Заседание № 5
О проекте федерального закона N№ 163336-3 "О внесении дополнения в статью 15 Закона Российской Федерации "Об образовании" (в части ограничения доступа воспитанников дошкольных образовательных учреждений и учащихся общеобразовательных учреждений к информации, содержащей пропаганду терроризма, расизма, насилия, порнографии и наркомании, распространяемой по сети Интернет; внесен Л. С. Маевским и Т. А. Астраханкиной в период исполнения полномочий депутата Государственной Думы).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Пункт 6: проект федерального закона "О внесении дополнения в статью 15 Закона Российской Федерации "Об образовании". Докладывает председатель Комитета по образованию и науке Булаев Николай Иванович. Пожалуйста, Николай Иванович. БУЛАЕВ Н. И., председатель Комитета Государственной Думы по образованию и науке, фракция "Единая Россия". Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! В Комитете Государственной Думы по образованию и науке рассмотрен проект федерального закона № 163336-3 "О внесении дополнения в статью 15 Закона Российской Федерации "Об образовании" в части ограничения доступа воспитанников дошкольных образовательных учреждений и учащихся общеобразовательных учреждений к информации, содержащей пропаганду терроризма, расизма, насилия, порнографии и наркомании, распространяемой по сети Интернет, внесенный депутатами Государственной Думы третьего созыва Маевским и Астраханкиной 18 декабря 2001 года. По мнению авторов, в целях обеспечения общественной нравственности и национальной безопасности общие требования к организации образовательного процесса, предусмотренные статьей 15 Закона Российской Федерации "Об образовании", необходимо дополнить положением, обязывающим дошкольные образовательные и общеобразовательные учреждения обеспечить принятие мер по защите учащихся и воспитанников от доступа к информации, пропагандирующей терроризм, расизм, насилие, порнографию и наркоманию. Перечень мер должен устанавливаться, по мнению авторов, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Понимая важность и актуальность вопроса защиты подрастающего поколения граждан Российской Федерации от подобного рода информации, депутаты - члены Комитета Государственной Думы по образованию и науке считают невозможным решение проблемы правового регулирования отношений, связанных с развитием российского сегмента сети Интернет, без создания комплексной нормативной базы. Непроработанным представляется финансово-экономическое обоснование законопроекта, в котором утверждается, что реализация данного законопроекта не потребует расходов, покрываемых за счет федерального бюджета. Правительство Российской Федерации не поддержало указанный законопроект. Правовое управление Аппарата Государственной Думы считает, что для ограничения доступа к такой информации необходим механизм, предусматривающий ответственность за распространение этой информации. В соответствии с пунктом 6 статьи 112 Регламента Государственной Думы 21 ноября 2002 года решением Комитета Государственной Думы по образованию и науке авторам было предложено доработать и изменить текст законопроекта с учетом поступивших замечаний и предложений и представить его для дальнейшего рассмотрения. Ввиду того что измененный текст не поступил, комитет считает целесообразным рекомендовать Государственной Думе отклонить данный законопроект при его рассмотрении в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли у депутатов вопросы к докладчику? Есть вопрос. Тут не один вопрос. Прошу включить режим записи на вопросы. Покажите результаты записи. Записалось три человека. Пожалуйста, включите микрофон депутату Кузнецову Виктору Егоровичу. КУЗНЕЦОВ В. Е. Поскольку в ответе правительства ничего не сказано, будьте добры, подскажите все-таки, что вам известно как комитету по науке, что же все-таки в этом направлении делается либо не делается. Я понимаю, что законопроектом проблему не снять, какие бы поручения там ни давались, но делается ли вообще что-то? БУЛАЕВ Н. И. Неделю назад, после рассмотрения этого законопроекта на заседании комитета, от имени комитета Председателю Правительства Российской Федерации было направлено письмо, в котором мы именно эти вопросы и поставили: что предлагает правительство, есть ли технические возможности? И мы предложили дать соответствующие поручения структурам, имеющим возможность ответить на эти вопросы. Я надеюсь, мы получим ответ и распространим его среди депутатов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, для вопроса включите микрофон депутату Локотю. ЛОКОТЬ А. Е., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. Спасибо. У меня вопрос короткий: видят ли вообще эту проблему члены комитета? Потому