Заседание № 167
04.06.2010
Вопрос:
О проекте федерального закона № 161721-5 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части квотирования рабочих мест для выпускников вузов и техникумов).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3985 по 4625 из 6277
Кворум имеется, можем работать. Переходим к пункту 20 повестки дня. Блок "Социальная политика". "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". Докладывает депутат Государственной Думы Виктор Евграфович Шудегов. Пожалуйста, на трибуну. ШУДЕГОВ В. Е., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Вашему вниманию представляется проект федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" в части квотирования рабочих мест для выпускников вузов и техникумов. Законопроект направлен на социальную поддержку наиболее уязвимой части нашего общества - выпускников профессиональных образовательных учреждений, которые при отсутствии опыта работы и больших практических навыков сталкиваются с серьёзными проблемами при трудоустройстве. Особенно это актуально в условиях экономического кризиса, который в России будет болезненно ощущаться ещё несколько лет. По оценкам Федерации независимых профсоюзов России, в стране с начала экономического кризиса было уволено более двух миллионов человек. Более того, в России приобрела массовый характер скрытая безработица, которая, по мнению экспертов, достигла семи миллионов человек, и тенденция к росту продолжает сохраняться. К сожалению, действующее законодательство в сфере обеспечения занятости населения и трудоустройства не даёт необходимых гарантий и возможностей трудоустройства для выпускников вузов, техникумов и профессиональных училищ. Несмотря на то что некоторые студенты вузов начинают свою трудовую деятельность на третьем или четвёртом курсе, большинство выпускников как вузов, так и техникумов испытывают проблемы при поиске работы и первичном трудоустройстве. Всего учреждений профобразования в России в этом году закончат около полутора миллионов очников. Из них примерно шестьсот тысяч - выпускники вузов, четыреста шестьдесят тысяч - техникумов и четыреста тысяч - училищ. Согласно данным регионов по состоянию на 1 июня этого года, проблемы с трудоустройством будут иметь 11 процентов выпускников вузов, 9 процентов - ссузов и 10 процентов - училищ. Полагаю, что эти цифры значительно занижены, но даже если верить им, то в этом году не менее ста пятидесяти тысяч молодых людей останутся нетрудоустроенными, без средств к существованию и без перспективы устроить нормально свою взрослую жизнь. А ведь это и политическая, и социальная, и экономическая мина замедленного действия. Судите сами, в статье "Бизнес потянуло на молодых" в последнем номере газеты "Труд" приводятся интересные данные мониторинга перспективы трудоустройства выпускников. Мониторинг показал, что в лучшем случае только около 60 процентов организаций готовы принять экономистов, инженеров и айтишников. По другим профессиям этот показатель варьируется от 28 до 47 процентов. Как видите, ситуация крайне напряжённая и требует нашей реакции. Кстати, во многих европейских государствах действует ряд мер, специально направленных на облегчение перехода молодёжи от обучения к трудовой деятельности. Например, в Испании, Франции создана система льгот для предприятий, которые берут на стажировку, а в дальнейшем на работу молодых людей в возрасте от шестнадцати до двадцати шести лет. Льгота заключается в снижении размеров взносов предприятий в социальное обеспечение. Целью настоящего законопроекта является установление для организаций и работодателей обязательных квот по трудоустройству граждан в возрасте от восемнадцати до двадцати трёх лет из числа выпускников государственных учреждений начального и среднего профессионального образования и граждан в возрасте от двадцати двух до двадцати пяти лет из числа выпускников государственных учреждений высшего профессионального образования, ищущих работу впервые. Квота устанавливается в следующих размерах: для организаций, среднесписочная численность работников за месяц которой составляет от ста до двухсот человек, - два рабочих места; для организаций, среднесписочная численность работников за месяц