Заседание № 195

24.10.2014
Вопрос:

О проекте федерального закона № 164510-6 "О меценатской деятельности".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1388 по 1446 из 6757
19-й вопрос, проект федерального закона "О меценатской деятельности".           
                                                                                
Мария Петровна Максакова, пожалуйста.                                           
                                                                                
МАКСАКОВА М. П., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                       
                                                                                
Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые депутаты! Данный законопроект был        
принят в первом чтении 23 апреля 2013 года, концепция законопроекта ко          
второму чтению не изменилась.                                                   
                                                                                
К законопроекту поступило восемьдесят шесть поправок, из которых тринадцать     
комитет рекомендует принять, семьдесят три - отклонить. Замечаний правового,    
юридико-технического и лингвистического характера к законопроекту нет.          
                                                                                
Комитет по культуре поддерживает данный проект федерального закона и просит     
принять его с учётом поправок во втором чтении. В случае принятия               
законопроекта во втором чтении просим вас рассмотреть законопроект и в          
третьем чтении.                                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли вопросы по первой таблице? Нет.                                         
                                                                                
Ставлю на голосование.                                                          
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 37 мин. 15 сек.)                 
Проголосовало за              239 чел.53,1 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    240 чел.                                          
Не голосовало                 210 чел.46,7 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Первая таблица принимается.                                                     
                                                                                
Есть ли замечания по второй таблице? Нет.                                       
                                                                                
Ставлю на голосование.                                                          
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 37 мин. 38 сек.)                 
Проголосовало за              241 чел.53,6 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    241 чел.                                          
Не голосовало                 209 чел.46,4 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Вторая таблица также принимается.                                               
                                                                                
Выносим законопроект на "час голосования".                                      
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5445 по 5479 из 6757
19-й вопрос, проект федерального закона "О меценатской деятельности", второе    
чтение.                                                                         
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 44 мин. 00 сек.)                 
Проголосовало за              440 чел.97,8 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    440 чел.                                          
Не голосовало                  10 чел.2,2 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принят во втором чтении.                                                        
                                                                                
Будут ли выступления по мотивам перед голосованием в третьем чтении? Нет.       
                                                                                
Ставлю на голосование в третьем чтении.                                         
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 44 мин. 25 сек.)                 
Проголосовало за              444 чел.98,7 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    444 чел.                                          
Не голосовало                   6 чел.1,3 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Закон принят.                                                                   
                                                                                

Заседание № 94

23.04.2013
Вопрос:

О проекте федерального закона № 164510-6 "О меценатской деятельности".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4512 по 4912 из 6272
Следующий, 16-й вопрос, проект федерального закона "О меценатской               
деятельности".                                                                  
                                                                                
Мария Петровна Максакова, пожалуйста.                                           
                                                                                
МАКСАКОВА М. П., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                       
                                                                                
Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается    
проект закона "О меценатской деятельности", закона, которого давно ждут не      
только деятели культуры и образования, но и многие наши сограждане,             
обеспокоенные нынешним состоянием музеев, библиотек, театров и учебных          
заведений. Предлагаемый законопроект позволяет расширить участие                
представителей гражданского общества в процессах сохранения культурных          
ценностей, которыми так богата Россия, и развития деятельности в сфере          
культуры и образования. Когда я говорю, что этого закона ждут наши              
сограждане, я опираюсь на факты. Нас поддержали пятьдесят регионов Российской   
Федерации. В числе инициаторов этого законопроекта выступили видные деятели     
культуры.                                                                       
                                                                                
Готовя законопроект, мы регулярно проводили "круглые столы", обсуждая его       
содержание со всеми заинтересованными сторонами. Значительную помощь в ходе     
работы оказал Совет по культуре при Председателе Государственной Думы, совет    
выносил обсуждение проекта на своё заседание и также поддерживает его. Особо    
хочется поблагодарить за понимание и помощь Комитет Государственной Думы по     
культуре, который много сделал для того, чтобы сегодня состоялось это           
обсуждение. Мы получили положительные заключения наших                          
комитетов-соисполнителей - Комитета по бюджету и налогам и Комитета по          
образованию, а также отзыв Правительства России. Наши коллеги провели           
серьёзную работу, и мы благодарны им за это, пожелания и замечания,             
высказанные в отзывах, обязательно будут учтены ко второму чтению. Для          
дальнейшей работы над законопроектом запланирована встреча с представителями    
Общественного совета при Министерстве культуры Российской Федерации.            
                                                                                
Простые вопросы: что это за закон, зачем он нужен, почему его так ждут, когда   
уже действует закон о благотворительности? Этот закон особый, он призван        
снять ещё существующие сегодня барьеры, расширить возможности для участия       
граждан и организаций в поддержке культуры и образования, которые испытывают    
хронический дефицит финансирования. Я говорю сейчас, опираясь и на              
собственный опыт создания благотворительного фонда в Астраханской области.      
Сфера применения действующего закона "О благотворительной деятельности..."      
настолько широка, что не позволяет отразить всю специфику культуры и            
образования, привлечь к ним дополнительное общественное внимание и финансовые   
ресурсы.                                                                        
                                                                                
