Заседание № 80
О проекте федерального закона № 160232-6 "О внесении изменений в статью 18 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и статью 37 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (по вопросу о сборе подписей для кандидатов на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Следующий - вопрос 11, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 18 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и статью 37 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Алексей Николаевич Диденко, пожалуйста. ДИДЕНКО А. Н. Уважаемые коллеги, вашему вниманию предлагается законопроект, суть которого очень проста. Вы все знаете, что сейчас в рассылке находится законопроект, который предполагает, что законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации схема выборов высшего должностного лица субъекта (главы субъекта) может быть изменена. До этого, ещё до принятия его в первом чтении, фракцией ЛДПР был внесён проект закона. Он был внесён после единого дня выборов 14 октября 2012 года. Наша партия была представлена во всех субъектах, где проходили выборы губернаторов, начиная от Брянска и Новгорода и заканчивая Амурской областью, и мы не могли не отметить определённые трудности, сложности, связанные со сбором подписей муниципальных депутатов или глав муниципальных образований, которые избраны населением и которые в соответствии с законом обладают правом отдавать свои подписи в поддержку выдвижения кандидата на должность главы субъекта, в том числе выдвинутого политическими партиями. На наш взгляд, фракции ЛДПР, существует определённая несправедливость в отношении политических партий, которые существуют на политической арене Российской Федерации с самого начала, с момента её зарождения, уже представлены в Государственной Думе трёх, четырёх, а то и всех созывов, по сравнению с политическими партиями, которые были зарегистрированы и начали активную политическую деятельность после либерализации законодательства о политических партиях. В частности, возникали такие ситуации в отдельно взятых регионах, когда кандидат на должность губернатора от КПРФ, допустим, не был представлен, а кандидат от политической партии, которая получила свидетельство три-четыре месяца назад, участвовал в выборах, без труда преодолел муниципальный фильтр, получил возможность быть включённым в бюллетень и избиратели сделали выбор в его пользу. На наш взгляд, не вполне логичным с точки зрения права... Политической партии, которая представлена в Государственной Думе, даётся возможность выдвигать кандидата на должность президента без сбора подписей избирателей, без сбора подписей депутатов муниципального уровня, без сбора подписей депутатов законодательных (представительных) органов, без сбора подписей депутатов Государственной Думы - просто решением съезда политическая партия, которая представлена в Госдуме фракцией, выдвигает кандидата на должность президента, высшего должностного лица Российской Федерации, главы государства. Нам представляется вполне логичным и обоснованным аналогичную, подобную схему применить и при выдвижении кандидатов на должность высшего должностного лица в субъекте Федерации. Таким правом в настоящий момент обладают четыре партии. На наш взгляд, это в наших общих интересах, это позволит расширить палитру, скажем так, кандидатов, которые будут вести активные дискуссии, активные дебаты, повысит явку на избирательные участки и всё-таки немножко обогатит избирательную кампанию. Прошедшие выборы губернаторов показали, что в некоторых субъектах при отсутствии конкуренции, то есть кандидатов, представляющих основные политические партии, поддержка основного кандидата, скажем так, с точки зрения здравого смысла по крайней мере вызывает некоторые сомнения или иронию. Давно такого не было, чтобы кандидат набирал в мажоритарном округе в рамках субъекта 89-90 процентов, а на некоторых участках приближался к 100 процентам, всё-таки выборы проходили в Центральном федеральном округе, в Северо-Западном, на Дальнем Востоке. Учитывая, что такое в принципе возможно и что это бывает, например, на территориях национальных республик, считаем, что такое положение дел в субъектах недопустимо. Наличие кандидатов, представляющих все политические партии, имеющие фракции в Государственной Думе, только внесло бы некоторое оживление и повысило интерес наших граждан к этому институту, к этим выборам - выборам губернаторов, поэтому просьба поддержать. Я думаю, что и коммунисты, и "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" в этом заинтересованы, поскольку у них, как и у нас, были проблемы с прохождением фильтра, но мы-то справились, а они, к сожалению, нет. Что касается отзыва правительства и заключения комитета, ну нельзя с этим согласиться. Основной аргумент правительства заключается в том, что общероссийская политическая партия может не обладать поддержкой в том или ином субъекте и может не выдвинуть кандидата. Но я вам скажу больше, в настоящий момент, даже если политическая партия не имеет на территории субъекта Федерации регионального отделения, она обладает правом без сбора подписей выдвигать, например, списки кандидатов в законодательные (представительные) органы государственной власти. В этом я усматриваю некоторую непоследовательность в заключении правительства. И по заключению ответственного комитета. Я уже сказал в предыдущем выступлении по законопроекту коммунистов, но ещё раз повторю. Владимир Николаевич, ваш комитет ссылается на определение Конституционного Суда по делу, которое не имеет абсолютно никакого отношения к публично-правовым интересам. В том деле два человека