Заседание № 109

10.04.2018
Вопрос:

О проекте федерального закона № 162100-7 "О внесении изменений в статьи 255 и 270 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (в части расширения перечня расходов на оплату труда, учитываемых для целей исчисления налога на прибыль организаций).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2932 по 3005 из 8224
Пункт 25, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 255 и 270   
части второй Налогового кодекса Российской Федерации".                          
                                                                                
Леонид Яковлевич Симановский, пожалуйста.                                       
                                                                                
СИМАНОВСКИЙ Л. Я. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги!            
Законопроект был принят в первом чтении 22 сентября 2017 года и                 
предусматривает включение в состав расходов, учитываемых в целях                
налогообложения налогом на прибыль, расходов на оплату услуг по организации     
туризма и отдыха на территории Российской Федерации, оказанных работникам и     
членам их семей в соответствии с договором о реализации туристского продукта.   
К законопроекту поступила 21 поправка, 2 из которых рекомендованы комитетом к   
принятию, 19 - к отклонению. Прошу поддержать таблицы поправок и принятие       
законопроекта во втором чтении.                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет.             
                                                                                
Ставится на голосование таблица поправок № 1.                                   
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 41 мин. 08 сек.)                 
Проголосовало за              333 чел.74,0 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    334 чел.                                          
Не голосовало                 116 чел.25,8 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Есть ли вопросы по таблице поправок № 2? Нет.                                   
                                                                                
Ставится на голосование таблица поправок № 2.                                   
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 41 мин. 35 сек.)                 
Проголосовало за              314 чел.69,8 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    315 чел.                                          
Не голосовало                 135 чел.30,0 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Ставится на голосование проект закона во втором чтении.                         
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 41 мин. 58 сек.)                 
Проголосовало за              366 чел.81,3 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    366 чел.                                          
Не голосовало                  84 чел.18,7 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принят во втором чтении.                                                        
                                                                                
Включите микрофон на трибуне.                                                   
                                                                                
СИМАНОВСКИЙ Л. Я. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги!            
Законопроект готов для принятия в третьем чтении, прошу включить его в          
повестку дня на 12 апреля для рассмотрения в третьем чтении.                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Включаем.                                        

Заседание № 63

22.09.2017
Вопрос:

О проекте федерального закона № 162100-7 "О внесении изменений в статьи 255 и 270 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (в части расширения перечня расходов на оплату труда, учитываемых для целей исчисления налога на прибыль организаций).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1272 по 1998 из 5663
10-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в статьи 255   
и 270 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (о расширении       
перечня расходов на оплату труда, учитываемых для целей исчисления налога на    
прибыль организаций). Доклад члена Совета Федерации Рязанского Валерия          
Владимировича.                                                                  
                                                                                
Пожалуйста, Валерий Владимирович.                                               
                                                                                
РЯЗАНСКИЙ В. В., член Совета Федерации.                                         
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Целью законопроекта,          
который наша группа разработчиков предлагает вашему вниманию, является          
государственная поддержка развития туризма и предоставление работающим лицам    
и членам их семей дополнительной возможности реализовать своё право на отдых.   
Суть предлагаемых изменений состоит в наделении работодателей правом учесть     
затраты, понесённые на оплату услуг по организации туризма и отдыха на          
территории Российской Федерации по договору о реализации туристского продукта   
(очень важен, на наш взгляд, именно комплексный подход к организации отдыха и   
туризма), заключённому работодателем с туроператором, для целей обложения       
налогом на прибыль.                                                             
                                                                                
Какие дополнительные возможности при реализации закона мы видим? Прежде         
всего, помимо социальной составляющей здесь есть достаточно серьёзная           
бюджетная составляющая: каждые 10 тысяч организованных туристических поездок    
дают в бюджет порядка 111 миллионов рублей. Статистика, которой мы              
располагаем на сегодняшний день, - 110 тысяч поездок за 2016 год - никак не     
может нас удовлетворить с точки зрения организации такого рода деятельности.    
                                                                                
Хочу сразу сказать: мы прекрасно понимаем, что такая помощь работающим должна   
быть ограничена определёнными размерами. В законопроекте предлагается           
установить сумму в 50 тысяч рублей, но в зачёт, конечно, пойдёт сумма по        
факту. Для справки хочу сказать, что средняя стоимость такого тура, расходы     
на услуги по организации туризма и отдыха в нашей стране, по итогам             
предыдущего года составила 29,5 тысячи рублей, то есть здесь заложены           
достаточно высокие резервы.                                                     
                                                                                
Нам хочется отметить ещё одно: работодатели получат дополнительную              
возможность равномерно распределить отпускные периоды своих сотрудников,        
соответственно мы сможем и в так называемый низкий сезон обеспечить загрузку    
туристской индустрии и индустрии отдыха, что будет полезно и для мест, где      
будут размещаться туристы, и для всей инфраструктуры в целом. На мой взгляд,    
- отмечу ещё одну составляющую - это может оживить и работу профсоюзных         
организаций, органов самоуправления трудовых коллективов (где они есть),        
поскольку заключение коллективных договоров повлияет на создание                
соответствующего микроклимата в трудовых коллективах.                           
                                                                                
Ну и в заключение хочу сказать, что мы получили замечания профильных            
комитетов, Счётной палаты по законопроекту, мы их понимаем и, естественно,      
готовы ко второму чтению в рамках работы в профильном комитете                  
Государственной Думы довести законопроект до логического завершения.            
                                                                                
Просим поддержать законопроект.                                                 
                                                                                
