Заседание № 32
О проекте федерального закона № 1620-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в части, касающейся полномочий муниципальных образований по решению ряда вопросов местного значения, а также о запрете возлагать на муниципальные образования обязанность финансирования расходов, возникших в связи с осуществлением органами государственной власти и (или) органами местного самоуправления иных муниципальных образований своих полномочий).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
6-й пункт, о проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Также слушается во втором чтении. Докладывает Ольга Юрьевна Баталина. БАТАЛИНА О. Ю., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, добрый день! Напоминаю вам, что рассматриваемый сегодня законопроект направлен на укрепление финансовой самостоятельности органов местного самоуправления и на защиту их от возможного возникновения финансовых обязательств, вызванных решениями других уровней власти. Проект принят в первом чтении 21 марта 2012 года. Он был подготовлен с целью приведения действующего законодательства в соответствие с постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 29 марта 2011 года, которым установлен теперь прямой запрет возлагать на муниципалитеты обязанность по компенсации теплоснабжающим организациям тарифной разницы между фактической стоимостью энергоресурса и понижающим тарифом, который установлен органом государственной власти. Указанным постановлением Конституционного Суда предусмотрено, что данная обязанность может быть возложена на муниципальное образование только в установленном порядке законом субъекта Российской Федерации, наделяющим органы местного самоуправления соответствующими полномочиями, и, что очень важно, с предоставлением необходимых финансовых ресурсов для реализации этого дополнительного полномочия, ну, по сути, речь идёт о компенсации межтарифной разницы. То есть в этом случае решение органа государственной власти - не так, как сегодня происходит, до внесения изменений в 131-й федеральный закон, когда обязанность ложится на органы местного самоуправления без делегирования полномочий и без возмещения собственно затрат на выполнение этих полномочий, - регулируется действующими нормативными актами. Вследствие этого предлагается дополнить пункт 4 части 1 статьи 14, пункт 4 части 1 статьи 15 и пункт 4 части 1 статьи 16 федерального закона № 131-ФЗ словами "в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации", с тем чтобы исключить вменение органам местного самоуправления в обязанность осуществление несвойственных им полномочий в сфере электро-, газо- и теплоснабжения. Ко второму чтению подготовлено две таблицы поправок. Таблица поправок, рекомендуемых комитетом к принятию, содержит поправки, предложенные членами комитета, и смысл этих поправок заключается в следующем. В ноябре 2011 года на основании правовой позиции Конституционного Суда, которая, собственно, определена Конституционным Судом в его постановлении, федеральным законом № 361-ФЗ были внесены поправки в статью 50 федерального закона № 131-ФЗ, которые установили, что в собственности поселений, муниципальных районов может находиться иное имущество, необходимое для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения, однако в отношении городских округов таких изменений внесено не было. Для того чтобы урегулировать правовой статус и дать возможность городским округам иметь в собственности иное имущество, необходимое для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения, и предлагается внести дополнительную поправку. Таким образом, правовой пробел будет ликвидирован. Таблица поправок, рекомендуемых комитетом к отклонению, содержит поправки, предложенные уважаемыми членами Совета Федерации. Первые три поправки, по сути, носят редакционный характер - в них предлагается заменить формулировку в законопроекте, но это уточнение, на наш взгляд, избыточное, так как действующим законодательством, скажем так, эта позиция уже учтена. Поправка 4 техническая, она касается нумерации пунктов законопроекта. Поправкой 5 предлагается изложить в новой редакции пункт 4-2 части 1 статьи 17 Федерального закона № 131-ФЗ: предлагается заменить ссылку на Федеральный закон "О теплоснабжении" перечислением всех видов услуг, предусмотренных федеральными законами, в соответствии с которыми органы местного самоуправления обладают полномочиями, то есть это полномочия по организации электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения и снабжения населения топливом, электро- и газоснабжения. Кроме того, там дублируется положение пунктов 1 и 4 законопроекта. В связи с этим мы рекомендуем эту поправку отклонить, считаем её излишней. Помимо этого, поправка содержит термины, которые в настоящий момент в законодательстве в принципе не урегулированы, поэтому мы, собственно, и внесли эту поправку в таблицу поправок, рекомендованных к отклонению. Просим поддержать позицию комитета и проголосовать за таблицы поправок, рекомендуемых к принятию и к отклонению. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы и замечания по таблице поправок № 1, содержащей, собственно, одну поправку? Нет. Ставлю её на голосование. Прошу включить режим голосования. Покажите, пожалуйста, результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 55 мин. 11 сек.) Проголосовало за 310 чел.68,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 310 чел. Не голосовало 140 чел.31,1 % Результат: принято Принимается. Есть ли вопросы или замечания по таблице поправок № 2? Нет. Ставлю её на голосование. Прошу включить режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 55 мин. 42 сек.) Проголосовало за 315 чел.70,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 315 чел. Не голосовало 135 чел.30,0 % Результат: принято Принято. Пожалуйста, Ольга Юрьевна. БАТАЛИНА О. Ю. Уважаемые коллеги, законопроект готов к рассмотрению в третьем чтении, поэтому просим поставить его в повестку дня на пятницу для принятия в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выносим на "час голосования".
