Заседание № 114
14.09.2005
Вопрос:
О проекте федерального закона № 159856-4 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" (в части регулирования охранной деятельности).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4509 по 4514 из 6058
Пункт 6, проект федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации". Законодательное Собрание Челябинской области доверило представить законопроект Михаилу Игнатьевичу Гришанкову. Гришанков здесь, в зале? Переносим на следующее заседание.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4616 по 4618 из 6058
А по пункту 6 один докладчик есть, второй опять не появился. Так, второй ушел, потому что не было первого.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4698 по 5021 из 6058
Коллеги, я предлагаю сейчас рассмотреть пункт 6 (у нас оба докладчика в зале), проект федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации". Доклад Михаила Игнатьевича Гришанкова. Пожалуйста, Михаил Игнатьевич. ГРИШАНКОВ М. И., фракция "Единая Россия". Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Данный законопроект был внесен Законодательным Собранием Челябинской области. По мнению субъекта права законодательной инициативы, указанный законопроект направлен на исключение внутренних противоречий в Законе Российской Федерации "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" и на приведение его в соответствие с Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности". Предлагается дополнить статью 11 закона положениями, определяющими правовой статус охранников. Предлагается определить возрастные ограничения для лиц, осуществляющих охранные функции: нижняя возрастная планка - 18 лет в соответствии с Федеральным законом "Об оружии" и предельный возраст охранника - 60 лет, что обусловлено определенными требованиями к его физической подготовке. Для осуществления защиты жизни и здоровья граждан предлагается дополнить статьи 17 и 18 закона и предоставить охранникам право применения специальных средств и огнестрельного оружия не только для защиты собственной жизни, но и жизни охраняемых ими граждан. В соответствии с Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности" негосударственная (частная) охранная деятельность подлежит лицензированию. При этом лицензия выдается только юридическим лицам, однако в статье 16 закона говорится о лицензии охранника. Для устранения данного противоречия с федеральным законом предлагается указанную норму из статьи 16 исключить. Реализация законопроекта не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Содоклад Геннадия Владимировича Гудкова, члена Комитета по безопасности. Пожалуйста, Геннадий Владимирович. ГУДКОВ Г. В. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Мне редко доводится выступать с моим коллегой Гришанковым с разных позиций, но сегодня это так в результате слишком оперативной работы Государственной Думы, поскольку те вопросы, которые содержатся в законопроекте челябинцев, уже рассмотрены Государственной Думой. Мы не так давно с вами приняли закон, поправку к действующему закону об охранной и детективной деятельности, в который фактически вложили всю формулировку, которая содержится у челябинцев. То есть мы уже сделали первую часть работы, проголосовав с вами трижды, и этот закон уже подписан Президентом Российской Федерации. Теперь что касается содержательной стороны вопроса. Если анализировать еще некоторые ноу-хау, которые предлагаются в этом законе, то они, в общем-то, тоже на сегодняшний день в работе. Еще в Государственной Думе третьего созыва нами внесена поправка, исключающая частных охранников из числа получателей лицензий, поскольку действительно лицензию должны получать только юридические лица, но мы несколько по-иному сформулировали эту поправку и оставили требование к частным детективам и к детективным организациям относительно получения индивидуальных лицензий, и считаем это обоснованным. Что касается вот той попытки, которую сделало челябинское Законодательное Собрание в отношении расширения применения оружия при защите охраняемых лиц, то этот вопрос, по сути дела, давно стоит в повестке дня и называется: о легализации телохранителя. Но здесь это сделано несколько юридически неточно. Рабочая группа, которая работает по поправкам к закону об охранной и детективной деятельности, уже эту тему отработала и нашла с заинтересованными министерствами и ведомствами правильный, оптимальный путь введения института телохранительства в Российской Федерации, сохранив жесткий эффективный контроль со стороны государственных органов. Таким образом, актуальность законодательной инициативы Законодательного Собрания Челябинской области, можно сказать, сегодня утрачена. В этой связи мы предлагаем - я говорю от имени Комитета Государственной Думы по безопасности - отклонить данный законопроект. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Геннадий Владимирович. Есть ли вопросы к докладчику и содокладчику? Вопрос есть у Владимира Вольфовича Жириновского. Один вопрос. Пожалуйста, Владимир Вольфович. ЖИРИНОВСКИЙ В. В. У меня вопрос к докладчику, а может быть, содокладчик ответит. Каково у нас количество всех частных охранников? Каков персонал всех охранных агентств? Сколько у них единиц огнестрельного оружия и техники, я имею в виду автомобили? Не представляет ли это угрозу - что в определенный момент эти люди могут стать сильнее, чем МВД, ОМОН, армия и так далее? Вот в городе Москве их сто тысяч, хотя цифры разные, ведь могут скрывать цифры. И поэтому, если вы дадите цифры по всей стране, мы хотя бы сравним количественный состав нашей армии и количество частных охранников. ГУДКОВ Г. В. Спасибо, Владимир Вольфович, вам за вопрос. Он дает возможность дать точную информацию, развеять мифы вокруг охранных и детективных организаций. В нашей стране сегодня во всех структурах безопасности, включая службу безопасности и прочее, прочее, например, такие структуры, которые охраняют "Газпром", работают пятьсот сорок шесть тысяч человек. Это те люди, которые прошли соответствующую проверку, допущены к работе, имеют соответствующее удостоверение. Что касается всего персонала, он чуть больше. Если говорить о вооружении, то наши охранники, в отличие от западных своих коллег, вооружены маломощными пистолетами (я говорю просто по характеристикам). Это облегченный, менее мощный вариант пистолета "Иж-71", с мягкими свинцовыми пулями и ослабленными патронами он имеет гораздо меньшую поражающую дальность и кучность стрельбы, нежели даже армейский пистолет Макарова. Также на вооружении у охранников гладкоствольные помповые ружья, которые применяются охотниками. Общее количество единиц оружия - примерно сто семьдесят шесть тысяч. Это одна двадцать пятая от общего количества единиц оружия, находящегося на руках у гражданских лиц. Что касается угрозы, то, безусловно, эти организации не только не представляют какой-либо угрозы, эти организации представляют собой реальную защиту от криминала. Они активно участвуют в антитеррористических мероприятиях, мероприятиях по обеспечению общественной безопасности. И если мы количество наших охранников сравним с количеством охранников в Соединённых Штатах Америки, то там в этой индустрии работают и имеют право применять гораздо более мощное оружие примерно два миллиона человек. Это при восьмистах семидесяти тысячах сотрудников полиции. В нашей же стране около двух миллионов людей, как вы знаете, работают в МВД (я не беру другие силовые структуры) и пятьсот сорок шесть тысяч допущены до работы с применением спецсредств и оружия. Никакой ни политической, ни иной опасности эта индустрия не представляет. Наоборот, все страны на сегодняшний день имеют гораздо больше достижений в развитии национальных индустрий безопасности, поскольку видят в этом естественного союзника в поддержании правопорядка и решении других вопросов безопасности граждан. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Геннадий Владимирович. Вопросов больше нет. Кто хотел бы выступить? Прошу записаться. Список покажите, пожалуйста. Курьянович Николай Владимирович, пожалуйста. По три минуты. КУРЬЯНОВИЧ Н. В., фракция ЛДПР. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Все примерно знают, что из себя сейчас представляют частные охранные предприятия. Это не что иное, как в подавляющем большинстве своем бандитские крыши, которые легализовались, имеют оружие. Даже депутаты Государственной Думы не имеют права ношения в случае необходимости каких-то защитных средств безопасности. И здесь хотелось бы не согласиться с ранее выступившим коллегой, что никакой опасности нашим государственным, национальным интересам они не представляют. Разумеется, представляют, и нужно вообще сферу так называемой безопасности минимизировать, поскольку у нас не те просторы, не тот менталитет, чтобы центр тяжести национальной безопасности переносить на ЧОПы. И так нашу страну уже называют страной охранников, банкиров и дворников. И это весьма символично. Поэтому предлагаем не поддерживать данный законопроект, как сугубо несвоевременный. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Олег Александрович Малышкин. МАЛЫШКИН О. А. Уважаемые коллеги, по-моему, нам всем уже нужно идти в частные детективы. Вот сегодня мы послушали министра Грефа, и он, - если вы не верите мне, то, пожалуйста, стенограмму прокрутите, посмотрите, - говорил, что где-то около 90 процентов импорта у нас черным образом приходит в страну. Если это так, то что же мы тогда тут сидим решаем, о чем вообще говорим? Тогда нашей конторе, правительству надо разбегаться в разные стороны. Фрадков ведет заседание правительства, вопрос идет о сборе налогов, о налоговой амнистии, министр Христенко говорит: разумные люди, укравшие налоги, уже вложили их в имущество. Вот тогда вопрос актуален! Давайте все мы сейчас подадимся в частные детективы, потому что вот сидим, чего-то говорим, что-то решаем, но ничего этого не будет. Если у нас черный нал идет через границу, 90 процентов, чего тогда можно делать вообще, о чем говорить? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Романов Валентин Степанович. РОМАНОВ В. С. Уважаемые депутаты, отношение к этому проекту выскажу в конце, а сейчас два слова вот каких. Насколько же должна была деградировать социальная структура общества, чтобы спустя пятнадцать лет мы услышали (признаться, я впервые слышу эту цифру), что пятьсот сорок шесть тысяч молодых, сытых, здоровых профессионалов занимаются только тем, что охраняют таких же здоровых, сытых и молодых? Это же паразитирование, объективно говоря! Что, рабочие нанимают частных охранников, крестьяне себе могут это позволить, учителя, врачи? Ведь совершенно ясно, что это порождено капитализмом в той его дикой форме, в какой он сложился в России. Малая часть общества незаконно, неправедно провела приватизацию, в большинстве случаев, к сожалению, это так, олигархический капитал в том числе. А теперь - закрытые замки, отдельные поселения, охрана на въезде в эти виллы и коттеджи... И вот это всё теперь выливается в гигантскую цифру. Я не согласен с депутатом Гудковым, который говорит, что полмиллиона вооруженных, надрессированных, натренированных молодых людей никакого влияния не окажут. А сколько в Чечне молодых людей за оружие взялись когда-то? Это серьезнейший вопрос! Я повторяю, обсуждение данного проекта только привлекает внимание: какие же гигантские проблемы, какие противоречия накопились в нашем обществе! Поддерживать данный законопроект, я считаю, не стоит. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желание высказаться у представителей правительства и президента? Требуется ли заключительное слово? Пожалуйста, Геннадий Владимирович Гудков. Три минуты. ГУДКОВ Г. В. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Честно говоря, мне немножко стыдно за то, что у нас, у некоторых наших товарищей, такое дремучее сознание. Дело в том, что, когда у нас что-то происходит в стране, тогда пользуются помощью тех ветеранов правоохранительных органов, спецслужб, которые работают сегодня в этой индустрии. Когда происходит ЧП, когда происходит несчастье, когда нужно решать подобные вопросы, эти организации используются активнейшим образом государственными правоохранительными органами. Когда уважаемый наш господин Романов, коллега, проходит мимо охранника, отвечающего за безопасность Государственной Думы (а здесь уже была попытка сделать два взрыва), он, наверное, думает, что этот сытый, здоровый, толстый человек стоит только для того, чтобы охранять таких же толстых, сытых и здоровых непонятно кого - депутатов. Мне стыдно за коллег, которые пытаются называть сотрудников, имеющих ордена, медали, носящих звания Героев России и Советского Союза (я могу перечислить десятки их), бандитскими крышами. Это, наверное, то "спасибо" и та благодарность, которые высказываются некоторыми нашими, надеюсь, искренне заблуждающимися товарищами людям, которые ценой своей жизни иногда, здоровья, кровью защищали Россию, защищали ее в Чечне, защищали наши интересы в Афгане и так далее, и тому подобное. Более 30 процентов из этих пятисот сорока тысяч - это бывшие сотрудники, офицеры правоохранительных органов, спецслужб, Российской армии, люди, награжденные