                    Председательствует Первый заместитель                       
                      Председателя Государственной Думы                         
                                 А. Д. Жуков                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Содоклад Кармазиной Раисы Васильевны.                                           
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
КАРМАЗИНА Р. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                       
                                                                                
Уважаемые коллеги, на ваше рассмотрение представлен законопроект "О внесении    
изменений в статьи 255 и 270 части второй Налогового кодекса Российской         
Федерации", который внесли члены Совета Федерации Рязанский, Фомин и            
Варфоломеев, а также депутат Государственной Думы Гильмутдинов Ильдар           
Ирекович.                                                                       
                                                                                
В законопроекте предусмотрены изменения в Налоговый кодекс. Такой               
законопроект вносился ещё в Думу предыдущего созыва, я была соавтором, но       
тогда не была определена предельная сумма расходов, затрат, которые могут       
быть отнесены на себестоимость. Членам Совета Федерации, как субъектам права    
законодательной инициативы, мы порекомендовали перевнести законопроект, они     
учли эти замечания, и сегодня автор доложил вам суть законопроекта.             
                                                                                
Я хочу остановиться на тех моментах, которые отразили в своих заключениях наш   
комитет и Счётная палата, на том, что нужно исправить ко второму чтению, а      
также хочу вам сказать, что сумма 50 тысяч рублей - это на одного человека,     
на самого работника, на члена его семьи: жена, дети, в том числе                
усыновлённые, опекаемые и те дети, которые до 24 лет обучаются по дневной       
форме обучения.                                                                 
                                                                                
Авторы говорят, что расходов федерального бюджета не потребуется, однако я      
хочу напомнить вам, что, если мы без ограничений, полностью примем эти нормы,   
возникнут выпадающие доходы по налогу на прибыль. В связи с этим я хочу вам     
рассказать предысторию. В 2008 году, когда был кризис, Владимир Владимирович    
Путин, тогда премьер, приходил к нам с законопроектами о мерах по поддержке     
во время кризиса не только работодателей, но и работников, и были внесены       
изменения в статью 255, пункт 16, которыми было определено, что те расходы,     
которые понесёт работодатель, оплачивая работникам как дополнительную           
медицинскую страховку, так и платные медицинские услуги, он имеет право         
относить на расходы на оплату труда, но предусмотрен предел - до 6 процентов    
фонда оплаты труда. Вот чтобы не было выпадающих доходов, мы рекомендуем ко     
второму чтению в эту норму вписаться, и тогда всё будет нормально, мы не        
затронем межбюджетные отношения субъектов Российской Федерации.                 
                                                                                
Счётная палата отмечает следующее... Да, одновременно с изменениями в           
отношении вот этих расходов Владимир Владимирович вносил в Налоговый кодекс и   
поправку по налогу на доходы физических лиц: чтобы у самих работников не было   
материальной выгоды, мы предусмотрели освобождение от налога на доходы          
физических лиц. А здесь, исходя из текста законопроекта, возникает ещё и        
налог на доходы физических лиц, 13 процентов, и Счётная палата в заключении     
это отражает. Ко второму чтению мы найдём возможность это исправить:            
работодатель является агентом по отношению к государству и удерживает налоги    
с работающего, но члены семьи работника в этом коллективе не работают. Вот      
эти моменты нам нужно будет урегулировать.                                      
                                                                                
А законопроект важный и правильный. И именно во время кризиса наши коллеги      
его внесли, когда к нам применили санкции. Мы видим, что внутренний туризм      
растёт, и мы с вами тоже должны его развивать.                                  
                                                                                
Я предлагаю принять данный законопроект, а ко второму чтению, думаю, мы его     
подправим по тем вопросам, замечаниям, которые отражены в заключениях.          
                                                                                
Если есть вопросы, я отвечу.                                                    
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли вопросы? Есть.                                                          
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Зиннуров Ирек Хайдарович, пожалуйста.                                           
                                                                                
ЗИННУРОВ И. Х., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Добрый день! А будет ли платить сотрудник 13 процентов как с материальной       
выгоды?                                                                         
                                                                                
КАРМАЗИНА Р. В. По этому законопроекту у него будет просто доход,               
соответственно, будет и 13 процентов - не 35 процентов, а 13 процентов, - но,   
думаю, мы найдём возможность это исправить, у нас комитет сильный, головы       
умные, мы найдём возможность.                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Валерий Владимирович что-то хочет добавить.               
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
РЯЗАНСКИЙ В. В. Уважаемые коллеги, действительно, есть проблема в этом          
законопроекте. Мы прекрасно осознаём, что остаются вопросы - по налогу на       
доходы физических лиц, по социальным взносам, но мы очень надеемся, что с       
помощью ваших профильных комитетов вместе со Счётной палатой нам удастся        
найти ответы на эти вопросы, а также, естественно, на вопросы, связанные с      
членами семьи. Здесь нет, что называется, неразрешимых проблем, можно           
действовать в логике уже принятых норм закона в части НДФЛ в отношении льгот,   
о чём говорила Раиса Васильевна, но в принципе наш подход сводится к тому,      
что мы допускаем, что с этого подарка работающий человек должен будет           
заплатить налог на доходы физических лиц. Это было бы справедливо по            
отношению к органам местной власти, потому что это выпадающие доходы            
муниципальных образований, - очень не хотелось бы их затрагивать.               
                                                                                
Что касается социальных взносов, я думаю, что ко второму чтению мы должны       
найти решение этого вопроса, чтобы дополнительно не обременять этим             
работающих граждан, иначе суть подарка будет искажена.                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Зубарев Виктор Владиславович.                             
                                                                                