Цель нашего законопроекта - создание благоприятных условий для возрождения и    
развития меценатской деятельности в Российской Федерации, привлечения частных   
инвесторов для сохранения культурных ценностей страны. У нашей Родины           
прекрасные традиции меценатства, без которого не было бы ни Художественного     
театра, ни Третьяковской галереи, ни Пушкинского музея. Именно благодаря        
усилиям меценатов в России были созданы обширные собрания                       
высокохудожественных памятников искусства, музеи, театры и другие центры        
духовной жизни. Без Саввы Мамонтова не было бы усадьбы Абрамцево, в которой     
трудились Репин и Суриков, Серов и Поленов. Зачастую именно на пожертвования    
меценатов существовали талантливые художники, писатели, поэты, на эти           
средства учились на Родине и за границей одарённые молодые люди, проводились    
научные исследования, строились здания для музеев и библиотек. Меценат          
Бахрушин подарил в 1913 году академии наук здание, в котором сейчас             
располагается музей. Знаете, может быть, не очень удачный пример, но когда      
Екатерина Великая посылала деньги в Ферней Вольтеру или покупала библиотеку     
Дидро, щедро оплачивая его философские исследования, - это тоже было в          
значительной степени меценатством. Меценатом был каждый, кто жертвовал деньги   
на памятник Минину и Пожарскому, на Храм Христа Спасителя.                      
                                                                                
В России и сегодня существует немало людей, способных и готовых эти             
прекрасные традиции продолжить, а наша с вами задача - сформировать для этого   
необходимые условия, создать то правовое поле, в котором люди будут иметь       
возможность творить и помогать творцам. Принятие закона позволит устранить      
пробелы в правовом регулировании меценатской деятельности, повысить её          
привлекательность для граждан, организаций, которые хотят и могут направить     
свои средства на поддержание и развитие культуры и образования, привлечь для    
этого дополнительные ресурсы. Культура должна принадлежать всем и каждому,      
как живой организм, она находится в постоянном развитии, предлагая всё новые    
результаты своих поисков, открывая новые перспективы. Мы хотим открыть дорогу   
гражданскому обществу в формировании культурной повестки, актуальная культура   
должна быть родной, это в том числе и вопрос национальный идентичности. Я       
говорю в большей мере о культуре и об искусстве, так как эта сфера мне ближе,   
но в равной мере всё сказанное относится и к образовательной, и к научной       
сфере.                                                                          
                                                                                
Я говорила об одной стороне - получающей, а сейчас хочу сказать несколько       
слов о другой стороне - дающей. Людям свойственно стремиться к умножению        
добра, красоты, знания, и многие хотели бы финансировать культурные и           
образовательные проекты, но люди должны видеть, что их деньги не уходят в       
абстрактную даль, а идут на конкретные проекты. Крайне важно публичное          
предъявление результатов, открытость в использовании средств, но действующее    
законодательство этого не обеспечивает, к сожалению, размытость норм даёт       
возможность игнорировать интересы любой из сторон. Наш законопроект призван     
поддержать культуру, сложившуюся в России, во всём её многообразии.             
Государство, безусловно, должно расширять свою финансовую поддержку, но         
должны быть открыты и другие источники, позволяющие гражданам софинансировать   
государство, чувствовать себя полноправными участниками важнейшего процесса     
становления и развития гражданского общества, - и в этом ещё один               
существенный компонент закона, ещё одно обоснование его необходимости. Надо     
дать нашим согражданам возможность с гордостью говорить: "Я - меценат, это на   
мои деньги в моём родном городе, в моей родной стране открыт театр,             
художественная школа, библиотека, на мои деньги куплена эта картина,            
поставлен этот памятник!"                                                       
                                                                                
Я прошу вас, дорогие коллеги, поддержать представленный проект закона "О        
меценатской деятельности" в первом чтении, чтобы наша рабочая группа сразу же   
начала активно работать над необходимыми дополнениями. Мы, безусловно,          
постараемся учесть все пожелания, замечания, которые будут вами высказаны.      
                                                                                
Благодарю вас за внимание, за сотрудничество, за стремление преумножать         
разумное, доброе и вечное!                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Мария Петровна, присаживайтесь.                  
                                                                                
Александр Александрович Балберов.                                               
                                                                                
БАЛБЕРОВ А. А., фракция ЛДПР.                                                   
                                                                                
Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Комитет по культуре             
рассмотрел этот проект федерального закона. Законодательная инициатива          
направлена на регулирование отношений в сфере осуществления меценатской         
деятельности. Цель законопроекта - создание благоприятных условий для           
возрождения и развития меценатской деятельности в Российской Федерации,         
стимулирования деятельности, направленной на поддержку организаций культуры,    
привлечения внебюджетных источников финансирования культуры. Предлагаемый       
проект направлен на поддержку меценатской деятельности как особого вида         
благотворительной деятельности и определяет основные цели меценатства,          
субъектов меценатской деятельности, порядок оформления отношений между          
меценатом и получателем меценатской поддержки, а также государственные          
гарантии прав граждан в области меценатства. В соответствии с проектом          
получателями меценатской поддержки являются исключительно государственные и     
муниципальные учреждения культуры. В качестве поддержки меценатской             
деятельности предлагается установление и присуждение почётных званий и          
государственных наград для меценатов, установление в порядке увековечения       
имени мецената на объекте меценатской деятельности, а также установление        
налоговых льгот.                                                                
                                                                                
Комитет по культуре отмечает актуальность и своевременность рассматриваемого    
проекта федерального закона, но вместе с тем комитет обращает внимание, что     
проект нуждается в доработке. В проекте чётко не установлены отличия между      
понятиями "меценатская деятельность" и "благотворительная деятельность", что    
приведёт к трудностям в правоприменительной практике. Определение меценатской   
деятельности дано в самом общем виде, как вид культурной деятельности, что      
требует, безусловно, уточнения и детализации. Следует урегулировать             
соотношение понятий "объекты меценатства" и "получатели меценатской             
поддержки". Требуется уточнить соотношение норм данного законопроекта с         
положениями Федерального закона "О благотворительной деятельности и             
благотворительных организациях".                                                
                                                                                
