Заседание № 160
О Федеральном законе "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (в части установления обязанности предъявлять сертификат о владении русским языком и знании истории России и основ законодательства Российской Федерации для отдельных категорий иностранных граждан, обратившихся за получением обыкновенной рабочей визы или вида на жительство в Российской Федерации либо прибывающих в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, для осуществления трудовой деятельности на основании разрешения на работу или патента; проект № 161211-6; в связи с отклонением закона Советом Федерации).
Рассмотрение закона, отклоненного СФ
4-й вопрос, о Федеральном законе "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации". Владимир Николаевич Плигин, пожалуйста. ПЛИГИН В. Н., председатель Комитета Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Просим принять Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" в редакции согласительной комиссии, все необходимые требования учтены. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Гарри Владимирович, будете выступать? Александр Юрьевич? Нет. Выносим законопроект на "час голосования".
Отклонённый федеральный закон, пункт 4-й, Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации". Кто за то, чтобы отклонить закон? ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. А, виноват, голосуется в редакции согласительной комиссии. Кто за то, чтобы принять? Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 05 мин. 20 сек.) Проголосовало за 444 чел.98,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 444 чел. Не голосовало 6 чел.1,3 % Результат: принято Принимается.
Заседание № 150
О проекте постановления Государственной Думы № 459553-6 "О продлении срока участия в работе согласительной комиссии по Федеральному закону "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (проект № 161211-6) депутации Государственной Думы".
5-й вопрос, о проекте постановления Государственной Думы "О продлении срока участия в работе согласительной комиссии по Федеральному закону "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"... депутации Государственной Думы". Пожалуйста, Владимир Николаевич Плигин. Микрофон включите. ПЛИГИН В. Н. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Просим продлить срок работы комиссии до 31 марта 2014 года. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы? Владимир Николаевич Федоткин. ФЕДОТКИН В. Н. Владимир Николаевич, вот комиссия всё работает и работает, а ситуация всё ухудшается и ухудшается. Я приведу буквально несколько цифр. 17 ноября 2006 года Владимир Владимирович Путин говорил, что в России 10-12 миллионов незаконных трудовых мигрантов. Теперь данные по прошлому году, самые свежие, опять же его слова, прозвучавшие на недавнем заседании ФМС: в прошлом году в Россию въехали 17,7 миллиона человек, из них 12,5 миллиона приехали на работу, на заработки. Могли бы вы сказать, вот что предложила, что сделала комиссия, чтобы сократился приток мигрантов и уменьшилась безработица среди коренного населения? Может быть, комиссии рассмотреть вопрос о том, чтобы вообще прекратить въезд мигрантов, пока мы не ликвидируем безработицу среди своих граждан? А то мы продлеваем работу, ну а результат какой? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Владимир Николаевич Плигин. ПЛИГИН В. Н. Уважаемые коллеги, цель работы согласительной комиссии - урегулировать вопросы установления требований в отношении знания русского языка, российской истории и основ российской государственности для лиц, которые работают на территории Российской Федерации по определённым направлениям и специальностям. Мне кажется, это крайне важная тема. Что касается вопросов более общих, затронутых сейчас Владимиром Николаевичем, это не предмет данного закона. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кто хотел бы выступить? Нет таких. Выносим на "час голосования".
5-й вопрос, проект постановления Государственной Думы "О продлении срока участия в работе согласительной комиссии по Федеральному закону "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"... депутации Государственной Думы". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 03 мин. 20 сек.) Проголосовало за 446 чел.99,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 446 чел. Не голосовало 4 чел.0,9 % Результат: принято Постановление принимается.
Заседание № 141
О проекте постановления Государственной Думы № 428385-6 "О согласительной комиссии по Федеральному закону "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (проект № 161211-6)" (в связи с отклонением закона Советом Федерации).
2-й вопрос, проект постановления Государственной Думы "О согласительной комиссии по Федеральному закону "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации". Докладывает Владимир Николаевич Плигин. На рабочем месте включите микрофон. ПЛИГИН В. Н. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Предлагаем - по инициативе Совета Федерации - создать согласительную комиссию для преодоления разногласий в составе депутатов: Иванов Сергей Владимирович, Курбанов, Плигин; определить срок работы комиссии до 21 февраля 2014 года. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Николаевич. Будут ли вопросы? Нет. Желающие выступить? Нет. Выносим вопрос на "час голосования".
2-й вопрос, проект постановления Государственной Думы "О согласительной комиссии по Федеральному закону "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 08 мин. 06 сек.) Проголосовало за 386 чел.85,8 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 387 чел. Не голосовало 63 чел.14,0 % Результат: принято Принимается.