ЗУБАРЕВ В. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Валерий Владимирович и Раиса Васильевна, скажите, нельзя ли разделить           
туристическое направление и санаторно-курортное, чтобы не повлиять на           
межбюджетные отношения? Санаторно-курортное направление занимает в этой сфере   
небольшое место, но очень важно сохранить развитие нашего                       
санаторно-курортного направления, и мне кажется, его можно было бы ко второму   
чтению выделить и не ограничивать в этой льготе, как сейчас предлагается        
сделать и для туризма, и для санкура.                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Отвечайте, пожалуйста.                                    
                                                                                
РЯЗАНСКИЙ В. В. Естественно, я готов учесть в рамках работы над                 
законопроектом ко второму чтению ваше предложение. Дело в том, что мы тему      
связывали с уже имеющимся набором льгот, которые дают возможность нашим         
работающим гражданам получить за счёт чистой прибыли дополнительную помощь в    
части оздоровления и санкура, но давайте сейчас не будем, что называется,       
загадывать, посмотрим, что покажут расчёты. В принципе мы хотели бы, чтобы      
оздоровительная тематика также была прописана в законе о развитии туризма,      
ведь есть так называемый оздоровительный туризм. Надо будет посмотреть, где     
вопросы лечения, а где вопросы отдыха и оздоровления.                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Альшевских Андрей Геннадьевич.                            
                                                                                
АЛЬШЕВСКИХ А. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                      
                                                                                
Валерий Владимирович, понятно, что любой законопроект, любую идею можно и       
нужно дорабатывать, чтобы довести до ума, тем не менее скажите, пожалуйста:     
какие всё-таки прогнозы? По финансово-экономическому обоснованию понятно, что   
бюджетных средств в случае принятия закона не потребуется, но также хотелось    
бы понять, какие всё-таки в случае его принятия будут выпадающие доходы,        
приведите хотя бы прогнозные данные. Это первое.                                
                                                                                
Второе. Действие этого закона будет распространяться как на коммерческие, так   
и на некоммерческие организации, в частности бюджетные? Но ведь, предположим,   
учителям, врачам, сотрудникам силовых структур и другим работникам за счёт      
государства путёвки оплачиваются. Можете пояснить?                              
                                                                                
РЯЗАНСКИЙ В. В. Андрей Геннадьевич, вы задаёте правильные вопросы. На           
сегодняшний день вклад отрасли туризма в нашу экономику составляет 3,4          
процента, в рублях это чуть больше 3 триллионов рублей. Если перевести на       
налоговую нагрузку, то потери составят приблизительно 659 миллионов рублей -    
поймите, что для объёмов нашей экономики это несущественные деньги. При этом    
хочу обратить ваше внимание на то, что каждые 10 тысяч туристических путёвок,   
которые в комплексе затрагивают вопросы транспорта, проживания, питания,        
экскурсионного обслуживания, дают поступлений в бюджет порядка 111 миллионов    
рублей. Мы считаем, что сможем увеличить практически вдвое продажу              
организованных туристических путёвок, таким образом, мы перекроем фактически    
все потери поступлений в бюджеты разных уровней благодаря развитию системы      
туристского продукта, так что потерь в бюджетах практически не будет.           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Водолацкий Виктор Петрович.                               
                                                                                
ВОДОЛАЦКИЙ В. П., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                      
                                                                                
Уважаемый Валерий Владимирович, законопроект важен, законопроект актуален,      
закон социально направлен, в пояснительной записке говорится, что для семей с   
небольшим уровнем дохода это будет огромной поддержкой, - это действительно     
так. Но есть ли конкретика в законопроекте, что это будет только для семей с    
невысоким уровнем дохода, или работодатель будет давать данное пособие лишь     
своим приближённым, а простые работники так и останутся без путёвок после       
принятия этого закона? Может быть, вы ко второму чтению чётче изложите именно   
порядок его применения для семей с небольшим доходом?                           
                                                                                
РЯЗАНСКИЙ В. В. Виктор Петрович, мы этим законопроектом не устанавливаем        
обязанность работодателей решать этот вопрос, а предоставляем им право за       
счёт сокращения налогооблагаемой базы решать социальную проблему. Нам очень     
хотелось бы этим законопроектом дать импульс, подтолкнуть профсоюзные           
организации, коллективные органы самоуправления различных форм в момент         
решения вопросов следующего финансового года, когда будут подписываться         
коллективные договоры, оговорить такие правила. Это должны быть в большей       
степени внутренние правила предприятий, учреждений (тех, естественно, которые   
имеют прибыль), автономных организаций. Диктовать законом работодателю, кому    
давать путёвку, а кому не давать, мы, конечно, в данном случае не имеем         
права, но давайте в рамках подготовки ко второму чтению послушаем ваши          
предложения. Пока подход именно такой, и мы очень надеемся на активную          
позицию общественных организаций, в том числе профсоюзов.                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Катасонов Сергей Михайлович.                              
                                                                                
КАТАСОНОВ С. М., фракция ЛДПР.                                                  
                                                                                
Уважаемый Валерий Владимирович, насколько я понял, всё-таки НДФЛ здесь у нас    
точно появляется, и плательщиком его, скорее всего, будет сам участник этого    
"туристического поезда". А что у нас со страховыми взносами, плательщиком       
которых является работодатель? Хотелось бы понять их судьбу. Когда всё это      
вместе суммируется, мы понимаем, что появляются дополнительные льготы,          
появляются выпадающие доходы у тех регионов, где нет туристических объектов,    
и вот эти 110 миллионов вроде появляются в других регионах, где эти объекты     
есть. Вот насколько, на ваш взгляд, справедливо: одни регионы мы, скажем так,   
освобождаем от дополнительных доходов, а другие их получат? Тот ли это метод?   
                                                                                