По мнению комитета, необходимо рассмотреть вопрос о расширении сферы            
правового регулирования данного закона, например в части осуществления          
меценатской деятельности в области образования и иных отраслей социальных       
сфер. Также целесообразно рассмотреть вопрос об оказании меценатской            
поддержки не только государственным и муниципальным учреждениям, но также и     
иным некоммерческим организациям в сфере культуры.                              
                                                                                
Проект закона обсуждался на различных площадках, получил поддержку Совета по    
культуре при Председателе Государственной Думы, комитет по культуре провёл      
"круглый стол" по данному проекту, и Общественная палата Российской Федерации   
обсудила его с участием широкого круга заинтересованных лиц. Правительство      
Российской Федерации поддержало представленную законодательную инициативу при   
условии дальнейшей доработки. Все имеющиеся замечания могут быть учтены в       
процессе подготовки ко второму чтению.                                          
                                                                                
Комитет по культуре поддерживает данный законопроект и рекомендует              
Государственной Думе принять его в первом чтении.                               
                                                                                
Ещё минута, чтобы сэкономить время, так сказать, вместо выступления: фракция    
ЛДПР обязательно поддержит данный законопроект.                                 
                                                                                
Большое спасибо.                                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли вопросы у депутатов? Прошу записаться.                                  
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Александр Георгиевич Тарнавский.                                                
                                                                                
ТАРНАВСКИЙ А. Г. Вопрос Марии Петровне.                                         
                                                                                
Уважаемая Мария Петровна, я вам признателен за блестящий доклад, который вы     
сделали, и за то, что именно из ваших уст прозвучала идея о принятии этого      
законопроекта. Уже десяток лет об этом говорилось, но вот сегодня наступил      
такой важный для благотворительности, меценатства момент.                       
                                                                                
В законопроекте много технических вопросов, которые, я думаю, мы будем          
дорабатывать во втором чтении - надеюсь, что мы примем его в первом. У меня     
вопрос следующий: не слишком ли узко вы понимаете меценатство? Вот если брать   
ваше определение "получатели меценатской поддержки" - это у вас                 
государственные и муниципальные учреждения культуры, и всё, а вот               
здравоохранение, другие... Вы говорили, что прорабатывали этот вопрос: это      
сделано умышленно или это такой мазок и в дальнейшем можно это обсуждать,       
чтобы окончательно определить это понятие и ввести его как термин?              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Мария Петровна, вам с трибуны удобнее отвечать или с      
места?                                                                          
                                                                                
МАКСАКОВА М. П. Александр Георгиевич, благодарю вас за вопрос. В принципе,      
конечно, я на всякий случай ограничила круг получателей меценатской             
поддержки, но сама лично не считаю, что необходим такой узкий перечень. Я       
уверена, что институты культуры очень нуждаются в этих средствах, к тому же,    
мне кажется, есть презумпция невиновности, и, вообще, стоит ли говорить о       
каких-то злоупотреблениях, когда в этой сфере катастрофически не хватает        
средств? Поэтому ко второму чтению я хотела бы внести поправку и расширить      
круг получателей меценатской поддержки.                                         
                                                                                
А что касается сферы, то само слово "меценат" происходит от имени римлянина,    
ближайшего друга императора, который покровительствовал поэтам, развивал        
именно культуру и искусство. Эту сферу я считаю абсолютно неотделимой от        
сферы образования, это взаимопроникающие сферы.                                 
                                                                                
Что касается здравоохранения. Конечно, есть такие примеры меценатской           
деятельности, как Морозовская больница и другие учреждения, которые были        
созданы на деньги меценатов, и в какой-то мере соответствующий профильный       
комитет, может быть, воспользуется нашим опытом и расширит сферу действия       
закона, присоединится к нам. Я, конечно, не буду возражать ни в коей мере и     
буду приветствовать это всячески, другое дело, что моё личное понимание этого   
слова - это, конечно, в первую очередь культура и искусство.                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Владимир Николаевич Федоткин.                                                   
                                                                                
ФЕДОТКИН В. Н. Мария Петровна, вот у нас в Рязани мы хотели книгу издать        
историческую, краеведческую, один меценат решил выделить деньги и сказал: вы    
на обложке напишите, что книжка профинансирована меценатом таким-то. А когда    
мы посмотрели, откуда у него деньги, мы отказались от его услуг. Сегодня по     
телевизору каждый день мы видим людей, которые наворовали не миллионы, а        
миллиарды и сидят на скамье уголовников. Скажите, пожалуйста, как вы будете     
отличать мецената от вора, мецената от того, кто заработал деньги на росте      
цен на лекарства, на продукты питания? Вы сегодня его наградите, а завтра он    
сядет в тюрьму. Как отличить мецената от лжемецената? Я, например, не           
понимаю, читая этот законопроект, по каким критериям их можно различать и как   
не попасться и не использовать услуги этого уголовника будущего, так сказать.   
                                                                                
МАКСАКОВА М. П. Владимир Николаевич, вы такой задаёте вопрос - конечно, от      
тюрьмы и от сумы... Мне сложно комментировать, как будут себя вести,            
допустим, люди, которые заработали деньги совершенно законно и вели себя        
достойно. Мало ли что может с человеком произойти в течение его жизни! Но       
если серьёзно, то я считаю, что это закон не для богатых людей, я считаю, что   
мы не для того его писали, чтобы состоятельные люди ещё больше, так сказать,    
получили каких-то льгот, а мы думаем о том... Вот пример: памятник Минину и     
Пожарскому или храм Христа Спасителя - почему они стали народными, почему       
стали такими любимыми? Потому что каждый мог внести свою посильную лепту. И в   
моём понимании каждый такой гражданин - меценат.                                
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
МАКСАКОВА М. П. Нет, это как раз меценатство. Состоятельные люди                
воспользуются, я надеюсь, данным механизмом, и в культуру придут большие        
средства, однако прописывать в данном законопроекте, как отличать людей         
достойных или недостойных заниматься меценатской деятельностью - это было бы,   
наверное, слишком.                                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Евдокия Ивановна Бычкова.                                                       
                                                                                