что депутатов местных органов власти сейчас просто захлестнула волна вот этих вопросов, и все барахтаются, потому что нет законодательной базы, невозможно как-то повлиять. Вот видят ли вообще члены комитета эту проблему и пути ее разрешения? БУЛАЕВ Н. И. Я думаю, что члены комитета эту проблему видят. Я не хотел говорить вот то, что скажу в следующем предложении, но мне кажется, авторами законопроекта поставлена проблема не потому как бы участку, где она на самом деле существует: или давно не были в школе, или не знают, как в школе организован учебный процесс. На самом деле, на мой взгляд, эта проблема не столь актуальна для школы, сколь актуальна для детей, имеющих компьютеры и доступ к сети дома, имеющих неограниченный доступ туда, куда они хотят. А что касается школы, то, на мой взгляд, вот эта проблема в школе в том объеме, в котором существует, пока не вызывает тревогу, если она и есть, то это какие-то разовые явления. А что касается в целом проблемы, несомненно, все ее знают, несомненно, все ее видят и, несомненно, все хотят, чтобы она была решена. И еще раз говорю: комитет поставил эту проблему перед правительством и просит правительство ответить на вопрос, есть ли вообще на сегодняшний день представление о том, как решать эту проблему, и если есть, то в какие сроки и каким образом предполагается ее решить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Вопрос депутата Плетнёвой Тамары Васильевны. Пожалуйста. ПЛЕТНЁВА Т. В., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. Борис Вячеславович, мой вопрос прозвучал. Я бы хотела взять слово для выступления. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо. Спасибо, присаживайтесь. Прошу включить режим записи на выступления. Покажите результаты записи. Записались пять человек. Пожалуйста, включите микрофон Плетнёвой Тамаре Васильевне. ПЛЕТНЁВА Т. В. Уважаемый председательствующий, уважаемые коллеги! Этот закон, как уже известно, был внесен депутатами прошлого созыва, и внесен был не без оснований, тем более депутатами, к моему, так сказать, неудовлетворению, не комитета по образованию, а комитета по информационной политике. Но тем не менее мы в комитете по образованию поддерживали такую идею. Я думаю, что отрицать сегодня никто не будет, что эта идея очень важна. Причем у нас как-то всегда всё идет потом, вслед за тем, что уже свершилось, мы закон издаем тогда, когда уже факт налицо. Вот я помню, сколько мы спорили по учебникам истории, литературы, сколько говорили, что нельзя так. Ну как же надо ненавидеть свою страну, чтобы написать такие учебники, где всё, вообще всё черной краской так очернено! Теперь Путин сказал, что плохо, эти учебники плохие, и министр, и все, все начинают говорить: "Да, действительно безобразие, да как было можно!", начинают требовать переписать учебники истории так, чтобы заставить наших ребят любить свою Родину, чтобы воспитывать чувство патриотизма. Так вот и тут то же самое - всё прекрасно понимаем и так спокойно доложили: закон плохой. Действительно, закон несовершенный, я согласна, что там очень много положений требуют разъяснений. Я думаю, что просто написать, что всё на правительство возлагается, чтобы это было сделано, так тоже нельзя. Да, закон несовершенный, но идея-то очень важная. Вы посмотрите, почти в каждой семье есть дети, внуки, которых мы не понимаем, а они нас не понимают, они совершенно другие. С одной стороны, хорошо, что они интересуются техникой, что они, может быть, в этом смысле более развиты, чем наше поколение, но вы посмотрите, какие они вообще растут: жестокие, не понимающие многих вещей, которые кажутся очевидными для нас. Ну как это может ребенок вот так поступать?! Вы посмотрите наши журналы все, где пишут уже и о детской порнографии, и что вообще происходит. Посмотрите, захлестнула волна насилия среди подростков. Уже наши следственные органы просто даже не знают, как себя вести в данной ситуации, потому что убийцы-дети - это уже стало нормой. Я знаю, что сегодня закон не будет принят, потому что не дали добро из наших структур исполнительных, но я бы просила очень, чтобы два комитета - по образованию и по информационной политике - эту идею поддержали и разработали, не ждали, когда из правительства дадут что-то, какой-то закон, а сами бы... Да, его можно править, можно добавить какие-то статьи. Я знаю, что наша фракция будет голосовать сегодня в поддержку этого закона, но тем не менее полагаю, что все остальные голосовать не будут, хотя, наверное, каждый задумается о том, что эта проблема сегодня у нас должна на первом месте стоять, если мы хотим в будущем видеть свою страну сильной, мощной, чтобы ее уважали другие государства. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Тамара Васильевна. Пожалуйста, включите микрофон депутату Махмудову. МАХМУДОВ М. Г. Уважаемые депутаты, идея инициаторов законопроекта действительно заслуживает внимания, и ее стоит поддержать, но давайте посмотрим: разве речь может идти только о школьниках, ведь Интернетом пользуется очень большой круг людей - и дошкольного возраста, и повзрослее? И если задуматься о результатах воздействия вот таких программ, которые изготовляются не в Российской Федерации, программ со специальным психологическим воздействием на умы наших людей, наверное, есть резон подумать над тем, чтобы разработать отдельный специальный закон, который ограничивал бы негативное влияние вот таких спецпрограмм на наших российских людей. Я считаю, что надо предложить правительству разработать не только меры ответственности тех, кто распространяет вот такие материалы в Интернете, но и меры, ограничивающие негативное воздействие этих программ. И для этого нужен специальный закон, который будет касаться не только школьного образования или детей школьного возраста, но и всего населения нашей страны. Спасибо. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы А. Д. Жуков ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Включите микрофон депутату Жириновскому, пожалуйста. ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Мне не всегда понятна позиция комитета, который с легкостью предлагает отклонить, или делаются ссылки на позицию правительства, которое говорит, что недостаточно обоснован закон, и большей частью ссылается на необходимость дополнительных финансовых расходов. По такой схеме мы ни одного закона не примем. Правительство всегда будет против - у них никогда нет денег на принятие новых законов, поскольку не хватает денег на обеспечение старых законов. Но если вопрос не будет стоять, они не будут искать новые деньги. Вот сейчас они найдут деньги, так сказать, на ликвидацию последствий этого теракта: уже тридцать человек погибли и пятьдесят обратились за помощью. Сколько сейчас денег уйдет на всё на это? Вот на это у них есть деньги! А на то, чтобы не допускать, - они считают, что это дорого. Дешевле не допускать различного рода насилия в обществе и того, что связано с порнографией или наркотиками. Ведь о чем идет речь? Когда в фильме, где бы он ни шел - на экране, по Интернету, - прямо показывают, как молодой человек иглу втыкает себе в вену, - это зачем делать? Ну скажите, что он этим тяжелым недугом страдает, но это же прямо показывают, это же заразительно для детей: дети не понимают, они думают, что так можно и нужно делать, они берут пример с взрослых. Или вчера буквально один из каналов телевидения иронизирует над нами, над Государственной Думой, что вот мы тут пытаемся вмешаться в дела Латвии. Америка не только вмешивается, указывая нам, какая у нас демократия, как мы развиваем экономику, как мы относимся к олигархам, но бомбит целые страны: и Белград, и Кабул, и Багдад! Вот это наши каналы телевидения, псевдодемократические, почему-то не волнует, а когда мы просто поднимаем вопросы, а мы имеем право поднять вопрос о защите наших граждан, тем более это наша страна была... Когда тут депутат Харитонов пытался представить нашему вниманию жесткое якобы заявление... Николай Михайлович (его сейчас в зале нет, неважно), нужно было это делать в 1991 году: жестко выйти всем в августе 91-го года защитить Советский Союз, в декабре не допустить ратификации беловежских соглашений, в июне 90-го не принимать декларацию о независимости страны, не создавать КПРФ как отдельную Компартию Российской Федерации. Вот тогда, когда те решения принимали... А сегодня - кровь, и она будет еще литься долгие, долгие годы. Но в пропаганде-то мы могли бы что-то сделать! Мы опять не хотим, так сказать, ввести какое-то квотирование. Во всём мире это как-то регулируется: это показывают или поздно ночью, или есть какие-то специальные кассеты, или так запутан пульт, что взрослый не может найти нужный ему фильм, а ребенок тем более не найдет. У нас по любому каналу всё это показывается. У нас ведь есть специалисты крупные по Интернету, наши хакеры взламывают финансовые системы за рубежом. Почему же нам здесь нельзя отрегулировать, чтобы по сети Интернет тоже прекратить вот такую информацию? Самое главное, учат, прямо показывают, как можно отравить! Недавно показывали, как, из каких растений можно этот страшный яд достать и как его куда-то доставлять. Но это школьники обязательно отрепетируют на своих родственниках, учителях и так далее, на бабушках, на дедушках. Ну как это можно?! Прямо показывают: вот растение, вот так растираешь, вот такая доза, она смертельна - и сообщают, как называется этот, так сказать, продукт, где он находится, где его сорвать. Ну