Заседание № 268

13.02.2025
Вопрос:

О проекте федерального закона № 163358-8 "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (в части установления судебного порядка ограничения доступа к недостоверной информации)".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3871 по 4114 из 4861
У нас по законопроектам под пунктами 20, 21 и 22 будут один доклад и один       
содоклад, поэтому я сейчас зачитаю вам все три названия. Пункт 20, проект       
федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации,   
информационных технологиях и о защите информации" и Гражданский                 
процессуальный кодекс Российской Федерации (в части установления судебного      
порядка ограничения доступа к недостоверной информации)", пункт 21, проект      
федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об      
административных правонарушениях (в части установления судебного порядка        
ограничения доступа к недостоверной информации)", и пункт 22, проект            
федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс      
Российской Федерации (в части установления судебного порядка ограничения        
доступа к недостоверной информации)". Доклад сделает Юрий Петрович              
Синельщиков.                                                                    
                                                                                
Десять минут установите.                                                        
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
СИНЕЛЬЩИКОВ Ю. П., фракция КПРФ.                                                
                                                                                
Уважаемые коллеги, первый законопроект, № 163384-8, входит в пакет              
законодательных инициатив, подготовленных депутатами фракции КПРФ в             
Государственной Думе, направленных на установление судебного порядка            
ограничения доступа к недостоверной информации, которая порочит честь и         
достоинство гражданина или подрывает его репутацию.                             
                                                                                
Напоминаю, федеральным законом от 1 июля 2021 года введён непростой, надо       
сказать, административный порядок удаления указанных сведений. Гражданин,       
который обнаруживает порочащую информацию, вправе обратиться в прокуратуру      
субъекта Российской Федерации с заявлением о принятии мер по удалению такой     
информации. Органы прокуратуры в течение десяти дней проверяют содержащиеся в   
заявлении сведения и составляют заключение о наличии оснований для принятия     
мер по удалению недостоверной информации или уведомляют заявителя об            
отсутствии таких оснований. В дальнейшем предусмотрена проверка                 
обоснованности заключения прокурора субъекта генеральным прокурором или его     
заместителем. При согласии с доводами заключения принимается решение об         
обращении в Роскомнадзор с требованием о принятии мер по удалению               
недостоверной информации. И в течение суток такая информация должна быть        
удалена.                                                                        
                                                                                
Предоставление прокурору полномочий по удалению информации свидетельствует о    
наделении его несвойственными функциями, по существу административными          
функциями, что не соответствует положениям закона о прокуратуре. Обращаю        
внимание, что создатель советской прокуратуры Владимир Ильич Ленин писал: "в    
отличие от всякой административной власти прокурорский надзор никакой           
административной власти не имеет и никаким решающим голосом ни по одному        
административному вопросу не пользуется". Очевидно, что подобные решения        
должны приниматься судами в состязательном открытом процессе. С учётом этого    
необходимо исключить избыточные полномочия органов прокуратуры из               
законодательства.                                                               
                                                                                
Кроме того, в целях временного удаления недостоверного контента и ограничения   
доступа к нему предлагаем использовать обеспечительные меры и предварительные   
обеспечительные меры. В Российской Федерации уже сложилась практика судебных    
запретов, налагаемых на провайдеров сайтов. Заинтересованным лицам              
предоставлено право ограничить доступ к информации, распространение которой     
приводит к нарушению авторских и смежных прав. При обнаружении незаконной       
трансляции в Интернете гражданин может обратиться в Московский городской суд    
с заявлением о принятии предварительных обеспечительных мер. На основании       
судебного акта Роскомнадзор блокирует соответствующий сайт, при этом            
гражданину судом устанавливается срок для подачи соответствующего искового      
заявления. Схожий порядок предлагается применять и в случаях распространения    
недостоверных, позорящих сведений. После удовлетворения заявления об            
ограничении доступа к информации гражданин вправе будет подать в суд            
соответствующий иск в порядке статьи 152 Гражданского кодекса. Законопроектом   
предлагается сконцентрировать подобные споры в одном суде, расположенном в      
городе Москве, что создаёт условия для своевременного восстановления            
нарушенных прав, поскольку дальнейшие действия по контакту с информационными    
провайдерами возлагаются на Роскомнадзор, который находится в городе Москве.    
                                                                                
В представленном проекте федерального закона - это я уже о следующем говорю -   
предлагается дополнить главу 27 Кодекса Российской Федерации об                 
административных правонарушениях новой мерой обеспечения производства по делу   
об административном правонарушении - ограничение доступа к информации,          
размещённой в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети      
"Интернет". Ответственность юридических лиц за клевету, распространение         
заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или        
подрывающих его репутацию, установлена Кодексом об административных             
правонарушениях. В данном законопроекте предлагается в Кодексе Российской       
Федерации об административных правонарушениях предусмотреть возможность         
обращения в суд с ходатайством о временном удалении информации. В случае        
удовлетворения указанного ходатайства копия судебного акта должна быть          
незамедлительно направлена в Роскомнадзор. Ограничение доступа к информации     
может быть отменено судьёй по заявлению защитника или законного представителя   
юридического лица, в отношении которого применена данная мера обеспечения       
производства по делу об административном правонарушении.                        
                                                                                