подали в суд, потому что они претендовали на жилищную субсидию, поскольку переехали из районов Крайнего Севера, но законодательно был установлен срок больше, чем был до этого, то есть раньше необходимо было иметь десять лет трудового стажа на Севере, а теперь - пятнадцать. И Конституционный Суд справедливо отметил, что нельзя произвольно менять нормы законодательства, поскольку они затрагивают конкретные ситуации, конкретные судьбы людей, которые проработали на территории Крайнего Севера десять лет, а с введением нового закона они такого права лишились. Тем не менее они на такую поддержку рассчитывали, они какие-то мероприятия, свою жизнь спланировали так, чтобы переехать из районов Крайнего Севера и обустроиться в новом субъекте. Определение Конституционного Суда никто не оспаривает, но это конкретное дело, и эту конкретную правовую позицию Конституционного Суда нельзя рассматривать в отрыве от этого конкретного дела. Здесь судьба двух конкретных людей, переехавших из районов Крайнего Севера, и в отношении таких людей, а их тысячи, которые имели право на эту льготу, Конституционный Суд определил, что произвольно менять вот этот критерий, стаж работы на Севере, нельзя, поскольку он затрагивает интересы определённого круга лиц. Вы совершенно справедливо заметили, отвечая на мой вопрос по предыдущему пункту повестки дня, что сфера публично-правовых отношений очень динамична и приходится оперативно на неё реагировать. Однако вы указываете в своём заключении на то, что нельзя произвольно менять, надо осуществлять разумное вмешательство в стабильность правового регулирования, цитируя выводы, тезисы из определения Конституционного Суда, хотя сами говорите, что в принципе это вполне возможно, потому что страна огромная и национальные, и исторические, конкретно исторические, как вы любите говорить, условия совершенно разные. Поэтому здесь тоже позиция вашего комитета - исполнителя по данному законопроекту - нам представляется не совсем последовательной. Я думаю, что при голосовании депутаты учтут наши аргументы и поддержат данный законопроект. Я с удовольствием отвечу на вопросы и прошу все фракции поддержать, поскольку, ещё раз повторю, это в наших общих интересах и в интересах десятков миллионов избирателей, которых представляют наши политические партии. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Владимир Николаевич Плигин. ПЛИГИН В. Н. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Алексей Николаевич достаточно предметно остановился на тексте законопроекта, он также проанализировал заключение, и я в принципе с ним согласен в том, что нами в заключении приведено конкретное постановление Конституционного Суда, но в этом постановлении Конституционного Суда нам важен был подход, который даёт Конституционный Суд, а этот подход говорит именно о сохранении разумной стабильности правового регулирования и недопустимости внесения произвольных изменений в действующую систему норм. Собственно говоря, только этим была обусловлена ссылка на конкретное постановление Конституционного Суда. Далее о предложении. Проектом закона предлагается освободить кандидатов на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), выдвигаемых политическими партиями, представленными в Государственной Думе Федерального Собрания, от необходимости сбора подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований в свою поддержку, а кандидатов, выдвигаемых остальными политическими партиями, не освобождать от сбора подписей. Алексей Николаевич достаточно подробно остановился на палитре политической, на том, что трудности встречаются в деятельности политических партий, представленных в Государственной Думе, и если убрать эти трудности, избирательная кампания могла бы обогатиться. С нашей точки зрения, здесь, конечно же, - я думаю, что и вы, Алексей Николаевич, согласитесь, - прежде всего будет нарушен принцип равенства политических партий. Говоря об институте выборов глав субъектов Российской Федерации, вы можете сослаться на другие исключения, которые делаются для думских политических партий, однако именно применительно к институту формирования глав субъектов Российской Федерации вряд ли мы на это можем согласиться. И следующий момент. Политические партии, представленные в Государственной Думе, вряд ли действительно будут сталкиваться со сложностями, тем более что вы в своём выступлении неоднократно отмечали, что ЛДПР преодолела те, условно скажем, в кавычках, сложности, которые были. Таким образом, с моей точки зрения, отдавая такого рода предпочтения, мы избирательную кампанию (или другую возможную кампанию) явно не обогатимся, и вряд ли нам стоит отказываться от института сбора подписей для политических партий, представленных в Государственной Думе, сохраняя это для других политических партий, - с нашей точки зрения, это некорректно. Собственно говоря, данная некорректность (или возможная некорректность) и была положена в основу решения комитета, предлагающего эту инициативу отклонить, несмотря на всё уважение, естественно, к политическим партиям, представленным в Государственной Думе. Таким образом кампания не обогатится. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли у депутатов вопросы? Есть. Прошу записаться. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Сергей Владимирович Иванов. ИВАНОВ С. В. Владимир Николаевич, как же так, ведь мы так долго мирились с этой некорректностью, когда партии, прошедшие в Думу, не собирали ничего, а непрошедшие собирали или залог платили?! Почему по отношению к кандидатуре высшего должностного лица субъекта вы считаете это некорректным, а при выборах в органы государственной власти и местного самоуправления - корректным? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Владимир Николаевич Плигин. ПЛИГИН В. Н. Уважаемый Сергей Владимирович, прежде всего, если вы обратили внимание, институт формирования глав субъектов Российской Федерации постоянно находится в поле внимания Государственной Думы, мы возвращаемся к этому периодически и в общих выступлениях, и в рамках конкретных законодательных инициатив. Субъекты разные, представительство политических партий различно, поэтому мы полагаем, что все политические партии должны находиться применительно к формированию этого института в одинаковых политических условиях, предлагаемых законодательством. Идея исключить предложение о необходимости сбора подписей только для партий, представленных в Государственной Думе, нам кажется некорректной с учётом специфики субъектов Российской Федерации, а также того, что в различных субъектах одни политические партии, в том числе и входящие в Государственную Думу, могут быть не представлены или представлены несколько менее широко, чем другие политические партии. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Сергей Михайлович Катасонов. КАТАСОНОВ С. М. Уважаемый Владимир Николаевич, вы с большим удовольствием на протяжении этой недели ссылаетесь на решения Конституционного Суда при обсуждении проблем, касающихся стабильности нашего правового законодательства. На этой неделе несколько раз прозвучала фраза, что предлагаемые законопроекты не будут способствовать стабильности правового регулирования. Скажите, пожалуйста, что вы понимаете под стабильностью? Дело в том, что за последние полтора года вы четыре раза поменяли выборное законодательство в отношении первого, высшего должностного лица субъекта. Каково ваше мнение, может быть, есть у партии власти единое измерение стабильности, а то для одних один день - это уже стабильно, а для оппозиции и три-четыре года - это нестабильно? Сколько времени всё-таки, на ваш взгляд, должно пройти, чтобы можно было говорить о стабильности? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Владимир Николаевич Плигин. ПЛИГИН В. Н. Уважаемый Сергей Михайлович, спасибо большое за действительно глубокий вопрос. Единственное, на что я хотел бы обратить внимание в рамках ответа на этот вопрос, - что мы говорим о стабильности правовой системы, которая в европейском законодательстве представлена примерно на восьмидесяти тысячах страниц формата А4, и применительно к каждой норме на этих страницах нужно говорить о собственно продолжительности жизни нормы, или стабильности нормы. Поэтому в данной ситуации, говоря, допустим, о нормах гражданского законодательства (это уже общие оценки), для того чтобы норма, регулирующая хозяйственную деятельность, действительно проросла во весь, извините за это слово, "пирог" общественных отношений, требуется несколько лет. Норма уголовного или административного права начинает действовать значительно быстрее, а что касается законодательства, регулирующего партийно-политическую систему или институты государственного строительства, то стабильность этих норм определяется историей стран, историей функционирующих институтов. В условиях формирующейся системы государственного строительства, к сожалению, отдельные нормы приходится менять чаще, поэтому, возвращаясь к вопросу, нужно обсуждать принцип стабильности для каждого правового института отдельно. Что касается Конституционного Суда и ссылок на решения Конституционного Суда Российской Федерации, мне представляется естественным, что мы в своей аргументации ссылаемся на постановления, которыми определяется конституционно-правовой смысл принимаемых нами решений. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, я предлагаю завершить блок вопросов и ответов, и после этого приступим к голосованию. Нет возражений? Александр Георгиевич Тарнавский, ваш вопрос. ТАРНАВСКИЙ А. Г., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Вопрос коллеге Диденко. Уважаемый Алексей Николаевич, вот вы изучали практику прошедших выборов и говорили, что очень непросто дался сбор подписей муниципальных депутатов вам, а также партии "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" и КПРФ. Но при этом мы знаем, что восемь непарламентских партий собрали эти подписи. С вашей точки зрения, в чём причина этого? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Алексей Николаевич, пожалуйста. ДИДЕНКО А. Н. Спасибо за глубокий вопрос, но я думаю, что на него нет ответа, потому что я сам мучительно пытаюсь понять каждый день, как эти общероссийские политические партии, которые представлены пятьюстами членами (в Рязани какие-то партии пенсионеров были очередные, а также в Новгороде и в Амурской области), физически смогли собрать такое количество подписей. Например, у нас в Брянске работали только двести пятьдесят сборщиков подписей, то есть половина от состава той политической партии, которая, допустим, работала в Рязани и собирала подписи в поддержку своего кандидата. Учитывая расстояние, временной отрезок - не больше месяца, материальные ресурсы, людские ресурсы, то есть количество её членов, её сторонников, я не понимаю, как они физически собрали подписи. Даже если они работали круглые сутки и если сами являются этими депутатами, то как минимум неделя понадобилась бы для того, чтобы заполнить правильно все документы, нотариально заверить подписи, всё это объединить, прошнуровать, проброшюровать, пронумеровать, проверить и сдать в комиссию. У меня логического объяснения этому нет. Я думаю, что какие-то догадки есть у вас, и у нас тоже есть различные версии, но мы думаем, что здесь без волшебства не обошлось. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Дмитрий Геннадьевич Гудков. ГУДКОВ Д. Г. Уважаемый Владимир Николаевич, если вы помните, мы на прошлой неделе бурно обсуждали проблему муниципального фильтра, и когда коллега Тимченко выступал от фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ", то он примерно так сказал: муниципальный фильтр никаким фильтром на самом деле не является, а является маркером, которым можно замерить уровень общественной поддержки. Во время выборов в Думу мы, все оппозиционные парламентские партии, набрали 47 процентов с копейками, почти половину голосов. В Белгородской области партии, набравшие почти 40 процентов, не смогли зарегистрировать кандидатов в губернаторы, в Новгородской области партии 52 процента набрали и не смогли зарегистрировать. Как вы думаете, в чём причина, почему так произошло, или вы считаете, что всё-таки наши жалкие 47 процентов не являются показателем общественной поддержки? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Владимир Николаевич Плигин. ПЛИГИН В. Н. Вопрос касается 47 процентов голосов за политические партии, представленные в Государственной Думе, однако каждый участник политического процесса имеет своё самостоятельное представительство и имеет свой самостоятельный уровень поддержки, поэтому, мне кажется, переносить этот общий уровень поддержки - я сейчас не готов сказать, что он составляет именно 47 или 55 процентов, - на уровень субъектов Российской Федерации я бы автоматически не стал. Поэтому, уважаемый Дмитрий Геннадьевич, вот это обобщение, которое частично заложено в законопроекте, - вы его правильно уловили - обобщение переноса одного уровня поддержки на уровень формирования института глав субъектов Российской Федерации, по всей видимости, автоматически не работает, и исключить или предоставить преференциальные условия для думских политических партий в этом случае вряд ли целесообразно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Владимир Николаевич Федоткин. ФЕДОТКИН В. Н. Владимир Николаевич, я уже не раз говорил, скажу ещё раз. Вы согласитесь, что сбор подписей депутатов - это даже не фильтр, а это стена железобетонная, которую пробить другим партиям, кроме вашей, невозможно, её только можно обойти. А теперь вопрос. Вот часто вы любите ссылаться на западные страны в экономическом плане, в политическом плане, но ведь в большинстве западных стран при выборах на должность высшего должностного лица (губернатора) нет такого механизма, который заложен в данном законе, - сбора подписей от каких-то выбранных людей, депутатов различного уровня. Почему вы внедрили это у нас и держитесь за это? Хоть бы посмотрели на другие страны - может, переняли бы то, что у них называется демократией, ведь то, что переносится к нам, имеет совершенно другой смысл. Ну при отстаивании своей точки зрения вы хотя бы на какие-то страны нормальные можете сослаться? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Владимир Николаевич Плигин. ПЛИГИН В. Н. Уважаемый Владимир Николаевич! Прежде всего, комитет крайне редко ссылается на какие-то примеры, и только в абсолютно необходимых случаях. Что касается института формирования глав субъектов, областей, регионов в других странах, то в ряде стран существует выборная система, в других странах речь идёт о назначении руководителей областей или каких-то субъектов - но не федерации, а руководителей, допустим, субъектов в рамках унитарного государства, поэтому в этом случае для них слово "субъект" не очень применимо, это административная единица. Формирование института сбора подписей муниципальных депутатов, я повторю ещё раз, было инициировано представителями муниципалитетов Российской Федерации, частично произошло заимствование опыта Французской Республики. Что касается вашей отсылки к слову "демократия", то, как вы знаете, не существует доктринального определения, точнее, не существует какого-то точного правового определения, поэтому демократические институты разных стран в принципе имеют различную тенденцию, и к формированию демократических институтов разные страны подходят по-разному. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, сделаем паузу в обсуждении данного законопроекта.
Продолжим обсуждение 11-го вопроса повестки. Кто хотел бы выступить? Прошу записаться на выступления. Включите режим записи. Покажите список. Семь человек записались на выступления. Какие предложения? Поступило предложение предоставить слово одному представителю от каждой фракции. Нет возражений? Голосовать не будем? Не будем. Спасибо. Коллеги, прежде чем предоставить слово представителям фракций, я хотел бы посоветоваться с вами. Очевидно, мы сегодня не успеем рассмотреть все вопросы, внесённые в повестку дня, и я бы предложил в обязательном порядке рассмотреть последний блок вопросов - вопросов, рассматриваемых по сокращённой процедуре, поскольку все докладчики в зале и ждут возможности доложить. Нет возражений? Нет. В какой-то момент мы завершим обсуждение одного из вопросов и перейдём к последнему блоку законопроектов. От фракции КПРФ выступает Валентин Сергеевич Шурчанов. Пожалуйста. ШУРЧАНОВ В. С. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемый Владимир Николаевич, уважаемые коллеги! Сразу скажу, что фракция Компартии Российской Федерации поддерживает данный законопроект. Мы считаем, что он укладывается в ту самую концепцию избирательного права, которой, собственно, придерживается Компартия, её фракция в Государственной Думе. Вместе с тем хочу заметить, что начиная с конца осенней сессии мы, если я не ошибаюсь, уже шесть или семь раз рассматривали проекты законов, которые касаются проблемы муниципального фильтра и демократичности выборов глав субъектов Российской Федерации. Стало быть, есть проблема, которую нужно решать, но эта проблема сегодня может быть разрешена только при активном участии и с согласия ведущей фракции в Государственной Думе - фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Сожалею, что фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" сегодня не хочет поддерживать те самые проекты законов, которые демократизируют избирательный процесс и, по сути дела, служат делу стабильности и развития нашей страны. Я подчеркну, что все оппозиционные фракции - КПРФ, ЛДПР, "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" - по всем этим законопроектам голосовали едино, они их поддерживали. Раз такая проблема есть, я, пользуясь предоставленной возможностью, может быть, внесу проект. Уважаемый Сергей Евгеньевич, всё-таки нужно собрать, может быть, представителей всех фракций и обсудить вопрос, каким же образом мы должны выходить из этой ситуации. Мы знаем, что есть проекты законов, которые касаются этой проблемы, и в дальнейшем они будут рассматриваться, есть соответствующие поправки в закон о выборах губернаторов, который устанавливает особые условия для некоторых субъектов Российской Федерации. Раз проблема есть, то нельзя сегодня прятаться за решения Конституционного Суда. Решение Конституционного Суда устанавливает, всё ли мы делаем в рамках правового поля, но в рамках правового поля могут быть приняты решения одни и могут быть приняты решения совершенно другие, и то, что сегодня оппозиционные партии в очередной раз говорят об этом, значит, эта проблема волнует не только депутатов, но и общество: избиратели удивляются, почему сегодня для выборов губернаторов нужно собирать подписи, а для выборов, допустим, глав районных администраций или Президента Российской Федерации не надо собирать подписи, почему сегодня губернаторы, или главы субъектов Российской Федерации, выделены в какой-то особый статус и для них требуются особые условия. Мне кажется, это, с одной стороны, не соответствует принципам демократии, а с другой стороны, нарушает принцип социальной справедливости. Мы понимаем, мораль и нравственность всегда выше правового поля, и мне кажется, что депутаты, фракции в Государственной Думе должны здесь руководствоваться нормами не только правового поля, но и нравственности и справедливости. Ещё раз хочу повторить: фракция поддержит. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Владимир Анатольевич Овсянников. ОВСЯННИКОВ В. А. Спасибо, Сергей Евгеньевич. Безусловно, эта норма является абсолютно логичной и оправданной в данном случае. Предлагаем-то ведь исходя из опыта, не из каких-то постановлений Конституционного Суда и прочего, о чём говорит Владимир Николаевич Плигин, когда он так красиво упаковывает свои аргументы, а, повторяю, исходя действительно из опыта. Сегодня выборы, сопряжённые со сбором подписей, когда население проявляет абсолютную апатию... Я уже не говорю о том, что мы депутатов ловили, реально выставляли кордоны на дорогах, потому что одни говорили, что он поехал в ту сторону, другие говорили, что он, наверное, поедет по этой дороге. Кордоны ставили и ловили! Ну что мы, ей-богу, людей смешим, как говорится! Депутатов пугаем, они не знают, что это за неизвестные им парни приехали и ломятся, так сказать, с какими-то бумагами, вычисляют, где их поймать - в поле, в туалете или ещё где-то. Действительно, это дурацкая ситуация, причём она ещё и порождает коррупцию в нетронутой, девственной среде муниципальных, сельских депутатов. У них там, по сути, возможности для коррупции в любой форме отсутствуют, а тут приезжают, понимают, что так из них не выбьешь эти подписи, и начинают какими-то другими способами уговаривать их поставить. Я, выступая, уже приводил пример по итогам выборов: в одной из областей доходило до того, что платили до 80 тысяч рублей за подпись муниципального депутата, - это тоже о чём-то говорит! И с удовольствием берут и повышают ставки, чтобы другие кандидаты знали: без денег не подходи! Правда, где-то, в каких-то территориях обходились просто продуктовыми наборами, но я не об этом. Сегодня политические партии имеют право выдвигать кандидатов в президенты без всяких подписей, я думаю, освободить их и от этого сбора подписей - это будет абсолютно правильно. И Алексей Диденко во время выступления приводил аргумент, что даже в суммарном исчислении количества имеющихся депутатов не хватит на все политические партии, которые будут участниками, причём активными участниками, избирательного процесса уже осенью этого года. Ну представьте абсурдную ситуацию, когда все СМИ будут писать, что не хватает депутатов на всех кандидатов, - и чего вы будете делать? Мы насмешим всю страну уже осенью этого года, вот в чём вопрос! Мы понимаем причину нежелания принимать нашу инициативу - потому что тогда хорошо и вольготно будут себя чувствовать все политические партии, выдвигая кандидатов: никаких барьеров дополнительных - выдвинули на конференции, сдали документы, и всё, выборы начались! А вы говорите: нет, помучайтесь! Я помню, Владимир Николаевич, ваше высказывание по поводу сладостных мучений. Это действительно мучения, можно ёрничать по этому поводу, можно и не ёрничать, но по-другому это не назовёшь: для политических партий это реальные мучения! Поэтому давайте хотя бы парламентские партии освободим от унизительной, реально унизительной процедуры. Сегодня это их действительно унижает, они носятся, как гончие собаки на охоте, я ещё раз говорю, как шпана какая-то. Это не