Заседание № 140

14.07.2023
Вопрос:

О проекте федерального закона № 162738-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" и статью 4 Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике" (в части возможности трудоустройства обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования и высшего образования).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 946 по 985 из 4425
Переходим к рассмотрению 5-го вопроса. О проекте федерального закона "О         
внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской             
Федерации" и статью 4 Федерального закона "О науке и государственной            
научно-технической политике" (в части возможности трудоустройства обучающихся   
по образовательным программам среднего профессионального образования и          
высшего образования). Доклад Ольги Михайловны Казаковой, председателя           
Комитета по просвещению.                                                        
                                                                                
Пожалуйста, Ольга Михайловна.                                                   
                                                                                
КАЗАКОВА О. М., председатель Комитета Государственной Думы по просвещению,      
фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                                        
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Комитетом Государственной     
Думы по просвещению законопроект подготовлен к третьему чтению. Законопроект    
касается расширения возможностей трудоустройства студентов вузов и учащихся     
педагогических колледжей.                                                       
                                                                                
Все необходимые процедуры пройдены. Замечаний к законопроекту не имеется.       
Просим поддержать в третьем чтении.                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, по мотивам кто-то хотел бы             
высказаться? Нет.                                                               
                                                                                
Ставится на голосование законопроект, 5-й вопрос нашей повестки, третье         
чтение.                                                                         
                                                                                
Пожалуйста, включите режим голосования.                                         
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 34 мин. 14 сек.)                 
Проголосовало за              380 чел.84,4 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    380 чел.                                          
Не голосовало                  70 чел.15,6 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Федеральный закон принят единогласно.                                           

Заседание № 139

13.07.2023
Вопрос:

О проекте федерального закона № 162738-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" и статью 4 Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике" (в части возможности трудоустройства обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования и высшего образования).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2742 по 2818 из 5824
21-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в              
Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" и статью 4            
Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике".    
Докладывает Ольга Михайловна Казакова.                                          
                                                                                
КАЗАКОВА О. М., председатель Комитета Государственной Думы по просвещению,      
фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                                        
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! 25 мая мы рассмотрели данный        
законопроект в первом чтении, 375 коллег-депутатов поддержали этот              
законопроект. Напомню, коллеги, что данный законопроект касается возможности    
трудоустройства обучающихся по образовательным программам среднего              
профессионального образования и высшего образования, а именно мы расширяем      
круг возможностей для студентов, для обучающихся, которые ещё учатся, но при    
этом хотят работать.                                                            
                                                                                
Я благодарю всех депутатов, которые после обсуждения в зале внесли свои         
поправки. Мы в комитете поддержали все поправки, они включены в одну таблицу.   
Что по содержанию мы изменили поправками? Расширили группу учащихся, которые    
могут работать: были только ребята, которые получают дошкольное образование,    
учатся на воспитателей, мы укрупнили эту группу, и теперь все, кто обучается    
специальностям из группы "Образование и педагогические науки", смогут на        
последнем курсе работать при соблюдении необходимых условий, которые описаны    
в том числе в законе, это первое. Второе, дали возможность работать не только   
в детском саду воспитателями, но и в начальной школе, это как раз то, о чём     
говорили многие коллеги при обсуждении законопроекта в первом чтении.           
                                                                                
Коллеги, комитет поддерживает таблицу поправок и просит вас тоже                
проголосовать за.                                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет.                          
                                                                                
Таблица поправок ставится на голосование.                                       
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 54 мин. 12 сек.)                 
Проголосовало за              387 чел.86,0 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    387 чел.                                          
Не голосовало                  63 чел.14,0 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Таблица поправок принимается.                                                   
                                                                                
Законопроект ставится на голосование во втором чтении.                          
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 54 мин. 36 сек.)                 
Проголосовало за              389 чел.86,4 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    389 чел.                                          
Не голосовало                  61 чел.13,6 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается во втором чтении единогласно. Спасибо.                              
                                                                                
Пожалуйста, Ольга Михайловна.                                                   
                                                                                
КАЗАКОВА О. М. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроект         
полностью готов к третьему чтению, и мы просим, если нет возражений, включить   
его в повестку на завтра.                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, нет возражений? Нет.                                                   
                                                                                
Прошу учесть.                                                                   

Заседание № 125

25.05.2023
Вопрос:

О проекте федерального закона № 162738-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" и статью 4 Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике" (в части возможности трудоустройства обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования и высшего образования).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4713 по 4983 из 5641
27-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный      
закон "Об образовании в Российской Федерации" и статью 4 Федерального закона    
"О науке и государственной научно-технической политике". Доклад Александра      
Георгиевича Мажуги.                                                             
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
МАЖУГА А. Г. Глубокоуважаемый Александр Дмитриевич, глубокоуважаемые коллеги!   
Представленный на ваше рассмотрение законопроект направлен на расширение        
возможностей обучающихся по образовательным программам высшего образования в    
части осуществления ими трудовой деятельности, а также на обеспечение допуска   
обучающихся образовательных организаций среднего профессионального              
образования к занятиям педагогической деятельностью.                            
                                                                                
Коллеги, наверное, многие из вас, обучаясь в своём высшем учебном заведении,    
параллельно были трудоустроены в университете или научной организации, на       
кафедре, в лаборатории или другом подразделении. Для нас такое                  
трудоустройство, когда-то на позицию лаборанта, когда-то техника, было не       
только хорошей финансовой поддержкой, но и позволяло погрузиться в профессию    
ещё во время обучения. Сегодня такая практика нереализуема.                     
                                                                                
Напомню, что совсем недавно стартовал второй год объявленного Президентом       
Российской Федерации Десятилетия науки и технологий. Ключевой задачей           
десятилетия является привлечение молодёжи в сектор исследований и разработок.   
                                                                                
В законопроекте мы предлагаем предоставить право обучающимся вузов занимать     
должности учебно-вспомогательного персонала, работников сферы научного          
обслуживания. Предполагается, что перечень должностей и порядок допуска к ним   
будет устанавливаться Минобрнауки по согласованию с Минтрудом Российской        
Федерации.                                                                      
                                                                                
Расширение возможностей для трудоустройства студентов в вузы и научные          
организации позволит активно вовлекать молодёжь в научно-исследовательскую      
деятельность, улучшить показатели практической подготовки, а также закрепить    
молодёжь в науке. При этом при необходимости образовательная организация        
высшего образования и научная организация будут обеспечены необходимыми         
кадрами для научного и образовательного процесса.                               
                                                                                
Вторая часть законопроекта посвящена предоставлению права обучающимся по        
образовательным программам среднего профессионального образования по            
специальности "Дошкольное образование" быть допущенными к занятиям              
педагогической деятельностью по образовательным программам дошкольного          
образования.                                                                    
                                                                                
Уважаемые коллеги, большая просьба поддержать наш законопроект.                 
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Содоклад - Ольга Михайловна Казакова.                                           
                                                                                
КАЗАКОВА О. М., председатель Комитета Государственной Думы по просвещению,      
фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                                        
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Комитет Государственной      
Думы по просвещению рассмотрел данный законопроект и поддерживает его. В        
состав авторов входят члены нашего комитета.                                    
                                                                                
Александр Георгиевич очень подробно остановился на норме, которая связана со    
студентами, то есть с высшим образованием, но в этом законопроекте есть ещё     
одна норма, связанная с СПО, и я хочу остановиться на ней. Мы хотим             
предоставить возможность нашим учащимся, которые уже оканчивают учреждения      
среднего профессионального образования педагогические, на последнем курсе       
работать в детском саду воспитателями. Сегодня возможность работать             
педагогами на заключительных курсах есть только у студентов в высшем            
образовании, по СПО сегодня вообще нет такой нормы. Но у нас было много         
обращений и от руководителей учреждений, и от студентов, и от представителей    
профессионального сообщества, то есть от руководителей детских садов, даже от   
директоров школ: есть довольно грамотные учащиеся, которые прошли большую       
практику, успешно сдают все экзамены и уже готовы работать, и, если у           
учебного заведения есть потребность в таком сотруднике - а это практически      
уже готовый специалист, через три, четыре, пять, шесть месяцев он всё равно     
уже окончит учебное заведение, - просят дать таким ребятам возможность          
работать. Мы всё внимательно посмотрели: и количество часов практики, и         
образовательную деятельность, которую они должны вести, - они всё это уже       
прошли к этому периоду. Поэтому мы считаем, что есть основания разрешить        
таким студентам, таким учащимся, получающим среднее профессиональное            
образование, совмещать работу с учёбой. Более того, мы даже предлагаем          
расширить эту норму, распространить её не только на воспитателей детских        
садов, но и на учителей начальной школы.                                        
                                                                                
Я сама начала работать в 18 лет, и в детском саду, и в начальной школе          
работала, и я понимаю, что если хочешь работать, если у тебя есть такое         
желание, то абсолютно точно справишься. И знаете, что тут очень важно? Когда    
приходит ещё студент или учащийся учреждения СПО на работу, педагогический      
коллектив более трепетно относится к такому сотруднику, и, конечно, ему         
оказывается вся наставническая помощь, и молодой человек в более комфортном     
режиме входит в профессию: он задаёт вопросы, интересуется. И это, конечно,     
по нашему мнению, его сохранит, оставит в профессии, потому что он уже          
поработал, будучи студентом, определился, что он остаётся в профессии, и        
потом уже с дипломом приходит работать в детский сад или в школу.               
                                                                                