РЯЗАНСКИЙ В. В. Уважаемый Сергей Михайлович, вы правильно подметили эту         
деталь, и голоса глав регионов по отношению к законопроекту разделились,        
отрицательных и положительных практически поровну. Действительно, есть          
регионы, где активно создаётся инфраструктура для внутреннего туризма, и эти    
регионы, естественно, получают дополнительный импульс, потому что туда поедут   
отдыхать. Но, рассуждая вот таким образом, мы никогда не сможем убедить         
регионы заняться проблемами организации внутреннего туризма - сельского,        
познавательного, гастрономического, хотя фактически возможностей в каждом       
регионе достаточно.                                                             
                                                                                
С нашей точки зрения, ко второму чтению следует всё-таки найти возможность не   
обременять этот вид помощи нашим работающим сотрудникам, - думаю, что это как   
раз коснётся малообеспеченных и многодетных сотрудников - дополнительными       
социальными взносами. Хотелось бы напомнить, что мы с вами даём достаточное     
количество льгот по различным видам деятельности. Не надо забывать, что мы с    
вами со стороны государства выделили за последние годы 3,2 триллиона рублей     
на санацию и на помощь финансовой системе страны. Не думаю, что те 600          
миллионов выпадающих доходов - теоретически выпадающих, поскольку выпадающих    
практически, на наш взгляд, не будет, - мы не сможем вложить в отдых наших      
граждан.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Гартунг Валерий Карлович.                                 
                                                                                
ГАРТУНГ В. К., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                   
                                                                                
Раиса Васильевна, у меня вопрос к вам, как к представителю комитета. Если       
честно, я не вижу способа разрешить эту проблему. Мы предлагаем освободить      
предприятие от налога на прибыль, но при этом платежи облагаются в большем      
размере. Если взять НДФЛ и страховые платежи, то суммарно ставка гораздо        
больше получается. Так в чём здесь смысл? Может быть, было бы правильнее, с     
точки зрения комитета, пойти по другому пути? Пусть предприятие заплатит        
налог на прибыль, но тогда следует освободить его от НДФЛ и других страховых    
платежей? Я сейчас вот в этой конструкции не вижу решения. Если включать        
расходы в фонд оплаты труда, то они автоматически подпадают и под НДФЛ, и под   
страховые платежи. Поясните, как вы собираетесь ко второму чтению это           
разрешить? Я не вижу юридического решения.                                      
                                                                                
КАРМАЗИНА Р. В. Уважаемые коллеги, я напомню вам, и правильно Валерий           
Владимирович сказал, что мы с вами отдельные отрасли освобождаем от страховых   
взносов либо понижаем ставки. Вот мы всё время говорили, когда выделяли         
деньги, что сельское хозяйство - как "чёрная дыра": сколько туда ни направляй   
средств... Но практика и жизнь показали, что это дало положительный             
результат. Мы снизили ставки по внесению платежей в бюджет, ввели единый        
сельхозналог и дали право выбирать, как работать. Следующая тема - это          
страховые взносы, ставки тоже были понижены.                                    
                                                                                
Теперь о налоге на прибыль. Вы, наверное, помните: когда принимали закон, был   
установлен предельный размер - до 6 процентов фонда оплаты труда. Эта норма у   
нас уже действует, мы её приняли во время кризиса по предложению Владимира      
Владимировича - больших выпадающих доходов как таковых нет. Значит, и здесь     
будем думать, может быть, сам плательщик... По налогу на прибыль как таковому   
я не думаю, что будет значительное выпадение. Действительно, есть вопрос по     
страховым взносам - будем его решать. Нормы, которые мы с вами приняли, дали    
руководителям много возможностей, сейчас нет текучки, работают                  
высокопрофессиональные специалисты.                                             
                                                                                
Я вам приведу пример - завод имени Решетнёва в Красноярске-26, в городе         
Железногорске. Когда мы с вами освободили завод от подоходного налога при       
гашении процентов по ипотечным кредитам, то есть дали материальную выгоду,      
столько молодых специалистов - а мы видим, что это за предприятие, - туда       
пришло! И это тоже Путин во время кризиса предложил. Найдём мы решение этого    
вопроса, но принимать законопроект нужно.                                       
                                                                                
И ещё одна деталь. Мы очень много говорим о поддержке малого бизнеса - так      
вот здесь как раз большой бизнес будет поддерживать малый бизнес, потому что    
всё, что касается отдыха, туризма, - это не большой бизнес, это малый либо      
средний бизнес. У меня в избирательном округе есть город Енисейск: там есть     
гостиница для паломников, которые туда приезжают, там нет другой работы, это    
просто индивидуальные предприниматели.                                          
                                                                                
Найдём мы выход из этого положения, я думаю, здесь больших выпадающих доходов   
не будет, найдём выход.                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Плетнёва Тамара Васильевна.                               
                                                                                
ПЛЕТНЁВА Т. В., председатель Комитета Государственной Думы по вопросам семьи,   
женщин и детей, фракция КПРФ.                                                   
                                                                                
Валерий Владимирович, ну, всем понятно, что мы хотим усилить, поднять наш       
туризм, хотим, чтобы наши граждане больше отдыхали и туристические базы не      
оставались без отдыхающих, это всё понятно, и я понимаю, что деньги найдут,     
раз правительство этим занялось. Мне только интересно: это будет обязательно?   
Если выделили деньги на семью рабочего, обязательно надо будет использовать     
эти средства только на отдых? А может быть, малообеспеченная семья сроду не     
собиралась ни на какой отдых, у неё много других забот, тогда что, она не       
сможет получить эти деньги? Поясните, пожалуйста.                               
                                                                                
