о бюджете на 2022-2024 годы предусмотрено 83,3 миллиарда рублей. Это реализация государством комплекса процессных мероприятий по содержанию гидротехнических сооружений и, безусловно, развитие флота. Системные действия государства и одновременное создание инвестору условий для вложения средств в инфраструктуру речных портов позволят, с нашей точки зрения, кратно увеличить загрузку речных портов и увеличить речное судоходство. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Содоклад Сергея Юрьевича Тена. Пожалуйста. ТЕН С. Ю., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Ну, заместитель министра транспорта Российской Федерации Дмитрий Станиславович Зверев достаточно подробно рассказал о концепции данного законопроекта. Комитет по вопросам собственности, земельным и имущественным отношениям, который я представляю, в рамках работы над этим законопроектом провёл "круглый стол", посвящённый вопросам регулирования и правоприменения в сфере водного речного транспорта, мы обсудили вопросы перспективы инфраструктуры речных портов России, безусловно, все острые вопросы. Мы поддерживаем данную законодательную инициативу. Почему? Во-первых, общеизвестно, что в нашей стране на территориях, где имеются внутренние водные пути, проживает около 80 процентов населения, производится около 90 процентов валового внутреннего продукта. Внутренние водные пути особенно важны для регионов Севера, Сибири и Дальнего Востока. При этом общеизвестно, что на долю внутреннего водного транспорта приходится примерно от 1 до 2 процентов общего объёма перевозок грузов по стране. Конечно, этого недостаточно. Ну, могу сказать, что в 1985 году в Советском Союзе этот показатель составлял около 9 процентов. Очевидно, что сегодня система организации работы речных портов нуждается в развитии. На внутренних водных путях страны расположены сотни судоходных гидротехнических сооружений. Также на реках России функционирует около 130 портов. Безусловно, эти порты имеют соответствующие подъездные пути, оснащённые береговыми и плавучими кранами. Поэтому мы поддерживаем данную инициативу правительства - государству необходимо оптимизировать затраты на изношенное, морально и физически устаревшее оборудование, а также обеспечить восстановление объектов, которые могут и должны функционировать на благо российской экономики. По мнению комитета, ко второму чтению необходимо уточнить ряд моментов, в частности процедуру реализации объектов речных портов, обеспечение их целевого использования инвесторами и исполнение обязательств по приведению объектов в надлежащее состояние. Также необходимо детализировать процедуры оценки объектов инфраструктуры в неудовлетворительном состоянии, порядка восстановления данного имущества, сохранения этих обязательств в случае перехода права собственности на него третьим лицам. По мнению комитета, перечисленные замечания не носят концептуального характера и могут быть учтены в ходе доработки законопроекта во втором чтении. Мы готовы с правительством, с Минтрансом эту работу продолжать. В завершение я хочу сказать, что инициатива поддерживается регионами России, комитет получил положительные отзывы из 51 органа исполнительной власти и из 22 органов законодательной власти - поддержка регионов есть. Комитет просит поддержать данный законопроект. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы? Да. Включите режим записи. Покажите список. Мархаев Вячеслав Михайлович, пожалуйста. МАРХАЕВ В. М. Спасибо. Уважаемый Дмитрий Станиславович, не кажется ли вам, что предлагаемая схема приватизации объектов речных портов является продолжением коррупционных схем по отчуждению государственного имущества в пользу заинтересованных сторон? ЗВЕРЕВ Д. С. Вячеслав Михайлович, спасибо за вопрос. Это инвестиционный механизм, направленный как раз не только на недопущение, но и на превенцию различного рода коррупционных проявлений. Инвестору даётся два года для того, чтобы инвестировать в порт, восстановить его или объект инфраструктуры порта и достичь тех показателей по грузо- и пассажирообороту, которые перед ним ставятся, - это, наоборот, стимулирует честный бизнес к развитию речных портов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Осадчий Николай Иванович. ОСАДЧИЙ Н. И., фракция КПРФ. Вопрос представителю правительства. Уважаемый Дмитрий Станиславович, во-первых, скажите, как много подобных объектов осталось ещё не приватизированными, каков, так сказать, объём? И во-вторых, предположим, приватизация осуществлена в отношении объекта, находящегося в неудовлетворительном состоянии, но