медалями, орденами, люди, которые служили десятки лет своей Родине. И вот сейчас так противопоставлять себя ветеранам, противопоставлять так себя людям, которые сегодня защищают и предприятия различных отраслей - машиностроения, автомобилестроения, атомной энергетики, транспорта, связи. Сегодня всё обеспечивается этими структурами, и вот так заявлять здесь, в здании Государственной Думы... Честно говоря, мне просто стыдно слышать. Я хочу еще сказать, что весь мир развивает эту индустрию. Во всем мире извлекают из этого выгоду, весь мир стремится интегрировать эту систему в общую систему мер государственной и общественной безопасности, и только Россия продолжает делать на этом пиар. Предлагаю этот законопроект отклонить, но не потому, что он несвоевременный и неправильный, а только потому, что мы эту работу уже сделали. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Геннадий Владимирович. Я прошу прощения у моих коллег, но я тоже хотела бы некоторые ваши высказывания прокомментировать. Мы, к сожалению, видим на экранах телевизоров другую картину - молодые, здоровые парни разбираются друг с другом из-за собственности. И это не только художественные сериалы, это и документальные сериалы в сводках криминальных новостей. Мы с уважением относимся к тем, кто действительно служил и служит России, независимо от места службы, которое сейчас им предназначено, но, вообще, это действительно слишком большая армия, и толку от нее мы пока не видим. Милиции просто мешают работать. По ведению - Борис Львович Резник. РЕЗНИК Б. Л., фракция "Единая Россия". Спасибо. Уважаемая Любовь Константиновна, у меня к вам убедительная просьба: если вы задаете вопрос "кто хочет выступить?", пожалуйста, смотрите в зал. Я тянул руку. Дело в том, что мы в Думе прошлого созыва и нынешнего уже приняли около пятидесяти всяких постановлений и поручений по рыбным делам, а ситуация только усугубляется, становится всё хуже, потому что мы, по сути дела, выпускаем их в белый свет как в копеечку - написали бог весть что и, так сказать, быстренько проштамповали, извините. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Борис Львович. Я вам должна ответить. Я спросила: "Кто хотел бы выступить?" Желающий был только один - Владимир Вольфович. Если поднята больше чем одна рука в зале, я всегда объявляю запись на выступления. У вас появилось желание выступить после выступления Жириновского, давайте не будем лукавить. Романов Валентин Степанович, пожалуйста. РОМАНОВ В. С. Я хочу репликой ответить депутату Гудкову. Наши оценки не относятся к тем людям, к личностям, которые прошли суровую дорогу и которых капитализация выкинула в безработные, если говорить об офицерах КГБ или "чеченских" ребятах и так далее. Наша оценка не относится к тем, кто охраняет Государственную Думу. Я говорю о частных охранных структурах. А может быть, вы проясните: что, нас тоже частники охраняют? Кто им платит тогда? Я-то по наивности полагал, что нас охраняют государственные структуры. ИЗ ЗАЛА. ФСО охраняет, это никакого отношения к частникам... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Курьянович Николай Владимирович, по ведению. КУРЬЯНОВИЧ Н. В. Любовь Константиновна, спасибо вам за поддержку. Я хотел как бы в развитие этой темы тоже коллеге Гудкову возразить. Разумеется, мы тех, кто прошел суровую школу испытаний, в том числе и в боевых условиях, в горячих точках, в виду не имели, мы имели в виду тех, кто вынужденно уволился из Вооруженных Сил по сокращению или по каким-то иным причинам и вынужден в этих ЧОПах, что называется, зарабатывать на жизнь. Поскольку уровень безработицы у нас гораздо выше, чем заявленный официально, бывшие уважаемые военнослужащие вынуждены сытых банкиров, сытых олигархов, а также представителей различных этнических преступных группировок даже, может быть, в ущерб своему личному достоинству охранять, хотя они способны на большее и должны служить прежде всего в государственных структурах. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, все высказались? Кто за то, чтобы принять законопроект в первом чтении? Прошу проголосовать. Мнение комитета - отклонить. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 49 мин. 55 сек.) Проголосовало за 4 чел.0,9% Проголосовало против 49 чел.10,9% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 53 чел. Не голосовало 397 чел.88,2% Результат: не принято Не принято.