РЯЗАНСКИЙ В. В. Тамара Васильевна, конечно, это абсолютно целевая статья        
расходов, так же как и две другие целевые статьи в рамках той льготы с          
пределом в 6 процентов фонда оплаты труда.                                      
                                                                                
Я ещё раз хочу обратить ваше внимание на мультипликативный эффект от            
организации такого рода туров, задействована вся схема: и транспорт, и          
структуры проживания, питания, и экскурсионная, сувенирная составляющие, и      
оздоровление - это очень важно. Я думаю, любая семья, не очень обеспеченная,    
получив такого рода путёвку на оздоровительный отдых, должна ею                 
воспользоваться.                                                                
                                                                                
Представим себе стандартную семью, четыре человека: они получают возможность    
вместо 200 тысяч рублей - с учётом предельной суммы, которая указана в          
проекте закона, - заплатить только НДФЛ, объём которого мы определим. И это     
может быть просто с одной путёвки, в зависимости от того, как мы сумеем         
договориться с правительством, если в том числе решим вопрос по социальным      
взносам. Если бы мы сразу вносили законопроект, содержащий такое количество     
льгот, он вряд ли дошёл бы до рассмотрения, мы прекрасно понимаем, с чем        
столкнулись бы, так что мне представляется правильным решать вопрос пошагово.   
                                                                                
Что касается, будем говорить так, натурализации всего этого, перевода в         
денежную форму для малообеспеченных семей, есть другие формы социальной         
поддержки, а здесь речь идёт об абсолютно целевой системе поддержки.            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ламейкин Дмитрий Викторович.                              
                                                                                
ЛАМЕЙКИН Д. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Уважаемый Валерий Владимирович, внутренний туризм действительно нуждается в     
стимулировании, и мы прекрасно понимаем - и вы об этом сказали, - что порядка   
30 сопутствующих отраслей туризм тянет за собой.                                
                                                                                
У меня уточняющий вопрос: мы недавно в этом зале приняли закон о курортном      
сборе, этот эксперимент коснулся ряда территорий - будет ли у граждан,          
которые воспользуются этим механизмом, возможность из этих денег уплачивать     
курортный сбор?                                                                 
                                                                                
РЯЗАНСКИЙ В. В. Вопрос правильный. Давайте во втором чтении посмотрим. Если     
уложимся... Пока, кстати, цифра, которая указана в проекте закона, позволяет    
справиться и с этим неприятным для граждан взносом.                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли желающие выступить? Есть.                                               
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Шурчанов Валентин Сергеевич, пожалуйста.                                        
                                                                                
ШУРЧАНОВ В. С., фракция КПРФ.                                                   
                                                                                
Я с места, если можно.                                                          
                                                                                
Уважаемые коллеги, вопрос очень правильный, туризм, тем более внутренний,       
нужно развивать, для этого, безусловно, нужно находить какие-то преференции,    
но вряд ли предложенная система будет эффективна. Может быть, лучше перейти к   
системе налогового вычета по НДФЛ? Ведь вот существует вычет на лечение, на     
образование детей. Например, если члены семьи взяли путёвки, то один из         
родителей сможет получить налоговый вычет - в конечном итоге это разрешит все   
проблемы. В то же время вопрос с механизмом компенсации выпадающих доходов      
региональных и местных бюджетов действительно гораздо легче можно было бы       
решить в рамках целевой программы по развитию внутреннего туризма. Так что,     
уважаемый Валерий Владимирович, нам действительно нужно ко второму чтению с     
этой точки зрения рассмотреть, решить вопрос, потому что систему нужно          
упрощать.                                                                       
                                                                                
А что касается прибыли организаций, я сейчас посмотрел статистику, пока шло     
обсуждение: 40 процентов предприятий у нас убыточные, стало быть, те люди,      
которые там работают, практически не смогут воспользоваться данной              
возможностью, если мы такой закон примем, соответственно, и бюджетные           
организации, которые, естественно, не имеют прибыли, не смогут в своём          
бюджете всё это предусмотреть. А если будет налоговый вычет по НДФЛ, тогда      
вопросы компенсаций, вопросы обеспечения, вопросы развития можно будет          
гораздо более эффективно, а самое главное, скажем так, прозрачно решить, и у    
всех будут равные возможности и равные права.                                   
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коломейцев Николай Васильевич.                            
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Благими     
намерениями вымощена дорога в ад. С моей точки зрения, то, что говорилось о     
малоимущих, вообще не подтверждается ни текстом законопроекта, ни источником.   
Почему? Вы только на прошлом заседании 500 миллионов рублей из региональных     
бюджетов вынули для иностранцев. Сейчас вы опять пытаетесь нищие региональные   
бюджеты обложить дополнительной данью, причём Валерий Карлович очень            
правильно заметил, и некоторые товарищи посчитали: вычетов, так скажем, будет   
не 15, а 18 тысяч. Это первое.                                                  
                                                                                
Второе. Если вы хотите кого-то облагодетельствовать, кроме владельцев турбаз    
и прочих товарищей, или господ, введите тогда не право, а обязанность, потому   
что если у работодателя есть право, но нет обязанности, то, как правило, он     
груз Донбасса на всё это кладёт и такую возможность мало кто получит, вернее,   
получат её только те, кто ему... ну, кого он посчитает малоимущими и если       
решит, что надо за счёт предприятия чем-то помочь.                              
                                                                                