которой составляет двести один и более человек, - не менее 2 процентов от среднесписочной численности работников за месяц. Ещё раз подчёркиваю, что квоты предназначены для указанных категорий выпускников, ищущих работу впервые. Соблюдение квоты для указанных категорий граждан является обязательным для всех организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, за исключением молодёжных и детских общественных объединений, а также общественных объединений инвалидов и образованных ими организаций. Организация квотируемых рабочих мест для указанных категорий граждан осуществляется работодателями за счёт собственных средств. Порядок квотирования рабочих мест должен определяться законодательством субъекта Российской Федерации. Законопроектом также предусматривается ответственность работодателей за нарушение прав в области трудоустройства и занятости по квотам в отношении указанных категорий граждан в виде административного штрафа, налагаемого на должностных лиц, от 2 до 3 тысяч рублей. Уважаемые коллеги, что касается замечания, которое высказали Правовое управление Аппарата Государственной Думы и профильный комитет - Комитет по труду и социальной политике, по поводу того, что мы квотируем места только для государственных образовательных учреждений, а обязываем предоставлять рабочие места все организации независимо от форм собственности, я считаю, что это абсолютно правильно, потому что, когда мы даём контрольные цифры на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, для образовательных учреждений это фактически госзаказ. Эти студенты, учащиеся обеспечиваются финансами, а по завершении обучения, как выясняется, государство их не может трудоустроить. Конечно, это неправильно, это подход негосударственный, поэтому прежде всего мы должны трудоустроить выпускников государственных образовательных учреждений. Принятие данного законопроекта будет одобрено и поддержано большинством нашего общества, так как он направлен на развитие экономики - молодёжь приносит с собой в экономику новые технологии, инновации, молодёжный задор, - а также на создание условий для адаптации молодёжи в обществе, уберегая её от криминальной среды. Напомню, что сегодня содержание одного заключённого в несколько раз обходится дороже, чем студента или учащегося. Трудоустройство выпускника обеспечит его становление не только как специалиста, но и как личности. Законопроект поддерживают Комитет Государственной Думы по делам молодёжи, комитеты Совета Федерации по социальной политике и здравоохранению, по экономической политике, предпринимательству и собственности, по образованию и науке, а также представители объединений профсоюзов в Российской трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Уважаемые коллеги, прошу поддержать данный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Присаживайтесь, пожалуйста. Содоклад делает Анатолий Семёнович Иванов от Комитета по труду и социальной политике. Пожалуйста, Анатолий Семёнович. ИВАНОВ А. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, Комитет по труду и социальной политике рассмотрел данный законопроект и отмечает следующее. Во-первых, квотирование рабочих мест в законопроекте предлагается осуществить только для трудоустройства выпускников государственных учреждений профессионального образования, то есть из сферы государственного регулирования трудоустройства исключаются выпускники негосударственных образовательных учреждений, в том числе и имеющие государственную аккредитацию, что является, по мнению комитета, необоснованным. Во-вторых, предлагаемые законопроектом изменения в статью 13 Закона "О занятости..." потребуют внесения соответствующих изменений и в статьи 5 и 7-1 данного законопроекта. В-третьих, практика квотирования рабочих мест, и прежде всего на примере квотирования рабочих мест для инвалидов, показывает, что этот инструмент обязательного трудоустройства неэффективен, особенно в период экономического кризиса. Более эффективной мерой по обеспечению трудоустройства молодёжи было бы поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места для приёма на работу указанных в законопроекте категорий молодёжи. В настоящее время государственная политика