Заседание № 234
О проекте федерального закона № 163249-4 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу о гражданах с ограниченными возможностями здоровья".
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Приступаем к блоку законопроектов, рассматриваемых в третьем чтении. Вопрос 2. О проекте федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу о гражданах с ограниченными возможностями здоровья". Доклад первого заместителя председателя Комитета по делам женщин, семьи и детей Тамары Анатольевны Фральцовой. Пожалуйста. ФРАЛЬЦОВА Т. А., фракция "Единая Россия". Уважаемые коллеги, уважаемый Борис Вячеславович! Напомню вам, что 18 апреля этого года Государственной Думой во втором чтении был принят проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты по вопросу о гражданах с ограниченными возможностями здоровья". Законопроектом предлагается заменить в нескольких законах - "Об образовании", "Об основных гарантиях прав ребёнка...", "О физической культуре...", "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" - слова "с отклонениями в развитии" на слова "с ограниченными возможностями здоровья", так как последний термин является более гуманным в отношении этой категории граждан и соответствует используемой в мировой практике терминологии. К сожалению, 20 апреля 2007 года Президентом Российской Федерации был подписан Федеральный закон "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании"...", исключивший один пункт из действующей редакции, в который мы вносили изменения, поэтому необходима такая техническая поправка. В соответствии с Регламентом, утверждённым Государственной Думой, мы не можем в третьем чтении вносить какие-либо поправки, поэтому мы предлагаем вернуть законопроект во второе чтение, учесть эту поправку, а затем принять законопроект во втором чтении и в целом. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, есть предложение комитета возвратить законопроект во второе чтение. Я ставлю это предложение на голосование. Кто за? Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 44 мин. 15 сек.) Проголосовало за 375 чел.83,3% Проголосовало против 1 чел.0,2% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 376 чел. Не голосовало 74 чел.16,4% Результат: принято Принято. Имеется одна поправка, она предлагается к принятию. Есть ли необходимость её обсудить? Нет. Ставится на голосование таблица 1 поправок, рекомендуемых комитетом к принятию. Кто за? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 44 мин. 58 сек.) Проголосовало за 367 чел.81,6% Проголосовало против 1 чел.0,2% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 368 чел. Не голосовало 82 чел.18,2% Результат: принято Принято. Ставится на голосование во втором чтении данный проект федерального закона. Кто за? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 45 мин. 33 сек.) Проголосовало за 379 чел.84,2% Проголосовало против 1 чел.0,2% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 380 чел. Не голосовало 70 чел.15,6% Результат: принято Принято. Тамара Анатольевна, готов законопроект к третьему чтению? Уважаемые коллеги, нет замечаний по предложению вынести законопроект на "час голосования"? Нет. Выносим данный законопроект на "час голосования".
Уважаемые коллеги, я объявляю "час голосования". Прошу внимания. Вопрос 2. Кто за то, чтобы принять в третьем чтении проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу о гражданах с ограниченными возможностями здоровья"? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 16 мин. 52 сек.) Проголосовало за 420 чел.93,3% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 420 чел. Не голосовало 30 чел.6,7% Результат: принято Принято.