С нашей точки зрения, этот закон не решит обозначенную проблему помощи          
малоимущим. Нам всё-таки надо подумать о том, чтобы не отнимать у нищих         
регионов, а давать за счёт госкорпораций, которые, с нашей точки зрения, пока   
расходуют колоссальные ресурсы без должного контроля, подумать о том, как       
нефтедоллары перераспределить извне вовнутрь. Вот мне кажется, по этому пути    
надо идти, а этот законопроект не решит обозначенных проблем, и мы его не       
будем поддерживать.                                                             
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Катасонов Сергей Михайлович.                              
                                                                                
КАТАСОНОВ С. М. В данном законопроекте есть две составляющие. Первая - это      
стремление помочь новым регионам, которые развивают туристическую               
инфраструктуру, и с этой точки зрения все доводы и цифры Валерия                
Владимировича нам понятны, и я думаю, что мы это, безусловно, поддержим. Что    
касается второй стороны - источника, к сожалению, на мой взгляд, с учётом тех   
замечаний, которые сегодня высказывались, действительно не совсем, скажем       
так, подтверждается сама концепция.                                             
                                                                                
Отмечу несколько моментов. Если сегодня остаются нерешёнными вопросы с НДФЛ,    
со страховыми взносами, то де-факто, так сказать, математически нет выгоды      
для предприятий. На мой взгляд, если мы не решим этот вопрос с помощью          
льготы, то эту сумму должен будет заплатить сам участник процесса. Вроде        
получается 45 процентов от стоимости, то есть какой-то стимул имеется, но       
тоже не совсем понятно, будет это действовать или нет. Кроме того, существует   
же сегодня схема добровольного медстрахования, где есть лазейка и не платится   
вообще ничего. То есть фактически данная модель более, скажем так, накладная    
для предприятия и работников, чем та, которая существует, и я не понимаю,       
почему предприятия не будут пользоваться, так скажем, старым ДМС, для того      
чтобы уходить от уплаты налогов, то есть эта схема немножко искусственная.      
                                                                                
Я хотел бы сказать вот о чём. Давайте мы принципиально решим, что мы хотим.     
Мы хотим развить наши туристические комплексы? Если вы думаете, что эта         
сомнительная льгота, выбор между страховыми взносами и налогом на прибыль,      
может привести в эту отрасль миллиарды, сотни миллиардов, сколько там           
необходимо, для того чтобы эти комплексы заработали, - ну это утопия! Если      
говорить о том, что это своего рода сигнал для тех, кто поедет, и мы им         
какой-то бонус даём, - да, с этой точки зрения законопроект поддержать можно,   
но вот со всех остальных точек зрения, я думаю, он нерабочий.                   
                                                                                
Вот сегодня говорили о том, насколько здесь малоимущие, так скажем, будут       
задействованы, - я тоже абсолютно уверен, что все эти процессы их вряд ли       
коснутся. На мой взгляд, пользоваться этой льготой, если она будет выгодна      
для предприятия, всё-таки будет определённый круг людей, и о малоимущих здесь   
не надо говорить.                                                               
                                                                                
На мой взгляд, если мы всё-таки хотим ещё раз вернуться к этому, помочь тем     
гражданам, которые живут, например, на Севере, там, где нет своих               
туристических объектов, тогда, наверное, нужно идти адресным путём. И не        
нужно нагромождать - вы войдите в положение директоров предприятий и            
бухгалтеров. Ну мы замучили их разными льготами, у них уже голова пухнет: это   
учесть, это не учесть, налоговая приходит - замучились они! Давайте             
остановимся, не надо давать никаких льгот, давайте перейдём к адресной          
поддержке. Есть категории граждан, есть необходимость развивать регионы -       
давайте мы будем определять суммы, давать на развитие туристического            
комплекса целевые: если есть аудитория, которую нужно поддержать, малоимущие    
например, давайте будем выделять адресную помощь. Нам нужно от льгот уходить,   
мы про это уже в бюджетном комитете, да везде говорим - нет, опять льготы,      
льготы, льготы!                                                                 
                                                                                
В этом плане конструкция очень неудобная, но с точки зрения улучшений для       
жителей вообще поддержать можно.                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Дегтярёв Михаил Владимирович.                             
                                                                                
ДЕГТЯРЁВ М. В., председатель Комитета Государственной Думы по физической        
культуре, спорту, туризму и делам молодёжи, фракция ЛДПР.                       
                                                                                
Уважаемые коллеги, Комитет по физической культуре, спорту, туризму и делам      
молодёжи являлся соисполнителем, законопроект был рассмотрен в комитете и в     
целом поддержан. Нужно понимать, что количество денег в туристической отрасли   
повысится, повысятся отчисления в бюджет от игроков - субъектов                 
туристического рынка. Наш комитет в своём заключении высказал несколько         
замечаний, они прозвучали, и мы хотели бы, чтобы разработчики при подготовке    
законопроекта ко второму чтению их учли.                                        
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Гартунг Валерий Карлович, пожалуйста.                     
                                                                                
ГАРТУНГ В. К. Уважаемые коллеги, уважаемый Александр Дмитриевич! В первом       
чтении мы обсуждаем концепцию законопроекта. Концептуально наша фракция его     
поддерживает, но вместе с тем хотелось бы сказать, что если законопроект        
останется неизменным, то он ровным счётом ничего не поменяет, потому что при    
такой редакции работодатель вынужден будет... Как сказано в законопроекте,      
все расходы включаются в фонд оплаты труда - так с фонда оплаты труда           
уплачиваются обязательно страховые взносы и обязательно НДФЛ, и что мешает      
работодателю сейчас так делать? Сегодня, если ты в соответствии с               
коллективным договором вводишь какие-то социальные льготы, их можно включить    
в фонд оплаты труда - Налоговый кодекс почитайте, и в заключении                
правительства это есть. То есть ровным счётом ничего не меняется.               
                                                                                