содействия занятости молодёжи строится по нескольким направлениям. Во-первых, службами занятости реализуются программы профессиональной ориентации и профессиональной подготовки. Всё большую популярность среди молодёжи приобретают ярмарки вакансий рабочих мест, организуемые службами занятости. Во-вторых, с 2009 года начали действовать региональные программы по организации стажировок выпускников образовательных учреждений. В 2010 году численность участников этих программ увеличилась в полтора раза, а срок стажировок увеличился до шести месяцев. Также введены доплаты работодателям за наставничество. Предполагается, что в стажировках примут участие более 70 процентов выпускников из числа находящихся под риском нетрудоустройства. В текущем году предполагается участие в программах девяноста семи тысяч человек, объём средств, предусмотренный на эти цели, - в размере 2,8 миллиарда рублей - в основном это средства федерального бюджета. Размер возмещения работодателю затрат на выплату заработной платы на одного выпускника в месяц будет осуществляться в минимальном размере оплаты труда с учётом районного коэффициента. Оплата труда наставника составит 50 процентов заработной платы выпускника. В решение проблемы занятости выпускников вузов и техникумов вносят свой вклад и работодатели. Так, в большинстве крупных компаний за счёт собственных средств осуществляется подготовка специалистов в учебных заведениях, а также привлекаются студенты-практиканты с последующим трудоустройством. Примером такой кадровой политики трудоустройства выпускников является акционерное общество "РЖД". Например, сегодня по целевым программам от дорог и других филиалов и подразделений РЖД в железнодорожных вузах и техникумах учатся более пятидесяти тысяч студентов, расходы на их подготовку составляют более 700 миллионов рублей. Как показывают исследования, основными причинами обращений выпускников за содействием в трудоустройстве являются несоответствие объёмов и профилей подготовки специалистов потребностям рынка и недостаточно оперативное реагирование на изменения ситуации системы профессионального образования. Таким образом, решение проблемы занятости выпускников учебных заведений должно носить комплексный характер и затрагивать в том числе систему образования и подготовки кадров. К сожалению, квотированием рабочих мест эту проблему решить невозможно. На основании вышеизложенного Комитет по труду и социальной политике рекомендует Государственной Думе законопроект отклонить. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Вопросы есть, я вижу. Была одна Тамара Васильевна, было так хорошо. Так, Останина, Кашин, Плетнёва, Гартунг, Драпеко и Бесчётнов. Тридцать секунд на вопрос и минута на ответ. Пожалуйста, Останина. ОСТАНИНА Н. А. Олег Викторович, мы скоро междометиями говорить будем, по-моему, только. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да я шучу. Ладно, задавайте полноценно вопрос. ОСТАНИНА Н. А. Уважаемый Анатолий Семёнович, если бы все доводы, которые вы приводили, звучали только как аргументы правительства, то можно было бы как-то это понять, но когда это исходит от вас, Анатолий Семёнович, человека, который знает не только по написанному ситуацию с молодёжной безработицей, и когда вы выступаете от имени профильного комитета - Комитета по труду и социальной политике, тогда невольно спрашиваешь: а кто, правда, тогда будет защищать нашу молодёжь сегодня? Ведь вы сами знаете, когда приходишь в молодёжную аудиторию, там два вопроса. Они не просят денег, они не просят пособий, они просят работу, обеспечить их работой, которая давала бы достойную заработную плату. Сегодня у нас двадцать восемь миллионов детей, молодёжи. Вы называете цифру: с помощью ярмарок вакансий девяносто семь тысяч трудоустроили. Сами вдумайтесь: какая же это пропорция, которая позволяет вам заявлять о том, что достаточно мер, предпринимаемых правительством? Поэтому когда вы говорите о комплексе мер, Анатолий Семёнович... (Микрофон отключён.) ИВАНОВ А. С. Уважаемая Нина Александровна, действительно, закон с одной стороны, наверное, популярный, но, на мой взгляд, его невозможно реализовать. Когда мне предложили докладывать этот законопроект и