БЫЧКОВА Е. И., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                   
                                                                                
Уважаемая Мария Петровна, хочу сказать, что законопроект очень важный,          
злободневный, правильный, и спасибо огромное вам за него, но у меня вопрос,     
даже, можно сказать, два маленьких вопроса.                                     
                                                                                
Законопроект предусматривает поддержку учреждений культуры именно на            
муниципальном и на государственном уровне. Скажите, а что, частные очаги        
культуры вы не предполагаете поддерживать? Нет этого в законопроекте.           
                                                                                
И второй вопрос: какова цель нотариального заверения договора между меценатом   
и учреждением культуры? Ведь меценатство, вообще-то, дело добровольное. Вот     
ответьте, пожалуйста, я не могу понять цели нотариального заверения.            
                                                                                
МАКСАКОВА М. П. По поводу нотариального заверения. Смысл заключается в том,     
что, скорее всего, льготы будут за определённый налоговый период, и для того    
чтобы лишить возможности использовать договор, каким-то образом задним числом   
оформлять его... В принципе мы думали об этой норме и хотели бы (в данном       
случае это, может быть, является предложением), насколько возможно, по          
минимальному тарифу в дальнейшем это оформлять, потому что действительно        
будет, наверное, неразумно, если нотариус процент от этой суммы, как от         
сделки, будет оставлять у себя, вместо того чтобы все средства пошли на нужды   
учреждения культуры.                                                            
                                                                                
Что касается ограничения муниципальными и федеральными учреждениями культуры,   
я уже отвечала на этот вопрос: мы, безусловно, собираемся расширить этот        
перечень.                                                                       
                                                                                
По-моему, ещё какой-то вопрос был? Всё?                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Всё, достаточно.                                          
                                                                                
Коллеги, я предлагаю завершить блок вопросов по данному законопроекту, а        
потом объявлю "час голосования". Не возражаете? Спасибо.                        
                                                                                
Дмитрий Иванович Савельев.                                                      
                                                                                
САВЕЛЬЕВ Д. И. Мария Петровна, вы предлагаете включить в Налоговый кодекс       
нормы, стимулирующие привлечение к меценатской деятельности граждан и           
юридических лиц, в частности, предлагается признать расходы на меценатскую      
поддержку в размере, не превышающем 2,5 процента от налогооблагаемой прибыли    
за установленный налоговый период. А скажите, откуда вы взяли такую цифру -     
2,5 процента? Это первый вопрос.                                                
                                                                                
И второй вопрос. Скажите, по вашему мнению, достаточна ли вот эта величина -    
2,5 процента, - чтобы мотивировать граждан и юридических лиц, как вы пишете,    
заниматься меценатской деятельностью? Ведь наверняка, изучая международный      
опыт, вы видели, что вот там, в развитых странах, в так называемых развитых     
демократиях (в кавычках), предоставляют существенные налоговые льготы           
организациям и физическим лицам, которые занимаются вот этим видом              
деятельности.                                                                   
                                                                                
МАКСАКОВА М. П. Дмитрий Иванович, благодарю вас за вопрос. Дело в том, что,     
конечно, те предложения, которые мы внесли в комитет-соисполнитель - Комитет    
по бюджету и налогам... Моя идея заключалась в том, что государственные         
органы исполнительной власти могут предоставить меценату право включать         
средства, направляемые получателем меценатской поддержки в состав               
внереализационных расходов в отчётном периоде, если они не превышают 10         
процентов, и это в принципе тот же самый процент от налога на прибыль, потому   
что так или иначе он выпадает оттуда.                                           
                                                                                
Соответственно, все эти разговоры, наверное, к данному рамочному                
законопроекту не имеют отношения по той причине, что мы хотели бы совместно с   
Комитетом по бюджету и налогам проработать всё детально - у нас уже есть и      
делегированный человек в рабочую группу, и у нас уже создана, как мне           
кажется, достаточно активная команда единомышленников. Конечно, механизм,       
который будет в конце концов создан, должен создаваться не мной, я думаю, у     
меня просто недостаточно для этого знаний и компетенции.                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Тамара Васильевна Плетнёва.                                                     
                                                                                
ПЛЕТНЁВА Т. В. Спасибо.                                                         
                                                                                
Уважаемая Мария Петровна, про меценатов мы говорили ещё, знаете, с начала       
90-х, всё думали, что, как только у нас появятся богатые люди, они сразу        
станут добренькими и будут давать деньги. В своём докладе вы говорили, в        
общем-то, не о законе, а о том, что такое меценатство, об истории               
меценатства, о том, что у нас построено, а вот, например, если мы не            
прочитаем законопроект, то и ничего не будем знать, что вообще вы хотите?       
Это, по сути дела, декларация о меценатстве. Скажите, пожалуйста, что           
всё-таки человек, меценат, будет иметь? Просто так никто ничего не даст, за     
редким исключением, вот что конкретно они будут иметь, если будут               
осуществлять меценатскую деятельность? И вы говорите о поправке - это не        
поправка, это законопроект, который вы вносите.                                 
                                                                                
МАКСАКОВА М. П. Тамара Васильевна, я благодарю вас за вопрос. Мой личный опыт   
общения на уровне моего благотворительного фонда говорит о том, что налоговые   
льготы - это меньший стимул по сравнению с моральными привилегиями для          
меценатов, потому что это люди состоятельные. В связи с этим в законе           
прописаны и возможность устанавливать региональные награды, и возможность       
давать государственные премии и награды в этой области - я считаю, это будет    
большим стимулом, нежели налоговая льгота.                                      
                                                                                
