Заседание № 75
О проекте федерального закона № 163197-5 "О внесении изменения в статью 251 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (об освобождении от обложения налогом на прибыль организаций доходов в виде имущественного взноса Российской Федерации в имущество государственной корпорации или фонда; принят в первом чтении 18 февраля 2009 года с наименованием "О внесении изменений в статью 251 части второй Налогового кодекса Российской Федерации").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Пункт 5, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 251 части второй Налогового кодекса Российской Федерации". Докладывает заместитель председателя Комитета по бюджету и налогам Андрей Михайлович Макаров. Пожалуйста, Андрей Михайлович. МАКАРОВ А. М. Спасибо, уважаемый Олег Викторович. Уважаемые коллеги, вам предлагается во втором чтении проект закона "О внесении изменения в статью 251 части второй Налогового кодекса Российской Федерации". Поступило три поправки. Все три поправки носят технический характер - это реализация замечаний Правового управления, то есть это полностью соответствует тем замечаниям, которые дало наше Правовое управление. Поэтому предлагается перейти к тексту поправок. Повторяю: все поправки технические. Комитет предлагает их принять. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, таблица 1 - три поправки, рекомендованные к принятию. Есть замечания? Нет. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 49 мин. 19 сек. ) Проголосовало за 344 чел.76,4% Проголосовало против 34 чел.7,6% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 378 чел. Не голосовало 72 чел.16,0% Результат: принято Принимается таблица. Ставлю на голосование законопроект во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 49 мин. 48 сек.) Проголосовало за 350 чел.77,8% Проголосовало против 56 чел.12,4% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 406 чел. Не голосовало 44 чел.9,8% Результат: принято Законопроект принят во втором чтении. Пожалуйста, комитет. МАКАРОВ А. М. Спасибо. Олег Викторович, уважаемые коллеги! Законопроект подготовлен к принятию в третьем чтении. Проведены юридическая и лингвистическая экспертизы, получены заключения. Поэтому предлагается принять данный законопроект в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть замечания по этому предложению? Нет. У нас сегодня не было "часа голосования", поэтому я открываю эту процедуру. Объявляется "час голосования". В рамках этой процедуры ставлю данный законопроект на голосование в третьем чтении. По мотивам голосования - депутат Коломейцев. Отмените голосование. Нет, не Виктор Андреевич, а Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги, на самом деле этот законопроект не такой безобидный, как многим кажется. Сначала мы с вами ещё живущим и здравствующим президентам и их семьям разрешили иметь фонды, дали по миллиарду 250 миллионов, а теперь, вместо того чтобы бабушкам помочь хоть по 3 копейки, мы их освобождаем от налогов, одновременно лишая региональные бюджеты возможности получать хотя бы с этих незаконно отданных, с моей точки зрения, денег налоги. Понимаете, в чём проблема? Поэтому мне кажется, что вот этот законопроект не стоило вообще в этот кризисный момент выносить, потому что это выглядит цинично, когда одним мы придумываем фонды наследия и отдаём бюджетные деньги в огромных количествах, а у других забираем последнее. Поэтому мы против этого законопроекта и предлагаем всем, кто беспокоится о своих избирателях, не поддерживать его. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование в третьем чтении проект федерального закона "О внесении изменения в статью 251 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" в рамках объявленного "часа голосования". Включите, пожалуйста, режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 52 мин. 16 сек.) Проголосовало за 353 чел.78,4% Проголосовало против 57 чел.12,7% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 410 чел. Не голосовало 40 чел.8,9% Результат: принято Принят в третьем чтении.