Заседание № 137
О проекте федерального закона № 161211-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (в части установления обязанности предъявлять сертификат о владении русским языком и знании истории России и основ законодательства Российской Федерации для отдельных категорий иностранных граждан, обратившихся за получением обыкновенной рабочей визы или вида на жительство в Российской Федерации либо прибывающих в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, для осуществления трудовой деятельности на основании разрешения на работу или патента; принят в первом чтении 10 апреля 2013 года с наименованием "О внесении изменений в статью 25-6<W0^*> Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" и в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
42-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации". Доложит Дмитрий Фёдорович Вяткин. ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! К законопроекту поступило пятнадцать поправок. Десять поправок рекомендовано к принятию, пять поправок рекомендовано к отклонению. Прошу утвердить таблицы поправок и принять законопроект во втором чтении. И в том случае если он будет принят во втором чтении, прошу поставить его на голосование и в третьем чтении, он готов для принятия в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть вопросы по таблице № 1? Нет. Ставлю на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 32 мин. 50 сек.) Проголосовало за 325 чел.72,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 325 чел. Не голосовало 125 чел.27,8 % Результат: принято Таблица № 1 принимается. Вопросы по таблице № 2 есть? Нет. Ставлю на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 33 мин. 14 сек.) Проголосовало за 240 чел.53,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 240 чел. Не голосовало 210 чел.46,7 % Результат: принято Таблица № 2 также принимается. Выносим на "час голосования".
Пункт 42, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", второе чтение. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 35 мин. 19 сек.) Проголосовало за 444 чел.98,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 444 чел. Не голосовало 6 чел.1,3 % Результат: принято Принят во втором чтении. Предлагалось и в третьем чтении проголосовать. Есть выступления по мотивам? Нет. Ставлю на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 35 мин. 41 сек.) Проголосовало за 445 чел.98,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 445 чел. Не голосовало 5 чел.1,1 % Результат: принято Закон принят.
Заседание № 89
О проекте федерального закона № 161211-6 "О внесении изменений в статью 25-6 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" и в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (в части установления обязанности предъявлять сертификат о владении русским языком и знании истории России и основ законодательства Российской Федерации для отдельных категорий иностранных граждан, обратившихся за получением обыкновенной рабочей визы или вида на жительство в Российской Федерации, либо прибывающих в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, для осуществления трудовой деятельности на основании разрешения на работу или патента).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Пункт 8 порядка работы, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 25-6 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" и в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации". С докладом выступает Дмитрий Фёдорович Вяткин. ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Представленный законопроект был внесён ещё осенью прошлого года, он разработан в соответствии с Концепцией демографической политики Российской Федерации, утверждённой указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 года № 1351 и концептуальных положений Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 602 "Об обеспечении межнационального согласия", который предусматривает введение обязательного экзамена по русскому языку, по истории России и по основам законодательства Российской Федерации для трудящихся-мигрантов, за исключением высококвалифицированных специалистов. В связи с этим в рамках представленного проекта федерального закона планируется установление в Федеральном законе "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", а также в Федеральном законе "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" норм об обязанности подтверждения иностранными гражданами и лицами без гражданства владения русским языком и знания истории нашей страны и основ законодательства Российской Федерации, если эти граждане желают въехать в Российскую Федерацию на основании обыкновенной рабочей визы, то есть намерены осуществлять в нашей стране трудовую деятельность, либо обращаются с заявлением об оформлении вида на жительство, либо прибыли в нашу страну в безвизовом порядке и стремятся получить разрешение на работу или патент на осуществление в нашей стране трудовой деятельности у физических лиц в целях удовлетворения личных, бытовых и семейных нужд последних. В целях подтверждения владения русским языком, знания истории