А что касается вообще необходимости этой льготы, то это, в общем-то, для        
того, чтобы уравнять нашу позицию с позицией спорта, в которой, конечно,        
существует меценатство под видом расходов на рекламу. Действительно,            
достаточно большое количество денег льётся в отрасль - я, конечно, очень рада   
этому. С другой стороны, как вам сказать, я считаю, что уравнять позиции        
необходимо, в силу того что человек, тратящий деньги на спорт, имеет такой же   
уровень социальной ответственности, но очень однобоко развивается наша          
благотворительная сфера, поэтому, конечно, хочется сделать и налоговые льготы   
тоже.                                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Татьяна Николаевна Москалькова.                                                 
                                                                                
МОСКАЛЬКОВА Т. Н. Уважаемая Мария Петровна, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ"       
поддержит этот законопроект. Вместе с тем самым важным вопросом является то,    
что он конкурирует с законом о благотворительной деятельности 95-го года. И     
вот мой вопрос: чем отличается меценатство от благотворительности, меценат от   
благотворителя, не возникнет ли потом необходимость издавать законы о           
филантропах, о спонсорах? И скажите, пожалуйста, почему вы ограничиваете        
физических лиц - сотрудников государственных органов в возможности              
осуществлять меценатскую деятельность? Сейчас опубликованы у нас декларации,    
которые выявили очень состоятельных государственных служащих, примеры не буду   
приводить. Вдруг они захотят содержать музей, помочь восстановлению             
памятника? Справедливо ли это ограничение?                                      
                                                                                
МАКСАКОВА М. П. Вы знаете, я буду рада, если вы внесёте поправку, касающуюся    
расширения круга лиц, которые могут оказывать меценатскую поддержку.            
                                                                                
По поводу того, что такое спонсорская деятельность. Спонсорская деятельность    
- это коммерческий контракт, а не благотворительная деятельность, это надо      
понимать. Спонсорство к этому вообще отношения не имеет. А разграничение        
между благотворительной деятельностью и меценатской - в сфере применения,       
безусловно. И то, что мы сегодня так ярко говорим о культуре - это, конечно,    
огромный прорыв, потому что, вы поймите, в ситуации хронического                
недофинансирования данной сферы, безусловно, это, как бы вам сказать, такой     
шанс для сферы всё-таки вновь воспрять. Вот у нас есть несколько коллективов    
в Москве и Санкт-Петербурге и, может быть, так сказать, в региональных          
столицах, несколько прилично играющих оркестров, а дальше, чуть-чуть дальше     
на периферии - их не из кого вообще формировать! И вы должны понять, что        
здесь, в этой сфере, настолько острая нужда, что, соответственно, и             
терминология подобрана таким образом, чтобы выделить из общего контекста        
благотворительной деятельности именно ту сферу, которая испытывает              
хронический дефицит, а я имею в виду, конечно, культуру и искусство в первую    
очередь, ну и образование тоже. (Шум в зале.)                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Мария Петровна, тут от ряда депутатов поступают просьбы   
не отпускать вас с трибуны, но, к сожалению, все вопросы закончились. Я         
вынужден объявить "час голосования". Присаживайтесь, пожалуйста.                
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5498 по 5819 из 6272
Продолжаем обсуждение законопроекта "О меценатской деятельности", 16-й вопрос   
повестки. Кто хотел бы выступить? Прошу записаться.                             
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Покажите список записавшихся.                                                   
                                                                                
Максим Станиславович Рохмистров, пожалуйста.                                    
                                                                                
РОХМИСТРОВ М. С., фракция ЛДПР.                                                 
                                                                                
Уважаемые депутаты, хотелось бы начать с хорошего, но начну с плохого: тут      
вот, когда задавали вопросы, от фракции КПРФ была реплика, которая мне очень    
не понравилась, - насчёт того, что никто у нас ничего за просто так делать не   
будет. Делали, будут делать, и, будет этот закон или не будет принят,           
меценаты в нашей стране будут.                                                  
                                                                                
Я хотел бы, чтобы к этому закону не относились как к нашей попытке кого-то      
привлечь к меценатству. И не надо думать, что прибегут только жулики - жулики   
и так найдут лазейки, где деньги украсть, и будут их воровать независимо от     
того, есть такой закон или нет. Но вот государство должно сказать спасибо тем   
людям, которые закрывают дырки там, где у государства денег нет. Можно          
приводить разные примеры того, как у нас люди помогают и будут помогать, и      
поэтому я считаю, что пришло время сказать этим людям спасибо в виде            
конкретных налоговых послаблений, пускай даже не в прямых налоговых вычетах,    
а, может быть, в возможности включения этих средств в затраты, с тем чтобы      
всё-таки они не сильно страдали. Пускай это и небольшая, но всё же              
благодарность тем людям, которые многие годы поддерживают нашу культуру и       
другие направления. Можно ещё много приводить примеров, и я думаю, в каждой     
фракции есть люди, которые, имея свои ресурсы, помогают: в "ЕДИНОЙ РОССИИ"      
есть много людей, которые поддерживают и спортивные организации, и культурные   
организации, в КПРФ есть люди, которые за счёт личных средств кому-то           
помогают, в "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ" есть люди, которые помогают и детским         
домам, и сиротам, в ЛДПР есть. Фракция ЛДПР вообще может этим гордиться,        
потому что у нас не только оказывается помощь, у нас есть и конкретные          
результаты. Был такой Довгань, помните? В 97-м году он отобрал сто самых        
талантливых школьников России - просто собрал, провёл конкурсы, тесты и         
создал специальный факультет в московском вузе, куда их пригласил. К            
сожалению, из-за кризиса 98-го года у него как-то с деньгами не сложилось, и    
вот самые талантливые ребята со всей России оказались брошенными, но их взяла   
под опеку фракция ЛДПР, довела их обучение до конца, и сегодня в                
Государственной Думе присутствует один из этих талантливых ребят, сегодня он    
депутат Государственной Думы, вы все его прекрасно знаете - это Вадим           
Деньгин, это вот как раз тот талантливый парень, которого нашёл меценат и       
открыл ему дорогу в образование.                                                
                                                                                