вести его, я первоначально не согласился, потому что, ну, популярность его, она мне стала понятна, но когда я подумал над тем, можно ли его реализовать, я понял, что его реализовать невозможно, поэтому согласился его вести. Как службы занятости будут направлять, кого они будут направлять, куда - одного выпускника в газовую компанию, где 100 тысяч рублей в месяц, а другого на какую-то там швейную фабрику? Вот кто именно будет это определять, как будет определять служба занятости? На мой взгляд, на этом примере можно сказать, что закон будет коррупционным. А как работодатель будет определять, кого брать на работу, соответствует ли профилю, уровню профессиональной подготовки данный выпускник? Будет ли у работодателя выбор, брать или не брать? Здесь много таких вот неясностей, таких вопросов, о которых нужно говорить. Предлагая законопроект, нужно и механизмы предлагать. К сожалению, они не предложены. Вот когда Виктор Евграфович докладывал, ссылаясь на другие страны, он о чём говорил? О том, что в других странах существуют меры стимулирования трудоустройства, то есть работодателям какие-то льготы предоставляются. А в данном случае предполагается только обязать работодателей принять на работу. То есть реализовать закон невозможно. Я говорил о том, что в настоящее время действует законодательство о квотах для инвалидов, но реально оно не работает. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Плетнёва Тамара Васильевна. ПЛЕТНЁВА Т. В. Анатолий Семёнович, совершенно правильно вы говорите. Чем думать, лучше вообще ничего не делать - и всё замечательно. Вот у меня такой вопрос... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Тамара Васильевна, я прошу вас: докладчика не стыдите. Докладчик выполняет свою функцию. Вы задавайте вопрос, пожалуйста. Ну, неудобно просто. Пожалуйста. ПЛЕТНЁВА Т. В. Вы меня не прерывайте, пожалуйста. Задаю вопрос. В законе не указаны инвалидные организации, организации детских и общественных объединений. Зачем вы приводите в пример то, чего нет - для того, чтобы в качестве аргумента привести, или как? При чём тут стажировка, о которой вы говорите? Когда стажировка - это, так сказать, не трудоустройство на работу. Объясните, пожалуйста. ИВАНОВ А. С. Что касается моего примера, касающегося инвалидов, я сказал, что в настоящее время действует законодательство о квотировании рабочих мест для инвалидов и оно не работает, то есть оно не реализовано. Это для инвалидов, а для выпускников его тем более реализовать будет труднее. Почему оно в настоящее время не реализовывается? Ну например, работодатели предлагают такие рабочие места для инвалидов, на которые сами инвалиды не идут. И здесь то же самое, если работодатель не захочет взять кого-то на работу, он предложит такое место, что и сам выпускник туда не придёт. К сожалению, реализовать данный закон невозможно. Что касается второго вопроса, о стажировке. Вот это как раз одна из форм реального трудоустройства, и этим занимается служба занятости. Направляется выпускник на какое-то предприятие, он проходит там стажировку, он показывает свой профессионализм, и если действительно этот человек профессионален, то, я уверен, в большинстве случаев работодатели возьмут этого человека на работу. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кашин Владимир Иванович. КАШИН В. И. Спасибо, Олег Викторович. Анатолий Семёнович, статистика и социология, которой мы не очень-то доверяем, свидетельствует, что 50 процентов молодых специалистов являются безработными. Тех, кто работает не по специальности, тоже огромное количество. В советское время система была отлажена, мы с вами это хорошо знаем. И докладчик приводил действительно хорошие зарубежные примеры. Если этот закон, как вы считаете в комитете, нереализуем, почему тогда вы вместе с авторами на площадке комитета не занимаетесь этой кричащей проблемой? О какой модернизации, о каких перспективах возрождения экономики можно говорить, если мы не заботимся о молодых специалистах? Что вы думаете в комитете делать по этому вопросу? Пожалуйста, ответьте. ИВАНОВ А. С. Владимир Иванович, комитет, конечно, занимается вопросами трудоустройства, и работает со службами занятости, и свои предложения вносит, но я бы хотел предложить, чтобы вы от своей партии внесли реальные предложения, предложения, которые можно реализовать. К сожалению, таких предложений реальных ведь нету. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, депутат Гартунг. ГАРТУНГ В. К., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". У меня два вопроса - к автору и к представителю комитета. К Виктору Евграфовичу вопрос: Виктор Евграфович, представитель комитета высказал замечания по законопроекту, считаете ли вы, что их можно учесть в процедуре второго чтения? И к представителю комитета. Вы считаете, что нет разумного зерна в этом законопроекте. Есть ли законодательные инициативы, разработанные комитетом, которые помогли бы защитить нашу молодёжь и обеспечить её занятость? Вот, пожалуйста, ответьте. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Виктор Евграфович, с места. ШУДЕГОВ В. Е. Уважаемый Валерий Карлович, я считаю, что нет никаких проблем, чтобы внести ко второму чтению поправки, в том числе и по тем замечаниям. Одно из замечаний я приводил, второе замечание - о штрафах: вы берёте 2-3 тысячи, а нужно больше и так далее. Конечно, это всё можно сделать, было же желание у профильного комитета. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, центральная трибуна. ИВАНОВ А. С. Уважаемый коллега Гартунг, я хотел бы продолжить ответ на первый вопрос. Часть замечаний, которые есть у комитета и у Правового управления, конечно, можно учесть, но самое основное замечание комитета заключается в том, что данный закон реализовать невозможно. Это во-первых. Во-вторых, комитет считает, что реальными мерами поддержки молодёжи были бы, конечно, какие-то инициативы по трудоустройству, направленные на стимулирование работодателей. Вот таких, к сожалению, предложений в данном законопроекте нет, и их внести-то невозможно, потому что это будет уже другая концепция. Теперь что касается комитета. Как известно, у нас комитет не является субъектом права законодательной инициативы, субъектом права законодательной инициативы является отдельный депутат, группа депутатов. Поэтому, Валерий Карлович, готовьте такие предложения, и будем их совместно вносить. Если они будут реальные, будем их рассматривать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Драпеко, пожалуйста. ДРАПЕКО Е. Г. У меня вопрос к Виктору Евграфовичу. Виктор Евграфович, дорогой, мы с вами неоднократно рассматривали в этом зале очень много вопросов - о повышении рождаемости, о стимулировании борьбы с детской беспризорностью, о том, чтобы увеличить количество бесплатных мест для образования. Не кажется ли вам, что в связи с тем, что у нас невостребованы сто пятьдесят тысяч детей-выпускников на рынке труда, может быть, и не нужно таких больших усилий по увеличению численности населения Российской Федерации? И вопрос к содокладчику. Для получивших художественное образование дефицит рабочих мест, может быть, даже больше, чем в промышленности. При этом за Уралом мы не можем собрать даже один симфонический оркестр. Не кажется ли вам, что квотирование мест совместно с другими мерами... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятен вопрос. Пожалуйста, Шудегов Виктор Евграфович. ШУДЕГОВ В. Е. Спасибо. Елена Григорьевна, что касается лишних, я с этим, безусловно, не согласен. Мы только что в составе официальной делегации вместе с Борисом Вячеславовичем Грызловым, под его руководством, побывали в Китае, и мы увидели, что более миллиарда населения занято на всевозможных внутренних стройках, всевозможном расширении инфраструктуры, сельской в том числе. Я считаю, что, с одной стороны, здесь, конечно, надо государству создавать рабочие места, а с другой стороны, и со стороны работодателей, безусловно, должны быть вакансии. В противном случае молодёжь просто пополнит криминальную среду. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Что-то хотите сказать, Анатолий Семёнович? Пожалуйста. ИВАНОВ А. С. Вы говорили о том, что много вакантных мест в сфере культуры, и вот здесь напрашивается как бы другой законопроект и другая инициатива, другое государственное регулирование. Если связать его с тем законопроектом, где речь идёт только о государственных учреждениях, то, наверное, было бы более логичным внести изменения, для того чтобы обязать выпускников государственных учреждений, на которых деньги потрачены... направить их, как вот было в прежние, советские времена, на работу с обязанностью отработать несколько лет на определённых рабочих местах. Я думаю, что такую инициативу я бы поддержал. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Бесчётнов, пожалуйста. БЕСЧЁТНОВ К. В. Спасибо. Вопрос депутату Шудегову. Скажите, интерес молодых выпускников, особенно в условиях кризиса, очевиден, потому что трудоустройство сегодня - это очень актуально и возможность трудоустроиться для них - это, понятно, шикарная возможность сегодня. А вот в чём интерес малого бизнеса, например? То есть почему они должны принимать этих выпускников и зачем им это делать? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, отвечайте, депутат Шудегов. ШУДЕГОВ В. Е. Во-первых, я считаю, что малый бизнес мы здесь не подрываем, потому что у нас коллективы от ста человек должны квотировать. А что касается вообще приёма молодёжи на работу, опять же сошлюсь на последний номер газеты "Труд", где приведена статистика по десяти крупнейшим работодателям для выпускников вузов, ссузов и училищ. Именно десять крупнейших, как выяснилось, имеют самый большой процент молодёжи в составе работников. Не это ли определяет их такое мощное развитие по сравнению с другими? Мне кажется, мы вот эту составляющую никак не хотим учесть в нашем законодательстве. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Присаживайтесь, Анатолий Семёнович, все вопросы заданы. Есть ли желающие выступить по данному законопроекту? ИЗ ЗАЛА. По одному от фракции. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть предложение: по одному депутату от фракции. Ставлю на голосование предложение депутата Гайнуллиной. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 26 мин. 40 сек.) Проголосовало за 301 чел.100,0% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 301 чел. Не голосовало 0 чел.0,0% Результат: принято Принято. Кто выступит от фракции КПРФ? Пожалуйста, депутат Плетнёва. Включите микрофон, пожалуйста. ПЛЕТНЁВА Т. В. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Как сказал Анатолий Семёнович, закон опять популистский. Как только закон о детях, о школе, о пособиях, о пенсионерах, вообще о социальной политике, так он популистский. И он вначале не хотел вести его, а потом понял, что законопроект, в общем-то, никак реализовать нельзя. Наверное, в наше время действительно ничего нельзя реализовать. Первый докладчик сказал, что у нас сейчас кризис и в связи с кризисом нужно, необходимо вот эти квоты вводить, а я думаю, что кризис наступил уже очень давно, ещё в 85-м году, когда под разглагольствования о перестройке и о прочих вещах, о демократии начался просто развал страны и всех наших ценностей, с которыми мы жили и к которым привыкли. Ну а сейчас, естественно, есть ещё одно оправдание - что кризис стал мировым. Я хотела бы напомнить всем нам, что, когда мы с вами учились в школах при советской власти - мы прекрасно это помним, - у нас квоты... Это даже не называлось квотой, была просто обязанность закончившего вуз человека отработать где-то на производстве. В какой области это было необходимо, он туда и должен был ехать. Там ему давали квартиру, давали подъёмные молодому человеку, иногда выделяли комнату в общежитии, если не было квартир, особенно в сельской местности, давали возможность жить где-то на квартире, но тем не менее это оплачивалось государством, и три года человек должен был отработать. Почему сегодня этого никак нельзя сделать? Потому что мы вообще не знаем, сколько в какой отрасли нам нужно специалистов. Можно сколько угодно шуметь, ёрничать, но этот вопрос мы тысячу раз поднимали ещё в первой Думе. Мы спрашивали, зачем нам нужно столько юристов, экономистов, зачем столько коммерческих вузов, в которых дают некачественное образование, - все молчали. Было очень удобно и выгодно, что дети вроде бы как за деньги там где-то учатся, а что будет потом, будет видно. Потом вдруг и президент начал об этом говорить, но тем не менее с места эта тема, проблема не двигается. До сих пор мы