Пункт 6, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", второе чтение. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 02 мин. 00 сек.) Проголосовало за 446 чел.99,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 446 чел. Не голосовало 4 чел.0,9 % Результат: принято Принят во втором чтении. Было предложение проголосовать в третьем. Записавшихся по мотивам нет. Ставлю на голосование. Прошу включить режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 02 мин. 28 сек.) Проголосовало за 444 чел.98,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 444 чел. Не голосовало 6 чел.1,3 % Результат: принято Закон принят.
Заседание № 16
О проекте федерального закона № 1620-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в части, касающейся полномочий муниципальных образований по решению ряда вопросов местного значения, а также о запрете возлагать на муниципальные образования обязанность финансирования расходов, возникших в связи с осуществлением органами государственной власти и (или) органами местного самоуправления иных муниципальных образований своих полномочий).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Пункт 7 поставлен нами на фиксированное время. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Докладывает Роман Юрьевич Панов, заместитель министра регионального развития Российской Федерации. Пожалуйста. ПАНОВ Р. Ю., официальный представитель Правительства Российской Федерации, заместитель министра регионального развития Российской Федерации. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые депутаты! Правительством Российской Федерации внесён проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Изменения, предусмотренные законопроектом, направлены на приведение действующего законодательства в соответствие с постановлением Конституционного Суда. Указанным постановлением Конституционный Суд по жалобе города Читы признал несоответствующим Конституции Российской Федерации положение статьи 16 федерального закона, упомянутого мной, в части недопущения без принятия регионального закона о наделении органов местного самоуправления госполномочиями и о предоставлении финансовых ресурсов возложения на городские округа обязанности компенсировать за счёт средств местных бюджетов потери теплоснабжающих организаций, возникшие в результате решений органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Учитывая, что данный вопрос относится не только к городским округам, но и к поселениям, законопроектом предлагается дополнить статьи 14, 15 и 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления", а также дополнить статью 18 этого закона новой частью, четвёртой, которая запретит возлагать на органы местного самоуправления обязанности по финансированию расходов, возникших при осуществлении органами государственной власти своих полномочий. Мы считаем, что данный закон носит концептуальный характер, поскольку мы серьёзно поддержим муниципальную власть в части того, чтобы ей не приходилось компенсировать финансово те решения, которые приняты на вышестоящих уровнях власти. Учитывая изложенное, просим поддержать законопроект в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь. Ольга Юрьевна Баталина. БАТАЛИНА О. Ю. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Я прошу вас обратить внимание на этот законопроект, потому что этот законопроект защищает финансовую самостоятельность органов местного самоуправления, муниципалитетов. Сегодня проблема дефицита средств на муниципальном уровне является серьёзным вопросом, требующим решения, и, собственно, именно в этом направлении сегодня сконцентрированы усилия федеральной власти. И Путин в своей статье о демократии говорил ровно об этом же - о необходимости укреплять финансовые основы местного самоуправления, с тем чтобы у них была возможность качественно исполнять свои полномочия для решения повседневных проблем населения. Тот законопроект, который мы рассматриваем сегодня, дополнительных средств муниципалитетам не даёт, но он защищает их от возможных расходных обязательств, которые могли бы возникнуть по причине решений, вынесенных органами государственной власти субъектов Российской Федерации. О том, что такие прецеденты на территории нашей страны есть, и говорит решение Конституционного Суда. Городской округ "Город Чита" пострадал из-за решения региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края, которая установила экономически обоснованный тариф на выработку тепловой энергии и тариф для населения, между которыми