Заседание № 109

01.07.2005
Вопрос:

О проекте федерального закона № 161765-4 "О внесении изменения в статью 66 Земельного кодекса Российской Федерации" (в части, касающейся предмета споров, возникающих при проведении государственной кадастровой оценки земель).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5543 по 5682 из 6906
Пункт 30. Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 66          
Земельного кодекса Российской Федерации". Доклад представителя Совета           
Федерации члена Совета Федерации Вячеслава Александровича Новикова.             
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
НОВИКОВ В. А., представитель Совета Федерации, член Совета Федерации.           
                                                                                
Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Вашему вниманию                
представляется законодательная инициатива Совета Федерации, это проект закона   
"О внесении изменения в статью 66 Земельного кодекса Российской Федерации". У   
нас законопроект очень простой. И с вашего позволения, я его даже зачитаю,      
так редко бывает, когда весь законопроект можно зачитать.                       
                                                                                
Споры, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки земель,    
в том числе споры по содержанию и применению методических и                     
нормативно-технических документов, разработанных для проведения                 
государственной кадастровой оценки земель, рассматриваются в судах общей        
юрисдикции и арбитражных судах. О чем идет речь? Дело в том, что во время       
принятия главы Налогового кодекса, которая называется "Земельный налог",        
выяснилось, что налоговая база определяется по кадастровой оценке земель. Но,   
как вы все хорошо знаете, кадастровая методика оценки далеко не совершенна и    
очень часто приводит к очень грубым ошибкам. Вот один из примеров: в городе     
Сочи земли на побережье оказались гораздо менее ценными, чем земли в горах      
(речь не идет о Красной Поляне). Еще один пример: недавно Совет Федерации       
обратился к правительству с тем, что кадастровая оценка земель на Севере под    
строящиеся трубопроводы и линию электропередач не выдерживает никакой критики   
и не способствует наполнению бюджета. По этому поводу, еще раз говорю, есть     
обращение в Правительство Российской Федерации.                                 
                                                                                
В чем суть проблемы? Проблема заключается в том, что ни один налогоплательщик   
не может оспорить саму методику, ибо она принята в соответствии с Налоговым     
кодексом, правительство приняло ее, а сама методика далеко не совершенна.       
Поэтому мы предлагаем в качестве одного из способов защиты налогоплательщика    
предоставить ему возможность обратиться по этому поводу в суд, то есть по       
поводу самой методики.                                                          
                                                                                
Если посмотреть заключения, которые у вас есть, - и профильного комитета, и     
правительства, - то видно, что, к сожалению, те аргументы, которые там          
содержатся, не очень убеждают, нас по крайней мере, потому что они вообще       
противоречат друг другу. Так, профильный комитет утверждает, что этот           
законопроект не нужно принимать по тому основанию, что это положение            
содержится в постановлении правительства. И действительно, в постановлении      
правительства содержится норма о том, что кадастровая оценка земель может       
быть оспорена в суде. А в заключении правительства сказано, что вообще не       
нужно никаких изменений, потому что любой акт можно оспорить в суде. С нашей    
точки зрения, уже вот это противоречие показывает, что данный законопроект      
является актуальным и его нужно принимать.                                      
                                                                                
Хочу сказать, что из четырнадцати комитетов Совета Федерации тринадцать дали    
положительные заключения на этот законопроект. Поэтому прошу, несмотря на       
отрицательные заключения, принять этот законопроект в первом чтении, с тем      
чтобы можно было во втором какие-то погрешности устранить.                      
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Вячеслав Александрович, присаживайтесь.          
                                                                                
Содоклад члена Комитета по собственности Лианы Витальевны Пепеляевой.           
                                                                                
ПЕПЕЛЯЕВА Л. В. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты! Советом       
Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в Государственную Думу     
был внесен проект федерального закона "О внесении изменения в статью 66         
Земельного кодекса Российской Федерации". Указанным законопроектом              
устанавливается, что споры, возникающие при проведении государственной          
кадастровой оценки земель, в том числе споры по содержанию и применению         
методических и нормативно-технических документов, разработанных для             
проведения государственной кадастровой оценки земель, рассматриваются в судах   
общей юрисдикции, арбитражных судах. По мнению инициаторов законопроекта,       
внесение в пункт 2 статьи 66 Земельного кодекса нового положения будет          
способствовать повышению гарантий прав землевладельцев, собственников           
земельных участков и землепользователей.                                        
                                                                                
