Заседание № 143
О проекте федерального закона № 160278-8 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (об уточнении административной ответственности за нарушения, связанные с проявлениями монополистической деятельности на цифровых товарных рынках).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
36-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". Докладывает Николай Гаврилович Брыкин. БРЫКИН Н. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты, ко второму чтению поступило четыре поправки, все они рекомендованы к принятию. Я кратко скажу, что поправками определены лица, уполномоченные на возбуждение и рассмотрение дел по новому составу, а также устанавливается срок вступления федерального закона в силу - 1 сентября 2023 года. Срок вступления закона в силу синхронизирован со сроком вступления в силу пакетного отраслевого федерального закона. Законопроект прошёл необходимые экспертизы. Прошу поддержать таблицу поправок и принять проект закона во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Таблица поправок ставится на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 41 мин. 05 сек.) Проголосовало за 319 чел.70,9 % Проголосовало против 3 чел.0,7 % Воздержалось 6 чел.1,3 % Голосовало 328 чел. Не голосовало 122 чел.27,1 % Результат: принято Таблица поправок принимается. Законопроект ставится на голосование во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 41 мин. 29 сек.) Проголосовало за 321 чел.71,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 11 чел.2,4 % Голосовало 332 чел. Не голосовало 118 чел.26,2 % Результат: принято Принимается во втором чтении. Пожалуйста, Николай Гаврилович. БРЫКИН Н. Г. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Данный проект федерального закона подготовлен комитетом для принятия в третьем чтении. Все необходимые экспертизы проведены. Прошу сегодня проголосовать за принятие законопроекта в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, нет возражений - рассмотреть сегодня? Нет. Будут ли желающие выступить по мотивам? Нет. Законопроект ставится на голосование в третьем чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 42 мин. 11 сек.) Проголосовало за 324 чел.72,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 10 чел.2,2 % Голосовало 334 чел. Не голосовало 116 чел.25,8 % Результат: принято Закон принят. Спасибо.
Заседание № 88
О проекте федерального закона № 160278-8 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (об уточнении административной ответственности за нарушения, связанные с проявлениями монополистической деятельности на цифровых товарных рынках).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
43-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". Доклад официального представителя правительства статс-секретаря - заместителя руководителя Федеральной антимонопольной службы Сергея Анатольевича Пузыревского. Пожалуйста. ПУЗЫРЕВСКИЙ С. А., официальный представитель Правительства Российской Федерации, статс-секретарь - заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты! 10 ноября этого года Государственной Думой был принят в первом чтении проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" (в части совершенствования антимонопольного регулирования цифровых рынков), это часть так называемого пятого антимонопольного пакета. Сегодня вашему вниманию предлагается второй законопроект из этого пакета, внесённый Правительством Российской Федерации, - "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". Законопроект небольшой, в нём предусматривается всего два положения. Первое, проектом федерального закона предлагается ввести в качестве отягчающего обстоятельства при совершении административного правонарушения, выражающегося в заключении картельного соглашения, такое обстоятельство, как использование программы МВМ, позволяющей осуществлять реализацию картельного соглашения без участия человека, в автоматическом режиме. Кроме того, законопроектом предлагается усиление административной ответственности за повторное неисполнение предписания антимонопольного органа. В частности, если компания или должностное лицо второй раз не исполняет предписание антимонопольного органа, то предлагается предусмотреть в качестве санкций для должностных лиц безальтернативную дисквалификацию на срок от одного года до полутора лет, а для юридических лиц - штраф в двойном размере от ранее наложенного. Законопроект в установленном порядке согласован, прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад Николая Гавриловича Брыкина. БРЫКИН Н. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, коллеги! Суть нововведений Сергей Анатольевич доложил, повторять не буду. В целом комитет поддерживает концепцию данного проекта федерального закона, который направлен на воспрепятствование использованию компьютерных программ при реализации антиконкурентных соглашений, а также на исполнение предписаний, вынесенных антимонопольным органом. Ну, Сергей Анатольевич сказал уже, что законопроект входит в пакет документов по антимонопольному законодательству, которые направлены на усиление работы. Но при этом к проекту федерального закона у комитета есть следующие замечания. Во-первых, формулировку отягчающих обстоятельств необходимо будет уточнить. Во-вторых, не определены лица, которые уполномочены на возбуждение дел по новому составу правонарушений, речь идёт о части 2-8 статьи 19.5 Кодекса об административных правонарушениях. Также необходимо дополнительно проработать размер санкций по данной проектируемой норме, которые имеют целых три условия назначения. Подобная правовая конструкция нигде не встречается в действующих положениях кодекса, если мы посмотрим существующие положения КоАП. Ну, с учётом данных замечаний - они, наверное, будут устранены в ходе подготовки ко второму