Здесь, наверное, нужно было выбрать какую-то другую конструкцию, потому что,    
скажем так, если это доходы предприятия и с них уплачен налог на прибыль, то    
дальше предприятие может этими деньгами распоряжаться, а включать их в фонд     
оплаты труда - это неправильно. В связи с этим возникнут следующие проблемы.    
Ну представьте себе: оборонное предприятие выполняет государственный            
оборонный заказ - каким образом оно включит это в фонд оплаты труда? У него     
госзаказчик примет это? Вряд ли, тем более ФАС проверит. Вот у меня большой     
вопрос: каким образом наши оборонные компании будут это включать? Кроме того,   
есть много ситуаций, когда предприятия не заинтересованы в увеличении фонда     
оплаты труда, и здесь возникает много именно экономических вопросов.            
                                                                                
Так что концептуально мы готовы поддержать идею, нужно поддерживать             
внутренний туризм, но при той конструкции, которая предлагается в данном        
законопроекте, эта задача не решится. Если ко второму чтению вы не найдёте      
какого-то другого решения... Я задавал вопрос представителю комитета: какое     
решение? Я не услышал ответа, и, думаю, вряд ли вы найдёте его ко второму       
чтению. А если к третьему чтению законопроект не изменится, смысла принимать    
его не будет вообще.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Бикбаев Ильдар Зинурович, от фракции.                     
                                                                                
БИКБАЕВ И. З., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Вопрос о внутреннем          
туризме в России сейчас очень актуален, и сегодняшнее наше бурное обсуждение    
тому подтверждение. Мы заинтересованы в развитии внутреннего туризма, и         
залогом его успешного развития является поддержка со стороны государства,       
выражающаяся как в виде инвестиций, направленных на формирование объектов       
инфраструктуры, так и в введении налогов и таможенных льгот. Данные меры        
позволяют получить ряд экономических выгод, таких как увеличение налоговых      
поступлений, сокращение уровня безработицы, стимулирование развития небольших   
городов, а также повышение уровня жизни населения в них, сохранение             
достопримечательностей, традиций и исторического наследия регионов.             
Следовательно, нам с вами необходимо поддерживать решения, которые позитивно    
сказывались бы на стимулировании внутреннего туризма в нашей стране.            
                                                                                
Принятие закона, суть которого заключается в наделении работодателей правом     
учесть затраты, понесённые на оплату услуг по организации туризма и отдыха на   
территории Российской Федерации по договору о реализации туристского            
продукта, заключённому работодателем с туроператором в пользу работников и      
членов их семей, для целей налогообложения налогом на прибыль, приведёт к       
увеличению поступлений в федеральный бюджет и бюджеты внебюджетных фондов       
других налогов, взносов, пошлин, сборов и других обязательных платежей за       
счёт роста доходов в сфере внутреннего туризма и смежных отраслей. Считаем,     
что данная инициатива поможет развитию внутреннего туризма и сделает            
путешествия по России более привлекательными.                                   
                                                                                
С учётом изложенного фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" будет голосовать за, мы            
поддерживаем проект федерального закона № 162100-7 "О внесении изменений в      
статьи 255 и 270 части второй Налогового кодекса Российской Федерации".         
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Представитель президента желает выступить? Нет. Правительства? Тоже нет.        
Докладчик? Пожалуйста.                                                          
                                                                                
РЯЗАНСКИЙ В. В. Уважаемые коллеги, спасибо за обсуждение. Мы действительно      
тоже задавали себе вопросы, связанные с дополнительными возможностями по        
использованию Налогового кодекса, - конечно, налоговый вычет применять проще.   
Если откровенно, то у нас было два законопроекта: законопроект, где всё это     
учитывалось в налоговом вычете, и законопроект, который дошёл до вас вот в      
таком виде. По законопроекту о налоговом вычете мы не смогли на                 
предварительном этапе ни преодолеть возражения экспертов, ни пройти             
собеседования в Минфине и в Минэкономразвития, пока удалось убедить их в        
необходимости вот такой формы поддержки. Конечно, это поддержка в первую        
очередь не отрасли, это поддержка прежде всего работающих людей, пусть          
небольшой, но шаг.                                                              
                                                                                
Что касается мер поддержки отрасли, мы в этом вопросе тоже не бездействуем: у   
нас есть туристические зоны, всё-таки 45 кластеров в том или ином объёме уже    
реализовано в стране. Но это инфраструктура, а здесь в своих предложениях мы    
руководствуемся несколько иным: мы впервые, в общем-то, вкладываем прежде       
всего в самого человека, позволяя предприятию воспользоваться возможностями в   
части снижения суммы налога на прибыль. Ясно, что это касается предприятий, у   
которых есть прибыль, ясно, что здесь нужна определённая мотивация самих        
трудовых коллективов. Может быть, каких-то трудовых коллективов это не          
коснётся в силу их внутренних особенностей, но это всё равно шаг вперёд.        
Обязать работодателей решать задачу организации отдыха работников нельзя -      
это с одной стороны, а с другой стороны, нормальный работодатель, конечно,      
должен воспользоваться такой возможностью.                                      
                                                                                
