Заседание № 216
О проекте федерального закона № 159980-3 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации, связанные с прекращением права собственности на жилое помещение в двух-, многоквартирном доме, если собственник данного жилого помещения, место жительства или пребывания которого неизвестно, бесхозяйственно обращается с жильем, допуская его разрушение" (в части установления процедуры изъятия жилого помещения у собственника).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Итак, пункт 18 повестки дня: о проекте федерального закона "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации, связанные с прекращением права собственности на жилое помещение в двух-, многоквартирном доме, если собственник данного жилого помещения, место жительства или пребывания которого неизвестно, бесхозяйственно обращается с жильем, допуская его разрушение". Доклад представителя Народного Хурала Республики Бурятия. По доверенности Народного Хурала Республики Бурятия законопроект доложит Владимир Николаевич Бавлов. Пожалуйста, Владимир Николаевич. БАВЛОВ В. Н., член Совета Федерации. Уважаемый Георгий Валентинович, уважаемые депутаты! Вашему вниманию представляется законодательная инициатива Народного Хурала Республики Бурятия, проект закона "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации, связанные с прекращением права собственности на жилое помещение в двух-, многоквартирном доме, если собственник данного жилого помещения, место жительства или пребывания которого неизвестно, бесхозяйственно обращается с жильем, допуская его разрушение". Весьма распространена в наши дни ситуация, когда отдельные граждане и собственники жилья в поисках работы и лучших условий жизни оставляют свои квартиры и переезжают в другие населенные пункты, не извещая никого об изменении своего места жительства или пребывания, и установить их местонахождение практически невозможно. Распространено это явление в сельской местности, рабочих поселках и малых городах, где квартиры особой ценности не представляют. Брошенные квартиры в большинстве своем разграблены. В зимний период такие квартиры служат причиной размораживания систем отопления. При этом страдают проживающие в этих домах люди, жилищно-коммунальные организации не получают доходы от оплаты услуг, а бюджет - налог на имущество. Органы местного самоуправления вынуждены за свой счет нести заботу об этом жилье, вставляя окна, двери, устанавливая радиаторы отопления и так далее. Эти расходы собственниками не компенсируются, так как их местонахождение неизвестно. Суды не рассматривают дела в отсутствие собственника. Применить в полной мере статьи 42, 43, 293 действующего Гражданского кодекса и статью 157 действующего Гражданского процессуального кодекса практически невозможно. Законодательные акты по данному вопросу устарели и не только не позволяют судам решать эту проблему, но и не обеспечивают права и законные интересы других граждан, проживающих по соседству. В связи с этим Народный Хурал Республики Бурятия проявил законодательную инициативу и предлагает дополнить статью 293 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации третьим абзацем, и им предусмотреть возможность по решению суда собственника, который бесхозяйственно обращается с жилым помещением, допуская его разрушение, лишать жилого помещения без предварительного предупреждения об установлении нарушения и назначения срока для ремонта помещения с выплатой собственнику вырученных от продажи средств за вычетом расходов на исполнение судебного решения при условии, если место жительства или пребывания собственника жилого помещения в двух-, многоквартирном доме установить невозможно и в течение одного года по месту нахождения жилого помещения нет сведений о месте жительства или пребывания собственника жилого помещения. Продажа осуществляется с публичных торгов по иску органа местного самоуправления. Второе. Внести в Гражданский процессуальный кодекс новую статью 47-1 под заголовком "Представители, назначаемые судом" и дать возможность суду назначать представителей в лице адвоката стороне-ответчику в случаях отсутствия представителя у ответчика, место жительства и место фактического пребывания которого неизвестны, по иску о лишении права собственности на жилое помещение в двух-, многоквартирном доме, если собственник данного жилого помещения бесхозяйственно обращается с жильем, допуская его разрушение, и в других случаях, предусмотренных федеральным законом. И третье. Внести дополнение в статью 157 Гражданского процессуального кодекса следующего содержания: "В случае неизвестности места жительства и места фактического пребывания ответчика по иску о лишении права собственности на жилое помещение в двух-, многоквартирном доме, если собственник данного жилого помещения бесхозяйственно обращается с жильем, допуская его разрушение, суд рассматривает дело в отсутствие ответчика с назначением ему представителя из числа адвокатов". В данном случае адвокат оказывает юридическую помощь с получением гонорара за счет средств от реализации жилого помещения. В случае принятия данных