очень красиво, это действительно будет большой проблемой осенью этого года. И мы тоже понимаем, для чего многие партии сегодня искусственно создаются. Пятьсот человек - федеральная партия, их создают сейчас в каждом регионе, по несколько штук лепят! Причём бывает, что один учредитель приходит сдаёт документы в Минюст сразу на несколько общественно-политических объединений, у нас есть такие факты, - это тоже нонсенс! Есть у нас в реестре, в чёрном списке такие субъекты, где губернаторы занимаются профанацией и регистрируют партии под себя, любимых, и они пойдут в качестве спойлеров, эти кандидаты, они подписи соберут, а КПРФ, ЛДПР, "эсэры" не смогут собрать - это же тоже абсурд! Все прекрасно понимают, что как раз эти партии имеют боевые, работоспособные структуры в каждом регионе, но не судьба нам собрать, а какая-то партия любителей каких-то там деяний либо, как уже сказал Диденко, очередная партия пенсионеров (их уже сколько понасоздавали! Бьют-то по больному, любой пенсионер - активный участник выборов, скажет: о, я пойду за эту партию проголосую, потому что она своя. То есть социальная составляющая учитывается.) - вот они будут регистрировать своих кандидатов! Этим самым вы будете наши структуры, которые в парламенте сидят уже много лет, макать мордой в грязь: вот видите, у вас не получилось, а вот они смогли, значит, они работают. У вас же потом, постфактум такие будут аргументы! Я предлагаю подумать ещё раз, не поддаваться на провокацию. И хочется и колется, но вы же сами понимаете, что данная норма абсолютно абсурдна для политических структур в парламенте, поэтому подумайте, дайте команду проголосовать всё-таки в поддержку данного проекта закона. Сегодня вас большинство - завтра вас меньшинство. Поставьте себя на наше место, ну представьте хотя бы на минутку, что завтра вам придётся в таких условиях, которые сегодня вы нам предлагаете, заниматься тем же самым, чем сейчас занимаемся мы. Но нет: стыд, грех, смешно, противно, но ничего не сделаешь - таковы правила игры... И давайте уже как-то приближаться к стабильному состоянию хотя бы в выборном законодательстве, потому что к нам инвесторы поедут тогда, когда будет стабильность в экономике, когда будут законы работать как минимум ну хотя бы десять - пятнадцать лет, не будет законов-однодневок по бюджетной составляющей (сегодня приняли, что-то решили - завтра отменили), так же как и по выборам. Тогда на нас будут смотреть с пониманием: да, есть маленькие огрехи, но выборы идут, ситуация отлаживается, как любой механизм, как любая машина, проходит обкатку, всё там нормально. Нужна стабильность, давайте уже раз и навсегда уберём вообще выборность губернаторов, она не нужна, и мы бы тогда сейчас не обсуждали этот вопрос в Государственной Думе: пришёл командир, президент, назначил свою команду - и вся команда получает победу на выборах благодаря ответственности... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Анатольевич. Владимир Александрович Поневежский. ПОНЕВЕЖСКИЙ В. А. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Авторы законодательной инициативы предлагают освободить кандидатов на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, выдвигаемых политическими партиями, представленными в Государственной Думе, от необходимости сбора подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований в свою поддержку. Всем известно, что согласно действующей редакции пункта 3 статьи 18 Федерального закона № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" выдвижение кандидата политической партией и выдвижение кандидата в порядке самовыдвижения на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации должны поддержать от 5 до 10 процентов депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований субъекта Российской Федерации. Таким образом, проектом федерального закона предлагается пересмотреть основополагающие положения федерального закона номер 184. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" согласна с мнением профильного комитета о том, что в данном случае концептуальное изменение недавно принятых норм не имеет под собой достаточных оснований и будет способствовать нестабильности правового регулирования данной сферы. Предлагаемым законопроектом ограничением будет нарушен принцип равенства всех политических партий. В этой связи фракция не поддерживает данный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Александр Георгиевич Тарнавский. ТАРНАВСКИЙ А. Г. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Считаю данный законопроект и его обсуждение крайне важными. Я считаю, по теме муниципального фильтра это наиболее оптимальный законопроект, и я, если была бы возможность, стал бы одним из его авторов. Полагаю, это наиболее компромиссный законопроект среди тех, которые обсуждались и будут обсуждаться. Такой вариант решения проблемы позволил бы спасти лицо правительства и выйти из создавшейся ситуации. К сожалению, увы, мы получили отрицательный отзыв правительства, и дискуссия, как я уже и раньше говорил, будет продолжаться как минимум год, два, три, четыре, пока мы вместе будем работать. Теперь о принципах. Вот коллега Плигин и сейчас коллега Поневежский говорили о принципе равенства. Важный принцип, очень важно его соблюдать - принцип равенства политических партий. Только несколько часов назад, при обсуждении вопроса под пунктом 9, который докладывал коллега Коломейцев, как раз было сказано, что если у нас 59 политических партий сейчас зарегистрированных, то собрать подписи возможно только для 12-13 партий, поэтому уже этим, к примеру, мы нарушаем принцип равенства. Или другой вопрос - только