Людей, готовых тратить свои деньги, надо поддерживать всяческими способами,     
которые только доступны, а то, что есть другие суждения, так это потому, что    
мы, обжёгшись на молоке, дуем на воду. Надо расширять понятие "меценат" и       
давать как можно больше возможностей говорить таким людям от имени              
государства спасибо, потому что, в принципе, поддержка учреждений культуры -    
это функция государства, но если государство не может что-то сделать, то        
приходят те люди, которые могут помочь за счёт собственных средств.             
                                                                                
Сегодня хватает возможностей, для того чтобы сделать всё прозрачным: мы         
разработали достаточно неплохую систему контроля за средствами, поступающими    
из-за рубежа на финансирование НКО, аналогичную систему можно было бы           
предложить и в законе о меценатстве - то есть это та самая декларация,          
раскрывающая, на что используются деньги, и если этот механизм будет            
работать, то жуликам дорога будет закрыта. Всё возможно сделать, но сильно      
забюрокрачивать этот процесс, конечно, не нужно, потому что люди тогда начнут   
помогать, минуя все эти налоговые вычеты, и вместо спасибо от государства       
получат лишний плевок, поэтому хорошо бы упростить эту систему, но дорогу для   
жуликов надо закрыть. Фракция ЛДПР поддержит настоящий законопроект, и во       
втором чтении мы надеемся расширить это понятие.                                
                                                                                
И действительно, надо простимулировать в том числе и поддержку, оказываемую     
некоммерческим организациям. Что, у нас все некоммерческие организации          
мечтают о деньгах, которые получат с Запада?! Надо дать возможность им          
получать деньги от нашего родного бизнеса, который с удовольствием будет им     
помогать. Ну, естественно, необходимо контролировать этот процесс точно так     
же, как мы контролируем те деньги, которые поступают некоммерческим             
организациям из-за рубежа, единственное - упростить, конечно, форму: может      
быть, не надо производить какую-то специальную регистрацию, потому что это      
наши люди помогают нашим некоммерческим организациям, культурным                
организациям, благотворительным организациям.                                   
                                                                                
Ещё раз повторю только, что государство должно отслеживать, чтобы среди этих    
благотворителей не было людей типа Остапа Ибрагимовича Бендера, которые могут   
попытаться создать "Союз меча и орала". У нас есть все возможности для того,    
чтобы во втором чтении в этом законопроекте дать не только реальные способы     
стимулирования оказания меценатской помощи и благотворительной помощи, но и     
поставить заградительные барьеры, чтобы этим не воспользовались жулики.         
Понимаю, что мы проходили через это в 90-е годы и имеем опыт создания           
беспрецедентных льгот для организаций, в которых работали инвалиды, - вы все    
это помните, но сегодня другая ситуация - другая страна, другие возможности и   
другая техника. Если тогда это было сделать сложно, то сегодня это сделать      
реально: наши службы, и фискальные, и правоохранительные, работают по-другому   
и у нас нет того разгула бандитизма, который был в 90-е годы, и нет такого      
количества мошенников, а мошенники, которые начинают работать в                 
цивилизованной среде, они все рано или поздно попадаются.                       
                                                                                
Фракция ЛДПР поддерживает настоящий законопроект. Мы вместе с авторами          
включимся в работу, с тем чтобы в нём не просто декларировались какие-то        
преимущества для тех организаций, которые участвуют в этом процессе, но надо    
сделать так чтобы наши организации прекратили бегать за поддержкой на Запад,    
а бегали бы за российскими предпринимателями и убеждали бы их в том, что        
нуждаются в поддержке. У наших бизнесменов достаточно возможностей, чтобы       
финансировать наши некоммерческие организации, нашу культуру, и мы для этого    
должны предоставить все возможности.                                            
                                                                                
Призываю Государственную Думу поддержать настоящий законопроект и серьёзно      
поработать над ним ко второму чтению.                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Владимир Николаевич Федоткин.                                                   
                                                                                
ФЕДОТКИН В. Н. Уважаемые коллеги, каждый из вас, смотря телевизор по вечерам,   
нередко видит одну и ту же картинку: показывают ребёнка очень больного,         
которого очень жаль, и обращаются с просьбой о помощи ко всем, кто может        
помочь, - ребёнок нуждается в лечении за границей, а у родителей денег нет.     
Проблема? Немалая проблема. А вот позавчера я выступал на рязанском             
телевидении, так ко мне обратились журналисты с просьбой помочь, чтобы не       
закрывали целый ряд библиотек в Рязанской области, в том числе для юношества,   
в том числе для слепых. Возникает простой вопрос: может быть, действительно     
Россия так сильно обнищала, что ни на что нет денег, и вот теперь добрые        
дяди-меценаты закроют те бреши, которые не может закрыть наша власть?           
                                                                                