Заседание № 224
О проекте федерального закона № 163249-4 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу о гражданах с ограниченными возможностями здоровья" (принят в первом чтении 19 января 2007 года с названием "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу о детях с ограниченными возможностями здоровья").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Блок законопроектов, рассматриваемых во втором чтении. Пункт 8. О проекте федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу о гражданах с ограниченными возможностями здоровья". Доклад первого заместителя председателя Комитета по делам женщин, семьи и детей Тамары Анатольевны Фральцовой. Пожалуйста. ФРАЛЬЦОВА Т. А., фракция "Единая Россия". Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Напоминаю: законопроектом предлагается заменить слова "лица с отклонениями в развитии" на термин "лица с ограниченными возможностями здоровья" в законах "Об образовании", "Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации", "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" и "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", так как данная терминология является более гуманной в отношении этой категории граждан и соответствует терминологии, которая используется в международной практике. Изменено название законопроекта. В первоначальном варианте в названии было слово "дети", которое заменили мы на слово "граждане", так как этот термин охватывает всех лиц, имеющих ограничения тех или иных жизненных функций, и соответствует терминологии, которая есть в Законе "Об образовании". Законопроект подготовлен ко второму чтению. Всего поступило одиннадцать поправок, десять из них носят технический характер, одна поправка носит содержательный характер. Эта поправка касается медико-психолого-педагогической комиссии, регламент которой предполагается утверждать постановлением правительства. Прошу вас проголосовать за поправки, рекомендованные комитетом к принятию. Мы все поправки приняли. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, в таблице 1 одиннадцать поправок. Есть ли необходимость отдельного обсуждения какой-либо из них? Нет. Ставится на голосование таблица 1 поправок, рекомендованных комитетом к принятию. Кто за? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 49 мин. 33 сек.) Проголосовало за 358 чел.79,6% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 2 чел.0,4% Голосовало 360 чел. Не голосовало 90 чел.20,0% Результат: принято Принято. Отклонённых поправок нет. Я ставлю на голосование во втором чтении проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу о гражданах с ограниченными возможностями здоровья". Кто за? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 50 мин. 14 сек.) Проголосовало за 416 чел.92,4% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 416 чел. Не голосовало 34 чел.7,6% Результат: принято Принято.
Заседание № 223
О проекте федерального закона № 163249-4 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу о гражданах с ограниченными возможностями здоровья" (принят в первом чтении 19 января 2007 года с названием "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу о детях с ограниченными возможностями здоровья").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
ЛОГИНОВ А. В., полномочный представитель Правительства Российской Федерации в Государственной Думе. Уважаемые коллеги, по пункту 6, это проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации...". У нас там со стороны министерства есть некоторые возражения по последней редакции, касающиеся юридической техники, поскольку некоторые нормы не будут соответствовать действующему законодательству. Просьба для технической доработки перенести этот вопрос на среду. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Профильный комитет. Пожалуйста, кто его представляет? Есть необходимость прокомментировать или нет возражений? Профильный комитет не возражает. Уважаемые коллеги, есть необходимость голосовать? Вопрос 6 мы сегодня из порядка работы исключаем. Нет необходимости голосовать - такое решение мы приняли.
Заседание № 206
О проекте федерального закона № 163249-4 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу о детях с ограниченными возможностями здоровья".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Переходим к пункту 16. О проекте федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу о детях с ограниченными возможностями здоровья". Доклад первого заместителя председателя Комитета по делам женщин, семьи и детей Тамары Анатольевны Фральцовой. ФРАЛЬЦОВА Т. А., фракция "Единая Россия". Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты! Суть предлагаемого вашему вниманию законопроекта состоит в замене термина "граждане, обучающиеся или воспитанники с отклонениями в развитии" на термин "граждане, обучающиеся или воспитанники с ограниченными возможностями здоровья". В связи с этим вносится изменение не только в Закон Российской Федерации "Об образовании", но и ещё в часть федеральных законов, которые направлены на защиту детства, защиту детей-инвалидов. Предложенная законом формулировка соответствует международной терминологии и корректнее действующей в настоящее время по отношению к детям, имеющим недостатки физического и психического развития. Комитет считает, что законодательное закрепление термина "граждане, обучающиеся или воспитанники с ограниченными возможностями здоровья" позволит наиболее полно защитить интересы граждан этой категории, обеспечить унификацию понятий, которые применяются уже сегодня в различных законодательных актах Российской Федерации. Законопроект был доработан с учётом замечаний Правительства Российской Федерации, Правового управления Аппарата Государственной Думы, потому что в первой редакции имел гораздо более широкие формулировки и широкий круг вопросов. В рассматриваемой редакции законопроект поддержан Комитетом Государственной Думы по труду и социальной политике и многими комитетами соответствующего профиля. Получено шестьдесят девять отзывов от субъектов Российской Федерации, все они положительные. Правительство Российской Федерации поддерживает принятие законопроекта в такой формулировке с условием доработки его с учётом замечаний. Такая доработка будет проведена ко второму чтению. Замечаний концептуального характера не имеется. Уважаемые депутаты, комитет считает, что законодательное закрепление термина "граждане, обучающиеся или воспитанники с ограниченными возможностями здоровья", являющегося более ёмким, гуманным, позволяет защитить интересы граждан этой категории и обеспечить унификацию понятий, применяемых в различных законодательных актах Российской Федерации для определения указанных категорий граждан. Предлагаем поддержать концепцию законопроекта и принять его в первом чтении. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы к докладчику? Есть. Депутат Кузнецов и депутат Плетнёва. Больше рук нет, подводим черту. Пожалуйста, Виктор Егорович, ваш вопрос. КУЗНЕЦОВ В. Е. У меня такой вопрос. Дело в том, что меняется понятие, и это понятие более широкое, а раз понятие более широкое, то это означает, что мы охватываем большую часть детей. Так ведь? Я понял по пояснительной записке, что статистики никакой нет в этом смысле, вот в широком понимании, и, более того, написано, что не потребуется никаких дополнительных средств из федерального бюджета. То, что мы расширяем круг вот этих детей, - это правильно, наверное, но то, что это должно потребовать каких-то дополнительных усилий государства, в том числе финансовых, это, по-моему, тоже абсолютно ясно. Как вот мы подходим-то? ФРАЛЬЦОВА Т. А. Обращаю ваше внимание на то, что никакого расширения количества детей, к которым будет применяться данная терминология, не происходит. Сегодня по отношению ко всем детям, которые нуждаются в особых условиях обучения, употребляется один термин - "отклонение в развитии", независимо от того, есть ли у них психические или физические дефекты. Поэтому представьте реакцию родителей, у которых ребёнок имеет только лишь физические дефекты, а ему дают определение и в документах везде пишут "отклонение в развитии". А мы с вами все прекрасно понимаем, что отклонение в развитии сегодня воспринимается у нас на практике как отклонение в умственном развитии. Поэтому всемирные организации, ЮНЕСКО - вообще все применяют по отношению к детям определение "дети с ограниченными возможностями здоровья", тем самым не разделяя и не подчёркивая, какое отклонение в здоровье, физическое или психическое. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, депутат Плетнёва, ваш вопрос. ПЛЕТНЁВА Т. В. Спасибо. Уважаемая Тамара Анатольевна, да, с моральной точки зрения действительно это так, но, с другой стороны, в вашем выступлении было сказано: этот закон позволяет наиболее полно защитить детей. Я, когда получила закон, просто прочитала название, думала, там действительно что-нибудь есть, а там технические абсолютно моменты - замена одного понятия на другое. Но, с другой стороны, это всё ещё и не так безобидно. У нас разные школы есть, есть школы для детей с психическими отклонениями, с физическими, с какими-то другими ограничениями, есть для детей с девиантным поведением и так далее. Как теперь это всё, вот это общее название отразится на этих школах, на создании, финансировании и прочем? ФРАЛЬЦОВА Т. А. Я хочу обратить ваше внимание на то, что в вашем вопросе содержится два аспекта. ПЛЕТНЁВА Т. В. Два, да. ФРАЛЬЦОВА Т. А. Первый аспект. Вы, наверное, знаете, поскольку работали в сфере образования, что, прежде чем ребёнка определят в учебное заведение какого-либо типа, он приходит в медико-психолого-педагогическую комиссию, где ему ставят диагноз и определяют тип учебного заведения. Ещё раз обращаю ваше внимание: сегодня все дети, независимо от причины - физическое или психическое недомогание, подпадают под одну общую классификацию - дети с отклонениями в развитии, поэтому на типы учебных заведений, на создание каких-либо типов учебных заведений, на определение детей в эти учебные заведения данный закон никоим образом не влияет. Но хочу обратить ваше внимание и на следующий момент, который затрагивает ваш вопрос. Это касается очень многих положений (положения о медико-психолого-педагогической комиссии, положения о типах учебных заведений), в которые сегодня нам необходимо внести эту формулировку. Сегодня данная формулировка уже используется во многих ведомственных документах и постановлениях минобразования, Минздравсоцразвития, и поэтому, чтобы всё было законно, мы в первую очередь должны поменять вот эту формулировку, а затем заниматься уже совершенно иными моментами. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, нет больше желающих задать вопросы? А, есть. Выступить хотите, да? На выступление записался депутат Смолин. Больше я не вижу желающих. Подводим черту. А, прошу прощения, и депутат Останина. Два выступления. Подводим черту. Пожалуйста, Олег Николаевич Смолин, потом Нина Александровна Останина. Пожалуйста, присаживайтесь. СМОЛИН О. Н. Спасибо, уважаемый Олег Викторович. Я призываю депутатов поддержать этот законопроект. Хотя, конечно, мы хотели бы, чтобы он имел не просто морально-политический, но и содержательный характер. Действительно, авторы законопроекта абсолютно правы, термин "лица с ограниченными возможностями здоровья" намного более соответствует реальности и моральным требованиям в отношении таких лиц, нежели термин "лица с отклонениями в развитии". Более того, я вам хочу сказать, уважаемые коллеги, что в своё время сначала Совет Федерации первого созыва, потом Государственная Дума второго и третьего созывов много работали над законом об образовании для лиц с ограниченными возможностями здоровья. К сожалению, несмотря на прямое поручение президента Путина согласовать с нами текст этого законопроекта, этого так и не было сделано и законопроект был снят с рассмотрения в Государственной Думе. Тем не менее этот законопроект пусть моральный, пусть какой-то очень осторожный, робкий, но первый шаг в правильном направлении. Хочу сообщить вам, что в Комитете Государственной Думы по образованию и науке создана рабочая группа. И более того, мы разработали новую версию закона о внесении изменений в законодательство в части образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья. В настоящее время завершается работа над финансово-экономическим обоснованием этого законопроекта. Они друг другу совершенно не противоречат. И если этот законопроект будет принят, - а я думаю, что он будет принят, - то как минимум уже какая-то часть нашей работы окажется выполненной. И последнее. Я хотел бы обратить внимание разработчиков законопроекта, Тамары Анатольевны и комитета соответствующего, что в принятом во втором чтении сегодня законопроекте, касающемся ЕГЭ, опять у нас фигурирует термин "лица с отклонениями в развитии". И поэтому, видимо, нужно подумать о том, как привести текст и этого проекта закона в соответствие с тем, что мы предлагаем сейчас. Прошу поддержать закон. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Останина. Включите микрофон депутату Останиной. ОСТАНИНА Н. А. Уважаемые коллеги, многие из вас, очевидно, наслышаны, читали о скандале, который был устроен вокруг известной группы "Та-Ту" в связи с исполнением ею песни... появлением диска группы "Люди-инвалиды". В Чувашии молодые люди, которые были поклонниками этой группы, выступили с протестом и обратились в судебные инстанции, с тем чтобы защитить как-то свои права. Вот Олег Николаевич сказал, что это первый шаг с точки зрения морально-психологического, что ли, самочувствия этих людей. И действительно, мне довелось участвовать в телепередаче, которая как раз была посвящена вот этой проблеме, и противники того, чтобы обращаться с этими вопросами в суд, возбуждать уголовные дела, говорили: "Да ладно, неважно, пусть они называются по-прежнему инвалидами, только бы деньги им давали, больше этим людям ничего не надо". - "Неправда", - сказали люди с ограниченными возможностями. На самом деле они хотели бы чувствовать себя комфортно, чтобы не относились к ним как к людям, что называется, неполноценным. Поэтому, что касается первого шага, да. А следующий шаг, с моей точки зрения, - вообще надо подступиться наконец-таки к самому термину "инвалиды", потому что международное сообщество отказывается даже и от этого термина, полностью поменяв его на термин "люди с ограниченными возможностями". Мне кажется, что это абсолютно правильное направление, в котором мы движемся. Это незатратный законопроект, понятно, что по существу он действительно вроде как никаких перемен и не вносит, но, с точки зрения самочувствия этих людей... Мне кажется, что это наш долг перед ними, который нам долго-долго ещё придётся выплачивать. Я прошу поддержать этот законопроект, потому что, ещё раз говорю, он скорее касается нравственных аспектов, чем даже политических или финансово-экономических. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, представители президента, правительства, есть ли желание высказаться? Нет. Докладчик? Докладчик не настаивает на заключительном слове. Я ставлю на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу о детях с ограниченными возможностями здоровья" (первое чтение). Включите режим голосования. Кто без карточки? Нет таких. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 23 мин. 56 сек.) Проголосовало за 401 чел.89,1% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 401 чел. Не голосовало 49 чел.10,9% Результат: принято Принимается законопроект в первом чтении.