сформировалась разница, таким образом, у поставщика тепловой энергии не было возможности стопроцентно покрыть свои затраты, и эти убытки были в конечном счёте взысканы конкретно с городского округа. Для того чтобы такая ситуация не повторялась впредь, решением Конституционного Суда положения, регулирующие полномочия муниципальных образований в части тепло-, газо-, энергоснабжения, были признаны неконституционными в той части, в которой они влекут за собой возникновение таких расходных обязательств. Сейчас, внося изменения в 131-й федеральный закон, мы с вами, по сути, делаем две вещи. Во-первых, предусмотрено, что три статьи - это 14, 15 и 16-я, - статьи, которые регулируют полномочия соответственно поселений, муниципального района и городского округа, уточняются в части выполнения, реализации полномочий по обеспечению тепло-, газо-, энергоснабжения населения. Они дополняются словами "в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации". Но, самое главное, учитывая, что такие расходные обязательства могут возникать вследствие решения органов госвласти не только в сфере тепло-, газо-, энергоснабжения, мы дополняем статью 18 131-го федерального закона - а это статья о принципах правового регулирования полномочий органов местного самоуправления, - закрепляя в ней дополнительную норму о том, что возложение на муниципальные образования обязанностей финансирования расходов, возникших в связи с осуществлением органами государственной власти и (или) органами местного самоуправления иных муниципальных образований своих полномочий, уже вне зависимости, собственно, от сферы деятельности, в которой эти полномочия могут возникать, не допускается. Таким образом, мы с вами, уважаемые коллеги, защищаем финансовую самостоятельность органов местного самоуправления. В условиях дефицита средств, ещё раз повторю, это действительно крайне важный федеральный закон. Прошу поддержать. Регионы Российской Федерации эту норму законопроекта поддержали. Ни одного отзыва региона, который высказался бы против этой нормы, у нас в комитете нет. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ольга Юрьевна. Присаживайтесь, пожалуйста. Коллеги, вопросы есть? Есть. Прошу записаться. Включите режим записи. Покажите список. Владимир Николаевич Федоткин по ведению. Пожалуйста, микрофон включите. ФЕДОТКИН В. Н. Я, Сергей Евгеньевич, по ведению, я до перерыва ещё нажимал кнопку и вот сейчас. Мы прервались, когда рассматривали вопрос по выборам, по нарушениям, и приняли решение о том, что будет по одному выступлению от фракции. Я хотел бы, чтобы для стенограммы это прозвучало: это предложение поступило не от депутатов оппозиционных фракций, а от фракции правящей, от "ЕДИНОЙ РОССИИ". У нас такая система: как серьёзный вопрос, так нас сразу ограничивают в выступлениях, в дискуссии. На местах по этому вопросу суд не принимает, прокуратура не принимает, и здесь мешают сказать... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, мы вас услышали. Итак, вопросы. Вадим Владимирович Потомский. ПОТОМСКИЙ В. В. Вопрос следующий, уважаемые коллеги. Всё-таки хотелось бы понять механизм компенсации выпадающих доходов, который будет работать в органах местного самоуправления: как это будет всё происходить? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кому вопрос? ПОТОМСКИЙ В. В. Ну, наверное, представителю правительства. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Роман Юрьевич. ПАНОВ Р. Ю. Дело в том, что мы как раз избавляем органы местного самоуправления от необходимости нести дополнительные финансовые расходы. То есть речь идёт не о том, что органы местного самоуправления должны будут изыскать средства и компенсировать межтарифную разницу, а о том, что эта обязанность c них снимается. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Сергей Николаевич Решульский. РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. Хороший вопрос задал Вадим Владимирович, я его развиваю. Роман Юрьевич, вы сказали, мы этим поддержим муниципальную власть, затем Ольга Юрьевна то же самое сказала. А кто же людей-то будет поддерживать? Уважаемые друзья, вы посмотрите... Наверное, надо это принимать, но вот региональная служба установила тарифы ниже экономически обоснованных, деньги никто не даёт - объясните мне, кто будет компенсировать эту разницу, сколько времени потребуется на то, чтобы, как в пояснительной записке сказано, были приняты законы субъектов Российской Федерации, и что будет с тарифами в этом году? Я вас уверяю, в ближайшие полгода, до конца года такие законы субъекты Российской Федерации не примут. Кто людям компенсирует эту разницу, если это не будет делать?.. (Микрофон отключён.) ПАНОВ Р. Ю. В содокладе депутата Государственной Думы было сказано, что субъектами Российской Федерации, всеми без исключения, данный законопроект поддержан, поэтому в отношении сроков принятия региональных законов мы не считаем, что этот процесс затянется. Это первое. Второе. Согласно данному законопроекту... Мы действительно его не очень быстро и не очень просто согласовывали у себя в правительстве, поскольку сейчас органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации действительно будут иметь обязанность, если они установили соответствующие тарифы, которые требуют компенсации межтарифной разницы, обеспечить финансирование этих дополнительных расходов. То есть на самом деле это не новый механизм, на самом деле этот механизм и сейчас существует, просто мы его с органов местного самоуправления, так сказать, перекладываем на тот орган, который принимает соответствующие решения. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Владимир Николаевич Федоткин. ФЕДОТКИН В. Н. Роман Юрьевич, вот тут Ольга Юрьевна сказала, что этот закон защищает финансовую самостоятельность муниципальных образований, но нельзя защищать то, чего нет. Нет там самостоятельности, из тридцати четырёх полномочий только одно финансируется - благоустройство. Вот скажите, как будет этот закон работать? На ближайшие три года расходы федерального бюджета сокращаются в три раза. Помощь регионам в прошлом году была, так сказать, хуже, чем в 2010 году. В этом году ещё на 90 миллиардов рублей меньше регионам даём, а полномочия оставляем. В итоге кто будет крайний? Население! Как можно увязать данный закон с трёхкратным сокращением расходов на ЖКХ и уменьшением трансфертов регионам? У регионов нет денег, у муниципалитетов нет денег, а закон есть и полномочия остаются - противоречие. Как это увязать? ПАНОВ Р. Ю. Ну, вопрос, наверное, выходит за рамки данного законопроекта, но тем не менее отвечу. Дело в том, что действительно есть поручение президента и поручение правительства детально разобраться с ситуацией как доходов и расходов субъектов Российской Федерации, так и доходов и полномочий муниципалитетов. Соответствующие рабочие группы представили в настоящий момент согласованные с регионами и с муниципалитетами перечни предложений, которые требуют дополнительного рассмотрения, которые касаются как передачи субъектам Российской Федерации новых полномочий, включающих доходы, так и передачи субъектам Российской Федерации той или иной налоговой базы. Следующим этапом планируется тот же самый процесс в отношении муниципальных образований, причём обоих уровней муниципальной власти - как районного, так и уровня городов и поселений, но это действительно очень большая работа, которая потребует, наверное, принятия, ну, целого пакета нормативных документов. Мы можем только подтвердить, что в настоящее время порядка ста новых, дополнительных полномочий органам государственной власти субъектов подготовлено. Мы можем подтвердить, что сделаны совместно с Министерством финансов расчёты, которые позволят обеспечить как финансирование существующих полномочий субъектов и муниципалитетов, так и финансирование новых полномочий, но это уже отдельный большой доклад. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Алексей Николаевич Диденко. ДИДЕНКО А. Н. Вопрос к докладчику. Вот очень метко было подмечено коллегой Федоткиным, что мы обсуждаем самостоятельность муниципальных образований, а на самом деле никакой финансовой самостоятельности у муниципалитетов нет. И при обсуждении этого вопроса приходит на ум мысль о том, что от перемены мест слагаемых сумма не меняется. Мы все прекрасно понимаем, что сейчас потери из-за этих выпадающих доходов муниципалитеты не будут нести, но к концу года на ближайших заседаниях законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации будут рассмотрены проекты бюджетов на очередной год и плановый период и, соответственно, у всех муниципалитетов ровно эти выпадающие доходы будут сокращены по соответствующим межбюджетным трансфертам и субсидиям. Поэтому у меня вопрос такой к докладчику: существуют ли на самом деле сейчас юридические или финансовые механизмы реального обеспечения финансовой самостоятельности муниципалитетов? Спасибо. ПАНОВ Р. Ю. У нас из двадцати девяти тысяч муниципальных образований действительно порядка 80 процентов имеют в настоящее время бюджеты, которые требуют компенсации с вышестоящего уровня. Могу только повторить, что мы работаем над системой. Это комплекс мер, который должен позволить всем уровням власти иметь финансовую самостоятельность. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Анатолий Евгеньевич Локоть. ЛОКОТЬ А. Е. Уважаемый Роман Юрьевич, мы на заседании комитета достаточно подробно рассматривали этот законопроект, тем не менее для общего понимания я хотел бы ещё сформулировать вопрос к вам. Депутаты обеспокоены тем, что в случае принятия данного закона больше не будет решений субъектов Российской Федерации об установлении тарифов. Поэтому скажите, пожалуйста, а где ещё, кроме Читы, подобные конфликтные ситуации существуют сегодня, где дело дошло до суда? Если можно, если есть такие оценки, скажите, какова цена вопроса, сколько это в рублях, вообще, стоит? ПАНОВ Р. Ю. Если можно, представим эту информацию отдельно, потому что примеров можно приводить много, комплексный ответ готов подготовить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли желающие выступить? Прошу записаться. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Вячеслав Степанович Тимченко. ТИМЧЕНКО В. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Мы сегодня обсуждаем законопроект, который, казалось бы, затрагивает узкую, совсем небольшую сферу деятельности органов местного самоуправления, но на самом деле этот вопрос нужно рассматривать гораздо шире. Мы сегодня коснулись самого близкого к населению уровня власти - органов местного самоуправления. Безусловно, я целиком и полностью согласен с тем, что проблем в этой сфере очень много, и самые главные из них - это недостаток финансовых средств, самостоятельных финансовых средств, и это кадровый состав. Поэтому, рассматривая в этом контексте проблемы местного самоуправления, нам, депутатам Государственной Думы, нужно подходить более системно и более глобально. Владимир Николаевич Федоткин сказал о тридцати четырёх полномочиях, но на самом деле полномочий сейчас на всех уровнях для всех типов муниципальных образований не тридцать четыре, а сто восемь, причём, хочу отметить, на момент принятия 131-го закона их было всего шестьдесят четыре. То есть почти двукратное увеличение за последние восемь лет полномочий, переданных различными отраслевыми - подчёркиваю: отраслевыми - законами, никоим образом не увеличило их финансовую базу, поэтому возможности у муниципальных образований, у органов местного самоуправления, безусловно, очень заужены, и им проблематично решать многие вопросы, не только вопросы тепло-, газо- и энергоснабжения. Я согласен с Сергеем Николаевичем Решульским, который спросил: кто защитит население? Так вот, как раз вторая проблема - к вопросу, кто должен защищать население, - это и есть кадровая проблема. И поверьте: если мы сможем решить кадровую проблему, то и все остальные проблемы, касающиеся наполнения муниципальных бюджетов, будут решаться в том числе и с помощью этих кадров, и с нашей с вами помощью. Роман Юрьевич в своём выступлении говорил о том, что работали две группы, созданные в соответствии с указом президента, они проанализировали все полномочия, не только на местном уровне, но и на региональном, на федеральном уровнях. И я, как и многие мои коллеги, ожидаю, что в ближайшее время на основании выводов этой комиссии будет произведено перераспределение, переоценка полномочий разного уровня и, соответственно, будет перераспределение финансовых потоков. По экспертной оценке специалистов, для реального выполнения полномочий потребуется порядка триллиона рублей. Где эти деньги взять? Это как раз и является предметом рассмотрения при формировании бюджета на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов. И нужно отметить в связи с этим, что сегодня Министерство регионального развития - я имею право так сказать, возглавляя Всероссийский совет местного самоуправления, - является основным партнёром, оказывает реальную поддержку развитию местного самоуправления в Российской Федерации. Благодаря деятельности этого министерства многие законы в интересах не только муниципальных образований, а в интересах жителей этих муниципальных образований в последнее время были приняты. Безусловно, принятие этого законопроекта позволит решить ещё одну маленькую проблему. И не нужно думать, что у нас в региональных органах власти, исполнительной власти, законодательной власти, сидят враги нашего населения. Безусловно, решения, принимаемые на заседаниях тарифных комиссий по установлению тарифов, должны подкрепляться и будут подкрепляться решениями законодательного собрания соответствующего субъекта Российской Федерации. На федеральном уровне, например в нашей фракции, есть комиссия по оказанию содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, есть партнёрство "ЖКХ Развитие", которое тоже занимается и методологией, и практическими вопросами, решением вопросов инвестиций в жилищно-коммунальное хозяйство. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" будет поддерживать принятие этого закона, и я думаю, что в дальнейшем мы будем последовательно осуществлять политику по развитию наших муниципальных образований. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Сергей Генрихович Каргинов. КАРГИНОВ С. Г., фракция ЛДПР. Спасибо, Сергей Евгеньевич. Уважаемые коллеги, это действительно вопрос не только города Читы, это вопрос проблемный, это вопрос концептуальный, это вопрос всей Российской Федерации, это проблемы каждого местного поселения, особенно проблема наполнения бюджетов. Эта проблема показывает, как определённые уровни власти проводят в жизнь свои желания за счёт финансов других уровней власти. И мы с этим столкнёмся ещё и на этом пленарном заседании, рассматривая вопрос, касающийся миграционной политики: рассмотрение этого вопроса опять нас приведёт к осознанию положения, что федеральная власть хочет решить проблемы за счёт регионов, за счёт бедных бюджетов, которые сегодня, после избирательных кампаний, после тех обещаний, которые были даны, и в основном правящей партией... Фракция ЛДПР поддержит этот законопроект. И я считаю, что нужно быть благодарными муниципалитету города Читы за то, что они проявили такую смелость и, пройдя все уровни судебных инстанций, получая отрицательные решения, дошли до Конституционного Суда, где наконец-то было принято положительное решение, в пользу местной власти, благодаря которой и жива ещё сегодня Россия. Ещё раз хочу акцентировать внимание на том, что фракция ЛДПР поддержит. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Алексей Николаевич Диденко. ДИДЕНКО А. Н. Спасибо, Сергей Евгеньевич. На самом деле у меня очень короткое выступление. Я думаю, что большая часть депутатов, которые прошли полностью "парламентский лифт", прошли все эти стадии, были депутатами и сельских советов, и городских округов, и законодательных собраний субъектов Федерации, а сейчас избраны в высший представительный орган государственной власти, в Государственную Думу, на самом деле знают, о какой самостоятельности финансовой как муниципальных образований, так и ряда субъектов Российской Федерации приходится говорить. Справедливо было замечено представителем Министерства регионального развития, что 80 процентов муниципальных образований в настоящий момент не обеспечивают себя соответствующими бюджетными средствами, чтобы выполнять определённый минимум тех полномочий, муниципальных полномочий, которые на них возложены. Как правило, самодостаточные муниципалитеты-доноры - это крупные городские округа, это столицы, центры субъектов, в редких случаях города, которые имеют какие-то промышленные мощности. На самом деле, будучи депутатом городского совета и законодательного собрания, я могу сказать, и, думаю, со мной согласятся те депутаты, которые прошли эти стадии, что работа этих представительных органов, особенно связанная с бюджетом, напоминает латание дыр. Латают дыры, только чтобы корабль дошёл до берега и не потонул где-нибудь посреди океана, поскольку тонким-тонким слоем приходится размазывать те крохи, которые достаются на уровне бюджета муниципального образования, где зачастую эти средства, я имею в виду налоговые доходы, и добываются. Поэтому, положа руку на сердце, несмотря на то что сегодня такая важная тема затронута и мы, безусловно, будем поддерживать законопроект, нет смысла говорить о финансовой самостоятельности как муниципальных образований, так и субъектов Российской Федерации, не пересмотрев в корне систему распределения налогов в Российской Федерации между всеми уровнями государственной власти и уровнем местного самоуправления. До тех пор пока деньги, которые заработаны в регионе соответствующими предприятиями и гражданами, не будут там же и оставаться, ни о каком развитии и ни о какой самостоятельности речи идти не может. К сожалению, - и те губернаторы, которые сегодня представлены в Государственной Думе, я думаю, со мной согласятся - по действующим законам, и бюджетному, и налоговому, и 131-му закону "Об общих принципах организации местного самоуправления...", мы стимулируем не самостоятельность муниципальных образований, а иждивенчество. Потому что очень удобно сидеть на дотациях, сидеть на субвенциях, на трансфертах, закрывать определённые минимальные полномочия и ничего не делать, только вот так сидеть на печи и знать, что раз в год будут падать бюджетные трансферты (они уже за них тысячу раз отчитывались), и продолжать осуществлять свои полномочия, а раз в пять лет обеспечивать известной политической силе известный результат и оставаться на своём месте, будучи уверенными в своей победе на ближайших муниципальных выборах. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Маргарита Николаевна Свергунова. СВЕРГУНОВА М. Н., фракция ЛДПР. Добрый день, уважаемые коллеги! Наша совместная задача - это ликвидация разночтений и пробелов в законодательстве Российской Федерации. Нельзя допускать, чтобы органы власти любого уровня разрешали свои споры в части конкретизации объёма своих полномочий в судебном порядке. Данный законопроект позволит снять с муниципальных образований обязанности финансирования расходов, возникших в связи с осуществлением органами государственной власти и органами местного самоуправления своих полномочий. Поэтому фракция ЛДПР будет поддерживать данный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Вадим Владимирович Потомский. ПОТОМСКИЙ В. В. Уважаемые коллеги, безусловно, закон очень интересный. Я хочу сказать, что с момента вступления в силу 131-го федерального закона, наверное, все муниципалы его ждали больше всего, потому что проблема выпадающих доходов из года в год постоянно заходит в тупик, и при повышении тарифов, которое будет в июле, возникнет очередная проблема: как компенсировать выпадающие доходы предприятиям прежде всего коммунального сектора. Но тем не менее есть один вопрос. Вот сегодня мы снимаем эту проблематику с органов местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений, перекладывая это на регионы. Регионы устанавливают, согласовывая с РЭК, тарифы для муниципальных образований. Вопрос: где теперь регионы будут брать деньги для компенсации этих выпадающих доходов? Если мы придумаем механизм пополнения бюджетов этих регионов путём передачи им каких-то налогов, то это одна ситуация, если мы оставим им старые бюджеты, то тогда они будут снимать эти деньги с других статей и направлений, что-то не выполняя. Это первый момент. Второй момент. Подумайте над тем, что, если бы мы вернули систему перекрёстного субсидирования в бюджетный процесс, в отношении предприятий коммунального сектора это уже в какой-то степени позволило бы данную проблему снять. И ещё момент. Если дать право предприятиям жилищно-коммунального комплекса уплачивать налоги не с отгрузки, а с денежных средств, полученных от населения и юридических лиц, это тоже облегчило бы ситуацию. В принципе предложение очень интересное, но в плане реализации регионами на сегодня мне непонятно, где они возьмут деньги, из каких источников, это основной для меня вопрос. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Сергей Николаевич Решульский. РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. Спасибо. Я продолжу то, о чём говорил Вадим Владимирович. Вот здесь похвалили министерство, сказали, что оно хорошо работает. Я считаю, что внесённый закон очень сырой и плохо подготовлен. Возьмите финансово-экономическое обоснование: здесь заявлено, что не потребуется дополнительных расходов за счёт средств федерального бюджета. Отвратительно отработал наш комитет, который не поднял существенный вопрос. Мы вроде бы поддерживаем муниципальную власть - ну, слава богу, давайте её поддерживать. По региональной власти прошлись. Товарищ наш вышел на трибуну и заявил: мы будем поддерживать муниципальные образования. Да слава богу, давайте поддерживать, но кто же поддержит наших граждан, да и нас с вами в том числе? Раньше в институтах был курс логики, я думаю, многие его изучали, но то ли вообще забыли, то ли относились к нему как к логистике - созвучно, но совсем не то. У нас 80 с лишним процентов муниципальных образований имеют дефицитный бюджет, если взять субъекты Российской Федерации, - вот у нас Александр Дмитриевич в президиуме сидит, он не даст соврать, - примерно такая же цифра дефицита у субъектов Российской Федерации. Вы мне объясните, вот логично объясните: тогда что, на уровне субъекта Российской Федерации мы создаём условия, что эти тарифы регулироваться не будут, иначе это во вред себе? Если Министерство регионального развития не определяет нам источники компенсаций выпадающей разницы между экономически обоснованными тарифами и установленными тарифами, тогда это всё ложится на плечи нашего простого гражданина и, значит, тогда тарифы, хоть все и согласились субъекты, будут отпущены, как говорится, в рыночные отношения. Это логично или нет? Если нелогично, поправьте меня, скажите: нет, так же и будем делать, так же будем регулировать, будем устанавливать тарифы ниже экономически обоснованных, но вот за счёт чего это будет делаться? Пусть не обижаются члены комитета, но я не знаю, почему вы пропустили такой законопроект, где правительство вам говорит, что из федерального бюджета не надо будет никаких ни субвенций, ни дотаций и так далее. Это нарушение статьи 105 Конституции - экономически не обоснован законопроект. Ну кто возражает против того, что надо выравнивать наши условия, вернее, выравнивать наши законопроекты, корректировать и вносить изменения? Да никто не возражает, и вся Дума проголосует сейчас за этот законопроект, но объясните мне, несведущему человеку, что будет с тарифами? Кто будет компенсировать эту сумму? Почему наше хорошо работающее министерство, как здесь было уже заявлено, не сделало полный экономический расчёт, сколько таких регионов, сколько таких муниципальных образований, какая сумма потребуется на это? Это же целое министерство, это же не депутаты - четыреста пятьдесят человек, которые должны, понимаешь, знать это всё и задавать вопросы! Сколько денег, я спрашиваю, надо будет закладывать в бюджет будущего года, чтобы это регулирование, о котором мы так радостно докладываем нашим избирателям, проводить в следующем году? Да и в текущем году (с какого месяца мы поднимаем тарифы - с июня, что ли, или с июля, или с августа? Он же на носу уже!) кто будет компенсировать? Почему опять на плечи наших людей ложится это непонятное бремя? Никто не может ответить, почему в такой богатейшей стране, с такими энергоресурсами самые высокие цены, самые высокие тарифы! Ну хотя бы давайте укажем, где эти деньги будут брать, потому что я уверен, что, если ко второму чтению ни комитет, ни мы с вами не внесём сюда дополнительные поправки вместе с Министерством регионального развития, уже осенью вся тяжесть увеличения тарифов ляжет на плечи наших граждан. Я бы этого не хотел, так же как, наверное, не хотели бы и все сидящие в этом зале. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Бурков Александр Леонидович просит слова. Поясняю, что кнопка не сработала в момент регистрации желающих выступить. Давайте пойдём навстречу и в ответ попросим изложить позицию очень лаконично и уложиться в три минуты. БУРКОВ А. Л., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Спасибо, Сергей Евгеньевич. Уважаемые коллеги, вот сейчас при рассмотрении данного законопроекта прозвучало очень много вопросов и критических замечаний. Чтобы этого не было, мне кажется, пора нам возвращаться к рассмотрению законопроекта, который предложила фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", это законопроект о государственном регулировании тарифов на услуги естественных монополий. Это первое. Второе. Если говорить о защите органов местного самоуправления, об их независимости и о выполнении ими полномочий в полной мере, давайте тогда вернёмся к рассмотрению закона о минимальных стандартах в Российской Федерации. Я подчёркиваю: этот законопроект был рассмотрен в первом чтении в 2003 году. У нас сегодня люди, живущие в разных городах, в разных субъектах Российской Федерации, перестали ощущать себя жителями одной страны, потому что уровень бюджетной обеспеченности в каждом городе у нас свой, бюджеты совершенно разные, а это значит, что закон о минимальных стандартах сегодня необходимо рассматривать. Что касается данного законопроекта, безусловно, надо поддерживать: надо всё-таки снять ответственность с органов местного самоуправления за решения региональных властей хотя бы в области электро-, тепло- и