в течение двух лет (такой срок предполагает законопроект) никаких работ по приведению объекта в надлежащее состояние не прошло - что дальше в этом случае, есть ли какие-то меры ответственности, каков механизм дальнейших действий, кто решения будет принимать? ЗВЕРЕВ Д. С. Спасибо за вопросы. Ну, сначала цифры по количеству объектов. В настоящее время функционирует 127 речных портов. Больше половины, 60 процентов из них, - это имущество государственной казны. Портовых гидротехнических сооружений свыше 700, из них опять же большая часть находится в казне Российской Федерации. Могу привести пример: грузовых причалов 521 единица, из них в государственной собственности до настоящего времени находится 289, 256 - в собственности Российской Федерации, в казне. Вот такой объём на сегодня есть, то есть более чем две трети объектов требует вовлечения в хозяйственный оборот. И я уже сказал, что государство предлагает инвестору: мы будем вкладывать средства в развитие и содержание внутренних водных путей, вкладывая в терминал, вкладывая в причал, мы субсидируем развитие флота и обеспечиваем таким образом вместе развитие внутренних водных путей. Если за два года инвестор не вложил денежные средства, то надзирающий за процедурой Росморречфлот (Федеральное агентство морского и речного транспорта) возвращает объект в казну Российской Федерации. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нилов Олег Анатольевич. НИЛОВ О. А. Дмитрий Станиславович, скажите, пожалуйста, как в обязательствах инвестора после реконструкции предполагается регулировать стоимость услуг, тарифы, особенно в тех портах, где другой возможности транспортной доставки грузов, а иногда и пассажиров просто нет, там, где большую часть времени есть единственная дорога - по реке и только один причал? Вот практически монопольная история - каким образом, что называется, обуздать желание собственника раскрутить здесь цены и тарифы? ЗВЕРЕВ Д. С. Олег Анатольевич, спасибо, вопрос абсолютно справедливый. Действительно, государство должно быть уверено не только в том, что объект инфраструктуры заработает, что водный путь будет иметь соответствующую загрузку и грузы будут перемещаться между хозяйствующими субъектами. За тарифами - их можно разделить по категориям, на регулируемые и нерегулируемые, - в первую очередь надзирает Федеральная антимонопольная служба, это её профессиональная компетенция. А регулируемые обязательные портовые сборы устанавливаются государством. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сипягин Владимир Владимирович. СИПЯГИН В. В. Уважаемый Дмитрий Станиславович, в данном проекте закона определены критерии неудовлетворительного состояния, но, соответственно, надо будет оценивать, это стоит денег. Кто и за чей счёт? Вот это первый вопрос. И второй вопрос. В течение двух лет собственник объекта должен привести его в удовлетворительное состояние, а критерии удовлетворительного состояния - это всё-таки источник повышенной коррупции, потому что критерии могут быть разные. Опять же: кто и за чей счёт? ЗВЕРЕВ Д. С. Владимир Владимирович, спасибо за вопросы. Всё-таки давайте сначала определимся с критериями, с тем, кто их определяет. Мы договорились с комитетом... Комитету огромное спасибо за те мероприятия, которые уже состоялись на его площадке при подготовке к первому слушанию. Согласитесь, не всегда проводится "круглый стол", не всегда проводятся консультации с широким представительством бизнеса. Кроме того, мы получили ответы из 51 органа исполнительной власти субъектов Российской Федерации и из 22 органов законодательной власти - это широкое представление ещё и позиций субъектов Российской Федерации. Ко второму чтению мы будем дорабатывать не только отдельные дефиниции законопроекта, мы договорились отработать и критерии, которые будут погружены в подзаконный акт Правительства Российской Федерации. Порядок признания состояния удовлетворительным, как предполагается, будет утверждать Министерство транспорта Российской Федерации. Что касается термина "удовлетворительно", это технический термин, касающийся возможности эксплуатации и её допустимости с точки зрения безопасности. Эти критерии уже есть, они утверждены. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Шеремет Михаил Сергеевич. ШЕРЕМЕТ М. С. Спасибо, Александр Дмитриевич. Вопрос докладчику. Уважаемый Дмитрий Станиславович, скажите, пожалуйста, как сегодня обстоят дела на практике? Ведь с 2013 года, после упрощения процедуры приватизации, всё же были единичные случаи приватизации, как вы и сказали. Новые собственники портов привели их в нормативное, рабочее состояние за прошедшие десять лет или нет? И вообще использовали их по целевому назначению? ЗВЕРЕВ Д. С. Михаил Сергеевич, спасибо за вопрос. В 2012 году процедура была не упрощена, а в принципе запущена, появилась возможность как таковая. К сожалению, данные случаи являются единичными, потому что остаточная стоимость объектов, даже если они не эксплуатируются, даже если они не используются и находятся в неудовлетворительном состоянии, рассчитывается оценщиком, как правило, исходя из затратной стоимости, именно так производят оценку, а не доходным методом. Таким образом, на сегодняшний день эти случаи единичны, и именно поэтому Минтранс России, Правительство Российской Федерации разработали данный новый механизм, который, между прочим, с точки зрения получения обязательств инвестора успешно зарекомендовал себя по морским портам. При инвестициях, вы знаете, когда вкладываются денежные средства со стороны Российской Федерации, например, в инфраструктуру гидротехнических сооружений, мы требуем от инвестора декларацию, это его обязательства, и, самое главное, обеспечения исполнения этих обязательств. Здесь та же самая ситуация. (Выкрики из зала.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Не надо кричать. Надо на кнопочку нажать, и тогда можно будет сказать. Гартунг Валерий Карлович. ГАРТУНГ В. К. Ну, на самом деле вот то, что депутаты кричат... Они справедливо кричат, потому что задают вопрос, а ответа не слышат. Поэтому я повторю вопрос депутата Нилова: в случае, когда тариф регулируемый, всё понятно, а когда он нерегулируемый? И вообще, какой будет тариф на этих объектах - регулируемый, нерегулируемый? Это первый вопрос. Второе: что мешает государству сейчас адекватно оценивать стоимость этих объектов, которые в неудовлетворительном состоянии находятся? Неужели механизмы, которые сегодня заложены и используются при оценке, не позволяют их так оценить? И третье: есть ли мнение комитета по транспорту? Ну это уже представителю профильного комитета вопрос. ЗВЕРЕВ Д. С. Валерий Карлович, спасибо за вопросы. Всё-таки скажу о механизмах оценки: они таковы, более того, инвестор должен изыскать средства на приобретение данного объекта и дальше уже его развивать. Практика применения новации 2012 года показала, что таких инициатив, ну, нет, они носят единичный характер. Возможно, это связано с тем, что отсутствовала комплексная программа, поэтому сейчас государство подходит комплексно к решению вопроса: с одной стороны, вкладываются в развитие судоходства, в производство судов внутреннего водного транспорта, с другой стороны, привлекается инвестор для развития портов и гидротехнических сооружений. По тарифам. Ещё раз скажу, что тарифы в принципе делятся на две категории (и они так делятся в любом речном порту): первая - обязательные, это портовые сборы, которые устанавливает государство; вторая - это нерегулируемый тариф, касающийся портовых работ, приёмки, он контролируется Федеральной антимонопольной службой. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Выборный Анатолий Борисович. ВЫБОРНЫЙ А. Б. Уважаемый Дмитрий Станиславович, по поводу оценки объектов вы ответили так, как ответили. У меня вопрос, касающийся условий обременения. Согласно законопроекту объекты речного порта также могут быть приватизированы путём продажи на аукционе при условии их обременения. В связи с этим всё-таки уточните, пожалуйста, как вы видите осуществление контроля за условиями обременения, а главное - оценку деятельности на этот счёт в целом, чтобы исключить какие-либо злоупотребления как с одной стороны, так и с другой. ЗВЕРЕВ Д. С. При проведении аукциона и при рассмотрении той или иной аукционной заявки со стороны потенциального инвестора оцениваются чёткие критерии, а именно: первое - объём инвестиций в инфраструктуру порта, второе - объём достижения тех или иных поставленных задач. Для пассажирского порта это пассажиропоток и количество судозаходов, а для грузовых портов - это объём обрабатываемых, хранящихся грузов и количество судозаходов. Предполагается, что при подписании инвестиционного договора все эти показатели будут включены. За этим будет надзирать Федеральное агентство морского и речного транспорта, которое в настоящее время ведёт реестр портов и уже в любом случае осуществляет контроль за данными инфраструктурными объектами. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, будут ли желающие выступить по данному вопросу? Да. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Гартунг Валерий Карлович, пожалуйста. От фракции - поставьте время. ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Я сразу хочу сказать: хотелось бы всё-таки, чтобы, может, в заключительном слове представитель комитета сказал, почему у нас нет позиции комитета по транспорту. Вообще-то, речь идёт о приватизации объектов транспортной инфраструктуры, а комитет по транспорту не высказал своё мнение - это странно. Может быть, Минтранс про это тоже скажет? Это первое. Второе. У нас во фракции были серьёзные обсуждения этого законопроекта, мнения разошлись, но в итоге мы решили поддержать авансом - подчёркиваю: авансом - этот законопроект в первом чтении, и вот почему. Безусловно, нужно вовлекать в деловой оборот объекты транспортной инфраструктуры, которые сегодня не задействованы. Во многих частях нашей необъятной Родины водные пути вообще являются, может быть, единственными путями, доступными для граждан, альтернатива - только воздушный транспорт, а он, как нам известно, не везде возможен, не везде есть доступ к нему, поэтому, конечно, нужно эту инфраструктуру развивать. Это с одной стороны. С другой стороны, у нас вопрос: неужели вы думаете, что если у государства нет возможности развивать эту инфраструктуру, то частный бизнес решит эту задачу? Неужели вы в это верите?! Мне с трудом верится, поэтому у нас здесь есть вопросы. Нам говорят, что государство не может это сделать, много лет в государственной собственности это находится, всё разрушилось, деградировала инфраструктура, ничего не действует, и вот сейчас мы пригласим частные компании, которые нам её восстановят. Не восстановят, не восстановят! Если инфраструктура не используется, значит, её использование экономически неэффективно либо государство забило на это вообще, честно скажем. Здесь дорога, скажем так, с двусторонним движением. Ну, нам представитель правительства сегодня сказал - мы вас услышали, - что у нас есть комплексная программа, что строим суда, вкладываем деньги в развитие судоходства, в гидротехнические сооружения, при этом ещё подключаем частный капитал. Ну, ваши слова да богу в уши, хотелось бы, конечно, в это верить. Ещё раз хочу сказать, что мы в первом чтении готовы это поддержать, но у нас большие сомнения, что принятие этого закона как-то изменит ситуацию с нашими внутренними водными путями. Если государство не изменит своего отношения, не будет выделять деньги, не начнёт регулировать потом, когда это заработает... Скажем так, альтернативный транспортный маршрут появится, он будет полностью в частных руках, и вот частник начнёт там, как говорится, рубить капусту, а за всё это будет платить опять потребитель. Так что здесь у нас вопросы остались, но, ещё раз говорю, лучше... Ну, раз уж вы по-другому не умеете и говорите, мол, давайте вот с условием принятия этого закона мы дальше двинемся, начнём вовлекать в деловой оборот деградировавшие речные порты и гидротехнические сооружения, хорошо, мы в первом чтении вас поддерживаем. Хотелось бы ко второму чтению позицию комитета по транспорту иметь обязательно, они должны подтвердить, что действительно, скажем так, ваши благие намерения не в ад ведут, а в другую сторону. Ну вот, наверное, пожалуй, всё для первого чтения, во втором чтении будем определяться. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Мархаев Вячеслав Михайлович, пожалуйста. МАРХАЕВ В. М. Уважаемые коллеги, сперва признаётся, что объекты речного порта в неудовлетворительном состоянии или не востребованы, после этого принимается ожидаемое решение об их приватизации за бесценок, это мы уже проходили при переделе государственной собственности. В силу наличия по таким объектам обременяющих обязательств по сохранению их назначения, как правило, после приватизации и проведения рекультивации такие речные порты, признанные ранее невостребованными, чудесным образом становятся снова востребованными и готовыми для дальнейшей эксплуатации. Это случаи либо неэффективного управления со стороны региональных начальников, либо сговора и мошеннических действий с целью отчуждения государственного имущества. Считаю, что если порт уже признан невостребованным, то нужно его закрыть, зачистить инфраструктуру в рамках программы рекультивации и более никогда не поднимать вопрос о востребованности в силу принятия государственного решения об обратном. Если же мы говорим о неудовлетворительном состоянии объектов речного порта, но при этом о востребованности для транспортной инфраструктуры региона, то это совсем другая перспектива развития и другие условия привлечения инвесторов. В данном законопроекте не стоит ставить в один смысловой ряд слова "неудовлетворительные", "невостребованные". Такими законопроектами мы только способствуем продолжению расхищения государственной собственности. Данный законопроект требует серьёзного, кардинального изменения, доработки. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Шеремет Михаил Сергеевич. ШЕРЕМЕТ М. С. На мой взгляд, докладчик - представитель Минтранса абсолютно не подготовился. Придя на наше заседание, он не отвечает и постоянно уходит от задаваемых вопросов, прямых вопросов депутатов. Так я и не получил ответа на свой вопрос, проведён ли анализ уже существующей практики приватизации портов и её эффективности. Ведь если мы не будем проводить работу над ошибками, мы будем и дальше наступать на те же грабли. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Самокиш Владимир Игоревич, пожалуйста. САМОКИШ В. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Очень рад, что настолько подробное обсуждение состоялось. Я тоже поддерживаю, кстати, предложение Валерия Карловича по поводу того, что ко второму чтению нужно обязательно получить позицию и профильного комитета, по транспорту. Что касается иных высказываний, нужно понимать, ещё раз, что мы сейчас работаем с концепцией законопроекта, который, по сути дела, разделил объекты речного порта на те, которые находятся в используемом состоянии и в неиспользуемом, в удовлетворительном состоянии или нет, востребованы и не востребованы. И здесь очень важно, что правительство предлагает простой и достаточно прозрачный для инвестора механизм. Хочешь использовать, нужен этот объект - пожалуйста, используй, бери на льготных условиях, но с определёнными условиями по его восстановлению и дальнейшему использованию. Как сделать, чтобы всё-таки этот объект использовался? Для этого есть соответствующие документы, подзаконные акты, которые говорят о том, что является для такого объекта критериями по его возможному использованию. Для случаев, когда объект не используется, предложен механизм его изъятия, причём на достаточно жёстких условиях, обратно в государственную собственность. Я считаю, что те критические замечания, которые здесь прозвучали, мы ко второму чтению в любом случае должны будем учесть. У меня тоже есть огромное количество вопросов, связанных с процедурами, которые сейчас, в первом чтении, мы в этом законопроекте ещё не видим. Тем не менее концепция заслуживает внимания и одобрения, поскольку вопрос уже достаточно застарелый, перезревший, действительно необходимо всю инфраструктуру портов приводить в надлежащее состояние. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает законопроект в первом чтении и предлагает другим фракциям также поддержать этот законопроект. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представитель президента? Правительство? Докладчик - заключительное слово? Содокладчик? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 3 и 53 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации и статью 30-3 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 16 мин. 01 сек.) Проголосовало за 337 чел.74,9 % Проголосовало против 57 чел.12,7 % Воздержалось 9 чел.2,0 % Голосовало 403 чел. Не голосовало 47 чел.10,4 % Результат: принято Принят в первом чтении.
Заседание № 84
О проекте федерального закона № 164532-8 "О внесении изменений в статьи 3 и 53 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации и статью 30-3 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" (в части повышения эффективности использования объектов речных портов).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
46-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 3 и 53 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации и статью 30-3 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества". Доклад официального представителя правительства статс-секретаря - замминистра транспорта Дмитрия Станиславовича Зверева. Пожалуйста. Александру Юрьевичу Синенко включите микрофон. СИНЕНКО А. Ю., полномочный представитель Правительства Российской Федерации в Государственной Думе. Александр Дмитриевич, убедительная просьба перенести рассмотрение 46-го вопроса на завтра: официальный представитель пока отсутствует. И 47-й вопрос, вот у нас Минсельхоз здесь... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. А его не будет сегодня или он будет позже? Сегодня не будет? СИНЕНКО А. Ю. Нет, сегодня уже не успевает. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, предлагается рассмотрение 46-го вопроса на завтра перенести. Не будет возражений?