Третьим проектом федерального закона предлагается аналогичные изменения         
внести в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации. Распространение   
информации, позорящей гражданина, образует состав уголовно наказуемого деяния   
(статья 128-1). В связи с этим предлагается внесение изменений в                
Уголовно-процессуальный кодекс путём дополнения перечня мер обеспечения         
производства по делу возможностью ограничения доступа к информации,             
размещённой в телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет", на     
основании судебного решения. Законопроект предусматривает, что при              
необходимости ограничения доступа к указанной информации следователь с          
согласия руководителя следственного органа, а дознаватель, соответственно, с    
согласия прокурора возбуждает перед судом по месту производства                 
предварительного расследования соответствующее ходатайство. При рассмотрении    
дела в порядке частного обвинения вопрос об ограничении доступа к информации    
рассматривается мировым судьёй по инициативе частного обвинителя.               
Постановление судьи для исполнения должно направляться в федеральный орган      
исполнительной власти, который осуществляет функции по контролю и надзору в     
сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций.                       
                                                                                
Я прошу поддержать законопроекты.                                               
                                                                                
Уложился в семь минут.                                                          
                                                                                
                    Председательствует Первый заместитель                       
                      Председателя Государственной Думы                         
                               И. И. Мельников                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Юрий Петрович.                                   
                                                                                
С содокладом по всем трём законопроектам выступает Александр Павлович           
Тетердинко.                                                                     
                                                                                
ТЕТЕРДИНКО А. П., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                      
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Ну, мы полагаем, что действующий    
механизм защиты граждан от распространения недостоверной информации, которая    
порочит их честь и достоинство, в сети "Интернет" достаточно эффективен, он     
более оперативен по сравнению с судебными процедурами. Отдельно хочется         
отметить, что авторы трёх представленных законопроектов предлагают установить   
судебный порядок удаления информации в сети "Интернет", кроме того, они         
предлагают установить исключительную подсудность рассмотрения этих дел          
Московским городским судом. Будет не только излишняя нагрузка на судей          
Московского городского суда, мы с вами представляем, что для граждан, которые   
не проживают в Москве или Московской области, будет излишне сложен этот         
механизм, им надо будет в Москву обращаться, чтобы из Интернета удалить         
какие-то порочащие их сведения. Представляется, что механизм, который           
предлагается авторами законопроекта, будет излишне сложным, он не будет         
способствовать скорейшему рассмотрению таких дел.                               
                                                                                
На законопроекты поступили отрицательные заключения правительства,              
правительство данные законопроекты не поддерживает.                             
                                                                                
Комитет данные законопроекты не поддерживает и рекомендует Государственной      
Думе отклонить их в первом чтении.                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Павлович.                              
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы? Есть.                                                 
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Делягин Михаил Геннадьевич, пожалуйста.                                         
                                                                                
ДЕЛЯГИН М. Г., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ".                       
                                                                                
Уважаемый Юрий Петрович, ну, бесспорно ваше стремление - и мы с этим            
солидарны - снять с прокуратуры несвойственные ей функции, но всё-таки есть     
вопрос по поводу Московского городского суда. Вот насколько вырастет            
нагрузка? Если рост нагрузки будет существенный, насколько, соответственно,     
вырастут расходы и насколько будут затягиваться решения таких вопросов?         
Сейчас в районных судах простейшие дела технически занимают иногда по году, я   
говорю о городе Москве, а когда туда со всей страны будут стекаться, то         
сколько же это времени будет занимать? И самое главное. Я понимаю, что          
Роскомнадзор находится в Москве, но у него, наверное, и региональные            
отделения тоже есть. Почему, скажем, житель Чукотки должен будет обращаться в   
Мосгорсуд, а не в свой, так сказать, районный суд? Это ведь очень сильно        
ограничит его возможности.                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Юрию Петровичу Синельщикову включите микрофон.                                  
                                                                                
СИНЕЛЬЩИКОВ Ю. П. Ну, я об этом в докладе-то, собственно говоря, сказал. У      
нас такая практика уже существует, сложилась практика судебных запретов,        
которые налагаются на провайдеров сайтов, и она хорошо себя зарекомендовала,    
нормально работает. Дел таких немного, это буквально штучное количество дел,    
поэтому никакой перегрузки, нагрузки - никакого дополнительного                 
финансирования не понадобится. Повторяю, практика уже показала, что эта схема   
работает прекрасно.                                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Александр Павлович, спасибо, присаживайтесь.                                    
                                                                                
Коллеги, будут ли желающие выступить? Нет.                                      
                                                                                
Переходим к голосованию.                                                        
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в      
Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите         
информации" и Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации (в части   
установления судебного порядка ограничения доступа к недостоверной              
информации)", 20-й вопрос.                                                      
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 32 мин. 20 сек.)                 
Проголосовало за               80 чел.17,8 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                     80 чел.                                          
Не голосовало                 370 чел.82,2 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Отклоняется законопроект.                                                       
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в      
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (в части        
установления судебного порядка ограничения доступа к недостоверной              
информации)", 21-й вопрос.                                                      
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 32 мин. 54 сек.)                 
Проголосовало за               81 чел.18,0 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                     81 чел.                                          
Не голосовало                 369 чел.82,0 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Отклоняется законопроект.                                                       
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в      
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (в части установления       
судебного порядка ограничения доступа к недостоверной информации)", 22-й        
вопрос.                                                                         
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 33 мин. 27 сек.)                 
Проголосовало за               81 чел.18,0 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                     81 чел.                                          
Не голосовало                 369 чел.82,0 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Отклоняется законопроект.