это же тоже недопустимо! Им, журналистам, нужен интерес. Интерес кончается гробами. Вот сейчас они все наслаждаются, журналисты всей России: о, взорвали! Для них это повод. Всё, сейчас все каналы каждые полминуты передают информацию: сколько крови, сколько погибло, где поезд, задымление, куда повезли. Вот они работают. То есть ради работы журналистов должны погибать граждане Российской Федерации и всей планеты. А наш закон прямо об этом говорит: ограничить возможность тиражирования этих актов. Ну так давайте это как-то делать! Если сегодня нельзя принять закон, пускай, наконец, комитет по образованию согласует с правительством тот закон, который реально будет принят, но заниматься работой вхолостую: отзываем, отправляем авторам законодательной инициативы - это не работа Госдумы. Я хочу вас всех как бы сориентировать: нас сюда направили с вами не для того, чтобы отправлять обратно законы в областные законодательные собрания депутатам и не принимать. Это не работа, это брак, вот то, что мы сейчас делаем с вами, - это брак в нашей работе. Это авария, если едет транспорт... Вот и мы совершаем сейчас аварию. Не двигаемся, не довозим людей и грузы по стране, а мы говорим: не принимать, не принимать... А для чего нас сюда направили?! Нас направили сюда принимать законы. Если депутаты плохо готовят законы, нужно подбирать депутатов, переходить к выборам по партийным спискам, ибо политическая партия подберет специалистов, в далеком же округе тяжело подобрать специалиста, который разбирался бы во всех проблемах, а депутатам нужно быть специалистами по всем проблемам, они должны быть самые образованные люди и самые крупные специалисты. Непринятие закона будет способствовать продолжению тех негативных моментов, с которыми мы сегодня сталкиваемся, а мы отвергаем закон. Значит, это плохая работа комитетов. Вот я хотел бы, чтобы новые комитеты, с новым составом, с новым аппаратом, не доводили до такого состояния, чтобы мы тратили время на закон, который заведомо обречен на отклонение, чтобы он лежал впустую в комитете, его смотрели специалисты, правительство, а сейчас мы сидим и ничего сделать не можем. Так сказать, работа впустую. Вы представьте ситуацию: больной на операционном столе - вошли хирурги, разрезали, посмотрели, подумали, поговорили, зашили, ушли, а больного в морг отправили. Что это за работа?! Таких врачей гнать нужно! Так и депутаты, которые доводят закон до состояния отклонения. Это ведь очень редко бывает в других парламентах мира - отклонить закон. Как это - отклонить закон?! Мы здесь для того, чтобы принять. Значит, комитет такой не нужен, аппарат такой не нужен. Тем более тема вполне актуальная, связана с пропагандой терроризма, и расизма, и насилия, и порнографии, и наркомании, а это всё то, что губительно не только для нашего общества, но и для всего мира. А при открытых границах - Россия слишком добрая страна - все потоки грязи пошли через нашу территорию, больше всего. Поэтому, если даже сейчас депутаты, к сожалению, отклонят закон, мы должны обратиться к правительству, чтобы оно, когда дает отрицательное заключение, думало о последствиях. Конечно, они временщики, министры, - пришли, ушли, за десять лет сменилось уже на каждом посту по три министра, и мы не можем даже вспомнить, кто из них был пять лет назад, но отвечать будут и они, и мы. Это время ответственности всё равно наступит для тех, кто вовремя не принял законы, которые бы дали правовую базу для правоохранительных органов. Вот сегодня же вечером начальник московской милиции скажет: у меня нет закона нужного, я не могу проверять, я не могу останавливать. А наши депутаты говорят: зачем чип им нужен? Да пускай хоть сто чипов будет, лишь бы безопасность увеличить! Но депутаты начинают ворчать: зачем этот чип вставляют? Отпечатки пальцев берут в Америке со всех, кто приезжает и покидает эту страну, и правильно берут - чтобы быстро найти преступника. А мы еще начинаем сопротивляться. Поэтому надо обязательно принимать больше законов, которые направлены не только на безопасность физическую, но и на безопасность духовную. Но к сожалению, вот эта ситуация пока не выравнивается. Поэтому я надеюсь, что в комитетах депутаты будут обсуждать, работать над законами, по которым все-таки будет найдено положительное решение, и мы их будем принимать, а правительство не будет сопротивляться, а если будет сопротивляться, мы будем менять такое правительство. Нам временщики не нужны, нам нужны те, кто заботится о стране на десятилетия вперед. Я закончил. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Крутов Александр Николаевич. КРУТОВ А. Н., фракция "Родина". Уважаемые коллеги, у меня создается впечатление, что у нас в стране существует какое-то лобби. Некоторые заинтересованы в том, чтобы сохранить вот эту атмосферу безнравственности и безответственности, которая сегодня у нас в России. Почему складывается такое впечатление? Да потому, что те законопроекты, которые предлагаются, пусть даже несовершенные, но направленные на то, чтобы как-то изменить ситуацию в стране, - они отвергаются с ходу. Мне удивительна позиция комитета, который просто переписал решение Правительства Российской Федерации, которое вообще не стоит и ломаного гроша, ибо такие слова, как "представленный законопроект сам по себе не может решить задачу защиты"... Хотел бы я знать, какой законопроект сам по себе может решить ту или иную задачу. Поэтому в этом отношении комитет поступил, на мой взгляд, неправильно. Он отдал решение этого вопроса правительству, которое не намерено эту проблему решать. Взамен же, к сожалению, не предложено ничего другого: ни доработать проект, ни предложить новый. А просто опять понадеялись на правительство. И не так уж сложно самим депутатам решить этот вопрос. Говорят, что мы не знаем, как устроен учебный процесс в школах. Отнюдь нет, мы знаем. И мы знаем, что в школах, в большинстве школ, доступ в Интернет общий. Есть у нас Интернет-кафе и общедоступные информационные сети. Так что технически (технически, я еще раз повторяю) можно закрыть те сайты в Интернете, которые пропагандируют разврат, насилие, расизм - то, что перечислено в этом законопроекте. И поэтому, если мы сегодня не поддержим и отправим этот проект на свалку, я думаю, это нас не украсит. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Включите микрофон депутату Когану. КОГАН А. Б., фракция "Единая Россия". Уважаемые коллеги, дело в том, что проблема, которая сегодня поднята, - она действительно актуальна. И мне близка точка зрения депутата Махмудова, который сказал, что данный вопрос нужно решать отдельным законом, нужно выходить с проектом закона и достаточно серьезно относиться к этой проблеме. Но я поддерживаю и тех депутатов, которые здесь выступали. Я хочу предложить следующее: давайте сразу, как только заседание закончится, начнем работать по этой проблеме. Дело в том, что эту проблему можно решать уже начиная с сегодняшнего дня: каждому дома, каждому, кто работает с преподавателями, с учителями, со школами на аппаратном и программном уровнях. Дело в том, что мы сегодня можем запретить выход на любой сайт на аппаратном уровне, используя то программное обеспечение компьютеров, которое сегодня есть. И поэтому, я считаю, работу можно начать сегодня. Давайте начнем работать и запретим своим детям в школах выход на аппаратном уровне на те сайты, которые несут тот негатив, о котором мы сегодня говорим. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Тамара Васильевна Плетнёва уже выступила. Есть ли желание у представителя правительства выступить по данному вопросу? Нет. У представителя президента? Нет. Пожалуйста, слово профильному комитету для заключения. Булаеву включите микрофон. БУЛАЕВ Н. И. Я хотел бы поблагодарить коллег за обсуждение столь острой проблемы. Многие позиции, которые были высказаны, - они абсолютно справедливы. Я хотел бы подчеркнуть одно обстоятельство: комитет не собирается забросить эту тему. И в данном случае мы идем по логике, которая была в выступлении коллеги Тамары Васильевны Плетнёвой. Она сказала, что законопроект несовершенный. Законопроект мы предложили авторам доработать (еще тот состав комитета), но авторы это предложение не приняли. И в данном случае менять законопроект без воли авторов - это не задача комитета. Что касается проблемы, еще раз хотел бы напомнить, что мы обратились в правительство с письмом, в котором попросили правительство конкретизировать точку зрения, которая изложена в заключении, официальном отзыве правительства. И я уверен, что мы этот ответ получим, и на основе этого ответа мы найдем именно тот подход, который предлагает правительство, системный подход к решению этой проблемы. То, что проблема существует, - этого ведь никто не отрицает, а что комитет эту проблему не забывает - это очевидно и из выступления, и из тех действий, которые комитет предпринял. Спасибо, коллеги. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О внесении дополнения в статью 15 Закона Российской Федерации "Об образовании" для принятия в первом чтении. Мнение комитета отрицательное, правительства - отрицательное. Прошу голосовать. Кто без карточки и не успел проголосовать? Нет таких. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 30 мин. 54 сек.) Проголосовало за 99 чел.22,0% Проголосовало против 120 чел.26,7% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 220 чел. Не голосовало 230 чел.51,1% Результат: не принято Законопроект не принимается.