Заседание № 129
23.11.2005
Вопрос:
О проекте федерального закона № 160722-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (об условиях передачи полномочий органов местного самоуправления поселений органам местного самоуправления муниципальных районов).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3903 по 4045 из 5437
Пункт 18, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Законодательное собрание Ленинградской области просит рассмотреть законопроект без участия своего представителя. Содоклад сделает член Комитета по вопросам местного самоуправления Александр Викторович Сарычев. Пожалуйста, Александр Викторович. САРЫЧЕВ А. В., фракция "Единая Россия". Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Проектом, внесенным Законодательным собранием Ленинградской области, предлагается изменение статьи 34 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Правовая цель законопроекта - не создавать органы местного самоуправления в поселении, являющемся административным центром муниципального района, решение об этом должно быть принято законодательным органом субъекта Российской Федерации. Комитет Государственной Думы по вопросам местного самоуправления изучил данный законопроект и пришел к следующим выводам. Конституция Российской Федерации, часть 2 статьи 3, устанавливает, что народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Допуская ситуацию, когда органы местного самоуправления в поселении не формируются, проект ограничивает конституционное право граждан, проживающих в таком поселении, на осуществление местного самоуправления через соответствующие органы. Также необходимо иметь в виду, что в соответствии с нормой части 1 статьи 131 Конституции Российской Федерации местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. При этом в Конституции Российской Федерации, часть 2 статьи 19, гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от места жительства. Принятие рассматриваемого проекта повлечет противоречия положениям Конституции: права жителей поселения - центра муниципального района на осуществление местного самоуправления оказываются ограниченными по сравнению с правами жителей иных поселений, входящих в состав муниципального района. В развитие положений Конституции Российской Федерации концепция Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления..." предусматривает формирование двух уровней местного самоуправления. При этом каждый вид муниципального образования - городское или сельское поселение, муниципальный район или городской округ - имеет собственный перечень вопросов местного значения. Также федеральный закон, часть 3 статьи 17, устанавливает, что полномочия по решению вопросов местного значения осуществляются органами местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов самостоятельно, вследствие этого органы местного самоуправления муниципального района не могут одновременно исполнять функции органов местного самоуправления поселений. Учитывая несогласованность проекта, внесенного Законодательным собранием Ленинградской области, с положениями Конституции и концепцией закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" комитет рекомендует Государственной Думе его отклонить. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Викторович. Есть ли вопросы к докладчику? Чуев Александр Викторович, один вопрос. Включите микрофон депутату Чуеву. ЧУЕВ А. В. Я бы хотел уточнить следующее. Вот представьте себе ситуацию, когда резиденция главы муниципального района находится в центре поселения и в поселении избирается свой глава. Насколько здесь будет эффективной местная муниципальная власть, если, например, в одном и том же поселении у нас фактически два главы, которые могут принадлежать к разным политическим партиям, и насколько это будет способствовать осуществлению гражданами своего права на местное самоуправление? САРЫЧЕВ А. В. Спасибо за вопрос. Но здесь же можно и так рассуждать. Допустим, есть субъект Федерации, администрация субъекта Федерации находится в каком-то центре, городе. Мы можем сказать, что мэр города, какой-то столицы, и глава субъекта Федерации... что вот там тоже противоречие. То есть у каждого есть свои функции, есть свои полномочия, которые должны выполняться на всех уровнях. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь, вопрос был только один. Есть ли желающие выступить? Пожалуйста, депутат Романов. Но только три минуты, пожалуйста, чтобы нам уложиться. Включите микрофон. РОМАНОВ В. С., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. Уважаемые депутаты, пользуясь случаем, хочу сказать не только о концепции данного законопроекта, а о ситуации в целом. Хорошо себя обманывать, хорошо тешить иллюзиями. В Самарской области 9 октября состоялись выборы руководителей этих новых поселений и депутатов - чуть не две с половиной тысячи. Это произошло во многих регионах, однако горькая реальность состоит в том, что до 1 января осталось времени очень мало, а четкое перераспределение функций до конца не доведено, финансовая база новым структурам местного самоуправления неясна, и в итоге дело сводится к механическому повтору слов о том, что мы дали народу права, что он сам собой управляет. Не будет никакого реального изменения с 1 января, если новые структуры власти, как представительной, так и исполнительной, не обладают материально-технической и финансовой базой! Это горькая картина, когда мы законы штампуем, а в реальной жизни возникает путаница, возникает несовершенство полномочий. Если прямо говорить, то ведь огромное большинство вновь избранных по стране тысяч и тысяч депутатов и глав еще даже толком не знают, как они будут отвечать на реальные, немедленно возникающие коммунальные, бытовые, медицинские, транспортные и какие-то иные вопросы. Что касается попытки депутатов Ленинградской области обозначить проблему, то, откровенно говоря, они ближе к реализму, несмотря на формальные ссылки на то, что в Конституции каждому человеку даны права. Так в Конституции права и по выборам губернаторов, и многое другое! Повторяю, я понимаю, что очень легко по юридическим мотивам, со ссылками на нормы Конституции данный законопроект отклонить, но, пользуясь случаем, хочу обратиться к депутатам "Единой России". Ведь многие из вас бывают, надеюсь, на местах... Я вот только что был в Мордовии, проводил встречи в глубинных сельских районах - тоска зеленая от того, что наши законы в реальной жизни всё совершенно иное порождают, чем то, о чем здесь мы иногда красиво говорим. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Валентин Степанович. Есть ли желание выступить с заключительным словом? Нет. Александр Викторович, надо вовремя поднимать руку. Представитель правительства?.. Представитель президента?.. Не желают высказаться. Коллеги, кто за то, чтобы принять данный законопроект в первом чтении? Мнение комитета - отклонить. Прошу определиться голосованием. Покажите, пожалуйста, результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 50 мин. 07 сек.) Проголосовало за 73 чел.16,2% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 73 чел. Не голосовало 377 чел.83,8% Результат: не принято Не принято.