Заседание № 74
О проекте федерального закона № 163197-5 "О внесении изменений в статью 251 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (об освобождении от обложения налогом на прибыль организаций доходов в виде имущественного взноса Российской Федерации в имущество государственной корпорации или фонда).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Пункт 12. О проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 251 части второй Налогового кодекса Российской Федерации". Докладывает заместитель председателя Комитета по бюджету и налогам Андрей Михайлович Макаров. МАКАРОВ А. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Вашему вниманию представляется законопроект, который носит исключительно технический характер. Этим проектом закона устраняется опасность двоякого толкования закона, в данном случае о налоге на прибыль. С целью устранения вот этой возможности двоякого толкования данный законопроект дополняет статью 251 Налогового кодекса указанием на то, что при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются те организации, которые получают доходы в виде имущественных взносов Российской Федерации, - это государственные корпорации и фонды, созданные в соответствии с законом. Законопроект, я повторяю, носит технический характер. Данные корпорации никогда не платили налог, никогда этого не было, но опасность трактовки, что здесь этот налог подлежит уплате, безусловно, существует. И поэтому в данном случае для устранения этой опасности, повторяю, этот законопроект и предлагается. На законопроект получено положительное заключение правительства. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно). МАКАРОВ А. М. Да, конечно, оно есть, оно роздано в зале. Комитет по бюджету и налогам предлагает поддержать данный законопроект в первом чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, первое чтение. Есть ли вопросы к докладчику? Есть вопросы. Записываю: Штогрин, Багаряков, Федоткин и Иванов. Четыре вопроса. Никого не забыл? Нет. Депутат Штогрин. ШТОГРИН С. И. Спасибо, Олег Викторович. Андрей Михайлович, у меня два вопроса. Первый: о каком имуществе идёт речь? Нет ли тут передачи имущества от компаний коммерческих и так далее в госкорпорации? И второй вопрос. Если бы мы не приняли этот закон, который вы вносите, какой бюджетный уровень больше всего получил бы этот налог и в условиях кризиса поправил свои финансовые дела, естественно, за счёт федерального бюджета? МАКАРОВ А. М. Спасибо за вопрос, Сергей Иванович. Начнём с того, что данный закон не влечёт за собой потерь федерального бюджета. Это первое. В данном случае, естественно, он не влечёт и потерь региональных бюджетов. Отвечаю на второй вопрос, заданный вне протокола, просто чтобы уточнить. Итак, о чём идёт речь? Речь идёт о том, что все эти корпорации и фонды созданы на основании специального закона именно для данного вида организаций. У нас статья 251 содержит на сегодняшний день норму, согласно которой от налогообложения, от налога на прибыль освобождается то имущество, которое вносится в уставный капитал. Но имущественный взнос в любом виде государство передаёт в созданные в соответствии с законом корпорации на ведение их деятельности, на ведение уставной деятельности. И вот расхождение в понимании "уставный капитал" и "уставная деятельность" и составляет предмет этого закона. Очевидно, что здесь это одно и то же, здесь не возникает объекта налогообложения. Но чтобы не возникало той трактовки, о которой вы говорите, в данном случае мы предлагаем внести это дополнение. Я повторю: оно носит технический характер и никаких последствий для бюджетов не несёт. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Багаряков. БАГАРЯКОВ А. В. Спасибо. Если можно, назовите перечень организаций, которые подпадают под этот закон, под поправку, чтобы было понятно, что это за организации и какие суммы внесло государство в уставный капитал этих организаций. И в продолжение следующий вопрос. Условно говоря, внесли миллиард рублей в уставный капитал какой-то организации, общественной организации. Эта организация на эти деньги купила здание и сдала его в аренду. Доход, полученный от аренды, не облагается тоже, остаётся собственностью этой организации? (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. МАКАРОВ А. М. Спасибо большое. Вы знаете, если вас интересует перечень, на самом деле все они созданы в соответствии с законами, можете просто открыть базу и посмотреть: это Российская корпорация нанотехнологий, это Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, Федеральный фонд содействия развитию жилищного строительства и так далее. Кстати, в пояснительной записке частично они перечисляются, посмотрите. Если вас интересует какая-то конкретная организация, я обязательно подтвержу, что её это тоже касается. Я повторяю, чтобы больше не возникало никаких вопросов: ни о какой продаже или сдаче в аренду имущества речи не идёт. Речь идёт о том, что имущество передаётся от государства фактически государству. То есть вот у вас сейчас в левом внутреннем кармане пиджака лежит авторучка, вы её взяли и переложили из левого кармана в правый карман. У вас возникла база для налогообложения? Нет, не возникла. Но в ту секунду, когда вы захотите эту ручку продать мне, у вас база возникнет и с того, что вы продадите, вы заплатите налог. Никто не освобождает от налогообложения факт реализации, мы говорим только о том, чтобы не было двойного налогообложения. Давайте представим себе ситуацию. Например, государство передаёт какую-то землю с инфраструктурой для строительства домов. У корпорации в уставе написано, что она должна будет реализовать эту землю с инфраструктурой тому, кто будет строить. Что произойдёт, если не принять такой закон, в чём опасность? Государство, передав землю корпорации, возьмёт с этого налог, а корпорация, когда реализует её тому, кто будет строить, возьмёт налог второй раз. Вот мы говорим: пока государство оставляет это у себя, никак это не реализуется, здесь налога не будет, но если вы отдали кому-то, чтобы строить, неважно что, вот тут налог возникнет и налог будет заплачен, никакого освобождения здесь нет. В противном случае мы на самом деле удорожаем те услуги, которые получают граждане, регионы, просто двойным налогообложением. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Федоткин. ФЕДОТКИН В. Н. Андрей Михайлович, вопрос довольно своеобразный. Мы недавно дали президенту предложения по поддержке малого, среднего и крупного бизнеса, там эти проблемы тоже встают. Так вот, у меня вопрос. Всё-таки это звучит так: "об освобождении от налогообложения налогом на прибыль организаций доходов...". То есть проблема, видимо, есть, иначе она не выносилась бы сюда на рассмотрение. Если закон мы не примем, то освобождений не будет и они будут платить. Вы же, наверное, когда принимали решение, рассматривали и финансовую составляющую. Тогда скажите, пожалуйста, хотя бы примерно, сколько они должны будут заплатить, если этого закона не будет? МАКАРОВ А. М. Владимир Николаевич, я попробую повторить свою мысль ещё один раз: они ничего не должны будут платить, потому что, я повторяю, база налогообложения в данном случае не возникает до того момента, пока не наступает реализация. Сегодня в законе прописано освобождение от налогов только как взнос в уставный капитал, а здесь имущественный взнос выдаётся на ведение уставной деятельности, понимаете, вот в чём проблема. Чтобы не возникало этой проблемы, мы здесь устраняем не налогообложение, а устраняем такую возможность толкования, которая приведёт не к налогообложению, а к двойному налогообложению. Будет принят этот закон или не будет... У нас налогообложение одного объекта может идти только один раз. Поэтому никто по этому закону ничего лишнего не получит, и никто того, что не надо было, не отдаст. Опасений здесь никаких не возникает. Если же вас интересует, где платятся налоги этими корпорациями, я вам сразу могу сказать: все эти корпорации зарегистрированы в городе Москве, поскольку у нас сегодня часть федерального налога на прибыль практически сокращена до минимума, любые налоги на прибыль, в первую очередь по этим корпорациям, платятся в бюджет города Москвы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Иванов Сергей Владимирович. ИВАНОВ С. В. Спасибо. Андрей Михайлович, хочется надеяться, что от такой государственной корпорации, как Российская корпорация нанотехнологий, может быть, какая-то прибыль всё-таки будет, и не стоит её, конечно, облагать налогом, но вот от Центра исторического наследия Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, не очень понятно, какая может быть прибыль. И почему тогда сразу не передать этот государственный взнос в уставной капитал, а не на ведение уставный деятельности? МАКАРОВ А. М. Спасибо огромное за вопрос. Хотелось бы обратить внимание на одно обстоятельство. Все те корпорации, в том числе и тот фонд, о котором вы сказали, - это некоммерческие организации. У некоммерческих организаций поискать уставный капитал - это очень сложно. Второе. Говорить надо не о прибыли, я не хотел бы обсуждать сейчас, какая прибыль от нанотехнологий, "нано" - это, насколько я помню, что-то очень маленькое. Мы сейчас говорим о другом, мы говорим о том, что если имущество государства передаётся с какой-то определённой целью, то облагаться налогом это может только в том случае, если вот эта корпорация его реализует, а если государство переложило из правого кармана в левый, не образуется здесь объекта налогообложения. Вам могут не нравиться нанотехнологии, вам может не нравиться фонд, вам может не нравиться что-то ещё, но вот объект налогообложения в зависимости от ваших симпатий или несимпатий, антипатий, к сожалению, меняться не может. Вот именно для того, чтобы ни у кого не возникало сомнений, что объект налогообложения возникает... зависит от того, любим мы Чубайса или не любим, предлагается этот закон. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, вопросы все заданы. Андрей Михайлович, вы можете присаживаться. Есть ли желающие выступить? Есть. Депутат Багаряков. Подводим черту, одно выступление. Пожалуйста. БАГАРЯКОВ А. В. Уважаемые коллеги, я не зря задал вопрос Андрею Михайловичу, просил огласить список тех организаций, которые подпадают под эту льготу. Так вот, уважаемые коллеги, действительно это госкорпорация нанотехнологий, фонд реформирования ЖКХ и другие подобные госкорпорации. Что получается на самом деле? Действительно, деньги, которые выделило государство, должны были быть направлены на уставную деятельность. Что происходит дальше? Дальше советы директоров этих корпораций принимают внутренние решения, на основании которых деньги, предназначенные для уставной деятельности, направляются на фондовый рынок. В итоге все госкорпорации, которые получили деньги от государства, больше половины, львиную долю направили на фондовый рынок. Недавно мы принимали законопроект, касающийся нанотехнологий. Мы тоже позволили им размещать деньги в ценные бумаги. И когда разговор идёт о том, что нет предмета налогообложения, это неправда. Доход они получают именно с денег, которые вложило государство (это может быть как доход, так и убыток). Поэтому при голосовании прошу это учесть. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представители президента и правительства хотят принять участие в разговоре? Нет. Андрей Михайлович не просит времени для заключительного слова, он считает, что он всё уже объяснил три раза. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в статью 251 части второй Налогового кодекса Российской Федерации". Включите режим голосования. Кто без карточки? Нет. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 08 мин. 15 сек.) Проголосовало за 337 чел.74,9% Проголосовало против 61 чел.13,6% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 399 чел. Не голосовало 51 чел.11,3% Результат: принято Принимается.