Заседание № 86
20.03.2013
Вопрос:
О проекте федерального закона № 160911-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике" (в части установления обязанности территориальных сетевых компаний заключать договор страхования).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3446 по 3715 из 5658
Следующий, 20-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике". Дмитрий Иванович Савельев. САВЕЛЬЕВ Д. И. Уважаемые коллеги, розничные рынки электрической энергии - это сфера обращения электроэнергии в рамках единой энергосистемы России и в границах единого экономического пространства нашей страны. На этих рынках действуют производители и покупатели электроэнергии, а также территориальные сетевые организации, при этом исполнение обязательств перед конечными потребителями напрямую зависит от добросовестного исполнения договорных обязательств всеми субъектами электроэнергетики. Сетевые организации осуществляют подачу электроэнергии по электрическим сетям и технологическое присоединение к ним энергопринимающих устройств потребителей электроэнергии, энергетических установок генерирующих компаний и объектов электросетевого хозяйства. Оба эти вида деятельности имеют отношение к естественной монополии и, конечно же, должны регулироваться государством. Такое регулирование включает в себя не только установление тарифов за услуги надлежащего качества и обеспечение недискриминационного доступа потребителей к электросетям, но также и обеспечение ответственности за потери, которые возникают в сетях при передаче электроэнергии. Ранее действовавшие на рынке субъекты электроэнергетики представляли крупные государственные межрегиональные или муниципальные сетевые организации, которые были наделены правом собственности на объекты электросетевого хозяйства в границах своей территориальной деятельности, они отвечали всем своим имуществом за результаты своей работы в случае возникновения негативных последствий для других субъектов рынка. С развитием же конкуренции, рыночных отношений для многих хозяйствующих субъектов единственной целью стало максимальное извлечение прибыли при минимизации затрат. Это неизбежно приводит к возникновению на розничных рынках электроэнергии особой группы риска, её составляют небольшие территориальные сетевые организации, которые оказывают услуги по передаче электроэнергии. Объекты электросетевого хозяйства не находятся в собственности у таких организаций, а используются ими на основании договоров аренды. Не являясь собственниками сетей и объектов электросетевого хозяйства, располагая лишь минимальным уставным капиталом, мелкие сетевые организации реально ничем не могут обеспечить исполнение своих обязательств. Небольшие сетевые организации, которые получают плату, но не обслуживают сети и не оплачивают энергопотери в сетях, дважды обходят возлагаемые на них обязательства по обеспечению качественного и бесперебойного энергоснабжения потребителей. Так вот в связи с этим, первое, в тариф на услуги по передаче электроэнергии закладываются расходы на надлежащее содержание и обслуживание сетей, небольшие же сетевые организации декларируют эти расходы, но средства, получаемые ими в составе платы за услуги, фактически на эти цели не направляются, объекты электросетевого хозяйства не обслуживаются должным образом и со временем ветшают, что приводит к низкому качеству электроэнергии, получаемой потребителями, и росту её потерь в таких сетях. Второе: обязательства оплачивать потери в сетях, которые возникают при передаче электроэнергии, не стимулируют небольшие сетевые организации к обслуживанию объектов электросетевого хозяйства и их содержанию в надлежащем техническом состоянии. Долги накапливаются до критической отметки, и собственники мелких сетевых организаций доводят их до состояния банкротства, ничем, конечно же, не обеспечивая требования кредиторов. Существование на рынке подобных сетевых (в кавычках) однодневок приводит к деградации электросетей и подрыву эффективности единой энергосистемы России. Возникает правовой вакуум в отношениях между мелкими сетевыми организациями и прочими участниками рынка электроэнергии. Чтобы обеспечить возникающие обязательства, необходимы правовые нормы, которые будут регламентировать эти отношения. Решить проблему призван предлагаемый нами законопроект, принятие которого позволит в кратчайшие сроки устранить недоброкачественных, недобросовестных посредников в сфере электроэнергии и обеспечить исполнение обязательств на рынке электроэнергии. Целями законопроекта являются: во-первых, прозрачность формирования инвестиционной программы территориальных сетевых организаций; во-вторых, обеспечение оказания ими качественных услуг по передаче электроэнергии; в-третьих, стимулирующее регулирование, которое обеспечит ответственность за потери, возникающие в сетях при оказании услуг по передаче электроэнергии; в-четвёртых, снижение уровня потерь, предотвращение аварийных отключений