Я вам напомню: по расходам на образование в процентах к валовому внутреннему    
продукту Россия сегодня находится на 115-м месте в мире, по расходам на         
здравоохранение - на 119-м месте, по расходам на культуру - на 123-м месте в    
мире, в то же время мы занимаем первые места по запасам нефти, газа, алмазов,   
золота, леса, и так далее, и так далее, и не только по запасам, но и по         
вывозу этих ресурсов. Возникает вопрос: как же так - в богатейшей стране мира   
не хватает денег на то, чтобы просто мог элементарно выжить человек любого      
возраста, от ребёнка до пенсионера? Давайте всё-таки, прежде чем принимать      
данный закон, народу скажем, куда же уходят эти народные богатства, куда же     
уходят эти народные деньги!                                                     
                                                                                
Вообще, меценат - это человек бескорыстный. Тогда возникает вопрос: а при чём   
здесь налоговые льготы? Налоговые льготы - это народные деньги, значит,         
фактически он тратит свои, а мы потом за счёт народных денег компенсируем. По   
какой статье мы будем компенсировать, откуда снимать эти деньги?! Может, нам    
нужно было направить на те же библиотеки, а он направит, скажем, на больницу,   
которую в этом году не планировалось вводить согласно региональному, местному   
бюджету или федеральному бюджету, то есть, получается, что мы идём не впереди   
потребностей, а за меценатом. Или, например, человек заработал деньги на        
спаивании народа, - на спаивании! - а мы ему будем компенсировать часть         
денег, вложенных, скажем, в какой-то театр! Я приводил цифру, что, по данным    
Росздравнадзора, 72 процента российских лекарств являются некачественными, то   
есть кто-то на этом сотни миллионов, миллиарды зарабатывает, а мы ему скажем:   
ты меценат, вот тебе орден, вот тебе деньги, вот тебе налоговые льготы! А в     
ЖКХ какие миллиарды уходят?! Сколько раз вы сами, коллеги из "ЕДИНОЙ РОССИИ",   
здесь возмущались, что это провальная яма, уходят миллиарды рублей, а мы        
назовём его меценатом! В этом году резко возрастает объём невыплаченной         
заработной платы, а хозяин тоже будет вкладывать деньги в какие-то дошкольные   
учреждения, спортивные мероприятия или, может быть, в поликлинику. Вначале он   
с жильцов содрал три шкуры... (Микрофон отключён.)                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте четыре минуты.                                   
                                                                                
ФЕДОТКИН В. Н. Я буду очень краток.                                             
                                                                                
...три шкуры за счёт роста тарифов на тепло, на электроэнергию, на газ, и так   
далее, и так далее, а потом мы, вместо того чтобы с ним разобраться, будем      
его прославлять и присвоим почётное звание мецената Российской Федерации!       
Скажите, где здесь логика?!                                                     
                                                                                
Когда мы идём к врачу и говорим, что нужно какое-то лекарство, мы               
подтверждаем, что да, человек больной и без помощи этого врача не обойтись,     
не обойтись домашними лекарствами из своей домашней аптечки, - почему же мы     
сегодня не можем обойтись без меценатов, не можем поднять заработную плату,     
не можем остановить вывоз десятков миллиардов долларов за рубеж, не можем       
остановить вывоз средств в такие оффшорные зоны, как Кипр, где у нас ухнуло     
около 10 миллиардов евро? Мы что, хотим все эти дыры закрыть усилиями           
непонятного мецената?! Я думаю, что вопрос очень серьёзный, и это вопрос не     
нравственный, а экономико-уголовный, так сказать, и, прежде чем говорить о      
поддержке меценатов, нужно разобраться, откуда такие деньги берутся в бедной    
стране при нищем народе, а по европейским меркам у нас 80 процентов населения   
относится к бедным, находящимся на грани нищеты. Нужно разобраться, почему      
государство закрывает родильные дома, почему государство строит гигантские      
центры для лечения, а в это время на селе закрываются фельдшерско-акушерские    
пункты, почему у нас зимой во многие населённые пункты вообще не проедешь, -    
это что, меценаты должны решать?! Тогда зачем нам власть?! Зачем мы-то здесь    
сидим?! Мы этим законом расписываемся в собственном бессилии: страна богатая,   
но мы не можем эти деньги повернуть на пользу народа - давайте, господа         
меценаты, помогите бедным депутатам Государственной Думы решить эти проблемы!   
                                                                                
Я думаю, не с того конца мы начинаем проблему решать. Я боюсь, как бы этот      
закон не стал просто прикрытием наворованных денег. Вначале надо разобраться    
с тем, что имеем, а уже потом просить помощи, но не наоборот! (Аплодисменты.)   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Владимир Николаевич, вы выступали от имени фракции?       
Правильно ли я понимаю, что фракция будет голосовать против меценатства?        
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. А, тогда я вам напрасно дал дополнительно четыре          
минуты. Спасибо.                                                                
                                                                                
Александр Георгиевич Тарнавский.                                                
                                                                                
ТАРНАВСКИЙ А. Г. Спасибо, Сергей Евгеньевич.                                    
                                                                                
Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" будет поддерживать настоящий законопроект, мы     
считаем его крайне актуальным. Мария Петровна доложила об этом вопросе, она     
поставила вопрос о принятии законопроекта в первом чтении, имея в виду, что     
эта тема обсуждается достаточно долго, многие годы. Вообще, во всём             
цивилизованном мире есть термины "меценат", "меценатство", и наша задача -      
легализовать их, встроить в ту систему общественных отношений и понятий,        
которая имеется в настоящее время.                                              
                                                                                
Что хотелось бы в связи с этим сказать в плане развития этого законопроекта?    
То, как определены понятия, не совсем нас удовлетворяет, поскольку в            
законопроекте, который нам предложен, это определяется, во-первых, как          
деятельность, связанная с даром государственному или муниципальному             
учреждению, то есть нельзя подарить органу власти, к примеру, и, во-вторых,     
как деятельность только в сфере культуры, а здравоохранение, например,          
выпадает.                                                                       
                                                                                