России и основ законодательства Российской Федерации для иностранных граждан и лиц без гражданства предусматривается оформление специального документа - сертификата со сроком действия пять лет, который предполагается выдавать после сдачи этими иностранными гражданами и лицами без гражданства соответствующего экзамена в образовательной или иной организации на территории России или за рубежом, отвечающей определённым критериям и включённой в соответствующий перечень, утверждённый Министерством образования и науки Российской Федерации. Данное министерство также намечается наделить полномочиями по установлению требований к минимальному уровню знаний, соблюдение которых необходимо для сдачи указанного экзамена, а также по определению формы и порядка проведения экзамена. Я могу сказать, что уже сейчас, по информации Министерства образования и науки, порядка ста сорока центров на территории Российской Федерации уже создано и действует. Иностранные граждане либо лица без гражданства, которые планируют здесь осуществлять трудовую деятельность, планируют получить соответствующую визу либо патент, вправе туда обратиться, там пройти обучение и получить соответствующий документ после сдачи экзаменов. Планируется такие же центры открывать в том числе и за рубежом. Это вполне естественно, потому что там граждане иностранных государств и лица без гражданства также смогут пройти соответствующие курсы обучения, получить сертификат и уже потом обращаться за разрешением въехать к нам в страну для осуществления трудовой деятельности. Вся эта работа по обучению, по выдаче сертификатов, в том числе за рубежом, естественно, будет осуществляться по тем стандартам и в том порядке, которые будут определены и утверждены Министерством образования и науки. Форма сертификата будет единая, естественно, экзамен будет проводиться точно так же, по единым стандартам. В организации обучения за рубежом будут участвовать и наши консульские и дипломатические учреждения, это предусмотрено законопроектом. По законопроекту имеется ряд замечаний, в том числе правительства, Правового управления, они отражены в заключении нашего комитета, Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству, но они не концептуального характера. В общем и целом мы сейчас готовы представить палате концепцию: любой иностранный гражданин (кроме высококвалифицированных специалистов, количество которых строго ограничено и определение которых предусмотрено законом), который сюда хочет приехать на работу, будет обязан пройти обучение и сдать экзамен по русскому языку, по истории России и по основам законодательства Российской Федерации. Цели такого законопроекта совершенно очевидны, они вытекают из указов Президента Российской Федерации - законопроект направлен на то, чтобы иностранцы и лица без гражданства, которые приезжают к нам сюда на работу, были хотя бы в общих чертах адаптированы к жизни и работе здесь, понимали русский язык, могли объясняться, знали основы истории России, чтобы у них не возникало проблем из-за незнания наших традиций, наших обычаев, нашего уклада жизни. С моей точки зрения и с точки зрения комитета, данный подход строго соответствует тем целям, которые заявлены в указах Президента Российской Федерации. Предлагаем данный законопроект принять в первом чтении, приглашаем всех принять участие в его доработке ко второму чтению. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Дмитрий Фёдорович. Есть ли вопросы, коллеги? Есть. Прошу включить режим записи на вопросы. Покажите список. Пять вопросов. Коллеги, я предлагаю сейчас объявить перерыв, а вопросы и ответы на вопросы - уже после рассмотрения в 16 часов законопроектов, поставленных на фиксированное время.
Коллеги, возвращаемся к обсуждению 8-го пункта порядка работы. Мы провели запись на вопросы, первый вопрос задаёт Савельев Дмитрий Иванович. Дмитрий Фёдорович, выходите на трибуну. Савельеву включите микрофон. САВЕЛЬЕВ Д. И. Спасибо. Дмитрий Фёдорович, вот законопроектом предусматривается для подтверждения владения русским языком и знания истории и основ законодательства Российской Федерации иностранными гражданами оформление специального документа, сертификата сроком на пять лет. А почему пять-то лет? Вот я вам скажу, что будет дальше. Предполагается создание учебных и аттестационных центров и за рубежом, и вот как только в Таджикистане это будет организовано, там сразу же появится целая система криминального бизнеса. Куда они денутся-то, все эти мигранты? Их же надо учить, понимаете, не месяц - в школе надо было учить восемь лет! Будут покупать справочки, вот эти сертификаты, поедут сюда, и потом встанет вопрос: отнимать, что ли, это?! Давайте на два года сделаем - за два года мы поймём, как система работает, и если мы увидим, что система работает более или менее, ну тогда будем решать уже, до пяти лет или до скольких, но сейчас на пять лет - это преждевременно. Прокомментируйте, пожалуйста. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон на центральной трибуне включите. ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Дмитрий Иванович, насколько я понимаю, цифра, которую вы назвали, два года, она точно так же вот родилась сию минуту и какими-то данными - ради бога, не обижайтесь - тоже не подкреплена: почему два, почему не три, почему не четыре с половиной, к примеру, да? Был выбран именно этот срок действия сертификата - пять лет, потому что это было предложено и согласовано всеми ведомствами, которые участвовали в том числе в реализации положений указов президента и в согласовании текста данного законопроекта к первому чтению. Но, как я уже сказал в своём докладе, работа над законопроектом будет продолжена, и если вы сочтёте возможным предложить изменить что-либо, то это можно будет сделать, подав поправки. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Резник Борис Львович. РЕЗНИК Б. Л. Спасибо. Уважаемый Дмитрий Фёдорович, скажите, пожалуйста, известны ли вам прецеденты в мире, когда в какой-либо стране людей, подчёркиваю, приехавших на временную работу, заставляли бы изучать историю того или иного государства? И вторая половина вопроса: не кажется ли вам, что вот из этого положения торчат откровенно коррупционные уши? В каких пределах знать историю? Кто будет принимать экзамены? Легче будет дать от 500 до тысячи рублей, чтобы получить зачёт. Понятна мысль, да? Скажите, пожалуйста, вот зачем это положение о знании истории страны? ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Борис Львович, что касается дополнения о подтверждении определённых знаний у потенциальных трудовых мигрантов, помимо знания русского языка, - то, что мы предложили, - знания основ законодательства и истории России, то мы, как разработчики законопроекта, исходили из того, что приезжающие сюда иностранные граждане либо лица без гражданства должны не просто знать основы языка, то есть понимать и уметь говорить, но всё-таки должны понимать, что здесь, в России, существует своя культура, существуют свои традиции, которые проистекают из нашего исторического опыта, должны понимать, что можно делать, а что нельзя делать. Иногда банальное незнание истории приводит к весьма печальным последствиям, к вопиющим случаям. В качестве примера я могу напомнить о случаях, когда иностранные граждане, простите, глумились над мемориалами погибших героев Великой Отечественной войны, потому что зачастую просто не понимали, что это и какую огромную ценность для нас имеет. Вот вам простой пример, объясняющий то, для чего это нужно делать. Что касается коррупционной составляющей, то, вы знаете, там, где государство оказывает какие-либо услуги, выдаёт документы и так далее, надо признать, коррупционная составляющая может быть, вне всякого сомнения, и она никуда не уйдёт: невозможно создать идеальную систему, в которой никто никому ничего никогда, в которой можно исключить любые злоупотребления, - к сожалению, это так. И когда шло обсуждение данного законопроекта, конечно же, раздавались критические голоса: дескать, ну что, очередная кормушка и так далее. Но это не означает, что ничего не надо делать в этом направлении, вот мы из этого исходили. Что касается коррупционных факторов, то, конечно, за этим надо будет следить, а Министерство образования и науки будет определять тот уровень знаний, который необходим для получения сертификата, и утверждать соответствующие учебные программы. Центры, как я уже сказал, ещё раз повторю, уже созданы, уже действуют. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Заполев Михаил Михайлович. ЗАПОЛЕВ М. М. Мой коллега Резник в принципе задал вопрос, который я хотел задать, я мог бы отказаться от своего вопроса, но ответ Дмитрия Фёдоровича меня не убедил. История - это не просто памятники, это нечто другое. Недавно мы отметили 300-летие правления династии Романовых - это история, и что там было, и как там было - это всё относится к истории, поэтому завалить экзаменуемого вопросами по истории легко, как дважды два. Не кажется ли вам, что вместо истории нужно записать то, о чём мы неоднократно говорили, - знание обычаев, традиций, уклада, культуры? Вот это, мне кажется, позволит адаптироваться, но не вопросы по истории о том, когда это было, кто где родился, кто такой Лжедмитрий и сколько их было. ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Михаил Михайлович, я полагаю, что ваши опасения преждевременны, потому что, конечно же, не предполагается и не предполагалось при разработке данного законопроекта, что потенциальные трудовые мигранты будут изучать, простите... я не знаю... курс истории для средней школы, это очевидно. Но они должны знать то, что необходимо знать, вот то, о чём я сказал, чтобы просто-напросто предотвращать хотя бы вот такие случаи, о которых я упоминал, это, конечно же, необходимо. Поверьте, что, конечно же, курс основ законодательства тоже будет не на уровне высшего юридического образования, это очевидно, но должны быть какие-то элементарные знания, чтобы человек мог не просто здесь адаптироваться, а мог и элементарно знал, как себя защитить. Мы ведь знаем, что очень многие трудовые мигранты, особенно нелегальные, находятся здесь на положении рабов и просто не знают, как себя защитить, и это происходит в силу самых разных причин, в том числе и потому, что