Комитет Государственной Думы по собственности не поддерживает концепцию         
проекта федерального закона по следующим основаниям. Согласно пояснительной     
записке к законопроекту необходимость внесения соответствующего законопроекта   
была вызвана неопределенностью правового статуса методических и                 
нормативно-технических документов, разработанных для проведения                 
государственной кадастровой оценки земель. Эту неопределенность                 
предполагается устранить, установив, что споры по содержанию и применению       
указанных документов рассматриваются в судах общей юрисдикции и арбитражных     
судах. Между тем, по мнению комитета, данное положение не вносит большую        
определенность в правовой статус методических и нормативно-технических          
документов, поскольку рассмотрение того или иного спора само по себе не может   
предопределить правовой статус документов, послуживших основанием               
возникновения этого спора. Кроме того, законопроект не учитывает, что           
процессуальное законодательство Российской Федерации дифференцирует правила     
рассмотрения спора в зависимости от их характера. Так, например, Арбитражный    
процессуальный кодекс Российской Федерации предусматривает различный порядок    
рассмотрения дел об оспаривании нормативных правовых актов и ненормативных      
правовых актов. Кроме того, в соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного     
кодекса Российской Федерации порядок проведения государственной кадастровой     
оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.              
Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года № 316   
утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель.        
Пункт 12 этих правил предусматривает, что споры, возникающие при проведении     
государственной кадастровой оценки земель, рассматриваются в судебном           
порядке. Таким образом, в части судебного установления порядка обжалования      
проведения государственной кадастровой оценки земель положение законопроекта    
дублирует положение пункта 12 названных мною правил. Кроме того, мы считаем     
важным отметить, что предложенный вариант устранения неопределенностей          
правового статуса методических и нормативно-технических документов, с нашей     
точки зрения, является некорректной попыткой решения проблемы. Такая проблема   
действительно существует, но решать ее возможно через определение юридических   
последствий несоблюдения положений указанных документов, а также через          
определение механизма защиты прав граждан и юридических лиц в случае, если      
положения указанных документов нарушают их права и законные интересы.           
                                                                                
Правительство Российской Федерации также не поддерживает данный проект          
федерального закона. С учетом изложенного Комитет Государственной Думы по       
собственности рекомендует Государственной Думе отклонить законопроект при его   
рассмотрении в первом чтении.                                                   
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Будут ли вопросы к докладчику и содокладчику? Нет.                              
                                                                                
Присаживайтесь.                                                                 
                                                                                
Есть ли желающие выступить? Нет. Есть ли необходимость выступить полномочному   
представителю президента, полномочному представителю правительства? Нет.        
Ставится на голосование в первом чтении проект федерального закона "О           
внесении изменения в статью 66 Земельного кодекса Российской Федерации". Кто    
за? Прошу голосовать.                                                           
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 01 мин. 11 сек.)                 
Проголосовало за               23 чел.5,1%                                      
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                     23 чел.                                          
Не голосовало                 427 чел.94,9%                                     
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принято.                                                                     
                                                                                

Заседание № 106

15.06.2005
Вопрос:

О проекте федерального закона № 161765-4 "О внесении изменения в статью 66 Земельного кодекса Российской Федерации" (в части, касающейся предмета споров, возникающих при проведении государственной кадастровой оценки земель).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 458 по 465 из 5508
ЛОКОТЬ А. Е., фракция Коммунистической партии Российской Федерации.             
                                                                                
По карточке Кузнецова.                                                          
                                                                                
Первое. По 14-му вопросу - по законопроекту № 161765 "О внесении изменения в    
статью 66 Земельного кодекса Российской Федерации" - замена докладчика от       
комитета: вместо Саблина будет выступать Пепеляева Лиана Витальевна.            
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 815 по 818 из 5508
Локоть Анатолий Евгеньевич - замена докладчика по пункту 14, принимается. Ну    
и заявление относительно РВСН: мы слышали озабоченность, можно ее, наверное,    
разделить.                                                                      
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3988 по 4000 из 5508
Коллеги, пять минут осталось. Пункт 14. Есть у нас в зале Вячеслав              
Александрович Новиков? Нет. Фиксирую отсутствие докладчика, на следующем        
пленарном заседании, через решение Совета Думы, мы тогда рассмотрим             
законопроект без участия представителя.                                         
                                                                                
Локоть - по ведению. Надо кнопочку нажимать, Анатолий Евгеньевич. Пожалуйста.   
                                                                                
ЛОКОТЬ А. Е. Заторопился, извините. От имени комитета прошу на 1 июля           
поставить данный законопроект.                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Через Совет Думы тогда, пожалуйста, предложение           
внесите. Я пока здесь фиксирую - на 1 июля.