чтению - Комитет по государственному строительству и законодательству предлагает проголосовать за принятие в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы? Есть. Включите режим записи. Покажите список. Леонов Олег Юрьевич, пожалуйста. ЛЕОНОВ О. Ю. Уважаемый Сергей Анатольевич, данным законопроектом предлагается в качестве дополнительного отягчающего обстоятельства рассматривать использование цифровых алгоритмов. Но мы же говорим о динамических цифровых торговых площадках, то есть там круглосуточно работают цифровые алгоритмы без участия человека, например, в такси цена расчётно поднимается и опускается. Правильно ли я понимаю, что вот это отягчающее обстоятельство будет применяться в ста процентах случаев, когда мы говорим о таких торговых площадках? ПУЗЫРЕВСКИЙ С. А. Уважаемый Олег Юрьевич, хочу сказать, что отягчающее обстоятельство, предусмотренное законопроектом, не будет касаться тех алгоритмов, которые работают для конкретного рынка, конкретного производителя, например алгоритма такси, который определяет цену. Речь идёт только о тех случаях, когда два конкурента договорились о том, что они будут фиксировать цены, и, чтобы поддерживать свою договорённость, используют цифровой алгоритм. Это будет использоваться только в случае, когда установлен картель, их участие; если будет выявлено, что картель реализовывался через цифровой алгоритм, тогда будет использоваться отягчающее обстоятельство, в других случаях - нет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В. Сергей Анатольевич, поподробнее, может быть, про эти программы ЭВМ, потому что мы с ними не сталкивались, это программы, которые без присутствия физического лица, сами по себе к какой-то цене стремятся одновременно или как они работают? ПУЗЫРЕВСКИЙ С. А. Алексей Владимирович, спасибо за вопрос. Ещё раз повторю, это касается только картелей. Зачастую речь идёт о ситуациях, когда такие программы используются при поддержании цен на торгах. Мы выявляли такие программы, когда два участника ограничивают возможность подачи заявки. Если ты сам для себя определил шаг, то такая программа допустима, если ты согласовал и запустил эту программу для двоих участников, тогда это будет отягчающее обстоятельство. С такими программами мы сталкивались. Считаем, что это более скрытное, латентное правонарушение, и мы таким образом усилим административную ответственность за него. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Иванов Максим Анатольевич. ИВАНОВ М. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". У меня вопрос к эксперту по цифровым технологиям Николаю Гавриловичу, содокладчику. Установлен ли механизм формирования доказательной базы по картельному сговору и не приведёт ли это к переделу рынка цифровых технологий? БРЫКИН Н. Г. Максим Анатольевич, спасибо за вопрос. Я не эксперт в цифровых технологиях, Комитет по госстроительству и законодательству рассматривает взаимную ответственность, так что вопрос не по существу. Ни к чему не приведёт. Концепция, которую предлагает антимонопольная служба, будет эффективно работать в рамках сегодняшнего рынка, так что всё нормально. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Лантратова Яна Валерьевна, пожалуйста. ЛАНТРАТОВА Я. В. Уважаемый Сергей Анатольевич, согласно законопроекту предлагается ввести дополнительную ответственность за неисполнение в установленный срок предписания антимонопольного органа - дисквалификацию и удвоение наложенного штрафа. Понятно, что указанная мера негативно воспринята бизнес-сообществом, и это отмечено Комитетом по защите конкуренции. Ещё в июле этого года в рамках ЕАЭС заместитель руководителя ФАС Андрей Цыганов отметил (цитирую): "Правоприменительная практика службы обеспечивает лёгкость вхождения новых разработчиков на рынке. Сейчас важно использовать аккуратный и взвешенный подход, поддерживать бизнес и защищать потребителей, активно использовать инструменты мягкого права". Как вы считаете, действительно ли сейчас нужна такая мера, ну, мягко говоря, немягкое право, с учётом того что всё равно все не исполненные в срок предписания в конечном счёте исполнены после обращения в суд? Вот как вы считаете? ПУЗЫРЕВСКИЙ С. А. Уважаемая Яна Валерьевна, я хочу сказать, что, к сожалению, технология обращения в суд и дальнейшего судебного разбирательства, которое может длиться годами, не обеспечивает эффективности их исполнения. Вот я приведу пример. Когда Федеральная антимонопольная служба выдала предписания компании "Google", которая использовала антиконкурентные механизмы для продвижения своей поисковой системы и удаляла с рынка компанию "Яндекс", каждый день неисполнения предписания компания теряла долю рынка. Если бы мы ушли на три года, может быть, сейчас рынок поиска был бы совершенно другим. И мы ничего не могли сделать, потому что максимальный штраф за неисполнение предписания был 500 тысяч, для компании это было абсолютно... ну, никаких последствий серьёзных даже не было. Через полтора года мы с трудом добились исполнения предписания и остановили антиконкурентное положение. Это, к сожалению, вынужденная мера, но она не исключает в том числе того, о чём вы сказали, - применения мягкого права. Мы очень хорошо продвигаем комплаенс и предупреждаем нарушения антимонопольного законодательства. В совокупности это повысит качество антимонопольного регулирования. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли желающие выступить? Нет. Представитель президента? Правительства? Докладчик? Содокладчик? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", пункт 43. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 16 мин. 54 сек.) Проголосовало за 369 чел.82,0 % Проголосовало против 14 чел.3,1 % Воздержалось 23 чел.5,1 % Голосовало 406 чел. Не голосовало 44 чел.9,8 % Результат: принято Принимается в первом чтении.