некоторые политические партии имеют право на государственное финансирование: наши парламентские плюс, если я не ошибаюсь, "ЯБЛОКО", то есть те, которые получили более 3 процентов голосов на прошедших выборах. Поэтому мы ранее уже нарушили этот принцип равенства политических партий. К сожалению, нельзя не отметить, что, когда надо, мы этот принцип используем, а когда не надо, мы этот принцип забываем. Ещё один принцип, который сегодня не был упомянут нами (об этом мой коллега Тимченко постоянно говорит), - принцип усиления роли муниципальных депутатов: здорово, что они участвуют в процессе выдвижения кандидатов в губернаторы, это поднимает их роль. Согласен с этим, но сошлюсь при этом также на второе замечание, которое есть в правительственном отзыве, - о том, что пока ещё отсутствует практика. Так вот, отзыв правительства от 19 ноября, и я думаю, сейчас уже в правительстве есть материалы по практике проведения губернаторских выборов. Я ничего не выдумывал, а просто взял из прессы несколько выдержек: какова же всё-таки практика прошедших губернаторских выборов? Итак, из прессы. Губернаторы, региональная власть, делают всё возможное, чтобы не допустить до выборов нежелательных кандидатов от оппозиционных партий. Делается всё возможное, чтобы запугать депутатов, используются самые грязные технологии. Людям, муниципальным депутатам, угрожают: кому-то угрожают увольнением его самого или его родственников, которые работают в бюджетных учреждениях, угрожают их детям, которые учатся в институтах, угрожают даже не присылать скорую помощь либо ещё чем-то. Что ещё показали прошедшие губернаторские выборы? Имеются многочисленные факты жалоб муниципальных депутатов на запугивание и шантаж со стороны глав администраций и чиновников различного уровня в случае, если подпись будет отдана не за рекомендованного местной властью кандидата от партии, а также жалоб депутатов муниципальных собраний о принуждении ставить подписи на чистых листах. Ну и, пожалуй, последнее из примеров, которые есть в прессе. Региональная власть использует приёмы грязных политических технологий в виде прямого давления на муниципальных депутатов и манипуляции с листами в поддержку кандидатов, в которых отсутствует фамилия кандидата. Запуганные администрацией муниципальные депутаты вынуждены ставить свою подпись на чистых листах. Такова практика прошедших губернаторских выборов! К сожалению, правительство этого не слышит. И я здесь сошлюсь на другого руководителя государства - на нашего президента. В декабре на большой конференции, если я не ошибаюсь, при обсуждении вопроса в связи с принятием "закона Магнитского", он сказал: "Я, наверное, плохой христианин: когда бьют по одной щеке, надо бы подставить другую, но я к этому пока морально не готов". Вот, наверное, точно так же с нашими парламентскими партиями. Я думаю, несмотря на такую ситуацию полукриминальную, которая возникает с муниципальными депутатами, несмотря на барьеры, которые установлены для парламентских партий, наши партии будут выдвигать кандидатов. И вполне естественно, атмосфера выборов в сентябре этого года будет крайне нездоровой, но мы, как говорится, предупреждали. Если она будет нездоровой или ситуация будет радикализироваться, всю ответственность за это, я полагаю, должно взять на себя руководство нынешнего правительства, которое дало отрицательный отзыв на законопроект, внесённый нашими коллегами из ЛДПР, как я полагаю, законопроект наиболее оптимальный, который помог бы спасти лицо правительства и смог бы позволить нам выйти на необходимый компромисс, от которого выиграли бы все. Спасибо, коллеги. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Алексей Николаевич Диденко. Будете выступать? Пожалуйста, включите микрофон. С места или к трибуне вы хотите выйти ещё раз? Нет. ДИДЕНКО А. Н. Спасибо за столь интересную и содержательную дискуссию по данному вопросу, в основном я слышал только положительные отзывы, но, к сожалению, комитет мне не удалось склонить в пользу поддержки нашего проекта. Я остановлюсь коротко на аргументах против или с критикой, которые были в адрес концепции предлагаемого проекта. Хотелось бы начать с того, что фильтр муниципальный кто-то из депутатов ещё при обсуждении сейчас уже действующего закона в первом чтении справедливо назвал не фильтром, а пробкой, которую нужно не преодолевать, а просто выдавить с неимоверными, нечеловеческими усилиями, ценой сна, здоровья наших активистов, наших членов партии. Это очень серьёзное испытание для любой политической структуры, в том числе представленной в Государственной Думе. Владимир Николаевич говорил, не в этом выступлении, а в предыдущем, о том, что необходимо прекратить точечные изменения избирательного законодательства, поскольку концептуально основные позиции и конструкция приняты. Но я вас уверяю, Владимир Николаевич, что это не так. И количество законопроектов, предлагаемых именно оппозицией, которые направлены на то, чтобы создать дополнительные гарантии охраны, защиты и реализации избирательных прав граждан и самих политических партий, говорит об обратном - что не всё идеально в избирательной системе и она нуждается в изменении. Я уже много раз говорил и ещё лишний раз напомню, что межфракционная рабочая группа по совершенствованию избирательного законодательства, которая была создана по итогам выборов в Государственную Думу в 2011 году, так ни разу и не заседала. И каких-то совместных "круглых столов", дискуссий, связанных с совместным заслушиванием претензий, опасений, соображений, предложений по совершенствованию отдельных стадий избирательного процесса, - таких мероприятий проведено