не знаем, нужны ли нам машинисты, нужны ли нам вообще... Сколько учителей вот лишних теперь выбросили, так сказать, и людей других профессий. Поэтому первое, что нам необходимо сегодня сделать, - это, безусловно, госкомстату заняться вопросом развития экономики и определения потребности в специалистах в любых отраслях. Второе. Сегодня делается только маленькая попытка как-то этот вопрос разрешить, совсем маленькая. Говорят, не получилось ведь, когда пробовали это сделать в отношении инвалидов. Не надо мешать всё в одну кучу. Я вам просто напоминаю, что мы отстаивали промышленные предприятия, где работают инвалиды, и мы просили, чтобы там не меньше 50 процентов инвалидов работало, потому что здоровые люди туда пристраивались, пользовались налоговыми льготами. Вот почему мы выбивали эту квоту - чтобы предприятие работало и чтобы действительно получали льготы инвалиды - слепые и прочие. Путать эти вопросы совершенно не надо. Здесь авторы требуют квоту, чтобы определённое количество мест было: для организаций, где до ста человек работающих, - два рабочих места, а если больше двухсот человек - там уже 2 процента обязательно. Почему у нас сегодня эта проблема возникла? Очень часто к нам, депутатам, обращаются молодые люди и говорят о том, что их не принимают на работу, хотя есть места: ты, говорят, не имеешь опыта, у тебя стажа нет, а нужно со стажем. А в другое место приходит человек, у которого есть стаж, но возраст им не нравится: уже после сорока, не надо такого. И вот появляется эта армия безработных: с одной стороны, молодёжь, которая не имеет опыта, а с другой стороны, те, кто имеет опыт, но у них возраст. Вот почему сегодня в отношении молодёжи эта проблема и поднимается. Что в этом законе несовершенно, на мой взгляд? Ну, первое - это то, что указывают государственные учреждения. У нас их всё меньше и меньше. Поэтому во втором чтении, если этот законопроект будет принят, нужно обязательно внести поправку, что все учреждения, в том числе и коммерческие, тем более что их сегодня большинство. И второе - это наказание. Там есть норма о штрафе: 2-3 тысячи. Ну, извините, смехотворная сумма. Может быть, это потому, что законопроект уже давно внесён, может быть, авторы пытаются для малого бизнеса такую маленькую сумму сделать. Я думаю, что размер штрафа для работодателя, если установлена квота, а он не принимает молодого человека на работу, нам нужно увеличивать. Мы будем голосовать за. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, кто от фракции ЛДПР? Нет желающих. Кто от фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ"? Ну, я бы выступил, но не могу, вот веду заседание. Мне говорят, что нельзя мне выступать, тем более что меня даже объявить некому. Тогда Дмитриева, пожалуйста. Я просто хотел рассказать, как я, окончив Казанский государственный университет первым на курсе, не получил распределение в советское время, не получил рабочего места. Очень забавная история. Я был номер один на курсе. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да, я как раз об этом и хотел сказать - и про подъёмные, и про квартиру, очень весёлая история. Пожалуйста, Оксана Генриховна. ДМИТРИЕВА О. Г., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Мне, конечно, жалко прерывать такой трогательный рассказ. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да, очень трогательная история. ДМИТРИЕВА О. Г. Уважаемые коллеги, мне кажется, что квоты по трудоустройству для молодёжи, во-первых, наполняют смыслом некоторые мёртвые статьи Трудового кодекса, которые почему-то не предложены к изъятию, хотя они существуют. И Анатолию Семёновичу, наверное, прекрасно известно, что у нас есть статья Трудового кодекса, которая запрещает любую дискриминацию при приёме на работу: по полу, возрасту, национальной принадлежности и другим характеристикам. Эта норма существует практически во всех трудовых законодательствах мира, она очень сложна для реализации, но это не основание для того, чтобы её изымать. А квотирование рабочих мест для молодёжи, кстати, для инвалидов позволяет дать хоть какой-то инструмент для реализации этой нормы, которая запрещает дискриминацию по полу и возрасту. Теперь по поводу того, как часто