языка не знают, не знают, куда бежать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Локоть Анатолий Евгеньевич. ЛОКОТЬ А. Е. Уважаемый Дмитрий Фёдорович, держу в руках Договор о создании Союзного государства, статья 14, пункт 5: "Граждане Союзного государства пользуются равными правами и несут равные обязанности...", далее по тексту. В связи с этим вопрос: предусмотрен ли данным законопроектом особый статус для граждан Белоруссии как граждан Союзного государства? И паровозом ещё один вопрос: разделяете ли вы точку зрения, предложение, которое я сформулировал, чтобы подвергать экспертизе законопроекты, которые мы принимаем, другие нормативные правовые акты на предмет их соответствия Союзному договору, чтобы мы всё-таки сближали законодательства, как это предусмотрено данным документом? Спасибо. ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Анатолий Евгеньевич, на самом деле в самом тексте законопроекта это заложено, посмотрите статью 1: "Если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации...", далее по тексту. И в другом месте тоже записано: "Если иное не предусмотрено международным договором..." Есть соглашение между Россией, Республикой Беларусь и Казахстаном о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей, есть соответствующие решения Высшего Совета Сообщества Белоруси и России ещё от 96-го года, где закреплён упрощённый порядок трудоустройства: для граждан Казахстана он чуть-чуть посложнее, а для граждан Белоруссии практически такой же, как для граждан России. Особый статус закреплён именно в тех формулировках, которые я зачитал. То есть в этой формулировке - "Если иное не предусмотрено международным договором..." - вот эти договоры и имеются в виду. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ВЯТКИН Д. Ф. Ну, естественно, экспертиза проводится. И вы прекрасно знаете, что в соответствии со статьёй 15 Конституции международные договоры являются частью правовой системы Российской Федерации и в том случае, если закон противоречит международному договору, применяются правила международного договора. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Нилов Олег Анатольевич. НИЛОВ О. А. Дмитрий Фёдорович, мы действительно поддерживаем предложение о привлечении подготовленных, можно сказать, лучших кадров, поэтому считаем, что требования совершенно правильные - знание языка, ну, каких-то основ истории, законодательства, но вот ничего не сказано про образование. Действительно, нельзя изучать язык, нельзя изучать историю, если у человека вообще нет образования, а такая ситуация, к сожалению, может быть, пусть теоретически. А зачастую образование может быть просто фиктивное опять-таки. Не считаете ли вы, что вот сюда как раз логичнее было бы вставить требования в части образования, ну, пусть если не среднего, то неполного среднего? Зачем нам вот такие трудовые мигранты, которые не имеют вообще никакого образования?.. (Микрофон отключён.) ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Олег Анатольевич, действительно, такая идея звучала - может быть, так сказать, мерилом сделать вообще наличие диплома о некоем образовании, среднем или высшем, но мы прекрасно понимаем, что это будет образование, которое получено там и необязательно получено здесь, и качество этого образования никто не сможет гарантировать. Именно поэтому была выбрана вот такая форма: под контролем и на основании установок, программ, которые разработаны нашим Министерством образования и науки, потенциальные мигранты будут получать своего рода образование, вот эти необходимые для адаптации навыки - именно об этом законопроект. Конечно же мы заинтересованы - и об этом, по-моему, все говорили, в том числе и президент в послании в прошлом году, - в том, чтобы привлекать наиболее высококвалифицированных специалистов, всё это так, но, к сожалению, у нас не хватает рабочих рук на те работы, на которые наши соотечественники не всегда желают устраиваться в силу того что там низкий уровень оплаты, тяжёлый, не очень престижный труд. Это есть, этого нельзя отрицать, надо просто смотреть правде в глаза, но для выполнения таких работ привлекать специалистов только с высшим образованием, наверное, нецелесообразно, должно быть своего рода образование - подготовка для жизни и работы здесь. Вот именно об этом данный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Дмитрий Фёдорович, присаживайтесь. Есть ли желающие выступить, коллеги? Есть. Прошу включить режим записи на выступления. Покажите список. Шесть человек. Коллеги, просьба ко всем выступающим: покомпактнее. Плетнёва Тамара Васильевна. ПЛЕТНЁВА Т. В. Уважаемые коллеги, конечно, мы все стремимся к тому, чтобы каждый человек мог жить там, где ему хочется, в той стране, в которой он хотел бы, но, к сожалению, ещё ни одна страна в мире не способна так поступать - открыть все двери: кто хочет, приезжайте, - а мы тем более не способны после таких событий, которые у нас произошли. Мне пришлось много лет работать в Межпарламентской Ассамблее государств - участников СНГ, и там, конечно же, все эти болевые точки обозначались больше всего. Вы знаете, что у нас происходит: встречают где-то на окраине Москвы или другого города приезжающих нелегально, начинают их выбирать, устраивать на работу куда-нибудь, платят сколько хотят, люди живут в ужасных условиях - и это считалось вроде бы нормальным много-много лет, уже практически двадцать лет. Конечно, это безобразие, но многие наши люди тоже обижаются: "Вы что же, хотите цивилизованные условия создать для мигрантов, а нас вообще на работу не берут, у нас тут у самих безработица!" Поэтому в сложной ситуации находимся мы, законодатели, и вот этот сегодняшний законопроект, которым делается попытка как-то ограничить доступ нелегалов в нашу страну, конечно, заслуживает внимания. С одной стороны, я согласна со своими коллегами, которые говорили, что да, визовый режим возможен, да, необходимо, чтобы человек умел говорить по русски, а не просто так стоял моргал, ничего не понимал и сам не мог отстоять свои права, но, с другой стороны, непонятно совершенно - я согласна с коллегами, зачем когда устанавливается требование знания истории, тем более - законодательства; мы сами-то и половины законодательства не знаем, хотя все мы тут законодатели! Кто будет принимать этот экзамен, как он будет проходить - это всё нам необходимо знать, потому что мы опять отдаём это на откуп правительству и неизвестно, как это будет осуществляться. Мне хотелось бы, чтобы мы как можно внимательнее рассмотрели следующий вопрос: сколько нам вообще такой рабочей силы требуется? Ни разу за много лет здесь никто нам не доложил, в какой сфере деятельности требуется рабочая сила. Вот я, например, живу в Митине, хожу там в магазин, знаете, я интернационалист по натуре, но, извините, там уже нигде - ни на кассах, ни среди обслуги - нет ни одного россиянина, там работают только иностранные граждане. Почему? Очень просто: им можно платить меньше, поэтому их туда охотно и берут - именно это и вызывает негодование наших людей. Поэтому нам это надо знать - сколько необходимо и куда. Кроме того, необходимо, чтобы были созданы условия в тех фирмах, которым требуется вот эта рабочая сила, чтобы условия для проживания были хотя бы сносные, ведь то, что показывают сегодня по телевидению, как и где живут эти люди, - это ужасно! Надо посмотреть, какая должна быть зарплата, чтобы был хотя бы какой-то определённый государством минимум, который человек должен получать, - ведь сколько хотят, столько и платят! И надо, чтобы обязательно отчислялись налоги с этих зарплат, - почему государство теряет огромные средства, а наживается на этом только частник? Мы видим также, что у них нет медицинской страховки, они ни от чего не застрахованы, это самые натуральные рабы у нас сегодня: они не знают, когда их отпустят домой, могут ли они поехать, у них отбирают деньги, проблемы с перечислением в их республики этих средств, - вот чем сегодня тоже надо заниматься и интересоваться. Что касается особого статуса. Я согласна с нашим коллегой Локотем, который сказал, что особый статус должны приобретать люди из Союзного государства, из Белоруссии, конечно, это тоже надо обязательно прописывать, и я считаю, что и прибывшие из стран Таможенного союза тоже какие-то преференции должны иметь. То есть вопрос этот, который мы сегодня пытаемся хотя бы частично решить, очень и очень сложный. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Иванов Сергей Владимирович. От фракции, Сергей Владимирович, будете выступать? Семь минут или три? От фракции, да? Пожалуйста. ИВАНОВ С. В., фракция ЛДПР. Уважаемые коллеги, вы знаете, вот сейчас по телевизору часто идёт реклама, где приглашают отдыхать в различные страны, - ну, туристический сезон скоро начинается. То есть поехать туда отдохнуть - пожалуйста, а вот если вы спросите правительство этой страны - не буду называть какой, - можно ли там поработать, вам скажут: конечно можно, но только в качестве заключённого. Никому не дают там работать просто так, потому что они прекрасно понимают: сначала надо работой обеспечить своих товарищей. Фракция ЛДПР всегда говорила, что нам мигранты сейчас не нужны, поскольку они выполняют две отвратительные функции: во-первых, демпингуют на рынке труда, во-вторых, расслабляют наших граждан, которые уже не хотят реально работать. Это, извините, как инфекция: если организм не сопротивляется, то погибает - точно так же будет и с нами. Бороться с ними можно, конечно, по-разному, но наши коллеги очень интеллигентно к этому подошли. Вообще-то, если сейчас, как правильно Тамара Васильевна сказала, спросить у кого-нибудь из присутствующих, допустим, когда было Ледовое побоище, сколько глав в Конституции и чем деепричастный оборот от причастного отличается, наверное, больше половины зала не ответит, а что уж говорить о мигрантах! Поэтому фракция ЛДПР очень даже за этот законопроект, и мы будем настаивать, чтобы не только министерство образования устанавливало стандарты, но и все депутаты поучаствовали, потому что если уж люди к нам на работу едут, то пусть они будут образованными, прекрасно, без ошибок пишущими, знающими наши историю и законодательство - вот тогда у нас, у нашей страны действительно будет замечательное будущее. А