поправок и дополнений будет основание внести аналогичные статьи в новый Жилищный кодекс, и в целом это позволит решить проблемы, возникающие с содержанием брошенных квартир в двух-, многоквартирных домах, и, главное, защитить права лиц, проживающих по соседству с брошенными квартирами. Закон не потребует расходов из федерального бюджета и внесения дополнений или изменений в другие законодательные акты. К сожалению, на предлагаемый законопроект имеется отрицательное заключение профильного Комитета Государственной Думы по законодательству, который считает, что этот вопрос полностью урегулирован имеющимся законодательством. Однако правоприменительная практика говорит о другом, и может быть, наше рассмотрение данного законопроекта позволит судам как-то изменить подход и свою правоприменительную практику по этому вопросу. Заключения Правительства на этот законопроект на основании части 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации не требуется. Правовое управление Аппарата Государственной Думы в своем заключении отметило, что концепция законопроекта нуждается в дополнительном обсуждении. Поэтому, уважаемые депутаты, учитывая важность и актуальность вопроса, особенно вот в эту зиму, когда заморожены многие дома, Народный Хурал Республики Бурятия просит принять законопроект в первом чтении. Возможность его доработки в дальнейшем ко второму чтению реально существует, а вопрос очень важный для нашей жизни. Доклад окончен. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь, пожалуйста. Содоклад председателя Комитета по законодательству Павла Владимировича Крашенинникова. Пожалуйста, Павел Владимирович. КРАШЕНИННИКОВ П. В. Уважаемые коллеги, ну, я бы разбил выступление докладчика на две составляющие. Первое. В законопроекте предлагается внести поправки в две статьи ГПК РСФСР, но на этой неделе у нас вступает в силу новый ГПК, поэтому эту составляющую просто не имеет смысла обсуждать. Что касается существа самой статьи 293, то мы, Комитет по законодательству, действительно, полагаем, что сегодняшнее правовое поле позволяет решать данные проблемы. Другое дело, что не всегда правоприменители этим пользуются. Но у нас на самом деле существует норма - статья 42 Гражданского кодекса, - которая дает возможность признать гражданина безвестно отсутствующим. И соответственно, если такое признание состоялось, над этим имуществом назначается опека и при реализации данного имущества возможно возмещение тех долгов, в том числе и по коммунальным услугам. Мы полагаем, что правоприменители, в том числе органы местного самоуправления, к сожалению, не всегда состыковывают вот эти три статьи: 293, 42 и 43. И в связи с этим возникают вот такие проблемы. Еще раз хочу подчеркнуть, что Комитет по законодательству считает, что данный законопроект нужно отклонить, официальный отзыв Правительства содержит такую же рекомендацию. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы к докладчикам, уважаемые коллеги? Вопросов нет. Есть ли желающие выступить в прениях? Тоже нет. Только Никифоренко Юрий Васильевич хочет, да? Пожалуйста, Юрий Васильевич. Включите микрофон депутату Никифоренко. НИКИФОРЕНКО Ю. В. Уважаемые коллеги, конечно, проблема есть, ее обозначил докладчик. В то же время вызывают сомнение некоторые подходы. Нам говорят, что если жилое помещение находится в течение года без хозяина, без присмотра и рушится, то надо решать вопрос. Но мы знаем, что в жизни есть вещи, которые гораздо сложнее. На юге, посмотрите, начинают строить коттедж и пять-семь лет он просто беспризорный, не могут дальше продолжить строительство: владелец или в колонии, или убит, или в армии, или за рубежом по разным причинам, и родственников нет. Поэтому такой скоропалительный подход вызывает сомнение. Даже наследников, знаете, за рубежом ищут многие десятилетия, ищут, кому передать наследство того или иного человека. И еще один вопрос возникает: а почему мы касаемся только вопросов жилья? У нас ведь сплошь и рядом и служебные помещения приватизированных предприятий порой в таком запущенном состоянии - рассадники антисанитарии. Там хозяевами становятся не просто воробьи, там уже крысы хозяйничают. Но мы почему-то миримся с этим, а вот жилье нас беспокоит. Я бы просил авторов закона, может быть, снять пока этот вопрос, проработать его дальше, с тем чтобы он был на юридическом поле вполне, так сказать, легитимен и не создавал ситуаций для судебных разбирательств. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представитель Правительства желает по этому закону выступить? Нет. Представитель Президента? Нет. На заключительном слове авторы настаивают? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона... длинное название, его номер 18 в повестке дня. Включите, пожалуйста, режим голосования. Кто без карточки и хотел бы проголосовать? Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 00 мин. 06 сек.) Проголосовало за 1 чел. 0,2% Проголосовало против 14 чел. 3,1% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 15 чел. Не голосовало 435 чел. 96,7% Результат: не принято Законопроект не принимается.