и соответственно ограничение электроснабжения потребителей, ведь, как вы понимаете, электроснабжающее хозяйство - это жизнеобеспечивающая отрасль. Так вот, предлагается дополнить главу 7 закона "Об электроэнергетике" статьёй 38-1. Статья возлагает на небольшие сетевые организации, не наделённые правом собственности на объекты электросетевого хозяйства, следующие обязанности: первое - страховать свою ответственность по возникшим вследствие её деятельности возможным последствиям в виде причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц, включая конечных потребителей электроэнергии; второе - обеспечить исполнение своих обязательств путём предоставления банковской гарантии либо поручительства собственника объектов электросетевого хозяйства, предоставившего их во временное владение и пользование. Предлагаемая к принятию нормотворческая инициатива не влечёт за собой увеличение тарифов ни на услуги по передаче электроэнергии, ни на иные виды деятельности субъектов электроэнергетики. Одновременно с принятием обязательных обеспечительных мер часть 3 статьи 38-1 предусматривает, что расходы территориальных сетевых организаций, направленные на осуществление мероприятий такого рода, не могут быть включены в расчёт тарифов. Прошу поддержать. Спасибо, коллеги, за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Юрий Александрович Липатов. ЛИПАТОВ Ю. А. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике" предусматривает введение обязательного страхования территориальной сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии, риска ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц. Необходимо отметить, что обязательства территориальных сетевых организаций перед субъектами электроэнергетики вытекают прежде всего из заключённых между ними договоров, а не вследствие причинения вреда их имуществу. В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" федеральный закон, предусматривающий конкретный вид обязательного страхования, должен содержать положения, определяющие субъекты страхования, объекты, подлежащие страхованию, перечень страховых случаев, минимальный размер страховой суммы и порядок её определения и ещё много других позиций. Ни в тексте законопроекта, ни в пояснительной записке нет указаний на содержание этих обязательных позиций. Если авторы имели в виду под страховым случаем аварии в электросетевом хозяйстве, то предложенная ими новелла могла бы быть оформлена в виде поправки, дополняющей перечень опасных объектов, к Федеральному закону № 225-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте", в этом случае были бы определены все положения, предусмотренные Законом Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации". Если расходы по страхованию ответственности электросетевой компании, носящие характер регулярных платежей, не могут включаться в состав тарифа на услуги по передаче электрической энергии, то непонятно всё-таки, за счёт каких средств сетевая компания будет изыскивать эти возможности; величина прибыли определяется показателем плановой рентабельности. Мы считаем, что такие изменения в закон "Об электроэнергетике" вносить нельзя, хотя сам вопрос имеет право на существование. По этой причине комитет предлагает отклонить данный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли у депутатов вопросы? Прошу записаться. Включите режим записи. Покажите список. Владимир Иванович Бессонов. БЕССОНОВ В. И., фракция КПРФ. Уважаемый Дмитрий Иванович, отпускная цена киловатт-часа на Ростовской атомной электростанции составляет 67 копеек, а для городских потребителей киловатт-час стоит 3 рубля 23 копейки. Вот если принять этот закон, понятное дело, в себестоимость киловатт-часа будут заложены эти страховые суммы. Где они будут - за пределами 3 рублей 23 копеек или между 67 копейками и 3 рублями 23 копейками? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Дмитрий Иванович Савельев. САВЕЛЬЕВ Д. И. Владимир Иванович, вот вы подсчитайте разницу между 3 рублями 23 копейками и 67 копейками. А Юрий Александрович говорит: откуда они будут брать деньги? Это очень богатые компании! Я считаю, что такая разница между отпускной ценой генерирующей компании и конечной ценой реализации совершенно неприемлема. Если вы внимательно прочитали мой законопроект, то знаете, что мы там говорим о потерях, так вот часть этой конечной стоимости - это как раз так называемые потери, возникающие из-за нерадивых компаний-однодневок, которые не обслуживают сети должным образом, а эксплуатируют их по максимуму и получают сверхприбыли. Мы говорим о том, что компании уже накопили, мягко говоря, жирок за это время, и этот тариф не должен включаться в конечную стоимость для потребителей. А цена для конечного потребителя, которую вы назвали, - ну, она, на мой взгляд, совершенно неприемлема! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Александр Сергеевич Кропачев. КРОПАЧЕВ А. С. Уважаемый Дмитрий Иванович, законопроектом устанавливается определённая страховая сумма, которая не должна быть меньше стоимости планируемого объёма оказываемых территориальной сетевой компанией услуг по передаче электрической энергии; объём должен быть учтён органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов при установлении цен на соответствующий год. Скажите, может, стоит закрепить страховую сумму в твёрдом денежном выражении в зависимости от количества объектов обслуживания? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Дмитрий Иванович Савельев. САВЕЛЬЕВ Д. И. Спасибо за вопрос. Ну, считаю, что это будет нецелесообразно, поскольку практически каждый год тарифы изменяются, и, как мы знаем, к сожалению, они не падают, а растут, соответственно, через какое-то время твёрдая сумма страховки будет не актуальна, а значит, придётся регулярно вносить поправки в законодательство. Такой подход мне кажется неэффективным, нужно принимать закон, который будет учитывать сразу все возможные изменения в этой сфере. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Иван Николаевич Абрамов. АБРАМОВ И. Н., фракция ЛДПР. У меня вопрос к разработчику. Дмитрий Иванович, предположим, что какая-то территориальная сетевая компания оказалась, как вы говорили, фирмой-однодневкой, которая путём банкротства избавляется от долгов, - куда тогда обращаться за компенсацией в соответствии с вашим законопроектом? САВЕЛЬЕВ Д. И. Вот об этом как раз говорится в части 2 статьи 38-1 проекта закона: в случае невыполнения территориальной сетевой компанией условий и возникновения по её обязательствам имущественных требований субъектов электроэнергетики собственник объектов электросетевого хозяйства несёт солидарную ответственность по данным обязательствам. Другими словами, даже в случае банкротства территориальной сетевой компании можно взыскать сумму ущерба с собственника объектов электросетевого хозяйства, который отвечает своим имуществом. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Евдокия Ивановна Бычкова. БЫЧКОВА Е. И. Уважаемый Дмитрий Иванович, законопроект, конечно, очень сложный, в частности для меня, но у меня следующий вопрос, связанный с экологией. Вашим законопроектом предполагается страховать риски, причиняющие вред здоровью и жизни физлиц, но у нас в законодательстве уже есть положения, где предусмотрено страхование экологических рисков, куда входит в том числе, естественно, и страхование в случае причинения вреда жизни и здоровью, которые затрагивают более широкий спектр вопросов в плане охраны окружающей среды, поэтому вот как-то не могу уловить, в чём смысл внесения ваших дополнительных новелл. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Дмитрий Иванович Савельев. САВЕЛЬЕВ Д. И. Евдокия Ивановна, как вы верно, справедливо заметили в отношении законодательства, про которое вы упомянули, там хоть и широкий спектр вопросов, но они всё же больше касаются экологии и охраны окружающей среды, мы же говорим о недобросовестных сетевых компаниях, которые зачастую являются однодневками. Вы же знаете, что не все бизнесмены порядочные, к сожалению, пока, по крайней мере на данном этапе, и они находят разные схемы выхода из-под налогообложения, ухода от ответственности путём создания вот таких левых фирмёшек на год, на два, передают им в аренду имущество, а дальше уже хоть трава не расти, как говорится, и в этом смысле должна быть предусмотрена солидарная ответственность через страховые механизмы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Василий Михайлович Тарасюк. ТАРАСЮК В. М., фракция ЛДПР. У меня вопрос к Юрию Александровичу. Человек, который очень много проработал и знает данную систему, он правильно сказал: да, это законопроект не нашего комитета, но мы считаем, что надо страховать по всем видам страхования. Надо подумать об этом. Сегодня утром уже было сказано очень много о страховании. Мой вопрос к чему? Самое главное, надо посмотреть вот тем комитетам, которые знают - это вопрос не нашего, - что это нужно делать и как это нужно делать. Как вы считаете? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Юрий Александрович, пожалуйста. ЛИПАТОВ Ю. А. Я так понимаю, вы задаёте вопрос о том, как будут реагировать комитеты, которые непосредственно занимаются вопросами страхования. Ну, я считаю, что у каждого депутата есть возможность проявить законодательную инициативу и решать этот вопрос в законодательном поле. Будет законодательная инициатива по поправкам в другие законы - будем предметно разговаривать по этой теме. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желающие выступить? Нет. Выносим на "час голосования".
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5232 по 5248 из 5658
20-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 47 мин. 08 сек.) Проголосовало за 55 чел.12,2 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 56 чел. Не голосовало 394 чел.87,6 % Результат: не принято Законопроект отклонён.