газоснабжения, ну и таким образом мы, наверное, снизим и загрузку Конституционного Суда. "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" будет поддерживать данный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Будут ли выступать представители президента и правительства? Докладчик? Пожалуйста, Роман Юрьевич. ПАНОВ Р. Ю. Хотелось бы, выслушав все вопросы, все мнения, ещё раз попросить поддержать данный законопроект, потому что он всё-таки касается закона о местном самоуправлении. Мы понимаем, насколько сложна и серьёзна эта масштабная тема тарифов на услуги жилищно-коммунального хозяйства, наверное, её нужно обсуждать отдельно. И хотелось ещё раз акцентировать внимание, что дополнительных денег не потребуется, поскольку в бюджетной системе средства есть - эти средства были заложены в бюджетах муниципальных образований, мы сейчас говорили о том, что бюджеты муниципалитетов формируются за счёт трансфертов из региональных бюджетов. То есть эти средства в бюджетной системе есть. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ольга Юрьевна, вы будете выступать? Депутат Баталина. БАТАЛИНА О. Ю. Уважаемые коллеги, я также, подводя итоги обсуждения законопроекта в первом чтении, хотела бы отметить, что уважаемый Сергей Николаевич увидел в этом законопроекте, скажем, гораздо больше, чем в нём написано. Мы с вами обсуждаем внесение изменений в закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", и комитет этот законопроект отработал качественно, в этом вопросе я со своим коллегой согласиться не могу. Вопрос регулирования тарифов этим законопроектом не регулируется, извините за тавтологию, и нужно понимать, что никаких последствий негативных для населения принятие этого закона не несёт, напротив, каждый уровень власти должен самостоятельно отвечать за принимаемые решения - отвечать и организационно, и технически, и финансово. И конечно, смешение такого рода ситуаций, когда решение принимается одним органом власти, а финансовая нагрузка неожиданно ложится на орган местного самоуправления, приводит только к одному - к сужению финансовых возможностей органов местного самоуправления, а это значит, что будут недофинансироваться другие расходные обязательства муниципалитетов. Поэтому муниципалитет должен самостоятельно планировать свои расходные обязательства исходя из своих возможностей и отвечать по ним, а субъект Российской Федерации, принимая решение об установлении тарифов, принимая решение о других полномочиях, должен финансово эти возможности взвешивать, но никоим образом не переваливать их реализацию на органы местного самоуправления. Я предлагаю всем коллегам внимательно изучить этот законопроект. Если есть сомнения, комитет готов дополнительно с каждым из депутатов этот вопрос проработать. Прошу поддержать законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выносим законопроект на "час голосования". Продолжаем обсуждение пункта 6 повестки, о проекте федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации". Выступления от фракций. Но прежде по ведению - Решульский Сергей Николаевич. РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. У нас, вообще-то, по Регламенту можно второй раз слово попросить, но я по ведению. Либо я нечётко высказался... По ведению только, Сергей Евгеньевич. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста-пожалуйста. РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. ...либо я что-то недопонимаю. Ну, если в бюджете субъекта денег лишних нет, значит, для того чтобы компенсировать, друзья мои, эти тарифы, надо пересмотреть бюджет - Александр Дмитриевич, я ещё раз искренне к вам обращаюсь: подтвердите, - забрать из других статей, социальных, и передать на компенсацию, иначе будет нецелевое использование - вот я о чём говорил. Обязательно деньги потребуются из федерального бюджета, другого источника нет у нас, у нас не переполнены бюджеты субъектов Российской Федерации. Это я и просил бы учесть ко второму чтению. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сергей Николаевич, ваше замечание справедливо, но оно не относится к ведению, обращаю на это ваше внимание. Николай Михайлович Харитонов по ведению. ХАРИТОНОВ Н. М. Сергей Евгеньевич, вы ведёте хорошо, нормально, удовлетворительно, но если вы даёте слово "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ"... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо за положительную оценку. Включите, пожалуйста, ещё раз микрофон депутату Харитонову. По ведению. ХАРИТОНОВ Н. М. Сергей Евгеньевич, если вы даёте слово моему коллеге из "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ", который кнопку нажимал и как бы не сумел отметиться... Я тоже попросил, но вы ему дали слово, а мне не дали. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Николай Михайлович, коллега из "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ", когда у него кнопка не сработала, тут же подбежал с запиской. Вы же проявили смекалку, отсиделись и, решив воспользоваться вот этим прецедентом, в конце всех обсуждений подошли ко мне.
Голосуется проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 14 мин. 56 сек.) Проголосовало за 440 чел.97,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 440 чел. Не голосовало 10 чел.2,2 % Результат: принято Законопроект принят.