Коллеги, мы предлагаем такую норму поддержать. Мы всегда говорим о дефиците     
кадров педагогических работников что в детских садах, что в школах - конечно,   
нам нужно не просто говорить, нам нужно двигаться дальше. Если у молодёжи       
есть желание работать, мы должны сделать всё, чтобы такое желание               
удовлетворить, дать эту возможность.                                            
                                                                                
Просим поддержать законопроект и надеемся на общую поддержку представителей     
всех фракций.                                                                   
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли вопросы? Да.                                                            
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Бессонов Евгений Иванович.                                                      
                                                                                
БЕССОНОВ Е. И., фракция КПРФ.                                                   
                                                                                
Уважаемые докладчики, советское высшее и среднее образование: студенты учатся   
и подрабатывают - нынешнее образование: студенты работают и подучиваются. Вот   
данный законопроект, который позволит трудоустраиваться студентам,              
положительный, но цель его - дать возможность заработать денег. Может быть,     
всё-таки рассмотреть вопрос об увеличении стипендий, для того чтобы у детей     
не было необходимости искать где-то доход, чтобы снять квартиру, поесть и так   
далее? Вот этот вопрос вы не рассматривали - как повысить стипендии в среднем   
и в высшем образовании?                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Мажуге включите микрофон.                                 
                                                                                
МАЖУГА А. Г. Спасибо большое за вопрос. Ну, рассматриваемый законопроект        
никаким образом не относится к социальному обеспечению обучающихся, к           
стипендиальному обеспечению. Вспомним советский опыт, о котором вы говорили:    
в советское время была такая форма, как неполное высшее образование, которая    
давала возможность трудоустраиваться, например, на те же позиции лаборантов     
или техников. В настоящее время такого нет - мы, собственно, это и              
предлагаем: чтобы студенты, которые учатся в университете, могли                
трудоустраиваться во время обучения в свой университет или в научную            
организацию на такие позиции. И законопроект прежде всего преследует цели       
вовлечения молодёжи в науку, в образовательный процесс.                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите микрофон на трибуне.                             
                                                                                
КАЗАКОВА О. М. Я добавлю. Конечно, основным мотивом был не тот, о котором вы    
сказали, вот зарабатывание денег, а именно желание. Пока у молодого человека    
есть желание работать, нужно дать ему попробовать: что касается СПО,            
попробовать конкретно в своей же профессии, которую он получает, ну а что       
касается студентов, там сил много, энергии много - могу и учиться, могу и       
работать, - ну, пусть работают в образовательных организациях. Сегодня,         
получается, в бизнесе студенты могут работать, а вот в образовательных и        
научных организациях - нет. Законопроект это добавляет, просто расширяет их     
возможности.                                                                    
                                                                                
Спасибо за вопрос. Вопрос хороший, правильный. И эта инициатива не исключает    
необходимости работать над повышением и стипендий, и зарплат, и всего           
остального.                                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коломейцев Николай Васильевич.                            
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Александр Георгиевич, уважаемая Ольга Михайловна!    
Вот вы в ответе, Ольга Михайловна, правильно сказали: "...когда мне было 18     
лет..." Значительная часть студентов в системе СПО, ну, не являются             
18-летними. Я имею опыт: у меня было 500 таких студентов и учащихся - и это     
был такой головняк, вы даже себе представить не можете. И это в то время, а     
сегодня КЗоТ же в принципе не разрешает... Или вот вы представьте: вы           
заведуете детским садом, а я вам привёл пять воспитателей, у которых            
сокращённый рабочий день, - и куда вы детей денете?                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите микрофон на трибуне.                             
                                                                                
КАЗАКОВА О. М. Николай Васильевич, вы правильно спросили, я просто на этом не   
акцентировала внимание в своём выступлении. Как раз условием является           
совершеннолетие. Вот два условия есть - это совершеннолетие учащегося (только   
тогда можем его к детям отправлять, потому что у него определённая степень      
ответственности, высокая степень ответственности наступает) и успешная сдача    
всех образовательных программ, которые он проходит. Так что абсолютно           
правильно. Мы сначала это не учли, но потом переделали законопроект и уже вот   
с этой нормой его перевнесли.                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Метшин Айдар Раисович.                                    
                                                                                
МЕТШИН А. Р., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                          
                                                                                
Ольга Михайловна, очень важный законопроект и, с моей точки зрения,             
безусловно нужный. Я хотел бы спросить, не считаете ли вы более эффективным     
такое целеполагание: не только трудоустройство, но и сквозное раннее            
прохождение практики и уже последующее трудоустройство в данном                 
образовательном учреждении?                                                     
                                                                                