не было, что, скорее всего, говорит о нежелании снять напряжённость в этом вопросе. Много говорилось о неравенстве политических партий при таком подходе, который предлагает фракция ЛДПР. Ну какое равенство? О каком равенстве может идти речь, если его и в природе не существует? Ведь здоровую политическую дедовщину никто не отменял, и она даже здесь присутствует, в этом зале. За "ЕДИНУЮ РОССИЮ" проголосовало большинство пришедших на выборы, но мы не говорим, что в абсолютном отношении за оппозицию проголосовало больше, не спрашиваем вас, какое вы право имеете от лица всего народа, а большинство не ходит на выборы... и прочее, и прочее, и прочее. Это нормальный, здоровый политический, демократический процесс. Но вот тем не менее те партии, которые выдвинули своих кандидатов на выборах губернатора, в этот же день, 14 октября, в других субъектах, где проходили выборы в законодательные собрания регионов, набрали аж до полутора процентов голосов избирателей, притом что они смогли мобилизоваться, найти скрытые ресурсы и резервы, проявить свои лучшие качества и сделать то, чего не могла сделать политическая партия, которая представлена в парламенте и активно работает с избирателями на протяжении двадцати лет, - в данном случае я говорю о Коммунистической партии, поскольку мы всё прошли и нам двадцать пять лет. Нужно учитывать, Владимир Николаевич, что у муниципальных депутатов - и об этом коллега Овсянников говорил - нет в полной мере иммунитета, под которым мы понимаем, допустим, иммунитет депутата Государственной Думы или законодательного собрания. Ведь практически в основной массе своей, и это законодательно предусмотрено, 90 процентов муниципальных депутатов не работают на постоянной профессиональной основе, у них у всех есть основное место работы. Для вас, надеюсь, не будет откровением, Владимир Николаевич, то, что в некоторых поселениях, даже в подавляющем большинстве поселений единственная работа, которая может быть, так или иначе связана с бюджетом, - это территориальные представительства федеральных органов государственной власти, почта, налоговая полиция, администрация, детский сад, больница. Что касается малого и среднего бизнеса в маленьких поселениях, то его там просто нет, от силы два-три магазинчика и, может быть, маленький частный таксопарк, а зачастую и просто частные извозчики. Поэтому риски оказать давление на муниципальных депутатов под угрозой лишения их и их семей основного дохода крайне велики, и создание дополнительных гарантий, на что направлен был и законопроект коммунистов, и обсуждаемый законопроект фракции ЛДПР, лишь укрепит избирательную систему и позволит... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте полминуты. ДИДЕНКО А. Н. Я заканчиваю, да, к сожалению, время не имеет обратного отсчёта. Владимир Николаевич, есть такой метод правового регулирования - синергетический, вам, как учёному, это должно быть известно, когда мы какую-то конструкцию отпускаем в жизнь, и уже практика правовых отношений обтёсывает её, и она приобретает более или менее приемлемую форму. К сожалению, наши избиратели в последнее время нас часто критикуют за необдуманные законы, за то, что мы принимаем необдуманные решения: примем - а там поглядим. Я думаю, что мы не должны руководствоваться принципом... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Алексей Николаевич, спасибо. Владимир Николаевич Плигин. ПЛИГИН В. Н. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Действительно, состоялось очень предметное обсуждение, и Валентин Сергеевич Шурчанов предложил идею обсуждения такого рода вопросов, как вопрос формирования института глав субъектов Российской Федерации, на каких-то рабочих группах. Хотел бы обратить внимание на то, что, в частности, этот вопрос достаточно предметно, несколько в ином ключе, но тем не менее обсуждался в рамках "Открытой трибуны" под руководством уважаемого Председателя Государственной Думы Сергея Евгеньевича Нарышкина. Я не исключаю, что и в дальнейшем, по мере развития избирательного законодательства, это естественно, мы должны проводить его максимально широкое обсуждение, что, кстати, было сделано на стадии принятия закона, которым вводился институт получения подписей депутатов муниципальных образований. Вопрос обсуждался очень широко. Вызывают определённое удивление некоторые заявления, которые делаются в зале заседаний Государственной Думы, об очень конкретных правонарушениях, и приводятся достаточно точные данные. С моей точки зрения, если такого рода правонарушения, тем более преступления, имеются, то, конечно же, о них необходимо делать соответствующие заявления. Это в том числе одна из таких задач, которые стоят перед депутатами Государственной Думы. В принципе ещё раз хотел бы подчеркнуть, что смысл законопроекта - исключение конкретной группы политических партий, которые, кстати, наиболее подготовлены к различного рода выборам - муниципальным выборам, выборам глав субъектов Российской Федерации. В этой части они должны присутствовать, их права на уровне субъектов Российской Федерации должны быть равны правам других участников политического процесса, и здесь "здоровая политическая дедовщина", если я правильно запомнил этот термин, вряд ли уместна. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Гарри Владимирович, вы хотите выступить? Александр Юрьевич? Нет. Ставлю данный законопроект на голосование. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 38 мин. 26 сек.) Проголосовало за 198 чел.44,0 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 199 чел. Не голосовало 251 чел.55,8 % Результат: не принято Законопроект отклонён.