пока, уважаемые коллеги, если вы не хотите сделать так, как сделано во всём мире, давайте примем данный законопроект и будем следить за тем, чтобы все те пункты, про которые нам говорили, где будут эти сертификаты выдавать, не превратились в пункты продажи этих сертификатов, в противном случае, как уже говорили сегодня утром, у нас будет вал преступности, у нас будет огромное количество взяточников. Ну и потом, уважаемые коллеги, надо же понимать, что ведь не только эти люди виноваты. Ни один человек - нам вот сегодня книжку Ильфа и Петрова напомнили, - да, ни один человек не поедет устраиваться на работу, если он будет знать, что там работы-то нет. Кто их к нам сюда везёт? Да наши же работодатели, многие из которых вам известны, - это они демпингуют на этом рынке, они, для того чтобы прибыль свою увеличить, везут сюда вот таких товарищей! Если во всём мире считается нормальным принимать протекционистские меры, чтобы защитить свои товары, то почему мы не можем подобное сделать на рынке труда? Хотели независимости - пожалуйста, развивайтесь, растите, как хотите, мы желаем вам только удачи, чего же вы к нам обратно-то едете?! Поэтому, дорогие товарищи, давайте поддержим данный законопроект, не будем говорить, что это чересчур строгие, ужасные требования, - нам нужны рабочие люди, но нужны образованные люди, которые знают историю династии Романовых, знают историю Бородинской битвы, знают, сколько полков принимало участие в Куликовской битве, и, наконец, где состоялся первый съезд РСДРП. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Поневежский Владимир Александрович. На рабочем месте включите микрофон. ПОНЕВЕЖСКИЙ В. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Представленным законопроектом предлагается внести изменения, касающиеся введения обязательного требования о владении русским языком, знании истории России и основ законодательства Российской Федерации для осуществления трудовой деятельности или получении вида на жительства иностранными гражданами. Предлагаемые изменения направлены на законодательную реализацию Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года. Для решения поставленных задач предлагается установить нормы, обязывающие иностранных граждан и лиц без гражданства подтверждать навыки владения русским языком и знание истории нашей страны, а также основ законодательства Российской Федерации, если они намерены осуществлять в нашей стране трудовую деятельность или обращаются за оформлением вида на жительства в Российской Федерации и в некоторых других случаях, определённых законом. При этом в целях подтверждения владения русским языком, знания истории России и основ законодательства Российской Федерации для иностранных граждан и лиц без гражданства предусматривается оформление специального документа - сертификата со сроком действия пять лет. Правила эти будут распространяться также и на мигрантов, которым до принятия этого закона уже были выданы вид на жительство в Российской Федерации, разрешение на работу в нашей стране. Принимая во внимание, что концепция законопроекта в целом соответствует международному опыту и многие государства, длительное время принимающие мигрантов, законодательно закрепляют нормы, направленные на их культурную и языковую адаптацию, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" считает данные изменения целесообразными и поддерживает данный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Александрович. Коллеги, есть предложение завершить обсуждение этого вопроса, и тогда объявим "час голосования". Нет возражений? Нет. Но сначала я предоставлю слово Нилову Олегу Анатольевичу от фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". НИЛОВ О. А. Уважаемые коллеги, я всё-таки буду настаивать на своём предложении и, наверное, оформлю его поправкой, - чтобы отдельным требованием было наличие ну хоть какого-то образования! Вот этот лукавый ответ Дмитрия Фёдоровича, что мигрант может купить аттестат... Да, может, пусть покупает, и за это он будет отвечать, а по вашему варианту он может вообще не иметь ни фиктивного, ни настоящего аттестата о каком-либо образовании, полученного у себя на родине, и мы его по этой причине не сможем остановить и возвратить обратно. Конечно, мы не должны принимать и вообще рассматривать в качестве трудовых мигрантов людей без образования. Ещё лучше, чтобы это были люди не просто со средним или хотя бы неполным средним образованием, восемь классов, но чтобы это были люди с профессией, чтобы они не ехали сюда, не зная, где и как будут работать, и ничего не умея. Да, это должны быть лучшие: если это экскаваторщик - значит, лучший экскаваторщик, если машинист, то лучший машинист и так далее. Вот требование о профессиональном образовании я бы тоже включил сюда дополнительно. Теперь посмотрите: закон называется "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию". Я считаю, что кроме заявленных - я продолжу то, о чём говорил, - мы должны включить в закон и ряд других требований, и я это сделаю либо поправками к этому закону, либо отдельным законопроектом. Что бы я предложил как обязательное условие въезда в Россию? Наличие