КАЗАКОВА О. М. Вы знаете, я полагаю, что одно другого не исключает. Вообще,     
раннее получение профессии... вот многие сейчас говорят, что ещё в школу        
нужно возвращать - помните, у нас была профессиональная практика, мы            
дополнительные профессии получали уже в школе, - нужно это делать! Но как раз   
учащиеся СПО получают большее количество - именно вот то, о чём вы говорите,    
- практических часов. Они сразу начинают, потому они уже к третьему курсу,      
даже после второго, и проходят столько же, сколько студенты в высшем учебном    
заведении. Мы сравнили количество пройденных часов практики - получается, что   
студенты на четвёртом курсе, которые могут работать, которым по закону это      
разрешено, такое же количество часов практики проходят. То есть у учащихся      
СПО практики больше, поэтому у них иногда и навыков больше. И многие            
работодатели говорят, что берут с удовольствием как раз тех, кто закончил СПО   
(это касается не только педагогов), потому что там практики много. Мы с вами    
все понимаем, что практика не заменит никогда никакую... вернее, всегда будет   
впереди любых теоретических знаний. Так что абсолютно точно нужно увеличивать   
количество часов и учитывать это, когда берут на работу студентов.              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Шеремет Михаил Сергеевич.                                 
                                                                                
ШЕРЕМЕТ М. С. Спасибо, Александр Дмитриевич. Вопрос, наверное, Ольге            
Михайловне, раз она на трибуне.                                                 
                                                                                
Как правило, в дипломе об окончании высшего учебного заведения специальность    
называется не "дошкольное образование", а "дошкольное образование и начальное   
образование". В связи с этим предусматривается ли в законопроекте также         
допуск таких граждан к педагогической деятельности в начальных классах? Если    
нет, то почему? Спасибо.                                                        
                                                                                
КАЗАКОВА О. М. Михаил Сергеевич, сейчас в тексте этого законопроекта у нас      
прописано: те, кто учится по специальности "дошкольное образование", то есть    
те, кто на воспитателя учится, они воспитателями и пойдут. Мы предполагаем,     
что ко второму чтению внесём поправку, что и те, кто учится на учителя          
начальных классов, тоже могут пойти работать. Почему только те, кто на          
дошколку? Ну вот у нас пока нет до конца согласия, что в начальные классы       
можно. Мы-то как раз согласны, но не согласны те, кто даёт нам отзыв по         
процедуре. Мы считаем, что можно разрешить работать в начальных классах,        
потому что - я вас уверяю, как человек, который и там, и там работал, - если    
сравнить, в детском саду ответственность нисколько не ниже, а зачастую даже     
выше, чем в начальной школе: тот же шестилетка в детском саду всё время в       
движении, а тут он сидит за партой и ты ему только даёшь образовательную и      
воспитательную программу, то есть уровень ответственности у воспитателя         
ничуть не меньше. Так что мы считаем, что предложение абсолютно правильное.     
                                                                                
Более того, знаете, на заседании нашего комитета Игорь Кастюкевич (он тоже      
является одним из авторов этого законопроекта) выступал и говорил, что ведь у   
нас есть школы, где вообще кадровая проблема. Мы уже, говорит, иногда просим:   
ну придите кто-нибудь, помогите просто занять эти часы, поработайте, -          
поэтому даже не обсуждаем, что студентам надо это разрешить. Как только они     
готовы, это нужно делать, ведь это лучше, чем просто сидит в классе с детьми    
человек, который совмещает, ну, просто потому, что должен какой-то взрослый     
находиться в классе, а учителя нет. Лучше дать такую возможность человеку,      
который хочет учить и уже готов к этому, чем вообще никому. Мы же не выбираем   
между высокого уровня профессионалом, специалистом и студентом - а именно       
тогда, когда есть дефицит, отсутствуют кадры вообще. Вот тогда это место,       
конечно, может занять студент при тех условиях, о которых мы говорили, о        
которых Николай Васильевич говорит: при успешной учёбе и при достижении         
совершеннолетия, чтобы была ответственность. Я вас уверяю, ни один директор     
не пойдёт на то, чтобы взять непроверенного студента.                           
                                                                                
Так что вопрос правильный, мы только за то, чтобы ещё и начальную школу сюда    
включить.                                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, есть ли желающие выступить? Нет. Представители президента,             
правительства? Докладчик? Содокладчик? Нет.                                     
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в      
Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" и статью 4            
Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике",    
пункт 27.                                                                       
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 49 мин. 37 сек.)                 
Проголосовало за              375 чел.83,3 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    376 чел.                                          
Не голосовало                  74 чел.16,4 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается в первом чтении.