Мне кажется, разрабатывая определение понятий, что такое меценат и что такое    
меценатская деятельность, надо обратиться к международному опыту, а не          
выдумывать своё, поскольку международный опыт крайне богат, и я не думаю, что   
мы будем комплексовать из-за того, что его используем. При этом важно           
понимать (и вопросы об этом сегодня звучали), что есть у нас понятие            
"благотворительная деятельность", и пока законопроект, который представлен,     
является частью законодательства о благотворительной деятельности вообще. Я     
коллегам напомню: у нас есть Федеральный закон "О благотворительной             
деятельности и благотворительных организациях", есть региональные законы, в     
том числе московский закон, и достаточно полно благотворительная деятельность   
прописана.                                                                      
                                                                                
И хочу Марии Петровне сказать, что понятие "меценатство" вот в том виде, как    
оно пока сформулировано, - это просто часть, вид благотворительной              
деятельности, потому что в действующем российском законодательстве понятие      
благотворительной деятельности сформулировано плохо или хорошо, но достаточно   
широко, и всё, о чём мы говорили, входит сегодня в понятие "благотворительная   
деятельность", но, я повторяю, эти два понятия необходимо развести, и,          
соответственно, нужен закон.                                                    
                                                                                
Ещё что хотелось бы сказать? Ну, в жизни довелось обсуждать разные              
законопроекты. Для меня такой, так сказать, красной тряпкой остаётся            
документ, который мы в Московской городской Думе обсуждали, - законопроект о    
хлебопечении: мы его года три обсуждали и в итоге не приняли, несмотря на то    
что этот законопроект всего на четыре странички... (Микрофон отключён.)         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте четыре минуты.                                   
                                                                                
ТАРНАВСКИЙ А. Г. Спасибо. Я от фракции.                                         
                                                                                
Обычно в любом законопроекте должна быть содержательная часть - это нормы,      
условия, структура, ответственность, и у нас есть большой потенциал, чтобы во   
втором чтении наполнить этот законопроект необходимым содержанием. В этой       
связи я тоже буду готовить поправки и могу коллегам, Марии Петровне в           
частности, предложить следующее. Ну, во-первых, тема налоговых льгот            
поднималась. Не совсем, не до конца с коллегой Федоткиным согласен, хотя в      
принципе он правильно говорил, но у нас есть практика, когда на 1 рубль         
налоговой льготы физ- или юрлицо добавляет 5-10 рублей частных средств и в      
итоге та социально значимая деятельность, за которую мы боремся, получает       
дополнительное финансирование.                                                  
                                                                                
Ну, и, судя по опыту, можно прописать различные организационные структуры.      
Что мы сделали, например, в Москве? Лет десять назад в Москве существовал       
городской благотворительный совет, его возглавлял мэр Москвы, и он состоял из   
двух частей: одна часть создавалась парламентом Москвы, а другая часть -        
исполнительной властью Москвы. Я имел честь быть членом благотворительного      
совета и одно время заместителем председателя городского благотворительного     
совета Москвы, так вот там половина, три человека, - это московские депутаты,   
половина - представители благотворительных организаций. То же самое и в         
другой части совета, от исполнительной власти: половина - чиновники, половина   
- члены благотворительных организаций, которых предложили чиновники и в итоге   
утвердила Московская городская Дума законом. Мне кажется, что подобный опыт     
может быть активно использован применительно к меценатству. Данный              
законопроект может быть не на четырёх страницах и может не только утверждать    
конкретные термины и понятие "меценат", в нём может быть также многое другое,   
потенциал для работы огромен. Я предлагаю всем коллегам, кому это интересно,    
поучаствовать, и будем помогать Марии Петровне и другим коллегам - её           
соавторам.                                                                      
                                                                                
Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" будет голосовать за.                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Дмитрий Иванович, вы добавите что-то или уже всё сказано? Дмитрий Иванович      
Савельев.                                                                       
                                                                                
САВЕЛЬЕВ Д. И. Коротко совсем, вот к тому, что сказали коллеги Тарнавский и     
Федоткин.                                                                       
                                                                                
Ну, вот тут без налоговых льгот не обойтись, но есть такая форма меценатства,   
как репатриация вывезенных ценностей, которых за всю историю развития нашей     
страны вывезено было ох как много, и вот здесь, конечно, требуются              
колоссальные средства. На сегодняшний день мы видим: ну, иногда яйца Фаберже    
купят и ввезут назад в страну, иногда коллекции картин, но это происходит       
редко, это разовые акции, а хочется, чтобы это стало системой, и вот здесь      
без налоговых льгот никак не обойтись. В этом смысле Марии Петровне, я думаю,   
следует расширить законопроект, может быть, во втором чтении мы поправки        
внесём, она поработает, коллеги поработают, и вот эту ситуацию мы поправим.     
                                                                                
А коллега Федоткин, наверное, больше имел в виду не меценатство, а              
благотворительность - это не одно и то же: всё-таки меценатство - это           
касается культуры, искусства.                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Марии Петровне Максаковой включите микрофон.                                    
                                                                                
МАКСАКОВА М. П. Уважаемые коллеги, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает         
принятие данного законопроекта в первом чтении. И я очень признательна всем,    
кто выступил сегодня в поддержку нашего законопроекта. Я с нетерпением жду      
поправок, если коллеги поддержат. Ещё раз хочу поблагодарить всех за такое      
горячее участие!                                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Ставлю законопроект на голосование.                                             
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты. Покажите результаты голосования.                           
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 50 мин. 22 сек.)                 
Проголосовало за              434 чел.96,4 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    435 чел.                                          
Не голосовало                  15 чел.3,3 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Законопроект принят.