встречается дискриминация по возрасту и по отношению к кому она встречается. Исследования показывают, что безработица, во-первых, имеет молодёжное лицо, и, во-вторых, среди лиц, которые столкнулись с дискриминацией по возрасту, 79 процентов - это люди младше двадцати пяти лет, а 21 процент - это лица старше пятидесяти лет. Таким образом, прежде всего с дискриминацией по возрасту при приёме на работу сталкиваются люди молодого возраста. И данный законопроект через квоты несколько повышает их конкурентоспособность. Не нравится эта мера? Но других-то нет! Других нет, о чём свидетельствует то, что очень сложно, и не только у нас, заставить действовать соответствующую статью Трудового кодекса, которая запрещает дискриминацию по полу, возрасту, национальной принадлежности. Это первое. Второе - по поводу того, что норма эта плохая. Я бы с этим не согласилась, потому что у нас есть довольно длительная практика применения нормы по квотированию рабочих мест для инвалидов. И там, где штрафы были значительные - вот здесь я соглашусь с Тамарой Васильевной - и где работодатели, если они не создавали рабочие места для инвалидов в пределах квоты, должны были выплачивать в бюджеты субъектов Федерации соответствующие средства для создания рабочих мест для инвалидов, эта норма была достаточно эффективной. И по ней-то как раз уже есть правоприменительная практика, поэтому мне представляется, что это не тот закон, который заведомо не будет работать, а тот закон, который работать будет. Все сидящие в этом зале - даже те, кто сейчас разговаривает, - согласятся с тем, что создать рабочее место для инвалида гораздо сложнее, чем создать рабочее место для человека молодого возраста, фактически для него не нужно создавать специальное рабочее место, а для инвалида нужно создавать специальное рабочее место, адаптированное к его возможностям. Следующий момент. По поводу того, что рынок сам всё решит и что работодатель настолько мудр, он всё предвидит, он стратегически мыслит и он обязательно возьмёт молодого человека. Но мы знаем, что рынок очень ограничен во многих вопросах регулирования... (Шум в зале.) Уважаемые коллеги, я вам не очень мешаю? ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ДМИТРИЕВА О. Г. Вам-то я не мешаю, конечно, а вот вашим коллегам во втором и в третьем ряду, возможно, мешаю. Говорят, что рынок всё отрегулирует. Но мы не видели, чтобы рынок, который нуждается в квалифицированных рабочих станочных специальностей, а он в них нуждается, вкладывал в профтехучилища, в подготовку кадров. Мы также не видим, чтобы рынок, который "сам всё отрегулирует", осуществлял вложения в подготовку специалистов по инженерным специальностям, а он в них нуждается. Мы также не видим, чтобы рынок вкладывал деньги сам, самостоятельно, без каких-то регулирующих функций со стороны государства, в подготовку конструкторов и любых других специальностей, которые требуют длительного периода подготовки, где требуются квалифицированные работники со стажем, в которых, в общем-то, рынок нуждается. Поэтому это как раз тот вопрос, где рынок требует регулятивных функций со стороны государства, он не может быть столь дальновидным и столь стратегически мыслящим. Мне представляется, что этот законопроект необходим, он вполне реализуем. И мы всё равно вынуждены будем его принимать рано или поздно, поэтому лучше его принять сейчас, для того чтобы обеспечить трудоустройство молодых, для того чтобы работодатели знали, что у них есть квота для выпускников учреждений среднего и начального профессионального образования и учреждений высшего образования, и готовились к приёму молодёжи. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, есть ли желание выступить у докладчика с заключительным словом? Не настаивает. Содокладчик? Не настаивает. Ставлю на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 39 мин. 46 сек.) Проголосовало за 121 чел.26,9% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 121 чел. Не голосовало 329 чел.73,1% Результат: не принято Отклоняется законопроект. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну, потому что предлагает худший вариант решения проблемы. Тут просто реплика была: почему? Я и говорю - поэтому.