Также хочу обратить ваше внимание на другие формы поддержки. Мы изучили         
зарубежный опыт. Например, есть прямая финансовая поддержка, когда              
капитализируются некие денежные суммы, которыми можно воспользоваться во        
время отпуска, во Франции, в Венгрии - до полутора тысяч евро в год. Есть       
другие формы поддержки, которые сводятся к созданию более льготных режимов      
использования инфраструктуры транспортной, экскурсионной, средств размещения.   
Но, ещё раз говорю, в данном случае, совершая вот этот шаг вперёд, мы           
предлагаем всё-таки делать вложения, скажем так, в социализацию туризма. Мы     
будем предлагать продлить программу школьного туризма на следующий бюджетный    
год. В качестве пилотного проекта мы хотим предложить такой же проект           
поддержки людей старшего возраста, тогда это будет действительно адресная       
бюджетная поддержка в виде продуктов, которые будут предложены через            
туроператоров, - групповых туристических поездок для людей старшего возраста,   
естественно, для тех, кто пожелает, кто на это способен по состоянию            
здоровья. Речь сейчас идёт именно вот о таком маленьком, но, на наш взгляд,     
знаковом шаге.                                                                  
                                                                                
Ещё раз просим поддержать.                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Раиса Васильевна, пожалуйста.                                                   
                                                                                
КАРМАЗИНА Р. В. Уважаемые коллеги, я очень признательна вам за те вопросы,      
которые вы задавали, и за те предложения, которые вы сделали уже в ходе         
обсуждения.                                                                     
                                                                                
Ну, например, по НДФЛ. Я очень признательна коллеге из нашего комитета          
Шурчанову Валентину Сергеевичу, который вспомнил о социальных налоговых         
вычетах - на обучение, на здравоохранение и на дополнительное пенсионное        
обеспечение. Хочу вам сказать, что, когда мы принимали законопроект о           
дополнительном пенсионном обеспечении, поступили предложения дать право...      
речь шла об участии государства и самого гражданина: тысячу рублей -            
гражданин и тысячу - государство, но не более 12 тысяч в год. И мы с Ильдаром   
Нурулловичем (он теперь первый заместитель губернатора Московской области)      
тогда вышли с предложением ввести налоговый вычет в рамках социальных           
вычетов. Предложение было принято, и теперь у человека есть право, если он не   
использовал вычет на образование и на обучение, все 120 тысяч направить (мы     
добавили 20 тысяч - не более 120 тысяч в год) на дополнительное пенсионное      
обеспечение. Возможно, нужно посмотреть эту норму: если человек не              
пользовался вычетом - не учил никого, сам не лечился, не принимает участия, а   
хочет оздоравливаться, давайте будем смотреть с этой стороны.                   
                                                                                
Следующее. Сергей Михайлович Катасонов сказал, что мы замучаем бухгалтеров. Я   
хочу вам сказать, что изменения в законодательстве очень хорошо отслеживаются   
компаниями, которые создают программы, в частности "1С": если мы что-то         
принимаем, они сразу вносят поправку, и у бухгалтеров это будет сделано         
автоматически.                                                                  
                                                                                
Развитие. Говорят, что в одних регионах это сработает (тоже Катасонов           
говорил), а где-то нет туризма. Я хочу вам сказать, что и в самых небольших     
субъектах есть внутренний туризм. Вот наш Красноярский край, 3500 километров    
от одной точки до другой - у нас есть Шушенское, у нас есть юг, у нас есть      
север, плато Путорана. Люди, даже не выезжая из региона, в отпуске могут        
воспользоваться этой возможностью, если работодатель приобретёт путевку.        
                                                                                
Мы зациклились на малоимущих. Есть трудовые коллективы, у них есть              
колдоговоры, и, если что-то включено в колдоговор, оно и сейчас не подлежит     
налогообложению.                                                                
                                                                                
Зубарев говорил о санкурлечении. Я хочу вам сказать, что этот вопрос давно      
решён, и решён не только в отношении тех, кто работает на предприятии: мы       
внесли норму, по которой освобождаем от налогов... Даже если человек вышел на   
пенсию, не является членом этого коллектива, он тоже не платит налоги, если     
ему приобрели путёвку на санкурлечение.                                         
                                                                                
Уважаемые коллеги, я думаю, ко второму чтению мы доработаем законопроект -      
вместе с комитетом по спорту и туризму (я думаю, они должны принять самое       
активное участие), с комитетом по труду и социальным вопросам, со всеми         
другими комитетами и с вами. Закон хороший, важный, нужно принимать.            
                                                                                
И ещё раз хочу напомнить. Мы всё время говорим о малом бизнесе, вот скоро       
будет у нас рассматриваться проект бюджета, мы будем смотреть, какая            
предусмотрена поддержка, - так может быть, его не поддерживать напрямую         
средствами из федерального бюджета, а дать ему удочку, дать возможность         
самому заработать? И заметьте, это перераспределение из большого бизнеса в      
малый бизнес, но это работает на экономику в целом, потому что там, где         
туризм и отдых, там и общественное питание, и сельское хозяйство, и торговля,   
и бытовые услуги - это всё индивидуальное предпринимательство либо малый и      
средний бизнес. Так что давайте будем последовательны в своих выступлениях.     
                                                                                
Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" будет голосовать за данный законопроект, и я призываю   
к этому вас всех, ведь, когда вы приедете в регион, вам вопросы зададут. Вот    
посмотрите, Иркутская область, рядом у нас Тува - прекрасные места,             
прекрасные музеи, почему бы не поехать туда из Красноярского края? Не надо в    
Европу лететь! Или вот Хакасия: посмотрите, какой исторический музей! Хочется   
туда вернуться! Я была в этих местах, и мне хочется вернуться - мне моря не     
хочется, а туда вернуться хочется!                                              
                                                                                
Спасибо большое за внимание.                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в      
статьи 255 и 270 части второй Налогового кодекса Российской Федерации".         
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 18 мин. 26 сек.)                 
Проголосовало за              369 чел.82,0 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    369 чел.                                          
Не голосовало                  81 чел.18,0 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается в первом чтении.