обратного билета с открытой датой. Это требование почему-то предъявляют, в том числе и к гражданам России, во многих странах, а мы считаем, что этого делать не требуется, а потом ломаем голову, когда происходит нарушение миграционного законодательства, где найти деньги, чтобы депортировать нарушителя. Вот для справки могу сказать, что за прошлый год из Санкт-Петербурга депортировано всего лишь 119 человек - представьте себе, 119 человек, - а людей, совершивших нарушения, преступления, тысячи, но нет денег для того, чтобы отправить их домой. Далее - наличие медицинской страховки. Когда мы едем за границу, в любую страну, то в обязательном порядке требуется предъявить оплаченную медицинскую страховку, а у нас вот такая добрая страна, которая абсолютно этого не требует, а потом мы опять морочим себе голову, думаем, где взять деньги для того, чтобы покрыть тот дефицит в бюджете, который возникает из-за того, что приходится оказывать медицинскую помощь мигрантам. Ну и самое главное, это я говорю о выезде: за малейшее нарушение - депортация! Не штрафы всякие, а за любое малейшее нарушение миграционного законодательства и других законов - депортация! Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Локоть Анатолий Евгеньевич, до трёх минут. ЛОКОТЬ А. Е. Уважаемые коллеги, фракция КПРФ безусловно поддержит данный законопроект. Разные культуры, разный жизненный опыт, разные традиции, мировоззренческая, наконец, разница реально существуют, и это вызывает очень серьёзные сложности, поэтому такой акт необходим, необходимо регулировать наши отношения. Но я опять же возвращаюсь к вопросу равенства граждан Союзного государства. Я удовлетворён тем, что сказал Дмитрий Фёдорович здесь - что есть ссылка в данном законопроекте на союзный договор, но обращаю внимание на то, что у гражданина Союзного государства, когда он пойдёт к работодателю, не будет с собой этого договора, он совсем не обязан и не будет таскать его в кармане, и на практике он будет сталкиваться - да и сегодня реально сталкивается - с серьёзными трудностями, поэтому оговорки о равенстве прав граждан Союзного государства, России и Белоруссии, - а в данном случае мы говорим о пребывании у нас, в Российской Федерации, граждан Республики Беларусь - абсолютно необходимы. Меня также смущает то, что Дмитрий Фёдорович скороговоркой говорит, что всё в порядке. Я возглавляю комиссию Парламентского Собрания по социальным вопросам и говорю вам: не все в порядке - мы шесть заседаний подряд занимаемся проблемами граждан Союзного государства и видим, насколько расходятся сегодня законодательства в социальной области, в пенсионной сфере и что это несоответствие ведёт к очень серьёзным проблемам в сфере соблюдения прав граждан, равенства прав граждан. Я хочу привести пример. Последнее заседание комиссии проходило в Минске. Наш гражданин в Шереметьево ломает ногу и со сломанной ногой прилетает в Минск - ему оказали там помощь, сделали всё, что необходимо. Если бы такое случилось с гражданином Белоруссии здесь, то у него были бы серьёзные трудности в получении медицинской помощи. В 2000 году было распоряжение Председателя Государственной Думы о создании комиссии, дающей правовую оценку документам, которые принимаются в Думе, на предмет соответствия Договору о создании Союзного государства. Я считаю, что к этому надо вернуться, нам надо создать механизм, чтобы действительно наши законы, России и Белоруссии, не расходились, а сходились и чтобы мы действительно строили Союзное государство. А в целом законопроект мы поддержим. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Савельев Дмитрий Иванович, до трёх минут. САВЕЛЬЕВ Д. И. Да, коротко. Спасибо, Иван Иванович. Вот здесь Борис Львович и Михаил Михайлович задавали вопросы, радея за права трудовых мигрантов. Ну, я ещё понимаю коллегу Локотя, который беспокоится о Белоруссии, и он прав: белорусы без проблем ассимилируются, мы один народ, с этим всё будет нормально, но что касается Средней Азии, нужно радеть не за их права, нужно думать о правах наших граждан, о чём говорил коллега Иванов. Вы сами понимаете, что в той же Средней Азии на рынках продаются курительные смеси, за которые у нас предусмотрен срок заключения, так вот необходимо установить соответствующий фильтр, необходимо, чтобы те, кто приезжает, всё-таки проходили через этот фильтр, - пусть знают, сколько им придётся посидеть на зоне за подобные виды преступлений! И аттестовывать их нужно не раз в пять лет, а раз в год - пусть регулярно доказывают своё право нахождения на нашей территории! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представитель президента? Правительства? Дмитрий Фёдорович, будете выступать с заключительным словом? Нет. Выносим законопроект на "час голосования".
8-й пункт порядка работы, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 25-6 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" и в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 09 мин. 24 сек.) Проголосовало за 444 чел.98,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 444 чел. Не голосовало 6 чел.1,3 % Результат: принято Принимается в первом чтении.